Земельный контроль

Содержание

Что такое муниципальный земельный контроль?

Земельный контроль

Земельное законодательство страны не ограничено регламентацией прав и обязанностей землевладельцев, процедур оформления земли в собственность или владение и другими положениями, касающимися использования ресурсов земельного фонда.

В земельных нормах имеет место быть и закрепление функций надзорных органов, призванных контролировать использование земли страны, законность перевода земель из одной категории в другую, соблюдение экологического законодательства.

Осуществляет такую надзорную функцию на местах муниципальный земельный контроль, действия которого регламентированы ст. 72 Земельного Кодекса России.

Понятие муниципального земельного контроля

Что такое муниципальный земельный контроль, прописано в п. 1 ст. 72 ЗК РФ. Согласно норме, муниципальный земельный контроль – это деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением норм законодательства в отношении земельных правоотношений, за нарушение которых предусмотрена административная или иная ответственность.

Государственный земельный контроль проводится в отношении:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • юридических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • физических лиц.

Земельный контроль органами местного самоуправления проводится в отношении объектов земельных отношений, которые расположены в границах городского округа или в границах поселения.

Каждый муниципалитет осуществляет контрольные функции исключительно на вверенной ему территории. Таким образом подконтрольной является вся территория страны.

Муниципальный контроль выявляет в процессе своей деятельности все незаконные действия в отношении земли, к примеру, ее загрязнение, нецелевое использование, самовольный захват, неправомерный перевод земли из одной категории в другую и т.д. Особо внимательно муниципальные органы следят за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения.

Функции муниципального контроля

Земельный контроль в отношении физических лиц или организаций проводится с превентивной направленностью для пресечения будущих земельных нарушений. Однако чаще всего факт выявления нарушения законодательства выявляется уже после его совершения.

Орган, осуществляющий контроль, при проведении проверочных мероприятий использует административный регламент, в котором зафиксированы все полномочия и алгоритмы проведения проверок.

Контроль позволяет сделать прозрачным процесс учета землепользования и организовать рациональное использование земельных фондов страны.

Основные функции земельного контроля можно обозначить следующим образом:

  • соблюдение законодательных земельных норм;
  • пресечение самовольного захвата земли или использования ресурсов без разрешительной документации;
  • сбор и систематизация данных о фактическом состоянии земли;
  • соблюдение целевого использования земель;
  • защита сельскохозяйственной земли от порчи или химического отравления почвы;
  • своевременность выполнения рекультивации;
  • выполнение мероприятий по охране земли;
  • сохранность межевых границ.

На территории сельских поселений и городов муниципальный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.

В итоге получается, что контролируют земельное использование следующие органы:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местные администрации.

Никто иной не может проводить проверочные мероприятия и выносить документально зафиксированные предписания по устранению выявленных нарушений.

Разновидности контроля

Виды земельного контроля также зафиксированы в главе 12 Земельного Кодекса страны. Согласно нормам, муниципальный контроль – это лишь одна разновидность земельного контроля.

Наряду с ним имеют место быть следующие виды земельного контроля:

  1. Государственный земельный контроль.
  2. Общественный земельный контроль.
  3. Производственный земельный контроль.

Государственный контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти. Они также контролируют законность действий всех граждан и юридических лиц в отношении земли, соблюдение земельного законодательства. Кроме того государственный контроль следит за действиями муниципальных органов, отвечающих за проведение мероприятий земельного контроля.

Общественный земельный контроль – это деятельность граждан или общественных объединений в целях наблюдения за деятельностью органов государственного и муниципального земельного контроля.

Это добровольная деятельность некоммерческих организаций, которые желают внести свой вклад с защиту и охрану земельных ресурсов страны, проявить инициативу в вопросах поиска виновников утраты качества земельного фонда.

Производственный земельный контроль осуществляют сами юридические лица в добровольном порядке в процессе использования земельных ресурсов в производственных целях. Эти действия проводятся в соответствии с правилами внутреннего распорядка компании.

Если при проверке будут выявлены нарушения со стороны установленных виновных лиц, организации будут иметь право применить к ним дисциплинарные взыскания.

Что такое план контрольных мероприятий?

Перед проведением муниципального земельного контроля составляется план проверок. Внеплановая проверка тоже может иметь место быть, но для ее проведения необходимы веские основания в части выявленных нарушений.

Муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще 1 раза в 2 календарных года.

Но даже для плановой проверки должны быть основания в виде выявленных правонарушений земельного законодательства.

В отношении юридических лиц проверка проводится в случае:

  • истечения срока предписания устранения нарушений;
  • при поступлении информации о фактах нарушения земельного законодательства.

План проведения контроля состоит из ряда важнейших этапов, соблюдение которых является обязательным:

  1. Получение распоряжения со стороны муниципального органа о проведении плановой проверки или обнаружение оснований для осуществления внеплановой проверки.
  2. Проведение проверки, сбор доказательств, составление акта проверочных мероприятий.
  3. Передача материалов в главное управление для принятия окончательного решения.
  4. Рассмотрение материалов и вынесение решения.
  5. Проверка устранения нарушений законодательства.
  6. Составление учета муниципальной проверки.

Инициировать проверку могут и государственные органы контроля. Они могут направить предписание в муниципальное подразделение своего органа для проведения проверочных мероприятий.

Как проводится муниципальный контроль?

Порядок осуществления муниципального земельного контроля регламентирован нормами Земельного Кодекса. Порядок проведения проверочных мероприятий установлен внутренним административным регламентом.

Установленное ведомство назначает дату проведения проверки, составляет акт, где прописывается вся информация о нем. Копия этого документа обязательно передаётся администрацией в орган государственного надзора.

После получения акта проверки надзорный орган в течение 5 рабочих дней выносит решение о возбуждении дела в рамках административного регламента или выносит мотивированный отказ.

По результатам проверки тоже составляется акт, где указываются выявленные нарушения при их наличии. Если нарушения обнаружены, к акту составляется предписание с указанием сроков устранения нарушений.

Если нарушения в указанный срок не будут устранены, в течение 30 дней надзорное ведомство, выписавшее акт, сообщает об очередном правонарушении в государственной орган.

Когда дело доходит до такого развития событий, государственной орган может подать на виновное лицо в суд с требованием изъять из пользования земельное владение, эксплуатируемое с нарушением норм земельного законодательства. Если действия сотрудников муниципального контроля не законны, их можно обжаловать в судебном порядке.

Не стоит забывать, что подобные контрольные действия могут осуществлять только отдельные сотрудники специальных органов, которые имеют удостоверения на проведение проверочных мероприятий.

Акт, составляемый по результатам проверки, должен содержать в себе следующую информацию:

  • номер документа, дату и место создания;
  • номер акта муниципалитета;
  • сведения о должностном лице, оформляющем акт;
  • сведения о понятых, присутствующих при проверке территории;
  • информация о земельном участке;
  • сведения о лице, использующем участок земли;
  • пояснения лица, использующего участок земли;
  • подписи сторон проверочного мероприятия.

К акту дополнительно могут быть приложены различные фотографии, схемы и графики, которые бы наглядно отражали выявленные факты нарушений использования земельных ресурсов.

Судебное обжалование муниципального контроля

Судебная практика по спорам с муниципальными и федеральными органами земельного контроля в 2020 году разнообразна. В основном рост таких попыток обжалования действий проверочных органов обоснована увеличением размера штрафных санкций за незаконное пользование земельными ресурсами.

В основном предметами судебных тяжб с органами муниципального контроля являются отсутствие события административного правонарушения, его состава или недоказанность вины.

Уже на протяжении многих лет самым распространённым нарушением в сфере земельного законодательства является нарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ – самовольное занятие земельных участков.

Суды нередко принимали сторону истца, обжалующего решение надзорного органа, на том основании, что нарушение носило малозначительный характер. Малозначительность в этом случае аргументируется как отсутствие вероятности возникновения общественной опасности, нет факта нанесения ущерба и устранение допущенных нарушений к моменту рассмотрения поданной жалобы.

Также муниципальные органы земельного контроля часто привлекают к ответственности юридических лиц, нарушающих порядок и условия переоформления срока арендного пользования земельными участками.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в стране с целью выявления и своевременного пресечения нарушений земельного законодательства.

Контрольные мероприятия проводятся в части проверки целевого использования земель, защиты и охраны окружающей среды, соблюдения норм Земельного Кодекса страны. Проверки проводятся на основании плана и по результатам их выносятся предписания об устранении выявленных нарушений в строго обозначенные сроки.

Источник: http://expert-home.net/munitsipalnyj-zemelnyj-kontrol/

Кем осуществляется государственный земельный надзор в 2020 году

Земельный контроль
Время чтения: 6 минут

В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.

Понятие надзора

Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.

Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность.

К основным его задачам можно отнести:

  • организацию и проведение проверок;
  • принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
  • анализ текущей ситуации;
  • прогнозирование их исполнения в дальнейшем.

Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.

Уполномоченные органы и поднадзорные лица

Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц.

Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2020 году:

  • Росреестр;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);

Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.

Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:

Методы осуществления контроля

Земельный кодекс РФ выделяет следующие виды земельного контроля:

  • муниципальный,
  • общественный,
  • производственный.

Каждый из этих видов будет рассмотрен более подробно ниже.

Выделяют также несколько форм надзора. Так, государственный земельный контроль осуществляется в форме:

  1. Проведения плановых и внеплановых проверок.
  2. Систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.

    Оно осуществляется путем административного обследования объектов, анализа правовых актов и решений, принятых органами государственной власти и местного самоуправления.

  3. Принятия мер по пресечению правонарушений или устранению их последствий.

Объекты проверок

Организация контроля за охраной и использованием земель в РФ предусматривает проверку:

  • земельных участков,
  • частей земельных наделов;
  • земли как природного объекта и ресурса.

Все объекты надзора можно поделить на две группы: общие и непосредственные. К первой относят землю как часть земной поверхности, которая рассматривается в качестве природного объекта и важного ресурса.

Под непосредственным объектом понимается конкретный земельный участок или его часть. Он должен быть индивидуализированным, то есть иметь четко установленные границы, размеры и местоположение.

Помимо этого, объектом контроля может выступать отдельно взятая категория земель или их часть, поскольку территории подразделяются по своему целевому назначению. Сюда можно отнести, например, земли:

Управление Росреестра как органа государственного надзора

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции.

В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:

  • контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
  • надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
  • контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
  • контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
  • установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
  • исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
  • устранение правонарушений в данной сфере.

Обязанности Росреестра по земельному контролю достаточно широки. Орган действует на основании ряда подзаконных актов, таких как:

Отдел государственного земельного надзора управления Росреестра есть в каждом регионе.

Чтобы более детально ознакомиться с его функциями, узнайте, что собой представляет единый государственный реестр недвижимости.

Результаты деятельности Росреестра

По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.

В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.

Особенности муниципального контроля

Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль.

Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений.

Придерживаться этих норм обязаны все:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели.

Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.

Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов.

Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:

  • округа, если объекты расположены в его границах;
  • поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
  • муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.

Права и обязанности органов муниципального надзора

Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

  • соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
  • исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;
  • сбор достоверной информации о состоянии участков;
  • предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
  • совершение действий, направленных на улучшение угодий;
  • расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
  • контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
  • приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Процедура осуществления контроля

Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:

  • обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
  • необходимости проверки выполнения предписаний;
  • получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.

Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год.

План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.

По результатам проверки составляется акт.

В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.

В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

Особенности общественного надзора

В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.

На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.

Суть и функции общественного контроля

Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=VWJmPr3l_Zg

Такой надзор выполняет следующие функции:

  • информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
  • предупредительную. Предотвращает правонарушения;
  • карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.

Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.

Особенности процедуры

Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.

Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.

В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.

Результаты надзора

В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.

Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.

Что такое правовая охрана земель

В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают.

Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:

  1. Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.

  2. Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.

Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.

Узнайте более подробно, что в себя включает правовая охрана земель.

Выводы

Государственный земельный надзор – важная функция уполномоченных органов. Она состоит в сборе информации о состоянии существующих наделов и контроле соблюдения требований земельного законодательства землепользователями.

В компетенцию этих органов входит выявление нарушений в данной сфере, устранение их последствий и привлечение виновных лиц к ответственности.

Общественный и производственный надзор призваны повысить эффективность работы государственных органов по сохранению одного из главных ресурсов страны.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/gosudarstvennyj-zemelnyj-nadzor.html

Земельный контроль (надзор): понятие, виды и содержание

Земельный контроль

Земельный контроль, как любая мера правовой направленности осуществляет определенные функции, которых всего три: предупредительная, целью которой является предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки; информационная, роль этой функции заключается в сборе данных о подконтрольных объектах, и карательная, последняя функция основанная на привлечении нарушителей законодательства земельной направленности к юридической ответственности.

Что касается классификация видов земельного контроля, то ее можно произвести по нескольким критериям. По критерию субъекта, занимающегося земельным контролем, важно помнить про надзор государственного характера, производственного, а также муниципального и общественного контроля.

Замечание 1

При этом обязательно иметь ввиду, что земельный контроль в рамках государства может осуществляться только органами федеральной власти.

Не рассматривается возможность проведения государственного земельного надзора субъектами РФ ЗК РФ.

Определение 1

Направленность контроля — это один из критериев по которому нужно различать внешний и внутренний земельный надзор.

Хозяйствующим субъектом осуществляется внутренний земельный контроль нося название производственный. Земельный контроль относящийся к организационно не подчиненным объектам показывает себя в форме надзора государственной направленности, а также муниципального и общественного контроля.

Земельный надзор

Определение 2

Государственный земельный надзор — это один из видов деятельности уполномоченный органами исполнительной федеральной власти, целью которого является предупреждение, пересечение и выявление нарушений органов гос.

власти, местным самоуправлением и его органами, и юридическими лицами, их управляющими, другими лицами при должности, предпринимателями индивидуального характера, гражданами требований, правил земельного законодательства, которые были установлены посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятие определенных мер законодательством Российской Федерации, которые направлены на устранение или пресечение последствий обнаруженных нарушений, и деятельность отдельно-уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за осуществлением земельных требований от законодательства при выполнении органами гос.власти, органами местного самоуправления, лицами юридического характера, предпринимателями индивидуальной направленности и гражданами своей деятельности.

Земельный надзор государственного характера можно разделить на общий, он осуществляется органами общей компетенции такими как: Правительство и Президент РФ и т д.), а также специальный, это надзор осуществляется органами исполнительной власти, которые обладают специальными полномочиями, в основном это Росреестр.

Земельный надзор государственного характера имеет свои элементы механизма по управлению земельными ресурсами, имея при этом целый ряд особенностей.

Первая особенность государственных органов по земельному надзору заключается в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывая при этом все категории земель, а также деятельность субъектов хозяйственной сферы вне зависимости от формы собственности.

Вторая особенность государственного земельного контроля основывается на содержании мер административного принуждения, которые используются государственными инспекторами по отношению к нарушителям законодательства в земельной сфере.

К этим мерам также относят административную ответственность (это штраф или более мягкая форма, предупреждение), административное пресечение (меры служащие для пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и.т.д.

Замечание 2

Стоить отметить, что перечни должностных лиц тоже утверждены, поэтому лица при должности имеют все полномочия на составление протоколов административной направленности.

Земельный контроль в государстве всегда происходит в форме проверок, которые проводятся в четком плане, но есть случаи и внеплановых проверок.

Внеплановые проверк проводятся в случае проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений законодательства в земельной сфере, а также в ситуации, когда документы или другие доказательства, служащие свидетельством правонарушительных действий в рамках земельного законодательства, получаем от органов публичной власти, организаций и самих граждан.

Замечание 3

Стоит помнить, что государство рассматривает ряд гарантий индивидуальных интересов юридических лиц и предпринимателей от произвола со стороны надзорных органов посредством распределения обязанностей, ответственности и взаимных прав, а также установления процедур правового характера имеющие прямое отношению к надзору.

В основном гарантии такого вида предусматривает Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц во время муниципального и государственного контроля». Такой Закон служит для различия планов и внеплановых проверок. Например, основанием для проведения внеплановой проверки являются:

  1. Окончание временного срока для выполнения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом ранее выданного предписания свидетельствующего об устранении выявленного нарушения требований обязательного характера и требований, которые установил сам муниципальный правовой акт;
  2. Поступление в органы муниципального контроля, а также в органы государственного контроля заявлений от граждан, юридических лиц, предпринимателей индивидуального характера, информации от гос.власти, органов местного самоуправления, средств СМИ о следующих фактах:
    • появление угрозы, которая может причинить вред здоровью и даже жизни граждан, вреда окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства, а также угрозы ЧС техногенного и природного характера;
    • нанесение вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства, а также угрозы ЧС техногенного и природного характера;
    • Нарушение прав потребителей (в ситуации, когда граждане чьи права были нарушены обращаются в соответствующие органы).

В соответствии с пунктом 2 статьи 71 ЗК РФ порядок проведения федерального земельного контроля определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле».

В данном документе можно увидеть перечисление всех федеральных органов исполнительной власти, которая принимает участие в государственном контроле в земельной сфере.

В число этих органов входят Росприроднадзор, Росреестр, Россельхознадзор и их территориальные органы.

Замечание 4

В постановлении отмечается перечень должностных лиц, которые занимаются надзором за этими органами.

Так, инспекторы государственного Росреестра занимаются государственным земельным надзором, который следит за выполняемыми требованиями земельного законодательства о недопущении символьного занятия земельных участков, а также обмена ими в самовольном характере, использованием земельных участков без документов правоустанавливающей направленности и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; соблюдением порядка переуступки права пользования земель; исполнение требований законодательства в земельной сфере, а также использование земель по целевому назначению, осуществление обязанностей приводящих земельное состояние пригодное для использования по целевому назначению; исполнение требований о сохранности и наличии межевых знаков границ земельных участков; порядок в котором показываются сведения о состоянии земель и.т.д.

Органы земельного контроля

Что касается контроля земельной сферы, то им занимается росприроднадзор.

Этот орган следит за выполнением обязанностей относящихся к рекультивации земель после завершения разработки полезных месторождений для ископаемых мелиоративных, строительных, лесозаготовительных, а также других работ, которые осуществляются для собственных и внутрихозяйственных надобностей; исполнение мероприятий направленных на улучшение земель и охране почв от водной эрозии, ветреных воздействий, и других процессов ухудшающих земельное состояние; пользование лесами и земельными участками в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и.т.д.

Россельхознадзор занимается назначениями на сельскохозяйственных землях надзора, который будет следить за исполнением Федерального закона от 16.07.

1998 № 101-ФЗ «О регулировании государством плодородных земель сельскохозяйственного назначения» по сохранению, а также воспроизведению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, это относится и к мелиорированным землям; исполнение задач для предотвращения самовольного снятия, уничтожения и перемещения слоя почвы, который является плодородным, и порчи земель в результате неверного использования агрохимикатов, пестицидов или других средств опасных для окружающей среды и здоровья человека.

Замечание 5

Из этого следует, что первый из указанных органов занимается контролем за соблюдением требований по пользованию земель всех категорий; а второй орган учавствует в надзоре за исполнением требования относящихся к защите земель; третий же орган со своими полномочиями имеет влияние на категорию земель сельскохозяйственного назначения и суб категорию сельскохозяйственного пользования, которая входит в состав земельной категории населенных пунктов.

Государственные инспекторы отвечающие за охрану и пользование землями при исполнении своих обязанностей имеют полное право: посещать объекты и организации при наличии служебного удостоверения, обследовать земельные участки, которые находятся во владении, а также собственности и аренде; выдавать предписания обязательного характера относящиеся к вопросам по соблюдению требований законодательства в земельной сфере, а также сообщать о нарушениях, которые были выявлены в ходе проверок; заниматься составлением протоколов свидетельствующих о нарушениях земельного законодательства, а после отправлять их на рассмотрение определенным должностным лицам, которые занимаются административными правонарушениями.

Определение 3

Муниципальный земельный контроль — это вид деятельности, который осуществляется местными органами самоуправления с целью обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, пересечению и выявлению законодательных нарушений в земельной сфере в пределах муниципального образования.

Во время определения объекта муниципального земельного контроля нужно знать о двух обстоятельствах.

Первое, при осуществлении этого надзора органы местного самоуправления не могут присваивать функции специально уполномоченных органов государственного земельного контроля.

Для этого есть методические рекомендации специального характера, в которых говорится о порядке взаимодействия органов, исполняющих муниципальный земельный контроль, и Росреестра.

Во-вторых, в случае если государственный надзор земельного характера (пункт 1 статья 71 ЗК РФ) и общественный земельный контроль (пункт 3 статья 72 ЗК РФ) осуществляются за использованием и охраной земель, то земельный контроль муниципальной направленности — только за использованием земель. Этот подход объясняется тем, что надзор по охране за землями является одной из разновидностей экологического контроля, которым с 2006 года 1 января органы местного самоуправления не осуществляют.

Земельный контроль определяется муниципальными и нормативными правовыми документами органов местного самоуправления. Обычно этим контролем занимается комитет местной администрации.

Что касается правообладателей земельных участков, то они обязаны: обеспечить присутствие своих представителей или свое присутствие во время осуществления мероприятий по муниципальному контролю земельной направленности; представлять акты свидетельствующие о нравах на земельные участки, о особых режимах использования земель, проектно-технологические, а также иные материалы, которые регулируют вопросы защиты и использования земель; помогать в организационных моментах относящихся к мероприятиям муниципального контроля в земельной сфере, и обеспечивать необходимые условия для специалистов отдела муниципального контроля.

Вместе с муниципальным и государственным контролем земельное законодательство рассматривает возможность на осуществление земельного контроля в общественных масштабах (пункт 3 статья 72 ЗК РФ).

Определение 4

Общественный земельный контроль — это деятельность граждан направленная на проверки и соблюдения установленного порядка для подготовки, а после принятия органами исполнительной государственной власти решений, которые имеют отношение к законным интересам и правам всех граждан, юридических лиц и земель находящихся под защитой.

Земельный контроль общественного характера используется только тремя категориями субъектов: территориальными органами общественного самоуправления, организациями общественной направленности и гражданами.

Существует очень важное отличие общественных субъектов экологического контроля, а также субъектов земельного контроля: согласно статье 12 Закона о защите окружающей среде за экологическим контролем следят общественные и другие некоммерческие объединения.

В Российской Федерации Земельный кодекс определяет участие общественности в этом смысле более узко (без других объединений некоммерческого характера). Но тем не менее в роли субъекта по экологическому контролю в Законе о защите окружающей среды не отмечаются органы территориального общественного самоуправления.

Основываясь на статье 27 Закона о самоуправлении местного характера под общественно-территориальным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территориальных поселений для самостоятельного и под свою ответственность применения собственных инициатив относящихся к вопросам местного значения. Что касается самоуправления на общественной территории, то оно действует в пределах территорий проживания граждан: многоквартирный жилой дом; подъезд многоквартирного жилого дома; жилой микрорайон; группа жилых домов; населенный пункт сельской направленности, который не является поселением; другие места проживания граждан.

Определение 5

Под добровольным рассматривается общественное объединение, самоуправляемое некоммерческое формирование, основывающееся на желании граждан, которое объединилось на общественной основе интересов по реализации обеих задач, отмеченных в уставе общественного объединения. Конституция Российской Федерации составляет правовую основу, для участия общественности в контроле за земельным состоянием опираясь на Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/zemelnyj-kontrol/

Муниципальный земельный контроль

Земельный контроль
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Земельный надзор » Муниципальный земельный контроль

Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.

Земельное законодательство рассматривает не только права собственности физических, юридических лиц и государственных органов на определенные земельные территории, права и обязанности пользователей в сфере эксплуатации участков, но и выполнение определенных мероприятий по осуществлению оценки качества и состояния почвы, разработке мер по улучшению и защите земель, а также составлению учетных схем и планов, которые утверждают границы и административные пределы государственных земель.

Обратной стороной землеустроительных мероприятий является муниципальный земельный контроль, проведение которого предусматривается действующим законодательством. Государственный земельный контроль муниципального уровня призван выполнять основные задачи по контролю за соблюдением местными органами, физическими и юридическими лицами государственных норм и правил.

Поэтому каждый собственник, пользователь и владелец земельных участков дожжен знать, в чем заключается проведение земельного контроля, какие органы отвечают за его осуществление, а также в чем заключаются ключевые функции земельного контроля муниципального уровня.

Муниципальный земельный контроль в отношении физических и юридических лиц. План проведения муниципального земельного контроля

Муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц должен организовываться не чаще, чем один раз в два календарных года. Основаниями для таких действий является обнаружение определенных данных о правонарушении земельного законодательства или же получение доказательств составе нарушения.

Проверки в отношении юридических лиц проводятся в соответствии с законодательной базой, а также при наличии определенных обстоятельств:

  • в случае истечения срока предписания об устранении нарушений;
  • при поступлении информации о фактах нарушения земельного законодательства.

Муниципальный земельный контроль проводится в соответствии с действующей законодательной базой, а также при соблюдении определенного плана, основными этапами которого являются:

  • получение распоряжения муниципального руководства при проведении плановой проверки или же наличие серьезного повода для осуществления внеплановой проверки;
  • осуществление непосредственно проверки, составление акта, сборка дополнительных доказательств;
  • передача полученных материалов в главное управление для рассмотрения акта и принятия окончательного решения;
  • рассмотрение материалов проверок и вынесение решения;
  • проверка устранения нарушений законодательства земельной сферы;
  • составление учета муниципальных проверок земли.

Функции муниципального земельного контроля и органы власти его осуществляющие

Муниципальный земельный контроль проводится с целью получения максимально достоверной и полной информации, которая может эффективно использоваться любыми государственными органами в целях пресечения различных правонарушений в земельной сфере. Такой контроль позволяет оптимально и рационально использовать все природные ресурсы государственной территории, а также сделать процесс учета и контроля землепользования максимально прозрачным и открытым.

Ключевые функции проведения муниципального земельного контроля:

  • соблюдение всех правил и законов по использованию государственных земель;
  • исключение случаев самовольного захвата территорий, а также использования участков без официально оформленной документации в законном порядке;
  • предоставление достоверных и полных данных о фактическом состоянии участков;
  • соблюдение целевого предназначения земель;
  • предотвращение случаев порчи земель сельскохозяйственного предназначения, что включает уничтожение, самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, использование пестицидов, вредных химикатов, которые представляют опасность для окружающей среды и здоровья людей;
  • своевременность выполнения рекультивации после разработки добычи полезных ископаемых, а также выполнения строительных, изыскательных, внутрихозяйственных и лесозаготовительных работ;
  • выполнение мероприятий по улучшению состояния и охране земель;
  • расстановка и сохранность знаков межевания территорий;
  • исполнение всех законодательных предписаний и устранение всяческих нарушений;
  • соблюдение законности процесса переуступки прав пользования участками;
  • своевременность и законность соблюдения обязанностей по приведению участков в пригодное для использования по целевому предназначению.

Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.

Соответственно, муниципальные учреждения – это органы муниципальных образований, которые избираются местным населением или образуются представительным органом и наделяются всеми полномочиями по решению земельных вопросов муниципального масштаба.

Осуществление муниципального земельного контроля входит в компетенцию следующих структур:

  • представительного органа муниципального образования;
  • главы муниципального образования;
  • местных администраций.

Порядок осуществления муниципального земельного контроля

Муниципальный земельный контроль проводится в форме инспекторских проверок, которые проводятся в соответствии с установленными планами работ. Основанием для организации такого процесса является указание руководства органа местного муниципального самоуправления.

Исключением являются случаи непосредственного обнаружения инспектором достаточной информации для составления заключения о нарушениях законодательства земельной сферы.

Все плановые проверки соблюдения физическими и юридическими лицами, предприятиями земельного законодательства соответственно с нормативами проводятся не чаще, чем один раз в два года. Проведение внеплановых проверок осуществляется со следующими целями и при наличии серьезных поводов:

  • при обнаружении достаточной информации, которая подтверждает правонарушение земельного законодательства;
  • для проверки законности выполнения всех предписаний с целью устранения нарушений земельного законодательства;
  • в случае получения от государственных или муниципальных органов, физических или юридических лиц, частных граждан любых доказательств, которые доказывают факты нарушения земельного законодательства.

Составление акта проверки муниципального земельного контроля

Результатом проведения земельного контроля муниципального уровня является соответствующий акт, в который вносятся данные о виновности или невиновности лиц, а также привлечении их к административной ответственности.

Муниципальный земельный контроль подразумевает обязательное составление акта, в котором должны содержаться следующие данные:

  • дата, место оформления и учетный номер акта проверки;
  • учетный номер муниципального распоряжения;
  • инициалы лица, которое составляет документ;
  • сведения о понятых и других лицах, которые присутствовали при осмотре места;
  • данные о земельном участке;
  • сведения о лице, которое использует контролируемый участок, а также его объяснения;
  • подписи всех участников процесса проверки.

В качестве дополнительных доказательств к акту прилагаются фотографические таблицы, замеры площади территории и любые доказательства, которые подтверждают или опровергают наличие правонарушений.

Могут ли специалисты отдела местной администрации, осуществляя муниципальный контроль после составления акта проверки выдавать предписание об устранении нарушений законодательства обязательное к исполнению до рассмотрения и принятия уполномоченным органом постановления о привлечении к административной ответственности? Акт составлен по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 7.

1 КоАП. Какая норма закона обязывает юридическое лицо выполнить предписание специалистов муниципального контроля, если вина юрлица еще не установлена. Постановление о привлечении к адм. ответственности еще не вынесено. А после вынесения постановления о привлечении к адм. ответственности уполномоченный орган (Роскадастр) аналогичного предписания не выдавал и выдавать не собирается. Спасибо.

Андрей26.07.2019 12:25

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnyj-nadzor/municipalnyj-zemelnyj-kontrol.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.