Земельные отношения

Содержание

Земельные отношения

Земельные отношения
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Земельные споры » Земельные отношения

В Земельном кодексе Российской Федерации определено, что сущность законодательства заключается в регулировании земельно-имущественных отношений.

В правоприменительной практике по земельным вопросам отдельное внимание уделяется статье 3 Земельного кодекса РФ, в которой дано определение предмета земельного законодательства. Данная статья позволяет разграничить другие виды смежных с ним законодательств Российской Федерации. Кроме того, ее содержание заключает в себе понятие, виды земельных отношений.

Понятие земельных отношений

В Земельном кодексе Российской Федерации определено, что сущность законодательства заключается в регулировании земельно-имущественных отношений. Понятие, сущность и содержание земельных отношений содержатся в статье 3 Земельного кодекса РФ.

Отдельно стоит выделить понятие земельно-имущественных отношений, которые представляют собой определенный тип отношений, возникающих при пользовании и охране земель, которые воспринимаются в качестве основы жизнедеятельности отдельно взятых народов, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

На законодательном уровне подчеркнут приоритет пользования земельных участков в качестве объектов недвижимого имущества.

данного правила закреплено в виде принципа земельного права, в котором говорится, что владение, пользование, распоряжение земельным участком может осуществляться собственником данного объекта в любом форме при условии, что использование не причиняет никакого вреда окружающей среде.

Регулирование земельно-имущественных отношений происходит на основании принципов, содержание которых установлено в Земельном кодексе Российской Федерации.

Соотношение земельного права с другими отраслями законодательства

Вследствие того, что объекты земельно-правовых отношений тесно связаны с прочими компонентами окружающей среды, земельное право также имеет тесную взаимосвязь с некоторыми смежными отраслями законодательства Российской Федерации.

Соответственно, правоотношения, возникающие в рамках пользования, владения и распоряжения землей, могут регулироваться не только актами земельного законодательства, но и актами других смежных отраслей. Смежные отрасли земельного законодательства представляют следующие виды законодательства Российской Федерации:

  • лесное;
  • водное;
  • законодательство о недрах;
  • о необходимости охраны окружающей среды.

К примеру, имущественные отношения в земельном законодательстве, возникающие в отношении участков, которые находятся в лесном фонде, помимо законодательства Российской Федерации о земле, регулируются:

  • лесным законодательством;
  • законодательством об охране природы;
  • законом об особо охраняемых территориях.

Помимо вышеперечисленных отраслей, 3 статья Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень отраслей права, использование которых допускается для регулирования земельно-имущественных отношений, возникающих в процессе владения и использования земли.
Отрасли, регулирующие земельное законодательство:

  • законодательство о недрах, которое состоит из закона, а также представлено другими нормативно-правовыми актами государства и отдельных субъектов государства, принимаемыми на основании данного законодательного акта;
  • лесное законодательство, сущность которого отражена в Лесном кодексе, регулируется также с помощью нормативно-правовых актов, принятых федеральными органами власти и органами субъектов государства, на основании Кодекса;
  • водное законодательство, которое состоит из Водного кодекса и принятых на его основании государственных и субъектных нормативно-правовых актов;
  • законодательство, по которому вводится охрана животного мира, представлено соответствующим федеральным кодексом, а также принятыми на его основе законодательными актами государственного и субъектного уровня, содержащими информацию об охране животного мира;
  • законодательство, по которому осуществляется охрана окружающей среды. Данная отрасль права представлена федеральным законом и принятыми на его основании нормативно-правовыми актами государственного уровня и уровня отдельных субъектов страны;
  • законодательство, содержащее нормы об охране атмосферного воздуха, состоит из соответствующего федерального закона и прочих, принятых на его основании нормативно-правовых актов разных уровней;
  • законодательство, по которым происходит охрана особых объектов. Данная отрасль права представлена федеральным законодательным актом и принятыми на его основе нормативных актов органов федеральной и региональной власти;
  • законодательство, по которому происходит охрана объектов, представляющих культурное наследство государства. Данное законодательство состоит из норм, представленных в соответствующем федеральном законодательном акте, а также принятых на их основании актов государственной и региональной власти;
  • прочие федеральные законы, раскрывающие понятие, особенности земельных отношений. В качестве одного из таких узкоспециализированных нормативно-правовых актов можно выделить Закон о территории природопользования коренных народов, проживающие на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Правовое регулирование земельных отношений

В законодательстве Российской Федерации выделяются исключительные случаи, в которых регулирование имущественных отношений земельным законодательством происходит с учетом требований, установленных смежными отраслями права.

В качестве примера можно привести норму, установленную в законодательном акте федерального значения, регулирующую охрану объектов, отнесенных к культурному наследию государства.

В данном нормативно-правовом акте закреплена норма, согласно которой для всех земельных участков, находящихся в границах определенной территории, относящейся к объекту культурного наследия и включенной в соответствующий государственный реестр, или территории, отнесенной к землям историко-культурного назначения, устанавливается правовой режим владения с регулированием в соответствии с нормами, установленными земельным законодательством, а также федеральными законодательными актами об использовании и охране объектов культурного наследия.

Соотношение земельного права со смежными отраслями права всегда учитывается при правовом регулировании земельно-имущественных отношений.

Понятие государственного регулирования земельных отношений закреплено в статье 3 Земельного кодекса РФ. Во всех случаях, в которых возможно провести комплексное регулирование земельно-имущественных отношений с помощью другой отрасли законодательства Российской Федерации, допускается использование принципа определения применимого права.

В соответствии с земельным законодательством все нормы смежной отрасли могут применяться к отношениям, возникающим в период использования и владения землей, если данные отношения никак не регулируются земельным законодательством. Базовые положения, определяющие порядок пользования землей, на основании которых определяются рамки пользования земельными участками, содержатся в гражданском законодательстве.

Использование и охрана земель в Российской Федерации регулируется определенными нормативными актами.

Земля и все прочие природные ресурсы могут быть переданы или отчуждены в пользование и владение другого лица только согласно соответствующим требованиям, установленным на уровне конкретного нормативно-правового акта, касающегося земельно-имущественных отношений по поводу владения землей или другими природными ресурсами;

Владение, пользование и распоряжение земельными участками и любыми другими природными ресурсами может осуществляться только в определенной мере, допущенной законом. Использование таких объектов в имущественных целях допускается свободно, но только при условии, что действия собственника не наносят никакого вреда окружающей среде, правам и интересам прочих лиц.

Как происходит регулирование имущественных отношений, возникающих в рамках земельного права?

В Земельном кодексе Российской Федерации отдельное внимание уделяется вопросу имущественных отношений, которые берут свое начало в рамках владения, пользования и распоряжения землей, совершения с ней разнообразных действий.

Согласно общему правилу в такой ситуации требуется использование норм, установленных на уровне гражданского законодательства. Исключение возможно только в отдельных случаях, установленных земельным и прочими смежными с ним отраслями права.

К числу подобных специальных актов относится Закон о проведении в Сочи Олимпийских игр. В данном законодательном акте отдельное внимание уделялось вопросу, определяющему использование и владение участками для имущественных нужд: под строительство объектов, необходимых для проведения спортивного мероприятия.

Следовательно, предоставление права владения, пользования, распоряжения земельным участком происходило не на основании требований, установленных гражданским законом, а на основании специальных норм, установленных данным Законом.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/zemelnye-otnosheniya.html

Земельные отношения в 2019 году: основные понятия, порядок образования земель, использование земельных участков, меоды регулирования, зарубежный опыт | Земельный эксперт

Земельные отношения
4029

Понятие земельные отношения включает в себя совместное функционирование государства, региональных и местных органов власти, а также частных предприятий и граждан по вопросам, касающимся землепользования и охраны земель. Земельные правоотношения – это предмет всего земельного права.

Природные зоны и территории распределены по субъектам РФ и муниципальным образованиям. В связи с этим определяются участники и объекты данной правовой сферы. Прежде всего, в сделках и процессах могут принимать участие непосредственно государство, субъекты РФ, муниципалитеты, юридические и физические лица.

Также участниками земельных отношений являются граждане других государств, но на условиях, прописанных в действующем земельном законодательстве. Объекты земельных правоотношений – это сами территории и все права, которые возникают у участников при оформлении сделок с землей.

Законодательством РФ предусмотрена классификация земельных правоотношений в зависимости от определенных параметров. Виды земельных правоотношений бывают следующие:

  1. По характеру правового регулирования:
  2. В зависимости от категории земли. Отношения в сфере эксплуатации земель:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • населенных пунктов;
    • водного и лесного фонда;
    • промышленности и спецназначения.
  3. По функциональному назначению выделяются регулятивные и охранительные правоотношения.

Образование земельных участков

В Земельном кодексе РФ описаны способы образования новых участков:

Каждый из вариантов имеет свои особенности и нюансы. Во время объединения из нескольких участков получается один. При разделе совершается обратная процедура: начальный надел разграничивается на отдельные территории.

  Во время выдела из состава земельной площади выделяется часть, а начальная территория остается в измененных границах.

Перераспределение земельных участков может коснуться только смежных участков и используется для организации рационального использования земель.

Новообразованные территории должны отвечать обязательным требованиям закона:

  1. Участок должен находиться в пределах допустимых минимальных и максимальных размеров, установленных государством.
  2. Границы должны быть правильной геометрической формы, без наложений и острых углов.
  3. Каждый новый участок обязан пройти регистрацию и идентификацию в Росреестре.
  4. От участка должен иметься доступ к проезжей части.

Владельцы изначальных участков получают права на все новообразованные земли и, соответственно, могут их официально зарегистрировать.

Новые земли могут быть использованы только в рамках целевого назначения изначальной территории.

В том случае, если новые площади появились из арендованных, то землепользователи имеют преимущественное право на заключение аренды. Сервитуты на новые участки также сохраняются.

Действия по отношению к земельным участкам

Стандартными процедурами в рамках земельных отношений являются межевание земельного участка и приватизация.

Межевание – это комплекс кадастровых работ, направленных на определение границ конкретного земельного участка и включающих составление необходимых документов. Эта процедура является обязательной при образовании новых участков или уточнения границ старых. Процесс межевания включает в себя такие этапы, как:

  • сбор документации;
  • геосъемка;
  • оформление межевого дела и составление плана;
  • согласование границ участка;
  • получение кадастрового паспорта;
  • регистрация права собственности на землю.

Вся процедура занимает порядка двух месяцев. Необходимость межевания обусловлена тем, что граждане не всегда имеют представление о границах собственной земли, а эти данные являются обязательными для регистрации площади в законном порядке. Осуществляют геодезическую съемку и оформляют документацию специалисты — кадастровые инженеры.

Под приватизацией понимается переход земельных участков из разряда государственной собственности в частную.

Данным правом обладают лица, имеющие в своем распоряжении земли на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Как правило, необходимость в данном действии возникает только тогда, когда собственники построек, расположенных на земельном участке, хотят совершить с ними какие-либо юридически значимые сделки.

Процедура не отличается сложностью. Гражданин подает заявление в администрацию, после чего выносится решение о проведении приватизации. В дальнейшем, на основании данного решения определяется проект границ, схема расположения площади и составляется договор о переходе имущества в личное распоряжение заявителя.

Собственность на землю

Право регулирования земельных отношений имеется у органов разного уровня власти. Разграничение государственной собственности подразумевает и разделение прав на распоряжение земельными зонами.

Все территории принадлежащие РФ и располагающиеся в рамках суверенных границ являются государственной собственностью.

Данными площадями может распоряжаться только государственный аппарат, планировать порядок их дальнейшей эксплуатации и передавать территории в собственность регионов и муниципалитетов.

В свою очередь, государственная собственность может быть разделена на федеральные участки и региональные земли. Первые находятся в собственности РФ, а вторыми распоряжаются исключительно субъекты РФ в лице соответствующих исполнительных органов.

Территории муниципалитетов РФ представляют собой земельные наделы, расположенные в пределах границ соответствующего населенного пункта и которыми могут распоряжаться местные власти.

Граждане и юридические лица в основном используют свои земли на праве частной собственности. Данное право возникает на основании стандартных юридических сделок: купли-продажи, мены, дарения или в порядке наследования.

Использование чужих земельных участков

Не все располагают земельными участками и имеют возможность беспрепятственно ими распоряжаться. В законодательном порядке определены следующие способы использования чужих земель:

  • аренда участков землепользования;
  • эксплуатация наделов в порядке сервитута;
  • использование территорий на основании постоянного бессрочного или безвозмездного пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения.

В первом случае заключается договор аренды земельного участка (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора аренды земельного участка]). Владелец площади передает ее землепользователю на конкретный срок за определенную плату.

Вид договоренности зависит от срока действия акта. Если период не превышает одного года, то необходимости в регистрации нет.

Арендатор имеет право на эксплуатацию земли по своему усмотрению, включая предоставление его в залог или в качестве взноса в уставной капитал, за исключением сделок правового характера.

О том, что такое сервитут на земельный участок, рассказывает ст. 23 ЗК РФ.

Это еще один вид использования земли, подразумевающий эксплуатацию ее части с целью обеспечения свободного доступа, прохода, выполнения различных обязательных работ (дренажа, прокладывания коммуникаций),  разработки природных недр и в других случаях.

Порядок применения определяется в законодательном порядке и прописывается в соответствующем договоре (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]). Владелец земли имеет право взимать плату со всех, кто пользуется его площадью в рамках сервитута.

Безвозмездное пользование земельных зон подразумевает под собой предоставление площадей во временную эксплуатацию гражданам, юридическим лицам и государственным органам.

Порядок передачи определяется законодательством РФ.

Подобные правоотношения подтверждаются стандартным договором (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора безвозмездного пользования земельным участком]).

Права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения являются постепенно отмирающими правовыми институтами в земельном законодательстве, а участки, оформленные в рамках данных правовых режимов можно приватизировать в упрощенном порядке.

Регулирование земельных отношений

Единого мнения насчет методов правового регулирования земельных правоотношений нет, однако, в теории права выделяются следующие:

  • законодательное регулирование – представляет собой законотворческую деятельность уполномоченных государственных органов, направленную на упорядочение эксплуатации земель;
  • контроль использования территорий с учетом происхождения земель и их значимости. Данная методика основывается на категорировании земель, в зависимости от целевого применения;
  • договорное регулирование, в рамках которого устанавливаются размеры оплаты, стоимости и других показателей землепользования;
  • методика обязательного госконтроля и надзора в сфере рациональной эксплуатации земель – подразумевает постоянный мониторинг и контроль со стороны государственных органов.

В зависимости от методики регулирования определяются и полномочия каждого органа власти.

Земельное законодательство в зарубежных странах

В разных государствах существует собственный порядок организации земельных правоотношений. Можно отметить, что германское и французское земельное право имеют существенные сходства и строятся на понятии «частная собственность».

Граждане этих стран имеют перед государством только одно обязательство – своевременную уплату земельного налога. Французы и немцы имеют право распоряжаться землей, проживать на ней, застраивать территорию, а также использовать площадь в качестве залога и заключать договоренность о сервитуте.

Как и в РФ, оформлением и предоставлением необходимой документации занимается специальное кадастровое бюро.

В США земельное право выглядит несколько иначе. Прежде всего, формируется общефедеральное право, и только затем определяются полномочия отдельных штатов. Также, как и в европейских странах, в Америке широко распространен институт частного права.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/

Что такое земельные правоотношения?

Земельные отношения

Ценность и значимость земли для человечества бесценна. Земельные ресурсы являются территориями, на которых проживают люди, на которых строится их жилище, на которых они могут выращивать пищу.

Земельные отношения контролируются государственными органами и регламентируются специальными нормативно-правовыми актами.

Все отношения, касающиеся взаимодействия государства, региональных и местных органов власти, предприятий и граждан по землепользования и охраны окружающей среды, являются земельными отношениями.

Земля используется гражданами по целевому назначению, оформляется в собственность, кому-то приносит доход, даёт возможность заниматься хозяйством или обустройством региональной или муниципальной территории. Земельные отношения охватывают большой перечень взаимодействий, о котором мы и поговорим далее.

Главные особенности земельных отношений

Чтобы определиться с тем, что такое земельные отношений, нужно разобрать понятие и виды этих взаимодействий.

По сути земельные отношения являются разновидностью общественных отношений.

Общественные отношения, в свою очередь, — это связи, возникающие между гражданами, группами граждан, классами и нациями в процессе осуществления ими экономической, политической, культурной и иной жизни.

Земля становится объектом таких общественных отношений не потому, что она часть окружающей среды и природы, а потому, что она используется людьми, которые присваивают ее продукты и пользуются ее полезными для общества свойствами.

Закон о регулировании земельных отношений в стране – это Земельный Кодекс. В нем указано, что сущность законодательства заключается в регулировании земельно-имущественных отношений. Понятие и содержание земельных отношений зафиксированы в ст. 3 ЗК РФ.

Земельно-имущественные отношения – это тип отношений, возникающий при пользовании и охране земель, которые воспринимаются в качестве основы жизнедеятельности народов, постоянно проживающих на территории РФ.

Регулирование данных отношений происходит на основании принципов, установленных ЗК РФ. Законодательно подчеркнут приоритет пользования земельных участков в качестве объектов недвижимости.

Земельные правоотношения имеют следующие особенности:

  1. Связаны с закономерностями развития общества и общественного производства.
  2. Представляют собой разновидность имущественных отношений, возникающих и прекращающихся по поводу земли.
  3. Регулирование отношений осуществляется не только нормами земельного права, но и положениями гражданского, административного, экологического и прочих отраслей законодательства.

Субъекты и объекты земельных отношений

Все территории в стране и природные зоны разделены между субъектами РФ и муниципальными образованиями. Соответственно контроль за сохранностью этих территорий осуществляется также на уровне местного или регионального воздействия.

Все элементы земельных правоотношений можно разделить на:

  • субъекты;
  • объекты;
  • содержание отношений (субъективные права и обязанности).

Субъектами или участниками земельных отношений являются:

  1. Российская Федерация.
  2. Граждане.
  3. Юридические лица.
  4. Субъекты РФ.
  5. Муниципальные образования.

Данный исчерпывающий перечень регламентирован ст. 5 Земельного Кодекса страны.

Земля как объект земельных правоотношений используется данными субъектами только в рамках разрешённых типов использования.

В качестве субъектов также могут выступать граждане иностранных государств, но на других принципах и правилах, которые регламентированы специальными нормативными актами.

Субъекты земельных правоотношений могут выступать собственниками земли, землепользователями или землевладельцами, арендаторами земли или обладателями сервитута.

РФ, ее субъекты и муниципальные образования в земельных отношениях выступают на равных правах и началах с гражданами или предприятиями страны. Через них свои имущественные права и обязанности могут приобретать и нести органы государственной власти и местного самоуправления.

К объектам земельных отношений следует отнести:

  • саму землю как природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

земельных отношений представляют собой права и обязанности их участников. Земля перестала быть объектом администрирования и стала имуществом, отчего приобрела своё новое имущественное содержание.

Классификация отношений

Земля как объект земельных отношений может быть рассмотрена с различных позиций осуществления прав и обязанностей участников земельных правоотношений. Отсюда и существует большое количество классификаций последних.

По основным институтам земельные правоотношения делятся на:

  1. Правоотношения собственности. Возникают они при купле-продаже земли или иных сделках, при реквизиции и конфискации участков, при приватизации наделов.
  2. Правоотношения землепользования. Землепользование может иметь место при эксплуатации собственником своего участка, а также при передаче собственником земли в пользование другому лицу. Тут землепользование может быть срочным или бессрочным, пользованием землями сельскохозяйственного назначения или лесным фондом и т.д.
  3. Правоотношения государственного земельного управления. Это деятельность государственных или местных органов по землеустройству, контролем и охраной за использованием земель, привлечением нарушителей закона к юридической ответственности.
  4. Правоотношения в области охраны земли. Это отношения, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли, на восстановительные мероприятия на территориях, загрязнённых или заброшенных.
  5. Правоотношения юридической ответственности. Возникают, когда нарушаются нормы земельного права, права и обязанности собственников или владельцев земель.

По назначению земель различают следующие правоотношения:

  • населенных пунктов;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • лесного или водного фонда;
  • запаса;
  • особо охраняемых объектов и территорий;
  • промышленности, энергетики, обороны, транспорта и иных специальных назначений.

Помимо того, что все земли имеют хозяйственное назначение, им также присваивается вид разрешённого использования.

Например, на землях населенных пунктов могут быть территории под строительство ИЖС. Использование земли не по целевому назначению является правонарушением.

По функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Также по виду норм права отношения бывают материальными и процессуальными, по степени правомерности – правомерными и неправомерными, по степени взаимной обязанности участников – отношениями равноправия и отношениями подчиненности.

Частные случаи земельных отношений: основные виды

Земли используются постоянно в качестве объектов для строительства недвижимых объектов, для ведения хозяйства, для личных нужд граждан или органов власти. Рассмотрим наиболее часто встречаемые земельные правоотношения с их законодательными особенностями.

Действия по отношению к земле

Как правило, стандартными процедурами в рамках земельных отношений выступают приватизация и межевание земли.

Межевание предполагает определение границ кадастровыми методами и составление специальной документации. Процедура обязательна для образования новых участков или уточнения границ старых.

Межевание включает в себя ряд этапов:

  1. Сбор необходимой документации.
  2. Проведение геосъемки.
  3. Оформление межевого дела и плана.
  4. Согласование границ.
  5. Получение кадастрового паспорта.
  6. Регистрация права собственности.

Занимает процедура обычно не более 2 месяцев. Осуществляют геодезические съемки кадастровые инженеры.

Приватизация – это переход земли из государственной собственности в частную. Приватизировать землю могут лица, владеющие ей на праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Пользование чужой землёй

Владеть и пользоваться землёй можно и без получения права собственности на неё. Есть разрешённые способы владения чужими наделами:

  • аренда участков;
  • эксплуатация в порядке сервитута;
  • использование на основании бессрочного или безвозмездного пользования;
  • пожизненно наследуемое владение.

Арендные отношения носят временный и возмездный характер. Регистрировать отношения до года нет необходимости.

Сервитут – это вид использования земли, при котором подразумевается эксплуатация его части с целью обеспечения свободного доступа, прохода, выполнения работ или иных действий. Владелец земли может взимать плату с тех, кто пользуется ей в качестве сервитута.

Участки, которыми граждане владеют на основании бессрочного пользования или пожизненно наследуемого владения, можно приватизировать по упрощенной процедуре.

Земельные отношений в стране регламентированы Земельным Кодексом и предполагают использование разделённых на определенные части территорий всеми субъектами правоотношений в рамках целевого назначения земли и вида ее разрешённого использования.

Земельные отношения предполагают взаимодействия в части выделения земель, установления за ними владельцев, осуществления контроля за их сохранностью и состоянием окружающей среды.

Источник: http://expert-home.net/zemelnye-otnosheniya/

Земельные отношения (понятие и особенности). Земельные правоотношения, их классификация

Земельные отношения

Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она — объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми, присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

 Земельные правоотношения

Земельные правоотношения — это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

Ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ дает легальное определение земельных отношений:

    • отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

 Элементы земельных правоотношений:

    1. субъекты правоотношения;
    2. объект правоотношения;
    3. содержание правоотношения (субъективные права и обязанности).

Субъекты земельных правоотношений — это участники земельных отношений, состав которых определен ст. 5 ЗК РФ и к которым относятся:

    • граждане,
    • юридические лица,
    • Российская Федерация,
    • субъекты Российской Федерации,
    • муниципальные образования.

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

    1. собственников земельных участков;
    2. землепользователей — лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
    3. землевладельцев — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
    4. арендаторов земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
    5. обладателей сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. ст.

124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления.

Объектами земельных отношений являются (ст. 6 ЗК РФ)

    • земля как природный объект и природный ресурс;
    • земельные участки;
    • части земельных участков.

земельных правоотношений — корреспондирующие права и обязан­ности их участников (совершающих свои действия в точном соответ­ствии с нормами права).

В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Классификация земельных правоотношений:

1) по основным институтам земельного права:

  • собственности на землю;
  • землепользования;
  • государственного земельного управления;
  • в области охраны земель;
  • юридической ответственности.

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок.

Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель.

Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований.

Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам.

В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности.

Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации.

Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации – правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления.

Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель.

Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права.

Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов.

Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zemelnie-otnosheniya-ponyatie-i-osobennosti--zemelnie-pravootnosheniya-ich-klassifikatsiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.