Защита авторских и смежных прав

Содержание

Защита авторских и смежных прав —

Защита авторских и смежных прав

Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора.

При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения.

Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Смежные права — это права человека, участвующего в создании и разработке произведения, но занимающего роль соавтора. Коротко говоря, смежные права — это права соавтора. Защита смежных прав производится так же, как и защита авторских.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности.

Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации.

Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем.

В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения.

Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы.

Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности.

В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору.

Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом.

Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной.

Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами.

Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств.

Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд.

С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу.

Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется). Образец свидетельства.
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • -, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание.

Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность.

Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки».

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Источник: https://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-i-smezhnyh-prav/

Защита авторских и смежных прав в России

Защита авторских и смежных прав

Российское законодательство постоянно совершенствуется в части регулирования интеллектуальной собственности и охраны объектов интересов правообладателей.

Регламентированная Гражданским кодексом защита авторских и смежных прав в теоретическом плане соответствует международной правоприменительной практике.

Предусмотренный механизм обеспечения может стать действенным инструментом в руках авторов, чьи результаты деятельности нелегально используются, а права игнорируются.

Формы защиты

Обеспечение и охрана правомочий авторов осуществляется с помощью юридически обоснованных организационных мероприятий, совокупность которых позволяет предотвратить нарушения, восстановить права и компенсировать убытки. В теории и практике выделяют две ключевые формы защиты:

  1. Юрисдикционная – предполагает защиту субъективных прав авторов уполномоченными государственными органами. Правообладатель в случае нарушения его правомочий вследствие неправомерных действий других лиц обращается в суд, органы государственной власти, к должностным лицам и уполномоченным субъектам, которые пресекают правонарушения и восстанавливают права. В рамках рассматриваемой формы защиты выделяется два порядка обеспечения авторских и смежных прав:
    • Общий – разрешение авторско-правовых споров в судебном порядке путем обращения в судебную инстанцию общей компетенции. В случае возникновения разногласий между юридическими лицами спор подведомствен арбитражному суду. По согласованию сторон отдельные категории споров могут передаваться на рассмотрение третейского судьи.
    • Специальный – предусматривает административный порядок защиты. Он может осуществляться на основании статьи 11 ГК РФ и представляет собой исключение из стандартного правила. Это означает допустимость использования такой формы защиты только при прямом указании случаев в законе. В рамках специального порядка средством защиты является жалоба в управленческий орган. Итог ее рассмотрения также может обжаловаться в судебном (общем) порядке.
  2. Неюрисдикционная – предполагает совокупность самостоятельных действий субъектов по защите в рамках правового поля без обращения в компетентные или государственные органы. Спектр действий в рамках этой формы защиты является достаточно узким и сводится к праву на отказ от выполнения определенных действий, например, корректировки произведения путем внесения дополнений, не предусмотренных авторским соглашением. В качестве еще одного примера служит отказ от выполнения условий договора в результате его недействительности.

Общий порядок защиты в суде предполагает трехгодичный срок исковой давности. Это временное ограничение не относится к нарушению неимущественных личных прав автора, на которые не распространяется правило своевременного обращения в суд.

В контексте авторства наибольшая практическая значимость из вышеперечисленных форм защиты отводится юрисдикционной гражданско-правовой защите, которая предусматривает обширную совокупность способов и методов обеспечения прав.

Характеристика способов

В гражданско-правовом понимании способы защиты представляют собой совокупность принудительных мер, которые служат инструментом воздействия на нарушителя, а также восстановления или признания оспариваемых или нарушенных правомочий. Перечень мер регламентирован статьей 12 ГК РФ:

  • право признается;
  • право восстанавливается на первоначальное положение до момента совершения или выражения угрозы совершения незаконных действий;
  • сделка признается недействительной или ничтожной;
  • обязанности присуждаются исполнению в натуре;
  • акт государственного органа или акт местного самоуправления признаются недействительными;
  • противоречащий закону акт органа власти любого уровня не применяется судом;
  • компенсируется моральный вред, возмещаются убытки, взыскивается неустойка;
  • правоотношения прекращаются или изменяются;
  • происходит самозащита права.

Это не исчерпывающий перечень. В последнем пункте статьи законодатель указал возможность применения других предусмотренных нормативными актами способов.

В соответствии со статьей 1250 ГК РФ отсутствие вины субъекта, который нарушил интеллектуальное право другого лица, не является основанием освобождения от обязанности прекратить противоправные действия. Меры защиты могут применяться независимо от факта наличия вины.

Специфика защиты отдельных категорий прав

Личные неимущественные права авторов подлежат защите на основании статье 1251 ГК РФ следующими способами:

  • признание;
  • восстановление;
  • компенсация морального ущерба;
  • пресечение нарушающих или создающих угрозу нарушения прав деяний;
  • опубликование решения о нарушении, которое было допущено.

Честь, достоинство и деловая репутация авторов и правообладателей смежных прав гарантировано защищается на основании статьи 152 ГК РФ одним или несколькими из ниже перечисленных способов:

  • опровержение порочащих эти свойства сведений;
  • компенсация морального вреда и убытков, причиненных распространением порочащей и неправдивой информации;
  • опубликование в СМИ ответа на ранее там размещенный неправдивый, порочащий контент;
  • при невозможности установления личности нарушителя признание ранее озвученных или опубликованных сведений таковыми, которые не соответствуют действительности.

Исключительные права защищаются через предъявление требования к следующим категориям лиц и таким содержанием:

  • лицу, которое отрицает или не признает правомочия автора – признать право;
  • лицам, совершающим или готовящимся к действиям по нарушению или созданию угрозы нарушения авторского или смежного права – пресечь такие действия;
  • лицам, нелегально использующим средства индивидуализации или объекты интеллектуальной собственности, что причинило ущерб – возместить такие убытки или компенсировать ущерб;
  • незаконным распространителям – изъять из оборота;
  • нарушителям исключительного права – опубликовать судебное решение о факте нарушения с указанием действительного правообладателя.

На практике часто случаются примеры ситуаций, в которых средства индивидуализации различных субъектов имеют максимально тождественные сходства вплоть до степени смешения. Такая характеристика вводит в заблуждение потребительский круг, и может принести вред, как деловой репутации, так и аспекту коммерческой деятельности.

В этой ситуации действует принцип: преимущество у субъекта, чье исключительное право на средство индивидуализации возникло раньше. Такая правовая позиция регламентирована статьей 1252 ГК РФ. На практике защита проявляется в следующем:

  1. Все средства индивидуализации обеспечиваются равной правовой защитой и привязаны к единому приоритету.
  2. Владелец какого-либо средства индивидуализации с более ранним приоритетом при обнаружении сходства с объектами другого автора или собственника имеет право на следующие действия:
  • требование признания недействительной регистрации и обеспечения правовой охраны товарного знака или знака обслуживания;
  • требование запрета использования товарного знака или фирменного наименования полностью или частично. Под частичным запретом подразумевается недопустимость использования за пределами определенной территории или в определенных видах деятельности.

Если нарушение авторского и смежного права имеет признаки недобросовестной конкуренции, применяются способы защиты и ответственность по антимонопольному законодательству.

Важные нюансы

Специфика правоотношений рассматриваемой категории заключается в круге субъектов. Правовая защита исключительных прав распространяется как на правообладателя, так и на лицензиата – обладателя исключительной лицензии.

Сложность категории обуславливает наличие в законодательстве беспрецедентных мер ответственности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, неоднократность и грубость нарушения исключительного права служат основанием выдвижения прокурора с требованием в суде о ликвидации субъекта хозяйствования и удовлетворении такого требования.

Физические лица – предприниматели могут понести ответственность, как по гражданскому, так и по уголовному законодательству на основании статьи 1253 ГК РФ. Статьей 146 УК РФ предусмотрена ответственность за плагиат в крупном и особо крупном размере, а также при условии причинения автору или правообладателю крупного ущерба.

Практика последних лет показывает, что компенсация как форма защиты, является самым востребованным вариантом. Основанием ее взыскания служит доказанность факта. При этом инициировавший процесс гражданин не обязан аргументировать и представлять доказательства сумм причиненных ему убытков.

Важно отметить, что компенсационные выплаты могут взыскиваться только в адрес обладателя права исключительной категории и только при нарушении именно этих прав. Все чаще применяется способ защиты в форме взыскания вреда за причинение морального ущерба вследствие неправомерных действий конкурентов.

Источник: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/avtorskoe-pravo/zashhita-avtorskix-i-smezhnyx-prav/

Защита авторских и смежных прав

Защита авторских и смежных прав

Авторство на результаты творческого труда возникают сразу после создания произведения, либо его отдельной части. Для установления охраны не важно, было ли опубликовано произведение, либо автор решил воздержаться от публикации. Также охрана предоставляется смежным объектам, которые по своей сути схожи с произведениями авторского права.

Объекты авторского права и смежных прав

Перечень объектов авторских и смежных прав, которым предоставляется охрана, регламентирован нормами ГК РФ. Национальное законодательство России полностью соответствует международным стандартам, закрепленным в Бернской конвенции и иных соглашениях. В состав охраняемых объектов входят произведения искусства, науки и литературы, а их точная классификация приведена в ст. 1259 ГК РФ:

  • произведения литературы – книги, сборники и его отдельные части, статьи и публикации в СМИ;
  • музыкальные произведения, в том числе с использованием текста;
  • произведения искусства – живопись, графика, дизайн, скульптуры и т.д.;
  • аудиовизуальные произведения;
  • иные объекты.

Для предоставления охраны не имеет значения смысловая нагрузка произведения, его культурные и общественные достоинства, целевое назначение. Равные права будут предоставлены художественному произведению для массового читателя и методическим пособиям в отдельных сферах образования.

Закон рассматривает как объекта авторского права и программу для ЭВМ. Ввиду наличия программного кода, выраженного с помощью букв и цифр, такой объект приравнивается к литературным произведениям.

Специальный режим охраны предоставляется объектам смежных прав:

  • результат исполнительской деятельности, который может быть выражен в определенной форме и распространен с использованием материальных носителей или технических средств;
  • фонограммы, включающие звуковые записи исполнений;
  • передачи эфирного и кабельного вещания;
  • произведения, которые были обнародованы после присвоениям им статуса общественного достояния.

Возникновение авторских прав связано с процессом создания объекта.

Подтверждение этого факта может происходить путем публикации, депонирования материального носителя с экземпляром произведения или удостоверением момента создания через нотариальную контору.

Однако даже если автор не воспользовался указанными вариантами, он не утрачивает исключительных прав, хотя процедура доказывания авторства существенно усложнится.

Закон позволяет выражать произведения в различных формах. Даже небольшая часть литературного сборника рассматривается как самостоятельный объект авторских прав. Поэтому автор такого отрывка сможет требовать выплату вознаграждения или компенсации убытков, если часть произведения была опубликована без его ведома.

Права на произведение могут возникать и на основании договора. Закон допускает возможность оформлять договор авторского заказа, чьи особенности можно сформулировать следующим образом:

  • по договору автор обязуется создать произведение, чьи характеристики заранее оговариваются сторонами;
  • для работы над заказом определяется точный срок, по истечении которого заказчик сможет требовать компенсацию убытков;
  • для передачи готового произведения оформляется акт, после которого исключительные права возникнут сразу у заказчика.

При таком варианте создания произведений, автор получит денежное вознаграждение, оговоренное при подписании соглашения. Как правило, авторский заказ оформляется на объекты дизайна, графики и т.д.

Действие авторских прав не распространяется на технологии, изобретения и иные объекты промышленной собственности. Ключевое отличие при предоставлении охраны объектам авторского и патентного права заключается в необходимости проходить регистрацию.

Авторам это делать не нужно, а для программ ЭВМ регистрационная процедура проводится только по решению само правообладателя. Защита изобретению, полезной модели или промышленному образцу будет предоставлена только после рассмотрения заявки в ФИПС.

В рамках Бернской конвенции предусмотрены следующие правила подтверждения авторских прав:

  • произведение получает охрану после публикации на территории одной из стран-участниц международного соглашения;
  • национальным законодательством стран-участниц конвенции может предусматриваться режим регистрации авторских прав (например, такая система действует в США, а подать заявку может гражданин любой страны);
  • на территории всех государств-участников конвенции признаются одинаковые права правообладателя, в том числе для защиты от возможных правонарушений.

Таким образом, специально заявлять о возникших правах автору не нужно, защиту он получит сразу с момента создания произведения.

Субъектом авторского права может выступать единоличный автор, либо группа соавторов. При совместном авторстве, каждый из правообладателей может самостоятельно использовать все законные способы защиты, даже если иные соавторы устраняются от таких действий.

Срок действия

В сфере патентного права срок охраны устанавливается в зависимости от вида объекта. Например, для изобретений он составит 20 лет, а товарные знаки охраняются свидетельством на 10 лет с возможностью продления. Для объектов авторских прав определение сроков защита происходит следующим образом:

  • стандартным вариантом является предоставление охраны на весь срок жизни автора, а также на 70 лет после его смерти (после смерти правообладателя право на защиту и получение вознаграждения приобретут его правопреемники или наследники);
  • если у произведения было несколько авторов, 70 лет начинают течь с момента смерти последнего соавтора;
  • продление сроков допускается в отношении участников ВОВ, репрессированных граждан, а также иных категорий лиц.

Действие указанных сроков сохраняется и при передаче исключительных прав иным лицам, например, по лицензионному соглашению.

Способы защиты авторских и смежных прав

С момента возникновения авторских прав, национальное и международное законодательство позволяет использовать любые способы защиты. Прежде всего, российские и зарубежные правообладатели вправе использовать средства подтверждения авторских прав:

  • размещать при издании произведения знаки правовой охраны – символ «С» в окружности, имя или псевдоним автора, год первой публикации;
  • депонировать материальный носитель с экземпляров произведения – для этого можно обратиться в государственные или независимые авторские агентства;
  • удостоверить момент создания произведения через систему нотариата.

Необходимость использования таких способов защиты связана с неуклонным ростом нарушений в сфере авторского права. Даже до появления сети интернет, случаи плагиата или нелегального издания чужих произведений встречались повсеместно. Через интернет ресурсы контрафактные копии произведений могут разом распространяться среди тысяч пользователей.

При попытке присвоить авторство произведения, надлежащий автор вправе обратиться в суд. Помимо указанных выше способов доказывания авторства, можно использовать оригинал произведения и его рабочие черновики, переписку с издателем или редактором. Судебный акт, в котором будет указан надлежащий автор, можно официально опубликовать в СМИ.

По нормам ГК РФ, правообладатель может использовать следующие виды гражданско-правовой защиты:

  • предъявлять требование к нарушителю о прекращении противоправного использования чужого произведения, либо при возникновении угрозы такого использования;
  • обращаться в судебные инстанции с иском о выплате авторского вознаграждения, убытков за нелегальное использование и распространение чужих произведений, денежной компенсации за нарушение прав;
  • подавать заявление в правоохранительные органы для привлечения нарушителя к уголовной или административной ответственности.

Перечисленные виды защиты можно использовать и на международном уровне.

Если было выявлено нарушение, связанное с размещением или распространением нелегального контента в сети интернет, правообладатель может приостановить работу сайта через Роскомнадзор, либо полностью заблокировать страницу в судебном порядке. Если нарушение было выявлено при исполнении лицензионного соглашения, правообладатель вправе досрочно расторгнуть договор, а также взыскать убытки и штрафные санкции.

Нелегальная продукция, выпущенная с нарушением авторских и смежных прав, подлежит изъятию с конфискацией в доход государства, либо для передачи правообладателю (при наличии его заявления).

Конфискации подлежат и средства производства, материальные носители и иные активы, которые предназначены для выпуска контрафакта.

Также, на период рассмотрения судебного дела, могут вводиться обеспечительные меры – административное приостановление деятельности ответчика, наложение ареста на имущество и банковские счета.

Источник: https://xn--80akjtbgbzcw.xn--p1ai/%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B8-%D1%81%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2

Все способы защиты авторских и смежных прав для их обладателей

Защита авторских и смежных прав

Защита авторских и смежных прав осуществляется как национальным законодательством, так и международным, в большинстве положений имеющим приоритет над положениями Гражданского кодекса РФ.

Оба регулятора устанавливают способы защиты права интеллектуальной собственности, которые признаны наиболее эффективными в борьбе с правонарушениями в данной области. В данной статье рассмотрены способы защиты авторских и смежных прав.

Законодательная база

Данная глава включает в себя следующие положения:

Защиту авторских прав условно можно разделить на срочную и бессрочную. В соответствии со ст. 1267 ГК РФ авторство, имя автора и само произведение находятся под бессрочной защитой государства.

Исключительное же право на произведение действует, согласно ст.

1281 ГК РФ, в течение всей жизни автора и на протяжении 70 лет после его смерти (срок начинается с 1 января года, следующего за смертью обладателя исключительного права).

Статья 1267 ГК РФ. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора

  1. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.
  2. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Подробно о сроках действия авторского права, читайте в статье по ссылке.

Под смежными правами понимают разрешение на исполнительскую деятельность в отношении объекта авторского права (воспроизведение фонограммы, транслирование произведения в СМИ и т.д.). Данный вид правоотношений регулируется гл. 71 ГК РФ и включает в себя:

  • общие положения (об объектах и субъектах смежных прав, заключение лицензионного договора на использование объектов авторского права, средства защиты и т.д.);
  • права на исполнение авторского произведения и на фонограмму;
  • порядок организации эфирного и кабельного вещания;
  • регулирование прав и обязанностей в области изготовления базы данных;
  • право публикатора на объекты интеллектуальной собственности.

Для смежных прав также установлен свой срок действия. Право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. В том случае, если лицо не доживает до этого срока, право исполнения передается по наследству на оставшийся срок.

В течение всей жизни и 50 лет после смерти длится право на фонограмму.

Право на сообщение в теле- или радиоэфире действует в течение 50 лет. Изготовление базы данных – 15 лет. Право публикатора – 25 лет. Начало течения срока – 1 января года, следующего за осуществлением смежного права.

Положения ГК РФ не могут противоречить не только Конституции РФ – основному закону государства, но и, в большинстве случаев, международным договорам. Подробнее о международно-правовом регулировании представлено ниже.

Кроме ГК РФ как основного регулятора необходимо выделить административное и уголовное законодательство, устанавливающее санкции нарушителю при совершении им определенных составов правонарушения или преступления (ст. 7.12 и ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ и ст. 146 УК РФ).

Способы защитить свои произведения

Существует множество способов для лица защитить свои права автора.

Он может воспользоваться заблаговременной защитой, которая поможет ему в дальнейшем, послужив доказательством (депонирование, нотариальное заверение произведения, отправление письма самому себе и т.д.

), а может приступить к защите уже после того, как обнаружит, что его права и интересы были нарушены. Сделать это можно как досудебным способом, так и путем подачи иска.

Досудебные

Процессуальный закон (ГПК РФ и АПК РФ) не устанавливает обязательную досудебную форму решения спора для защиты авторских и смежных прав, однако лицо вправе воспользоваться данным способом.

Под досудебным урегулированием спора понимается:

  • переговоры с нарушителем;
  • отправление ему претензионного письма.

Претензионное письмо

Претензия – это письменное извещение, целью которого является мирное (досудебное) урегулирование спора, в данном случае, о нарушении авторских и смежных прав.

Письмо должно содержать:

  1. Данные нарушителя (ФИО или наименование юридического лица, адрес).
  2. Данные лица, чье право было нарушено (ФИО, адрес).
  3. Наименование документа («Претензия о нарушении авторских и смежных прав»).
  4. Суть нарушенного права.
  5. Ссылки на законодательство.
  6. Сведения, доказывающие факт нарушения.
  7. Требования автора.
  8. Список документов в приложении к претензии (если таковые имеются).
  9. Дата и подпись автора.

Судебные

Лицо, чье право было нарушено, может не предъявлять претензионное письмо, а сразу обратиться с иском в суд, например:

  • при подаче иска о признании авторского права;
  • о пресечении дальнейших действий нарушителем прав;
  • об изъятии контрафакта из оборота;
  • о публикации решения суда о признании нарушенного права с указанием настоящего автора.

Обратиться в суд можно и в том случае, если претензионное письмо было проигнорировано или нарушитель ответил отказом исполнить выдвигаемые автором требования.

Исковое заявление, по сути, повторяет все то, что лицо могло бы указать в претензионном письме: суть спора, доказывающие его правоту факты, ссылки на гражданское законодательство. К иску необходимо приложить следующие документы:

  • паспорт истца;
  • свидетельство о регистрации авторского права (условно, т.к. самой регистрации не существует, ее заменяет депонирование или нотариальное заверение);
  • источники, подтверждающие создание произведения истцом (черновики, письма, публикации и т.д.);
  • результаты проведенной независимой экспертизы;
  • любые документарные или иные доказательства.

Судебную защиту также можно разделить на способы, указанные в ст. 1252 ГК РФ:

  1. Признание права.
  2. Пресечение правонарушения.
  3. Требование компенсации.
  4. Возмещение убытков.
  5. Изъятие контрафактных экземпляров произведений.
  6. Публикация решения суда.

Признание

Данный способ позволяет установить истинного создателя произведения, если истец оспаривает авторство ответчика или пытается доказать факт своей принадлежности к произведению. Здесь речь идет о неимущественном споре без цены иска.

Чаще всего подобными заявлениями обращаются соавторы произведения.

Пресечение правонарушения

Этот способ также является неимущественным. Примером пресечения правонарушения выступает судебный запрет в сторону ответчика на распространение контрафактных копий произведения, созданного истцом.

Требование компенсации

Чаще всего в суды подается исковое заявление с обозначением конкретной суммы, выражающей компенсацию материального вреда автору. Она рассчитывается следующим образом:

  • от 10 тыс. до 5 млн. рублей (сумма указывается с учетом характера нарушения, его продолжительности, степени вины ответчика и т.д.);
  • сумма, равная двукратной стоимости контрафактного материала;
  • сумма, равная двукратной стоимости права использование нарушителем произведения или лицензии на него.

Аналогичные размеры компенсации устанавливаются и для объектов смежных прав (ст. 1311 ГК РФ).

В большинстве случаев суды в качестве моральной компенсации назначает сумму, которая меньше, чем требования автора.

Возмещение убытков

Данный способ является еще одним способом заявления с расчетом суммы иска и является своеобразной альтернативой компенсационному возмещению.

Чаще всего возмещение убытков выдвигается автором при использовании ответчиком произведения без лицензионного договора, что причинило истцу ущерб и впоследствии привело к упущенной выгоде.

Вместе с тем нередки случаи обращения исполнителей или публикаторов за возмещением убытков.

В отличие от компенсации, размер убытков необходимо доказать, что по ряду причин совершить сложно.

Изъятие контрафактных экземпляров произведений

В данном случае речь идет об изъятии контрафактных или «пиратских» копий авторского произведения. Кроме того, изъятию подлежат технические средства и оборудования, с помощью которых такие копии создавались и распространялись.

Публикация решения

Обнародования судебного решения в СМИ также является способом подтвердить признанное и закрепленное за автором или исполнителем право для пресечения дальнейших споров.

Об особенностях защиты авторских прав в сети интернет, читайте в статье по ссылке.

Международно-правовая охрана

Приоритетными источниками правового регулирования авторских и смежных прав являются международные договоры и конвенции:

Бернская конвенция (1886 г.)

Этот документ является первым международным регулятором отношений в области интеллектуальной собственности и, как и большинство изданных после него соглашений и договоров, имеет приоритет над национальным правом, за исключением следующих положений:

  • государство вправе устанавливать более высокий уровень защиты авторских и смежных прав;
  • действие некоторых норм осуществляется только в том случае, если они предусмотрены национальным законодательством (например, право следования).

В связи с тем, что у СССР был особый подход регулирования авторских и смежных прав, к данной конвенции присоединилась уже Российская Федерация 13 марта 1995 г.

Всемирная конвенция (Женева, 1952 г.)

Конвенция устанавливает следующие положения:

  • страны-участницы обязуются обеспечить все необходимые меры по охране авторского и смежного с ним права;
  • произведения, опубликованные в одном государстве, охраняются в других странах-участницах Конвенции;
  • произведение охраняется авторским правом, если на нем указан знак копирайта (©), а также имя автора и год первичного издания.

Нормы данного документа не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на произведения, написанные до присоединения государства к конвенции.

Соглашение ТРИПС (1994 г.)

Оно регулирует защиту интеллектуальной собственности в рамках Всемирной торговой организации. К принципам и основным положениям относятся:

  • использования иностранными гражданами и организациями защиты авторских и смежных прав наравне с гражданами страны-участницы соглашения;
  • принцип наибольшего благоприятствования (если граждане и организации одного государства имеют какие-либо привилегии в области интеллектуальной собственности, то вышеуказанные субъекты другого государства вправе воспользоваться такими же привилегиями);
  • запрет толкования ТРИПС как документа, ограничивающего действие других международных соглашений;
  • обязанность членов ВТО соблюдать Бернскую конвенцию и т.д.

Договор ВОИС (1996 г.)

Нередко данный договор именуют ДАП (договор об авторском праве), и его содержание включает следующие положения:

  • признание юридической силы Бернской конвенции (данный договор дополняет конвенцию, вносит более современные положения в защите интеллектуальной собственности);
  • запрет размещения и распространения без ведома автора его работ, в том числе в сети «Интернет»;
  • распространение авторских и смежных прав на форму произведения, а не на идеи, концепции и т.д.

Для осуществления защиты прав интеллектуальной собственности, автору, чье право было нарушено, предлагается два основных способа: урегулировать спор без суда путем переговоров или отправлением претензионного письма или обратиться с иском в суд, выдвинув одно или несколько требований (признание права, компенсация вреда или возмещение убытков, пресечение дальнейшего нарушения его авторских прав и т.д.).

Отдельно можно выделить публикацию решения суда, т.к. этот способ эффективно помогает пресечь возникновения новых споров и притязаний на созданное лицом произведение.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/avtorskoe/zaschita.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.