Законы развития общества

Развитие: законы развития общества. Законы экономического развития

Законы развития общества

Некоторые общие законы развития систем можно применять и по отношению к обществу. Когда мы говорим о системах, мы подразумеваем некое целое, которое составлено из частей и является единством. Единство это, что очень важно, не сводится лишь к составляющим его элементам.

Общество также является системой, представляет собой организованную совокупность людей. Все мы являемся его частью, поэтому многие из нас задаются вопросом о том, как происходит его развитие. Законы развития его можно обнаружить, рассмотрев источники прогресса.

В обществе взаимодействуют между собой три сферы реальности, «миры», которые не сводимы друг к другу. Это, во-первых, мир вещей и природы, который существует независимо от сознания и воли человека, то есть он является объективным и подчинен различным физическим законам.

Во-вторых, это мир, в котором предметы и вещи имеют общественное бытие, поскольку являются продуктами деятельности человека, его труда. Третий мир представляет собой человеческую субъективность, относительно независимые от объективного мира духовные идеи и сущности.

Они обладают наибольшей степенью свободы.

Природа как источник общественного развития

В мире природы находится первый источник, обеспечивающий общественное развитие. Законы развития социума в прошлом часто формулировались с опорой на нее. Она является основанием существования общества, которое, взаимодействуя с ней, совершенствуется.

Не стоит забывать и о том, что именно законы развития природы привели к появлению человека.

Крупнейшие цивилизации, что характерно, зародились в руслах больших рек, а самое успешное в мире развитие капиталистической формации осуществлялось в государствах с умеренным климатом.

Следует отметить, что современный этап взаимодействия общества и природы отмечен понятием экологического кризиса. Его главной причиной стала установка людей на покорение природы, а также игнорирование границ ее устойчивости к антропогенным воздействиям.

Люди закрывают глаза на основные законы развития, забывают обо всем в погоне за сиюминутной выгодой и не учитывают последствия.

Следует изменить поведение и сознание миллиардов жителей Земли для того, чтобы и дальше природа могла обеспечивать нас необходимыми ресурсами.

Роль техники в развитии общества

Следующий источник — технологические детерминанты, то есть роль техники, а также процесс разделения труда в социальном устройстве. Они также обеспечивают социальное развитие. Законы развития общества сегодня нередко формулируют, беря за основу роль техники.

Это и неудивительно — она сейчас активно совершенствуется. Однако, по мнению Т. Адорно, вопрос о приоритете техники и экономики — это вопрос о том, что появилось раньше: яйцо или курица.

Это же можно отнести к типу и характеру труда человека, определяющим во многом систему общественных отношений. Особенно очевидно все это стало сегодня, когда наметились контуры постиндустриального общества.

Основное противоречие в данном случае возникает между преследуемыми человеком гуманными целями своего существования и несущим потенциальную угрозу миром информационной техники. Многие проблемы вызывает ее активное развитие.

Законы развития социума поэтому начинают пересматриваться, акцент делается на духовную сферу. О ней мы сейчас и поговорим.

Духовная сфера как источник общественного прогресса

Третий источник общественного развития заключен в духовной сфере, в реализации некоего светского или религиозного идеала.

Очень популярной в истории была идея теократии, то есть управления государством и обществом некими высшими религиозными авторитетами.

В этом случае история общества рассматривается как осуществление воли Бога, а человек обязан воплотить этот промысел в жизнь, основное внимание уделяя не земным проблемам, а, прежде всего, подготовке к вечной, будущей жизни.

В трудах П. Сорокина, А.

Тойнби, предложивших свои законы развития общества, основное значение принадлежит духовному, морально-религиозному его совершенствованию, соотношению наград и санкций как главной причине солидарности людей.

Те, кто придерживается коммунистического идеала, считают, что коммунизм и есть один из главных «двигателей» прогресса, который зовет множество людей на борьбу за построение справедливого общества и освобождение человечества.

Циклы в истории по Ф. Броделю

Ф. Бродель, французский историк, полагал, что события прошлого — пыль, а основное — это тренды и циклы продолжительностью более ста лет.

Философский смысл исторических циклов связан с пониманием закономерности развития в целом.

Оно может протекать линейно (то есть от сотворения Богом мира до Страшного Суда) или циклично, когда оно как будто возвращается к прошлому, но уже на другом уровне (спираль истории).

3 типа культур, выделенные Питиримом Сорокиным

Питирим Сорокин считал, что в истории человечества можно выделить 3 типа фундаментальных культур: материалистическую, промежуточную и религиозную. В культуре последнего типа ритм и движение истории определяются взаимодействием трех воль: человеческой, бесовской и Божьей.

В материалистической развитие происходит на основе реальности, воспринимаемой чувственно. Ее изменения выступают как основной фактор истории. Переход от религиозной к материалистической культуре осуществляется через промежуточный тип.

В нем можно выделить следующие последовательные стадии: сначала — кризис, затем — крушение, после чего — очищение, далее — переоценка ценностей и, наконец, возрождение.

Философская и историческая мысль современности

Ф. Фукуяма в конце 20 века выдвинул свое представление о том, что наблюдается «конец истории». Это следствие того, что мощные идеологии и государства, основанные на них, уходят с исторической сцены.

Другие исследователи, изучающие законы развития общества, полагают, что мировая история находится сегодня в точке бифуркации, в которой меняется соотношение хаоса и порядка и возникает ситуация непредсказуемости.

Философская и историческая мысль современности лишь нащупывает главные закономерности ритмичности исторического развития, которые связаны с тяжелыми глобальными проблемами.

Материалистический взгляд на историю

В рамках разработанной Ф. Энгельсом и К. Марксом в 40-50-х годах 19 века материалистической концепции истории применяется формационный подход и законы социального развития. Данный подход сложился исторически как антитеза идеалистической концепции, хотя идею линейности и унаследовал от теорий прогресса, которые разработали просветители.

От Гегеля он взял мысль о диалектическом характере исторического развития. Идея о главной роли материального производства в жизни общества и человека является фундаментом данной теории. В процессе его люди вступают, согласно Марксу (портрет его представлен ниже), в определенные отношения, которые не зависят от их воли. Речь идет о производственных отношениях.

Они соответствуют ступени развития производительных сил.

Маркс полагал, оставив в стороне «первичную» (исходную) ступень, а также «вторичные формы» общины, выросшие на ее форме, что применительно к эпохе классового общества и цивилизации античный, феодальный, азиатский и буржуазный (современный) способы производства можно назвать прогрессивными эпохами общественной экономической формации. В общественной науке СССР применялась упрощенная формула процесса исторического развития, подразумевающая переход первобытного общества сначала к рабовладельческому, затем к феодальному, после чего к капиталистическому и, наконец, к социалистическому.

Концепция «локальных цивилизаций»

Наибольшим признанием в философской мысли 19-20 веков пользуется концепция «локальных цивилизаций», которая была создана усилиями А. Д. Тойнби, О. Шпенглера и Н. А. Данилевского. Согласно ей, все народы делятся на цивилизованные и первобытные, а первые — еще и на культурно-исторические типы.

Феномен, сформулированный как «Вызов-и-Ответ» представляет здесь особый интерес. Он состоит в том, что спокойное развитие вдруг сменяется критической ситуацией, которая побуждает, в свою очередь, к росту той или иной культуры.

Авторы данной концепции совершили попытку преодоления в понимании цивилизации европоцентризма.

Системный подход

В последней четверти 20 века развит был подход, согласно которому мир представляет собой систему, в которой действуют законы развития человека и общества. Это связано с тем, что в данное время свою силу набирал процесс глобализации экономики.

В мировом конгломерате можно выделить «периферию» и «ядро», образующие в целом «мир-систему», которая существует по законам суперформации. Главным товаром сегодняшнего типа производства стала являться информация и все связанное с ней.

А это меняет, в свою очередь, представление о том, что исторический процесс — линейного типа.

Законы экономического развития

Это постоянно повторяющиеся, существенные, устойчивые связи между экономическими явлениями и процессами.

Например, в законе спроса выражается обратная зависимость, существующая между изменением цены некоторого товара и спросом, который возникает на него.

Как и иные законы жизни общества, экономические действуют вне зависимости от желания и воли людей. Можно выделить среди них универсальные (общие) и специфические.

Общие — те, которые действуют на протяжении истории человечества. Они функционировали еще в первобытной пещере и продолжают быть актуальными в современной фирме, а также будут действовать в будущем. Среди них можно выделить следующие законы экономического развития:

— повышения потребностей;

— прогрессивного развития экономики;

— возрастания альтернативных издержек;

— растущего разделения труда.

К постепенному увеличению потребностей неизбежно ведет развитие общества. Это значит, что со временем у людей растет представление о наборе благ, который они расценивают как «нормальный».

С другой стороны, увеличивается стандарт каждого типа благ, которые потребляются. Первобытные люди, например, хотели иметь, прежде всего, много пищи. Сегодня человек, как правило, уже не заботится о том, чтобы не умереть от ее недостатка.

Он стремится к тому, чтобы пища его была разнообразной и вкусной.

С другой стороны, по мере того, как удовлетворяются потребности чисто материальные, усиливается роль социальных и духовных. Например, в современных развитых государствах при выборе работы молодежь озабочена все сильнее не столько тем, чтобы зарабатывать больше (что позволяет изысканно одеваться и питаться), сколько тем, чтобы труд имел творческий характер, давал возможность самореализации.

Люди, стремясь удовлетворить новые потребности, совершенствуют производство. Они увеличивают ассортимент, качество и количество благ, производимых в экономике, а также повышают эффективность использования различных природных ресурсов. Данные процессы можно назвать экономическим прогрессом.

Если существование прогресса в искусстве или морали оспаривается, то в экономической жизни он бесспорен. Его удается достичь с помощью разделения труда. Если люди будут специализироваться на производстве каких-то конкретных благ, то заметно возрастет общая производительность.

Однако для того, чтобы у каждого человека был полный набор благ, необходимых ему, нужно организовать постоянный обмен между членами общества.

Редистрибуция и децентрализованный обмен

К. Поланьи, американский экономист, выделил 2 метода координации действий между участниками производства. Первый — редистрибуция, то есть обмен, централизованное перераспределение. Второй — рынок, то есть децентрализованный обмен. В докапиталистических обществах преобладал редистрибутивный продуктообмен, то есть натуральный, осуществляемый без использования денег.

При этом государство изымало в принудительном порядке часть продуктов, произведенных его подданными, у них для дальнейшего перераспределения. Не только для обществ средневековья и древности был характерен этот метод, но и для экономики стран социализма.

Еще при первобытном строе зародился рыночный товарообмен. В обществах докапиталистических он, однако, являлся в основном второстепенным элементом. Лишь в капиталистическом обществе рынок становится главным методом координации. Государство при этом активно поощряет его развитие, создавая различные законы, например, «Закон о развитии предпринимательства».

Активно используются денежные отношения. Товарообмен осуществляется в данном случае по горизонтали, между производителями, которые равноправны. Каждый из них обладает полной свободой выбора в поиске партнеров по сделкам.

«Закон о развитии малого предпринимательства» обеспечивает поддержку мелким фирмам, которым сложно функционировать в рамках растущей конкуренции.

Источник: https://autogear.ru/article/204/322/razvitie-zakonyi-razvitiya-obschestva-zakonyi-ekonomicheskogo-razvitiya/

Роль техники в развитии общества

Следующий источник — технологические детерминанты, то есть роль техники, а также процесс разделения труда в социальном устройстве. Они также обеспечивают социальное развитие. Законы развития общества сегодня нередко формулируют, беря за основу роль техники.

Это и неудивительно — она сейчас активно совершенствуется. Однако, по мнению Т. Адорно, вопрос о приоритете техники и экономики — это вопрос о том, что появилось раньше: яйцо или курица.

Это же можно отнести к типу и характеру труда человека, определяющим во многом систему общественных отношений. Особенно очевидно все это стало сегодня, когда наметились контуры постиндустриального общества.

Основное противоречие в данном случае возникает между преследуемыми человеком гуманными целями своего существования и несущим потенциальную угрозу миром информационной техники. Многие проблемы вызывает ее активное развитие.

Законы развития социума поэтому начинают пересматриваться, акцент делается на духовную сферу. О ней мы сейчас и поговорим.

Циклы в истории по Ф. Броделю

Ф. Бродель, французский историк, полагал, что события прошлого — пыль, а основное — это тренды и циклы продолжительностью более ста лет.

Философский смысл исторических циклов связан с пониманием закономерности развития в целом.

Оно может протекать линейно (то есть от сотворения Богом мира до Страшного Суда) или циклично, когда оно как будто возвращается к прошлому, но уже на другом уровне (спираль истории).

Философская и историческая мысль современности

Ф. Фукуяма в конце 20 века выдвинул свое представление о том, что наблюдается «конец истории». Это следствие того, что мощные идеологии и государства, основанные на них, уходят с исторической сцены.

Другие исследователи, изучающие законы развития общества, полагают, что мировая история находится сегодня в точке бифуркации, в которой меняется соотношение хаоса и порядка и возникает ситуация непредсказуемости.

Философская и историческая мысль современности лишь нащупывает главные закономерности ритмичности исторического развития, которые связаны с тяжелыми глобальными проблемами.

Концепция «локальных цивилизаций»

Наибольшим признанием в философской мысли 19-20 веков пользуется концепция «локальных цивилизаций», которая была создана усилиями А. Д. Тойнби, О. Шпенглера и Н. А. Данилевского. Согласно ей, все народы делятся на цивилизованные и первобытные, а первые — еще и на культурно-исторические типы.

Феномен, сформулированный как «Вызов-и-Ответ» представляет здесь особый интерес. Он состоит в том, что спокойное развитие вдруг сменяется критической ситуацией, которая побуждает, в свою очередь, к росту той или иной культуры.

Авторы данной концепции совершили попытку преодоления в понимании цивилизации европоцентризма.

Законы экономического развития

Это постоянно повторяющиеся, существенные, устойчивые связи между экономическими явлениями и процессами.

Например, в законе спроса выражается обратная зависимость, существующая между изменением цены некоторого товара и спросом, который возникает на него.

Как и иные законы жизни общества, экономические действуют вне зависимости от желания и воли людей. Можно выделить среди них универсальные (общие) и специфические.

Общие — те, которые действуют на протяжении истории человечества. Они функционировали еще в первобытной пещере и продолжают быть актуальными в современной фирме, а также будут действовать в будущем. Среди них можно выделить следующие законы экономического развития:

— повышения потребностей;

— прогрессивного развития экономики;

— возрастания альтернативных издержек;

— растущего разделения труда.

К постепенному увеличению потребностей неизбежно ведет развитие общества. Это значит, что со временем у людей растет представление о наборе благ, который они расценивают как «нормальный».

С другой стороны, увеличивается стандарт каждого типа благ, которые потребляются. Первобытные люди, например, хотели иметь, прежде всего, много пищи. Сегодня человек, как правило, уже не заботится о том, чтобы не умереть от ее недостатка.

Он стремится к тому, чтобы пища его была разнообразной и вкусной.

С другой стороны, по мере того, как удовлетворяются потребности чисто материальные, усиливается роль социальных и духовных. Например, в современных развитых государствах при выборе работы молодежь озабочена все сильнее не столько тем, чтобы зарабатывать больше (что позволяет изысканно одеваться и питаться), сколько тем, чтобы труд имел творческий характер, давал возможность самореализации.

Люди, стремясь удовлетворить новые потребности, совершенствуют производство. Они увеличивают ассортимент, качество и количество благ, производимых в экономике, а также повышают эффективность использования различных природных ресурсов. Данные процессы можно назвать экономическим прогрессом.

Если существование прогресса в искусстве или морали оспаривается, то в экономической жизни он бесспорен. Его удается достичь с помощью разделения труда. Если люди будут специализироваться на производстве каких-то конкретных благ, то заметно возрастет общая производительность.

Однако для того, чтобы у каждого человека был полный набор благ, необходимых ему, нужно организовать постоянный обмен между членами общества.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.