Закон о местном самоуправлении 2017 года

Содержание

Фз 131 «об общих принципах организации местного самоуправления»: действующая редакция 2018 года, структура, изменения в законе

Закон о местном самоуправлении 2017 года

В соответствие с положениями и поправками в законодательстве правление на местах осуществляется ОМС.

 ФЗ 131 предусмотрел признаки местного управления (сокращенно — МСУ), которое должно соответствовать конституции и международным правовым актам.

Принимать решение ОМС может путем проведения собрания, определять важнейшие вопросы – после обсуждения с населением. Депутаты, избранные на службу, также обладают специфическим статусом. Разберемся подробнее с важнейшими положениями такого ФЗ

Краткое содержание и структура 131-го ФЗ

Федеральное законодательство об основополагающих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации с последними изменениями в действующей редакции был принят в октябре 2003 года.

Он состоит из преамбулы, глав и статей. Каждая статья, в свою очередь, подразделяется на пункты.

Все изменения, вносимые в данный нормативный правовой акт можно отслеживать на таких ресурсах, как консультант или гарант.

МСУ в РФ – это один из важнейших основ конституционного строя. Создавать органы МСУ можно на территории всего государства, что также закрепляется конституцией. Основными способами реализации данного права являются участия граждан в местных референдумах, выборах, а также путем создания муниципальных образования и органов.

Очень важно понимать, что органы местного самоуправления не относятся ни к одной из ветвей власти и признаками государственной власти не обладают. Действуют такого рода образования на основании уставов, а также путем издания отдельных нормативных правовых актов.

Основные термины

Среди самых значимых терминов, используемых в данном правовом документе, являются:

  1. Село – объединение одного или нескольких населенных пунктов, обладающих признаками сельской местности, МСУ здесь может осуществляться непосредственно населением.
  2. Городское поселение – это либо город, либо поселок, в которых также имеется возможность по созданию управленческих структур.
  3. Муниципальный район – объединение сразу нескольких поселений, в которых создаются отдельные органы местного управления для разрешения межтерриториальных важнейших вопросов.
  4. Межселенная территория – это такого рода земли, которые не имеют отношения ни к одному из населенных пунктов.
  5. Должностное лицо МСУ – гражданин, который работает либо о трудовому контракту в управленческих подразделениях, либо которого выбрало население путем проведения открытых выборов.

Существуют определенные виды органов, каждый из которых обладает своей компетенцией и полномочиями, например, администрации, иные исполнительные органы и др. В каждом конкретном регионе такие органы могут называться по разному.

Общие, основные принципы организации МСУ

Основы муниципальной власти в городах и поселениях регулируются и закрепляются следующими документальными актами:

  1. Международное право.
  2. Конституция РФ.
  3. ФКЗ (Федеральные конституционные законы).
  4. ФЗ.
  5. Постановления правительства и указы Президента.
  6. Постановления органов местного самоуправления, муниципалитетов.

Особое значение в данной ситуации имеет принцип территориальности. Он означает, что управленческие структуры могут быть в сельских поселениях, городах, районах и т.д. Нужно учесть, когда меняется территориальное деление, положения вышеуказанного закона не применяются. Все вопросы разграничения компетенций рассматриваются в соответствие с законодательной базой регионального назначения.

Где согласно закону осуществляется территориальное, локальное самоуправление

МСУ может быть осуществлено на любой территории Российской Федерации. Сюда относятся и города, поселки, муниципальные районы или городские округа.

Нужно отметить, что признать ту или иную территорию муниципальным районом или городским округом может только орган государственной власти.

В законе отмечено, что создание органов управление на различных территориях не является обязательным. В этой ситуации все важнейшие распорядительные действия будут осуществляться непосредственно населением. Население имеет право принимать решения по тем или иным вопросам с помощью проведения собраний.

Городские округа и муниципальные районы обладают специфической компетенцией.

Помимо того, что они могут создавать органы местного самоуправления и управлять своим населенным пунктом в пределах принадлежащей территории, они еще и могут давать распоряжения органам местного самоуправления других населенных пунктов, которые им подведомственны.  По таким каналам связи могут разрешаться и те или иные финансовые вопросы.

Структура органов самоуправления

В муниципалитетах в соответствие с нормами законодательства все основные вопросы имеют право разрешать:

  1. Представительный орган.
  2. Администрация.
  3. Контрольный орган.
  4. Глава органа местного самоуправления и муниципального образования в целом.

Это официальный список элементов, входящих в структуру. В каждом конкретном муниципальном образовании такие органы могут иметь свое название и свои особенности.

Представительный орган является аналогом законодательного органа государственной власти. В его компетенцию входит принятие решение по вопросам законодательного регулирования, выпуск муниципальных нормативных правовых актов и др.

Администрация – это важнейший исполнительный орган, который имеет право по решению вопросов управления, распоряжения муниципальным имуществом, разрешение вопросов финансирования, принятие решения о проведении муниципальных мероприятий и др.

Контрольным органом в данной ситуации является, как правило, счетная палата. Разумеется, что контрольные органы могут быть и других разновидностей, но на сегодняшний день в России других контрольных органов в рамках осуществления местного самоуправления не предусмотрено.

Глава МСУ – это аналог мэра или губернатора. Он обладает всеми представительными и управленческими полномочиями.

Глава МСУ может сам выбрать, каким именно образом ему надлежит осуществлять свою деятельность. Он может работать в представительном органе местного самоуправления, а также может возглавить местную администрацию.

О полномочиях органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления имеют исключительные права в следующих сферах жизнедеятельности муниципального образования:

  • принятие устава;
  • установление платы за те или иные местные услуги;
  • принятие и разработка герба и/или гимна;
  • создание коммерческих и некоммерческих предприятий;
  • права в сфере предоставления жилищных коммунальных услуг;
  • принятие нормативных правовых актов;
  • осуществление международных связей и др.

Субъекты российской федерации имеют право принимать нормативные правовые акты в которых содержатся условия по поводу разграничения полномочий между самим субъектом и муниципальными образованиями, входящими в его состав.

 Изменения и поправки в законе

Одним из новейших нововведений стало то, что народным органам управления были переданы полномочия не только по содержанию дорожного покрытия муниципального значения, но и организацию дорожного движения на них.

Ранее такими правами обладали только субъекты РФ. Поправки коснулись и порядка осуществления выборов.

Так, теперь главой МО может стать высшее должностное лицо МО, ранее это понятие включало в себя слова «должностное лицо».

Изменения коснулись и положения, касающиеся уборки мусора. Связаны такие изменения с реформированием системы охраны экологии и окружающей среды в РФ. Теперь органы народовластия должны заниматься не сбором мусора, а его накоплением и последующей реализацией.

Скачать федеральный закон 131 о местном самоуправлении: последняя редакция

Источник: https://rusfz.ru/fz-131-ob-obshhih-printsipah-organizatsii-mestnogo-samoupravleniya

131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ

Закон о местном самоуправлении 2017 года

Местное самоуправление представляет собой избираемое муниципальным органом правительство регионального назначения. Данная организация определяется следующей структурой:

  • Представительный орган;
  • Глава;
  • Администрация;
  • Орган контроля.

Численность депутатов в органе самоуправления напрямую зависит от города, в котором данная система располагается. Таким образом, данное число должно превышать:

  • 7 человек — при численности населения менее 1000 граждан;
  • 10 — от 1 000 до 10 000;
  • 15 — от 10 000 до 30 000;
  • 20 — от 30 000 до 100 000;
  • 25 — от 100 000 до 500 000;
  • 35 — свыше 500 000.

Деятельность органов местного самоуправления требует строгой регламентации и правового урегулирования. В этих целях был издан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», об актуальной редакции которого пойдёт речь в данной статье.

Общие сведения

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ принят в результате слушания Государственной Думой 16 сентября, одобрен Федерационным советом 24 сентября и подписан Президентом Российской Федерации 6 октября 2003 года.

ФЗ 131 состоит из 12 глав (86 статей):

  • Общие положения (ст. 1-9);
  • Принципы формирования органов местного самоуправления по территориальному принципу (ст. 10-13.2);
  • Вопросы территориального значения (ст. 14-18.1);
  • Федеральные полномочия отдельных управляющих систем (ст. 19-21);
  • Формы осуществления самоуправления (ст. 22-33);
  • Должностные лица в рассматриваемых организациях (ст. 34-42);
  • Нормативные акты муниципального значения (ст. 43-48);
  • Экономические нюансы в сфере муниципального самоуправления (ст. 49-65);
  • Сотрудничество муниципалитетов (ст. 66-69);
  • Ответственность членов муниципалитета и ревизия их деятельности (ст. 70-78);
  • Организационные нюансы (ст. 79-82.4);
  • Итоговые (переходные) положения Федерального закона № 131.

Правовой базой для создания рассматриваемого нормативного акта служит Конституция Российской Федерации. 131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ регламентирует юридические, социальные, организационные и территориальные нюансы изучаемого явления.

ФЗ 181 в последней редакции.

Основная терминология

Для юридических целей, преследуемых рассматриваемым нормативным актом, используются следующие термины:

  • Муниципальный район — несколько объектов, находящихся под патронажем определённого органа местной власти;
  • Межселенная территория — земельные участки, находящиеся за границами поселений;
  • Органы местного самоуправления — система власти, избираемая непосредственно на основании ания населения;
  • Депутат — избираемый на основании тайного ания член представительства определённого субъекта Российской Федерации;
  • Муниципальный правовой акт — документ, имеющий юридическую силу исключительно на определённой территории, направленный на решение вопросов местной значимости;
  • Иные определения, используемые в тексте изучаемого Федерального закона.

Полный перечень актуальной терминологии представлен в статье 2 ФЗ об организации местного самоуправления.

Последняя редакция ФЗ 131

Как и другие нормативно-правовые акты РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ претерпевает регулярную процедуру внесения поправок. Данный процесс необходим для обеспечения актуальности текущего документа.

Последние поправки в ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ были внесены 30 октября 2017 года. В качестве модифицирующего акта выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 299-ФЗ.

В статье 3 ФЗ 299 указывается перечень поправок, вносимых в Федеральный закон № 131. Таковыми являются:

  • Дополнение статьи 17 пунктом 4.4, гласящим, что в числе прочих полномочий, органы муниципального самоуправления уполномочены принимать меры по стратегическому планированию (в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»);
  • Пункт 6 той же статьи в новой редакции определяет, что муниципальные управляющие структуры обязуются организовывать сбор статистической информации в отношении экономической и социальной сферы подвластного им субъекта Российской Федерации. Полученные данные направляются в органы официальной государственной власти;
  • Статья 28 изучаемого Федерального закона, повествующая о порядке проводимых по инициативе населения публичных слушаний, дополнилась пунктом 2.1. Согласно рассматриваемой части изучаемого нормативного акта, в числе других предложений, на рассмотрение должен выноситься проект стратегии социального и экономического развития населённого пункта;
  • В пункте 3 той же статьи исключаются слова «проекты планов и программ развития муниципального образования»;
  • В статье 35, раскрывающей принципы работы представительных органов самоуправления, преобразовался 4 пункт. В соответствие с текущей редакцией рассматриваемого Федерального закона, данный орган может состоять из глав объектов Российской Федерации, входящих в определённый муниципалитет. Члены данной правительственной структуры избираются на тайном закрытом ании. Важно помнить, что число представителей одного поселения не в представительном органе местного самоуправления не может превышать 2/5 от общего числа депутатов.

Предыдущие существенные изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ были внесены 29 июля 2017 года. Основные изменения коснулись проблемы теплоснабжения в регионах Российской Федерации.

В соответствии с изменениями, снесёнными в статью 14 ФЗ 131, органы муниципальной власти обязаны следить за строительством и поддержанием строений, перерабатывающих и поставляющих гражданам теплоэнергию.

Также в полномочии местных правящих структур прослеживание и вмешательство в ценовую политику в рассматриваемой сфере.

Источник: https://lawlinks.ru/fz-131-v-poslednej-redakcii/

Президент утвердил изменения в закон о местном самоуправлении

Закон о местном самоуправлении 2017 года

МОСКВА, 27 мая. /ИТАР-ТАСС/.

Президент Владимир Путин утвердил изменения в федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Документ, опубликованный на официальном портале правовой информации, вводит новый тип муниципального образования — город с районным делением, а также расширяет полномочия субъектов РФ.

Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни

Владимир Путин

из послания Федеральному собранию

Закон позволит регионам самим определять способы избрания глав муниципальных образований — напрямую населением или из состава представительного органа власти, а также формирования всех органов местного самоуправления на своей территории. Новация распространяется и на вводимый документом новый тип муниципального образования.

Эти нормы относятся также к депутатам городских дум, а устанавливаться они будут законами конкретного субъекта РФ, которые в свою очередь будут принимать региональные заксобрания.

Предполагается, что нововведения позволят каждому субъекту найти оптимальную форму организации МСУ, отвечающую как особенностям региона, так и входящих в его состав муниципальных образований.

Выбрать из двух моделей местного самоуправления субъекты должны в течение полугода с момента вступления закона в силу. Еще три месяца дается для внесения необходимых изменений в уставы всех типов муниципальных образований.

Согласно документу вводятся два новых типа муниципальных образований — городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В крупных городах предполагается создавать собственные советы депутатов во внутригородских районах.

Впоследствии уже из районных депутатов будет формироваться городская дума.

В муниципальных районах (объединяют несколько городских и сельских поселений) формирование представительного органа также предлагается осуществлять путем делегирования от дум поселений, входящих в состав района муниципального района. Кроме депутатов в него могут входить главы поселений.

Главу местной администрации, или сити-менеджера, будут назначать по контракту на срок, предусмотренный уставом (муниципального района, городского округа с внутригородским делением) и не менее двух и не более пяти лет. Кроме того, предусматриваются его прямые выборы населением.

К полномочиям органов госвласти субъекта РФ, согласно документу, не могут «относиться полномочия органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования». Одновременно инициативой предусмотрено, что законами субъектов могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения, но «с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств».

Инициатива президента

В декабре минувшего года в послании Федеральному собранию президент России назвал важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.

Глава государства указал, что в системе МСУ накопилось немало проблем: объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы, из-за чего часто происходит «неразбериха с полномочиями», которые размыты и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой.

Указал Владимир Путин и на то, что органы местного самоуправления то и дело сотрясают коррупционные скандалы.

Местная власть, предложил тогда президент, должна быть устроена так, чтобы любой гражданин «мог дотянуться до нее рукой».

Критика новых норм

В ходе принятия новые нормы неоднократно подвергались критике.

В партии «Яблоко» заявили, что закон противоречит Конституции и понижает статус местного самоуправления абсолютно во всех муниципальных образованиях, полностью отменяется прямая выборность глав и глав администраций во всех муниципальных образованиях, кроме сельских.

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман считает, что губернаторы в регионах не оставят возможности населению избирать мэров городов, воспользовавшись новой моделью местного самоуправления.

Глава Комитета гражданских инициатив экс-министр финансов Алексей Кудрин считает, что реформа МСУ чревата лишением российских городов избранных мэров и парламентов, а разделение городов на районы только усилит управленческую неразбериху и может увеличить затраты на содержание чиновничьего аппарата.

В свою очередь замруководителя фракции «Единой России» глава Всероссийского совета органов местного самоуправления Вячеслав Тимченко убежден, что нововведения позволят каждому субъекту найти оптимальную форму организации МСУ, отвечающую особенностям как региона, так и входящих в его состав муниципальных образований.

Источник: https://tass.ru/politika/1219904

Поправки Путина в Конституцию — похороны МСУ

Закон о местном самоуправлении 2017 года

Президент Владимир ПУТИН внёс в Госдуму законопроект о поправках в Конституцию. Согласно документу органы местного самоуправления (МСУ) войдут в единую систему публичной власти. Чем обернутся возможные перемены для муниципалитетов?

В президентском законе о поправках предложено дополнить ст. 132 Конституции новой частью, в которой указано, что органы местного самоуправления вместе с органами государственной власти войдут в единую систему публичной власти — для того, чтобы «осуществлять взаимодействие по для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

«Коммерсантъ» отмечает, что глава государства уже несколько раз высказывал эту идею, в том числе и на встрече с руководством Федерального собрания в декабре 2019 года.

А фактическим началом дискуссии о «единой системе публичной власти» послужила статья главы Конституционного суда Валерия ЗОРЬКИНА.

В 2018 году он заявил, что органы местного самоуправления, по сути являются «нижним этажом» публичной власти, и, по сути предложил к обсуждению идею встраивания муниципалитетов в систему государственной власти, что могло бы устранить «противопоставление местных и федеральных властей».

Позже Путин упомянул, что при изменениях в Конституции «интересы и права муниципальных образований не должны быть ущемлены».

Из закона: 21) статью 132 дополнить частью 3 следующего содержания: «3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Владимир Путин 

По утверждению «Коммерсанта», в предложенном варианте правок «кардинальных изменений нет: муниципальным властям по-прежнему гарантируется самостоятельность»

Кроме того, опрошенные изданием эксперты считают, что предложенные изменения в ст. 133 вводят дополнительные финансовые гарантии для местных властей.

Из закона: 22) статью 133 изложить в следующей редакции: «Статья 133 Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

Раньше МСУ было гарантировано право на «компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти». То есть, денег, потраченных сверх намеченной в бюджете суммы, чтобы выполнить поставленные государственной властью задачи (строительство школ, детских садов и т.п.).

В поправке другая формулировка: муниципалитетам будут компенсировать дополнительные расходы, «возникшие в результате выполнения органами МСУ во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение».

«С финансово-экономической и политической точек зрения МСУ не существует уже пять лет» 

По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла САЛИНА, предлагаемые поправки только закрепят в Конституции сложившуюся правоприменительную практику, согласно которой «с финансово-экономической и политической точек зрения МСУ не существует уже пять лет»:

Местное самоуправление выполняет функции, которые относятся к нему по закону, а также некоторые функции органов госвласти. Но сейчас госвласть делегирует обязанности по своим решениям органам МСУ, давая под это деньги. Условно говоря, госвласть нанимает органы МСУ для выполнения отдельных работ, но в остальном местное самоуправление остаётся независимым.

Предлагается же сделать так, что органы МСУ перейдут «на зарплату», с ними госвласть заключит постоянный трудовой договор со всеми вытекающими последствиями. Так возникнет иерархия, и органы МСУ больше не будут независимы, находясь в самом низу этой иерархии.

В свою очередь, эксперт Комитета гражданских инициатив Андрей МАКСИМОВ не считает поправки революционными.

По его мнению, в Конституцию предложен принцип современной доктрины федерализма, согласно которому органы власти должны находить точки соприкосновения и совместно решать вопросы: «Мы долго пытались разграничить каждый вопрос, который нужно решить для жизнеобеспечения населения, между уровнями власти, но стало понятно, что это невозможно»

По мнению эксперта, для реализации этой идеи можно создать «согласительные комиссии», которые разделят полномочия по вопросам, касающимся и местной, и региональной власти. 

Также Андрей Максимов отмечает, что поправка в ст. 133 сможет частично обеспечить деньгами полномочия муниципальных властей.

Органы МСУ смогут настаивать на компенсации расходов, которые не были зарегламентированы, но возникли по факту исполнения обязательств на основе взаимодействия с государственной властью.

При этом комплексно проблему обеспечения полномочий местных властей бюджетными деньгами власти ещё предстоит решить. 

 Поправки окончательно лишат граждан прямых выборов глав городов

Однако некоторые эксперты считают, что в итоге поправки сделают муниципалитеты ещё более зависимыми от глав регионов.

 Так, заместитель председателя Московского областного отделения партии «Яблоко» Ильдар ФАСЕЕВ полагает, что после «конституционных» поправок по МСУ могут последовать изменения в ФЗ-131 в части прямого назначения и увольнения руководителей местных администраций губернаторами (либо прямо в самом законе, либо посредством регионального закона). 

«Собственно и в настоящее время всё это осуществляется губернаторами, только неформальными методами, через назначение по конкурсам, а увольнение через угрозы и уголовные преследования непокорных», — написал Фасеев в . 

Напомним, сейчас жители муниципалитетов Подмосковья лишены возможности выбирать глав. Прямые выборы были отменены по инициативе губернатора Андрея ВОРОБЬЁВА в мае 2016 года. В декабре 2018 года депутаты Мособлдумы отказались вернуть прямые выборы, проав против предложенных КПРФ поправок.

Главу городского округа выбирает Совет депутатов из числа кандидатур, которые представит специальная конкурсная комиссия. Половину состава комиссии определяют депутаты округа, другую половину — губернатор. И зачастую назначения руководителей происходят следующим образом: губернатор предлагает, а депутаты не могут ему отказать.

У глав городов отсутствует политическая ответственность перед гражданами, поскольку не они его выбирают, а губернатор.

23 января Госдума рассмотрит закон о поправках в Конституцию 

Законопроект предполагает внесение изменений в двадцать две статьи Конституции. Все они относятся к главам 3-8, то есть могут быть приняты Федеральным собранием с одобрением двумя третями региональных парламентов.

Внесение изменений в главы 1-2 допускается только всенародным референдумом.

Первое чтение в Госдуме запланировано на 23 января, второе может пройти уже в феврале. В этом случае весной может состояться общероссийское ание. По данным РБК, наиболее вероятная дата ания — 12 апреля. Второй вариант — 26 апреля. 

Основные изменения в Конституцию, которые предложил Путин: 

  • закрепить роль и статус Госсовета
  • прописать верховенство российского законодательства над требованиями международного законодательства и договоров
  • дать Думе право не только согласовывать, но и утверждать премьера, его замов, министров. Президент не сможет отклонить их кандидатуры, но сохранит право уволить
  • глав силовых ведомств и региональных прокуроров предлагается назначать после консультации с Советом Федерации
  • прописать верховенство российского законодательства над требованиями международного законодательства и договоров
  • президентом может быть лицо, проживающее на территории России не меньше 25 лет, не имеющее иностранного гражданства или вида на жительства не только на момент выборов, но и до него
  • убрать слово «подряд» из положения Конституции, согласно которому одно лицо не может быть президентом дольше двух сроков подряд
  • дать Конституционному суду право по запросу президента проверять конституционность законопроектов до их подписания
  • наделить Совет Федерации полномочиями по представлению президента отрешать от должности судей Верховного и Конституционного судов
  • закрепить регулярную индексацию пенсий, а также то, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Поддерживаете поправки Путина в Конституцию?

193.200.74.153

Источник: https://odintsovo.info/news/?id=71335

Суть 131 ФЗ о принципах организации местного самоуправления и изменения в нем от 2020 года

Закон о местном самоуправлении 2017 года

Последнее обновление: 10.02.2020

Государственная власть в административных единицах страны представлена органами самоуправления (далее – ОМС).

Основное назначение властных структур на местах – обеспечение всех граждан возможностью принятия участия в управлении РФ, а также установление тесного взаимодействия народа с правительством в отношении решения проблем общенационального и локального значения.

Перечень полномочий ОМС, порядок и способ их реализации в строгом порядке регламентируются действующими нормативными правовыми актами России, основным из которых является ФЗ №131.

История изменений законодательства о местном самоуправлении в РФ

Необходимость упорядочить деятельность властей на местах привела к принятию в 2003 году Федерального Закона № 131. цель представленного акта – установление принципов организации деятельности органов самоуправления.

Увеличение и уменьшение численности населения, перераспределение полномочий по решению вопросов различных государственных сфер, ускоренные темпы урбанизации, а также изменение территориальных границ населенных пунктов приводит к потребности внесения коррективов в закрепленные законом нормы.

За 16 лет существования ФЗ № 131 претерпевал изменения в:

  • Терминологии;
  • Объеме полномочий муниципальной власти;
  • Сферах регулирования;
  • Перечне субъектов, на которых распространяется его действие;
  • Организационных аспектах деятельности ОМС.

С 2015 года структуры государственной власти территориальных единиц наделены полномочиями по:

  1. Подготовке кадров для занятия должностей, отнесенных к службе в муниципалитете.
  2. Обеспечению надзора за животными, не имеющими хозяев.
  3. Присвоению спортивных категорий.
  4. Финансированию местных спортивных команд, принимающих участие в соревнованиях государственного масштаба.

Также 4 года назад законодатель лишил возможности лиц, занимающих посты глав администраций, совмещать представленную должность с депутатской деятельностью.

С 2017-2018 года граждане, имеющие депутатский мандат, не могут повторно подавать свою кандидатуру на избрание в самоуправление, если муниципалитет был распущен по причине невыполнения депутатами своих обязанностей (проведение заседаний, принятие актов локального значения и др.).

Основные термины закона

С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:

  • муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
  • городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
  • городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
  • должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
  • член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).

Структура местной власти

Власть в административно-территориальных единицах имеет иерархическую структуру, которая включает:

  • лицо, возглавляющее муниципалитет;
  • орган, организованный на основании избирательного принципа (представительный);
  • администрация населенного пункта (орган, наделенный исполнительными полномочиями, а также функциями распорядительного характера);
  • структура, уполномоченная осуществлять контроль над ОМС;
  • Иные должностные лица, а также структуры, закрепленные уставной документацией муниципалитета и наделенные индивидуальными полномочиями по решению проблем локального характера (местный уровень).

Действующее законодательство Российской Федерации обязует каждый муниципалитет в обязательном порядке включать в свою структуру первые три из выше представленных составляющих ОМС (представительный орган, глава администрации и непосредственно администрация). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ФЗ №131.

Местная власть сельского поселения наделена правом закрепления в уставной документации возможности формирования органа с функциями исполнительного и распорядительного характера, во главе которого будет избран (назначен) председатель.

Все вопросы организации деятельности структурных единиц органов самоуправления, перечень полномочий, которыми они наделены, порядок и способ их реализации закрепляются и регламентируются на уровне закона, а также дублируются и в обязательном порядке дублируются в уставе муниципального образования.

Обзор структуры закона

Федеральный закон №131 – нормативный правовой акт специального действия. Он направлен на регулирование основных вопросов организации и деятельности власти на местах. Структура представленного законодательного акта представлена 12-ю главами, объединяющими нормы единой направленности, и 86-ю статьями.

СтатьяНаименование главы
Статьи 1-9Общие положения (объединяют терминологию, сферу действия НПА, порядок принятия гражданами участия в управлении государством и др.)
Статьи 10-13Принцип организации МС (Образование, корректировка, изменение территориальных границ населенных пунктов, их упразднение и создание)
Статьи 14-18Вопросы местного значения (перечень сфер, отнесенных к сфере управления органов самоуправления в соответствии с классификацией муниципальных субъектов)
Статьи 19-21Передача ОМС государственных полномочий (порядок делегирования федеральной властью своих полномочий субъектам муниципалитета, а также способы из реализации ОМС)
Статьи 22-33Формы участия населения в органах самоуправления (участие в референдумах, организация общественных сборов, съезд делегатов и др.)
Статьи 34-42Органы местной власти и должностные лица (Порядок формирования администрации других ОМС, выборов или назначения ее главы)
Статьи 43-48Правовые акты муниципалитета (нормативная документация, регулирующая деятельность органов самоуправления, акты локального характера и др.).
Статьи 49-65Экономическая основа (Порядок финансирования местной власти, собственность муниципалитета, расходы, закупки на обеспечение нужд местной власти)
Статьи 66-69Сотрудничество между муниципалитетами (Организации местных властей, собрание ОМС на уровне Федерации, ее субъектов и пр.)
Статьи 70-78Способы надзора и контроля за ОМС (отставка должностных лиц, главы администрации, ответственность указанных граждан)
Статьи 79-82Организационные вопросы (деятельность и организация местной власти в административно-территориальных единицах Российской Федерации)
Статьи 83-86Переходные положения (вступление нормативного правового акта в силу, ответственность за его исполнение и пр).

Основные положения закона

Представленный нормативный правовой акт (ФЗ №131) регламентирует основные вопросы организации и деятельности органов местной власти на всех государственных уровнях. Каждая глава закона направлена на регуляцию отдельных сфер существования органов самоуправления.

Как акт муниципального права, 131 ФЗ закрепляет:

  • Общественные правовые отношения, возникающие в аспекте функциональной деятельности местной власти;
  • Организацию локального управления во всех административно-территориальных единицах;
  • Порядок делегирования государственных полномочий высшим федеративным правлением;
  • Демократические принципы на уровне местного самоуправления;
  • Способы формирования местного правления, структуризацию последних в единую систему;
  • Порядок нормотворческой деятельности органов самоуправления.

Отдельное внимание законодатель отдал регулированию финансовой стороны, обеспечивающей существование и эффективность деятельности власти на местах. Глава 8 имеет отличительный характер, поскольку ее нормы в большей части не отнесены к муниципальному праву и имеют в основе экономическую составляющую.

Указанная глава вместила положения о:

  • Формировании бюджетов в каждой административно-территориальной единице;
  • Способы их наполнения, основные статьи расходов;
  • Возможность распоряжения ОМС собственными финансами;
  • Материальное обеспечение органов и должностных лиц, необходимое для надлежащего функционирования
  1. Упразднение норм социальной направленности. До текущего года Федеральный закон №131 включал в себя положения, регулирующие вопросы оказания ОС помощи уязвимым категориям населения. Также о порядке функционирования органов опеки и попечительства. Представленные изменения подвержены многочисленной критике со стороны правоведов, поскольку сфера, которую регулируют изъятые нормы, наиболее приближена к властям на местах.
  2. Законодатель принял решение о снятии с органов местного самоуправления полномочий по управлению вопросами занятости трудоспособного населения административно-территориальных единиц, а также участию в разрешении споров, возникающих вследствие трудовых правоотношений местного населения.
  3. Последний Федеральный закон № 131 больше не содержит положения, регламентирующие участие местной власти в предоставлении помощи на оплату коммунальных услуг.

Выводы

Участие народа в управлении государством осуществляется через органы местной власти. Порядок деятельности указанных структур строго определен на законодательном уровне – ФЗ №131.

В силу изменения курса политики государства, возникновения новых потребностей граждан, преобразования муниципальных районов, возникает потребность в корректировке положений, закрепленных Федеральным Законом «Об основных принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/sut-131-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.