Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды социального страхования в России и их виды

Внебюджетные фонды

До 1991 года в России отсутствовала практика создания и использования внебюджетных фондов. Их внедрение в систему финансов было осуществлено в непростой для страны период перехода на новые экономические отношения.

Созданием внебюджетных фондов власти стремились разгрузить бюджет от затрат социального характера, финансирование которых осуществлялось затруднительно. Одновременно с социальными фондами были создано множество внебюджетных фондов иной направленности.

Все они были консолидированы в бюджет, однако при этом им была сохранена автономность. Фондами социального страхования был сохранен внебюджетный статус.

Что представляют собой?

Внебюджетный фонд определяется совокупностью финансовых средств целевого назначения, находящихся в распоряжении центральных и местных органов власти. Их накопление и расходование происходит вне государственного бюджета, что способствует защите интересов отдельных групп населения и получению возможности решить экономические проблемы в ракурсе отдельного региона.

Все средства внебюджетного фонда являются государственной или муниципальной собственностью. При превышении количества поступающих средств, деньги могут быть переданы на возвратной основе для покрытия дефицитной статьи государственного бюджета.

Характерной особенностью развитых стран является постоянное увеличение объема средств во внебюджетных фондах. Это способствует решению экологических и социальных проблем, а также вопросов выравнивания уровня жизни в различных регионах. Их формирование производится за счет собственных источников доходов или посредством выделения из государственного бюджета средств на особо значимые нужды.

Виды фондов и необходимость их создания

Социальные внебюджетные фонды формируются с помощью обязательных сборов, образованных за счет страховых платежей. Для решения конкретных задач, с целью их пополнения могут быть использованы займы и средства из государственного бюджета. Бюджетные средства обычно переводятся в виде субвенций и субсидий. На сегодняшний день известны такие государственные социальные внебюджетные фонды как:

  • Пенсионный;
  • Социального страхования;
  • Медицинского страхования;
  • Занятости населения.

Все они осуществляют сбор средств и их накопление за счет обязательных платежей, полученных с доходов граждан для обеспечения социальных гарантий. Из накоплений выплачиваются пенсии и оказывается материальная поддержка безработным гражданам.

Предоставление медицинских услуг, оплаты дней болезни, отпуска по беременности и родам и санаторного обслуживания осуществляется также за счет средств учреждения. Все виды являются отдельными организациями, руководство которых вправе самостоятельно распоряжаться средствами.

В их компетенции сбор, распределение и использование средств в конкретных размерах на цели, определенные государством. Величина обязательных платежей, а также характер структуры денежных социальных выплат определяется на государственном уровне.

ПФР

Пенсионный фонд формируется вне федерального бюджета. Размеры поступающих в него средств и расходов, утверждаются на законодательном уровне. Их накопление осуществляется за счет социальных налогов, условно разбиваемых на две структуры. Первая часть бюджета поступает напрямую и относится к условно-накопительной категории, с которой будущим пенсионерам будут производиться выплаты.

Вторая часть средств изначально попадает в федеральный бюджет, откуда перечисляется в ПФ для обеспечения социальных пенсионных выплат. На практике все средства поступают на текущие выплаты. ПФР также обеспечивает защиту от социального риска, связанного с утратой источника постоянного дохода вследствие наступления старости, инвалидности или потери трудоспособности.

ФОМС

Формирование ФОМС осуществляется за счет страховых взносов субъектов предпринимательства, начисленных на фонд оплаты труда по предприятию. Его структура подразумевает накопление средств для федеральных и территориальных нужд. Их расходование осуществляется в направлении обеспечения гарантированной медицинской и лекарственной помощи населению в рамках обязательной страховой программы.

ФСС

ФСС формируется за счет регламентированных взносов с начисленной оплаты труда наемных работников субъектом предпринимательства. Изначально они поступают на счет Федерального казначейства, после чего перечисляются в ФСС.

Его бюджет утверждается отдельным законодательным актом. Исполнение его положений подлежит отчетности.

Расходование средств осуществляется в направлении обеспечения социальных гарантий трудоустроенным гражданам, решения отдельных вопросов охраны труда, предупреждения травматизма, профилактики и лечения профессиональных заболеваний.

Фонд занятости

Фонд занятости формируется из многих источников. Основными являются страховые и добровольные взносы, начисляемые на заработную плату работников и на работодателя, а также штрафы, пени, субсидии и дотации от вышестоящих органов.

Его средства хранятся на банковских счетах Центрального Банка.

Расходование накоплений осуществляется в направлении обеспечения реализации мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке, а также материальной поддержки безработных.

Заключение

Внебюджетный фонд определяется аккумулированными субъектом средствами, которыми могут распоряжаться власти центрального и местного значения.

Накопленные деньги предназначены для реализации определенных задач. Целью создания фондов является защита интересов отдельных групп граждан и решение экономических задач.

Для эффективного функционирования фонда должен быть обеспечен контроль и поступления и расходования денег.

Источник: https://insur-portal.ru/social/vnebyudzhetnye-fondy-socstrahovaniya

Понятие и состав внебюджетных государственных фондов

Внебюджетные фонды

На сегодняшний день существует две основные разновидности обязательного страхового платежа, получаемого с юридических и физических лиц: страховые взносы, исчисляемые на основе формирования объекта обложения и соответствующей ему базы, и страховой взнос в виде фиксированного платежа, сумма которого определяется вне зависимости от реального экономического результата деятельности облагаемого субъекта исходя из установленного минимального размера оплаты труда.

Выделяя две разновидности страхового взноса, выполняется требование законодательного определения всех основных элементов состава этих платежей.

Для первой из  разновидностей страховых взносов таковыми являются критерии порядка и срока уплаты, порядка исчисления, объект обложения, база для начисления страховых взносов, расчетный и отчетный периоды, тарифы.

Для второй разновидности взносов законодателем определен размер фиксированного платежа как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются взносы, и тарифа взносов в указанный государственный внебюджетный фонд, увеличенное в двенадцать раз.

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации созданы с целью управления финансовыми средствами государственного социального страхования России и являются специализированными целевыми финансово-кредитными учреждениями при Правительстве Российской Федерации. При этом денежные средства, а также имущество, в т. ч. здания, строения, сооружения и оборудование, находящееся в оперативном управлении этих фондов и подведомственными им строениями, и санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Иными словами, понятие Фонд социального страхования имеет двоякое значение. С одной стороны, это финансовое учреждение управляющее финансовыми средствами обязательного социального страхования, а с другой – собственно сами финансовые средства аккумулированные в этом фонде.

При этом внебюджетныйфонд (денежные средства) хотя и находится в собственности Российской Федерации,но является автономным и не входит в состав бюджетов соответствующих уровней отфедерального до регионального и не подлежат изъятию или использованию в другихцелях.

Таким образом, Фонды социального страхования являются одним из полноправных элементов финансовой системы Российской Федерации, одним из способов перераспределения денежных ресурсов для финансирования социальных обязательств государства с обеспечением их самостоятельными финансовыми средствами. Т.е. внебюджетные фонды социального страхования осуществляют важнейшую функцию государства по социальному страхованию от социальных рисков и берут на себя его финансовое обеспечение самостоятельными внебюджетными источниками доходов.

Деятельность каждого извнебюджетных фондов обязательного социального страхования регламентируетсясоответствующим федеральным законом и направлена на целенаправленную социальнуюзащиту от присущих только этому виду социального страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает финансовые гарантии бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации, в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

При этом под базовойпрограммой обязательного медицинского страхования понимается часть общейпрограммы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинскойпомощи, определяющая их права на бесплатное оказание им медицинской помощи иустанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинскогострахования.

Структура внебюджетных фондов в РФ

Структура внебюджетных фондов в РФ представлена на рисунке 1.

Структура внебюджетных фондов в РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации аккумулирует средства и осуществляет финансовое обеспечения страховых и накопительных пенсий граждан России, а также в связи с утерей кормильца.

Фонд социального страхования осуществляет финансовое обеспечение основных двух направлений социального страхования:

— обязательноесоциальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи сматеринством;

— обязательноесоциальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний.

Принципы функционирования внебюджетных фондов в РФ

Фонды обязательного социального страхования Российской Федерации в своей деятельности по осуществлению обязательного социального страхования руководствуется следующими принципами:

— эквивалентностистрахового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

— всеобщаяобязательность социального страхования;

— обязательность уплатыстрахователями страховых взносов;

— доступностьзастрахованных лиц к реализации задекларированных государством социальныхгарантий;

— государственнаягарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования пообязательному социальному страхованию независимо от его финансового положения(субсидиарность);

— ответственностьвнебюджетных фондов за целевое использование финансовых средств обязательногосоциального страхования;

— паритетность участияпредставителей субъектов обязательного социального страхования в органахуправления системы обязательного социального страхования;

— обеспечение государственного надзора и общественного контроля за целевым расходованием финансовых средств внебюджетных фондов социального страхования и соблюдения действующего законодательства России в сфере обязательного социального страхования.

Источник: https://schetuchet.ru/ponyatie-i-sostav-vnebyudzhetnyx-gosudarstvennyx-fondov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.