Виды административных решений

Административные споры — виды, примеры, решения | Суворов Групп

Виды административных решений

Административный процесс выделяется Конституцией РФ в самостоятельную отрасль судопроизводства. Административно-правовые споры разрешаются судами общей юрисдикции, специальными трибуналами и арбитражными судами в рамках установленных правовых процедур.

Что такое административные споры

Административного спора — это установление законности всех действий, которые совершаются административным органом в отношении граждан.

Данные споры возникают в случае административных правонарушений выявленных со стороны органов власти, физических и юридических лиц. Споры по административным вопросам делятся на две группы, связанные с обжалованием постановлений о назначении административных наказаний и с признанием недействительными ненормативных актов государственных органов.

Проверка законности действий государственных органов осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения споров о праве между гражданами и административными органами. В рубрике административные споры рассмотрены основные судебные разбирательства в рамках Административно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Как возникает административно правовой спор

В повседневной жизни и предпринимательской деятельности часто приходится иметь дело с государственными структурами: налоговыми, таможенными, пограничными органами, органами внутренних дел (в том числе, ГИБДД) и многими другими.

Одним из самых распространенных вопросов граждан является определение подведомственности дел, то есть разграничение их между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

Другой не менее важной для заявителей задачей является правильное определение закона, на который следует ссылаться, обращаясь в суд, т.к.

правовые отношения в этой области регламентируются большим количеством законодательных актов.

Правила рассмотрения административных дел установлены Арбитражно-процессуальным кодексом (далее — АПК РФ), Кодексом административного судопроизводства (далее – КАС РФ) или Кодексом об административных правонарушениях (далее — КоАП), а иногда и Гражданско-процессуальным кодексом (далее – ГПК РФ).

Стороны административных споров

Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.

Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:

  1. стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту;
  2. стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);
  3. наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);
  4. субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.

Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик«, а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица»

Порядок разрешения административных споров

В соответствии с действующим законодательством общие суды рассматривают 4 (четыре) основных категории административных споров:

1. споры, возникающие в связи с нарушением прав и свобод граждан действиями и решениями органов государственной власти и местного самоуправления;2.

споры по поводу правомерности (законности) назначения административных наказаний;3. споры, возникающие из избирательных правоотношений;

4.

в связи с защитой избирательных прав;споры по поводу законности нормативных актов органов исполнительной власти.

Виды административных споров

  1. о привлечении к административной ответственности;
  2. о привлечении к дисциплинарной ответственности
  3. о пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  4. по административным спорам субъектов публичной власти о компетенции;
  5. по административным спорам о правомерности нормативных и ненормативных актов органов публичной власти по вопросам компетенции;
  6. по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам компетенции;
  7. по спорам между субъектами Российской Федерации;
  8. по спорам, возникающим в ходе проведения избирательной компании, референдума;
  9. о взимании налогов, сборов, иных обязательных платежей, пеней и по иным налоговым спорам;
  10. по спорам в области таможенного дела и таможенного регулирования и др.

Причина любого правового спора лежит в убеждении одной из спорящих сторон, что поведение другой стороны неправомерно. Орган, наделенный полномочиями по разрешению такого спора, обязан дать юридическую оценку основанию возникновения спора, и это является его основной задачей. В настоящий момент административные поры рассматриваются в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Внесудебный порядок рассмотрения административных споров

Внесудебный порядок урегулирован Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В компетенцию уполномоченного по правам человека входит рассмотрение жалоб граждан на действия и решения органов государственной власти и должностных лиц.

Но здесь же отметим, что жалоба рассматривается Уполномоченным уже после прохождения судебного или административного порядка, если гражданин не согласен с принятым по делу решением.

Во внесудебном порядке административно правовые споры разрешаются также посредством применения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Источник: https://malina-group.com/administrativnye-spory/

Административные споры: виды, причины и порядок разрешения

Виды административных решений

Идеальных государств не существует. В каждой стране между административными органами и гражданами или организациями могут возникнуть споры, связанные с нарушением реализации гражданских прав последних.

Такие дела осложнены тем, что суд, как правило, склонен верить государственному органу управления, а гражданам приходится каждое слово подкреплять доказательствами.

В статье рассказывается о природе административных споров и порядке их рассмотрения.

Термин

Административно-правовые споры представляют собой юридический конфликт или коллизию между одной стороной — органом государственного управления, и второй стороной — иными субъектами права, в связи с нарушением субъективных гражданских прав физического или юридического лица при производстве административного нормотворчества.

Административный характер спора заключается в том, что он возникает на основании административных правоотношений. Поскольку присутствует субъект, который наделен властными полномочиями.

Как правило, административно-правовой спор возникает по инициативе физических или юридических лиц, поскольку они считают, что управляющая сторона нарушает их законные интересы.

Из этого следует вывод, что для административного конфликта характерны следующие черты:

  • обязательное присутствие административно-публичного органа власти в качестве субъекта;
  • причиной спора является действие либо бездействие со стороны органа государственной власти, вопрос законности изданных правовых актов.

Административные дела регулируются в соответствии с КОАП РФ и другими нормативно-правовыми документами в рамках административного права.

Исходя из статьи 4 КАС РФ (Кодекса административного судопроизводства) выделяют четыре основных вида конфликта в административных правоотношениях:

  1. Опротестование административно-правовых актов.
  2. Обжалование действия, бездействия, решения со стороны государственного органа.
  3. Защита избирательного права граждан и права участвовать в референдумах.
  4. Подача заявления на компенсацию за несоблюдение права на судебное разбирательство в разумные сроки.

Возникновение спора

Основаниями для возникновения административного спора являются:

  • нарушение права лица, в отношении которого действует принятое решение со стороны органа власти;
  • несоответствие действующему законодательству принятого решения либо действия;
  • процедура принятия решения или действия напрямую нарушает установленный законом порядок.

Участники процесса

Согласно нормам закона, сторонами в административном деле выступают:

  • истец — тот, чьи права были нарушены;
  • ответчик — в его сторону истец предъявляет требования исковым заявлением;
  • заинтересованные лица — участники судебного процесса, права и интересы которых могут быть затронуты во время рассмотрения административного спора;
  • иные участники дела — свидетели, специалисты, эксперты, переводчик, представитель одной из сторон, а также секретарь.

Согласно КАС РФ последней редакции, представителем одной из сторон может выступать только дипломированный специалист с юридическим образованием.

Исковое заявление либо заявление с просьбой о выдаче судебного приказа, где истцом или взыскателем излагаются основные требования к органу государственной власти, является основанием для возбуждения административного дела.

В течение пяти дней судья должен будет рассмотреть поступившее заявление и вынести соответствующее решение, приняв жалобу или отказав в ее принятии. Если судья принял заявление, он выносит определение к подготовке судебного разбирательства, где укажет на действия, которые должен будет осуществить каждый участник дела.

После рассмотрения дела жалоба на административный орган от физического или юридического лица может быть удовлетворена, но с другой стороны, суд может посчитать действия должностного лица законными.

Вынесение судебного приказа

Если суть претензий пострадавшей стороны заключается во взыскании денежной компенсации ущерба, который они понесли в результате действий/бездействий административного органа, то для этого может не понадобиться судебное разбирательство.

Получив соответствующее заявление, мировой судья рассмотрит его единолично в течение пятидневного срока, по окончании которого выдаст на руки исполнительный лист заявителю либо откажет в удовлетворении жалобы.

В случаях, когда претензия заявителя не касается взыскания компенсаций и наложения санкций, разрешение административного спора происходит на основании общего порядка в арбитражном суде или органе общей юрисдикции.

Исковое заявление

Административный спор в суде могут рассмотреть, только если в иске будут содержаться достаточные основания для рассмотрения дела. Исковое заявление может содержать в себе следующие претензии:

  • признание недействительности действующего нормативного акта;
  • жалоба на действие, бездействие, решение органа местного самоуправления;
  • наложение обязательства на государственный орган;
  • воздержание от исполнения действия или решения управленческого органа;
  • решение вопроса о полномочиях на совершение действий/бездействий должностного лица.

Заявитель может обратиться в суд и по иным основаниям, но они в обязательном порядке должны быть правомерными и обоснованными для возбуждения административного дела.

Исковое заявление по своей форме и содержанию должно соответствовать требованиям Гражданско-процессуального кодекса РФ. До подачи иска в суд, в соответствии с законодательством, должна пройти процедура претензионного урегулирования конфликта.

Образец искового заявления в суд по административному спору представлен ниже.

Подведомственность

Рассмотрение административных споров возможно в судах общей юрисдикции, у мирового судьи, в арбитражных судах и Верховном суде (ВС) России.

ВС РФ является высшим органом в судебной системе по разрешению административных дел. Жалоба в него подается только в том случае, когда исчерпаны все остальные методы внутригосударственной защиты.

Административные арбитражные споры возникают, если второй стороной выступает юридическое лицо или организация. Тогда исковое заявление должно быть направлено в арбитражный суд.

Мировой судья разрешает конфликт в одностороннем порядке. Если истец хочет взыскать с ответчика денежную компенсацию или наложить на него санкции, то мировой судья в течение пятидневного срока может вынести соответствующий судебный приказ.

Процессуальные сроки

Количество времени по рассмотрению административного дела в судах общей юрисдикции составляет два месяца, для Верхового суда РФ — три месяца.

Если в деле большое количество участников, заявлено несколько требований, в наличии большой объем доказательств, подлежащих исследованию, а также обстоятельств, которые необходимо выяснить, сроки административного спора могут увеличиться.

По окончании рассмотрения дела суд выносит мотивированное решение, которое можно обжаловать в течение 30-дневного срока в областной или Верховный суд. По истечении срока решение вступает в законную силу, и пересмотр его возможен только в судах кассационной инстанции или в рамках надзора.

Административные споры возникают между должностным лицом, органом местного самоуправления, другим государственным органом, с одной стороны, и физическим или юридическим лицом, организацией, ИП — с другой. Рассмотрение дел происходит в мировых, общей юрисдикции, арбитражных судах, а также в Верховном суде России.

Иск должен содержать суть претензии к органу власти и решение, которое просит удовлетворить истец в рамках соблюдения его законных прав.

По административному делу суд выносит мотивированное решение, которое вступает в силу после истечения тридцатидневного срока. В течение этого периода решение можно обжаловать в вышестоящую инстанцию.

Органы власти обязаны соблюдать интересы граждан. При нарушении законных прав физического или юридического лица необходимо собрать достаточно доказательств и направить исковое заявление в суд с жалобой на государственный орган. Только так можно поставить на место органы местного самоуправления, ведь они — слуги народа, и главная их обязанность — соблюдать права и интересы своих граждан.

Источник: https://FB.ru/article/411256/administrativnyie-sporyi-vidyi-prichinyi-i-poryadok-razresheniya

Административное дело

Виды административных решений

Невозможно представить, что может существовать государство, где граждане неукоснительно соблюдают все имеющиеся законы. И жители России не составляют исключения из этого правила. На сегодняшний день описана масса разных преступлений. И одно из них это административное правонарушение, при установлении факта совершения которого, на нарушителя заводят административное дело.

Какое определение административному делу дает закон, что оно собой представляет, какие включает важные моменты, возможно ли обжалование решения и прочее, должен знать каждый человек. Ведь если возникнет неприятная ситуация, нужно суметь защитить себя и свои права.

Понятие и субъект дела об административном правонарушении

Регулируют эти дела статьи КоАП РФ и иные акты и законы РФ.

Административное дело — это происходящий судебный процесс, по завершении которого, лицу (если его признают виновным), будет назначено определенное наказание (от штрафа до ограничения свободы на несколько суток).

Само понятие данного дела несколько шире понятия административного спора, это связано с тем, что административное дело возникает из управленческих отношений, где одной стороной обязательно становится исполнительный орган и оно может иметь место как при наличии спора, так и при его отсутствии.

Совокупность административно-правовых норм и действий должностных лиц или органов, призванных, основываясь на нормы, решать определенные задачи, называется производством по делу.

К задачам же относятся:

  • рассмотрение дела с учетом всех нюансов (которых может быть достаточно много);
  • разрешение дела по закону (главное требования для любых дел).

Чтобы избежать различного рода накладок и неточностей, государство обязано придумать условия и назначить порядок разрешения дел, а еще возможность применения к виновному лицу специальных мер наказания.

Важно: если нарушитель приходится родственником тому, кто должен рассматривать дело или это должностное лицо как-то заинтересовано в исходе дела, то для рассмотрения назначается другое лицо.

Для административных дел, как и для любых других, установлены свои сроки давности. Общие правила говорят о двух месяцах, со дня вручения должностному лицу, всех собранных материалов по делу.

Но есть и исключение из этого правила, если дело ведет судья, то срок увеличивается еще не один месяц.

Скачать для просмотра и печати:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Возбуждение дела

Немаловажным моментом являются условия, при наличии которых могут завести дело. Анализируя этот вопрос, можно выделить две группы причин и поводов:

  1. Общие поводы, когда дело заводится в связи с выявлением факта несоблюдения закона, информация о котором поступила из достоверного источника;
  2. Специальными поводами называются сообщения из СМИ (средств массовой информации) или по обращению физического лица. Эти поводы не послужат причиной к возбуждению дела, если потенциальный ответчик уже понес административное наказание за правонарушение в сфере охраны труда.

Рассмотрение

Первым шагом при рассмотрении дела является объявление о том, кто станет его рассматривать, что за правонарушение в нем содержится, какие законы будут задействованы.

Можно утверждать, что главенствующее место в течение производства занимает рассмотрение дела, ведь это необходимо сделать не только для возможности принятия верного решения, но и для изначальной правильной трактовки обстоятельств по делу.

Моменты, которые надо выяснить судье в первую очередь:

  • в его ли компетенции находится рассматриваемое дело;
  • есть ли обстоятельства, которые в состоянии исключить производство;
  • поданы или нет ходатайства и отводы;
  • известно ли сторонам, где и когда будет проходить заседание.

Как только лицо, рассматривающее дело, получает на руки материалы, у него есть 15 дней для рассмотрения и последующего вынесения решения.

Важно: есть исключение. Нарушения, ответственность за которые заключается в аресте или депортации, должны быть рассмотрено в тот же день, что и пришли материалы.

Если ответчик не подал ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, дело будет рассмотрено по месту совершенного злодеяния.

Иногда возникают ситуации, когда производство нужно приостановить, к таким случаям относятся:

  • время ожидания результатов по экспертизам;
  • до назначения представителя лицу, если оно утратило свою дееспособность;
  • если ответчик тяжело заболел, но не подал ходатайство о рассмотрении дела без него.

Как только перечисленные основания отпадают, дело возобновляется.

Важно: если ответчик недееспособен или является несовершеннолетним, то присутствие и участие представителя обязательно.

Иногда свое заключение озвучивает и прокурор, если он присутствует на заседании.

Решение

Вынесение решения по делу является одной из последних ступеней в рассмотрении дела, а его объявление обозначает конец судебного разбирательства. Однако получение документов участниками процесса, далеко не всегда заканчивается оглашением решения, потому что порой требуется некоторое время для подготовки нужных документов.

У административных дел имеется некоторая особенность, когда решение по делу вполне может оказаться за пределами требований заявителя. Это происходит потому что для суда главной задачей будет соблюдение закона и соответственно суд опирается на нормы, которые подлежат к применению по делу, а обоснованность принятого решения обязательно включает в себя учет всех прав и обязанностей сторон.

Решение имеет несколько частей:

  1. Вводная, та, что содержит в себе основную информацию о сторонах, месте принятия решения, дате заседания, самом суде и прочих информационных моментах;
  2. Описательная, она включает в себя все требования и пожелания истца, позицию и комментарии ответчика, мнения и показания других участников процесса, если они есть в деле;
  3. Мотивировочная, включающая в себя все обстоятельства, которые установил суд во время заседания;
  4. Результативная, содержащая сделанные судом выводу по рассмотренному делу.

Постановление

Конечным результатом по рассмотренному делу становится вынесение постановления, которое может установить для ответчика наказание или вовсе прекратить производство.

Закон предусмотрительно перечислил все возможные варианты прекращения производства в КоАП РФ.

Само постановление не всегда вступает в силу сразу, закон называет несколько видов срока.

К ним относится истечение общего срока для обжалования постановления и обжалования ранее поданной жалобы, если последняя не была опротестована.

Исключением называются случаи, если решение отменит само постановление. Если решение, которое было вынесено, входит в число тех, что по закону нельзя обжаловать.

Важно: всегда стоит помнить очень важную вещь — пока вина не будет доказана в суде, лицо считается невиновным.

Жалоба

Далеко не всегда все участники процесса довольны принятым решением по их делу. Именно для таких случаев предусмотрена подача жалобы в вышестоящий орган, а также должностному лицу, вышестоящий суд (если постановление было вынесено судьей)

Важно: истец имеет в запасе 10 дней для подачи жалобы. Срок исчисляется с момента получения лицом, постановления или получения его копии.

Обжаловать постановление могут только лица, которые принимали участие в процессе, например, заявитель, правонарушитель, законные представители или защитники сторон, если они имеются.

Вот что нужно в обязательном порядке приложить к жалобе:

  1. Распечатанную копию постановления;
  2. Если имеются, то заверенные копии решений по результату рассмотрения предыдущей жалобы.

В общем и целом жалоба должна обязательно содержать в себе максимально подробную информацию о присутствующих участниках, сторонах, суде, все приведенные доводы заявителя, подпись и отдельно перечень тех материалов, которые будут приложены к жалобе.

После того как жалоба будет рассмотрена, лицу ее подавшему, будет озвучено одно из следующих решений:

  • оставить все как есть, то есть жалобу без удовлетворения;
  • если не возникнет ухудшения положения лица, в отношении которого выносилось постановления, то постановление может быть изменено;
  • принять решение отменить постановление;
  • вернуть дело на новое рассмотрение, если на это есть весомые основания.

Важно: решение по жалобе будет озвучено сразу, как она будет рассмотрена.

Однако и результат по жалобе, равно как и первое решение не всегда может удовлетворить ожидания, но опускать руки не стоит, так как и это решение можно обжаловать, подав еще одну жалобу в вышестоящие суды и Верховный суд РФ.

Данное прошение нужно подавать сразу в суд, а постановление, которое примут в результате его рассмотрение, должно будет вступить в силу сразу с момента его принятия.

Посмотрите видео об административном правонарушении

Источник: https://PravoNarushenie.com/otvetstvennost-i-nakazanie/naznachenie/administrativnoe-pravonarushenie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.