Управление активами и пассивами

Разница между активом и пассивом — примеры и отличия. Управление активами и пассивами

Управление активами и пассивами

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта! В этой статье мы простыми словами расскажем и рассмотрим разницу между активом и пассивом, приведем примеры и отличия между ними, управление и определение что такое активы и что такое пассивы.

Разница между активом и пассивом

Сами слова актив и пассив уже содержат информацию о том, что чем является. К сожалению из-за обилия различных финансовых терминов и продуктов, даже профессионалы могут запутаться в определении, что такое активы, а что такое пассивы.

Для простоты понимания, приведём пример Роберта Кийосаки из его книги бестселлера — «Богатый папа, бедный папа»:

Актив — это то, что кладёт деньги в твой карман.

Пассив — это то, что забирает деньги из твоего кармана.

Несмотря на свою простоту определения, любой человек зная эту разницу между активом и пассивом сможет просто определить, что чем является. Кроме бытового определения, эти интерпретации можно использовать и в бизнесе, и даже в бухгалтерском деле.

Примеры активов и пассивов

Существует много самых разных товаров, предметов и услуг, которые могут являться активом или пассивом. Ниже мы приведём несколько популярных примеров.

1. Ценные бумаги актив или пассив?

Покупая ценные бумаги, инвестор планирует получать доходы за счет получения дивидендов и от курсовой разницы между покупкой и продажей. Любые ценные бумаги являются активом до тех пор пока инвестор их держит. При погашении или продаже ценных бумаг происходит точное определение — были ли они активом или пассивом для инвестора.

Примером актива является продажа биржевых акций по цене выше от стоимости их покупки.

Пример пассива — это продажа биржевых акций в момент просадки по цене ниже от стоимости их покупки.

Вот почему пока инвестор держит ценные бумаги они являются активом, не важно куда ушла цена. Именно момент продажи ценных бумаг будет определяющим моментом между активом и пассивом.

2. Денежные средства это актив или пассив?

Деньги не являются ни активом ни пассивом — они являются средством определения разницы между активами и пассивами.

Тем не менее, в странах с неразвитой экономикой в которых национальная валюта постоянно падает, покупка валюты других стран может послужить средством сохранения капитала, таким образом став активом. Но основным принципом денежных средств является определение разницы между активов и пассивов.

В таком случае нужно понять, что когда денежные средства лежат в сейфе — они не прибавляются и не убавляются, то есть не являются ни активом ни пассивом. Но когда денежные средства находятся в банке — все кардинально изменяется. Подробнее в следующих нижеприведенных примерах.

3. Банковские депозиты это активы или пассивы

Банковские вклады являются активом при условии положительной депозитной процентной ставки. Если депозитная процентная ставка составляет ноль или ниже — это уже пассив.

Например во многих швейцарских банках отрицательная депозитная ставка в размере от -2% годовых. То есть инвестор, который положил в такой швейцарский банк свои деньги будет не получать проценты по депозиту, а наоборот доплачивать банку за свой депозит. В данном случае такие банковские депозиты являются пассивом, а не активом. Так как забирают деньги из кармана инвестора.

4. Краткосрочные кредиты актив или пассив

Любые, в том числе и краткосрочные кредиты являются пассивами. Кредиты даже с нулевой процентной ставкой, например по картам рассрочки или кредитным картам со льготным периодом являются пассивами.

Следует отметить, что существует способ превратить кредиты в активы. Суть его заключается например в покупке недвижимости и дальнейшей сдачей её в аренду, когда вырученные деньги за арендную плату полностью погашают кредитные взносы и ещё часть денег остаётся. Но это очень рисковая схема и лучше от нее воздержаться не обладая специальными знаниями.

5. Автомобиль это актив или пассив

При покупке автомобиля для личных целей он является пассивом. Но если его использовать для сдачи в аренду например в такси или для других перевозок, тогда автомобиль становится активом.

То есть, пока мы тратим свои деньги на автомобиль — это пассив. Когда автомобиль сам погашает все расходы и ещё приносит прибыль — тогда он становится активом.

Управление активами и пассивами

Чётко понимая разницу между активом и пассивом можно научится управлять ними. Когда есть явное понимание активов и того, что они приносят деньги нам, тогда будет хотеться побольше приобретать активов и избавляться от пассивов.

Вот собственно и основная формула по управлению активами и пассивами:

Покупай активы и избавляйся от пассивов!

Благодаря этой простой формуле, многие люди стали успешными и миллионерами. Яркий пример — Роберт Кийосаки.

Запомните главную вещь, успех приходит к тому у кого доходы превосходят расходы. Вот почему важно вести свои доходы и расходы, анализируя, что приносит прибыль и что забирает ваши деньги. Поэтому, избавляйтесь от пассивов и приобретайте побольше активов. Желаем вам успехов!

С уважением, Редакция сайта «AboutCash.ru».

 

Источник: https://AboutCash.ru/raznica-mezhdu-aktivom-i-passivom/

Управление активами и пассивами банков

Управление активами и пассивами

Главным критерием оценки эффективности выбранного кредитной организацией способа управления активами и пассивами является уровень доходности по активным операциям и размеры расходов по пассивным.

Значимыми факторами выступают также ликвидность банка, уровень принятых на себя рисков и другие параметры, характеризующие надёжность и эффективность деятельности кредитной организации.

Управление активами и пассивами постоянно соотноситься с интересами и общими требованиями при потреблении клиентами банковских услуг, а именно: повышением доходности; обеспечением сохранности; гарантированием возвратности.

Эти общие требования относятся к базовым, классическим.

Они реализуются через ряд других условий и требований, таких как: ликвидность; соответствие сроков выполнения обязательств по пассивным продуктам периодам оборотов активов клиентов; адекватность банковской политики по всем направлениям; соблюдение интересов организационного характера; возможность конверсии типа активных и пассивных продуктов и услуг в зависимости от потребностей клиентов и др.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Управление активами банка: сущность, значение

Управление активами кредитных организаций заключается в формировании такого порядка размещения собственных и привлечённых средств, чтобы постоянно поддерживалось объективно необходимое равновесие между стремлением к получению максимального дохода и минимизации рисков.

Среди основных принципов управления активами выделяют следующие:

  1. структура активов должна быть выстроена таким образом, чтобы обеспечить необходимый уровень ликвидности и доходности;
  2. активные операции диверсифицируются;
  3. выстраивается система контроля рисков и создания резервов;
  4. должна поддерживаться доходность активов и другие принципы.

В мировой практике сложилось несколько подходов к управлению банковскими активами.

Среди них выделяют следующие методы: фондового пула, конверсии фондов, аналитический метод управления активами.

Метод общего фонда средств (фондового пула) заключается в распределении совокупной суммы банковских ресурсов между различными видами активов независимо от источника образования ресурсов.

Для осуществления конкретной активной операции в соответствии с данной моделью не имеет значения, из какого именно источника взяты средства.

Наглядно принцип действия данного метода представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Метод фондового пула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Главным преимуществом метода фондового пула является свобода при выборе направления вложений средств и конкретных видов проводимых банком активных операций. В тоже время определение структуры размещенных средств может быть излишне субъективным и привести к возникновению дополнительных рисков. Помимо этого, не учитываются различия по срокам привлечения и размещения средств.

Метод распределения активов (конверсии фондов) основан на установлении зависимости между источниками и направлениями их использования.

Пассивы и активы сопоставляются по срокам и суммам, для чего производится их группировка таким образом, чтобы средства из определённой группы ресурсов размещались в определённые группы активов с учётом доходности вложений и поддержания ликвидности кредитной организации. Схема реализации данного метода представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Метод распределения активов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Метод конверсии средств позволяет выстроить срочную структуру активов в соответствии со сроками привлечения ресурсов. Доля вложений, не приносящих доход, сводится к минимуму, вкладываются дополнительные средства в ссуды и инвестиции, что ведёт к увеличению доходов кредитной организации.

Тем не менее, положенный в основу метода принцип скорости обращения ресурсов не всегда означает, что общая сумма пассивов этой группы подвержена сильным колебаниям.

Аналитический (комбинированный) метод управления активами выступает в виде сочетания метода фондового пула и распределения активов. Основой метода является использование современных экономико-математических моделей для анализа показателей деятельности кредитной организации.

Замечание 2

Аналитический метод ориентирован на получение максимальной прибыли при выполнении нормативов ликвидности и соблюдении диверсификации рисков.

При этом соблюдаются следующие правила: краткосрочные пассивы направляются в краткосрочные активы (долгосрочные пассивы – в долгосрочные активы); размеры краткосрочных и среднесрочных средств по активной части баланса не должна превышать сумму соответствующих по срокам обязательств; величины долгосрочных средств по активу могут быть выше сумм долгосрочных обязательств кредитной организации и размера собственного капитала, при сроках размещения не превышающих сроки привлечения.

Существует также ряд методов управления активами через ликвидность.

Порядок управления пассивами банка

Основными задачами при управлении пассивами являются:

  1. Недопущение привлечения ресурсов, которые не приносят доходы;
  2. Изыскание и предпочтительное привлечение ресурсов, в достаточном количестве для осуществления активных операций;
  3. Находить «дешевые» ресурсы по их качественным основам, удовлетворяющим по условиям привлечения и изъятия;
  4. При привлечении ресурсов должен соблюдаться принцип информационного и страхового обеспечения и другие, влияющие на количество и качество пассивов.

Процесс управления пассивами должен учитывать:

  • размеры, величину привлекаемых ресурсов;
  • срок привлечения;
  • типы вкладчиков, отрасль, территорию;
  • режимы и порядок возврата;
  • величину и правила начисления процентов;
  • виды процентов, возможность и причину их изменения;
  • разнообразные комплексы сопровождающих и дополнительных услуг;
  • режимы и оговариваемые требования защиты от досрочного изъятия средств и т.д.

Формирование этих качественных характеристик базируется на принципах диверсификации.

Таким образом, управление активами пассивами осуществляется по двум главным направлениям: управлению качеством конкретных банковских продуктов; управлению всем портфелем банковских продуктов и услуг.

Однако, эти направления должны учитывать все необходимые для клиентов характеристики и нашли отражение в договорах. Все операции могли быть в соответствии с условиями, защищёнными, и при необходимости можно было бы вносить коррективы.

Источник: https://spravochnick.ru/bankovskoe_delo/upravlenie_bankom_i_ego_struktura/upravlenie_aktivami_i_passivami_bankov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.