Учетная политика 2018

Содержание

Учетная политика-2018: что нужно подкорректировать

Учетная политика 2018

Прежде всего отметим, что в Законе о бухучете с 01.01.2018 г. изменилось само определение учетной политики.

Обновленное определение звучит так: учетная политика — это совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности (ст. 1 Закона о бухучете).

То есть уточнено, что учетная политика используется и для ведения бухгалтерского учета. Уточнение с одной стороны вроде техническое. Ведь именно на основе данных бухучета и составляют финотчетность (ч. 1 ст. 11 Закона о бухучете). Но тут есть такой момент для МСФОшников, которые уже подали свою первую отчетность по МСФО.

Раньше в практике был довольно распространенным такой вариант. Предприятия, которые обязаны вести учет по МСФО, даже после того, как подали свою первую отчетность по МСФО: (1) продолжали вести учет по П(С)БУ, а (2) в конце года для выполнения обязанности о составлении отчетности по требованиям МСФО только трансформировали эту отчетность под МСФО.

С 2018 года cогласно ч. 6 ст. 121 Закона о бухучете после подачи первой финотчетности или консолидированной финотчетности по МСФО предприятие обязано вести бухучет согласно учетной политике, составленной по международным стандартам.

Такое требование наталкивает на мысль, что после подачи первой МСФО-отчетности теперь нельзя вести бухучет по П(С)БУ, составлять на его основе финотчетность, а потом ее трансформировать в соответствии с требованиями МСФО. А это означает, что те предприятия, которые раньше (до 2018 года) отчитывались по МСФО, с 2018 года обязаны и вести учет согласно разработанной по международным стандартам учетной политике.

А вот у МСФОшных новичков (которые только перейдут на МСФО в 2018 году) такая обязанность появится только после подачи первой отчетности по МСФО.

Также напомним, что в учетной политике фиксируют только те принципы и методы учета и оценки, которые предусматривают несколько вариантов учета на выбор предприятия или в отношении которых есть неопределенность.

Одновариантные требования и нормы П(С)БУ/МСФО (когда нет выбора из нескольких вариантов) дублировать в приказе об учетной политике не нужно .

Освещают избранную учетную политику путем описания (п. 6 разд. IV НП(С)БУ 1 «Общие требования к финотчетности»):

принципов оценки статей отчетности;

методов учета, касающихся отдельных статей отчетности.

Подробно о том, какие статьи должны включаться в учетную политику, говорить не будем. Напомним, что ориентировочный перечень элементов, которые могут быть прописаны в учетной политике, приведен в п. 2.1 разд. II Методрекомендаций № 635*.

Нужно ли корректировать на 2018 год?

Согласно ст. 4 Закона о бухучете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. А значит, разрабатывают учетную политику не на какой-то определенный срок, а на длительный период деятельности предприятия.

Переиздавать приказ об учетной политике каждый год не нужно.

Чтобы разобраться с тем, нужно ли корректировать учетную политику под новый 2018 год, напомним, что различают обязательные и добровольные изменения учетной политики (п. 9 П(С)БУ 6).

Обязательные изменениявносят при изменении требований органа, утверждающего П(С)БУ (т. е. Минфина). Но опять же, коррективы в учетную политику вносят только в том случае, если изменения в П(С)БУ влияют на учетную политику (т. е. предполагают вариантность методик учета и оценок).

Есть ли такие изменения?

В общем-то непосредственно в П(С)БУ не вносились изменения, требующие корректировки учетной политики на 2018 год. Но с 01.01.2018 г., напомним, вступили в силу изменения в Законе о бухучете**. Может, в связи с этими изменениями нужно что-то подкорректировать в учетной политике?

В обновленном Законе есть лишь пару изменений, которые могут затронуть учетную политику.

1. Возможность выбора «самодобавленного» отчетного периода (такая возможность предусмотрена ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете).

Как и прежде, отчетным периодом для целей составления финотчетности является календарный год (ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете).

Промежуточную финотчетность также будем составлять ежеквартально. Но вдобавок к годовой и квартальной можно установить иную периодичность составления финотчетности. Например, отчетность можно составлять ежемесячно .

Если вы хотите установить такой отчетный период — можете зафиксировать это в учетной политике.

Только помните, что этот самодобавленный период станет датой баланса, а это повлияет на расчет отдельных показателей, например на расчет курсовых разниц.

А вот на сроки подачи финотчетности контролирующим органам этот срок не влияет (финотчетность нужно будет подавать в те сроки, которые установлены Порядком № 419***).

2. Отчет об управлении для средних предприятий.

Напомним, с 2018 года предприятиям нужно будет подавать отчет об управлении (пока его форма еще не утверждена) — документ, который содержит финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую состояние и перспективы развития предприятия и раскрывающую основные риски и неопределенность его деятельности (ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете).

Так вот, средним предприятиямЗакон разрешает не раскрывать в таком отчете нефинансовую информацию. Положение о том, что предприятие раскрывает/не раскрывает эту информацию, считаем, и нужно закрепить в учетной политике.

Напомним: средним предприятием считается предприятие, которое не соответствует критериям для малых предприятий и показатели которого на дату составления годовой финотчетности за прошлый год (т. е. 2017) вписываются в рамки как минимум двух из таких трех критериев (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете):

1) балансовая стоимость активов — до 20 млн евро;

2) чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 40 млн евро;

3) среднее количество работников — до 250 человек.

А вот все остальные изменения-2018 в Законе о бухучете никак на учетную политику не влияют, так как не предполагают какой-то альтернативы, т. е. вариантов выбора методики учета .

Когда в учетную политику можно вносить изменения добровольно? Добровольные изменения возможны в таких случаях (п. 9 П(С)БУ 6):

— если изменяются уставные требования, в результате чего происходят изменения и с элементами учетной политики. Примером таких изменений может быть смена видов деятельности предприятия, реорганизация и пр.;

— если изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности.

Как внести изменения в учетную политику?

Изменять учетную политику по собственному усмотрению предприятие может в любой момент в течение отчетного года (естественно, при наличии на то оснований). Это косвенно подтвердил и Минфин в п. 3.2 Методрекомендаций № 635, где сказано, что учетная политика может быть изменена, как правило, с начала года.

То есть подразумевается, что могут быть исключения из этого правила.

При наличии таких оснований предприятие может:

— либо внести изменения и дополнения в действующий приказ;

— либо изложить приказ в новой редакции, с учетом произошедших изменений и дополнений.

Как отражаются изменения учетной политики?

Согласно п. 11 П(С)БУ 6 учетная политика применяется к событиям и операциям с момента их возникновения. В связи с этим п. 12 этого стандарта требует отражать влияние пересмотра учетной политики на события и операции прошлых периодов в финансовой отчетности, т. е. влияние пересмотра отражают ретроспективно. Делают это путем:

— корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года;

— повторного предоставления сравнительной информации о предыдущих отчетных периодах.

Но возможно и перспективное применение изменений. В этом случае новые учетные правила применяют только с момента, на который приходятся изменения в учетной политике, и никакие процедуры по корректировке финансовых показателей в финансовой отчетности за предыдущие периоды не проводят.

Допускается это в случае, если:

(1) сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года невозможно определить достоверно (п. 13 П(С)БУ 6);

(2) изменения происходят в учетных оценках.

Под учетной оценкой понимают предварительную оценку, которая используется предприятием в целях распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами.

На практике порой довольно сложно отличить пересмотр учетной политики от изменения в учетных оценках. Если различить невозможно — рассматривайте и отражайте это как изменение учетных оценок .

Источник: https://i.Factor.ua/journals/buh911/2018/january/issue-4/article-33102.html

Учетная политика организации 2020

Учетная политика 2018

Учетная политика 2020 и рабочий план счетов: пример, образец

На сегодня учетная политика является одним из главнейших инструментов на предприятии. Данный документ определяет способы и методы ведения учета. Бухгалтер играет важную роль в организации. Ведь именно правильно составленная им учетная политика и является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия.

Роль и основы формирования учетной политики в учете

Все организации как большие, так и малые обязаны иметь Учетную политику, составленную в соответствии с законодательством. В связи с различными изменениями, в 2020 году это является особенно важным для любого предприятия.

Определение учетной политики

Поэтому, можно сказать, что учетная политика — это одна из важнейших составляющих любого предприятия.

Порядок формирования учетной политики организации на 2020 год утвержден приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», соответствующее положение»Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)».

Общие положения по сравнению с 2018 и 2017 годом не были сильно изменены. По-прежнему все организации обязаны формировать учетную политику. Но если раньше, эта обязанность была главного бухгалтера, то сейчас это можно возложить на любое лицо на предприятии, которое ведёт бухгалтерский учёт.

Что должна содержать учетная политика в 2020 году?

Обязательно в учетной политике надо утверждать следующие пункты:

— рабочий план счетов предприятия;

— формы первичных документов и других регистров;

— порядок проведения инвентаризации;

— способы оценки обязательств и активов;

— контроль за хозяйственными операциями.

Также организация вправе вносить и другие пункты, которые для нее важны.

Элементы учетной политики

Все вновь появившиеся изменения необходимо вносить в Учетную политику не позднее 31 декабря 2019 года, самостоятельно или с помощью специальной программы «Консультант Плюс».

Учетная политика начинает действовать с 1 января 2020 года. Организация, только что созданная, должна разработать и утвердить свою политику в течение 90 дней после того, как была зарегистрирована.

Если головная организация имеет дочерние предприятия и другие подразделения, то она должны использовать свою учетную политику для всех. Для каждых обособленных подразделений учетная политика не составляется!!!

Предприятие вправе изменить свою учетную политику, если были найдены новые способы ведения учета, если законодательство претерпело изменение, а также реорганизация предприятия или же смена вида деятельности.

Новая учетная политика начинает действовать сначала года, следующего за отчетным, но по закону можно и в текущем 2019 году при определенных условиях.

Учетная политика 2020 — образец

1. Учетная политика (общий шаблон для всех предприятий)Скачать2. Учетная политика торговой организацииСкачать3. Учетная политика управляющей компанииСкачать4. Учетная политика сельскохозяйственного предприятияСкачать5. Учетная политика для целей налогового учетаСкачать

5. Учетная политика школы — СКАЧАТЬ

Рабочий план счетов к Учетной политике

1. Рабочий план счетов организации — пример (вариант 1)Скачать2. Рабочий план счетов (вариант 2)Скачать

Цель учетной политики

Целью учетной политики — является документальное закрепление, на уровне локальных нормативно — правовых актов, способа учета активов и обязательств коммерческой организации и определение особенностей учетного процесса по всем участкам бухгалтерского учета предприятия, начиная от основных средств и заканчивая сдачей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Пояснительная записка и Учетная политика организации

Организации, которые публикуют свою отчетность, в соответствии с ПБУ 1/2008 должны указывать способы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке. В этой записке должны содержаться следующая информация:

— способы начисления амортизации

— методы оценки МПЗ, товаров, готовой продукции

— способы признания выручки от различных видов деятельности.

Если же предприятие внесло каких-либо поправки в учетную политику, то в пояснительной записке оно обязано указать причину этих изменений, их содержание и отражение последствий, а также применение новых нормативных актов.

Также в пояснительной записке должны указываться оценочные значения, к которым, согласно ПБУ 21/2008, относятся:

  • размер оценочных резервов, которые создало предприятие
  • сроки полезного использования.

Можно заметить, что изменения в ПБУ всё дальше отдаляют бухгалтерский и налоговый учёт друг от друга, так как НК РФ строго определяет формирование резерва по сомнительным долгам и запрещает изменять сроки полезного использования.

Организационные аспекты учетной политики

Здесь должна отражаться информация в первую очередь об отчетном году. Для всех организаций это период с 1 января по 31 декабря.

Организационный порядок бухгалтерской службы. Этот порядок предприятие устанавливает самостоятельно.

Если на предприятии учет ведет главный бухгалтер или уполномоченное на то лицо, то именно этот человек и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и ведения учетной политики.

В основном организации не серьезно относятся к формированию плана счетов, что в последствии ведет к серьезным проблемам.

При необходимости предприятие может изменить план счетов, а также включить или же, наоборот, убрать субсчета.

По закону организации должны использовать первичные документы, формы которых предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,при разработки которых предусматривается наличие следующих данных:

  • наименование организации, составившей документ
  • содержание хозяйственных операций
  • измерители хозяйственных операций в денежных и натуральных измерителях

Обратите внимание. На сегодняшний день допускается создание собственных бланков первичных документов!!!

Также организация должна утвердить регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для накопления информации, отражающейся в первичных документов для ведения бухгалтерского учета.

Обязанность следить за правильностью составления регистров лежит на лице, составившее и подписавшее их. Эти лица обязаны хранить государственную и коммерческую тайны.

График документооборота тоже предусматривается в учетной политике. Обязанность по его составлению лежит на главном бухгалтере.

В соответствии с п.33 Положения поведению бухгалтерского учета отчетность должна включать показатели деятельности филиалов и подразделений данной организации. Но законом не предусмотрены формы и сроки представления отчетности обособленных подразделений, так что это нужно обязательно указать в учетной политики головной организации.

Помимо всего прочего в учетной политике прописываются способы представления отчетности. Организации сама выбирает, как представлять ей отчетность: в электронном виде или на бумажных носителях.

Источник: https://schetuchet.ru/uchetnaya-politika-organizacii-2019/

Учетная политика — 2018: обзор изменений

Учетная политика 2018

Изменения в ПБУ 1/2008 внесены с 06.08.2017 Приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Дополнительно Минфин России выпустил информационное сообщение от 02.08.2017 № ИС-учет-9 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии», в котором перечислены изменения и даны пояснения по их применению. С текстом документа, на наш взгляд, полезно ознакомиться бухгалтерам и аудиторам.

Независимость учетной политики относительна

В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.

2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — 402-ФЗ) определено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами.

В то же время в п. 14 ст. 21 Закона № 402-ФЗ установлено, что материнская компания вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами.

Поэтому в п. 5 ПБУ 1/2008 добавлен п. 5.1 с указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. При этом дочерняя компания формирует свою учетную политику исходя из стандартов головной компании.

Ранее в ПБУ 1/2008 такого положения не было.

Алгоритм формирования учетной политики уточнен

ПБУ № 1/2008–24/2011 признаны федеральными стандартами бухучета (далее — ФСБУ). Такие изменения в 402-ФЗ внесены Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ, они действуют с 19.07.2017.

В п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ определено, что при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухучета организация делает выбор из числа способов, допускаемых ФСБУ. В обновленном ПБУ также термин «положения по бухгалтерскому учету» заменен термином «ФСБУ», а в п. 24 ПБУ 1/2008 термин «бухгалтерская отчетность» заменен на термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность».

В п. 7 ПБУ 1/2008 более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный ФСБУ. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них с учетом общих требований (п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008).

Если в ФСБУ ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму. Разработать свой способ, последовательно применяя сначала МСФО, затем федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и только потом — рекомендации в области бухучета. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.

Контур.Норматив — справочно-правовая база для бухгалтера

Положение об учетной политике организации на 2018 год:

  • Общие положения: рабочий план счетов и аналитический учет, формы первичных документов, ПБУ 18/02 и др.
  • Учетная политика для целей бухучета и налогообложения
  • Типовые учетные политики организаций на ОСНО, на упрощенке, арендодателя, лизинговой, строительной компаний и т.д.

Чтобы начать работать в Нормативе, просто зарегистрируйтесь

Узнать больше

Появилось понятие несущественной информации

В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера (новый п. 7.4 ПБУ 1/2008).

При формировании такой информации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов. 

Если применяется упрощенный учет

Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность (п. 7.2 ПБУ 1/2008). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства независимо от выбранной ими системы налогообложения.

Такие компании, как и все прочие, обязаны применять способы учета, установленные ФСБУ, а при наличии нескольких способов выбирать один из них.

Однако если в ФСБУ ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности.

Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета.

Когда от ФСБУ можно отступить

В ПБУ 1/2008 добавлены специальные нормы о том, как поступать организациям в случае, если применение общего порядка не позволяет достоверно отразить всю финансовую деятельность компании. В п. 7.

3 ПБУ 1/2008 уточняется, что нормы применяются только в исключительных случаях. Компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов.

Однако при этом должны выполняться следующие условия:

  • установлены причины, которые мешают отражению в учете и отчетности объективной информации;
  • существует альтернативный вариант, который снимет проблему;
  • такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчетности;
  • экономический субъект надлежащим образом раскрыл информацию о том, что отступил от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.

Новый п. 20.2 ПБУ 1/2008 содержит требования к раскрытию информации об отступлении от общих правил.

Компания должна указать наименование и краткое описание ФСБУ, от которого она отступила, причины, по которым его применение искажает финансовую картину, содержание альтернативного способа и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления информации.

Плюс к тому она должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.

Если отчетность составляется по правилам МСФО

Ряд организаций обязан вести учет и составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

К ним, в частности, относятся все компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Также финансовую отчетность по правилам МСФО могут формировать компании, не создающие группы (п. 1 ст. 1, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.10 № 208-ФЗ).

В обновленной редакции п. 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому такие организации в своей учетной политике вправе учитывать не только ФСБУ, но и МСФО.

И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять.

Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, как оно будет нарушено при взятии на вооружение российского способа ведения бухучета (новый п. 20.1 ПБУ 1/2008).

Требование рациональности уточнено

Учетная политика организации должна гарантировать рациональность при ведении бухучета.

Этот критерий основывается на хозяйственной деятельности компании, на ее размерах, на соотношении ее расходов, понесенных при формировании данных о том или ином объекте бухучета, и ценности таких сведений, а теперь еще и на соотношении затрат на формирование информации и полезности этой информации. Такое дополнение появилось в новой редакции п. 6 ПБУ 1/2008.

Ретроспективное отражение изменения учетной политики уточнено

В п. 15 ПБУ 1/2008 определено, что последствия изменения учетной политики отражаются в бухучете, как правило, ретроспективно.

Изменениями уточнено, что ретроспективное отражение заключается в корректировке входящего остатка не только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса, на которые повлияли изменения. Корректировка производится на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату.

Изменения связаны с тем, что нераспределенная прибыль в процессе корректировок задействуется не всегда. 

Досрочное применение ФСБУ

Ранее необходимо было раскрыть неприменение опубликованного, но не вступившего в силу нормативного акта, а также дать оценку влияния этого акта на показатели периода, в котором начнется его применение.

Сейчас указанное правило отменено. Когда нормативный документ по бухучету допускает свое досрочное применение, при использовании такой возможности нужно отразить данный факт в отчетности (обновленный п.

 23 ПБУ 1/2008).

Пояснительную записку составлять не нужно

В старой редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения ученой политики на год, следующий за отчетным.

Понятие «пояснительная записка» в обновленном ПБУ 1/2008 не используется.

Сведения об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета по-прежнему необходимо раскрывать, но не в пояснительной записке, а в бухотчетности.

В каком именно документе и в каком виде будет раскрываться эта информация, компании решают сами.

Например, это может быть текстовая часть Пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, где на положения соответствующих пунктов должны быть даны ссылки в перечисленных формах бухотчетности. 

Воспользуйтесь мастером учетной политики для различных отраслей деятельности и систем налогообложения. Просто выберите параметры вашей организации

Узнать больше

Учетку можно закрепить стандартами

Ряд норм ПБУ приведен в соответствие с 402-ФЗ. Так, в п. 8 примеры организационно-распорядительной документации, которой оформляется принятая организацией учетная политика, дополнены таким видом документов, как стандарты организации. Ранее были упомянуты только приказы и распоряжения.

Также напоминаем, что учетной политикой необходимо утвердить форму путевого листа. Которая изменилась в 2017 году. Читайте об этом подробнее в статье «Составляем путевые листы по-новому: инструкция для бухгалтера».

Если изменения ПБУ 1/2008 на вашей работе никак не отразились, проверьте свою учетную политику на предмет выбора допустимых способов учета с помощью нашей шпаргалки.

Людмила Фомина, аттестованный аудитор

Источник: https://kontur.ru/articles/4987

Учетная политика организации – образец 2018. Готовые образцы учетной политики

Учетная политика 2018
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!

Для налогового учета учетная политика формируется в соответствии с требованиями НК РФ, в частности п. 12 ст. 167 и ст. 313. Новые компании должны утвердить УП до окончания первого налогового периода. Для организации на ОСНО это квартал, ориентироваться надо на НДС, т. к. он имеет более короткий налоговый период.

Порядок внесения изменений или дополнений в учетную политику ООО и других организаций аналогичен порядку изменения УП для бухучета.

УП для налогообложения имеет ту же структуру, что и бухгалтерская УП. В методологической части предприятию на ОСНО в обязательном порядке следует отразить:

НалогЭлемент УП
Все налоги и страховые взносыФормы учетных налоговых регистров
НДСВыбор применяемых первичных документов (счета-фактуры или УПД) и порядок их нумерации
Налог на прибыльМетод признания доходов и расходов — кассовый или начисления (ст. 271, 273 НК РФ)
Перечень прямых и косвенных расходов (ст. 318, 320 НК РФ)
Порядок определения ежемесячных авансовых платежей — по фактической прибыли или расчетным путем (п. 2 ст. 286 НК РФ)
Создание резерва по сомнительным долгам — создается или нет (ст. 266 НК РФ)
Метод оценки ТМЦ при их списании — по стоимости единицы, по средней, ФИФО (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ)

Это необходимый минимум для любой организации на ОСНО, поскольку учитывает операции, осуществляемые любым предприятием. При наличии моментов, существенных для исчисления других налогов, их также следует включить в УП.

Внесение изменений в учетную политику

Следите за тем, чтобы учетная политика соответствовала действующим законам, и вовремя вносите поправки. Разрешается как полностью переписывать документ, так и вносить дополнительные пункты приказом. Внести изменения вы обязаны в 3-х случаях:

  • изменилось законодательство в сфере налогов или бухгалтерии;
  • изменились условия деятельности;
  • в компании разработали новые способы учета, которые увеличивают качество и прозрачность информации.

У руководителя есть 3 месяца, чтобы утвердить учетную политику. Изменения вступают в силу с начала отчетного года (п.14 ПБУ 1/2008) и могут затрагивать иные документы, например, план счетов, первичные регистры и т.д.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

• в части формирования учетной политики – на все организации;

• в части раскрытия учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

Источник: https://911urist.com/biznes/uchetnaya-politika-predpriyatiya-obrazec-2018.html

Нужно ли вносить изменения в учетную политику на 2018 год?

Учетная политика 2018

Учетная политика – документ, в котором прописываются методы учета хозяйственных операций. Методы бухучета регулируются ФЗ №402 «О бухучете» от 6 декабря 2011 года, ПБУ 1/2008 «УП», установленные приказом Минфина №106н от 6 октября 2008 года. Методы налогового учета регулируются НК РФ. В 2018 году вводятся новые стандарты учетной политики, являющиеся обязательными.

Уп для целей бухучета

6 декабря 2011 года был принят ФЗ №402 «О бухучете», который обеспечивает свободу форм первички. После этого ФНС стала разрабатывать формы электронных документов. Теперь организации могут переходить на электронную документацию. Однако в этом случае они обязаны внести в свою УП изменения.

1 июля 2017 года стали неактуальными такие электронные формы, как ТОРГ-12 и акт приемки-сдачи услуг. Введены формы накладной и акта приема-передачи, установленные приказом ФНС № ММВ-7-10/551@ от 30 ноября 2015 года.

Теперь фирмы должны использовать новые формы УПД, УКД, счетов-фактур. Это относится и к корректировочным счетам-фактурам.

Следовательно, положения учетной политики о применении форм, не являющихся больше актуальными, нужно изменить.

Рассмотрим, что нужно внести в УП при применении электронной документации:

  • Нужно указать на то, что в компании будут применяться электронные формы.
  • Перечень документов, которые будут подтверждать хозяйственные операции.
  • Порядок установления момента создания бумаг для целей бухучета и налогового учета. Нужно разъяснить порядок действий в том случае, если операция выполнена на одну дату, а подпись – на другую.
  • Используемые формы первички, включая электронные виды.

Рассмотренные рекомендации актуальны для ЮЛ, которые используют ЭДО.

Изменение методов ведения учета

Рассмотрим основные произошедшие перемены.

Соотношение УП разных компаний

Утверждена норма о том, что фирма может самостоятельно выбирать метод осуществления учета. При этом можно не ориентироваться на выбор других компаний. Однако из этого правила есть исключения. В частности, если материнский субъект утвердил определенные стандарты, дочерние фирмы должны опираться именно на них. Соответствующее правило дано в пункте 5.1 ПБУ 1/2008.

Уточнение особенностей формирования УП

В новой редакции ПБУ содержатся эти положения для различных случаев:

  • Стандарт бухучета предполагает только один метод учета в отношении определенной операции. В данной ситуации выбирает этот метод.
  • Стандарт предполагает несколько возможных методов бухучета по определенной операции. Можно выбрать один из предложенных методов.
  • В ФСБУ нет возможных методов учета по определенному вопросу. В этом случае фирма должна самостоятельно разработать метод. При этом нужно ориентироваться на пункты 5 и 6 ПБУ 1/2018 и рекомендации по учету.

Главным документом, на который нужно ориентироваться при разработке метода учета, считается МСФО. Если же в МСФО нет нужных рекомендаций, нужно опираться на ФСБУ и отраслевые стандарты. Наименее значимыми документами являются рекомендации структур негосударственного регулирования бухучета. То есть теперь приоритетными являются международные стандарты. Ранее приоритет им не отдавался.

ВАЖНО! Если компания ведет упрощенный учет и ей нужно учесть несущественные сведения, можно руководствоваться простой рациональностью. Соответствующая рекомендация дана в пункте 7.

2 ПБУ 1/280. Несущественными считаются те сведения, которые не будут определять экономические решения руководства и прочих пользователей. Определять степень несущественности информации должна сама фирма.

Введение права фирмы унифицировать УП по международным и российским стандартам

Это значит, что компания может создавать свою учетную политику с учетом норм МСФО. Рассматриваемое право дано фирмам, которые раскрывают эти данные:

  • Консолидированная отчетность, оформляемая на базе МСФО.
  • Отчетность, которая не образует группу.

Компания при создании УП может опираться на ФСБУ. Однако она обязана учитывать нормы МСФО. Если фирма использует методы ФСБУ, которые не соответствует МСФО, она вправе перестать их применять. Метод заменяется способом, соответствующим международным стандартам.

Утвержден порядок отступления от стандартных алгоритмов создания УП

В ПБУ 1/2008 появились новые нормы. Они касаются действий сотрудников при разработке методов ведения учета тогда, когда общие положения не применимы к ситуации. Нужно отметить, что это исключительные случаи. Приведем их перечень:

  • Есть условия, которые мешают воссозданию подлинной картины о финансовом положении фирмы.
  • Эти условия позволяет устранить иной метод учета.
  • Этот альтернативный метод не образует других негативных условий.

В ПБУ в 2018 году появились требования о том, что в учете нужно раскрывать сведения об отступлении от стандартных правил.

Налоговая УП

В 2018 году практически не появилось существенных нововведений в области налогового учета. Однако есть некоторые изменения. Рассмотрим их перечень:

  • Учет трат на покупку ОС. Увеличился перечень объектов, в отношении которых может использоваться ускоренная амортизация. Актуально это в отношении предметов, которые начали эксплуатироваться после начала 2018 года. С 2018 года субъекты могут уменьшать налог на прибыль на инвестиционный вычет. При использовании такого вычета нужно подготовить все необходимые документы и пояснения. Они могут быть запрошены при проверке.
  • Учет трат на НИОКР. В правила учета трат на НИОКР были внесены дополнения на основании ФЗ №166 от 18 июля 2017 года. Перечень расходов расширен новыми статьями. Также был уточнен порядок признания трат по НИОКР, установленный Правительственным Постановлением №988 от 24 января 2008 года. Нововведения касаются перечня объектов, которые можно учесть при обложении с увеличивающим коэффициентом. Траты по Перечню с коэффициентом 1,5 образуют начальную стоимость амортизируемых активов. В УП нужно зафиксировать выбранный метод признания расходов.
  • Закон 5% при раздельном учете входного НДС. Вступает в силу ФЗ №335 «Об изменении в НК». Он ввел поправки, относящиеся к организациям с облагаемыми и необлагаемыми НДС операциями. Если траты на необлагаемые действия не превышают 5% от всей совокупности расходов, можно не осуществлять раздельный учет. Весь размер НДС принимается к вычету. Исполнение правила 5% обязывает фирмы вести раздельный учет входного НДС. Однако специалисты могут по-прежнему принимать к вычету весь налог по НДС по продукции, приобретенной в одно и то же время.

Любые нововведения в учете должны быть отражены в УП.

Для бюджетных субъектов

Ранее бюджетные организации пользовались инструкцией, утвержденной Приказом Минфина №157н от 1 декабря 2010 года. Однако сейчас эта инструкция была обновлена. Были изменены наименования ряда счетов. Появились новые счета бухучета. В 2018 году рабочий план счетов нужно дополнить счетом 206 61 «Расчеты по авансам».

Изменения в налоговом учете

В 2018 году в список доходов, не учитываемых при определении базы по налогам, включены эти пункты:

  • Поступления, обнаруженные после инвентаризации прав по итогам интеллектуальной деятельности.
  • Вклады в основные формы ЮЛ (пункт 1 статьи 251 НК РФ).

Доходы НКО, выполняющих финансовую поддержку ремонта многоквартирных зданий, исключены от временного размещения активов. При корректировке УП в области расчетов базы по прибыли нужно убрать налог на имущество, так как в отношении него больше не распространяются льготы. Исключение – наличие льгот, предоставленных на основании региональных законов.

Учетная политика — 2018: обзор изменений

В ПБУ 1/2008 внесен ряд изменений, чтобы упорядочить процедуры формирования учетной политики организации, активизировать применение МСФО, привести нормы ПБУ в соответствие с Законом о бухучете. Проверьте, отразились ли эти поправки на вашей работе и нужно ли вам менять учетную политику.

Источник: https://nalog-plan.ru/zadolzhennost/nuzhno-li-vnosit-izmeneniya-v-uchetnuyu-politiku-na-2018-god.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.