Учет расчетов

Как вести учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении

Учет расчетов

Бухгалтерия Учет расчетов с поставщиками и покупателями — это порядок отражения фактов хозяйственной деятельности учреждения в части приобретения товаров, работ, услуг и их реализации. Говоря по-простому, — отражение дебиторской или кредиторской задолженности.

Разберемся в правилах для бюджетных организаций.

29 апреля 2019 Евдокимова Наталья

Первый вопрос — кто такие поставщики, а кто — подрядчики? Определенная категория экономических субъектов, которые являются продавцами товаров, продукции, материалов или сырья либо осуществляют какие-либо услуги или выполняют определенные виды работ.

Иными словами, поставщики — это юридические, физические лица, индивидуальные или частные предприниматели, продающие материальные ценности, услуги, сырье, работы. Причем организационно-правовая форма и вид деятельности экономического субъекта не играют никакой роли.

Охарактеризовать кратко учет расчетов с поставщиками и подрядчиками можно так. Это отражение в бухучете хозяйственных операций по приобретению у сторонних организаций материалов, основных средств, работ или услуг, необходимых учреждению для осуществления деятельности.

Расчетами признается передача организацией денежных средств наличными или безналичным переводом в пользу фирмы-продавца на основании договора, соглашения или контракта. Помимо денежной оплаты, в условиях договора могут быть определены иные условия взаиморасчетов. Например, взаимозачет, вексель, валюта.

Поставщик может выдавать ценности в рассрочку или поступать безвозмездно.

Особенности учета в бюджетном учреждении

В бюджетном учреждении бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на специальном счете 0 302 00 000. В действующем плане счетов предусмотрена отдельная детализация.

Субсчета для отражения обязательств

Код счетаНазвание счета
302 10 000Расчеты по оплате труда и по начислениям на выплаты по оплате труда
302 11 000Расчеты по заработной плате
302 12 000Расчеты по прочим выплатам
302 13 000Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда
302 14 000Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме
302 20 000Расчеты по работам, услугам
302 21 000Расчеты по услугам связи
302 22 000Расчеты по транспортным услугам
302 23 000Расчеты по коммунальным услугам
302 24 000Расчеты по арендной плате за пользование имуществом
302 25 000Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества
302 26 000Расчеты по прочим работам, услугам
302 27 000Расчеты по страхованию
302 28 000Расчеты по услугам, работам для целей капитальных вложений
302 29 000Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами
302 30 000Расчеты по поступлению нефинансовых активов
302 31 000Расчеты по приобретению основных средств
302 32 000Расчеты по приобретению нематериальных активов
302 33 000Расчеты по приобретению непроизведенных активов
302 34 000Расчеты по приобретению материальных запасов
302 40 000Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям
302 70 000Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям
302 72 000Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций и иных финансовых инструментов
302 73 000Расчеты по приобретению акций и иных финансовых инструментов
302 75 000Расчеты по приобретению иных финансовых активов
302 90 000Расчеты по прочим расходам
302 93 000Расчеты по штрафам за нарушение условий контрактов (договоров)
302 95 000Расчеты по другим экономическим санкциям
302 96 000Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам
302 97 000Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям

Для расходов по перечислению авансовых платежей, предусмотренных условиями договора, предусмотрен отдельный счет 0 206 00 000. По этому счету установлена аналогичная детализация.

Субсчета для отражения предоплаты по группам

Код счета группыНаименование группы счета
206 10 000Расчеты по авансам по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда
206 20 000Расчеты по авансам по работам, услугам
206 30 000Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов
206 40 000Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям
206 50 000Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам
206 60 000Расчеты по авансам по социальному обеспечению
206 70 000Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений
206 80 000Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям
206 90 000Расчеты по авансам по прочим расходам

На этих счетах бухгалтерского учета отражаются взаиморасчеты с поставщиками в разрезе организаций, индивидуальных предпринимателей или физических лиц.

Рекомендуется осуществлять учет по каждому контрагенту в разрезе договоров и контрактов.

Такой подход к организации бухгалтерского учета позволит сократить количество нарушений действующего законодательства в сфере закупок и при исчислении налоговых обязательств, например НДС.

Перед составлением бухгалтерской отчетности и отражением расчетов с поставщиками и подрядчиками в балансе в учреждении необходимо провести специальную инвентаризацию долгов (обязательств). Процедура является обязательной при составлении годового отчета.

Провести инвентаризацию в обязательном порядке придется перед реорганизацией или ликвидацией госучреждения. Организация вправе самостоятельно инициировать инвентаризацию расчетов с поставщиками и подрядчиками до наступления срока.

Например, когда возникают споры или утрачены подтверждающие документы.

Проводки для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Покажем на примерах, как использовать типовые бухгалтерские проводки в бюджетном госучреждении.

Пример № 1. Поставщики и подрядчики

ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» заключило договор с поставщиком ООО «Продавец» на сумму 100 000 рублей на приобретение спортивного оборудования за счет средств субсидии на выполнение госзадания. По условиям договора предусмотрен аванс в сумме 30 000,00 рублей. Бухгалтер составил проводки по расчету с поставщиками:

ОперацияДебетКредитСумма, руб.
Перечислен аванс на расчетный счет поставщика ООО «Продавец»4 206 31 5604 201 11 61030 000,00
Учреждение получило оборудование4 106 31 3104 302 31 730100 000,00
Зачтен выплаченный аванс за поставку спортивного оборудования4 302 31 8304 206 31 66030 000,00
Поставщику перечислен остаток за спортоборудование4 302 31 8304 201 11 61070 000,00

Пример № 2. Взаимозачет с поставщиком

ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» оказывает платные услуги за пользование бассейном. С ООО «Информбюро» был заключен договор об оказании информационных услуг на сумму 25 000,00 рублей. Условиями договора предусмотрена частичная оплата в сумме 10 000,00 рублей и частичный взаимозачет: ГБОУ «АЛЛЮР» предоставляет услуги (аренда бассейна) на сумму 15 000,00 руб. Бухгалтер отражает записи:

ОперацияДебетКредитСумма, руб.
Обязательства по оплате выполненных информационных услуг от поставщика приняты к учету, подписан акт выполненных работ2 401 20 2262 302 26 73025 000,00
Начислен доход за оказанные платные услуги, проводка2 205 31 5602 401 10 13015 000,00
Отражен произведенный взаимозачет поставщику, зачтена стоимость реализованных услуг2 302 26 7302 205 31 66015 000,00
Проводка по оплате поставщику2 302 26 7302 201 11 61010 000,00

Казенное учреждение не имеет права осуществлять взаимозачет, такие нормы закреплены в ст. 38.2, п. 3 ст. 41, 218 Бюджетного кодекса.

Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Источник: https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/kak-vesti-uchet-raschetov-s-postavshchikami-i-podryadchikami

Учет расчетов с поставщиками и покупателями

Учет расчетов

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками кратко характеризует состояние взаиморасчетов с контрагентами при приобретении товаров/продукции, сырья, других ТМЦ или получении услуг различного характера – от коммунальных, ремонтных, подрядных до прочих, необходимых для осуществления деятельности предприятия. Взаимные обязательства возникают в момент заключения договора, оформленного в соответствии с требованиями ГК РФ. Как организовать аналитический учет расчетов с поставщиками?

Для бухгалтера особое значение имеют договорные условия сделки: цена и количество товара/услуг, сроки поставки и оплаты, способы погашения долга, переход собственности, нюансы транспортировки, ответственность сторон.

Все указанные особенности влияют на учет расчетов с поставщиками и покупателями.

Рассмотрим главные нормативные нюансы регулирования этой сферы и приведем основные проводки по поставщикам, а также узнаем, что означает бухгалтерская запись Д 60 К 51.

Бухучет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Термин «поставщики» бухгалтерский учет трактует, как все контрагенты предприятия, поставляющие ТМЦ или оказывающие услуги/работы.

Если сделка не относится к разовой, взаимоотношения должны иметь юридический статус, который достигается путем заключения договора. Основные требования к оформлению контрактов содержит ГК – стат. 455, 506 и др.

Если партнер – иностранное лицо, на подобные сделки распространяются международные правила расчетов.

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями подразделяет заключаемые сделки на 2 категории:

  1. По приобретению имущественных прав на товары, материалы, продукцию, ТМЦ и пр. – заключаются договора мены, купли-продажи, переуступки, другие.
  2. По выполнению работ/услуг – заключаются договора подряда, оказания услуг, НИОКР, выполнения работ, подачи света/газа, другие.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на конец отчетного периода – месяц, квартал, год путем выявления долгов, составления и подписания актов сверки.

При несовпадении моментов отгрузки/оплаты формируется кредиторская/дебиторская задолженность.

Первая показывает выполнение договорных условий по отгрузке предмета сделки поставщиком, вторая – отражает объем авансовых расчетов покупателя до исполнения обязательств продавца.

Обратите внимание! Предприятия могут самостоятельно выбрать оптимальный способ расчетов – денежный или нет. Условия прописываются в договоре и являются обязательными к исполнению сторонами сделки. При этом лимит по наличным расчетам юридических лиц – 100000 руб. по одному договору.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками – проводки

Активно-пассивный сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для углубленного учета и формирования проводок по поставщикам. На нем ведется как синтетический, так и аналитический учет в разрезе контрагентов, товаров, сделок, видов оплаты. Информация обобщается по:

  • Поступившим ТМЦ, включая неотфактурованные поставки (без расчетных документов).
  • Принятым/выполненным услугам, работам.
  • Потребленным услугам, включая получение газа, электроэнергии, пара, воды и прочих ресурсов.
  • Услугам по переработке/доставке ТМЦ, оплачиваемым путем передачи акцептованным требований в банк.
  • По плановым расчетам.
  • По расчетам, обеспеченным не денежными способами – векселями, ценными бумагами и пр.
  • По излишкам, выявленным во время приема ТМЦ/услуг, включая переборы/недоборы тарифов.

При отражении расчетов с поставщиками и покупателями проводки делаются на основании оправдательных первичных документов – товарных и транспортных накладных, актов выполненных услуг/работ, платежных требований/поручений, кассовых чеков и пр. Согласно Закону № 402-ФЗ от 06.12.11 г. предприятия вправе воспользоваться существующими унифицированными или разработать собственные формы с указанием обязательных реквизитов. Типовые проводки расчетов с подрядчиками приведены ниже.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками проводки – примеры

К сч. 60 могут открываться субсчета в целях организации аналитического учета. К основным из них относятся следующие:

  1. 60.01 – по обычным расчетам с поставщиками.
  2. 60.02 – по авансовым расчетам.
  3. 60.03 – по выданным векселям и другим ценным бумагам.
  4. 60.21, 60.22, 60.31. 60.32 – для учета валютных сделок.

Таблица проводок по поставщикам:

хоз. операции

Дебет счета

Кредит счета

Оплачен долг поставщику через кассу

60

50

Оплачен долг поставщику через расчетный счет

60

51 (52)

Проведен взаимозачет

60

62

Переоформлен долг в займ

60

66 (67)

Оприходовано оборудование (внеоборотные активы)

07 (08)

60

Оприходованы ТМЦ

10

60

Учтен НДС

19

60

Учтены услуги подрядчика на счетах затрат

20 (25, 26, 28)

60

Оприходованы товары (учтен НДС)

41 (19)

60

Отражены в расходах на продажу услуги по доставке товаров

44

60

По поступившим ТМЦ отражена недостача, выявленная в ходе приемки

94

60

Бухгалтерский учет возврата товара поставщику ведется в зависимости от причины возврата ТМЦ – по несоответствию качеству/количеству/комплектности или по независящим причинам, к примеру, из-за отсутствия спроса (ГК РФ стат. 421). В первом случае, если переход права собственности уже произошел, выполняется сторнировка поставки продукции, во втором проводится обычная реализация с выпиской накладной и счет-фактуры.

Источник: https://spmag.ru/articles/uchet-raschetov-s-postavshchikami-i-pokupatelyami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.