Субъект хозяйственного ведения

84.Право хозяйственного ведения: понятие, субъекты, содержание

Субъект хозяйственного ведения

Правохозяйственного ведения– это право владеть, пользоваться ираспоряжаться имуществом собственникав пределах, установленных законом илииными правовыми актами.

Субъектыправа хозяйственного ведения– государственные и муниципальныепредприятия.

.

Унитарноепредприятие на праве хозяйственноговедения не может самостоятельнораспоряжаться имеющейся у негонедвижимостью, но при этом оно можетсамостоятельно распоряжаться движимымимуществом.

При этом праве собственникимущества (учредитель предприятия),закрепивший свое имущество за предприятием,сохраняет право на создание, реорганизациюи ликвидацию предприятия, правоосуществления контроля за имуществом,право на получение части прибыли.

Правохозяйственного ведения имуществомсобственника возникает у предприятияи учреждения лишь с момента фактическойпередачи имущества. Этот моментопределяется датой утверждения балансапредприятия или датой поступленияимущества по смете. Право хозяйственноговедения сохраняется за его обладателеми в случае смены собственника, т. е.действует право следования.

85.Право оперативного управления: понятие, субъекты, содержание

Правооперативного управления– это право владеть, пользоваться ираспоряжаться имуществом собственникалишь в пределах, установленных законом,в соответствии с целями их деятельности,заданиями собственника и назначениемимущества.

Субъектыправа оперативного управления– казенные предприятия и учреждения.

.

Собственник(учредитель предприятия) вправе изъятьу субъекта права оперативного управлениясвое имущество, закрепленное за ним, ираспорядиться им по своему усмотрению,если имущество: используется не поназначению, оказалось лишним.

Особенностиполномочия распоряжения имуществом усубъектов этого права различны. Казенноепредприятие не имеет права распоряжатьсялюбым закрепленным за ним имуществом(движимым и недвижимым) без согласиясобственника.

Собственник казенногопредприятия самостоятельно устанавливаетпорядок распоряжения доходами казенногопредприятия. Учреждение не имеет правараспоряжаться закрепленным за нимимуществом.

За него по его просьбе этоделает собственник учреждения.

Правооперативного управления имуществомсобственника возникает у предприятияи учреждения лишь с момента фактическойпередачи имущества. Этот моментопределяется датой утверждения балансапредприятия или датой поступленияимущества по смете. Право оперативногоуправления сохраняется за его обладателеми в случае смены собственника, т. е.действует право следования.

86.Первоначальные способы приобретения права собственности

Присоздании новой вещи путем переработкичужих материалов право собственностиостается за собственником материалов.Однако если стоимость переработкисущественно превышает стоимостьматериалов, право собственности нановую вещь приобретает добросовестныйпереработчик, обязанный возместитьстоимость использованных материалов(п. 1 ст. 220 ГК).

Созданиеобъектов недвижимости требует выполненияустановленных государством правилотвода необходимого для этого земельногоучастка, а также соблюдения предписанийградостроительных и строительных норми правил.

При нарушении этих требованийстроительство считается самовольным,и осуществившее его лицо правособственности на самовольную постройкуне приобретает, а сам объект подлежитсносу.

Однако если право на земельныйучасток будет оформлено, а строительныенарушения устранены, суд может признатьза лицом, осуществившим самовольнуюпостройку, право собственности навозведенный объект (ст. 222 ГК).

Согласноп. 1 ст. 227 ГК нашедший потерянную вещьобязан немедленно уведомить об этомсоответствующее лицо и возвратить емуэту вещь. Вещь, найденная в помещенииили на транспорте, подлежит сдаче ихвладельцу. При неясности ситуации онаходке должно быть заявлено органумилиции или местного самоуправления.

Нашедшийвещь вправе хранить ее у себя с возмещениемему необходимых в этой связи расходови может претендовать на вознаграждениеза находку в размере до 20% стоимостинайденной вещи. При этом он несетответственность за утрату или повреждениенаходки, но лишь в случае умысла илигрубой неосторожности и в пределахстоимости вещи.

Еслив течение 6 месяцев с момента заявленияо находке вещи лицо, управомоченноеполучить найденную вещь, не будетустановлено, нашедший вещь приобретаетправо собственности на нее, а в случаеего отказа найденная вещь поступает вмуниципальную собственность. Аналогичноеправовое регулирование установлено вотношении обнаруженных безнадзорныхживотных (ст. 230-232 ГК).

Вотношении бесхозяйных вещей, которыене имеют собственника, действуют иныеправила. Такие вещи должны приниматьсяна учет, и по истечении года муниципальныйорган может просить суд о признании заним права собственности (ст. 225 ГК). Вэтих случаях возможно также возникновениеправа собственности в силу приобретательнойдавности.

Клад.Зарытые в земле или сокрытые инымспособом деньги или ценные предметы,собственник которых не может бытьустановлен либо в силу закона утратилна них право, являются кладом. В силуст.

233 ГК они поступают в собственностьлица, которому принадлежит имущество(участок, строение и т.д.

), где клад былсокрыт, и лица, обнаружившего клад, вравных долях, если соглашением междуними не установлено иное.

Однакоэто правило имеет ряд исключений,учитывающих особенности отдельныхжизненных ситуаций.

Клад, относящийсяк памятникам истории или культуры,передается в государственную собственность,а собственник имущества, где клад былсокрыт, и обнаружившее его лицо получаютвместе вознаграждение в размере 50%стоимости клада.

Лицо, производившеепоиск клада без согласия собственникаимущества, где был сокрыт клад, а такжелица, служебной обязанностью которыхявляется обнаружение клада, права натакое вознаграждение не имеют.

Приобретательнаядавность. Это основание возникновенияправа собственности является сравнительноновым институтом отечественногогражданского права, введеннымзаконодательством о собственности вначале 90-х гг. ХХ в. Согласно п. 1 ст.

234 ГКгражданин или юридическое лицо, неявляющееся собственником имущества,но добросовестно, открыто и непрерывновладеющее как своим собственнымнедвижимым имуществом в течение 15 летлибо иным имуществом в течение 5 лет,приобретает право собственности на этоимущество (приобретательная давность).

Применениеприобретательной давности требуетсоблюдения ряда названных в ст. 234 ГКусловий.

Это прежде всего истечениеуказанного в законе 5-летнего или15-летнего срока, причем к нему можетбыть присоединено время владения лица,правопреемником которого являетсяссылающийся на наличие приобретательнойдавности.

Само владение, создающее правособственности, должно быть, как сказанов законе, добросовестным, открытым инепрерывным, причем осуществляться также, как в отношении своего собственногоимущества. Бремя доказывания несетлицо, ссылающееся на наличие приобретательнойдавности.

Источник: https://studfile.net/preview/5797172/page:56/

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Субъект хозяйственного ведения

Определение 1

Право хозяйственного ведения — это хозяйственное или иное право ведения, владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее юридическим лицам, в установленных законом пределах.

Определение 2

Право оперативного управления — это право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее казённому предприятию или учреждению, в установленных законом пределах.

Нормы, регулирующие право хозяйственного ведения, закреплены в Гражданском кодексе РФ (с. 294). Они раскрывают данный институт как право, принадлежащее государственным и муниципальным унитарным предприятиям, по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника.

Как видно из определения, одной из главных составляющих в данной сфере является правовое положение обладателя права, в качестве которого предстает государственное или муниципальное унитарное предприятие. Его понятие также дает ГК РФ в ст. 113: “коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней, а обладает им на праве хозяйственного ведения”.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Специфика унитарных предприятий состоит в том, что они обладают специальной правоспособностью, состоящей в возможности приобретения прав и осуществления обязанностей, которые соответствуют целям и предмету деятельности, закрепленным уставом унитарного предприятия.

Предмет и цели деятельности, осуществляемые таким предприятием, должны определяться собственником имущества, т. е. государством либо муниципальным образованием. Так, цели могут быть, в том числе, и социальными. Как правило, унитарные предприятия создают в виде коммунальных комплексов, которые занимаются работой по оказанию коммунальных услуг, обеспечению населения товарами и услугами.

Говоря об особенностях права хозяйственного управления, стоит отметить, прежде всего, субъект, который является коммерческой организацией, и, следовательно, обязан не только сохранять публичное имущество, но и приумножать его. Для выполнения данных обязанностей закон предусмотрел определенные механизмы контроля:

  • установленные в Гражданском кодексе РФ ограничения, касающиеся прав, принадлежащих обладателю права хозяйственного ведения, заключающиеся в наделении собственника следующими правами: на дачу согласия или отказа в продаже; на сдачу в залог или аренду и др.;
  • установленные в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения, связанные с совершением сделок по имуществу предприятия (по займам, поручительствам, обременениям, уступке требований, переводам долга, заключению договоров, крупных сделок и т.п.).

Замечание 1

Стоит подчеркнуть, что в проекте Концепции развития законодательства о вещном праве, который был разработан по Указу Президента РФ № 1108, о праве хозяйственного управления речи не идет. Разработчики обосновывают это необходимостью устранения дуализма прав, предлагая оставить в законе только право оперативного управления.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что право хозяйственного ведения, за период своего существования в рыночной экономике, стало неким удобным способом распоряжаться имуществом собственника, тем самым дискредитировав себя. Так, продать государственное имущество можно только путем приватизации, передать его в аренду только осуществив торги, при этом распоряжение публичным имуществом является всеобще доступным.

Право оперативного управления

В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс РФ предусмотрел казённое предприятие или учреждение. При этом под казённым предприятием принято понимать унитарное предприятие, которое было основано на праве оперативного управления, и обладает находящимся в федеральной собственности имуществом.

Ст. 296 Гражданского кодекса РФ содержит информацию о казённом предприятии и учреждении, а именно, о том, что они имеют возможность на праве оперативного управления владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в установленных законом пределах, а также опираясь на цели своей деятельности и учитывая задания собственника и назначение имущества.

Положения статьи направлены на общие пределы осуществления прав субъектами, но при этом они допускают возможность установить специальные границы их правомочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что сам собственник может давать конкретные указания по распоряжению имуществом.

А в случаях использование предприятием имущества не по назначению, собственник имеет право его изъять.

Закон предоставляет указанные специальные границы только для “распоряжения” имуществом, тогда как права “владения” и “пользования” в эту категорию не попадают.

В п. 2 ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ и в ст.

297 ГК РФ указано, что являясь субъектом права оперативного управления, казённое предприятие обладает правом распоряжения имуществом, которое за ним закреплено, только получив согласие собственника.

Доходы предприятия распределяются по решению собственника. При этом эти действия собственник может осуществлять без согласования их порядка с казённым предприятием.

В каком объеме учреждения могут осуществлять свои правомочия по распоряжению правом оперативного управления зависит от их типа. ГК РФ в ст. 298 устанавливает, что учреждения могут быть созданы:

  • Российской Федерацией;
  • субъектом Российской Федерации;
  • муниципальным образованием;
  • частными гражданами;
  • юридическими лицами;
  • бюджетными учреждениями.

Таким образом, учреждения не имеют права на самостоятельное распоряжение имуществом, которое за ними закреплено. Исключение составляет случай, когда денежные средства выделены им по смете. Некоторые авторы подчеркивают, что некоторым видам учреждений все же предоставляется право распоряжаться имуществом, которое за ними закреплено.

В юридической литературе, говоря об образовательных учреждениях, учреждениях культуры, например, можно отметить предоставленную им законом возможность сдавать закрепленное за ними имущество в аренду.

Но если это не предусмотрено специальными нормами закона и иными правовыми актами, а такая сделка была совершена, она автоматически признается неправомерной, даже если согласие собственника было получено предварительно.

Подводя итог в отношении права оперативного управления, стоит отметить тенденцию к исчерпанию его положительных ресурсов.

Об этом свидетельствует не совсем развитое состояние использующих в своей деятельности данное право государственных организаций, занимающихся здравоохранением, наукой, образованием, культурой.

Наблюдается дефицит бюджета в финансировании деятельности данных организаций, который постоянно растет.

В качестве решения сложившейся ситуации В.П. Мозолин видит замену права оперативного управления на уровне законодательства, предлагая ввести право персонифицированной собственности, что позволить обладателю права иметь наиболее широкие правомочия в отношении имущества, которое ему принадлежит.

Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имеют как общие черты, так и отличия. Проследить их возможно путем рассмотрения определенных категорий.

Субъекты вещного права:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные и государственные унитарные предприятия;
  • в праве оперативного управления — муниципальные и государственные казённые учреждения и предприятия.

Собственник имущества:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация;
  • в праве оперативного управления — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация.

Правомочия субъектов в отношении имущества, которое им передано:

  • в праве хозяйственного ведения — возможно как без согласия собственника, если имущество движимое, так и только с его непосредственного согласия, когда идет речь о недвижимом имуществе;
  • в праве оперативного управления — как правило, распоряжение происходит только с согласия собственника имущества. При этом в случае, когда учреждению было предоставлено право на осуществление деятельности, приносящей доход, все полученные в результате этого доходы и имущество подлежит распоряжению учреждения. Также казённое предприятие может самостоятельно реализовать продукцию, которую оно производит.

Права собственника по отношению к имуществу:

  • в праве хозяйственного ведения — собственник имеет часть прибыли, полученной после использования имущества, а также контролирует процесс его использования;
  • в праве оперативного управления — собственник имеет право изъять неиспользуемое, лишнее имущество, а также заниматься распределением доходов предприятия.

Замечание 2

Самое значимое отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения состоит в том, что в качестве субъекта второй категории выступает руководство предприятия или учреждения. В первом же случае субъектами правоотношений, которые связаны с управлением, может быть более широкий круг лиц.

Таким образом, эти категории различаются по нескольким параметрам. Праву хозяйственного ведения, учитывая налагаемые на субъекты ограничения, предоставляется больше свободы.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravo_hozyaystvennogo_vedeniya_i_operativnogo_upravleniya/

Право хозяйственного ведения

Субъект хозяйственного ведения

Хозяйственное ведение – форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона. Право хозяйственного ведения предоставляется юридическим лицам на основании нормативных актов, ГК РФ.

Гражданский кодекс регулирует отношения, которые возникают в связи с правом хозяйственного ведения, определяет особенности его приобретения.

Право хозяйственного ведения имуществом предоставляется государственным и муниципальным предприятиям.

Согласно нормам ГК РФ, предприятие получает право распоряжения, владения и пользования имуществом в рамках договора и положений закона. Использование имущества возможно в пределах компетенции организации.

В перечень прав собственников имущества входят:

  • создание организации;
  • ликвидация, реорганизация и другие действия по отношению к организации, согласно положениям закона;
  • назначение руководителя юридического лица;
  • собственность сохраняется за собственником, который передал имущество в хозяйственное ведение, поэтому он может полностью распоряжаться данным имуществом.

Субъектами хозяйственного ведения могут выступать только предприятия унитарного типа – это юридические лица, которые не имеют прав собственности.

Имущество могут получить только от собственника в хозяйственное ведение или в аренду. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления регулируются нормами гражданского законодательства.

В качестве субъектов могут выступать муниципальные или государственные организации.

Особенности унитарных предприятий, относительно имущества:

  • имущество неделимо, как и сама организация;
  • унитарное предприятие не имеет прав собственности;
  • имущество, переданное на основании хозяйственного ведения, является основой ответственности имущественного характера данного предприятия.

Использование имущества должно соответствовать целям и задачам организации.

Субъектами отношений в данном случае могут выступать исключительно унитарные предприятия, принадлежащие федеральным (ГУП) или муниципальным (МУП) властям – с одной стороны, и собственно муниципалитет или государство – с другой.

К хозяйственному ведению не допускаются никакие организации с частной формой собственности, или индивидуальные предприниматели. Унитарными являются организации, имущество которых не подлежит какому-либо разделу – по акциям, паям или долям.

Согласно закону, собственник передаваемого в управление имущества, — государство или муниципалитет, — имеет право:

  • Самостоятельно создавать управляющие унитарные организации, реорганизовывать и ликвидировать их.
  • Назначать руководителей, работников бухгалтерии и прочих ответственных лиц, а также расторгать трудовой контракт с ними.
  • Утверждать устав внутренней и внешней деятельности создаваемого унитарного предприятия.
  • Осуществлять полный надзор за их деятельностью, использованием по назначению и сохранностью переданного имущества.
  • Получать долю от прибыли данной организации. Данная денежная сумма, в установленных собственником размерах, перечисляется хозяйствующим субъектом в федеральный бюджет.
  • Согласование заключения МУП/ГУП договоров по крупным финансовым сделкам.

Хозяйствующий субъект должен использовать полученную в управление собственность согласно установленным в договоре целям. Нецелевое использование её запрещается нормами действующего законодательства. Временный владелец имеет право распоряжаться своей долей прибыли по собственному усмотрению.

При передаче унитарного предприятия от одной государственной структуры к другой, условия хозяйственного ведения не подлежат изменению. То же самое относится и к случаям, когда к новому владельцу переходит имущественный комплекс, ранее взятый организацией во владение — статус и права ведения остаются неизменными.

Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения

Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение – договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

Владение имуществом на праве хозяйственного ведения

Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.

Основные положения

По своей форме хозяйственное ведение является разновидностью владения не принадлежащей распорядителю собственностью.

Данная процедура предполагает передачу собственником своего имущества в ограниченное управление стороннему лицу. Ограничения устанавливаются в соответствии с нормами действующего законодательства.

При этом оно исключается из фактического владения собственника и ставится на баланс нового владельца.

Главное отличие хозяйствующего субъекта от оперативных управителей собственностью (арендаторов) заключается в разных правовых статусах. Такие субъекты наделены особыми правами и обязанностями в отношении находящегося в их временном владении имущества. Так, к нему применяются положения вещного права, где он выступает отдельным лицом.

Статус имущества

Объектом права при хозяйственном ведении является имущественная собственность, закреплённая на балансе предприятий, участвующих в процедуре передачи.

Её собственником является либо непосредственно государство, либо муниципалитет.

Переданная в управление предприятию собственность юридически отделяется от прочего имущества данных организаций, и становится отдельной базой, на которую распространяется ответственность предприятия.

Предлагаем ознакомиться  Реестр залогов автомобилей: официальный сайт

Статья №295 ГКРФ регламентирует права и обязанности сторон в отношении передаваемого во владение имущества. Так, новый владелец не имеет права производить с ним следующие действия:

  • Продавать третьим лицам.
  • Сдавать в аренду.
  • Предоставлять в залог.
  • Вносить в виде имущественного пая или вклада при создании долевых товариществ или обществ.

Собственник не может в одностороннем порядке изымать переданное МУП имущество, даже в качестве наказания за нарушение некоторых статей договора. Он также не может самостоятельно распоряжаться данной собственностью без согласия хозяйствующей организации – передавать её в аренду третьему лицу или продавать её.

Юридические аспекты

Гражданское законодательство не прописывает необходимость заключать договора о передаче имущественных комплексов в хозяйственное ведение.

На деле данный договор часто заключается по личной инициативе правовых субъектов.

В нём оговариваются цели и сфера деятельности унитарной организации, перечень передаваемого ему имущества, права и обязанности обеих сторон, прочие нюансы взаимоотношений.

Данная форма владения и распоряжения собственностью настолько специфична, что при заключении договоров требует особой, высококвалифицированной юридической помощи. Порядок регистрации МУП и ГУП чётко прописан нормативно-правовыми актами российского законодательства. В связи с этим, любые отступления от норм могут служить причиной признания договора недействительным.

Также нередки случаи предъявления претензий к хозяйствующим субъектам со стороны собственников имущественных комплексов по поводу их нецелевого использования. В этих случаях наилучшим выходом для руководителей МУП/ГУП является обращение за правовой поддержкой к квалифицированным юристам.

Источник: https://isolpro.ru/dogovor-khozyaystvennogo-vedeniya-munitsipalnogo-imushchestva/

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-hozyajstvennogo-vedeniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.