Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент как управленческий процесс

Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент — управленческий процесс, направленный на достижение поставленных целей организации, на основе выбранных средств.

Другими словами, стратегический менеджмент — это процесс разработки и реализации стратегии.

Стратегия

Давайте сразу определимся с термином «стратегия». Дело в том, все понимают его по-разному. Что нужно знать для создания стратегии? Необходимо четкое понимать всю систему предприятия, основные цели системы и необходимые условия для достижения этих целей.

Эти знания позволят нам определить направление развития компании. Таким образом, под стратегией нужно понимать направление развития компании. Джон и Памела Каспари дали такое определение: «Стратегияэто путьвбудущее». И это тоже  верное и образное определение.

Три главные цели стратегии

Конечно, конкретные цели для каждой организации будут индивидуальны. Но они обязательно должны включать, как минимум, три главные цели:

  1. Увеличение прибыли сегодня и в будущем. Ведь получение прибыли — это главная цель любой коммерческой организации. А без увеличения прибыли невозможно развитие. Для некоммерческих организаций целью может быть увеличение количества студентов, пациентов, аудитории, объема предоставленных услуг и т.д.) сегодня и в будущем.
  2. Удовлетворение партнеров, клиентов и общества в целом сегодня и в будущем.
  3. Удовлетворение собственных сотрудников сегодня и в будущем.

Если стратегический менеджмент «забудет» реализовать любую из этих целей в своей стратегии, такая стратегия, скорее всего, обречена на провал.

Какая еще информация должна содержаться в стратегии?

  1. Стратегия должна содержать подробную информацию, чтобы любой сотрудник  компании мог легко понять, что он лично должен делать для выполнение общих целей компании.

  2. Каждый сотрудник должен легко найти ответ на вопрос, почему его личный  результат необходим для достижения общей цели. Работник должен понимать не только, что именно он должен делать, но и зачем он должен это делать.

    Без этого не бывает вовлеченности сотрудников и их приверженности компании.

  3. Стратегия должна содержать полный подробный план с разбиением на этапы – что нужно сделать для достижения  промежуточных результатов и общих целей компании.

    Когда люди видят полный список задач, которые необходимо выполнить для достижения цели, они часто находят в нем пропущенные шаги. Это может значительно ускорить внедрение и избавить от досадных ошибок.

Три этапа разработки стратегии

Какие этапы должен пройти стратегический менеджмент в процессе разработки стратегии, чтобы конечный «продукт» – стратегия — была всеобъемлющей и целостной? Вот они:

  1. Что и зачем нужно менять?
  2. На что менять?
  3. Как обеспечить изменения?

Да, это те же самые шаги разработки и реализации процесса изменений — как и все гениальное, их можно применить в любой области. Менеджмент может использовать процесс изменений как для стратегии компании, так и применительно к решению текущих операционных проблем.

Ответ на вопрос «зачем менять» даст нам понимание направления развития компании. Ответ на вопрос «зачем менять» – это результат изменений, которые произойдут между сегодняшним и будущим состоянием компании, в котором она ставить целью оказаться.

Итак, на этапе 1 стратегический менеджмент формирует определенность относительно желаемого направления развития компании. Этапы 2 и 3 помогают ему сформировать представление о том, какие действия необходимо осуществить и какие решения надо принять для движения по выбранному стратегическому направлению.

Не бывает стратегии без тактики

Если стратегия — направление развития компании, тогда тактика – это способ, которым мы собираемся достичь цели. Если они не связаны между собой, легко сбиться с пути и не добраться до цели.

Например, если стратегический менеджмент ставит целью компании стать лидером отрасли по прибыли, у него есть разные пути: добиться высокой маржинальности продукции, сократить издержки, инвестировать в высокодоходные бумаги, увеличивать свою рыночную долю и т.д. Если менеджмент не определится с выбором пути, в будущем неизбежны «метания» и разногласия между владельцами компании, руководством, функциональными подразделениями и сотрудниками. Поэтому необходима предельная четкость и глубина проработки стратегии.

Представьте себе фуру – грузовик с длинным полуприцепом. Такой прицеп спереди устанавливается  на раму грузовика при помощи поворотной опоры или «седла», а сзади имеет собственные колеса.

Давайте считать кабину грузовика направлением развития компании – стратегией, а водителя — стратегическим менеджментом. Водитель руководит — поворачивает руль, и автомобиль меняет направление своего движения.

Прицеп, который олицетворяет собой «направление принимаемых решений» – тактику, должен повсюду следовать за кабиной по ее направлению движения.

Однако такой грузовик может попасть в аварию, когда из-за резкой смены направления движения, кабина поворачивает, а прицеп продолжает по инерции двигаться прямо. В этой ситуации грузовик может «сложиться», и даже перевернуться.

В бизнесе такая ситуация может возникнуть, если направление принимаемых тактических решений не совпадает с направлением развития компании (стратегии), либо когда направление развития компании резко меняется.

В такой ситуации вся ваша стратегия может «сложиться», приведя к поломке всего организационного механизма.

Пять фокусирующих шагов

Каким же образом разработать стратегию, в которой вероятность возникновения подобных аварийных ситуаций будет сведена на нет? Для этого стратегический менеджмент может использовать для этого подход Теории ограничений, известный как 5 фокусирующих шагов.

Он заключается не в составлении списка задач для реализации, а в выборе в каждый момент единственной точки приложения сил — фокусировке на основной проблеме — ограничении. Той самой проблеме, которая в данный момент «тормозит» всю систему. В результате фокусировки на единственной проблеме, улучшения достигаются значительно быстрее. И это очень важно.

Долгое отсутствие видимых результатов — улучшений — ввергает в уныние любую команду, начисто отбивая желание проводить изменения дальше.

  1. Определите свое узкое звено (ограничение).
  2. Максимально используйте узкое звено. Заставьте его работать с максимально возможной отдачей — пусть даже круглосуточно.
  3. Подчините все остальное принятому решению. Интересы узкого звена должны быть первоочередны — оно должно получать все необходимое ресурсы вне очереди.
  4. Расширьте узкое звено. Этот этап достаточно труден и часто связан с финансовыми расходами. Однако, если грамотно работать над этапами 2 и 3, иногда может потребоваться достаточно продолжительное время, чтобы в нем возникла необходимость.

Прежде чем осуществлять какие-либо существенные перемены, оцените, останутся ли узкие звенья на тех же местах. Сделайте этот процесс непрерывным.

Готовые решения для разработки стратегии

ТОС предоставляет стратегическому менеджменту практические инструменты, главным образом, «Дерево стратегии и тактики» (СиТ, S&T), объединяющее стратегию и тактику на всех уровнях организации и избавляющее от излишней работы.

СиТ обеспечивает причинно–следственную связь между решениями, которые предполагается реализовать, и последствиями внедрения этих решений.

Таким образом, дерево стратегии и тактики – это инструмент коммуникации, контроля и вовлечения сотрудников в изменения.

Здесь можно ознакомиться с готовыми шаблонами деревьев стратегии и тактики для конкретных направлений бизнеса: управление проектами, производство на склад и производство на заказ, дистрибуция и розничная торговля, бизнес-процессы.

Выводы

Стратегический менеджмент играет в организации важнейшую роль. Прежде всего, необходимо разработать стратегию развития, из нее будет понятна ваша тактика.

Если вы начнете с тактики, вы почти сразу попадете в тупик, так как никто в вашей организации не будет понимать, куда движется компания и ради чего тратятся усилия.

Системный подход к разработке как стратегии, так и тактики дает максимальный результат.

Если вашей компании необходима разработка долгосрочной стратегии, закажите индивидуальную стратегическую сессию в Школе бизнеса «Управляй будущим». В течение 2-3 дней под руководством опытного консультанта вы сможете заложить долгосрочную стратегию развития своего бизнеса с подробным планом преобразований.

Еще рекомендуем

Источник: https://www.u-b-s.ru/publikacii/strategicheskij-menedzhment.html

Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент

Определение 1

Стратегический менеджмент – это тип менеджмента, при котором в организации определяются миссия, стратегия поведения на рынке и основные цели деятельности.

Стратегический менеджмент помогает выработать их, определить ресурсы, необходимые для достижения целей. Он определяет способы поддержания отношений с внешней средой организации.

Существует два финальных результата стратегического менеджмента:

  • потенциал организации;
  • структура организации и изменения в ней.

Потенциал организации проявляет себя как ресурсы на этапе вхождения в организацию, т.е., их получения из внешней среды. В ресурсы включается сырье, финансы и персонал.

На этапе выхода из организации во внешнюю среду потенциал включает в себя продукцию, услуги, набор правил поведения в обществе, которые помогают организации достичь своих целей.

Продукция или услуги могут рассматриваться как потенциал организации тогда, когда они могут принести прибыль (т.е., пользуются спросом на рынке). Общий потенциал организации зависит от следующих элементов:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • технология изготовления продукции;
  • оборудование, здания, производственные мощности;
  • организация производства;
  • распределение власти, прав и ответственности в иерархии организации;
  • задачи подразделений и отдельных исполнителей;
  • коммуникации, качество информационных потоков;
  • организационная культура;
  • квалификация персонала;
  • качество решения проблем менеджерами;
  • мотивация;
  • гибкость организации;
  • гибкость поведения руководителей и работников.

Замечание 1

Структура организации и изменения в ней определяют способность организации реагировать на изменения во внешней среде.

В коммерческой организации изменения в структуре подразумевают умение вовремя заметить и правильно проанализировать изменения внешней среды, составить план адекватных ответных действий и грамотно его реализовать.

Ответные действия должны базироваться на стратегических возможностях для новых разработок, испытаний и вывода на рынок новых товаров или услуг. Сюда же включают развитие новых технологий, изменения в иерархии организации, в схемах взаимодействия между подразделениями.

Общая схема стратегического планирования

Процесс стратегического планирования должен быть последовательным и соответствовать миссии организации и ее целям.

Поэтому планирование должно пересматриваться через определенные промежутки времени, а менеджеры, занимающиеся стратегическим менеджментом, должны быть квалифицированы для решения подобного типа задач.

Планы должны быть простыми и легко реализуемыми, содержать такое количество целей и задач, которым можно управлять и полностью контролировать. Процесс планирования в рамках стратегического менеджмента представлен на рисунке.

Рисунок 1.

Стратегическое планирование направлено на обеспечение такой позиции на рынке, которая позволяет организации выживать в изменяющихся условиях внешней среды.

Принципы стратегического менеджмента

Они корректируют деятельность организации, чтобы добиться целей, поставленных в процессе планирования. Основные принципы:

  • Единство направления деятельности. Общие цели, интересы работников, единая система управления помогает быстрее реагировать на изменения во внешней среде.
  • Научная обоснованность. Системный и ситуационный подходы, применяемые к стратегии организации, помогают лучше организовать управление. Также используются результаты психологических исследований для управления персоналом. Научный анализ, математические методы, статистические данные позволяют лучше контролировать процесс производства.
  • Эффективность и экономичность. Разработка стратегии и постановка целей основаны на ресурсах организации, стремятся превысить результаты над издержками производства в определенном периоде времени.
  • Личные интересы подчиняются общим. Интересы организации превалируют над интересами одного работника или группы, отдела, бригады.
  • Оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией. Оно определяется, исходя из специфики деятельности организации, положения на рынке, восприимчивости к изменениям внешней среды, общего потенциала организации.
  • Мотивация персонала с помощью разработанной системы поощрений и наказаний.
  • Разделение труда. Оно помогает выполнить больший объем работ с лучшим качеством в одних и тех же условиях. Число задач, которые выполняет один работник, ограничено, и это позволяет увеличить темпы работы.
  • Корпоративность. Она способствует развитию организационной культуры, гармонии интересов работников.

Источник: https://spravochnick.ru/strategicheskiy_menedzhment/strategicheskiy_menedzhment/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.