Система обеспечения экологической безопасности в России

Содержание

О принципах экологической безопасности в государствах содружества, рекомендательный международный акт от 29 декабря 1992 года

Система обеспечения экологической безопасности в России

ПринятПостановлением МежпарламентскойАссамблеи государств — участниковСодружества Независимых Государствг.Санкт-Петербург,29 декабря 1992 года

О принципах экологической безопасности в государствах содружества

Настоящий рекомендательный законодательный акт является актом для ориентации согласованной законодательной деятельности в области экологической безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств*.________________

* В дальнейшем — Государство.

Рекомендательный законодательный акт о принципах экологической безопасности имеет целью предотвращение угроз экологической безопасности населения, общества и природной среды на территории государств — участников Содружества Независимых Государств.

Экологическая безопасность в современных условиях рассматривается как неотъемлемая и важная часть безопасности личности, общества и Государства.

Статья 1. Понятие экологической безопасности

Экологическая безопасность — состояние защищенности личности, общества и Государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду, а также стихийных бедствий и катастроф.

Угрозу экологической безопасности может представлять деятельность физических и юридических лиц, а также других государств, связанная с преднамеренным или непреднамеренным воздействием на окружающую природную среду, а также стихийные природные процессы и явления.

Статья 2. Объекты экологической безопасности

Основными объектами экологической безопасности являются:

личность с ее правом на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

общество с его материальными и духовными ценностями, зависящими от экологического состояния страны;

природные ресурсы и природная среда как основа устойчивого развития общества и благополучия будущих поколений.

Статья 3. Субъекты обеспечения экологической безопасности

Основным субъектом обеспечения экологической безопасности является Государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы национальной законодательной, исполнительной и судебной власти.

Субъектами обеспечения экологической безопасности являются также юридические и физические лица, в том числе граждане, организации и объединения, обладающие правами и обязанностями по обеспечению экологической безопасности в соответствии с национальным законодательством Государства.

Статья 4. Общие принципы формирования национальной политики в области экологической безопасности

Основными принципами обеспечения Государством экологической безопасности являются:

приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества в целом, общечеловеческих ценностей перед любыми другими сферами деятельности;

суверенитет Государства над природными ресурсами;

непричинение ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции Государства;

взаимная консультация заинтересованных государств в ситуациях, развитие которых создает или может создавать угрозу экологической безопасности;

согласование государственного механизма возмещения ущерба;

неотвратимость ответственности за ущерб, причиненный трансграничным загрязнением (загрязнитель платит);

солидарная ответственность за причиненный вред государствами-участниками;

платность природопользования;

согласование экологической политики государств;

согласование законодательной политики государств в области обеспечения экологической безопасности;

взаимопомощь государств при ликвидации последствий и предупреждении экологического бедствия;

широкое участие в международной деятельности в области экологической безопасности;

разрешительный порядок осуществления производственной и другой деятельности, способной создавать угрозу экологической безопасности населения или территории;

обязательность государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства любой продукции;

государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания человека;

организация системы государственного экологического мониторинга состояния окружающей природной среды;

обеспечение полной, достоверной и своевременной информированности граждан, учреждений и организаций об угрозах экологической безопасности;

гласность планов осуществления деятельности, способной угрожать экологической безопасности населения, общества или природной среды.

Статья 5. Законодательные основы обеспечения экологической безопасности

Законодательными основами обеспечения экологической безопасности являются Конституция Государства и национальное законодательство в сфере экологической безопасности, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Государством.

Статья 6. Государственная система экологической безопасности

Рекомендуется создание государственной системы экологической безопасности, которая может включать в себя:

парламентский (законодательный) орган по проблемам экологии и охраны окружающей среды;

в пределах компетенции президентские структуры, правительственные ведомства и органы государственного контроля и надзора по проблемам безопасности, экологии и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

иные, специально на то уполномоченные органы, на которые возложены обязанности по обеспечению экологической безопасности.

Статья 7. Разрешительный порядок осуществления деятельности, угрожающей экологической безопасности

Рекомендуется, чтобы деятельность, представляющая или способная представлять угрозу экологической безопасности, осуществлялась по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными органами в области окружающей природной среды в порядке, устанавливаемом национальным законодательством Государства.

Органы исполнительной власти Государства и местного самоуправления организуют участие населения в определении условий разрешения данной деятельности с учетом требований экологической безопасности.

Нарушение порядка, определяющего процесс выдачи разрешений на осуществление деятельности, лицом, запрашивающим разрешение, или органом, выдающим разрешение, влечет за собой признание разрешения недействительным с момента выдачи. Произведенные затраты при этом не компенсируются, а нанесенный ущерб возмещается в судебном порядке.

Выданное разрешение может быть обжаловано в вышестоящей инстанции специально уполномоченного органа, а также в судебном порядке. Отказ от выдачи разрешения или отмена ранее выданного разрешения могут быть обжалованы только в судебном порядке.

Статья 8. Обязанности субъектов хозяйственной деятельности по обеспечению экологической безопасности

Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, представляющую угрозу экологической безопасности, независимо от форм собственности, обязаны представлять в специально уполномоченные органы государственной системы экологической безопасности Государства сведения о безопасности, включающие:

информацию о предприятии и используемых технологических процессах, характере и масштабах использования и утилизации вовлекаемых в производство или образующихся в процессе производства опасных веществах и воздействиях на население и окружающую природную среду;

оценку воздействия на окружающую природную среду осуществляемой или предполагаемой деятельности;

перечень мер по обеспечению экологически безопасного функционирования предприятия;

сведения о возможных авариях и их экологических последствиях;

план действий персонала предприятия в аварийных ситуациях.

Сведения о безопасности служат основанием для выдачи разрешения на осуществление деятельности, представляющей или способной представлять опасность для экологической безопасности.

Перечень видов деятельности, осуществляемой на основании разрешений, определяется национальным законодательством Государства.

Статья 9. Ограничения хозяйственной деятельности в случае угрозы экологической безопасности

Хозяйственная или иная деятельность юридических и физических лиц может быть ограничена или приостановлена в случае возникновения угрозы экологической безопасности компетентными органами Государства.

Вопросы возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности в результате ограничения или приостановки их деятельности, решаются в судебном порядке.

Статья 10. Открытость информации об экологической безопасности

Информация об опасных последствиях антропогенного воздействия на окружающую природную среду, а также прогнозы стихийных бедствий и катастроф являются общедоступными и не могут быть засекречены органами государственного управления.

Сведения о безопасности и влиянии хозяйственной и иной деятельности, продукции на состояние окружающей природной среды и здоровье населения, а также о безопасности условий труда не могут составлять коммерческую тайну вне зависимости от форм собственности.

Статья 11. Общественная система экологической безопасности

В целях обеспечения экологической безопасности общественным объединениям и гражданам рекомендуется предоставлять право:

бесплатного получения в органах государственной власти и управления полных и достоверных сведений о состоянии окружающей природной среды и мерах по обеспечению экологической безопасности;

беспрепятственного сбора информации о влиянии деятельности предприятий и организаций на состояние окружающей природной среды;

опротестовывать в судебном порядке решения органов государственной власти, угрожающие экологической безопасности, в том числе о выдаче разрешений на деятельность;

выступать в суде в качестве истца в процессах об угрозе экологической безопасности и возмещении нанесенного ущерба;

осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности.

Статья 12. Ответственность должностных лиц органов государственного управления

Должностные лица органов государственного управления могут нести дисциплинарную, административную, имущественную и уголовную ответственность за действия или бездействие, повлекшие за собой нарушение экологической безопасности, в том числе:

за выдачу разрешений на деятельность, представляющую угрозу экологической безопасности;

за дезинформацию или сокрытие информации о наличии угроз экологической безопасности;

за препятствование или неоказание содействия деятельности специально уполномоченных органов экологической безопасности.

Статья 13. Ответственность за достоверность информации об экологической безопасности

Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, представляющую угрозу экологической безопасности, могут нести административную, имущественную ответственность за правильность информации, указанной в сведениях об экологической безопасности.

Статья 14. Защита от внешних угроз экологической безопасности

С целью защиты населения и окружающей природной среды от трансграничных воздействий, угрожающих их экологической безопасности, органы системы государственной экологической безопасности осуществляют:

меры, необходимые для предотвращения угрозы экологической безопасности от источников, расположенных за пределами границ Государства;

участие в создании и функционировании международной системы экологической безопасности и предотвращения экологического терроризма.

Статья 15. Предотвращение ущерба экологической безопасности других стран

Государственная система экологической безопасности обеспечивает все необходимые меры для предотвращения ущерба населению и окружающей природной среде других государств от трансграничного воздействия источников экологической опасности, находящихся на территории Государства.

Статья 16. Участие в ликвидации последствий экологических катастроф и стихийных бедствий в других странах

Государственные органы обеспечивают участие национальных сил и средств в предотвращении и ликвидации последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, произошедших в других странах, в соответствии с международными соглашениями или по просьбе соответствующих стран.

Статья 17. Международные договоры в области обеспечения экологической безопасности

Если международным договором, заключенным или признанным государством, установлены более строгие правила обеспечения международной экологической безопасности, то применяются правила международного договора.

Текст документа сверен по:Официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (МПА)

www.ipa.spb.su

по состоянию на 18.04.05

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901930782

Безопасность и экологичность технических систем: основные уровни защиты

Система обеспечения экологической безопасности в России

В настоящее время технический прогресс приносит не только пользу человечеству, но и вред. Электронизация производственных процессов и рабочих мест оказывает негативное влияние на здоровье людей и окружающую среду.

Федеральная система экологической безопасности призвана обеспечивать охрану окружающей среды и интересов людей от неблагоприятного воздействия в любой сфере жизнедеятельности.

Негативное влияние могут оказывать различные виды хозяйственной деятельности, а также возникшие чрезвычайные ситуации.

Федеральным Законом «О безопасности» предусмотрены все возможные системы безопасности, которые обеспечивают экономическую и правовую защиту граждан.

К таким линиям охраны относятся органы всех ветвей власти (исполнительные, судебные, законодательные), а также силы и средства обороны. Обеспечение безопасности в сфере экологии регламентируется Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды».

Все установленные системы работают в комплексе с организационными, экономическими, правовыми и воспитательными мерами.

Основные уровни обеспечения экологической защиты

Экологическая защищенность классифицируется в зависимости от особенностей охраняемого объекта  и субъектного состава правоотношений. Принято выделять следующие уровни безопасности:

  • Индивидуальный;
  • Объектовый;
  • Локальный (местный);
  • Государственный;
  • Межгосударственный;
  • Глобальный.

Индивидуальный уровень устанавливается, чтобы обеспечивать экологическую безопасность конкретного субъекта (сотрудника предприятия или любого жителя населенного пункта).

Индивидуальная охрана является крайне важной в производственном процессе, поскольку модернизированная техника оказывает значительное отрицательное влияние на здоровье человека.

Объектовый уровень защиты подразумевает обеспечение безопасности на любом объекте народного хозяйства независимо от сферы деятельности. То есть под охрану подпадает объект целиком, а не отдельные субъекты. При этом неважно, по чьей вине может возникнуть угроза или риск.

Локальная ступень охраны в сфере экологии устанавливается в пределах конкретной муниципальной территории.

При такой защите на данном периметре может быть сосредоточено несколько субъектов хозяйствования. Государственный уровень является всероссийским и устанавливается на всей территории РФ.

Межгосударственная ступень определяет экологическую охрану для нескольких государств, которые взаимосвязаны одним географическим регионом. Также законодательством определен и глобальный масштаб, т. е.

обеспечение надлежащей охраны окружающей среды мирового сообщества.

Составляющие компоненты систем экологической охраны

Для создания экологической безопасности на территории России выполняется ряд требований, составляющими компонентами которых является обеспечение защиты по следующим направлениям:

  • Химическому;
  • Промышленному;
  • Радиационному;
  • Биологическому.

Реализацию охранных мер и выполнение функций по защите населения выполняют разнообразные ведомства, министерства, структурные организации и учреждения.

Перечень задач системы природоохранной деятельности

На законодательном уровне определен ряд задач, которые стоят перед природоохранной системой. К ним относятся:

  • Организованное управление и контроль над процессами по достижению поставленных целей обеспечения природоохранной безопасности как в отдельных регионах, так и на всей территории государства;
  • Контроль над соблюдением установленных норм по обеспечению природоохранных требований;
  • Взаимодействие со всеми государственными линиями по созданию условий для нормальной жизнедеятельности населения;
  • Своевременное предупреждение и устранение последствий в результате различных аварий;
  • Защита от возникновения природных зон с повышенным фактором загрязнения;
  • Создание, планирование, развитие и комплектация систем средствами обеспечения природоохранной деятельности и др.

На видео – об экологической безопасности:

Органы, обеспечивающие природоохранную деятельность, и объекты управления

К органам, которые создают условия природоохранной деятельности в Российской Федерации, относятся:

  • Экспертные учреждения;
  • Силы срочной логической помощи;
  • Структурные подразделения Министерства обороны, МВД;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Отделы МЧС;
  • Медицинские учреждения;
  • Службы защиты окружающей среды (флоры и фауны).

Для улучшения качества работы перечисленных ведомств могут создаваться дополнительные подразделения (временные и постоянные).

На видео – лекция об экологической безопасности:

Требования к природоохранной деятельности и производственной защите технологических систем и процессов

Безопасность и экологичность технических систем занимает ведущее место в вопросах создания условий по защите окружающей среды, а также жизни и здоровья населения. При проектировании и производстве различного типа оборудования нужно учитывать основные требования, которые предъявляются к персоналу, работающему с технологическими устройствами.

Производственная безопасность заключается в соблюдении технических правил в работе с механизмами под воздействием электрического тока, а также с устройствами, которые излучают радиацию.

Проверку экологичности технических систем проводят в специальных экспертных учреждениях на этапе проектирования и выпуска готовой продукции. Любое оборудование должно пройти исследование до выпуска в эксплуатацию.

В последующем промышленная защита обеспечивается путем периодической проверки устройств на наличие негативных факторов влияния на сотрудников и окружающую среду.

Выделяют два основных вида защиты от воздействия производственных вредных факторов:

  • Коллективную;
  • Индивидуальную.

Коллективные средства защиты условно подразделяют на категории:

  • Оградительные (заграждения промышленного объекта от проникновения посторонних лиц);
  • Предохранительные (клапаны, мембраны, тормозные механизмы, выключатели, ограничители и др.);
  • Блокирующие (механические, электрические, радиационные, фотоэлектрические, гидравлические, пневматические, комбинированные);
  • Оповестительные (звуковые, световые или комбинированные сигнализации);
  • Дистанционного управления (телевизионные или телеметрические линии);
  • Специальные (разработанные для конкретного объекта или производственного процесса).

Если на промышленном объекте не используются или не предусмотрены коллективные средства защиты, то применяются индивидуальные.

Перед первичным использованием и в последующей эксплуатации каждое устройство (механизм) должен пройти проверку на соответствие установленным стандартам.

Что касается оборудования повышенной опасности, то в отношении него проводят специальное освидетельствование и испытание, в ходе которого определяют количество вредоносных факторов.

Для создания экологических установок и машин проводят функциональную диагностику. В ходе диагностики все показания фиксируются контрольными и измерительными приборами. Самым распространенным методом диагностирования является вибрационно-акустический.

Источник: https://camafon.ru/sistemyi-bezopasnosti/ekologicheskaya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.