Счет бюджетного учета

Содержание

План счетов бюджетных организаций: основные разделы, особенности учета

Счет бюджетного учета

Бюджетный учет в бухгалтерии — это система, которая позволяет своевременно и достоверно предоставлять информацию о состоянии активов и обязательств муниципальных образований и субъектов РФ.

Также под определение бюджетного учета попадают все операции, ведущие к изменению активов и обязательств муниципальных образований. План счетов бюджетных образований представляет собой их перечень, по ним выполняют операции бюджетные учреждения.

Он утвержден Минфином РФ в части Инструкции по бюджетному учету (от 10.02.2006 №25н).

Бухгалтерский учет в учреждениях, финансируемых бюджетом

Организация бухучета в учреждениях, чья деятельность финансируется из бюджета, имеет ряд особенностей. План счетов бюджетных организаций — это основной рабочий инструмент, который позволяет бухгалтерам осуществлять учет обязательств, финансовых и нефинансовых активов и т. д. Деятельность бухгалтеров в этой сфере контролируется несколькими основными документами. Это:

  • инструкция к плану счетов бюджетных организаций;
  • статьи законодательства о бюджетном устройстве;
  • нормативные документы по отчетности в бюджетных учреждениях;
  • документы, раскрывающие суть отраслевой специфики.

Особенности учета в учреждениях, которые финансируются из бюджета:

  • контроль за реализацией сметы статей доходов и расходов;
  • казначейская система реализации бюджетов;
  • в учете присутствуют как кассовые, так и фактические расходы;
  • в каждой отрасли также есть дополнительные нюансы учета (образовательные учреждения, сфера здравоохранения, науки и прочие).

Задачи бюджетного бухгалтерского учета

К таковым относятся следующие виды деятельности:

  • формирование достоверной информации о финансовых результатах деятельности учреждения, о текущем состоянии активов;
  • предоставление актуальных данных о реализации средств, которые были выданы бюджетной системой РФ;
  • обеспечение должного контроля за исполнением операций, которые осуществляются в ходе реализации планов бюджетной системы РФ;
  • контроль и своевременный учет состояния активов, а также исполнения финансовых обязательств учреждения;
  • регулярное составление и предоставление достоверной отчетности о состоянии активов учреждения.

Отражение доходов и расходов по средствам, полученным из бюджета, подлежит обязательному учету. Также ему подлежит исполнение смет по средствам из внебюджетных источников. Все операции должны быть оформлены по образцам нормативных документов. Формы и проводки обязаны соответствовать Инструкции по бюджетному учету и Федеральному закону о бухучете.

Нормативные документы предписывают предоставление информации о следующем:

  • способ применения плана счетов для бюджетных организаций с целью отражения операций по использованию средств, полученных как из бюджетных, так и внебюджетных источников;
  • формы ведения бухгалтерского учета;
  • методы оценки обязательств;
  • способы оценки финансовых активов;
  • корреспонденцию счетов по самым распространенным операциям.

Обязанности бухгалтерии в бюджетной организации

Как правило, в любом крупном бюджетном учреждении бухгалтерия состоит из нескольких отделов. Обычно их минимум три — финансовая, расчетная, материальная.

В отделах, в свою очередь, могут быть выделены группы, сотрудники в которых заняты осуществлением узконаправленной деятельностью.

Например, оперативно-финансовая группа, по реализации расчетных операций, по учету основных средств и прочие.

Можно выделить главные обязанности бухгалтерии в организации, чья деятельность финансируется из бюджета:

  • контроль за правильным оформлением учетных документов, за законностью и необходимостью осуществления тех или иных операций;
  • исполнение учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному бухучету;
  • контроль за сохранностью материальных активов;
  • начисление и своевременная выплата окладов, премий, надбавок, денежного довольствия сотрудникам;
  • проведение при необходимости инвентаризации финансовых активов, с последующим истинным отображением и предоставлением информации в нужные сроки;
  • составление достоверной отчетности в предусмотренные сроки и в установленном порядке на основании Инструкции по бюджетному учету;
  • составление смет доходов и расходов по итогу расчетов, предоставление смет для утверждения руководителем;
  • хранение документации, отвечающее современным стандартам.

Бюджетный учет и отчетность

В учреждениях, чья деятельность финансируется из бюджета, существует несколько видов отчетов. Они должны в обязательном порядке своевременно составляться и быть предоставлены в вышестоящие инстанции.

Каждый из отчетов должен быть составлен с учетом особенностей плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Контролирующие органы, в свою очередь, имеют право проводить детальный анализ того, насколько достоверно были отображены сведения и из отчетности делать выводы о наличии текущих проблем учреждения, строить стратегии о направлении развития и т. д.

Как правило, к отчетам прикладывается пояснительная записка, в которой можно изложить те или иные факты о проблемах с финансированием или пояснить некоторые неясные моменты по учету.

Также бухгалтерия должна своевременно предоставлять балансовые ведомости и иные документы, которые могут потребоваться вышестоящим инстанциям. Часто возникает необходимость пояснить некоторые цифры, особенности деятельности и т. д.

План бухгалтерских счетов бюджетных организаций

Он состоит из пяти разделов. Представляет собой перечень счетов, забалансового учета и их корреспонденцию:

  1. Нефинансовые активы — счета для учета основных средств, материальных запасов и т. д.
  2. Второй раздел состоит из перечня счетов для учета денежных ресурсов и документов. Также этот счет подразумевает учет дебиторской задолженности.
  3. Обязательства. Этот раздел представлен счетами для учета кредиторской задолженности организации.
  4. Финансовый результат — счета для отражения реальных показателей нынешнего и прошлых периодов.
  5. Санкционирование расходов бюджета. В этом разделе сосредоточены счета и особенности, связанные с их использованием, которые служат для отражения достоверной информации о лимитах бюджетных средств, перечисленных организации.

Каждый из разделов плана счетов бюджетной организации объединяет группу однородных счетов. Они, в свою очередь, делятся на аналитические и синтетические. Таким образом достигается возможность максимальной детализации объектов учета в бюджетном учреждении.

Классификация счетов в бюджетном учете

План счетов бюджетной организации устанавливается Инструкцией по бюджетному учету (от 10.02.2006 №25н).

Бухгалтеры, которые работают в данной сфере, знают эту информацию практически наизусть, регулярно отслеживая новые редакции и изменения в соответствующих статьях законодательства.

Особенность плана счетов бюджетных организаций в том, что последние могут быть только активными либо только пассивными:

  1. Активные счета — это те, на которых ведется учет средств учреждения, их материальные и нематериальные активы.
  2. Пассивными признаны те счета, на которых отражаются источники формирования средств.

Данные синтетического учета позволяют оценивать и анализировать актуальное состояние дел учреждения на сегодняшний день. Аналитический учет представляет собой информацию об остатках и оборотах по данным счетам синтетического учета. Структура номера счета в Плане счетов бюджетных организаций построена по принципу вложенных модулей (так называемый каталожный учет), состоит из 26 разрядов.

Учет нефинансовых активов

Счета представляют собой КБК (20 знаков) и коды счетов (6 знаков). Номер счета в Плане счетов бухучета бюджетных организаций состоит из 26 знаков.

Первый раздел Плана посвящен нефинансовым активам. К ним относятся:

  • основные средства;
  • материалы и готовая продукция;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • нематериальные активы;
  • амортизация;
  • наценка;
  • нефинансовые активы в пути;
  • непроизведенные активы;
  • расходы.

Отдельно стоит отметить такие непроизведенные активы, как земля и ресурсы недр. Их следует учитывать по первоначальной цене с даты начала их участия в экономическом обороте.

Финансовые активы учреждения:

  • денежные средства в различных местах хранения;
  • ценные бумаги или иной метод участия учреждения в деятельности других организаций;
  • дебиторскую задолженность работников, налоговых органов.

Второй раздел рабочего Плана счетов бюджетной организации посвящен отражению финансовых активов на счетах:

  • «Денежные средства учреждения».
  • «Расчеты по выданным авансам».
  • «Расчеты с дебиторами по доходам».
  • «Расчеты по недостачам».
  • «Расчеты с прочими дебиторами».

Третий раздел Плана: обязательства организации

Он содержит привычные опытному бухгалтеру виды кредиторской задолженности. Говоря простым языком, это долги, которые учреждение должно выплатить.

Кредиторская задолженность может возникать также в том случае, если от покупателя получен аванс, а услуги еще не были предоставлены, или если от поставщика получены товары, а плата за них еще не перечислена.

У кредиторской задолженности есть и плюсы, ведь это своего рода средства, привлеченные для пользы учреждения, причем без уплаты процентов или пени.

Также третий раздел Плана включает в себя платежи по налогам и расчеты с прочими организациями, чья деятельность финансируется из бюджета.

Учет финансовых результатов в бюджетной организации

В четвертом разделе Плана перечислены счета для записи финансовых результатов, доходов и расходов учреждения.

Этот раздел по принципам учета почти ничем не отличается от такового в коммерческих организациях. Состав активов и обязательств почти полностью дублирует аналогичные статьи в коммерции. Есть небольшие отличия в составе счетов.

Санкционирование расходов бюджетов

Пятый раздел Плана представляет собой набор счетов для отражения движения:

  • бюджетных ассигнований;
  • лимитов обязательств, которые предоставляют распорядители бюджетов;
  • плановых доходов и расходов учреждения.

Например, при получении извещения из вышестоящих инстанций о лимитах на покупку материалов, бухгалтерия должна отразить размер этих лимитов на счетах учета. Разумеется, в этом же разделе должно отображаться и последующее освоение этих лимитов.

Источник: https://FB.ru/article/457346/plan-schetov-byudjetnyih-organizatsiy-osnovnyie-razdelyi-osobennosti-ucheta

Рабочий план счетов бюджетного учета

Счет бюджетного учета

Независимо от целей ведения деятельности все организации в России обязаны вести бухгалтерский учет (исключение индивидуальные предприниматели). Существует определенная специфика для каждого экономического субъекта. Например, для коммерческих предприятий, кредитных учреждений и некоммерческих предприятий разработаны собственные обособленные планы счетов.

Бюджетные учреждения основные понятия и функции

На территории Российской Федерации для развития социально-культурной сферы жизни общества и решения наиболее остро стоящих вопросов в других сферах создаются некоммерческие предприятия, которые делятся на следующие категории:

  • Унитарные (план счетов по приказу 162н);
  • Бюджетные (приказ 174н);
  • Автономные (приказ 183н)

Согласно действующему законодательству под бюджетным учреждением в России понимается некоммерческое объединение, создаваемое Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями.

Основное назначение данных учреждений выполнение работ, оказание услуг в наиболее важных для населения сферах образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения и т. д.

Их функционирование полностью или частично финансируется государством.

Все функционирование бюджетных организаций осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральном законом «О некоммерческих организациях».

Замечание! Деятельность некоммерческих организаций, помимо этого, осуществляется на основе ГК РФ.

Ведение бухгалтерского учета бюджетными предприятиями, план счетов

Для отображения финансово — хозяйственной деятельности при осуществлении бухгалтерского учета бюджетные предприятия руководствуются законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. Согласно ему сохраняется главный элемент — принцип двойной записи  (отображение на взаимосвязанных счетах всех операций с имеющимися активами, источниками финансирования и финансовых результатов деятельности).

Совет! В бухгалтерии должны быть отражены все сведения о финансах организации как бюджетные доходы, получаемые из фондов, так и от осуществляемой дополнительной предпринимательской деятельности.

Особенности учета в бюджетной сфере:

  • контроль над исполнением заранее составленной сметы расходов;
  • организация всего учета должна происходить в соответствии со статьями классификации бюджетов;
  • работа в строгом соответствии с нормативными документами;
  • специфичность в зависимости от отрасли.

Для анализа фактов функционирования предприятия и для упорядочивания деятельности бюджетных и муниципальных организаций Приказом Минфина был утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий в управлении государственными внебюджетными фондами. Кроме того, была разработана инструкция по его применению (Приказ № 157н от 01.12.2010), которая в 2016 году претерпела значительные изменения. Этот Приказ можно скачать в конце статьи с внесенными изменениями, вступившими в силу в 2016 году.

Единый План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций в общем виде состоит из пяти основных разделов, операции в которых группируются по своему экономическому содержанию для составления достоверной и точной финансовой отчетности и отражения показателей, которые учитываются при формировании государственного задания:

  1. Нефинансовые активы. Здесь содержатся основные данные об имеющихся активах организации: основные средства и НМА, условия начисления амортизации имущества, материалы, готовая продукция и капитальные вложения.
  2. Финансовые активы. Сосредоточена информация об имеющихся денежных средствах предприятия и его финансовых вложениях в акции других организаций, приобретениях ценных бумаг и открытии вкладов.
  3. Обязательства. Отражена вся информация об имеющейся кредиторской задолженности.
  4. Финансовый результат. Отражена эффективность деятельности организации. Учитывается не только разница между доходами и расходами текущего года, но и информация о финансовых результатах предыдущих лет, доходах будущих периодов.
  5. Санкционирование расходов. Указаны пределы получаемых и передаваемых бюджетных обязательств, в рамках которых осуществляется деятельность. Информацию по данным операциям учитывают распорядители денежных средств и казначейство.

Замечание! Все ценности, не принадлежащие данному некоммерческому учреждению, но находящиеся у него, должны быть учтены на забалансовых счетах.  

При разработке рабочего плана счетов бюджетное учреждение имеет право на ввод дополнительной аналитики в целях формирования расширенной информации о текущем финансовом состоянии организации, которая, в свою очередь, необходима внешним и внутренним заинтересованным в бухгалтерской отчетности лицам.

Замечание! Ввод дополнительный аналитических кодов счетов следует производить на основании Инструкции к Единому Плану счетов.

Изменения в 2017 г. 

С 2015 года были произведены коррективы в правила формирования экономически важных показателей (Приказ 124н). Существенные изменения вступили в силу с 2016 года.

  1. Изменения формирования учетной политики и учета объектов. С 2016 года определен перевод стоимости объектов, выраженный в иностранной валюте, в рублевый эквивалент (официальный курс ЦБ РФ или котировки на валютных рынках).
  2. Внесение корректировок с 2016 года в коды аналитического учета для отражения получаемой информации о деятельности. В бухгалтерском учете бюджетных предприятий используются 26 разрядные счета, разряды которого можно представить в виде следующей таблицы. Общую структуру счетов бюджетных учреждений можно скачать в конце статьи.
Разряд счетаКод
1-17Аналитический код по поступлениям и выбытиям (классификация доходов и расходов)
18Вид финансового обеспечения деятельности
19-21Синтетический счет
22-23Аналитический счет
24-26Аналитика по виду поступлений и выбытий учетных объектов

18-23 номера счетов Плана счетов Код счета бухгалтерского учета

24-26 разряды КОСГУ (с 2016 не применяются для составления и исполнения бюджетов, но необходимы при формировании отчетностей).

Заключение

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений это сложная иерархическая система, позволяющая сгруппировать и проанализировать все активы и обязательства любого предприятия.

Он представляет собой таблицу синтетических счетов, сформированную по определенным признакам.

Для обеспечения функционирования бюджетных предприятий в соответствии с их целями утвержден свой Единый план счетов, на его основании разрабатываются рабочие планы в зависимости от вида деятельности некоммерческих учреждений.

Рабочий план отражения операций по функционированию бюджетных предприятий, требования аналитического учета, которые утверждаются при формировании учетной политики некоммерческих предприятий, должны применяться постоянно и непрерывно. Это переменные величины, подлежащие изменению для обеспечения сопоставления данных бухгалтерских результатов и составленной отчетности с показателями текущего и очередного финансового года.

Аналитический учет бюджетными предприятиями разрабатывается самостоятельно с учетом их потребностей для более качественной оценки деятельности.

Источник: https://blanki.mwmoskva.ru/buhgalterskie-dokumenty/bjudzhetnyj-plan-schetov-buhgalterskogo-ucheta-skachat-blank-skachat-besplatno.html

Забалансовые счета бюджетного учета

Счет бюджетного учета

Для ведения бухучета предусмотрены балансовые и внебалансовые счета. Первые ведутся для отражения наличных и безналичных денег, привлеченных средств, расчетов, доходов и расходов, прибылей и убытков.

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях открываются для учета:

  • материальных ценностей (МЦ), не являющихся их собственностью, а находящимся во временном пользовании (к примеру, основные средства, взятые в аренду или безвозмездно; объекты, взятые в переработку или для ответственного хранения и др.);
  • БСО, путевок в санатории, дома отдыха;
  • обязательств, находящихся на стадии ожидания выполнения.  

Забалансовые счета в бюджете: общие положения

Бюджетный учет МЦ за балансом осуществляется простым способом: поступление подлежит отражению по дебету счетов, выбытие – по кредиту. Корреспондирующие записи при их использовании не применяются. Бюджетные организации могут открывать дополнительные внебалансовые счета, чтобы собирать информацию, необходимую для управленческого учета и внутреннего контроля сохранности имущества.

Учет имущественных объектов за балансом производится по тем же первичным документам и регистрам, которые используются в учете МЦ на балансе. Инвентаризация забалансовых средств проводится также, как по объектам на балансовых счетах.

Забалансовый счет 01 в бюджетном учете

Используется для учета основных средств (ОС), получаемых по договорам аренды или безвозмездно с правом эксплуатации без закрепления в оперативное управление.

Рассмотрим практический пример.

Для проведения праздника Учреждение культуры взяло напрокат костюмы. Согласно контракту арендодатель передал в двухмесячное пользование 5 костюмов. Сумма арендной платы составила 12 500 руб. После праздника костюмы возвращены. В учете использовался забалансовый счет 01:

  • имущественные объекты получены в аренду — Дт 01 (12 500 руб.);
  • произведен возврат имущества, взятого в аренду – Кт 01 (12 500 руб.).

Основаниями для проведения операций явились арендный договор и приемопередаточный акт.

Забалансовый счет 04 в бюджетном учреждении

Бюджетные организации могут списывать задолженности, признанные нереальными ко взысканию, отражая их за балансом.

Для учета такого рода долгов применяется забалансовый счет 04 списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов (п.339 Инструкции № 157н). Он необходим для наблюдения за возможностью возврата долгов.

Если возобновится взыскание или в счет погашения долга поступят средства, задолженность списывается.

Рассмотрим практический пример.

Исковая давность по задолженности в размере 4 570 руб. истекает 25.11.2017 г. По приказу директора ее необходимо списать на основании документов, подтверждающих признание дебитора неплатежеспособным. В учете необходимо произвести следующие записи, используя забалансовый счет 04:

  • списание долга, признанного нереальным к взысканию – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно учет задолженности за балансом – Дт 04 (4 570 руб.);
  • закрытие счета – Дт 2 401 30 000 Кт 2 401 20 273 (4 570 руб.).

Допустим, в декабре 2017 года дебитор произвел возврат денег, выданных ему авансом за поставку материалов. Восстановить задолженность следует так:

  • восстановление долга на счетах – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно списание задолженности – Кт 04 (4 570 руб.)

Забалансовый счет 07 в бюджетном учете

По нему ведется учет двух видов МЦ:

  • призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
  • сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.

Рассмотрим практический пример.

Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:

  • расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
  • стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
  • оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
  • списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).

09 забалансовый счет в бюджете

Счет используется для учета запчастей на транспорт, выдаваемых вместо изношенных деталей. Так осуществляется контроль использования запасных частей (п.349 Инструкции № 157н). Конкретный список МЦ определяется в учетной политике организации.

На счете детали указываются в момент их выбытия с баланса на ремонтные работы по транспорту. Учет ведется на всем периоде их эксплуатации в составе ТС. Выбытие осуществляется по приемопередаточному акту произведенных ремонтных работ.

17 и 18 забалансовые счета

Эти забалансовые счета в бюджетных учреждениях применяются при поступлении и выбытии денег на счетах.

Забалансовый счет 17 предназначен для учета поступлений от:

  • бюджета (федерального, регионального, муниципального);
  • ГРБС.

Счет 18 используется при выбытии данных средств и восстановлении таких выбытий.

Забалансовый счет 20 в бюджетном учете

Предназначен для учета сумм, по которым не предъявлялись требования и которые не подтверждены инвентаризацией в течение срока исковой давности со времени произведения списания долгов.

Списание производится по решению инвентаризационной комиссии в порядке, определенном ГРБС.

Забалансовый счет 21

Применяется при калькуляции ОС стоимостью, не превышающей 3 000 руб., кроме недвижимости и объектов библиотечного фонда (п.373 Инструкции № 157н).

Основные средства на забалансовом счете в бюджете берутся в учет по первичному документу, которым подтвержден их ввод по условной оценке или по балансовой стоимости в зависимости от порядка, предусмотренного учетной политикой бюджетной организации.

Перемещение в пределах учреждения ОС на забалансовых счетах показывается по первичной документации. В этих целях изменяется материально ответственное лицо и (или) склад.

Выбытие ОС осуществляется по приемопередаточному акту или акту списания по стоимости принятия их на забалансовый учет.

Забалансовый счет 22

Используется при поступлении МЦ от поставщика до получения извещения и ксерокопий документации на них. Эксплуатировать поступившее имущество можно только по разрешению уполномоченного исполнительного органа власти, ГРБС.

Бюджетные учреждения используют и иные забалансовые счета бюджетного учета: 2-6, 8, 11-16.  

Источник: https://spmag.ru/articles/zabalansovye-scheta-byudzhetnogo-ucheta

Нормативные документы и Инструкция по бюджетному учету

Список адресов банкоматов «ВТБ 24» в Оренбурге

Отражение доходов и расходов по средствам, полученным из бюджета, подлежит обязательному учету. Также ему подлежит исполнение смет по средствам из внебюджетных источников. Все операции должны быть оформлены по образцам нормативных документов. Формы и проводки обязаны соответствовать Инструкции по бюджетному учету и Федеральному закону о бухучете.

Нормативные документы предписывают предоставление информации о следующем:

  • способ применения плана счетов для бюджетных организаций с целью отражения операций по использованию средств, полученных как из бюджетных, так и внебюджетных источников;
  • формы ведения бухгалтерского учета;
  • методы оценки обязательств;
  • способы оценки финансовых активов;
  • корреспонденцию счетов по самым распространенным операциям.

Учет финансовых активов

Финансовые активы учреждения:

  • денежные средства в различных местах хранения;
  • ценные бумаги или иной метод участия учреждения в деятельности других организаций;
  • дебиторскую задолженность работников, налоговых органов.

Второй раздел рабочего Плана счетов бюджетной организации посвящен отражению финансовых активов на счетах:

  • «Денежные средства учреждения».
  • «Расчеты по выданным авансам».
  • «Расчеты с дебиторами по доходам».
  • «Расчеты по недостачам».
  • «Расчеты с прочими дебиторами».
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.