Развитие личности

Содержание

Развитие личности — это куда? — Развитие личности

Развитие личности

Давно собиралась написать о развитии личности и все не знала, с чего начать… Придется начинать с краю. Развитие многие считают такой ценностью, даже на вопрос о смысле жизни часто отвечают, что он — в развитии. А чего развитии? — личности, вестимо. Но что же такое это загадочное развитие личности? Вам понятно? Мне — не очень.

Что ведь только не подразумевают под развитием личности: и развитие каких-то качеств и навыков, и самореализацию, и достижение целей… Все это замечательно, но не факт, что это и есть искомое развитие личности. В этом вопросе все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Например, не совсем ясно:

  • Что именно развивать?
  • Каковы критерии развития личности — чем оно отличается от деградации?

Что такое Личность мы уже однажды пытались выяснить — с личностью тоже все не просто, но сегодня о развитии. Как правило, развитие личности связывают с самореализацией.

А для самореализации тренеры успеха и личностного роста первым делом предлагают нам заглянуть в себя и определиться со своими желаниями и целями в жизни.

 Прекрасный совет! Но если прислушаться к себе и своим желаниям, то перед нами предстанет очень пестрая картина. Чего только мы не хотим к чему только не стремимся!

  • Мы хотим богатства и престижа в обществе
  • Мы хотим любви и понимания
  • Мы хотим пользоваться успехом у противоположного пола
  • Мы хотим ярких и интересных событий в жизни — чтобы было не скучно
  • Мы хотим покоя и беззаботности
  • Мы хотим поймать за хвост птицу удачи — чтобы «все получалось»
  • Мы хотим радости и удовольствия от жизни — всегда
  • А еще — вон ту сумочку 🙂

Конечно, это очень общий список — скорее список мотивов, чем собственно желаний. У каждого человека они представлены по-своему, и могут быть оформлены в уже конкретные желания или цели.

Например, «хочу в будущем году: купить новую машину / похудеть на N кг / выйти замуж / отдохнуть на море /съездить в Париж/ достичь внутренней гармонии / наладить отношения с окружающими (с мужем, детьми, начальником) …»

Отлично! С желаниями определились, цели поставили, изучили способы их достижения — в ассортименте: от тайм-менеджмента до визуализации — и можно приступать к делу. А после достижения этих целей, мы поставим новые и будем стремиться к ним…

Но вот вопрос — будет ли это способствовать развитию нашей личности? Предположим, что у нас все получается, и мы успешно достигаем всех поставленных целей. В процессе этого мы даже совершаем определенную работу и развиваем некоторые качества характера — а значит, меняемся и двигаемся. Разве это не развитие личности? Оказывается, совсем не обязательно.

Миф о прогрессе и развитие личности

Всякое ли движение — движение вперед, то есть развитие? Например, развивается у человека невроз, алкоголизм, раковая опухоль — это развитие? Или он, забыв обо всем, совершенствуется в прохождении компьютерных игр, читает стопки бульварных романов, совершенствуется в бесцельном шатании по соцсетям… Думаю, вы согласитесь, что развитием личности это назвать сложно.

Казалось бы, все понятно — о чем тут говорить? Было бы не о чем, если бы в нашем сознании не засела накрепко фантастическая идея прогресса. Миф о прогрессе придуман совсем недавно — в эпоху Просвещения.

В самых общих чертах он гласит, что человечество / наука / цивилизация / природа неуклонно развивается. Движение признается только вперед — условно «вверх,» а то, что оно может быть и назад, и вбок, и по замкнутому кругу, игнорируется.

Гарантом развития в этом случае выступает просто течение времени, доказательством — происходящие изменения.

Говорить о эволюции и развитии цивилизации мы здесь не будем — у нас ведь речь о развитии личности, правильно? А беда наша в том, что миф о прогрессе в нашем сознании перенесен и на жизнь каждого человека, на нашу жизнь.

 Где-то в глубине души мы убеждены, что если мы живем, то непременно развиваемся, даже ничего для своего развития не делая — это происходит само собой.

Чем мы старше становимся — тем «развитее», лучше, совершеннее… А если еще и усилия прилагать для познания — освоения чего бы то ни было, то наше развитие пойдет просто семимильными шагами. Знакомо?

На этом полусознательном убеждении современного человека успешно спекулируют различные эзотерические учения, тренинги личностного роста и даже реклама товаров.

Они вещают нам, что «у каждого свой путь»- каждый человек уникален, а значит, путь у него тоже — уникальный! И мы уже не задаемся вопросом куда ведет этот наш путь, будучи уверены, что любой путь — вперед, в «светлое завтра» — к чему-то непременно лучшему.

Человек с глубоко засевшим в сознании мифом о прогрессе становится всеядным и абсолютно дезориентированным.

Ибо, какие могут быть ориентиры, если он уверен, что любое движение — это движение вперед, и все — к лучшему? Какие могут быть ценности, если любой путь хорош, и все пути одинаково хороши? Но, если бы все это было так, то человечество давно бы уже превратилось в общество полубогов, а мы наблюдает скорее обратную картину… Впрочем, о нравственном релятивизме мы тоже уже говорили.

Двойственность человека и развитие личности

Не будем спорить с тем, что каждый человек уникален, а тем более уникальна личность, и соответственно, развитие личности включает в себя и реализацию этой самой уникальности.

 Но вот какая незадача — во-первых, человек не только уникален, но и одновременно является носителем смыслов /стереотипов/желаний, характерных для всего человечества, а особенно, для его родителей и конкретного общества, в котором он живет.

А во-вторых, известно, что человек — существо двойственное. Внутри него живут не одна, а две тенденции — его тянет одновременно вверх и вниз. Дедушка Фрейд называл это силами Эроса и Танатоса. Человек стремится одновременно к росту и к покою, к жизни и к смерти, его привлекает и добро и зло, его мотивы могут быть определены потребностью в развитии, а могут — совсем другими вещами…

Эрих Фромм вообще называл эти наши противоположные наклонности некрофилией и биофилией. Страшно звучит? А за этими словами он подразумевал вполне обычные вещи.

Признаки некрофильского характера, например, повышенная любовь к порядку, почтение к традициям, повышенное внимание к болезням, страсть к обладанию вещами, любовь к технике, функциональное отношение к людям, даже увлечение фотографией…

Некрофил воспринимает реально только прошлое, но не настоящее и не будущее. В его жизни господствует то, что было (т. е. то, чего уже нет, что умерло): учреждения, законы, собственность, традиции, владения.

Короче говоря, вещи господствуют над человеком; «иметь» господствует над «быть», обладание — над бытием, мертвое — над живым.

 В личностном, философском и политическом сознании некрофила сохраняется святое почтение к прошлому, ничто новое не имеет ценности, а резкие перемены воспринимаются как преступление против «естественного, природного» хода вещей.

(Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности)

Знаете таких людей? А сами, случайно, этим не грешите? В противоположность такому устроению психолог ставит биофилию:

Биофилия — это страстная любовь к жизни и ко всему живому; это желание способствовать развитию, росту и расцвету любых форм жизни, будь то растение, животное или идея, социальная группа или отдельный человек.

Человек с установкой на биофилию лучше сделает что-то новое, чем будет поддерживать или реставрировать старое. Он больше ориентирован на бытие, чем на обладание.

Он в полной мере наделен способностью удивляться, и потому, быть может, он стремится лучше увидеть что-то новое, нежели подтверждать и доказывать то, что давно известно. Приключение для него важнее безопасности.

Он стремится творить, формировать, конструировать и проявлять себя в жизни своим примером, умом и любовью. Он не «ловится» на приманку рекламы и не покупает «новинок» в пестрых упаковках, он любит саму жизнь во всех ее проявлениях, отличных от потребительства.

(там же)

В каждом из нас присутствуют обе тенденции — в силу двойственности человека. Однако, общая направленность личности обычно одна, потому что человек — существо цельное. Вот такая диалектика 🙂 Ну и что же мы будем развивать, заботясь о развитии личности?

Если мы будем развивать свои некрофильские наклонности, то можем достичь много из списка с начале статьи, но это никак не может быть развитием личности — ибо будет, в конечном итоге, стремлением к смерти. А смерть с развитием как-то плохо совмещается, согласны? Кстати, списочек запомните — он нам еще пригодится.

Оказывается, развитие личности — не такой уж и простой вопрос… Но кое-что уже вырисовывается, а главное, появилась пища для размышлений. На этом на сегодня закончим. Продолжение размышлений читайте в статье о самоактуализации личности. Не забудьте подписаться на обновления и высказать свое мнение — что вы думаете о развитии личности и о двойственности человека?

© Надежда Дьяченко

Источник: https://myempeiria.ru/psixologiya-i-filosofiya/razvitie-lichnosti-eto-kuda/

Развитие личности

Развитие личности

Развитие личности – это изменение её количественных и качественных свойств. Развитие мировоззрения, самосознания, способностей, отношений к действительности, характера, накопление опыта.

1. Развитие личности ребёнка
2. Закономерности развития личности человека

Развитие личности ребёнка

Личность — это не врождённая характеристика человека. Ребёнок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определённых условиях.

Исходным и естественным условием становления личности является нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребёнка. Наличие соответствующих отклонений затрудняет, или делает вообще невозможным развитие личности. Особенно это касается головного мозга и органов чувств.

Например, при врождённой или ранее приобретенной аномалии головного мозга у ребёнка может возникнуть такое психическое заболевание, как олигофрения. Оно выражается в недоразвитии интеллекта (умственной отсталости) и личности в целом. При глубокой олигофрении (в стадии идиотии) ребёнок вообще не может стать личностью даже при самых благоприятных условиях воспитания.

Он обречён на индивидное (животное) существование.

Врождённые аномалии зрения (слепота) или слуха (глухота) тоже существенно затрудняют процесс воспитания личности.

Для преодоления и компенсации подобных отклонений приходится использовать специальное коррекционное обучение, развитие и воспитание.

В целом, индивидные свойства и особенности человека выступают как факторы, облегчающие или затрудняющие развитие тех или иных личностных образований: интересов, черт характера, способностей, самооценки и др.

Поэтому их необходимо хорошо знать и принимать во внимание при разработке стратегии и тактики воспитания. Надо сказать, что они недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы являются предметом такой отрасли психологии, как психогенетика.

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребёнком социальных норм и соответствующих им способов поведения.

Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо).

Например, ребёнку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности — наличие социальной среды, то есть конкретных людей — носителей и трансляторов социальных норм.

В качестве таковых выступают люди, с которыми ребёнок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребёнку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным.

Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др.

Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней активности педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребёнка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности.

Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др.

Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т.п.

Каждое из них требует от ребёнка определенных умений, а самое главное — способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

https://www.youtube.com/watch?v=rCYeNIR_zlE

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности — это активная деятельность ребёнка, направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Её можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта.

Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается её содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности.

Существует также множество других психологических условий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований.

Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека

Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться.

Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д.

Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке.

Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания.

Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер.

Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений.

Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами.

Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего.

Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств.

Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:

1) младенческий возраст (от рождения до года);2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);

6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим.

Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.

* По материалам книги «Психология деловых отношений» Занковский А.Н.

Ещё по теме:

Рубрика: Духовное развитие

Источник: https://razvitie4.ru/razvitie-lichnosti.html

Формирование и развитие личности: процесс, факторы, условия, этапы

Развитие личности

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.

Детерминанты развития

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.

  • Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
  • Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.

Окружение

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:

  • культуру;
  • установки;
  • нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
  • устройство страны.

Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:

  • заботятся о социальном принятии или непринятии;
  • трудолюбивы и ответственны;
  • склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
  • не стремятся нарушать правила;
  • отличаются честолюбием;
  • склонны к чувству вины и беспокойству.

Ситуация

Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.

  • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
  • Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Основное условие формирования личности – деятельность:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье «Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции».

Процесс развития

Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее потребностей. То есть человек развивается как личность, когда:

  • протяженность действия потребностей увеличивается;
  • потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
  • потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).

Стадии развития личности

Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

  1. Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
  2. Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
  3. Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
  4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
  5. Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
  6. Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
  7. Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
  8. Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).

Концепция В. И. Слободчикова

Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

Оживление (до года)

Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс.

Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии».

Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.

Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

  • тело;
  • окружающие личностно значимые предметы;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.

Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

Жизненный путь

Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

  • Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
  • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.

Личностный рост

Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

  • Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
  • Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.

Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя».  Что подразумевает:

  • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
  • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.

Источник: https://psychologist.tips/800-formirovanie-i-razvitie-lichnosti-protsess-faktory-usloviya-etapy.html

10 основных законов личностного роста

Развитие личности

Психология личностного роста и развития – объёмный раздел науки, включающий в себя личностное развитие в психологии, а также законы развития личности и механизмы развития личности в психологии. Становление процесса личностного развития человека начинается с самого рождения и отталкивается от его непосредственной природы и уровня восприимчивости.

Психология личностного роста через мотивацию

“Психология личностного роста” и “психология развития личности” понятия схожие между собой, но не много они да отличаются.

Многие специалисты не раз заводили дискуссии на тему родства данных разделов психологии, и только сейчас доказано их сходство.

Дело в том, что сама по себе психология развития личности плечом к плечу идёт с психологией личностного роста, они полностью взаимосвязаны и не могут быть друг без друга. Именно о них мы сегодня и расскажем нашим читателям.

Личность – понятие высокое, обозначающее полностью сформировавшегося и социализированного человека в современном мире, и обладающего необходимыми для жизни в обществе психологическими характеристиками.

Начнём с того, что “личностный рост” – понятие, пришедшее к нам из разделов науки о психологии. Если же разложить сам термин “психология”, мы увидим, что состоит он из двух древнегреческих слов: “учение” и “душа”, тем самым показывая нам, что изучение души человека достойно отдельной ниши в научном мире.

Если же вернуться к психологии личностного роста, то она уже изучает более углубленно понятия о законах развития личности и само видение изначальной человеческой природы в позитивном ключе. Данный раздел психология помогает развить внутренний потенциал человека, дать ему толчок на путь саморазвития.

Природа человека и путь к личностному самовоспитанию

Природа человека имеет свою классификацию в психологии:

  • Безусловно позитивная;
  • Условно позитивная;
  • Нейтральная;
  • Повреждённая.

Уже исходя из выявленной природы человека, возможно построение пути к личностному росту.

Например, в “безусловно позитивной” природе человека, смыслом воспитания будет выступать помощь ему психолога в актуализации. При “условно позитивной” природе человека, смысл воспитания поменяется на экзистенциальный подход психолога в помощи при выборе.

Если же брать нейтральную человеческую природу, то здесь смыслом воспитания станет формирование и коррекция личности психологом. Что же касается последней вариации человеческой природы – поврежденной, то здесь уже на плечи психолога ляжет более сложная задача – исправление и компенсация.

Истоки психологии личностного роста

Если вернуться к истокам создания теории о психологии личностного роста, то здесь стоит поблагодарить её “отцов” американских психологов Карла Рэнсом Роджераса и Абрахама Харольда Маслоу. Именно они когда-то создали свою гуманистическую концепцию, в рамках которой сформировалась психология личностного роста.

Психология личностного роста в современном мире

Годы практики и трудов многих талантливых психологов по-своему “отшлифовали” психологию личностного роста, преобразовав её в удобный инструмент для проведения мотивационных тренингов по саморазвитию человека.

В современной практике проведение подобных тренингов особенно популярно среди психологов и их слушателей. Но стоит отметить, что изначальная теория психологии личностного роста со временем приобрела свои новые особенности.

Например, наш современник, бизнес-тренер Григорий Спижевой выступил автором новой книги по теме личностного роста.

В его теории выступают такие понятия, как “внутренняя гармония”, “взаимоотношения с самим собой”, “отношения Я+Я”, “отношения Я+другие”, “отношения с окружающим миром” и, конечно же, “саморазвитие”.

По замыслу Спижевой, все эти понятия и составляют всю психологию личностного роста.

Личностное развитие в психологии

Личностное развитие – это раздел в психологии, относящийся к личностному росту и саморазвитию. Данный раздел психологии личностного развития включает в себя все изменения психологических настроев и процессов человека, как личности, при внешних и внутренних воздействиях на него.

Личностное развитие может формироваться в человеке не только с помощью его самостоятельных трудов, но и при влиянии любых других факторов извне.

Развитие личности человека – процесс довольно долгий, сопровождающий его на протяжении всего жизненного пути.

На личностное развитие в психологии человека это может повлиять и, благодаря, его непрерывному взаимодействию с окружающим миром и другими людьми.

В какой-то степени, психика человека похожа на губку. Она впитывает в себя всё происходящее вокруг, что отражается и на личностном саморазвитии человека и его становлении. Именно поэтому, в некоторых случаях даже уже сформировавшаяся личность нуждается в своей коррекции профессиональным психоаналитиком.
Фото 4 – итог личностного развития в психологии – полная гармония с собой.

Механизмы развития личности в психологии

Механизмами развития личности в психологии являются присвоение, обособление и идентификация индивидуума.

Если смотреть более углублённо, то присвоение – это создание и формирование личности через общение человека с окружающим миром, в прямом смысле слова – навязывание ему мировых устоев и порядков.

Обособление же выступает в роли отстаивания своей первоначальной природной сущности.

А идентификация является обратным процессом – соотношение, а порой даже копирование человеком окружающих или же своих кумиров.

Присвоение

Таким образом, такой механизм развития личности в психологии, как “присвоение” по своей сути является наиболее распространённым. В себе он подразумевает самостоятельное формирование и развитие личности при контакте человека с окружающей средой. То есть, любая его личная и общественная деятельность способствует формированию и “присвоению” личностных качеств и их последующему развитию.

Обособление

Такой механизм развития личности в психологии как “обособление”, несёт в себе намного больше свободы, нежели “присвоение”.

В таком случает, индивидуум не готов воспринимать общественные устои и стремиться выделить себя среди остальных.

В таком случае запускается процесс индивидуализации, что формирует индивидуальные личностные качества человека, отделяющие его от остальных представителей общества.

Причём у данного механизма развития личности в психологии есть сразу два направления: внутреннее (психологическое) и внешнее (материально-физическое).

К внутреннему формированию относятся индивидуальные психологические характеристики (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера и так далее), а к внешнему подходят физические изменения (национальность, гендерная идентичность и так далее).

Идентификация

Последний же механизм развития личности в психологии – “идентификация” – самый сложный. В данном случае индивидуум пытается подрожать объекту, к которому проявляет симпатию или интерес.

То есть, это процесс копирования другой личности на эмоциональном и ином уровнях.

Недаром говорят, что дети с раннего возраста во всём подражают своим родителям, здесь как раз таки и вступает в действие данный механизм развития личности в психологии.

Законы развития личности

Психология личностного роста – процесс довольно сложный, и несёт в себе свои закономерности и законы развития личности.

Без них было бы сложно составить программы обучения для детей и подростков, чья личность только формируется.

Также законы развития личности помогают квалифицированным психоаналитикам лучше понимать своих пациентов и более эффективно им помогать в процессе их становления и саморазвития.

К законам развития личности можно отнести:

  1. Наличие психологических изменений у индивидуума.
  2. Взаимосвязь между разными сферами развития и их направлениями.
  3. Возникновение специфических особенностей развития.
  4. Отличия в развитии по временным рамкам и прочим критериям (разное развитие между сверстниками).
  5. Формирование четких взглядов и личных убеждений.
  6. Развитие определённых психологических характеристик (сенситивность).
  7. Обработка и изучение/осознание различных сфер жизни.
  8. Пластичность развития личности (компенсация развития одной личностной составляющей другой).
  9. Противоречие между индивидуумом и окружающим его миром.
  10. Постоянный прогресс в личностном развитии.

Психология развития личности и здоровье

Психологическое состояние и стабильность чистоты разума человека являются важными показателями его здоровья. Именно поэтому, психология личностного роста или развития личности так важна при создании полноценного здорового человека.

Если вернуться к типам природы человека, то можно сделать соответствующий вывод, что при наличии у него позитивной природы – он полностью психологически здоров.

Если же человеческая природа повреждена, то её восстановления до уровня позитивной будет считаться полным психологическим выздоровлением индивидуума. То есть в данном случае, такие манипуляции наврятли сможет осуществить даже самый опытный коуч на тренингах личностного роста.

Здесь понадобиться профессиональная длительная работа с психологом, и только специалист данного профиля способен помощь в данном случае.

ВАЖНО! Психика человека – тонкий и чувствительный инструмент, не занимайтесь самолечением, в случае возникновения каких-либо проблем и серьёзных переживаний, влияющих на ваше эмоциональное и психическое состояние – незамедлительно обратитесь к специалисту.

Оставайтесь здоровыми и не бойтесь достигать новых личностных высот саморазвития!

Источник: https://salid.ru/stati/psihologiya-lichnostnogo-rosta

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.