Процесс развития человека

Содержание

Особенности процесса становления и развития человека

Процесс развития человека

Основное влияние на формирование личности оказывают следующие биологические факторы:

  • образ жизни,
  • наследственность,
  • физиологические особенности пребывания в среде обитания.

Основные не физиологические факторы развития личности

Однако не стоит забывать тот факт, что человек не рождается личностью, а становится ей, приобретая разнообразный жизненный опыт. В качестве примера можно привести Михаила Ломоносова, сделавшего свой огромный вклад в науку.

Если бы он был рожден, например, в семнадцатом веке до нашей эры, то, с большой вероятностью, не приобрел ту известность, какой обладает в наше время. Возможно, в такой ситуации Ломоносов был бы обыкновенным простолюдином, занимался земледелием или же рыболовством и не смог оставить своего следа в истории.

И наоборот, нельзя отрицать возможности того, что не обладающий сейчас даже малейшей известностью человек, в условиях другого времени получил бы возможность совершить нечто великое, кардинально изменяющее ход развития всего человечества.

Исходя из данных размышлений, можно сделать вывод, что личностью нас делает, в основном, наш жизненный путь, а не данные с рождения качества.

С таким высказыванием согласны большинство психологов современности. Однако, в вопросе формирования и развития личности мнения разных психологов расходятся, зачастую, кардинально.

Факт подобного расхождения во мнениях может быть объяснён различиями во взглядах на общество и социальные группы, на понимание значения общества в жизни человека, кризисов развития личности и множество других моментов.

Определение 1

Психоаналитическая теория определяет развитие в качестве некой адаптации биологической природы человека к жизни в обществе, в окружении которого он живет, а также как выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей.

Определение 2

Теория социального научения понимает процесс развития личности как формирование так называемой базы способов межличностного взаимодействия между людьми.

В свою очередь теория черт объясняет, что абсолютно все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся другим, небиологическим законам.

Определение 3

Гуманистическая психология принимает формирование и развитие личности за становление своего «Я» человека и утверждение его самости.

Немалое количество психологов совершало попытки выделить отдельные этапы формирования и развития личности. Как пример можно привести, Э. Эриксона, который в ходе своих размышлений выделил восемь жизненных психологических кризисов, происходящих в жизни каждого человека. Им же был озвучен принцип генетической предопределенности стадий формирования и развития личности.

Восемь жизненных психологических кризисов по Э. Эриксону:

  • Кризис доверия—недоверия (первый год жизни).
  • Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года).
  • Проявление инициативности в противовес чувству вины (3-6 лет).
  • Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).
  • Личностное самоопределение в качестве противовеса индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).
  • Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
  • Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет). Идея Эриксона состояла в том, что становление личности происходит в процессе прохождения этих этапов.

На каждом из них человек претерпевает преобразование внутреннего мира, а вместе с ним и общее изменение его отношений с окружающими его людьми. Именно тогда человек приобретает то новое, которое характерно для текущего этапа развития.

Приобретенное остается как часть личности на протяжении всей последующей жизни. Основываясь на предшествующем развитии проявляются новые черты личности.

Определение 4

Процесс становления и развития человека называется антропогенезом.

Социализация личности

В отечественной психологии, а особенно в ее советский период, развитие личности неразрывно связано с процессом ее воспитания и социализации. Человек является существом социальным и с первых же дней находится в окружении себе подобных.

Он с рождения участвует в различных социальных взаимодействиях. Первый социальный опыт приобретается человеком в его семье еще до того, как он получает возможность общаться. В дальнейшем социальный опыт лишь копится, принимая форму новой личности.

Такой процесс носит название социализации.

Определение 5

Социализация основывается на совместной деятельности людей и их общением между собой. Социализация в отечественной психологии не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в качестве результата наблюдения социального опыта.

Усвоение данного опыта во многом зависит от целей и ценностей человека и является субъективным. Это связано с тем, что восприятие одних и тех же социальных ситуаций разными людьми может кардинально различаться.

По этой причине разные личности из одной той же ситуации могут делать совершенно разные выводы для себя.

Рассмотрим в качестве примера следующую ситуацию, увидев на улице, как сильный обижает слабого, один человек решит, что для жизни в этом мире необходимо быть сильным, а другой, что нужно противостоять хулиганам.

Определение 6

Социализация может быть осуществлена в условиях активного воздействия на личность таких специальных социальных институтов, как, например, школа или институт.

Однако стоит понимать, что неформальные объединения, к примеру близкие люди или же некие сетевые сообщества тоже оказывают влияние на процесс социализации личности.

Выделяют следующие характеры социализации:

В условиях регулируемой социализации определяются основные ее средства и цели.

Зачастую в качестве регулируемой социализации выступает государство в лице учителя. Обычно подобное целенаправленное влияние оказывает колоссальное влияние, часто эффекты сводятся на “нет” бессистемностью, неграмотностью и непродуманностью воздействия на подрастающее поколение.

Во втором же случае нет определенного, запланированного воздействия на личность молодого человека, который при этом может быть подвержен самым различным влияниям.

Однако, регулируемая социализация не может не сопровождаться стихийными элементами, ведь ребенок воспринимает не слова учителя, а то, как он их произносит, то есть интонацию и другие малозаметные моменты невербального общения. Отсутствие контроля над данными факторами может привести к обратному эффекту.

Может случиться так, что учитель на протяжении долгого времени учит своих воспитанников не применять нецензурную лексику в своей речи. Однако в неожиданной или неловкой ситуации сам выругался. В таком случае воспитательный эффект будет мгновенно потерян, и более того, вызовет обратный ожидаемому эффект. Соотношение социализации и индивидуализации является главным камнем преткновения в социализации.

Если одна часть психологов утверждает, что индивидуализация личности — это отрицательная черта, которую необходимо компенсировать процессом социализации, то другая часть их коллег, наоборот, считает, что социализация препятствует раскрытию творческих способностей человека и его индивидуальных качеств. Ошибочным будет решение рассматривать социализацию в качестве процесса, нивелирующего индивидуальность и размытию личностных свойств. Как раз наоборот, человек обретает свою индивидуальность сложным и противоречивым способом, довольно часто, в процессе социальной адаптации и самой социализации. Индивидуализация обогащает новым опытом социализацию, а социализация, в свою очередь, делает то же самое с индивидуализацией. Такое положение вещей является, по сути, максимально верным. Даже в зрелом возрасте социализация не прекращает осуществляться.

Определение 7

Процесс социализации представляет собой практически бесконечный, непрерывный процесс.

Определение 8

Инкультурализация является процессом, тесно связанный с социализацией.

Определение 9

Инкультурация представляет собой процесс освоения индивидом общей человеческой культуры, а также способов действий, которые сложились исторически, и в которых ассимилированы в различных эпохах как материальные, так и духовные результаты деятельности человечества.

Однако как понятия социализация и инкультурация не являются эквивалентными, и хоть они во многом и пересекаются, их отождествление будет грубой ошибкой.

Определение 10

Самоактуализация — это развитие потребности в саморазвитии. Приведенное понятие играет важную роль в развитии личности и в современных теориях личности.

Самоактуализация обладает одной ключевой особенностью. Данная особенность состоит в том, что с возрастом она только усиливается в противовес обыкновенным потребностям, которые могут быть удовлетворены. Самоактуализирующиеся люди всегда ставят перед собой определенную цель и направляют все свои силы на ее достижение.

Такие люди ответственны перед самими собой и в любой ситуации стремятся только вверх. Когда назначенная цель достигается, они испытывают неземную радость. Подобные люди обладают крайне высокой потребностью в мотивации достижения цели. Каждый раз, когда цель, наконец, достигнута, они ставят себе все новые и новые и стремятся к выполнению каждой.

На протяжении всей жизни человек практически не меняет набор своих основополагающих жизненных суждений. Данный набор определяется как ядро характера человека и имеет для него особо важное значение, а также для его жизни и существования в обществе.

В случае, если данные основополагающие суждения не известны, не представляется возможным определить динамику развития личности.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/osobennosti-protsessa-stanovlenija/

Эволюция человека — древний человек и этапы развития — Библиотека Невероятных Фактов

Процесс развития человека

29.05.2019

К содержанию учебника «Антропология» | К следующей главе

В настоящее время наука располагает значительным числом палеоантропологических, археологических и геологических данных, позволяющих осветить ход антропогенеза (в общих чертах).

Анализ указанной информации дает основание выделить четыре условных стадии (отрезка) антропогенеза, характеризующиеся определенным типом ископаемого человека, уровнем развития материальной культуры и общественных институтов:

1) австралопитеки (предшественники человека);

2) питекантропы (древнейшие люди, архантропы);

3) неандертальцы (древние люди, палеоантропы);

4) человек современного типа, ископаемый и современный (неоантропы).

В соответствии с зоологической систематикой классификация гоминид выглядит следующим образом:

Семейство — Hominidae

Подсемейство Australopithecinae — Австралопитеки

Род Australopithecus — Австралопитек

A. afarensis — А. афарский A. robustus — А. мощный A. boisei — А бойсов и др.

Подсемейство Homininae — Люди

Род Homo — Человек

Н. erectus — Человек выпрямленный

Н. sapiens neanderthalensis — Человек неандертальский разумный

Н. sapiens sapiens — Человек разумный разумный.

Автралопитеки (предшественники человека)

Палеонтологические и современные биологические (в большей степени) данные подтвердили теорию Дарвина о происхождении человека и современных антропологов от общей исходной формы.

Установление конкретного предка гоминоидов остается проблемой для современной науки. Существование его связано с большой, процветавшей в миоцене — плиоцене (миоцен простирается в пределах 22-27 млн лет, плиоцен — в пределах 5-10 млн лет) группой африканских дриопитеков, ведущей начало от олигоценового египтопитека (30 млн лет). В 50-60-х гг.

один из дриопитеков — проконсул — выдвигался на роль «модели» общего предка гоминид и понгид. Миоценовые дриопитеки были полуназемными-полудревесными человекообразными обезьянами, обитавшими в условиях влажных тропических, горных или обычных широколиственных лесов, а также районов лесостепи.

Находки миоценовых и нижнеплиоценовых дриопитеков известны также в Греции, Венгрии и Грузии.

От общей исходной формы разошлись две ветви эволюции: первая, понгидная, привела спустя много миллионов лет к современным человекообразным обезьянам, вторая, гоминидная, — к появлению, в конечном счете, человека современного анатомического типа.

Эти две ветви в течение многих миллионов лет развивались независимо друг от друга в разных адаптивных направлениях. В соответствии с природными и ландшафтными условиями, в каждой из них сформировались специфические черты биологической организации, соответствующие образу жизни.

Ветвь высших обезьян эволюировала в направлении приспособления к древесному образу жизни, к локомоции брахиаторного типа со всеми вытекающими отсюда анатомическими особенностями: удлинением передних и укорочением задних конечностей, уменьшением большого пальца кисти, удлинением и сужением костей таза, развитием гребней на черепе, резким преобладанием лицевого отдела черепа над мозговым и т. д.

Человеческая ветвь эволюции, напротив, развивалась в направлении адаптации к наземному образу жизни, прямохождению, освобождению передних конечностей от функции опоры и локомоции, использованию их для употребления природных предметов в качестве орудий, а в дальнейшем — к изготовлению искусственных орудий, что и было решающим в выделении человека из природного мира.

Выполнение этих задач требовало удлинения нижних и укорочения верхних конечностей, при этом стопа утрачивала хватательные функции и превращалась в орган опоры выпрямленного тела, бурно развивался головной мозг, главный, координирующий мозговой орган, и соответственно отдел черепа становится преобладающим; отмечается исчезновение гребней, надглазничного валика, образование подбородочного выступа на нижней челюсти и др.

Источник:

Основные этапы эволюции человека. Древнейшие, древние и первые современные люди

Человек и современные человекообразные обезьяны не только сходны между собой по своим морфологическим и физиологическим особенностям, но и находятся в близком родстве. Они являются двумя разными ветвями одного ствола, т.е. происходят от одного общего предка.

Такими предками были древние, вымершие уже несколько миллионов лет тому назад, некрупные (величиной с собаку средних размеров) обезьяны, получившие название проплиопитеки. Их родиной была северо-восточная часть Африки. Жили они на деревьях, питались растительной пищей. От этих обезьян эволюция пошла в разных направлениях.

Путем дивергенции образовались предки современных человекообразных обезьян — орангутанов и гиббонов, а также дриопитеков (древесных обезьян). Возможно, что дриопитеки дали несколько ветвей ископаемых форм, в том числе очень крупных (до 2,5м в высоту) обезьяноподобных существ — гигантопитеков.

Один из видов дриопитеков был, очевидно, той ветвью, от которой начиналось развитие предков современного человека.

Эта форма путем дивергенции образовала большое количество видов австралопитеков, обитавших в Восточной и Южной Африке.

Эти обезьяны жили на равнинах, для передвижения использовали в основном задние конечности, т.е. обладали прямохождением. Рост их достигал 120-140см, объем черепа — около 500см3.

Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Однако орудия труда у австралопитеков еще не было. Очевидно, для защиты и нападения они могли использовать только камни и палки, как это делают современные обезьяны.

Таблица — основные этапы эволюции человека

Этап эволюцииОписание
I этап — архантропыОбъем мозга 800см3. Первые каменные орудия (скребки, наконечники, каменные топоры). Отсутствие членораздельной речи. Наиболее продвинутые пользовались огнем (умели только поддерживать).
II этап — палеоантропыОбъем мозга 1300-1400см3. Умеют сами добывать огонь с помощью камней. Появляется первая членораздельная речь. Каменные орудия труда тщательно обработанные, появляются костяные (гребни, иглы). На этом этапе проводились захоронения умерших, сопровождающихся ритуалами.
III этап — неоантропыОбъем мозга 1500-1800см3. Переход из биологической в социальную революцию. Формируются первые расы человека. Развивается культура (изготавливаются не только орудия труда но и украшения).

I этап — древнейшие люди (архантропы)

Около 3 млн. лет тому назад в Восточной Африке жили крупные обезьяноподобные существа, напоминающие австралопитеков. Остатки их были обнаружены в Восточной Африке, в Кении на берегу озера Рудольфа. Объем головного мозга у них достигал 800см3, но самое главное, что в том же слое, где были найдены кости этого предка человека, находились и очень примитивные каменные орудия.

Трудно сказать, были ли эти существа уже людьми или относились к австралопитекам. Наличие примитивных орудий, изготовленных из галек, обработанных ударами о другие гальки, позволяет некоторым исследователям считать их «людьми с озера Рудольфа» (термин Р.Лики) и отнести к первому этапу становления человека.

Питекантроп

Этот I этап получил название древнейшие люди, или архантропы. К нему относится много разнообразных находок остатков скелетов.

Сделаны они были в Африке (олдувайский питекантроп), в Азии (яванский питекантроп и синантроп) и в Европе (гейдельбергский человек). Жили они в разное время: наиболее древние — более 1млн. лет тому назад, более «молодые» — 400тыс.

лет тому назад. Все эти находки объединяются в одну группу архантропов по трем основным признакам:

  • Объем головного мозга в пределах 1000см3 и только у синантропа несколько больше — 1100см3;
  • отсутствие членораздельной речи, о чем свидетельствует отсутствие подбородочного выступа;
  • наличие наиболее примитивных каменных орудий — скребков, наконечников, топоров.

Только наиболее прогрессивные из них — синантропы — пользовались огнем, о чем свидетельствуют многометровые слои золы, найденные в местах стоянок.

II этап — древние люди (палеоантропы)

II этап — древние люди, или палеоантропы, были широко распространены на территории Европы, Азии и Африки. Наиболее ранние из них появились более 250тыс. лет тому назад, последние исчезли около 40тыс. лет тому назад.

Древние люди имели рост 150-160см, объем головного мозга — около 1300-1400см3 (приблизительно объем мозга современного человека). Однако череп древних людей характеризовался развитием надбровных дуг, скошенным лбом, значительно развитой нижней челюстью. На ней уже появляется подбородочный выступ, что дает возможность предположить наличие членораздельной речи.

Неандертальцы

Наиболее известные находки, сделанные в Европе, получили название неандертальцев (по названию долины Неандерталь вблизи Дюссельдорфа в Германии).

Находки костяных игл свидетельствуют о наличии одежды из шкур животных. Характерно, что на этой стадии у древних людей производится захоронение умерших, что, вероятно, сопровождалось определенными ритуалами.

III этап — первые современные люди (неоантропы)

III этап в эволюции человека — первые современные люди, или неоантропы. Появились они около 40тыс. лет тому назад и относились уже к виду Homo sapiens — человек разумный. Объем головного мозга у них был таким же, как у наших современников — 1500-1800см3, рост — 170-180см.

Находки неоантропов были сделаны в самых разных местах земного шара. Наиболее известные из них, сделанные во Франции около местечка Кро-Маньон,— кроманьонцы.

Именно на третьем этапе эволюции человека появляется наскальная живопись.

Этот этап характеризуется тремя основными особенностями: прекращение биологической и начало социальной эволюции; формирование основных рас; высокий уровень развития культуры, который характеризуется обработкой не только каменных орудий труда, но и украшений, каменных фигурок, рисунков. Все это свидетельствует о появлении на этой стадии абстрактного мышления.

В эволюции человека было много боковых ветвей, заканчивавшихся полным вымиранием. В одно и то же время могли жить разные группы архантропов, причем более сильные и развитые формы могли истреблять отставших в своем развитии.

Кроманьонец

Большую роль в эволюции предков человека сыграло питание мясом, поскольку охота на дичь стимулировала отбор, а высокая калорийность мяса давала возможность питаться реже.

С развитием социальных отношений начала развиваться забота о стариках как носителях социально полезной информации. У неоантропов уже начали проявляться альтруистические наклонности, которые определяли преимущества их обладателей в условиях жизни в обществе.

Величайшим достижением человека разумного было приручение (одомашнивание) животных и начало культивирования растений. Это был важнейший шаг на пути освобождения человека от влияния окружающей среды. В результате развития мышления человек достигает высокого понимания природы, начинает влиять на нее. Именно Homo sapiens может быть определен как «материя, познающая самое себя».

Источник: https://detibib-nevelsk.ru/polezno-znat/evolyutsiya-cheloveka-drevnij-chelovek-i-etapy-razvitiya.html

Процесс становления личности: как происходит развитие человека в течении жизни

Процесс развития человека

Человек как личность – важное понятие, определяющее взрослого индивида, способного адекватно вести себя в обществе, нести ответственность за свои поступки, а также иметь здоровое желание быть социально полезным.

Становление личности начинается с младенчества и продолжается в течение жизни.

Наиболее активное развитие приходится на детский и подростковый возраст, когда множество факторов влияет на мировоззрение и отношение ребенка к миру.

Становление личности – процесс длиною в жизнь

Понятие становления личности

Процесс становления личности, который берет начало с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно всю жизнь. Индивид набирается опыта в общении, учится приспосабливаться под ситуацию, осознает свою уникальность и пытается показать ее другим. Со временем появляется необходимость выделиться среди толпы.

Обратите внимание! Нередко необходимость выделиться в обществе и быть полезным для него происходит на уровне противоречия.

Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества. Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами.

Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности.

Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие.

Развитие личности в течение жизни

Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного.

Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста.

В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям.

Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут.

Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.

Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп.

Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей

Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.

Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.

Стадии становления личности

Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:

  1. Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
  2. Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
  3. Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
  4. Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
  5. Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.

Факторы становления личности

Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:

  • Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
  • Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
  • Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
  • Биологические – наследственность, врожденные способности.

Биологические факторы могут предопределить становление личности

Становление личности ребенка

Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.

К ним относятся:

  • Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
  • Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.

Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности.

Роль родителей в становлении личности ребенка

Виды стресса в психологии — их особенности и пути решения

В процессе становления личности важную роль играют родители.

В кругу семьи закладываются личностная база поведения, представления о внешнем мире, поступках и справедливости. Именно образ родителей влияет на выбор круга общения (более или менее тесного) в будущем.

Несмотря на методы воспитания, с течением жизни восприятие родителей будет меняться и все равно иметь стойкое место в подсознании индивида.

Положительные образы родителей – залог здоровой психики, умение адекватно преодолевать жизненные трудности. Отрицательные образы, основанные на требовательности, строгости и контроле, вызывают необъяснимую нервную напряженность даже у взрослого самостоятельного индивида, что, естественно, негативно влияет на качество его жизни.

Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву

Развитие личности человека происходит в течение всей его жизни, начиная с младенческого возраста.

В данном процессе индивид развивается всесторонне, у него складывается определенное отношение к внешнему миру. А. Н.

Леонтьев сформулировал понятие «ведущего вида деятельности», которое определяет развитие психики ребенка, базируясь на том, что удовлетворяет его потребности:

  1. В начальный период от 2 месяцев до 1 года младенец нуждается в непосредственно эмоциональном общении с родителем или другим взрослым;
  2. От 1 года до 3 лет ребенку раннего возраста свойственна предметная деятельность, с помощью которой он познает мир;
  3. В 3 года – 6-7 лет малышу дошкольнику присуща сюжетно-ролевая игра, в ходе которой он имитирует взрослого, старается быть самостоятельным.
  4. Школьник от 6-7 лет до 10-11 проходит учебную деятельность, где глубже познает мир, а также приближается к стремлению быть взрослым.

Становление личности наиболее активно происходит у детей

  1. Подросток 10-11 – 14-15 лет удовлетворяет потребность в обществе сверстников, что называется интимно-личным общением.
  2. Юноши и девушки 15-17 лет приступают к учебно-профессиональной деятельности, что играет большую роль в самоопределении.

Фазы становления личности по Л. И. Божович

Л. И. Божович выделила три основные фазы становления личности:

  1. Адаптация. В ходе первой фазы индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению, дальнейшему использованию. Индивид может считать себя состоявшейся личностью с определенным набором качеств и характеристик. Однако, когда он вступит в новую группу, ему придется изучить ее соответствующие нормы с целью адаптации, чтобы затем перенять их на себя и стать частью здоровых взаимоотношений данного общества.
  2. Индивидуализация. Данная фаза выступает как ощущение противоречия в себе. Адаптировавшийся в группе индивид страдает от того, что потребность личностной персонализации замещается поведением «быть как все». Индивид целенаправленно ищет разные пути выделиться. Он может хвастать жизненными достижениями, опытом, мудростью.
  3. Интеграция в общности. Третья фаза характеризуется очередным чувством противоречия. Индивид желает не просто выделяться из группы, но быть максимально полезным, признанным. Он подбирает и тренирует такие черты своего характера и поведения, которые бы служили благими целями.

Обратите внимание! Не всегда индивид работает на то, чтобы произвести некое впечатление и занять определенное положение в группе. Часто сама группа составляет мнение об индивиде.

Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей.

Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность).

С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм.

Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности

Становление личности можно сравнить с высказыванием «век живи – век учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями. Важно научиться приспосабливаться к деятельности группы, чтобы чувствовать себя комфортно, востребовано.

Источник: https://srazu.pro/lichnost/stanovlenie-lichnosti.html

Непрерывный процесс развития личности — Путь к успеху

Процесс развития человека

Каждый день мы совершаем поступки, которые имеют разнообразные цели.

Часть поступков направлено на то, что мы получаем удовольствие — смотрим фильм или развлекаемся, другая часть направлена на осуществление ежедневных операций (готовим еду, моемся) и третья часть — вещи, которые позволяют нам развиваться, делают нас умнее либо развивают наши качества. При этом происходит непрерывный процесс развития личности. В каком направлении он будет происходить — зависит только от нас.

Процесс развития личности

Если предложить ребенку конфету или варенная свекла, то понятно, что ребенок выберет конфету — она вкуснее, чем свекла. Хотя она содержит массу полезных витаминов. Аналогично с вещами, направленными на развитие. Гораздо приятнее посмотреть фильм или поиграть в игру, чем например начать изучать иностранный язык или посмотреть какой-нибудь развивающий ролик.

 Таким образом получатся, что совершать вещи, которые направлены на развитие неприятны и для этого необходимо проявить волю. Существует высказывание Генри Уорд Бичера – «Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя».

Процесс развития личности – это способность человека совершать поступки, которые направлены на его внутреннее развитие, а не получение сиюминутных удовольствий.

Википедия дает свое определение данного понятия.  Развитие  — это процесс достижения ранее не достигаемого результата.

Наглядный процесс развития

Когда я учился в техникуме, у меня был один очень хороший преподаватель по культурологии. Он был бывшим военным, много лет служил в ракетных войсках и к сожалению умер, когда я заканчивал учебное заведение. Обычно он практически никогда ничего не писал на доске. Доска была пустая, либо с надписями, сделанными несколько месяцев назад. Однажды на ней появился рисунок круга на горке.

Процесс развития личности в виде круга на горке

Рисунок пробыл на доске несколько месяцев, когда однажды преподаватель спросил студентов о том, знают ли они, что означает этот круг. Студенты ответили отрицательно. Ответ культуролога запомнился у меня в голове: «Этот шар – это то, что Вы толкаете вверх в  течение всей Вашей жизни. Вы толкаете его каждый день.

Вы развиваетесь, совершаете поступки, направленные на Ваше развитие. Если Вы перестаете его толкать, он начинает давить на Вас и Вам нужно проявить больше усилий, чтобы начать толкать его снова. Если Вы под весом шара скатитесь вниз, то попадете в ложбинку. Вы будете пытаться снова и снова его толкать, но у Вас ничего не получиться.

Остаток жизни Вы пробудите внизу».

А ведь действительно, мы каждый день совершаем поступки, которые может быть неприятны, но необходимы — моемся, чистим зубы, стараемся выглядеть хорошо, убираем в доме, т.е. совершать их для того, чтобы не опуститься.

Конечно, проще завести палку-чесалку и мыться раз в год или вообще не мыться, бросать мусор не в мусорное ведро, а под себя, не развиваться в профессиональном плане, а остаться на уровне знаний, полученных в школе.

Таким образом мы останавливаем процесс развития личности и деградируем.

Часто происходят ситуации, когда нужно делать то, что не хочется и нам необходимо проявлять силу воли. Нам нужно что-то делать, но у нас нет сил и энергии это делать. После этого у нас есть два варианта дальнейших действий – или мы оставляем это на потом или делаем это сразу. Разберем эти две ситуации подробнее на жизненных ситуациях.

Процесс развития личности по жизненному течению

Если к примеру человек преуспевает в каком-то деле, он чувствует себя успешным, преуспевающим. Жизнь сложилась. Все хорошо. Неожиданно он увлекается алкоголем или какой-то другой зависимостью — к примеру компьютерными играми.

Они увлекают его. Ему кажется – ничего страшного, успею сделать позже. Он постепенно перестает развиваться. Он занимается вещами, которые не развивают его.

Ворох проблем становится все больше и больше и если он не остановится, то он скатиться вниз.

Другой жизненный пример, который известен всем. Часто люди после школы поступают в специальные учебные заведения, такие как колледжи, техникумы, училища или лицеи. Я сам так поступал, чтобы не оставаться в 10-11 классе, т. к. толку там особо не было. После получения данного образования по хорошему можно поступить в ВУЗ на ускоренную форму обучения.

Она составляла раньше 3 года. Человек решает «отдохнуть» и поступить в ВУЗ через год. В большинстве случаев ему в следующем году нужно приложить очень много сил, чтобы подать документы в университет. А во все последующие он вовсе уже не поступит, если кто-то не заставит. Процесс развития личности очень сложно возобновить.

Не зря существует пословица – «Трудно не упасть, трудно подняться, когда упал».

Процесс развития личности в виде борьбы

Противоположной ситуацией является, когда мы каждый день стремимся развиваться и совершаем поступки, которые необходимо делать. Мы не думаем, нужно это или нет, а просто делаем. Мир развивается и мы развиваемся вместе с ним.

Развиваются технологии, появляются новые веяния культуры, рушатся старые здания и строятся новые. Но и тут возникает вопрос – что нужно делать, если я не знаю, что мне нужно делать? Думаю, что тут стоит ответить так – все, что только можете.

Конечно, нужно заниматься планированием и иметь определенную цель. В противном случае будет хаотичные направления действий.

Когда я работал на производстве, то был один электрик, который после каждого скандала с начальником начинал кричать, что ему не нравится его работа и он рассчитается. В результате он никогда не рассчитывался, но один пожилой работник мне сказал одну вещь – «Если ты считаешь, что работа тебя не устраивает, скажи, что ты сделал полезного для нее и чего ты на ней добился?».

Итого

Чаще всего у людей в памяти остается только то, что человек сделал физически, а не то, что говорил и обещал. Человек определяется поступками. Когда Вы пытаетесь создать бизнес с нуля, то Вы беретесь за все дела подряд, Вы проверяете себя в разных направлениях, пробуете что у Вас получается, а что нет.

Что Вам нравится, а что не нравится. То, что не Ваше, постепенно «умрет» и останется только то, чем необходимо заниматься и к чему предрасположена Ваша душа. Развиваться и совершать поступки направленные на развитие. Дорогу осилит идущий — путь к успеху. Главное – не останавливаться и катить свой камень в гору.

    сила воли, цель, развитие

Источник: https://easywork.com.ua/nepreryvnyj-process-razvitija-lichnosti.html

Процесс формирования и развития личности человека

Процесс развития человека

Всем известно, что на развитие человека во всех сферах может повлиять множество факторов. Все люди растут в индивидуальных условиях, совокупность которых определяет характерные черты личности каждого из нас.

Человек и личность

Такие понятия, как личность и человек, имеют ряд отличий. Человеком называют с рождения, это больше материальная характеристика. А вот личность, по своей сути, представляет понятие более сложное. В результате развития человека происходит его становление как личности в социуме.

Личность – это моральная сторона человека, которая подразумевает под собой все разнообразие качеств и ценностей индивидуума.

На формирование личностных качеств оказывают влияние семья, детские сады и школы, круг общения, интересы, финансовые возможности и многие другие факторы, подробнее о которых будет говориться дальше.

Процесс формирования личности человека

Естественно, что начало формирования в человеке его личности начинается, в первую очередь, с семьи. Воспитание и влияние родителей в большей степени находят отражение в поступках и мыслях ребенка. Поэтому к воспитанию молодым матерям и отцам стоит подходить ответственно и целенаправленно.

Читайте далее:  Психология развития личности — 5 этапов развития человека

Если воспитанием занимаются не сами родители, а кто-то из близких родственников, или вовсе посторонний человек, это тоже отразится на состоянии личности человека. При таком отношении ребенок может чувствовать себя покинутым и ненужным, что может ожесточить его поведение.

Образовательные институты тоже несут ответственность за формирование особенностей человека. Огромную часть своей жизни ребенок проводит в школе, при этом на него еще можно достаточно легко повлиять. В силу того, что в детском возрасте еще не сформировано большинство понятий о мире и поведении, любая мелочь может повлечь за собой череду изменений.

Особенности развития личности

Для того, чтобы человек смог назвать себя личностью, должно пройти много событий. Этот процесс является достаточно сложным. Можно сказать, что формирование личности начинается с рождения и не заканчивается всю оставшуюся жизнь.

В процессе развития важно раскрыть и понять свой внутренний мир, проявить себя в деятельности, открыть в себе особенности, которые помогут в жизни.

Данный вопрос является интересным, что объясняет большое количество исследований. В ходе изучения формирования личности были определены достаточно важные закономерности. Все они отображают тесную связь развития с его результатом, а также с причинами, которые повлияли на это.

Другие глубокие исследования личностного роста озвучили, что определяет характер человека определенные условия внешнего и внутреннего мира. Если с внешними факторами разобраться не сложно, то внутренние представляют большую загадочность.

К таким факторам относится психологическая составляющая организма. У каждого человека есть свои врожденные и приобретенные особенности психики. Также под этим понимают и физиологию, а именно физическая подготовка человека, здоровье, состояние разных органов и систем, наследственность.

Как внешние, так и внутренние особенности тесно связаны между собой, что приводит к взаимному влиянию. При изменении внешнего окружения человека, могут происходить определенные метаморфозы и с его внутренней составляющей. В некоторых случаях это может приводить к серьезным изменениям.

Социальное развитие личности

Человек каждый день вынужден находиться в обществе, таким образом, поддерживать общественные связи. Ежедневно происходит общение с разными людьми при различных обстоятельствах, что отражается на личности. Социальный компонент жизни отражается на психическом развитии, формировании духовных ценностей и, что наиболее важно, на интеллекте человека.

В человеке должно определяться сознание и самосознание. Как личность, должна появиться способность на самостоятельное обдумывание и принятие решений. Если в человеке это нашло отражение, то его будут считать личностью.

Общество может определять личностью человека, который способен осмысливать и применять имеющийся общественный опыт.

С другой стороны, необходимо и самому приносить вклад в развитие этой системы, а именно в сферу духовности и материальных ценностей. Для этого и необходим личностный рост и постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

С давних времен между философами и учеными ведутся споры по вопросам и особенностям формирования личности. Однако стоит признать, что этот процесс еще недостаточно осмыслен и изучен.

Формирование человека можно описать как процесс, который невозможно заранее предугадать. Он имеет стихийный и неуправляемый характер. Существуют мнения, что невозможно изменить личность человека потому, что этот процесс определен судьбой и врожденными особенностями. Но есть и противоположные мнения.

Движущие факторы формирования личности

Сам человек может являться для себя движущей силой и источником вдохновения для развития личности. В человеке определяют два начала: позитивные и негативные внутренние силы, сознательная инициатива.

Под внутренними силами понимают бессознательный компонент, определенные мысли, которые зачастую подталкивают к действиям. Это могут быть привычки, пристрастия, страхи, влечения. Обычно, в детском возрасте больше играет значение позитивная мотивация, которая с возрастом изменяется в сторону негативной.

На осознанном выборе тоже строится основа личности. При осуществлении точно осознанных действий приходит понимание того, что развития происходит только благодаря собственным усилиям, что в разы улучшает мотивацию.

Все поведенческие побуждающие силы можно разделить на уровни. Это может быть духовный уровень, в котором заключены моральные ценности и осознание своей миссии в жизни.

Под уровнем ума понимают осознание рациональности своих поступков, принятие определенный решений, планирование жизни и следование определенным правилам поведения.

Для уровня души и тела характерны эмоциональные проявления, желания, интересы и увлечения, потребности, привычки и рефлексы.

Главный движущий фактов — мотивация

Все побуждающие силы со стороны мотивации рассматриваются по группам позитивной или негативной мотивированности, а также организации жизни. Под позитивными и негативными моментами понимаются все те же эмоции, определение миссии, запреты. Организация жизни позволяет скрыто оказывать влияние на себя и окружение, характеризует тактиков.

Мотив принято считать главным побуждающим фактором в жизни человека. Если у человека есть мотив, он будет продолжать действовать в необходимом направлении.

Источник: https://pikacho.ru/process-razvitiya-lichnosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.