Проблема предмета философии

Является ли философия наукой? Предмет и основные проблемы философии

Проблема предмета философии

Человек отличается от животного многими признаками, как физическими, так и умственными. Собака или шимпанзе никогда не станут задумываться о смысле жизни или стремиться познать себя. Животный мир существует на уровне инстинктов.

Мыслить — любимое занятие человека. Каждый день все мы задаём себе миллион вопросов и ищем в окружающем мире на них ответы.

Разве это наука?

Именно постоянные размышления о смысле бытия являются задачей, которую ставит перед собой философия. И так было ещё со времён древних мыслителей. Является ли философия наукой? Мнения по этому поводу расходятся.

Обычно под наукой подразумевается деятельность, направленная на изучение какого-либо раздела жизни человека или окружающей среды. В точных науках есть числа, цифры. В литературе присутствует проза, стих и т. п. В любой другой науке можно увидеть материальный результат трудов учёных.

В философии же любой результат имеет только интеллектуальный характер и заключается в выведении гипотез о жизни человека, её принципах. Однозначных ответов философская наука не даёт ни на один вопрос. Именно поэтому многие предпочитают на вопрос о том, является ли философия наукой, давать негативный ответ.

Можно сказать, что философия — это искусство мышления. Считается, что она была самой первой наукой, представляющей из себя обобщённые знания обо всём, что вокруг происходит.

Первыми учёными на планете Земля считают философов. Затем, по мере развития того или иного направления их размышлений, появлялись новые течения, которые отделялись в самостоятельные науки. Это будет полезно узнать тем, кто думает о том, является ли философия наукой.

Предмет философии

Получается, что даже не имея однозначных цифр, суждений, аксиом, философия может быть отнесена к наукам. Разберёмся в том, что конкретно она изучает, какие проблемы решает, какие великие философы были и о чём они говорили много тысяч лет назад.

Итак, мы нашли ответ на вопрос о том, является ли философия наукой. Теперь перейдём к рассмотрению предмета философии.

В литературе существуют разные представления о том, что является предметом этой науки. Но есть и тождественные разъяснения. Если сгруппировать мнения, то философы считают, что предмет философии заключается в:

  • познании окружающего природного мира;
  • познании всего мира;
  • решении проблем человека;
  • связи человека с Богом.

То есть через предмет философии вытекает сама суть этой науки и то, что она изучает.

Роль философии в жизни общества легче осознаётся при изучении её функций. Можно выделить следующие:

  1. Мировоззренческая.

  2. Методологическая.

  3. Гносеологическая.

  4. Прогностическая.

  5. Интегрирующая.

Суть первой функции состоит в том, что философия развивает у человека мышление, понимание того мира, в котором он находится, и своего места в обществе. Благодаря этому человек, увлекающийся философией, способен на трезвую самокритику, а также оценку окружающего мира.

С помощью второй функции философы мира пытаются найти верный ключ для познания чего-то нового. Под ключом понимаются способы получения новой информации. К примеру, один из таких — это диалектика. Она учит узнавать объект исследования на основании изучения абсолютно всех ее параметров, свойств, а также взаимодействий с другими объектами.

Гносеологическая функция учит человека теоретическому пониманию создания новых методов исследования и познания. Это означает, что через понимание мира мыслитель открывает для себя новые возможности изучения окружающего пространства.

Четвёртая функция заключает в том, что философия как наука помогает строить человеку прогнозы на будущее. Благодаря правильному пониманию естественных свойств материи и принципов мироздания многим известным философам прошлого удавалось находить те принципы и закономерности, которые успешно используются в современных науках.

Интегрирующая функция помогает человеку систематизировать его знания о мире, объектах исследования и т. п. Философия как наука обобщает всю информацию и расставляет её по своим местам, устанавливая конкретные взаимосвязи. Таким образом формируется единая база, которая помогает делать всё новые открытия.

У каждой философской школы существуют свои мысли и идеи, понимание мироздания. которые они отстаивают. Ознакомимся ближе с популярными течениями.

Школы философии

Различных направлений школ и течений, которые занимаются или же занимались философией, достаточно много. Принято их разделять по моменту основания. Это правильно, ведь мысли человека с эпохами менялись, кто-то верил в богов, а кто-то считал, что нужно ориентироваться на мощь научно-технического прогресса.

Первые школы философии принято обобщённо называть досократиками. Всё верно, это те течения, которые присутствовали до великого философа Сократа. Наиболее яркими были учения Пифагора, Гераклита и Демокрита.

Как ни странно, хотя школы этих философов начали своё существование около 4 тыс. лет до нашей эры, уже тогда они не пытались объяснить непонятные явления за счёт магии и не ссылались на богов. По их мнению, доказать можно было всё, что угодно, главное — найти необходимые знания.

Роль философии в жизни человека подчёркивали и в период, который называют ранним эллинизмом (существовал с 4 до 1 века до н. э.). Скептицизм, стоицизм и другие школы говорили о том, что весь мир взаимосвязан и является одним целым.

Кто-то из них считал, что человек создан для препятствий, боли, страданий, другие, наоборот, пытались найти кратчайших путь к счастью. По их убеждению, счастье было внутри самого человека, его не нужно было искать в богах или других людях, материальных ценностях.

Средневековье

Мнения философов Средневековья связаны с мышлением людей того времени. Стремительно растущая популярность христианской религии оказала влияние на продвижение идей, связанных с Богом, верой в нечто более высокое.

Философия того времени рассматривала проблемы Священного Писания и богослужения.

Патристика, схоластика, реализм искали ответы на вопросы существования Всевышнего и служили обоснованию его бытия. Номиналисты отрицали, что всё в мире является единым целым. Они считали, что мир таким становится только внутри человеческого мозга и необходимо изучать каждый предмет отдельно, не связывая его с другими.

Также было и мистическое направлении в философии того периода, базирующееся на утверждении о том, что для поисков Бога человеку церковь не нужна. Всё, что нужно, — это уединение и отдалённость от внешнего мира.

Эпоха Возрождения

Европейская философия этой эпохи запомнилась благодаря многим выдающимся и великим людям. Все знают о Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Н. Макиавелли. Именно их связывают с новым направлением философии — гуманизмом.

Известно, что в эту эпоху Бог уходит с первого плана. В сознании людей меняются первостепенные ценности. Человек и окружающий мир (природа) становятся самыми главными объектами изучения философов. Гуманизм определяет, что человек превыше всего — он является вершиной всего сущего.

Конечно, нельзя сказать, что религия начала отрицаться в эпоху Возрождения. Философы начали всё чаще говорить о том, что церковь — дело рук человека, а любой человек является несовершенным. Этим обосновывалась тяга церкви к мирским благам и её порочность. Новой ценностью стал человек, который должен стремиться быть идеальным, то есть подобным Богу.

Новая философия

Основными направлениями новой философии являются эмпиризм, рационализм, субъективный идеализм, агностицизм. Эти направления развивались с 16 по 18 век.

Использовать дедуктивный метод придумал первым вовсе не Шерлок Холмс. Такой способ познания бытия предложили рационалисты. Они считали, что для ответа на любой вопрос необходимо шаг за шагом идти от обобщённой информации к более детальным фактам. Так и можно познать окружающий мир, найти ответы.

Эмпиризм предполагал, что с момента рождения человек представляет собой чистый лист, изображения и текст на котором появляются в процессе взросления, появления нового опыта. И для того чтобы познать мир, стоит использовать полученные ранее знания, проверяя их подлинность и соответствие истине.

Субъективный идеализм предполагал ошибочность любого учения. Для изучения чего-либо нужно обладать истинным знанием, а человек попросту не может иметь необходимую информацию.

Весь мир воспринимается через призму собственного сознания человека. То есть каждое явление, которое можно увидеть, услышать, почувствовать, перерабатывается разумом, и он выдаёт собственный вывод.

Кому-то нравится синий цвет, а кто-то его ненавидит. Так и со всем остальным. Невозможно полностью исследовать что-либо, не владея истиной.

Представители философии агностицизма пытались доказать, что любое знание должно открываться на основании опыта и логики. Они считали, что в науке нет места любой теории, а всё должно познаваться исключительно опытным, исследовательским путём.

Всё дальше и дальше философы отдались от средневековых идей, посвящённых религии.

Эпоха Просвещения

Конечно же, рассматривая периоды философии, нельзя оставить без внимания и эту эпоху, которая в 18 веке подарила нам великих мыслителей, таких как Вольтер и П. Гольбах.

Часто время этих философов называют второй эпохой Возрождения, ведь и там, и здесь можно наблюдать новый виток в философии, связанный с отрицанием религии, который “залез” в голову каждому. Причём преклонила свои колени перед их идеями и западная философия.

Основными ценностями для человека эпохи Просвещения является следующее:

  1. Культ человека.

  2. Культ разума и науки.

  3. Вера в научный прогресс.

  4. Абсолютное отрицание религии и всего, что с этим связано.

  5. Идея равенства и всеобщего просвещения.

Что уж тут говорить, если в 18 веке впервые создали машину. Научно-технический прогресс всё сильнее влиял на сознание людей. Необходимость описывать непонятные явления проявлением божественной силы или мифическим происхождением отпала.

Всеобщая идея того, что человек самостоятельно способен создавать инструменты и механизмы, которые могут автоматически работать, внушала чувство превосходства над всеми живыми организмами.

Постклассическая философия

Итак, мы подобрались к 19 веку. Философию того времени многие современные ученые ассоциируют с великими фамилиями: Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и другими. Всех их причисляют к тем или иным направлениям философской мысли, которые приведены далее.

Следующие направления относят к постклассической философии:

  • материализм;
  • антропология;
  • позитивизм;
  • иррационализм;
  • прагматизм;
  • философия жизни.

Рассмотрим более подробно самые популярные учения из них.

Материализм

Основными идейными вдохновителями этого направления были К. Маркс и Ф. Энгельс. Их книги заставляли читать всех школьников и студентов в Советском Союзе — это неудивительно, ведь в те времена идеи о коммунистическом материализме были одними из главных.

Правильнее даже говорить не материализм, а марксизм, который предполагает способ осмысления мира через материальную призму. Основны философии этого направления были следующими:

  1. Всё в мире состоит из физической материи. Она вечна и была всегда, её никто не создавал.

  2. На объективность мира не влияет сознание какого-либо человека. Всё в мире можно познать.

Главным отличием марксизма можно назвать не выведенные способы познания мира, а методы его совершенствования, преобразования революционным путём. То есть необходимость познать что-либо утрачивает смысл, считается, что это пустая трата времени. Лучше всего вывести закономерность, ознакомиться с правилами, а затем изменять их под свои нужды.

Основным недостатком, который почувствовал каждый на себе ещё во времена СССР, являлось отсутствие признания индивидуальности человека и необходимости духовного просвещения людей.

Антропологизм

Немецкий классик Л. Фейербах считал, что человек является продуктом природы. Это было основой его антропологистической философии. Главным он считал чувство любви, которое является основным двигателем. По его утверждениям, основой для любви является религия.

Для того чтобы понять основы мироздания, необходимо полностью понять и исследовать устройство самого человека — как физическое, так и психологическое.

Позитивизм

Название этого направления философии произошло от его основных фундаментальных утверждений. Необходимые знания назывались позитивными (или положительными). Для их поиска необходимо использовать эмпирические данные всех наук, а также полученные при переплетении учений каждой из них.

Другими словами, позитивизм утверждал, что философия не может существовать как отдельная единица познания, а должна являться синтезом открытий других научных направлений.

Философия 20 века

Характеристика философии 20 века говорит о том, что современные направления являются только лишь синтезом или переосмысливанием идей философов прошлых времён. Основная тенденция не меняется с прошлого периода — человек является главным предметом философии.

Основными глобальными направлениями можно назвать неокантиантство, герменевтику, философскую антропологию, аналитическую философию, фрейдизм и неофрейдизм, феноменологию, экзистенциализм, персонализм.

Совершенно новые идеи, которые не похожи на предыдущие направления философского мышления, можно найти в аналитической философии. Она предлагает очистить философию как науку от псевдопроблем путём верификации. А остальные вопросы должны были решиться путём единого языка, которые объединит абсолютно все существующие науки.

Основной представитель этого направления — Б. Рассел — остался известен благодаря формулированию основ математической логики.

Как видно, философия многогранна и неиссякаема в плане познания человека и его бытия. Можно использоваться перечисленные методы и способы познания мира для собственного развития себя как высокоинтеллектуальной, образованной и мыслящей личности.

И нельзя различать, европейская или западная философия, — это в корни неправильно. Независимо от того, в каком месте планеты живёт человек, он может придерживаться того или иного учения.

Источник: https://FB.ru/article/219767/yavlyaetsya-li-filosofiya-naukoy-predmet-i-osnovnyie-problemyi-filosofii

Предмет и метод философии. Особенности философских проблем и метода

Проблема предмета философии

Система «человек-мир» и её всеобщие связи являются предметом философской науки. Однако на протяжении всего существования данной науки неоднократно возникали споры по поводу её предмета и на данном этапе развития понятия предмета философии претерпели значительные изменения по отношению к первоначальному виду.

Сократ и его современники полагали, что философия – это искусство самопознания.

А Платон – ученик Сократа говорил, что философия – это познание истинно существующего бытия или так называемого мира идей, который логично противопоставляется материальному миру и миру эмпирических вещей.

Аристотель, в свою очередь, утверждал, что философия занимает ведущее место среди других наук, которая занимается исследованием первопричины вещей.

Замечание 1

Античной науке характерно восприятие философии как господствующей науки. Греки использовали философию как всякое теоретическое знание, противопоставляемое мифу и житейскому мнению.

Предмет философской науки

В разные эпохи философия служила народу инструментом для выражения своих мыслей и чувств. Так, в Средневековье она активно использовалась в богословии, а в эпоху Возрождения, высвободившись от религии и теологии, мыслители вновь возвращаются к античным истокам и используют философскую науку в качестве всякого теоретического знания.

Замечание 2

Фрэнсис Бэкон отождествлял философию с естественной теологией, естественной философией и учением о человеке. Р. Декарт называл философию деревом, корнями которого является метафизика, стволом – физика, а в качестве ветвей он называл все остальные науки.

Вторая половина XVIII – начало XIX в. было ознаменовано тем, что пришло понимание философии как универсальной науки о всеобщем. А в XIX в. философия противопоставляется конкретно-научному знанию.

Пример 1

Г. Гегель говорит о философии как о царице наук, которая занимается изучением всеобщего разума, постигающего самого себя.

Пример 2

И. Кант определяет философию как науку о крайних целях разума.

В XX в. появляется огромное количество определений, характеризующих  предмет философского исследования. Неокантианцы утверждают, что философия – это наука о ценностях. Представители марксизма обозначают философию как знание о всеобщих законах природы, общества и мышления.

Экзистенциализм – это рассуждения о бытие человека. Позиция позитивистов заключается в отрицании какого-либо предмета философии.

К тому же они говорили, что философская наука бессмысленна в данном её исполнении и требуется создание нового знания, которое станет методологией научного познания.

Однако стоит отметить, что, несмотря на многообразие трактовок предмета философии, нерушимой остаётся идея рациональности философии, при этом всеобщность, понимается мыслителями по-разному, а замечают её и в культуре, и в мире, и в человеке.

Философский метод исследования

Говоря о методе в самом его общем смысле слова, можно сказать, что это система практических или мыслительных приёмов и правил, которых стоит придерживаться, ибо это ведёт к получению необходимого результата.

Определение 1

Философский метод – это совокупность исключительно мыслительных приёмов и правил. Ему присущи характерные особенности, среди которых комплексность и релятивность.

В данном контексте релятивность – это прямая зависимость метода и начальных предпосылок философского рассуждения. Такие предпосылки не всякий раз носят явный и осознанный характер. Стоит заметить особенность философии, которая заключается в том, что точные определения и формулировки являются итогом в размышлениях, а не его начальной стадии.

Философские категории и  принципы

Фундаментальный характер носят философские категории и принципы. Всеобщая наука устроена таким образом, что в физике могут определяться причины процессов, при этом вопрос самой причинности ставится именно в философии. Подобное происходит в истории, которая изучает определённые исторические события и факты, вместе с тем философия изучает суть самой истории.

Стоит отметить, что философские категории – это довольно обобщённая субстанция, для которой трудно отыскать правильное определение. В силу этого предпосылки философского размышления могут носить неявный характер.

Определяться лишь в том случае, если расширился исторический опыт с течением времени.

В этом контексте как раз-таки смена философских эпох является сценой для смены мировоззренческих парадигм и прояснением философских оснований, посредством которых предшественники строили свои теории и идеи.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что философский метод по своей сути является зависимым от предпосылок, исходящих от мыслителя. При условии, что метод объясняется особенностями предмета исследований, которые в купе составляют связи, выделяющиеся во всеобъемлющей системе «человек-мир».

Методы современной философии

В современной философии обосновались несколько методов:

  • Диалектический.
  • Феноменологический.
  • Герменевтический.
  • Структуралистский.
  • Антропологический.

Довольно часто исследователи прибегают сразу к нескольким в пределах одного исследования. Основные приёмы, которые применяются при любом философском методе следующие:

  • Рефлексия.
  • Универсализация.
  • Тотализация.

Рефлексия представляет собой обращение мышления к собственным исходным предпосылкам. Универсализация – это вычленение всеобщих форм существования и мышления человека. А тотализация является целостной системой отношений в комплексе «человек-мир».

Помимо всего этого, философский метод включает в себя ещё и универсальные приёмы. Здесь имеются ввиду анализ и синтез.

Определение 2

Анализ – это деление в уме целого до самых исходных частей.

Определение 3

Синтез – подъём в уме от глубоких исходных оснований до новых единых систем, которые образуют единое целое из разных сторон предмета.

Следует уточнить, что анализ и синтез не применяются отдельно друг от друга из-за того, что только их единство даёт возможность выявить основные отношения действительности.

Довольно часто в философии используется абстрагирование. Оно подразумевает под собой мыслительный приём, посредством которого внимание переключается от несущественных свойств и отношений объекта или явления, тем самым давая возможность сконцентрировать внимание на существенных.

Среди распространённых приёмов также стоит сделать акцент на идеализации, которая представляет собой мысленный процесс, направленный на формирование абстрактных объектов, которые по каким-либо причинам не могут существовать в реальности. Данные объекты выражают действительные связи и отношения. Они выступают в качестве предельных связей и отношений, а также являются средством их анализа.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/filosofija-i-metodologija-nauki/predmet-i-metod-filosofii/

Основной вопрос философии кратко (онтология бытия)

Проблема предмета философии

Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а вопрос о соотношении человека, природы и мышления – трех систем. Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение.

Так, Платон считает, что идеи находятся вне вещей, по мнению Аристотеля, – идеи находятся в действительности, по мнению Канта, – мышление в голове человека, а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи.  (Горелов А.А.)

Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.

Трактовки основного вопроса философии разными мыслитилями

АвторПостановка основного вопроса философии
ДекартСуществую ли я?
ЭпикурКак стать безмятежным и счастливым?
КантЧто такое человек?
Ф.ЭнгельсЧто первично: материя или мышление?
М.ХайдеггерВ чем смысл бытия?
Р.РотриКто мы?
А.КамюСтоит ли жизнь того, чтобы жить?

Решение основного вопроса философии

Что является первичным, основополагающим, вытекающим одно из другого – бытие или сознание?

Основной вопрос философии

Мировоззренческая проблема взаимоотношения человека и мира подразумевает под собой проблему соотношения бытия и сознания. Это проблема может быть сформулирована различными способами, но само ее существование обусловлено наличием человеческого мышления и души.

Две стороны основного вопроса философии

Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая.

Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания.

Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?

Решение основного вопроса философии

Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские направления и школы.

Онтологическая сторона вопроса

Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые же, напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя.

Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием.

Субъективизм и объективизм как решение основного вопроса философии

Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.

Субъективный идеализм

Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др. Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире – есть только лишь совокупность наших ощущений.

Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же предмет может казаться то большим, то маленьким – в зависимости от расстояния до него. Известный тезис Джорджа Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», подразумевающий, что бытие – это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, а об объективном существовании вещей нельзя даже рассуждать.

Объективный идеализм

Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому появился мир вещей и человеческое сознание. В различных философских учениях этот разум (высшее духовное начало) имеет разное имя: Дух, Идея, Брахман т.п.

Поскольку этот мировой разум существует вне зависимости от человеческого сознания, отсюда и название – объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе – Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны – в Индии.

Данные направления относятся к монистической философии (монизм). Кроме монистического учения философии существует другая концепция, именуемая как «дуализм» – дуалистические учения. К дуализму относится учение Декарта (1596-1650), считающего, что мир и сознание не зависят друг от друга.

Компромиссное учение – деизм (Г.Чербери, Вольтер, Ньютон, Радищев и др.) . Философы этого направления допускали, что Бог создал мир вещей и человека, но считали, что далее не принимал участие в развитии сотворенного мира.

Гносеологическая сторона вопроса

На вопрос о возможностях человеческого мышления познать окружающий мир также существуют различные ответы и точки зрения. Наибольшая часть людей, в том числе и философов, отвечают утвердительно на этот вопрос: «мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизм.

Однако существует категория философов, которые утверждают об ограниченности человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. Для такой позиции существует общеупотребительный термин – «агностицизм».

Агностицизм как решение основного вопроса философии

В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики размышляли над вопросом природы вещей, отношения человека к ним и последствия этого отношения к ним.

Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна, а относиться к вещам следует скептически, избегая категорических суждений. Это повлечет за собой невозмутимость и счастье (отсутствие страданий). Представители скептицизма эпохи Возрождения: М.

Монтень, П.Бейль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант.

В некоторых современных направлениях философии проявляются элементы агностицизма. Например, некоторые представители агностицизма считают, что мир не познаваем, и данный факт предлагают оценивать положительно, поскольку «познание утяжеляет существование».

Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.

Полезные источники

  1. Горелов А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / A.A. Горелов. — 15-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/osnovnoj-vopros-filosofii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.