Принципы построения налоговой системы

Содержание

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

  1. Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
  2. Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

    С помощью регулирующей функции осуществляется:

  3. 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  4. 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  5. Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  6. Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.

Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

Классическими принципами построения налоговой системы (по А.

Налоги и налогообложение

Смиту) являются:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

Классификация налогов и сборов

Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

1. По уровню управления

Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст.

 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

К федеральным налогам относятся:

  • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
  • 2) акцизы;
  • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • 4) налог на прибыль организаций;
  • 5) водный налог;
  • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • 8) государственная пошлина.

Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

  • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
  • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
  • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
  • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

Источник: https://3zprint-msk.ru/principy-postroenija-nalogovoj-sistemy/

Налоговая система Российской Федерации

Принципы построения налоговой системы

Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).

На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.

В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.

Налоговая система РФ кратко

Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.

Налоговая система Российской Федерации — это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.

Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Принципы построения налоговой системы РФ

Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:

  • Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
  • Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
  • Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
  • Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
  • Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.

Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.

Структура налоговой системы РФ

Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.

Уровни налоговой системы РФ

Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):

  • Федеральный.
  • Региональный.
  • Местный.

Налоговая система: классификация налогов в РФ

Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:

  • Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
  • Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
  • Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.

Элементы налоговой системы

Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.

Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:

  • Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
  • Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
  • Способы и виды контроля в налоговой сфере.
  • Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
  • Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
  • Принципы установления налогов.
  • Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
  • Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.

Функции налоговой системы

Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:

  • Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
  • Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
  • Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
  • Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
  • Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.

Источник: https://spmag.ru/articles/nalogovaya-sistema-rossiyskoy-federacii

Структура налогов и сборов Российской Федерации

Система налогов и налоговых сборов Российской Федерации имеет следующую территориально-административную структуру:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги;
  • местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся платежи, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории страны.

В эту категорию входят такие виды налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль предприятий и организаций, водный налог.

Помимо этого федеральными являются государственная пошлина, сборы за использование объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов.

К группе региональных налогов относят те налоги, которые установлены Налоговым кодексом и соответствующими законами субъектов Российской Федерации о налогах. Они являются обязательными к уплате только на территории тех субъектов Федерации, где были установлены. В эту категорию входят налоги на имущество (имущественные налоги), налоги на игорный бизнес, транспортные налоги.

Местные налоги устанавливаются действующим законодательством на территории муниципальных образований. Примерами местных налогов могут быть земельный налог, налог на имущество физического лица. Налоги принято считать установленными только в том случае, если четко определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как:

  • объекты налогообложения,
  • налоговая база,
  • ставка налога и порядок ее определения,
  • способы, порядок и сроки уплаты налогов,
  • налоговый период.

Принципы налоговой системы Российской Федерации

Первые принципы создания налоговой системы были четко сформулированы в работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он указывал, что налоги должен уплачивать каждый гражданин государства.

Налог должен быть точно определенным и установленным, а не носить произвольный характер. Термин, способ и сумма платежей должно быть точно установлено не только для налогоплательщиков, но и для других лиц.

Отдельным тезисом Смит указывает, что отсутствие четкой определенности может привести к злоупотреблениям со стороны сборщиков налогов.

Далее А. Смит пишет, что налоги должны взиматься удобным для плательщика способом. Кроме того каждый налог должен быть тщательно продуманным, чтобы не приносить ущерба государственному казначейству. А неразумное применение налога может привести к усилению контрабанды.

Налоговая система любого государства определяется его законодательством. Россия не является исключением. Ее налоговая система строится и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее Налоговым кодексом. Как уже упоминалось выше, налоговая система России имеет трехуровневую структуру (федеральные, региональные и местные налоги).

При рассмотрении принципов построения государственной налоговой системы выделяют несколько подходов. Поэтому может быть сформулировано разное количество принципов. Если выделить самые основные, то их будет четыре. Это принципы справедливости, определенности, удобства и экономии.

Принцип справедливости предполагает обязательность налогообложения для всех и соразмерность налогообложения уровню дохода, получаемому субъектом налогообложения. Определенность означает четкую оговоренность суммы, способа и времени уплаты налогов. И налогоплательщик должен быть об этом хорош проинформирован.

Замечание 1

Принцип удобства заключается в том, что время и способы уплаты налога должны быть наиболее удобными для налогоплательщика. Из предложенных вариантов и схем налогоплательщик имеет право выбирать наиболее удобные для него. Экономия заключается в сокращении возможных издержек и потерь, которыми может сопровождаться взимание налогов.

Некоторые авторы предлагают расширенный перечень принципов построения налоговой системы:

  • проведение единой финансовой политики и единой налоговой политики;
  • налоговая система должна быть единая для всех налогоплательщиков на всей территории страны;
  • в налогообложении должны соблюдаться всеобщность и равенство;
  • налоги являются обязательными платежами (принцип обязательности);
  • система налогообложения должна быстро адаптироваться к изменяющимся условиям (принцип эластичности);
  • налоговая система должна быть стабильной (частые ее изменения вредят устойчивости экономической ситуации в стране);
  • налоги должны иметь только денежное выражение;
  • все субъекты Российской Федерации должны иметь равный правовой статус.

Принципы налоговой системы России закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации (часть $І$).

Источник: https://spravochnick.ru/nalogi/nalogovaya_sistema_ponyatie_i_struktura/principy_postroeniya_nalogovoy_sistemy/

Принципы построения налоговой системы. Налоговая система РФ

Принципы построения налоговой системы

В системе налогообложения каждый его элемент – плательщик (юридическое или физические лицо) обязан оплачивать ренту или налог.

Таким образом они вносят вклад в пополнение общей казны – бюджета Российской Федерации, и инвестируют в государственные расходы.

В данной статье будут рассмотрены принципы построения налоговой системы или некие образцы, которые должны применяться по отношению к налогоплательщикам и государству.

Определения

Приведем основные интерпретации терминов этой отрасли экономики:

  • Под понятием «налог» подразумевается индивидуальный платеж на безвозмездной и принудительной основе, который взимается государством. Субъектами налоговых платежей являются граждане (физические лица) и различные предприятия и учреждения (юридические лица). Главной задачей таких сборов является содержание и обеспечение функционирования государства, и/или его муниципальных образований.
  • Системой называют сложную организацию или устройство, состоящее из различных структурных элементов. Система характеризуется наличием различных строений, связей и классификаций ее отдельных элементов, образующих некий механизм, который упорядочен различными закономерными принципами и правилами.
  • Налоговой системой является общественное устройство, основанное на принципах и нормах законодательства, которое складывается вследствие необходимости взимания налоговых платежей и сборов.

Налоговая система РФ

В российском законодательстве понятие «налог» имеет широкое значение и включает в себя пошлины и сборы. Структура налогов в России представлена в главе 2 кодекса по налогам. Все налоги на территории государства объединены в общую систему. Так что же представляет собой структура российских налогов?

Налоговую систему в РФ можно определить как совокупную величину различных налоговых платежей. Также это могут пошлины или сборы. Закон устанавливает налоговые обязательства на федеральном уровне, которые вводятся в действие различными законодательными актами России и ее субъектов.

Российские налоги и взносы разделяются на несколько уровней, это:

  • Федеральные. Эти налоги применяются по всей территории страны. К ним относят налоги на доходы (НДФЛ), добычу полезных ископаемых, добавленную стоимость или НДС, водные ресурсы, а также государственные пошлины и прочее.
  • К региональным перечисляются налоги на игорный бизнес, то есть для организаций, которые занимаются предпринимательством на основе игровых автоматов, тотализаторов и прочих реквизитов. Также региональный налог устанавливается на имущество предприятий и на средства передвижения (транспортный налог).
  • Муниципальные или местные налоги – это налог на землю, имущество физических лиц и торговые сборы.

Каждый вид вышеперечисленных налогов имеет различный правовой режим. То есть на разные налоги могут быть установлены отдельные ставки и сроки по их уплате. В регионах России и в муниципальных образованиях могут быть определены свои правила и положения по уплате налоговых платежей и взносов.

Нормативное регулирование

В налоговой системе РФ основным нормативным документом, устанавливающим положения налогов и сборов, является Налоговый кодекс, который действует с января 1999 года. В части 1 кодекса регламентированы основные аспекты налоговых сборов в России, к примеру:

  • Какие виды налогов взимаются в РФ?
  • Каковы основания для возникновения обязанностей по уплате государственных пошлин или их изменения и прекращения?
  • Основные права и обязанности субъектов налогообложения и органов, уполномоченных производить надзорные и контрольные функции по налогам и/или сборам.
  • Какая может возникнуть ответственность за правонарушения в налоговой сфере?

Законодательством о налогах и сборах России установлено, что каждое лицо обязано уплачивать установленный государством налог. При его формировании учитываются реальные возможности плательщиков. Основные принципы или начала российского налогового законодательства указаны в статье 3 соответствующего кодекса.

В данной статье регламентируется, что критерием для налогообложения не могут быть какие-либо дискриминирующие критерии, например, религия, национальность, социальный статус и прочее. Каждый налог должен быть экономически обоснован и не должен противоречить Конституции РФ – основному закону страны.

Кто придумал принципы в сфере налогов?

С возникновением понятия государства как политической формы организации на определенной территории и возникли обсуждения и теории по поводу принципов построения налоговых систем. Основоположником этих догм можно назвать шотландского экономиста Адама Смита.

В своей основной работе 1776 года, в которой были изучены производительность труда, капитал и другие вопросы экономики и благосостояния народов и стран, ученый формирует четыре основных положения налогообложения:

  • Удобство – время для собирания налогов и сборов должно быть комфортным, а процедура уплаты налогов – простой и без излишних формальностей.
  • Определенность – размер налогообложения должен быть определенным, чтобы плательщик был в курсе, сколько должен восполнить до начала налогового периода.
  • Справедливость – формирование постоянных налоговых отчислений должно основываться на достатке и способностях гражданина.
  • Экономичность – система налогов должна быть разработана так, чтобы затрачиваемые издержки были небольшими. Эффективность взносов должна повышаться за счет минимализации административных расходов для органов управления налоговой системы.

Адам Смит научно обосновал данные принципы в своем труде. Эти положения стали неким фундаментом для формирования теоретических знаний и принципов построения налоговой системы.

Далее будут рассмотрены налоговые принципы, которые действуют в современных условиях. В кодексе как таковых принципов не названо, однако можно сказать, что в налоговой системе РФ сформировано несколько основополагающих правил. Рассмотрим их подробнее.

Стабильность

Что трактуется под принципом стабильности? Налоговая система, действующая в стране, не должна часто менять размер ставки и видов налогов.

В развитых странах режим налогообложения меняется примерно в течение 3-5 лет. Этот интервал считается нормальным для периодического реформирования по части налогов.

Резкие колебания ставок налогообложения, которые происходят многократно, могут стать проблемой для плательщиков.

Так, в статье 5 Налогового кодекса России указано, что любые перемены по части налогов и/или сборов должны быть приняты и начать действие не ранее первого января следующего года.

Кроме того, принятие этих законов и положений должно быть не ранее одного месяца от их опубликования в официальных источниках.

То есть закон о новых правилах сборов и/или налогов не может быть принят, например, в конце декабря и начать действие уже с января следующего года.

Однократность

Один плательщик за определенный промежуток времени должен облагаться налогом один раз. Данный принцип называется однократностью налогообложения.

Примером использования данного принципа можно также назвать то, что за налоговое правонарушение лицо не может повторно привлекаться к судебным процедурам. Также санкции или пени как мера гражданской и правовой ответственности не могут взыскиваться одновременно, так как это напрямую нарушает данный принцип и конституционные права плательщика.

Экономичность

Принцип экономичности в налоговой системе означает, что затраты на собирание налогов должны быть максимально сокращены. Система налогов обязана быть продуктивной и экономной для налогоплательщиков.

По некоторым исследованиям было выявлено, что издержки по взысканию налоговых отчислений не должны превышать семи процентов от всех поступлений по налогам.

Иначе этот режим налогообложения будет считаться неэффективным и непродуктивным.

Единство

Единство налоговой системы выражено в том, что налогообложение действует на всех субъектах страны и все налогоплательщики должны оплачивать налоги.

В Конституции России данный принцип трактуется как обеспечение единой политики в отрасли финансов, кредита и денежных средств государства. Налоговые сборы и взносы от населения и предприятий формируются, прежде всего, на федеральном уровне. Территориальные и федеральные органы в совокупности образуют комплексную структуру.

Региональные налоговые учреждения являются частью федеральной исполнительной власти на уровне государства, а не на уровне субъекта РФ. Вследствие этого, территориальные власти не могут устанавливать налоги по своим отдельным регионам.

Соблюдение данного принципа также продолжает принцип «объединенного» экономического пространства в пределах РФ, который также закреплен конституционно.

Это позволяет осуществлять свободные перемещения различных товаров или услуг по территории всего государства, не ограничивая их таможенными пошлинами отдельных субъектов.

Справедливость

Можно сказать, что у данного принципа расширенная сфера действия. Так, выполнение принципа контролируется на двух направлениях – горизонтальном и вертикальном.

Справедливость налогообложения по горизонтали подразумевает, что все плательщики, независимо от того, физическое ли это лицо или юридическое, находятся на равных условиях. Объекты, которые облагаются налогом, должны стоять в равных условиях, будь то предприятие или отдельное лицо.

Беспристрастность же по вертикали означает, что обеспеченные лица должны уплачивать соответственно больше налогов, чем те, у которых средств меньше. Так формируется справедливость по вертикали.

Таким образом, каждый гражданин или организация, на которых возложены обязательства платить налоги, должны их оплачивать. При этом учитывается, что высокий доход подразумевает большие налоговые обременения.

Обязательность

Принцип обязательности налоговой системы значит, что налог должен быть всегда вовремя и в полной мере оплачиваться.

Например, с января 2001 года все работающие граждане оплачивают подоходный налог от ежемесячной оплаты труда в размере 13 %. Доля вынужденного пассивного взноса государству рассчитывается независимо от суммы полученного дохода.

Налоговое бремя

Рассматривая зарубежные конституционные документы, принцип равного налогового бремени регламентирован сразу после догмы об установлении налогов посредством закона. Вследствие этого, можно подчеркнуть особое значение данного положения в отрасли налогового регулирования.

Общее для всех обременение не означает равный размер уплачиваемых плательщиками налогов. Ведь предприятия и физические лица получают различные доходы и прибыль. В связи с этим одинаковый размер налогов стал бы неприемлемым для различных форм хозяйствования.

Объективным фактором для взимания налога должна быть платежная способность, и это следует учитывать не только в отношении взносов отдельных лиц, но и для развития всей системы налогообложения в государстве.

Эластичность

Данный принцип еще называют принципом подвижности налогообложения. Государственная политика в сфере налогов должна мобильно адаптироваться к любым возникающим ситуациям.

Налоговая система должна подстраиваться под различные условия, например, если государству вдруг потребуются большие затраты на производство, или наоборот, если возникнет возможность, органы власти должны установить сокращения налоговых взносов, выполняя тем самым социальные и экономические задачи политики.

Вывод

В данном материале были перечислены понятия и принципы построения налоговой системы. Так, можно выделить восемь основных принципов по налогообложению: стабильность, однократность, экономичность, единство, справедливость, обязательность, а также одинаковое для всех налоговое бремя и подвижность налогового режима.

Основоположником теории о принципах налогообложения является экономист XVIII века Адам Смит, который в своей книге обозначил фундамент для последующих правил в сфере налогов.

Законодательство о налогах и сборах в России учитывает разные уровни налоговых взносов – на уровне федерации, регионов и муниципальных образований. Налоги можно назвать некой базой государства для исполнения своих функций, а также одним из основных источников дохода.

Источник: https://FB.ru/article/8482/printsipyi-postroeniya-nalogovoy-sistemyi-i-ih-razvitie-v-ekonomicheskoy-nauke

Налоговый кодекс рф

Насегодняшний день основным законодательнымактом о налогах является Налоговыйкодекс Российской Федерации,состоящий из двух частей (общей испециальной), регламентирующих какобщие принципы построения налоговойсистемы, так и взаимоотношения государстваи налогоплательщиков по конкретнымвидам налогов. Первая часть Налоговогокодекса вступила в действие 1 января1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективностьналоговой системы обеспечиваетсясоблюдением определенных критериев,требований и принципов налогообложения.В основе построения большинствадействующих налоговых систем лежатидеи А.Смита,сформулированные в его труде «Исследованиео природе и причинах богатства народов»(1776 г.) в виде четырехосновных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципыпостроения налоговой системы в РоссийскойФедерации сформулированы в частиIНалоговогокодекса,третья статья которого устанавливаетосновные начала законодательства оналогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Критериикачества налоговой системы:

  • сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;

  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;

  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;

  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;

  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Основныетенденции развития налоговой системы:

  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;

  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;

  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;

  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;

  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;

  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;

  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;

  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков ;

  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;

  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://studfile.net/preview/1605010/page:42/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.