Принципы избирательной системы

Основные принципы избирательной системы Российской Федерации и проблемы их реализации

Принципы избирательной системы

Смешанная избирательная система – избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.

Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

На основе смешанной избирательной системы в России проходило формирование Государственной Думы: 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.

Применение подобной системы предусматривается и при выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день все субъекты РФ привели свое избирательное законодательство в соответствие с положениями федерального избирательного законодательства, т.е. закрепили применение на выборах смешанной избирательной системы.

Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе.

Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.

В тоже время, каждая из избирательных систем имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам мажоритарной системы следует отнести её простоту, а также как единственно возможную систему при выборах глав государств или государственных образований.

Характерными её чертами является наличие непосредственных связей между кандидатом и избирателями, возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти.

Наиболее существенным недостатком при такой системе является то, что «победитель получает все». Граждане, авшие за других кандидатов, вообще никак не представлены в законодательных органах власти. Это несправедливо, так как большинство избирателей али за других кандидатов, но победитель в любом случае будет считаться демократически избранным.

Таким образом, мажоритарная система может приводить к значительному искажению предпочтений избирателей. Тем самым создаются наибольшие возможности для манипулирования этими предпочтениями.

Преимущества пропорциональной системы выражаются в том, что она обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти.

В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с процентным барьером, который должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов, тем самым мелкие, невлиятельные партии автоматически устраняются.

Основная претензия, предъявляемая к пропорциональной избирательной системе, заключается в том, что избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти.

Перейдя на пропорциональную избирательную систему по выборам в Государственную Думу, законодатель не устранил прежние недостатки выборов по смешанной системе и не предупредил новые.

Так при построении общефедеральных и региональных списков, в них упоминались фамилии известных людей, которые занимали высокие государственные чины, и не помышлявшие о реальном обретении депутата. Таким образом, избиратели доверяя свой голос такому депутату фактически оказывались обманутыми.

Следующими недостатками пропорциональной системы являются: ослабление связи кандидата с избирателями; возникает зависимость депутатов от партийной фракции; увеличивается число фракций, в том числе и мелких, которые конкурируют между собой и, как следствие, негативно влияют на стабильность работы парламента.

Длительное время ученые и практики спорят о том, какой вид избирательной системы для той или иной страны предпочтительнее. Как справедливо заметил В.Е. Чиркин, «идеальных избирательных систем нет, и в обозримом будущем, несмотря на развитие науки и техники, они по объективным причинам, видимо, не появиться».

2. Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации

2.1. Принципы избирательной системы

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов.

Под принципами избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.

Под всеобщим избирательным правом понимается право всех дееспособных граждан мужского и женского пола принимать участие в выборах. Это право ограничено возрастным цензом и цензом оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

В Российской Федерации активное избирательное право и право ать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания не лишает его права на участие в выборах. Иностранцы могут избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.

Пассивное избирательное право ограничивается дополнительными условиями, установленными в Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, к которым также относится возрастной ценз и право заниматься определенным видом деятельности.

Равное избирательное право — это участие граждан в выборах «на равных основаниях». Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права.

Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов ания на всех стадиях избирательного процесса.

Все голоса должны иметь «равный вес», то есть одинаково влиять на результат выборов.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Косвенные или многостепенные выборы отличаются от прямых тем, что избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков или орган, которые в свою очередь избирают какого-либо депутата или должностное лицо.

В России фактические непрямые выборы предусмотрены в отношении губернаторов (президентов) субъектов РФ, которые, наделяются полномочиями законодательными собраниями по представлению Президента РФ.

Тайное ание — обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей.

Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата.

Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, то есть установить личность избирателя.

Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то это вправе сделать соответствующая избирательная комиссия.

2.2. Основные черты избирательной системы в Российской Федерации

Избирательное законодательство Российской Федерации определяет следующие уровни выборов органов государственной власти: федеральные выборы, региональные выборы.

Федеральные выборы – это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Региональные выборы – это выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, иные государственные органы и на выборные должности в субъектах Российской Федерации, предусмотренные их конституциями, уставами и проводимые на основе федеральных законов и в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Термин «муниципальные выборы» был введен в юридическую практику в 1995 году Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Под муниципальными выборами понимаются выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

В широком понимании термина «муниципальные выборы» понимают избрание органов территориального общественного самоуправления, а также иных лиц для участия в реализации отдельных полномочий местного самоуправления.

Более точным является утверждение, что местное самоуправление предусматривает как выборы населением органов местного самоуправления, так и возможность избрания лиц, уполномоченных представлять интересы отдельной части населения муниципального образования в порядке, который не отражен в федеральном законодательстве.

В избирательном законодательстве юридически определены следующие основные виды выборов: очередные выборы (иногда их называют основные); досрочные выборы; выборы в порядке ротации части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти; выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы); повторные выборы в случаях, предусмотренных законодательством о выборах.

Очередные (основные) выборы проводятся по истечении установленного конституцией (уставом) срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти соответствующего уровня.

Досрочные выборы проводятся в связи с досрочным прекращением их полномочий. Выборы депутатов в порядке ротации проводятся в отношении части депутатов либо одной из палат представительного органа государственной власти в порядке и сроки, предусмотренные конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

Выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы) проводятся в случае сложения депутатом своих полномочий по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о выборах.

Повторные выборы назначаются и проводятся в случаях, когда названные виды выборов признаны несостоявшимися или недействительными по решению соответствующей избирательной комиссии либо по решению суда.

Органы государственной власти субъекта Федерации вправе самостоятельно регулировать избирательные процессы на своих территориях, в том числе использование избирательной системы, включая закрепление видов и механизмов выборов, сроков полномочий и соответственно даты назначения выборов, то есть федеральный и региональный уровни выборов не связаны между собой едиными сроками их организации и проведения.

Важнейшим институтом прямой демократии является референдум.

Референдум — это ание граждан по наиболее важным вопросам (государственного или местного значения), которое проводится тайно на основе принципов всеобщего равного и прямого волеизъявления.

Референдум, наряду с выборами в органы государственной власти и местного самоуправления, является важнейшей формой прямой демократии. Конституция Российской Федерации является основным источником законодательства о референдуме.

В Российской Федерации действуют законодательство о референдуме Российской Федерации, законодательство о референдуме субъекта Российской Федерации, законодательство о местном референдуме.

Законодательство о референдуме Российской Федерации.

В Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации», принятом 7 июля 1995 года Государственной Думой и одобренном 3 октября 1995 года Советом Федерации, определяются демократические принципы участия граждан Российской Федерации в референдуме Российской Федерации, вопросы, которые должны выноситься на референдум в обязательном порядке, приводится перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум, а также перечень обстоятельств, исключающих проведение референдума Российской Федерации.

Важной гарантией конституционного права граждан на участие в референдуме субъекта Российской Федерации является определение круга вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум субъекта Российской Федерации. Так, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на проведение референдума граждан Российской Федерации» (п. 3 ст.

13) установлено, что на референдум субъекта Российской Федерации, а равно и на местный референдум не могут быть вынесены вопросы: о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; об избрании, утверждении, назначении либо даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Источник: https://student.zoomru.ru/grajdan/osnovnye-principy-izbiratelnoj-sistemy-rossijskoj/199103.1640543.s2.html

Избирательная система РФ: понятие, виды и типы, принципы избирательного процесса

Принципы избирательной системы

Любое демократическое государство характеризуется наличием честных выборов и референдумов. Выборы в Российской Федерации проходят регулярно. Каким образом они организуются, что говорится в законодательстве об избирательной системе в РФ? Попытаемся разобраться в нашем материале.

Выборы в демократическом государстве

Система организации выборного процесса являет собой необходимый элемент реализации народовластия. Это базовый принцип российской государственности.

Российская Конституция содержит в себе основополагающие принципы, относящиеся к формированию и реализации выборов.

Положения имеют высшую юридическую силу, непосредственное действие и выстроенный порядок реализации на территории всей страны.

В основном законе страны обозначена конституционно-юридическая схема взаимоотношений между институтом выборов и демократией как политической формой формирования власти. Фундаментальной является характеристика таких институтов, как референдум и выборы. Это высшие способы выражения власти народа. Именно эти два инструмента составляют избирательную систему в РФ.

К конституционным основам развития политической демократии относятся верховенство основного нормативного акта — Конституции, федеральных законов и законодательства регионов страны. Обеспечивается единство структуры государственной власти, разграничение обязанностей, полномочий и предметов ведения между центральными и субъектными органами.

Для понимания того, как именно устроена избирательная система в РФ, следует обратиться к статье 32 российской Конституции.

В ней сказано, что возможность избираться и быть избранными в органы государственной власти и инстанции местного самоуправления есть субъектное право граждан Российской Федерации.

Право выбирать именуется активным, а право избираться — пассивным. На основе этих двух возможностей и формируется система избирательного права в РФ.

Ценность выборов

Какое значение имеет институт выборности в Российской Федерации? Реализация основных принципов избирательной системы, как уже было сказано, является основополагающим критерием соблюдения демократии в стране.

На современном этапе сохраняется проблема переходности политических институтов. Старые инстанции еще сохраняют свое влияние на разработку и принятие решений стратегического характера, а новые органы еще не имеют необходимых качеств для адекватного влияния на политику будущего развития и ее регулирования.

Таким образом, в рассматриваемой системе сохраняются две противоположные тенденции: реставрация и модернизация. Они олицетворяют собой сопутствующие технологии социального управления: авторитаризм и демократию. Это проявляется в перманентных институциональных конфликтах и кризисах.

Разрешение последних допустимо лишь путем достижения согласия между ведущими социально-политическими группами и силами. Это предполагает, в свою очередь, присутствие механизма согласования позиций и интересов.

Основополагающим инструментом здесь являются выборы — избирательная система в РФ.

Выборы являют собой важнейший институт организации и реализации публичной власти в современных политических обществах. Они образуют новую проблемную сферу и отдельную область профессиональной деятельности.

Принципы системы

Избирательное право и избирательная система в РФ базируются на ряде важных принципов. Первый и основной принцип уже был разобран выше — это демократизм. В любом демократическом государстве приоритетной задачей является соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Избирательное право как система юридических институтов имеет своей целью защиту социальных интересов.

Еще один принцип связан с гуманностью. По сути, любая юридическая система носит гуманистический характер, так как направлена на защиту общественных прав и свобод.

Итак, три общих принципа избирательной системы в РФ тесно связаны друг с другом: демократизм обладает гуманистическим характером, вследствие чего в стране обеспечивается защита прав и свобод граждан.

Следующая группа принципов именуется специальной. Здесь следует выделить всеобщность избирательного права, а также его прямой и равный для всех характер.

Должна обеспечиваться тайна ания, а также добровольность участия в выборном процессе.

При этом государственные власти должны помнить про обязательность организации выборов, их периодичность, независимость избирательных комиссий, а также гласность и открытость при подсчете .

Виды избирательных систем в РФ

Что представляет собой избирательная система? Это совокупность социальных отношений, которые связаны с выборами инстанций публичной власти. Сфера таких отношений достаточно объемна, а потому ее принято делить на несколько форм.

Первый вариант именуется мажоритарной избирательной системой. В РФ это система большинства. Избранным считается то лицо, за которое было подано наибольшее количество . Голоса, которые были поданы за прочих кандидатов, исчезают.

Данная система считается единственно возможной при избрании одного должностного лица. Применение подобной системы для выборов коллегиальной властной инстанции, предположим, палаты парламента, влечет за собой формирование одномандатных избирательных округов.

Получается, в каждом округе должно быть выбрано только одно должностное лицо.

Существуют два типа мажоритарной системы: абсолютная и относительная. При абсолютной системе кандидат должен набрать 50 процентов и еще один голос. При относительной форме мажоритарной системы кандидат набирает простое большинство .

Второй вариант избирательной системы именуется пропорциональным.

Основная идея заключается в получении в парламенте того числа мандатов, которое пропорционально числу , поданных за ее кандидатов на выборном процессе. Основным недостатком такой системы является ее сложность.

Тем не менее, пропорциональная форма в достаточной степени справедлива. Избиратель определяет свои политические предпочтения в рамках списка кандидатов.

Третий вариант именуется смешанным или полупропорциональным. Здесь объединены две описанные выше системы.

На требовании большинства для реализации выборного процесса, даются некоторые возможности представительства меньшей части избирателей.

Используется правило ограниченного вотума, согласно которому избиратель голосует не за число кандидатов, которое равняется количеству подлежащих избранию депутатов, а за число гораздо меньшее.

Источники российского избирательного права

Разобравшись с основными видами избирательных систем в РФ, следует уделить внимание законодательной базе, благодаря которой и функционирует вся рассматриваемая структура.

Основным нормативным источником избирательной отрасли права является, конечно же, Конституция РФ. О ее статье 32, которая регламентирует выборный процесс в Российском государстве, уже было сказано выше.

В статье 15 главного закона страны говорится о приоритете международных норм над отечественными положениями. Здесь дается отсылка на необходимость соблюдения международных договоров. В сфере избирательного права это, например, Международный пакт о политических гражданских правах 1966 года. Здесь же следует выделить решения Суда по правам человека, конвенции ООН и многое другое.

В отечественной системе источников, помимо российской Конституции, следует выделить ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», ФЗ «О президентских выборах», ФЗ «О выборах в Госдуму» и ряд других нормативных актов.

Федеральная избирательная система

Выборы депутатов в нижнюю палату парламента, Государственную думу, являются отличным примером работы федерального избирательного права и избирательной системы в РФ. Исторически сложилось, что именно выборы в представительный орган в значительной мере определяли направления развития всей системы российского избирательного законодательства.

Вторым важным элементом в рамках работы центральной выборной системы являются выборы российского главы государства — президента. Это должностное лицо назначается каждые шесть лет путем прямого изъявления гражданской воли.

Оба явления регламентируются соответствующей нормативной базой. Во-первых, это Конституция РФ, коей определяются основные направления отечественной избирательной системы. Во-вторых, это федеральные законы «О выборах президента» и «О выборах депутатов Госдумы».

Выборы в Государственную думу

Понятие избирательной системы в РФ можно рассматривать через призму процедуры формирования нижней палаты парламента — Государственной думы. Это процесс всеобщего, тайного и непосредственного ания по назначению должностными полномочиями 450 депутатов. Реализуется такая процедура каждые 5 лет.

В соответствии с действующим законодательством, из 450 мандатов половина распределяется между политическими партийными списками, которые получили по результатам избрания не менее 5% . Во вторую половину входят депутаты — победители выборов в одномандатных округах.

Согласно ФЗ «О выборах депутатов в Госдуму», депутаты наделяются полномочиями по федеральному избирательному округу пропорционально количеству , которые были поданы за федеральные списки кандидатов.

Выборы каждого нового созыва инициируются главой государства.

Решение о начале избирательного процесса должно быть вынесено не ранее чем за 110 дней и не позже, чем за три месяца до начала выборного процесса.

День ания — это первое воскресенье месяца, в который истекает конституционный срок полномочий нижней парламентской палаты. Формирование списка кандидатов происходит посредством включения кандидатур в федеральный список кандидатов. Каждая политическая партия способна выдвинуть только один список.

Проблемы выборов в Госдуму

Российская Федерация — государство относительно молодое. Оно появилось в 1991 году, а основной его закон, Конституция, и вовсе увидел свет лишь в 1993 году. Из-за этого существующую избирательную систему, так же как и политический строй, нельзя назвать совершенной. Проблемы системы становятся особенно заметны при анализе процедуры выборов в российскую Государственную думу.

На стадии подготовки и лицензирования списка кандидатов начальство избирательных объединений и блоков нередко оставляет в стороне мнение региональных структур. Как итог — рядовые избиратели отлучаются от контроля за важнейшей стадией выборного процесса.

Частыми являются случаи, когда лидеры партий включали в списки любого, кто готов помогать компании — в том числе финансово. Это очевидная проблема существующей избирательной системы, поскольку заметно снижается эффективность работы политической структуры.

Не помогают даже установленные законом правила выдвижения кандидатов.

Для решения проблемы законодателям следует задуматься о том, какая избирательная система в РФ будет более эффективной. Замена существующей смешанной системы выборов мажоритарной формой избрания депутатов являет собой радикальную меру, но практика других стран показывает ее качество.

Второй вариант оптимизации системы предполагает сохранение полупропорциональной формы выборного процесса, но уменьшение количества депутатов до 150 человек. По заявлениям некоторых экспертов, это позволит сохранить позитивное влияние на развитие многопартийности, и в то же время ограничить до разумных пределов влияние политических обществ на процедуру формирования Госдумы.

Выборы главы государства

Избирательная система президента РФ обладает рядом специфических особенностей, о которых следует рассказать.

Согласно ФЗ о президентских выборах в РФ, глава государства должен иметь гражданство страны, в которой собирается воспользоваться пассивным избирательным правом.

Он должен быть не моложе 35 лет, а срок его постоянного проживания на российской территории должен составлять 10 лет минимум. Одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков подряд.

Российский президент наделяется должностными полномочиями сроком на шесть лет. Избирательная система на выборах президента РФ выстроена на базе принципов равности , тайны и прямого ания.

Выборы реализуются по единому федеральному избирательному округу, который вбирает в себя всю российскую территорию. Назначает ание высшая палата Парламента — Совет Федерации. Решение о проведении выборного ания должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позже чем через три месяца до дня избрания президента.

Региональные выборы

Система избирательных органов РФ в субъектах действует несколько иначе, чем на федеральном уровне. Исходные принципы образования региональных властных структур регламентированы в Конституции. Так, статья 77 основного закона страны гласит о том, что регионы имеют возможность самостоятельного определения правового статуса, порядка избрания и структуры своих представительных органов.

Согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», в российских регионах требуется неукоснительное соблюдение демократических норм и принципов. Должна подчеркиваться недопустимость ограничения гражданских избирательных прав в зависимости от пола, этноса, национальности, мировоззрения, языка, происхождения, имеющейся собственности, отношения к религии и т.д.

Процедура ания в субъектах РФ мало отличается от федеральной. Реализуются все те же правила и принципы, что и при формировании центральной законодательной системы, либо при наделении президента должностными полномочиями.

Источник: https://www.nastroy.net/post/izbiratelnaya-sistema-rf-ponyatie-vidyi-i-tipyi-printsipyi-izbiratelnogo-protsessa

Избирательная система РФ: понятие, виды и типы, принципы избирательного процесса на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается.

Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов.

Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Источник: https://News4Auto.ru/news4auto-izbiratelnaia-sistema-rf-poniatie-vidy-i-tipy-principy-izbiratelnogo-processa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.