Предмет психологии развития

Содержание

Что такое Психология развития? Психология развития — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Предмет психологии развития

Психология развития — это раздел общей психологии, изучающий развитие психики человека на протяжении всей его жизни.

В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология.

Психология развития исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие

Официальным годом рождения психологии развития принято считать 1882 г. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии. Однако официально термин «психология развития» утвердился в научном сообществе лишь в 60 — 70-е годы ХХ века.

Психология развития в России

Долгое время в нашей стране психология развития охватывала только период жизни человека от рождения до 18 лет и носила название возрастной психологии. Были описаны характеристики каждого из возрастов, основные новообразования и трудности на каждом этапе. Д.Б.

 Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет.

Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Каждый возраст характеризуется:

  • своей социальной ситуацией развития;
  • ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
  • возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.

Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространённая в отечественной психологии. При этом выделяются следующие собственно возрастные этапы формирования личности:

  • ранний детский (преддошкольный) возраст (0–3),
  • дошкольное детство (3–7),
  • младший школьный возраст (7–11),
  • средний школьный возраст (11–15),
  • старший школьный возраст (15–18).

Западный подход к психологии развития

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах.

Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определённое качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе.

Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д.

 Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнётся с серьёзной жизненной неудачей.

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

  • Первая фаза — младенчество. Её главная задача — выработать у младенца бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляется чувство «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
  • Во второй фазе — раннем детстве — у ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность — стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребёнка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, даёт ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
  • Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
  • Главное новообразование четвёртой фазы — школьного возраста — чувство, предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребёнка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
  • Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопредёленность. Типичная черта этой фазы развития — «ролевой мораторий» (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьёз и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
  • Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Её альтернатива — чувство изоляции и одиночества.
  • Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
  • Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст, или старость, характеризуется появлением чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста — отрешённость и мудрость, т. е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определённой высоты.

Психология развития охватывает жизнь человека как непрерывный процесс изменения личности. Данный раздел психологии позволяет отследить закономерности развития личности, помочь преодолеть основные возрастные кризисы и найти нужный вектор для дальнейшего движения вперед.

БАК — уникальный метод биоакустической коррекции, цель которого — саморегуляция нервных процессов естественным способом. Пациент прослушивает собственную же энцефалограмму, преобразованную в звукоряд. Эта «музыка мозга» при наличии выраженных проблем воспринимается им же как дисгармоничная и неприятная… Читать дальше

На одной из международных конференций по детскому психоанализу выступали именитые аналитики из Аргентины и презентовали реальный случай из практики. Спешу поделиться.

Молодая женщина по имени Сьюзен обратилась к аналитику с такой проблемой — её трёхлетняя дочь Кэтти совершенно не может без неё обойтись… Читать дальше

В течение 9 месяцев ребёнок физиологически является одним целым с мамой, после чего наступает период, когда он неизбежно должен отделиться и начать самостоятельно дышать, кушать и осуществлять все остальные физиологические процессы. И если при рождении это происходит всегда и естественно, то в случае… Читать дальше

Повезло или нет, не мне судить! Но если ваш ребёнок активнее, чем вы, то вам точно не будет скучно. У каждого родившегося на земле человека есть свои особенности и свой потенциал. Это индивидуально. Осознанное отношение к тому, что мы разные, позволяет родителям не подстраивать своих детей под себя… Читать дальше
  1. Очень популярная в прошлом телепрограмма «Утренняя звезда» была закрыта, в том числе, и благодаря последствиям, психическим увечьям и психотравмам детей и соответствующему недовольству такими последствиями родителей. Прошло время, все успокоилось и Первый телеканал опять смело пошёл в этот поход, но теперь…

Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Психология развития»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/psihologiya_razvitiya/

Психология развития

Предмет психологии развития

Психология развития – раздел психологической науки, изучающий рост и изменения личности на протяжении жизни. Её могут также называть возрастной психологией, хотя это чуть более узкое понятие.

Обычно выделяют четыре основных подраздела ПР: пре- и перинатальную психологию, детскую психологию, юношескую и п.зрелого возраста, а также геронтопсихологию.

Отправной точной в истории ПР стала публикация в 1882 году работы немецкого физиолога и психолога В.Прейера «Душа ребенка».

Сам термин «психология развития» стал общепринятым в 1960-1970 гг.

Объект и предмет психология развития

Объектом является человек в процессе взросления и становления личности. ПР устанавливает изменения людей, происходящие в разном возрасте, устанавливает их закономерности и причины.

Предметом же ПР становятся возрастные периоды, усовершенстование психических процессов (когнитивных, волевых, эмоциональных), моменты и трудности переходов от возраста к другому, скорость и направленность личностного развития в тот или иной период жизни.

Психология развития

Психология развития ставит своими задачами:

  • определение основных закономерностей развития индивидуума;
  • установку причин перехода от одного возраста в другой (от детства к юности, например);
  • классификацию каждого возрастного периода;
  • создание психологического описания каждого из периодов;
  • определение и исследование главных факторов развития.

Исходя из этих задач ПЛ получает следующие функции:

  • описательная – описывает этапы становления личности, особенности, присущие тому или иному возрасту;
  • объяснительная – поиск причин и факторов изменений личности в различном физическом возрасте;
  • прогнозирующая – благодаря этой функции можно заранее понимать, когда наступит психологический кризис, связанный с возрастными изменениями;
  • корректирующая – разработка лучших условий для личностного развития.

Пренатальная и перинатальная психология

Этому подразделу психологии развития уделяется сегодня большое внимание широких масс. Пренатальная психология занимается внутриутробным развитием малыша с 22 недели жизни плода до родов. Интранатальная фаза развития – это роды. Есть доказательства того, что ход родовой деятельности влияет на психику ребенка, а в последствие и взрослого. Постнатальная фаза – первая неделя после родов.

Геронтологическая психология

В центре геронтопсихологии находятся не только психологические, но также социальные и биологические аспекты старения. Процесс старения – дегенеративный, то есть развитие переходит в угасание, деградацию. Задачи геронтопсихологии – найти способы продлить активность когнитивных процессов, социально адаптировать пожилых людей.

Детская психология

Объем работ по детской психологии занимает чуть не большую часть всего объема работ по психологии развития, и это вполне объяснимо – основа личности формируется именно в детском периоде. Детская психология применяется в учебных заведениях, а также является объектом интереса для родителей.

Психология взрослого возраста

В центре этого подраздела ПР – возрастные жизненные кризисы человека. Часто подобные кризисы приводят к кардинальным изменениям в личной и общественной жизни человека. Кризис – это не нечто негативное, но толчок к новому витку развития.

Возраст

Одним из важнейших понятий ПР является понятие возраста.

Он может быть:

  • биологическим (соответствие физических параметров индивида средним показателям);
  • социальным;
  • психологическим (т.н. психологическая зрелость);
  • физическим (числовое значение в днях, неделях, годах).

Педиатра будет волновать несоответствие биологического возраста физическому, детского психолога – социального возраста физическому, психолога для взрослых – социального возраста физическому.

Принято следующее возрастное деление:

  • младенчество – с 0 до года;
  • раннее детство – с года до трех;
  • игровой возраст (дошкольник) – с трех до шести лет;
  • школьник – от шести/семи до двенадцати;
  • юношество – от двенадцати до двадцати лет, здесь также может добавляться категория тинейджер или подросток – с 12 до 16 лет;
  • молодость – с 20 до 25 лет;
  • взрослый – от 26 до 60 лет;
  • старость – с 60 (65) лет.

Факторы, влияющие на развитие личности

Основными факторами являются наследственность (биологический), среда и воспитание (социальные). Среда в данном случае – очень широкое понятие, подразумевающее все внешние факторы, влияющие на развитие личности: семья, друзья, место проживания, культурная и национальная сферы. Под воспитанием подразумевается осмысленное развитие ребенка.

Теории развития

Различные психологические концепции породили множество теории развития личности.

Можно выделить следующие теории:

  • теория созревания Гезела, определившего различную скорость обучения в разных возрастах;
  • теория происхождения и эволюции Дарвина, Лоренца, Тинберга;
  • теория привязанности Боулби и Мэри Эйнсуорт – это ведущая теория при объяснении поведения младенцев. Привязанность – достижение эволюции, она необходима для увеличения шансов младенца на выживание и наилучшую адаптацию. В зависимости от того, чувствует ли ребенок себя комфортно и безопасно с главным взрослым его жизни (обычно это мать), зависит его дальнейшее развитие и формирование связей с другими людьми.
  • Система Марии Монтессори отражает идею о стремлении ребенка к самостоятельности. Взрослые должны создать для ребенка обучающую «подготовленную» среду, ребенок же самостоятельно выбирает занятие. Монтессори-педагог лишь слегка корректирует процесс. Наиболее эффективна эта система для детей 3-6 лет (игрового возраста), однако на сегодня открыто множество учебных центров Монтессори, где занимаются с детьми от 8 месяцев.
  • Ортогенетический принцип Хайнца Вернера, одного из основоположников сравнительной психологии личности.
  • Когнитивное развитие Пиаже. Согласно этой теории развитие человека не ограничивается его врожденными способностями: возможно развить познавательные навыки.
  • теория научения физиолога Павлова, выросшая в бихевиористический подход к развитию личности.
  • теория социального научения Альберта Бандуры, изучавшего подростковую агрессию.
  • Теория Выготского с выводом о влиянии на развитие личности социальной ситуации развития.
  • теория психосексуального развития Фрейда с выделением таких периодов развития ребенка, как оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.
  • теория о 8 периодах развития личности Эриксона, который переосмыслил этапы развития по Фрейду, добавив к ним еще три взрослые стадии.
  • теория зрелости Карла Юнга.

Знакомство с основами психологии развития даст ключи к пониманию своих детей, старших родственников, а также самого себя. Применяя полученные данные, можно преодолеть с наименьшими потерями жизненные кризисы развития, сделать свою жизнь гармоничнее и счастливее.

Автор статьи социальный психолог  Гудилова Екатерина Владимировна

Источник: https://urologia.msk.ru/main/psixologiya/psixologiya-razvitiya

Основы возрастной психологии: что изучает предмет, какими аспектами занимается

Предмет психологии развития

С момента рождения человека и до ухода из жизни происходят его психологические реформации. Возрастная психология отслеживает подобные изменения по степени взросления. Она существует как отдельное направление в науке.

Изменения человека с годами

Что такое возрастная психология

Развитие это в психологии закономерность, по которой происходят преобразования психики во временном интервале. При этом рассматриваются количественные, качественные и структурные  метаморфозы.

Перед возрастной психологией, как разделом психологии в целом, поставлена задача – исследовать все факты и динамику человеческой психики в каждый момент проживания: в детстве, юности, зрелости и старости.

Основные понятия

Факторы развития личности человека — что к ним относится

Главные положения, которыми занимается возрастная психология, это:

  • развитие индивида;
  • возраст (период).

Внимание! Развитие – это термин (определение), означающий переход от низшего качественного состояния к высшему (новому) состоянию.

В данном случае подлежит изучению психическое развитие, обусловленное физическими изменениями с учётом социальных причин. Такие исследования позволяют составлять нормы поведения людей в разном возрасте.

Например, изучение изменений в развитии ребёнка по мере роста и созревания даёт возможность составить шкалу возрастных норм в разных сферах жизни малыша.

Это в дальнейшем помогает разрабатывать методы психологической коррекции для аномально развивающихся детей.

Классы коррекции психологического развития

Развитие человека протекает по следующим направлениям:

  • физическому – изменение размеров и форм внутренних органов, тела, мозговой структуры, сенсорики, моторики и прочего;
  • когнитивному – развитие умственных способностей (память, мышление, речь, внимание, восприятие и т.д.);
  • психосоциальному – приобретение социальных навыков, личностные особенности, восприятие окружающего мира и эмоциональные реакции.

Важно! Для полноценного развития личности все направления должны быть связаны между собой и не отставать во времени друг от друга.

Процесс человеческого развития имеет особенности, к которым относятся:

  • обязательное качественное изменение и переход на новый уровень поведения;
  • невозможность обратного процесса – нельзя вернуть прежнее состояние;
  • при выборе развития в одном направлении остаются нереализованными другие (обязательно сочетаются элементы прогресса и регресса) функции;
  • неравномерность – резкие качественные скачки сменяются медленными накоплениями изменений количественного характера;
  • зигзагообразность – образуются абсолютно новые признаки развития, которые функционируют хуже в своём начале (ребёнок, отлично ползающий, делая первые шаги, ходит плохо);
  • перерастание стадий в уровни – после появления следующей стадии предыдущая становится одним из уровней новой структуры, а не исчезает бесследно.

Возраст делится на типы: хронологический, биологический и психологический. Психологическое развитие в основном базируется на онтогенетическом методологическом подходе.

С его помощью ведут учёт всего процесса развития: от появления на свет до старости. Это позволяет изучать нарушения развития в психическом плане.

Выполнение организмом заложенной в него генетической программы под влиянием определённых внешних условий называется онтогенезом.

Аспекты изучения

Какими аспектами занимается

Психология личности человека

Объектом изучения этого раздела психологии как науки неизменно остаётся человек в определённый жизненный период. Его поведение и изменения в психике относительно возраста – главный аспект исследований. Перед изыскателями ставятся следующие задачи:

  • обнаружение и проработка обособленных и общих закономерностей для конкретной возрастной категории;
  • построение психологической картинки поэтапного взросления индивида;
  • разрешение проблем развития личности человека;
  • обнаружение психологических возможностей для каждого возраста.

К сведению. Возрастная психология (ВП) устанавливает свои закономерности, опираясь на данные, взятые из таких областей, как медицина, педагогика, этнография. Результаты работы в области ВП, ставшие общественным достоянием, применяются на практике.

Разделы возрастной психологии (ВП)

Как унизить человека морально и без мата — психология унижения

ВП призвана изучить следующие разделы психологии:

  • детство;
  • юношество;
  • средний возраст (взрослый);
  • старость (геронтопсихология).

В раздел детской психологии входят следующие возрастные категории:

  • младенческая;
  • ранняя;
  • дошкольная;
  • школьника младших классов;
  • подростка.

Иными словами, раздел детской психологии изучает детей в возрасте от нуля до достижения ими 14-15 лет. Подотрасль отслеживает образование условий и движущих сил, которые управляют развитием детской психики. Рассматривается деятельность ребёнка как личности, и устанавливаются особенности его развития.

Структура ВП

Кстати. На этапе детства особое внимание уделяется кризисам развития, приводящим к физическим, психическим и умственным отставаниям в развитии. Изучаются трудности утверждения ребёнка как личности в социальном окружении. Выявляются скрытые и явные комплексы, и прорабатываются пути избавления от них.

В разделе юношества психология работает с особенностями психики старших подростков, у которых наступает подростковый кризис. При этом ломается психика в результате переходного периода. В это время важно изучать спектр детских жизненных позиций и выявлять суть порывов к самоопределению. Для психологии здесь интересно познание таких моментов, как:

  • нюансы познавательной и эмоциональной деятельности;
  • образование позиций мировоззрения;
  • изменение самосознания.

В поле зрения попадают все ситуации социального развития юношей и девушек, а также их возрастные новообразования. Людьми зрелого возраста занимаются психологи с целью познания личности взрослого человека и сопровождающих её в эти годы кризисов.

Интересно. Изучение психологами сложной ситуации под названием «кризис среднего возраста» позволило максимально сгладить последствия жизненных проблем, вызванных изменениями в психике взрослого человека.

На этом этапе рассматриваются люди в возрасте от 30 до 60 лет. Средняя взрослость у всех наступает по-разному, в зависимости от скорости взросления, на которую действуют следующие факторы:

  • семейное положение;
  • социальный статус;
  • уровень личного психологического развития.

В этот момент человек ещё не старый, но и уже не слишком молодой. Кроме негативных мыслей о смысле жизни, упущенных возможностях, возраст даёт возможность достичь понимания своей сущности. В этот период происходит переоценка жизненных ценностей, душа жаждет достичь равновесия, и разум может ей в этом помочь.

Важно! Возрастная психология утверждает, что человек к 30 годам созрел для разумных позитивных изменений. Юность позади, а старость ещё далеко. Есть время для долгосрочных обдуманных проектов, в осуществлении которых могут помочь накопленные знания и опыт.

Кризис среднего возраста

Геронтопсихология – раздел ВП, отвечающий за выявление и изучение тенденций инволюционного характера. В старом возрасте происходит затухание некоторых физиологических функций: репродуктивности, свойства регенерации тканей, обмена веществ, образования в мозгу нейронных связей и т.д.

Со стороны психики снижается психическая устойчивость, наблюдается спад активности и защитных реакций. Изучая индивидуумов этого возрастного периода, геронтопсихология заостряет внимание на особенностях поведения, связанных с позициями:

  • семейных отношений;
  • оценки жизни;
  • социальной активности;
  • профессиональной сферы;
  • тревог и различных фобий.

На основании этих исследований осуществляется практическая психологическая помощь старым людям, разрабатываются меры, обеспечивающие условия их личной безопасности.

Старость

Методы исследования в возрастной психологии

Средства и приёмы, с помощью которых изучаются изменения в психологии развития, называют методами.

Б. Г. Ананьев, советский психолог, предложил разделить их на четыре группы:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • обработки данных;
  • интерпретационные.

Организационные методы бывают следующими:

  • сравнительный – используют в психологии развития в форме «поперечных» срезов: применение одинаковых психологических инструментов для разных возрастных групп;
  • лонгитюдный – многолетнее исследование конкретных людей (продольное) с применением дополнительных методик (наблюдение, тесты, эксперименты);
  • комплексный – сочетает в себе, кроме психологии, методы, используемые в других науках.

Если рассмотреть краткий список эмпирических методов, то он состоит из пунктов:

  • наблюдение за исследуемым субъектом (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее) – изучается поведение для распознавания особенностей индивидуальной психики;
  • опрос: устный или письменный (тестирование) – позволяет при помощи тест-опросов или тест-заданий получить результат качественной или количественной оценки состояния психики;
  • практический эксперимент – создание искусственной ситуации, при которой, наблюдая за испытуемым, вызывают проявление необходимых психологических реакций;
  • моделирование – знаковая (моделирование процессов психики) и воспроизведение определённого рода деятельности человека в искусственно сконструированной среде (лаборатории), применяется в случае недоступности других методов.

Методами обработки данных являются количественный (статистика) и качественный (работа с материалом, разбитым по группам, с описанием отдельных случаев, как исключительных, так и имеющих общие позиции).

Четвёртая группа методов – интерпретационные способы, к ним относятся:

  • генетический способ – определяет генетические связи между уровнями и стадиями развития;
  • структурный метод – выявляет связи личностных характеристик, изученных в процессе исследования.

Внимание! В первом способе связи называют «вертикальными», во втором – «горизонтальными».

Методы ВП

Периоды развития человека

Специалисты по психологии утверждают, что изучение психологического развития – это, прежде всего, деление на специальные хронологические периоды жизни индивидуума. Существуют классификации по возрасту, которые можно поделить на группы:

  • частные – рассматривающие отдельные отрезки жизненного цикла;
  • общие – включающие в себя всю жизнь.

К частной группе можно отнести классификацию становления интеллекта (составитель – Ж. Пиаже). Швейцарский психолог выделил периоды развития интеллекта:

  • от 0 до 2 года – сенсомоторный интеллект;
  • от 3 до 15 лет – организация определённых операций.

В этот период он выделил два отрезка: от 8 до 11 лет (конкретные операции) и от 12 до 15 лет (формальные операции). Общая классификация, предложенная Д. Бирреном, охватывает интервал от младенчества по старость. Она имеет вид:

  • от 0 до 2 лет – младенчество;
  • от 2 до 5 лет – предшкольный период;
  • от 5 до 12 лет – детство;
  • от 12 до 17 лет – юность;
  • от 18 до 25 лет – период ранней взрослости;
  • от 25 до 50 лет – зрелость;
  • от 51 до 75 лет – поздняя зрелость;
  • от 75 лет до смерти – старость.

Классификаций много, у каждой есть свои особенности, недостатки и достоинства, но в основе они составляют одну систему.

Современная возрастная периодизация

Опираясь на понятие возраста как предмета, помогающего изучению психологического развития, современные психологи выделили систему, приведённую в таблице ниже.

Современная возрастная периодизация

Возрастная психология помогает психологам и психиатрам правильно ставить диагноз и назначать лечение. С её помощью происходит своевременное выявление отклонений от нормы при развитии человека и последующем его существовании в социуме.

Источник: https://srazu.pro/vozrostnaya/vozrastnaya-psixologiya-razvitiya-cheloveka.html

Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии

Предмет психологии развития

Современная психология – это большая многоаспектная система научных дисциплин. Динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических свойств личности изучает психология человека.

Возрастная психология и психология развития

Раздел психологии, занимающийся изучением этапов развития психики и личности от рождения до старости называется возрастной психологией. Развитие здесь исследуется с точки зрения возрастных периодов, поэтому возрастную психологию принято считать разделом психологии развития, которая рассматривает развитие личности в общем плане.

Определение 1

Психология развития – это большой обобщенный теоретический курс, включающий в себя детскую, возрастную психологию, психологию юношества.

Это скорее методологическая основа для изучения подразделов, касающихся развития человека на определенных этапах. В центре – тема применения принципа развития, главного принципа методологии всех наук. Исследования по симптоматике определенных возрастных периодов являются материалом для формирования общего ряда закономерных явлений становления психики.

Динамика человеческой психики с учетом возраста, онтогенез психических процессов и качеств индивида, который развивается, являются предметом возрастной психологии.

Понятие «онтогенез» означает процесс индивидуального развития организма. В психологии – формирование психики, ее основных структур. Основная тема детской психологии – изучение онтогенеза.

Отечественные психологи придерживаются точки зрения, что в основе онтогенеза лежит предметная деятельность и общение, а именно совместная деятельность, где ребенок имеет возможность общаться со взрослым. В процессе интериоризации ребенок способен «присвоить» социальные, знаково-символические системы и средства совместной деятельности и общения.

Затем, на созданной основе формируются сознание и личностные качества. Ученые считают формирование психики процессом социальным, который может существовать только при активном развитии.

Безусловно, в центре развития и возрастной психологии, и психологии развития находится человек. Человек – это система, где единство образуют физическая, психическая, генетически обусловленная, прижизненно сформированная, природная, социальная и духовная стороны.

Виды возрастных изменений

Возрастные изменения бывают: эволюционные, революционные и ситуационные.

В разряд эволюционных изменений попадают преобразования количественного и качественного характера, происходящие в человеческой психике при переходе от одной возрастной группы в другую. Это медленные, основательные изменения. Они длятся от нескольких месяцев (у грудных детей) до нескольких лет (для подростков). Обусловленность этих изменений зависит от следующих факторов:

  • биологическое созревание и психофизиологическое состояние организма;
  • место ребенка в социуме;
  • уровень интеллекта и развития личности.

Определение 2

Революционные изменения – это стремительные, краткосрочные преобразования. Они являются более глубокими, чем эволюционные.

Изменения такого типа характерны для кризисных периодов, на границе возрастов, между эволюционными изменениями, которые протекают спокойно.

Ситуационные изменения происходят, когда на психику ребенка действует конкретная социальная ситуация. Изменения данного типа – отражение процессов, происходящих в психике под влиянием обучения и воспитания.

Первые два вида изменений являются устойчивыми и необратимыми. Они преобразуют психику человека, формируют личность. Третий вид изменений неустойчив и требует систематического подкрепления. Он преобразует частные формы поведения, знания, умения, навыки.

Основные задачи возрастной психологии

Задачей возрастной психологии является исследование и установление закономерностей психического развития в онтогенезе, определение этапов развития и психических особенностей того или иного возраста, возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности.

Рассматриваются темп, содержание, главенствующие факторы изменений на протяжении всей жизни человека. Сравниваются закономерности развития в разные периоды онтогенеза.

Предметом изучения возрастной психологии являются также механизмы, которые помогают приобретать новое, развивать, сохранять полученное в периоды снижения темпа развития, инволюции, в старости.

Когда сопоставляются данные механизмы, выявляются факторы, влияющие на интеллект, личностный рост.

В психологии развития можно выделить несколько подразделов: детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, геронтопсихология. Каждый возраст имеет свои закономерности развития, основные достижения, особенности.

Главным для этих отраслей психологического знания является изучение закономерностей формирования психики, механизмов и двигателей этого процесса, а также анализ существующих подходов к пониманию периодов, функций, генезиса психики, исследование различных сторон ее становления.

Дисциплины рассматривают влияние общения, обучения и воспитания на динамические процессы психического становления.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/vozrastnaja-psihologija/psihologija-razvitija-i-vozrastnaja-psihologija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.