Познавательный процесс

Содержание

Познавательные процессы в психологии личности: это что такое, кратко

Познавательный процесс

Чтобы определить уровень развития человека, нужно рассмотреть степень эффективности его познавательных процессов. Благодаря им он регулярно получает новую информацию извне, проводит ее обработку, анализирует, запоминает нужные данные. Познавательные процессы в психологии делятся на несколько видов, выполняют ряд функций, имеют определенную структуру.

Понятие и суть

Если воспринимать человеческую психику как внутренний мир человека — это сложная структура, которая состоит из 3 составляющих:

  • психических процессов;
  • свойств;
  • психических состояний.

Подобное деление является условным. Несмотря на то что психические явления взаимосвязаны, их можно разделить на сферы, одна из которых — познавательная. Она отвечает за получение новой информации, ее усвоение, анализ данных. Познание в психологии занимает важнейшую роль, поскольку без него развитие личности полностью остановится.

История открытия и изучения

Активное изучение началось в 18 веке. Тогда люди начали познавать науки, творческие направления. Огромный вклад развитие этого направления внесли — Выготский и Рубинштейн.

Функции и структура

Функции:

  1. Прием, обработка сенсорной информации, которая поступает из внешнего мира.
  2. Грубая обработка первичных данных, составление общего представления о конкретной теме.
  3. Сохранение полученной информации, распределение ее по разным блокам памяти.
  4. Создание абстрактных понятий.
  5. Установление взаимосвязей между блоками информации.
  6. Создание перспективных задач.
  7. Формирование стратегий под разные виды деятельности.

Одна из функций, за которую отвечают познавательные процессы — прогностическая. С ее помощью человек вычисляет какой результат будет после выполнения определенного вида деятельности.

Структура познавательных процессов:

  1. Получения информации.
  2. Обработки данных на первичном уровне.
  3. Обобщения, синтеза, анализа, сравнения.
  4. Сохранения информации.
  5. Создания новых образов, понятий, знаний.
  6. Проведения сложных операций с усвоенной информацией.

Человеческое познание имеет иерархию, которая состоит из сложных, простых уровней когнитивных процессов.

Классификация и закономерности

Познавательные процессы делятся на две больших группы:

  • специфические;
  • неспецифические.

Каждая группа включает несколько процессов.

Специфические

Это познавательные процессы, принцип работы которых невозможно точно описать, охарактеризовать.

Ощущения

Ощущения – сенсорные процессы, которые отвечают за отражение отдельных свойств разных предметов — вкус, цвет, характер поверхности, температура. Ощущения исчезают, когда заканчивается контакт с внешним объектом. Они делятся на три группы зависимо от расположения рецепторов:

  1. Интероцептивные — расположены внутри организма, считывают информацию с работы внутренних органов.
  2. Экстероцептивные — к ним относятся пять основных видов ощущений, о которых знает любой человек. Расположены на поверхности тела.
  3. Проприоцептивные — расположены внутри мышечных волокон, связок.

Несмотря на важность ощущений, человек не осознает их полностью.

Восприятие

Второе название — перцепция. Восприятия помогает отражать мир в целостных образах, но они сиюминутны. Например, человек точно представляет машину, пока смотрит на нее. Если от нее отвернутся, изображение сохранится в памяти, а прямое восприятие прекратится.

Виды восприятия:

  • слуховое;
  • обонятельное;
  • зрительное;
  • вкусовое;
  • осязательное;
  • восприятие пространства, движения, времени.

Восприятие строится на аналитико-синтетической деятельности головного мозга.

Мышление

Мышление — процесс отражения действительности. С его помощью человек обрабатывает поступающую информацию. Мышление представляет собой сложную деятельность, которая организуется, управляется сознательно.

Мыслительные операции:

  1. Анализ — обработка полученной информации, выделение из нее главных элементов, качеств.
  2. Сравнение полученных данных, отдельных моментов.
  3. Обобщение образов.
  4. Синтез — распределение информации по отдельным блокам для формирования новых теоретических знаний.

Мышление бывает абстрактно-логическим, наглядно-образным, наглядно-действительным.

Неспецифические

Представляют собой познавательные процессы, которые полностью осознает и может охарактеризовать человек.

Память

Память позволяет преобразовывать сохраненную информацию для активной работы мышления, но ее нельзя назвать самостоятельным психическим процессом, поскольку она не существует в чистом виде.

Опыт, которые накапливает человек в течение жизни является памятью. Если человек ее утратит, он потеряет опыт, собственную личность. Память состоит из 4 процессов:

  • забывания;
  • запоминания;
  • воспроизведения;
  • сохранения информации.

Внимание

Внимание — концентрация сознания на внешних объектах. Чтобы правильно выполнять работу правильно, нужно на ней сконцентрироваться. При этом окружающие факторы уходят за грани визуального восприятия. Виды внимания:

  1. Произвольное — осознанная деятельность, при которой индивид концентрирует внимание на малоинтересном.
  2. Непроизвольное — внимание концентрируется на объекте под воздействием различных раздражителей.

Психологи рассматриваются внимание как направляющую мышления.

Воображение

Воображение отвечает за рождение новых образов. Это человеческая форма познания окружающего мира. Элементарное мышление присуще высшим животным, но воображение им недоступно.

Воображение можно назвать сложным психическим процессом, во время задействования которого комбинируются различные элементы из прежнего опыта и создаются новые образы.

Воля

Воля — умение человека, позволяющее контролировать желания, поведение, деятельность зависимо от поставленных задач. С помощью воли индивид может преодолевать сложности, выстраивать продуктивную целенаправленную деятельность.

Способы исследования

Чтобы оценить развитие познавательных процессов, используются тесты на определение:

  • общего развития;
  • способностей в области механики;
  • возможностей пространственного воображения;
  • психомоторных способностей.

Полученная информация анализируется. При наличии отклонений психолог разрабатывает методику исправления дефектов.

Проблематика

Если познавательные процессы слабо развиты, замедлится общее развитие человека. Подобные проблемы чаще связаны с воздействием окружающих факторов:

  • неправильным воспитанием;
  • плохими условиями для жизни;
  • неправильно подобранной методикой обучения в садике, школе.

Проблемы с познанием могут быть обусловлены психическими или физическими заболеваниями.

Методы развития

Если после проведения тестов психолог определил дефекты познания, он разрабатывает методики для их исправления. Методики для развития памяти:

  1. Упражнение по запоминанию слов. Нужно составить список из произвольных слов, читать его 30 секунд, а потом попробовать в точности воспроизвести прочитанное. Список нужно постепенно расширять.
  2. Упражнение — вчерашний день. Нужно положить перед собой лист бумаги, написать на нем дела, которые производились вчера. Чем больше описано точностей, нюансов — тем лучше.

Методики для развития внимания:

  1. Упражнение — тест Струпа. Перед человеком кладут лист бумаги, на котором разным цветом написаны отдельные слова. Каждое слово обозначает противоположный цвет тому, каким оно выделено. Индивид должен назвать цвета как можно быстрее, не обращая внимания на цвет.
  2. Упражнение — радио. Послушать песню со словами на большой громкости. Постепенно снизить звук до минимума, на котором при концентрации слуха можно различать отдельные слова, попробовать послушать песню еще раз.

Методики для развития мышления:

  1. Упражнение — мозговой ящик. Для начала выполнения методики нужно выбрать три темы. После этого нужно начать размышление на каждую из них в течение 5 минут.
  2. Упражнение — найти причину. Его выполняют в компании других людей. Один участник выполняет нехарактерную манипуляцию. Другие должны предложить причину совершения действия.

Методики для развития воображения:

  1. Упражнение — случайные слова. Нужно взять первую попавшуюся книгу или журнал, выбрать 10–15 произвольных слов, попытаться составить из них рассказ.
  2. Упражнение — идеи из хаоса. На чистом листе бумаги поставить несколько точек в произвольных местах. Соединить их линиями. Подумать, что обозначает получившаяся фигура, варианты записать внизу листа.

Познавательные процессы нужны человеку, чтобы получать новую информацию из окружающего мира, анализировать ее, разбивать на логические блоки, сохранять в качестве опыта. Если развитие замедляется, психологи проводят тесты для определения эффективности познания. Проблемы исправляются практическими методиками, которые должен подбирать опытный психолог.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/poznavatelnye-protsessy.html

Познавательные процессы – основа интеллектуального развития дошкольника

Познавательный процесс

Познавательные процессы в дошкольном возрасте делают марафонский рывок, превращая несведущего малыша в активную личность – мыслящую, действующую, занимающуюся творчеством. За считанные годы происходит становление умственного потенциала, подготавливая ребенка к большому старту — к школьному обучению и к дальнейшей взрослой жизни. 

Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.

Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло.

Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.

задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.

Освоиться и развиваться в этом мире возможно только при условии целенаправленного познания с применением волевых усилий. В этом заключается произвольный характер познавательных процессов.

Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность.

Структура познавательной сферы и краткое описание развития процессов

Процессы познания составляют основу познавательной сферы. К ним относятся:

  • восприятие
  • воображение
  • память
  • мышление
  • внимание

Все они настолько тесно переплетены, что в один и тот же короткий промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного на другой.

Последний из перечисленных психических процессов обладает особой функцией – выступает, своего рода, регулировщиком и определяет, какой объект подвергнется обработке в мозговом центре. Ребенок обращает внимание на предмет или его деталь, на природное явление или звук, и в ту же секунду что-то выделяет, запоминает, представляет, обдумывает.

Выделяется своим удельным весом в познавательной сфере и восприятие.

Это ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте, так как умственное развитие начинается с получения сенсорной информации с помощью органов чувств.

Постепенно восприятие приобретает осмысленность и становится основой познавательной деятельности. Из этого же процесса отщепляется память и обретает самостоятельные функции познания.

Влияние речи на развитие познавательных процессов

Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.

Трехлетний ребенок с помощью слов фиксирует результат своих действий и закрепляет их в сознании и памяти. Потом речь перемещается в начало выполнения действий, предваряя их. Речь обретает планирующую функцию и применяется малышом в форме высказываний, направляющих действия: «Буду строить домик», «Я рисую солнышко».

Такую речь называют в психологии эгоцентрической. Она помогает ребенку сконцентрироваться на выполнении действий, а также стимулирует воображение. Проговаривая, дошкольник представляет, что он хочет получить в результате.

Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят, слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к обобщению.

Увидев крупногабаритную детскую машину, ребенок восхищенно отмечает: «Большая машина!», но воспринимает это уже как признак крупного предмета, а не в качестве названия игрушки. Дошкольник рассуждает на доступном ему уровне, соотносит факты, замечает признаки и делает выводы.

Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти. Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная характеристика.

Отдельным достижением является словесно-логическая память, овладение которой открывает дошкольнику новые возможности: запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением того, что необходимо запомнить.

Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс. Продвигаясь от наглядно действенной формы мышления к образной, дошкольник сначала научается проговаривать вслух способы своих действий, а затем подобная цепочка перемещается на уровень мыслей. Формируется внутренняя речь –  внутренний план деятельности, основа практического и логического мышления.

Таким образом, речь включается в познавательную деятельность, благодаря чему происходит интеллектуализация психических процессов.

Сама речь также становится интеллектуальной деятельностью: дошкольникам доступны беседы, рассуждения, сочинение историй и сказок.

Чтобы побеседовать о чем-нибудь или придумать историю, нужно многое вспомнить, представить образно, выстроить цепочку мыслей и рассуждений, учитывать причинно-следственные связи и различные характеристики.

Да и подобрать точные слова, которые бы верно отражали суть, — это тоже работа мыслительных операций.

Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/razvitye-poznavatelnych-protsessov

Основные познавательные психические процессы личности: что к ним относится

Познавательный процесс

Познание – неотъемлемая часть развития человека. Оно влияет на умственную работу, настроение, общение и т. д. Познавательные процессы развиваются во взаимосвязи друг с другом, начиная с младенческого возраста.

Познавание начинается во младенчестве

Определение можно выразить кратким описанием. Психические познавательные процессы – это в психологии каналы общения с миром. Они имеют своеобразные характеристики, их совокупная деятельность составляет объективную картину мира. Таким образом, человек познает мир через ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

Место познавательных процессов в психике человека

Познание занимает важное место в развитии человека, его психики. Знания определяют способность индивида думать, вспоминать, предвидеть и т.д.

Особенности психических познавательных процессов определяют уровень развития мышления, памяти человека. Примечательно, что при недостаточной познавательной активности, наличии ослабленного эмоционально-волевого напряжения у индивида наблюдается слабая эффективность данных процессов.

Виды психических познавательных процессов

Стадии конфликта — краткое описание основных этапов в психологии

Ниже описаны примеры того, какие психические процессы относятся к познавательным:

  1. Начальная ступень познания – это ощущение, т.е. отражение свойств объектов, воздействующих на органы чувств. Возникает ощущение ввиду раздражимости нервной ткани мозга, которая с ходом эволюции переросла в чувствительность.
  2. Восприятие может быть процессом либо результатом познавательной деятельности. Оно отражает целостность мира, создает картины действительности. Итогом восприятия является целостный образ окружающего мира, возникший при воздействии раздражителей на органы чувств индивида.
  3. Представление – это воспроизведение образов, появившихся в результате полученного ранее опыта. Результат представления – извлеченные из памяти сигналы, образы. Это связующее звено между такими процессами, как образы ощущений и восприятия. Однако человеку свойственно иметь только поверхностные представления, которые не всегда совпадают с действительностью.
  4. Воображение – это создание образа объекта, явления посредством перестройки имеющихся представлений.

Обратите внимание! Воображение является комбинацией образного и абстрактного содержаний.

Воображение – важная составляющая познания

Воображение может быть активным, пассивным, продуктивным и репродуктивным. Данный процесс происходит по разным направлениям:

  • путем создания образов, соединяя части, свойства и качества некого предмета или явления;
  • выделяя определенную часть из единого целого;
  • создавая конкретный эпизод, формируя целый литературный образ.
  1. С помощью мышления отражается действительность. Она может быть как процессом, так и иметь результат. Индивид способен сформировать и усвоить какое-то понятие, а также решить некие задачи с его помощью. Мышление бывает теоретическое (понятийное, образное) и практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное).

Сенсорно-перцептивная сфера

В основе психики заложено ощущение, т.е.сенсорно-перцептивнаясфера, призванная обеспечить правильные отражение и восприятие действительности внешнего и внутреннего мира.

Обратите внимание! Процесс познания происходит наряду с использованием речи.

Ощущение и восприятие, как части сенсорно-перцептивной сферы, составляют единство познания, чувственно отображая объективную реальность. При этом ощущение первично, хотя и определяется восприятием.

Высший уровень познавательных процессов

К высшему уровню познания относят мышление, которое помогает понять суть предметов и явлений. Они, в свою очередь, могут быть опознаны непосредственно или с помощью ощущений и восприятия. Мышление имеет ряд особенностей, среди которых выделяют:

  1. Опосредованный характер. То, что не может быть изучено непосредственно, индивид изучает косвенно, с помощью теоретических знаний.
  2. Обобщенность. Свойства некоторых предметов связаны между собой. Выражается в форме речи, языка, иногда ограничивается наглядностью (если обобщенное мышление представлено образами).

Результат познавательной деятельности – это понятие, отражающее характер признаков предмета. Понятие возникает на основе суждений, выводом которых выступает умозаключение.

Внимание и память

Вниманием называют направленность психической деятельности человека на некий объект. Сюда относят следующие его виды:

  1. Непроизвольное, при котором человек отвлекается на что-либо без усилий.
  2. Произвольное, когда индивид прикладывает усилия, чтобы сосредоточиться на объекте.
  3. Послепроизвольное – индивид сосредоточен на объекте интереса, и ничто его не отвлекает.

Умение сосредоточить внимание помогает в работе

Внимание обладает свойствами, определяющими способности, возможности человека:

  • концентрированность характеризует уровень сосредоточенности индивида, предполагая образование фокуса его психологической активности;
  • интенсивность, она же – эффективность мышления, памяти;
  • устойчивость – высокий уровень концентрации, определяется темпераментом, мотивацией, внешними условиями деятельности личности;
  • объем – количество объектов, находящихся в фокусе индивида одновременно (у взрослого – 4-6 элементов, у ребенка – до 3);
  • переключение – умение переводить внимание от объекта к объекту без излишнего стресса.

Память – это способность закреплять, сохранять и по необходимости воспроизводить полученные опыт и знания. Ее основная особенность – связывать прошлое субъекта с настоящим и будущим.

Показатель хорошей памяти определяется по уровню развития таких ее элементов, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Обратите внимание! Люди пользуются разными методами запоминания информации.

В пример можно привести ассоциативную память. Чтобы запомнить цвета радуги, была придумана песенка «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова – это первая буква цвета. Следуя цепочке ассоциаций, можно получить «красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый».

Нарушение познавательных психических процессов

Когнитивные процессы в психологии

Нарушение познавательных процессов является причиной заторможенного развития индивида.

С психологической точки зрения, данные нарушения ведут к проблемам не только в мышлении и познании, но и дальнейшем контактировании с окружающими.

Они касаются каждого отдельного элемента познавательной функции, выражаются в поведении, чувствительности, внимании человека к объектам и явлениям.

Развитие познавательных психических процессов

Темперамент — что это такое, описание

Развитие познавательных процессов начинается еще с первых лет жизни ребенка. Оно происходит в определенных условиях взаимодействия с окружающей средой и людьми.

У детей развитие начинается с элементарных явлений: ребенок видит, узнает, запоминает, воспроизводит. В школьном возрасте процесс развития контролируется учителями и наставниками.

Во взрослом возрасте все эти процессы поддаются тренировке.

Познание развивают на протяжении всей жизни

О том, что относится к психическим познавательным процессам, написано огромное количество статей, все источники сходятся в важности этого явления. Познание определяет уровень развития человека, его память, навыки запоминания и др.  Важно то, что его можно развивать, тренировать на протяжении всей жизни.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/psixicheskie-poznavatelnye-processy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.