Пожарный надзор

Содержание

Государственный пожарный надзор: задачи и обязанности

Пожарный надзор

Входящий в состав МЧС государственный пожарный надзор является специальной службой.

Она отвечает за такие функции, как предотвращение ситуаций, связанных с пожарами в любых населенных пунктах, предприятиях разного назначения и организациях.

Центральный орган, который отвечает за контролем, управлением территориальными органами, выступает государственный департамент пожарной безопасности.

Основные задачи Госпожнадзора – обеспечение пожарного надзора, организовать все территориальные органы ПБ по обеспечению защиты городов, поселков, других населенных пунктов, а также субъектов хозяйственной деятельности от пожаров, проводить работу по усовершенствованию мероприятий, связанных с тушением очагов возгорания. В задачи можно добавить – проведение мероприятий по повышению эффективности работы местных органов ПБ, проводить полный контроль над выполнением профилактики требований ПБ.

Функции Госпожнадзора

В функции контроля пожарного надзора входят:

  1. Контролировать проектные и строительные организации и компании, чтобы они проводили все работы строго с учетом требований правил пожарной безопасности. Это касается любых зданий и сооружения, различного назначения.
  2. Представители должны участвовать в приемке строительных объектов.
  3. Проводить экспертизы строящихся и эксплуатируемых объектов.
  4. Проводить проверки пожарных служб городов, поселков и субъектов хозяйственной деятельности, в независимости от их назначения.
  5. Участвовать в разработке проектно-сметной документации в разделах пожарной безопасности. Следить за эксплуатируемыми зданиями в плане требований ПБ.
  6. Участвовать в обследованиях предприятий, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных.
  7. Разрабатывать правила ПБ.
  8. Участвовать в разработках государственных стандартов, а также отраслевых, связанных со строительством.
  9. Разрабатывать нормативно-техническую документацию, связанную с правилами ПБ.
  10. Участвовать в испытаниях новых образцов различного оборудования.
  11. Проводить проверку профилактических мероприятий на объектах любого назначения.

Обязанности инспекторов Госпожнадзора

Инспекторы Государственного пожарного надзора обязаны:

  • разрабатывать мероприятия (в установленном порядке), связанные с оснащением подразделений разного уровня техническими средствами пожаротушения;
  • проводить мероприятия по улучшению эффективности исследований, связанных с разработкой новых технологий пожаротушения и техники;
  • внедрять новые технологии и технику, связанную не только с тушением очагов возгорания, но и с обнаружением огня;
  • участвовать в мероприятиях, касающихся организации противопожарных мер в населенных пунктах и объектах хозяйственной деятельности;
  • разрабатывать рекомендации по усилению требований ПБ;
  • помогать отдельным производственным объектам в обучении по ПБ сотрудников и работников;
  • проведение учета количества пожаров по стране, проводят их анализ, и на основе все этого разрабатываются меры, которые помогают не допускать их снова;
  • инспекторы пожарного надзора проводят расследования возникновения пожаров, а также грубых нарушения правил и требований ПБ.

Основная же обязанность инспекторов пожарного надзора – инспектировать объекты разного назначения на предмет выявления недостатков.

Если таковые были обнаружены, то они составляют предписания на их устранение с указанием недостатков и сроками исправления.

Если в предписанные сроки недостатки не были устранены, то руководители или собственники объектов подвергаются административным или уголовным наказаниям.

Чаще всего инспекторы накладывают штрафы. Причинами могут быть не только невыполнение предписаний, но и грубые нарушения требований противопожарной безопасности: неисправность средств пожаротушения, использование их и техники не по назначению (например, пожарные шланги используют для полива призаводской территории), несоответствие реального количества средств и техники с паспортной.

К уголовной ответственности руководители объектов привлекаются не часто. Обычно такое происходит на основе заключения комиссии после пожара. Если возгорание повлекло за собой человеческие жертвы, то это усугубляет положение.

Внимание! Если требования и правила пожарной безопасности на объектах нарушаются постоянно, то инспекторы могут приостановить деятельность компании до ликвидации всех нарушений. Это касается эксплуатации не только зданий и оборудования, могут выявиться причины недостаточного количества первичных средств тушения огня или пожарной техники.

Государственный пожарный надзор – независимый орган. Он не подчиняется никому кроме руководства МЧС. Ни политические партии, ни общественные организации или объединения, ни депутатский корпус не вправе влиять на его работу, а тем более, на проводимые им мероприятия по правилам ПБ.

Полномочия инспекторов Госпожнадзора

Полномочия и обязанности инспекторов органов пожарного надзора взаимосвязаны. Многие пункты дублируют друг друга. Итак, в обязанности инспекторов входят:

  • осуществлять надзор над местными органами пожарной безопасности, а также представителями исполнительной власти и органами местного самоуправления в плане контроля над соблюдениями правил ПБ;
  • разрабатывать самостоятельно или с представителями исполнительной власти нормативной документации, касающейся противопожарной безопасности;
  • разрабатывать нормативы производства оборудования, техники и средств, которые касаются пожарно-технической продукции;
  • обследовать объекты разного назначения (и их территорию) в любое время (даже в нерабочее) в плане проверки соблюдения норм пожарной безопасности;
  • инспекторам позволяется входить беспрепятственно в частные строения, в квартиры и дома, если у них на руках есть достоверные сведения, что в этих помещениях нарушаются правила ПБ;
  • давать предписания не только руководителям объектов хозяйственной деятельности, но и представителям исполнительной власти, в которых указываются нарушения и недостатки;
  • останавливать деятельность компаний, если неоднократно обнаруживаются одни и те же нарушения;
  • останавливать производства, если выпуск товаров и изделий происходит с нарушениями ПБ;
  • вызывать в свои кабинеты руководителей объектов и граждан для дознания, при этом инспектора вправе требовать от них любую документацию, проясняющую ситуацию, связанную с нарушениями;
  • налагать административные взыскания в виде штрафов, это касается лиц, работающих на любых объектах (производство, торговля и прочее), которые не только не выполняют требования ПБ, но и не реагируют на предписания.

Обеспечение пожарной безопасности

Органы Государственного пожарного надзора в основном следят, чтобы выполнялось нормативное регулирование в области пожарной безопасности. В состав нормативной документации входят: стандарты, правила и нормы, инструкции и прочие документы, в которых содержаться требования ПБ.

При этом Госпожнадзор контролирует документы, которые утверждаются и принимаются органами (федеральными) исполнительной власти, касающиеся ПБ. Основная их обязанность в этом случае, передать эти документы на утверждение в МЧС после полного их исследования на соблюдения правил и соответствие законодательству.

Представители Госпожнадзора должны обязательно участвовать в разработках этих документов. Необходимо обозначить, что субъекты федерации сами могут разрабатывать нормативные документы, но они не должны противоречить федеральным нормативам.

И федеральные, и местные нормативные документы должны быть зарегистрированы и преданы всеобщему опубликованию.

Госпожнадзор обязан следить за выпуском продукции, которая попадает под категорию пожароопасной. Инспектора обязаны на таких производствах просто «прописаться».

Но в независимости от типа промышленных объектов в них необходимо помочь организовать разработку нормативной документации, касающейся предотвращения возгорания, проведения профилактических мероприятий, разработке планов тушения пожаров, путей эвакуации людей и материальных ценностей.

Государственный пожарный надзор – это основной орган, контролирующий пожарную ситуацию в стране. Он отвечает перед министром МЧС о проделанной работе, о пожарной ситуации, о нововведениях, плюс полная финансовая зависимость от финансовых органов МЧС.

:

ЭКСТРЕННЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

С городского/сотового телефона
Единый телефон пожарных и спасателей01/101
Полиция02/102
Скорая помощь03/103
Аварийная газовая служба04/104

Источник: https://PozharaNet.com/pozharnaja-ohrana/vidy-ohrany/gosudarstvennyj-pozharnyj-nadzor.html

Государственный пожарный инспектор (ГПС): требования к должности, права и регламент надзорных мероприятий

Пожарный надзор

Контроль за соблюдением на различных объектах требований по противопожарной безопасности возложен на службу ГПН, которая является одной из структур МЧС.

В компетенцию ее сотрудников — пожарных инспекторов, входит надзор за организациями и ИП любого вида деятельности.

Полномочия сотрудника ГПС

Государственный пожарный инспектор – один из офицеров Министерства чрезвычайных ситуаций.

Он занимается вопросами профилактики безопасности и должен обладать глубокими профессиональными знаниями.

Стать специалистом можно, получив высшее образование в одном из вузов МЧС. Каждые 5 лет специалисты проходят переподготовку и подтверждают свои знания и навыки.

Должностные обязанности

В обязанности пожарного инспектора входит контроль за выполнением Правил безопасности по предотвращению возгораний.

Функциональное распределение обязанностей среди государственных инспекторов по пожарному надзору

Он должен:

  1. своевременно исполнять имеющиеся у него полномочия по предупреждению нарушений ППБ;
  2. четко знать содержание нормативных актов страны в данной сфере и уметь применять их;
  3. осуществлять контрольные мероприятия в строгом соответствии с законодательством РФ;
  4. при посещении объектов давать разъяснительную информацию по вопросам их безопасности;
  5. предоставлять руководителям проверяемых объектов информацию о результатах контрольных мероприятий;
  6. принимать меры по фактам нарушений в соответствии со степенью их тяжести и возможной угрозы для людей и окружающей среды;
  7. во время выполнения должностных обязанностей не допускать нарушения прав проверяемого лица;
  8. в ходе контрольных мероприятий проводить разъяснительную работу по применению нормативных актов в сфере пожарной безопасности;
  9. не разглашать коммерческую тайну, охраняемую законом.

Основные права

Кроме обязанностей сотрудник ГПС наделяется определенными правами, как должностное лицо.

Беспрепятственный доступ государственного инспектора на необходимый объект

Права инспектора пожарного надзора заключаются:

  • в разработке и утверждении обязательных к исполнению нормативных актов по ППБ совместно с государственными органами;
  • осуществлении госнадзора за выполнением ППБ органами власти на всех уровнях, а также должностными лицами;
  • разработке и внесении предложений по организации мер пожарной безопасности в органы власти разного уровня;
  • осуществлении систематического надзора на территории подконтрольных объектов для выявления и пресечения нарушений ППБ;
  • беспрепятственном доступе на земельные участки или жилые помещения граждан при нарушении ППБ и возникновении угрозы возгорания;
  • выдаче руководителям объектов предписаний по устранению выявленных недочетов в сфере обеспечения безопасности предприятия;
  • производстве дознания, в случае необходимости, по делу о возгорании;
  • наложении административного взыскания на виновных в неисполнении требований пожарного инспектора.

Регламент надзорных мероприятий

В субъектах РФ функционируют региональные управления Государственной пожарной службы, которые осуществляют надзор за безопасностью предприятий с помощью разного рода контрольных проверок.

Их график составляется каждый месяц и утверждается руководителем управления. Инспектор, пришедший на объект, должен показать свое удостоверение и распоряжение о проведении ревизии с подписью руководителя управления.

Плановые посещения

О проведении плановых проверок предприятие предупреждается заранее, так как они требуют присутствия его руководства или сотрудников.

Образец предписания по устранению нарушения ППБ

Плановые проверки бывают двух видов:

Детальная ревизия проводится не чаще одного раза в два года. Если при этом инспектор по пожарной безопасности на предприятии обнаружит какие-либо нарушения и выпишет предписание об их устранении, он вправе повторить визит через месяц для контроля исполнения. Такая проверка называется контрольной.

Если в течение этого времени замечания не были устранены, составляется протокол в двух экземплярах с направлением мировому судье. Второй экземпляр в течение 10 дней должен быть вручен под расписку руководителю объекта.

Контрольная ревизия направлена на устранение уже отмеченных замечаний, но не на добавление новых. В ходе нее инспектор не вправе находить новые нарушения и предписывать их устранение.

Оперативный надзор

Внеплановую проверку пожарный инспектор на предприятии проводит, если:

  • нужно проконтролировать устранение ранее указанных замечаний;
  • имеются жалобы от граждан о серьезных нарушениях требований безопасности.

Распоряжение о внеплановой проверки организации

Периодичность внеплановых проверок определяется конкретными  условиями:

  1. степенью пожароопасности объекта;
  2. противопожарного состояния на конкретном предприятии;
  3. окончанием ремонтных работ;
  4. изменением класса опасности объекта.

Региональные управления ГПС каждый квартал проводят на всех предприятиях оперативные ревизии. Они неизбежны и в случае пожара на одном из объектов.

Руководство предприятия заранее оповещают о контрольных мероприятиях:

  • при внеплановых проверках – за 24 часа;
  • для плановых – за 3 суток.

Перечень документов

Что проверяет пожарный инспектор? Контрольные мероприятия начинаются с проверки документов.

Проверка документов инспектором

Инструкций по ППБ:

  1. для внутреннего пользования;
  2. для сотрудников — с алгоритмом по завершению работы;
  3. регламентирующих порядок действий сотрудников при возгорании;
  4. по применению средств огнетушения.

Приказов руководства:

  • о периодичности проведения инструктажа по ППБ и ответственных лицах;
  • назначении ответственного лица за ППБ на всем объекте;
  • выделении специальных мест для курения;
  • выборе конкретных средств пожаротушения.

Перечень документов относящихся к пожарной безопасности объекта

Журналов учета:

  1. средств огнетушения, имеющихся на предприятии;
  2. текущих проверок ГПС;
  3. проведенных инструктажей.

Все документы для пожарного инспектора с подписями и печатями должны храниться в специально отведенном для них месте.

Проведение ревизии

Главное содержание контрольного мероприятия заключается в ревизии территории объекта и всех его сооружений на соответствие требованиям ППБ.

Проверка плана эвакуации

Должны быть в наличии:

  • правильно составленный и соответствующий реальности план эвакуации;
  • значки и таблички в указанных, согласно требованиям, местах;
  • огнетушители, расположенные в порядке нумерации в журнале учета, с указанием сроков проверок;
  • дверные проемы и окна на эвакуационных путях, находящиеся в нормальном техническом состоянии;
  • пригодные для использования пожарные люки и лестницы;
  • электропроводка, соответствующая требованиям безопасности.

Если предприятие выпускает огнеопасную продукцию, полномочия инспектора пожарного надзора позволяют взять образцы и отправить в лабораторию на проверку их соответствия нормам ППБ.

Результаты ревизии

После окончания обследования составляется акт в 2 экземплярах, в котором отмечаются все нарушения по ППБ, выявленные в ходе проверки. Информация о ревизии вносится в журнал учета, который должен быть на предприятии.

Образец акта пожарной проверки

По нарушениям ППБ составляются предписания со сроками их устранения. Если нарушения настолько серьезны, что представляют угрозу безопасности людей, руководитель может быть привлечен к ответственности.

В качестве административного наказания на него налагается штраф за несоблюдение правил ППБ на предприятии. Несогласие с результатами проверки руководитель может указать в документе, или не подписывать акт ревизии.

Заключение

Причиной большинства пожаров становится нарушение ППБ, что обусловливает актуальность профилактического надзора за их соблюдением.

Работа пожарного инспектора позволяет предупредить угрозу возгорания и обеспечить безопасность граждан и имущества.

: Пожарный инспектор Облученского района Владислав Ярославцев о службе в МЧС

Источник: https://bezopasnostin.ru/pozharnaya-signalizatsiya/pozharnyj-inspektor.html

Пожарная безопасность объектов

Пожарный надзор

В 2017 году исполнилось бы 90 лет государственному пожарному надзору (ГПН). Именно «исполнилось бы», потому что де-факто сейчас его практически нет.

А те немногочисленные инспекторы, которые остались, продолжают уничтожаться официальной политикой МЧС под названием «риск-ориентированный подход».

В этой статье авторы приводят свои рассуждения о том, почему новый подход приведет к увеличению количества пожаров, жертв и уничтоженных материальных ценностей.

«Так и хочется спросить тех, кто создал такую ситуацию:
Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?»

из выступления Владимира Владимировича Путина
на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Причина такого неблагоприятного прогноза, о котором говорится в преамбуле этой статьи, основана на анализе  результатов 16 лет руководства пожарной охраной лицами, не имеющими специального образования в такой специфической сфере как пожарная безопасность.

Итог этой деятельности вполне закономерен — беспрецедентные крупные пожары 2016  года, пожары с невероятной площадью 10 – 15 тысяч квадратных метров, пожары на которых впервые со времен Великой Отечественной войны гибнут 8 пожарных, заставляют задуматься, а не сгорит ли в этом году еще больше? И чтобы понять, что происходит сейчас, необходимо проанализировать в чем историческая и современная суть, т.н. «гибкого нормирования», объектно-ориентированного или риск-ориентированного подхода, нужно понять откуда все это взялось, почему стало так популярно, почему считается заменой Государственного пожарного надзора и к чему нас приведет.

Начало и конец Госпожнадзора

В 2001 году пожарная охрана была передана из МВД под управление МЧС. И если у министерства внутренних дел и без пожарных было обширное поле для деятельности (общественный порядок, внутренние войска, следствие, оперативники и т.д.

), то МЧС, до момента присоединения пожарной охраны, руководило только работниками гражданской обороны, спасателями, кинологами и некоторыми другими специалистами. Их общее количество составляло примерно 30 тысяч человек. С приходом в состав ведомства 300 тысяч пожарных появилось обширное поле для руководящей работы.

Которая, в лучших чиновничьих традициях заключалась в реформировании вполне себе работающих систем и которая лучше всего описана Николаем Васильевичем Гоголем: «оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя».

При выборе объекта для реформ, быстрее всего, новые руководители пожарной охраны опирались на свой прежний комсомольско-строительный опыт.

В «прошлой жизни» и  министр МЧС, и его первый зам имели одну задачу, которая заключалась в том, чтобы побыстрее сдать построенный объект и отчитаться перед партийным руководством.

Но этой работе, конечно же, мешали «занудливые, мелочные, придирчивые пожарные», т.е. пожарный надзор.

История пожарной охраны знает случаи, когда принципиальная позиция пожарного надзора «мешала» сдаче очень важных объектов.

Достаточно вспомнить легендарный поступок генерала Кирюханцева Евгения Ефимовича, который, будучи еще только подполковником, «мешал и препятствовал» сдаче в эксплуатацию дома правительства РСФСР, добиваясь обеспечения его пожарной безопасности [Соколов Н.

Очерк «За минуту до взрыва» Сборник «Вызываем огонь на себя» Издательство Робин, стр. 307], чтобы понять насколько пожарный надзор был непопулярен в среде строителей, из которой новые руководители противопожарной службы и вышли.

Именно по этой причине первыми пострадали нормативно-технические отделы Государственного пожарного надзора, подразделения, которые контролировали строящиеся объекты. Уже в 2006 году возводимые здания были выведены из-под контроля ГПН.

Это стало серьезным ударом по сложившейся системе, так как сама суть пожарной профилактики на уровне контроля до реформ МЧС заключалась в том, чтобы объект был правильно запроектирован, правильно построен и правильно эксплуатировался (рис.1) .

Рисунок 1. Система пожарного надзора за объектами в России до 2006 года

Правильно, т.е. в соответствии с правилами, за соблюдением которых на всех этапах жизненного цикла объекта наблюдал пожарный надзор МВД, а потом – МЧС.

Единая система контроля была разрушена именно посередине. Если раньше одни и те же люди, знающие и фундаментальные принципы обеспечения пожарной безопасности и друг друга, проверяли соблюдение правил на каждом этапе, могли обмениваться информацией, работать над безопасностью совместно, то теперь каждый этап перешел под контроль самых разных организаций. Во многих случаях – частных (рис. 2).

Рисунок 2. Система пожарного надзора за объектами в России после 2006 года

Последствия этих решений начали проявляться только сейчас. Застройщики уже зачастую сдают объекты в эксплуатацию без визы специализированных подразделений Стройнадзора, в составе госэкспертизы уже нет специализированных пожарных подразделений.

Мечта-концепция комсомольцев-строителей, которых поставили руководить пожарной охраной реализовалась – можно сдать объект в срок, и пожарные  не мешают.

Осталось добить надзор при эксплуатации и, цитируя одного, уже украинского политика: можно будет забыть «о такой неприятности в нашей жизни как пожарная инспекция».

Печальнее всего то, что вся эта ситуация стала возможной во многом благодаря теоретикам в сфере пожарной безопасности, которые преждевременно предложили результаты своих теоретических работ для внедрения в практику. Так и появилось «гибкое нормирование» или «риск-ориентированный подход», который еще называют объектно-ориентированным.

Его суть можно передать в следующих трех постулатах, в которых «объект защиты» — это здание, где может произойти пожар, а «собственник» или «бизнес» — человек или организация, принимающие решения, влияющие на безопасность третьих лиц:

  1. Пожарную безопасность людей на «объекте защиты»можно посчитать по специальным методикам. Суть заключается в получении величины так называемого «пожарного риска». Если этот показатель находится на приемлемом уровне, то он позволяет принимать решения о том, что какие-то правила пожарной безопасности можно не выполнять с целью «устранения излишних ограничений, вызывающих неоправданное удорожание строительства»  [Холщевников В.В. «Памяти Всеволода Михайловича Предтеченского.Пожаровзрывобезопасность, 2012, №10, стр. 10].
  2. Реализация на практике первого посыла делает необходимым инновационные методы контроля – страхование, пожарный аудит, т.е. негосударственный контроль, который собственник объекта защиты сможет выбирать по своему усмотрению. Таким образом, появляется возможность еще больше сократить ГосПожНадзор ввиду того, что он становится не нужным, тем более что он крайне коррумпирован.
  3. Если безопасность человека подтверждена расчетом риска, то ГПН тем более не нужен, так как «бизнес» имеет право рисковать имуществом. Отсюда же следует, что собственник заинтересован в  защите своих ценностей от пожара и он будет самостоятельно заботиться об их сохранности. Собственник объекта защиты, как считают наши теоретики, в первую очередь сам заинтересован соблюдать требования пожарной безопасности.Поэтому, в силу второго постулата, именно ему можно доверить выбор того, кто будет контролировать пожарную безопасность на объекте (при условии соблюдения первого постулата).

Так выглядит идеалистическая картина мира, где надзор не «кошмарит» бизнес, а предприниматели сами о себе заботятся и обеспечивают свою безопасность. Есть одно «но». Цитируя Герцена: «страшно далеки от народа» те, кто сформулировал эту теорию и внедряет ее в сейчас в практику пожарного дела.

Мы не зря назвали этот раздел начало и конец.

Конец пожарного надзора в полном соответствии с этими постулатами был сформулирован в Основах госполитики в области пожарной безопасности до 2030 года, где напрямую было задекларировано, что цель деятельности МЧС не обеспечение пожарной безопасности, не пожарная профилактика, а «снижение административной нагрузки на предпринимателей и граждан осуществляющих предпринимательскую деятельность». При этом мы очень сомневаемся в том, что до 2030 года Россия не сгорит полностью. И объясним почему, разобрав детально каждый постулат описанный выше.

Почему гибкое нормирование и риск-ориентированный подход не пройдут испытание временем?

Постулат №1. Пожарная безопасность «считается» обеспеченной.

Пожарную безопасность нельзя «посчитать» достоверно ни по одной из существующих методик. Профессор Абдурагимов очень убедительно доказал это в своей статье [Абдурагимов И.М.

«Еще раз о принципиальной невозможности выполнения расчетов пожарных рисков детерминированными методами». Пожаровзрывобезопасность, № 6, 2013 год, с.13-23].

Примечательно, что до сих пор никто не смог ответить на этот постулат по существу: ни статьей, ни заметкой, ни  конструктивной критикой.

Но даже если бы эти методики были достоверны (а рано или поздно с развитием науки о динамике пожара и научной школы «теория людских потоков» они приблизятся к приемлемой достоверности), то наша практика показывает, что этот подход может быть применим только на этапе проектирования и строительства. Поэтому мы никак не можем согласиться с утверждением профессора Холщевникова В.В. о том, что привязка безопасности к разнице между временем эвакуации и временем блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара позволяют провести оценку риска«на всех этапах жизненного цикла здания и в чрезвычайных ситуациях»[В.В. Холщевников. «Памяти Всеволода Михайловича Предтеченского». Пожаровзрывобезопасность, 2012, №10, стр. 11]. Эти методы вообще не учитывают факторов влияющих на пожарную безопасность при эксплуатации объекта.

Таким образом, методики будут верны только в идеальной ситуации, в отрыве от реалий и психологии владельца объекта защиты. Т.е. ученые полностью оставили «за бортом» поведенческие особенности человека, влияющие на результаты расчетов пожарного риска на уровне пожарной профилактики. Рассмотрим подробнее почему.

Оценка пожарного риска заключается в сравнении времени, за которое люди успеют выйти из здания (tэ), со временем, за которое пожар распространится и лишит их этой возможности (tбл). Таким образом, tэ должно быть меньше tбл:

Источник: https://ru-bezh.ru/lev-savelev,-pavel-knyazev/16398-prezumpcziya-vinovnosti-ili-goryashhaya-rossiya-2

Пожарный надзор в современном обществе

Пожарный надзор

Выполнение требований пожарной безопасности – обязательное требование к функционированию любого предприятия.

Наличие необходимых средств пожарной защиты, соответствующие мероприятия, которые позволят повысить пожарную безопасность эксплуатируемых объектов, контролируют и проверяют уполномоченные органы соответствующих служб и ведомств.

Это регулируется и закреплено государственными законодательными актами, согласно нормам и правилам соблюдения пожарной безопасности. Поэтому владелец частного предприятия или промышленного объекта должен знать и выполнять требования работников данных служб надзора.

Это позволит обеспечить безопасность работников, посетителей объекта и сохранить материальные ценности на объекте, а так же избежать штрафных санкций и судебных разбирательств.

Цели и задачи проверок

Государственный пожарный надзор регулярно проводит проверку того, как соблюдаются требования и нормы пожарной безопасности.

В результате проведения проверки принимаются соответствующие меры и предлагаются мероприятия для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций.

В задачи проверки входит также контроль готовности должностных лиц, людей (сотрудников предприятий и жителей) в случае возникновения пожарного случая к эффективным действиям для эвакуации и ликвидации пожара.

Периодичность проверок зависит от рода деятельности предприятия, наличия на его территории опасных и легковозгорающихся веществ, а также оборудования, которое может стать причиной пожарного случая.

Четырёхуровневая система пожарного надзора

Для эффективного функционирования системы пожарной безопасности на территории РФ действуют на разных уровнях структурные подразделения МЧС, которые осуществляют контроль системы мер пожарной безопасности предприятий.

1. На федеральном уровне контролирующим ведомством является Департамент надзорной деятельности, который отвечает за действия всех уполномоченных органов, находящихся в его подчинении.

2. На региональном уровне вопросы пожарной безопасности решают управления региональных центров МЧС.

3. За обеспечение пожарной безопасности субъектов РФ отвечают управления, находящиеся в структуре главных управлений МЧС.

4. Территориальные подразделения ГПН осуществляют контроль на уровне муниципального образования, проводя мероприятия по надзору за соблюдением требований и норм пожарной безопасности РФ в организациях и учреждениях различной формы собственности.

Сейчас около 15 тысяч сотрудников заняты деятельностью в этой сфере. В их числе 2,5 тысячи государственных инспекторов, проводящих контроль за соблюдением требований пожарной безопасности. По результатам проверок предприятий ежегодно обнаруживается свыше 5 млн. нарушений, по которым принимаются меры административного воздействия и устанавливается срок устранения нарушений.

Юридическое обеспечение норм пожарной дисциплины

Государственный пожарный надзор создан в РФ как структурное подразделение в системе МЧС и регламентирован Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

Основной задачей подразделений государственного контроля пожарной безопасности является надзорная деятельность. При проверке государственные инспектора руководствуются конституцией РФ, законом регламентирующими мероприятия по контролю ФЗ-294.

законом о пожарной безопасности ФЗ-69, приказом МЧС РФ №375 2012 года «административный регламент МЧС….. по надзору за выполнением требований пожарной безопасности». Постановлением правительства РФ №390 2012 года «о противопожарном режиме».

Для участи граждан в обеспечении пожарной безопасности был принят закон ФЗ-100 «о добровольной пожарной охране»

Чего следует ожидать при проверке?

По результатам проверки предприятий и объектов составляется акт проверки, который заверяют своей подписью инспектор проверяющего подразделения и руководитель учреждения или фирмы, отвечающий за пожарную безопасность.

В случае наличия нарушений требований и норм пожарной безопасности руководитель предприятия получает предписание, в котором указываются рекомендованные и обязательные мероприятия для обеспечения пожарной безопасности, а также сроки их выполнения, что так же заверяется подписями гос. Инспектора и руководителя объекта. По выявленным нарушения требований пожарной безопасности составляется протокол об административном нарушении и назначается дата и время его рассмотрения, в установленный день и время гос. Инспектор ГПН и должностное лицо или представитель юридического лица приглашенный на рассмотрения административного дела (протокола) рассматривают административное дело и выносит постановление об привлечении к административной ответственности в виде штрафа или предупреждения в соответствии с санкцией частей статьи административного кодекса.

Если по истечении указанных сроков исполнения предписания в результате внеплановой проверки обнаруживаются факты невыполнения мероприятий предписания, то на организацию составляется протокол и направляется для рассмотрения в мировой суд, где судья налагается штраф, размер которого определяется санкцией статьи административного кодекса.

Правовое регулирование чрезвычайных ситуаций

При обнаружении повторного нарушения требований пожарной безопасности за которое предприятие было привлечено к административной ответственности имеются правовые основания привлечения предприятия к приостановлению деятельности. При этом на предприятие составляется протокол и направляется на рассмотрение в федеральный суд, который имеет право привлечь предприятие к мере административной ответственности как приостановление деятельности.

При возникновении пожарного случая, в результате несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности, но при отсутствии травматических повреждений у людей, незначительного материального урона, без финансовых претензий со стороны других лиц и организаций, проводится административное расследование. Далее составляется протокол, в котором отражаются все основные причины, повлёкшие за собой чрезвычайную ситуацию. В случае установления преступления или происшествия, связанного с пожаром, применяются специальные методы экспертной криминалистики. В случае более серьезных последствий не подпадающих под вышеперечисленные критерии имеется основание для возбуждения уголовного дела, и проведение следственных мероприятий в рамках уголовно-процессуального кодекса.

Знание основ пожарной безопасности является обязательным в случае осуществления любой коммерческой или хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности.

Их строгое выполнение гарантирует максимальный уровень пожарной безопасности производства, что является одним из важных факторов благополучного осуществления деятельности и получения финансовой прибыли.

Благодаря внедрению рекомендуемых мероприятий и государственному регулированию за последнее десятилетие в РФ на треть сократилось количество людей, пострадавших в результате пожара, на четверть уменьшилось количество пожарных случаев.

Источник: http://pojarunet.ru/pozharnyj-nadzor-v-sovremennom-obshchestve

Государственный инспектор по пожарному надзору. права и обазанности. — Fire Info

Пожарный надзор

Профессия пожарного инспектора относится больше к мужской сфере деятельности. Это офицер МЧС, который следит за соблюдением закона ради предотвращения пожаров.

Он проверяет здания, офисы, производственные помещения, магазины и другие объекты на соответствие требованиям пожарных норм и правил, выдает предписания с перечнем выявленных нарушений и конкретными сроками их устранения.

Инспектор по пожарному надзору может привлекать нарушителя к административной ответственности, накладывать штрафы либо выносить предупреждение.

Места работы

Инспектора пожарной безопасности работают в городских и районных пожарных инспекциях Государственной пожарной службы, которая входит в состав МЧС России.

История профессии

Согласно архивным документам первые органы пожарного надзора появились в России в середине XV века. В начале XX века были созданы специальные комиссии при пожарных отделах, проводившие пожарно-технические обследования зданий промышленных предприятий, складов и других объектов. Тогда и появилась профессия пожарного инспектора.

Обязанности пожарного инспектора

Основные обязанности пожарного инспектора таковы:

  • разработка нормативных документов по пожарной безопасности;
  • проверка и обследование объектов на предмет соответствия требованиям законодательства;
  • выдача предписаний по устранению нарушений пожарной безопасности;
  • наложение административных взысканий на нарушителей.

Иногда обязанности пожарного инспектора предполагают участие в расследовании случившихся пожаров.

Требования к пожарному инспектору

Основное требование к пожарному инспектору:

  • наличие высшего образования — юридического или технического;
  • отличное знание правил пожарной безопасности, действующих строительных нормативов;
  • готовность к ненормированному рабочему дню.

Образование

Чтобы стать пожарным инспектором нужно получить высшее образование, например, закончить Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России. Или пройти переподготовку по направлению «Пожарная безопасность» в специализированном учебном центре, если высшее образование у вас уже есть.

Зарплата пожарного инспектора

При всей сложности и ответственности профессии, получает пожарный инспектор не много. В зависимости от стажа работы его доход составляет от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. Зарплата пожарного инспектора может быть выше только в случае, если он трудится сверхурочно или занимает руководящую должность.

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Пожарная безопасность».

Источник:

Читать

ВДПО – Всероссийское добровольное пожарное общество.

ВДЮП – Всероссийское движение «Юный пожарный».

ВНПБ – ведомственные нормы пожарной безопасности.

ВСНХ – Высший совет народного хозяйства.

ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет.

ГЖ – горючая жидкость.

ГОСТ – государственный общероссийский стандарт, комплекс норм и правил (по отношению к объектам стандартизации).

ГПН – государственный пожарный надзор. ГУ МЧС – Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций.

ГПС – государственная противопожарная служба.

ГУПО – Главное управление пожарной охраны. ДНД – департамент надзорной деятельности.

ДНДиПР – департамент надзорной деятельности и профилактической работы.

ДПД – добровольная пожарная дружина.

ДЮП – дружина юных пожарных.

ЛВЖ – легковоспламеняющаяся жидкость.

МВД – Министерство внутренних дел.

МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций. НКВД – Народный комиссариат внутренних дел.

НОР – независимая оценка пожарного риска.

НПБ – нормы пожарной безопасности.

ОМС – органы местного самоуправления.

ОПД – общепрофессиональные дисциплины.

ОПО – отделения пожарной охраны.

ПБ – пожарная безопасность.

ПСО – пожарно-страховой отдел.

ПТК – пожарно-техническая комиссия. ПТМ – пожарно-технический минимум.

РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

РСЧС – единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

СНиП – строительные нормы и правила.

СНК – Совет народных комиссаров.

СП – своды правил.

СПАСР – служба противопожарных и аварийно-спасательных работ.

СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

УПО – управление пожарной охраны.

ФГБУ ВНИИПО – федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

ФГПН – федеральный государственный пожарный надзор.

ФПС – федеральная противопожарная служба.

ЦПТК – цеховая пожарно-техническая комиссия.

Современные требования к должностным лицам органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы МЧС России предусматривают качественно новый подход к организации их профессиональной подготовки и становления как специалистов, обладающих соответствующими знаниями и владеющих определенными навыками и умениями. Одной из дисциплин, обеспечивающих соответствующую профессиональную подготовку инженера по специальности 20.05.01 – Пожарная безопасность, является дисциплина «Государственный пожарный надзор».

Дисциплина «Государственный пожарный надзор» является элементом национально-регионального компонента дисциплин цикла ОПД (общепрофессиональных дисциплин).

Целью изучения дисциплины является ориентирование студентов на современные формы и методы осуществления надзорной деятельности в области пожарной безопасности.

Для ее достижения предусматривается решение основной задачи – приобретение студентами теоретических знаний, формирование практических навыков и умений, необходимых для реализации полномочий должностных лиц органов государственного пожарного надзора в соответствии с действующим законодательством.

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Государственный пожарный надзор» и призвано решить проблему нехватки специальной учебной литературы, содержащей основанный на действующем законодательстве материал об органах государственного пожарного надзора.

Изложенный в пособии материал даст возможность сформировать у обучаемых представление об организации и деятельности органов государственного пожарного надзора и позволит углубить их знания в сфере пожарной безопасности.

1. Этапы становления органов государственного пожарного надзора.

2. Организационная структура и компетенция органов государственного пожарного надзора ФПС МЧС России.

Становление пожарной охраны и развитие органов государственного пожарного надзора как надзорно-профилактической службы в нашей стране неразрывно связаны с подписанием 17 апреля 1918 г. Декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем» [78].

В нем предусматривалось планомерное проведение предупредительных и оборонительных мер борьбы с пожарами, отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, издания правил и инструкций, разработки пожарной техники и др.

Также в декрете была определена главная задача пожарной охраны – предупреждение пожаров.

В целях осуществления «как предупредительных, так и оборонительных» мер борьбы с пожарами в стране был учрежден центральный орган пожарной охраны – Пожарный совет РСФСР, на который возлагались «высшее руководство, объединение, направление и развитие мероприятий по борьбе с огнем» [98].

Пожарный совет определил порядок сбора по стране необходимых статистических данных, а также установил правила проведения обследований в области пожарного дела и огнестойкого строительства.

Декрет узаконил государственный контроль за выполнением организациями и учреждениями мер пожарной безопасности, его положения явились основой для создания в последующие годы органов государственного пожарного надзора.

Пожарный совет РСФСР на своем первом заседании 21–27 мая 1918 года поставил вопрос об образовании местных органов для надзора за пожарной безопасностью в городах и сельской местности и контроля за деятельностью пожарных организаций, а 27 сентября 1918 г.

было принято положение о местных органах противопожарного надзора. Согласно этому положению при исполкомах областных, губернских и уездных Советов и при исполкомах городских Советов депутатов трудящихся в городах с населением свыше 10 тыс.

человек были образованы местные пожарные комитеты.

1 декабря 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР издал Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», объявивший государственную монополию страхования. Согласно декрету комиссариат страхования и борьбы с огнем был преобразован в страховой, а позднее – в пожарно-страховой отдел (ПСО) Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).

Таким образом произошло слияние страхового и пожарного отделов. Объединение пожарного и страхового дела оказалось нецелесообразным, и 12 июля 1920 г.

пожарное дело было отделено от страхового и передано в главное управление коммунального хозяйства Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР, при котором был создан центральный пожарный отдел с подотделами на местах.

В 1921 году специальные комиссии, включающие пожарных, представителей профсоюзных организаций и местных Советов, в сжатые сроки провели пожарно-техническое обследование всех общественных зданий, промышленных объектов, складов. Это была первая пожарно-профилактическая акция широкого масштаба.

Источник:

Инструкция Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И

ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО

НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва 2003

Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации. — М.: ВНИИПО.

Разработана Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МЧС России (В.П. Молчанов, В.Е. Татаров, Ю.И. Дешевых, А.Н. Гилетич, В.В. Ставнов, А.В. Мартынов, П.П.

Земченок), Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС России (А.В. Матюшин, М.В.

Угрюмов, М.М. Шлепнев).

Утверждена приказом МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132 (зарегистрирован в Минюсте России 30 апреля 2003 г., регистрационный № 4477).

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕД

СТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

17.03.2003 г. г. Москва № 132

Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора

в Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 1, ст. 4, № 17, ст. 1911, 1998; № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1 (часть 1), ст. 2, № 33 (часть 1), ст. 3413), Федеральным законом от 25 июля 2002 г.

№ 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3033) и указами Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г.

№ 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 46, ст. 4348) и от 21 сентября 2002 г.

№ 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 38, ст. 3585) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации.

2.

Начальнику Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России, начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организовать изучение настоящего приказа и проверку профессиональной подготовки должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России субъектов Российской Федерации по осуществлению ими государственного пожарного надзора;

привести в соответствие с настоящим приказом распорядительные и иные документы в области организации и осуществления государственного пожарного надзора.

3.

Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, начальников научно-исследовательских и пожарно-технических образовательных учреждений, органов управления ГПС МЧС России в субъектах Российской Федерации в установленном порядке.

Источник: https://helyxmsk.ru/rukovodstva/gosudarstvennyj-inspektor-po-pozharnomu-nadzoru-prava-i-obazannosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.