Потребности человека и общества

Содержание

Социальные потребности человека: виды и способы удовлетворения

Потребности человека и общества

Добрый день, дорогие читатели. Знаете ли вы, что такое социальные потребности человека и как их удовлетворять? Сегодня я расскажу, какие бывают потребности, и дам краткую инструкцию как себя проявлять и реализовывать в обществе.

Социальными являются потребности в ощущении себя как личности, принадлежности к какой-то группе людей, необходимости общения и свободного обмена информацией в любое время.

Виды социальных потребностей:

  • «жизнь для себя» – власть, самооценка, выделение себя;
  • «для других» – любовь, дружба, альтруизм;
  • «жизнь вместе с обществом» – независимость, права, справедливость и т.д.

Удовлетворение этих потребностей крайне важно практически для каждого из нас. В противном случае человек может себя чувствовать ущербным, не таким, как все. У меня есть много примеров из жизни, когда отвергнутые группой людей индивидуумы получили моральную травму, в результате которой уже не смогли вести привычный образ жизни.

Внимательно перечитывая виды социальных потребностей, мы можем обнаружить, что у каждого из нас они присутствуют. И это вполне нормально.

Каждый из нас хочет выделиться и реализовать себя в профессиональном плане.

Жаждет быть альтруистом или чтобы ему встречались альтруисты (люди, которые делают хорошие дела без вознаграждения), желает мира на Земле. Это логично, ведь все мы воспитаны одним и тем же обществом.

Пирамида потребностей Маслоу

Маслоу в свое время составил пирамиду потребностей, которая более чем актуальна уже на протяжении многих лет. Она строится по возрастанию из таких пунктов:

  • физиологические потребности – еда, одежда;
  • потребность в безопасности – жилье, материальные блага;
  • социальные потребности – дружба, принадлежность к единомышленникам;
  • собственная значимость – самооценка и оценка окружающих;
  • собственная актуальность – гармония, самореализация, счастье.

Как видим, социальные потребности находятся в середине пирамиды. Основные – физиологические, так как на голодный желудок и без крова над головой ни о каком желании самореализоваться не может быть и речи.

А вот когда эти потребности удовлетворены, тогда у человека возникает острое желание удовлетворить социальные.

Их удовлетворение напрямую влияет на гармоничность личности, степень ее реализации и эмоциональный фон на протяжении всех лет жизни.

Для сформированной личности социальные потребности более значимы и существенны, нежели физиологические. К примеру, почти каждому из нас приходилось видеть, как студент вместо сна берется за учебу.

Или когда мать, которая сама не отдохнула, не выспалась и забыла поесть, не отходит от колыбели своего ребенка. Часто мужчина, желающий понравиться своей избраннице, терпит боль или прочие неудобства.

Дружба, любовь, семья – первоначальные социальные потребности, которые большинство из нас старается удовлетворить в первую очередь. Нам важно проводить время в обществе других людей, иметь активную социальную позицию, играть определенную роль в коллективе.

Личность никогда не сформируется вне общества. Общие интересы и одинаковое отношение к важным вещам (к правде, уважению, заботе и т.п.) формируют тесные межличностные связи. В рамках которых и происходит социальное формирование индивидуума.

Как удовлетворить социальные потребности современного человека

Чрезмерная тяга к самосохранению и недостаток общения могут стать главной причиной изолирования современного человека от социума.

Излишняя самоуверенность, вечная нехватка времени для общения с друзьями и близкими, отсутствие общих интересов с другими людьми делают человека замкнутым в себе.

В зависимости от силы воли, такие люди могут начать злоупотреблять алкоголем или табаком, уйти с работы, потерять уважение и имущество и т.п.

Для того чтобы предотвратить возникновение таких пагубных последствий, нужно четко осознать важность общения. Необходимо развивать желание ощущать собственную принадлежность к группе или группам людей.

Необходимо

  • Действовать. Не нужно сидеть и ждать, что ваши потребности удовлетворяться сами собой. Надо искать интересное общение, заводить новых друзей, записываться на интересные тренинги, не уходить от диалогов и разговоров – т.е. не замыкаться в себе, а быть открытым.
  • Проявлять инициативу. Не трудно позвонить и пригласить на встречу друга или знакомого. Проявить вежливость и поинтересоваться, что нового случилось у человека, с которым вы давно не общались.
  • Не переусердствовать. Вовсе не обязательно показывать всем и каждому, какой вы хороший, веселый, добрый и жизнерадостный человек и как с вами приятно проводить время. Расслабьтесь и будьте самим собой. Тогда общение будет естественным и непринужденным.
  • Уметь вести диалоги и беседы. Когда человек много говорит, это раздражает, когда мало – напрягает и создает дискомфорт в общении с ним. Поймите, что все должно быть в меру. Умейте и выслушать, и рассказать свои истории, поделиться опытом или рекомендацией.
  • Интересоваться людьми. Помните, что вы не будете никому интересными, если все ваши разговоры касаются только вас, ваших дел, планов и здоровья. Ваши собеседники точно так же хотят ощущать свою значимость. Не забывайте при общении интересоваться делами других, и тогда с вами всегда будет приятно поговорить.
  • Стремиться к новому. Не бойтесь новых знакомств и увлечений. Не ограждайте себя от появляющихся на вашем пути возможностей. Постоянно расширяя круг интересов, автоматически будет расширяться и круг вашего общения.
  • Предлагать встречи. Не ждите, пока вас кто-то пригласит на встречу. Проявляйте периодически инициативу. Это могут быть как коллеги по работе, так и соседи или просто знакомый человек, имеющий с вами общие интересы. Благо, сегодня организовывается огромное количество презентаций, мастер-классов, тематических выставок и т.п. Они дают возможность с пользой проводить досуг, сближают людей с общими интересами.

Заключение

Помните, дорогие читатели, что только удовлетворяя свои социальные потребности, мы чувствуем себя полноценными людьми. Сколько бы у вас не было работы и забот, находите время для общения и отдыха с друзьями и единомышленниками.

Также рекомендуем почитать статью про социальную психологию личности. Это наука, которая изучает взаимодействие индивидуума с обществом и наоборот.

Быть социально активной и интересной для других личностью – это труд, но он того стоит. Желаю вам быть открытыми и позитивными!

Источник: https://Qvilon.ru/psihologiya/sotsialnye-potrebnosti-cheloveka.html

Что такое потребности, их виды, классификация, как они влияют на развитие общества?

Потребности человека и общества

Что такое потребности – на этот вопрос каждый человек отвечает по-своему, но в целом есть такие вещи, в которых все люди схожи и нуждаются в них одинаково – это базовые потребности их еще можно назвать витальными, или жизненно необходимыми.

Что такое потребности человека?

Люди с самого начала существования стремились создать для себя условия существования, где можно было чувствовать себя в безопасности и сытости, поэтому вопрос выживания и сохранения вида был самым приоритетным.

Сегодня, когда в большинстве стран мира люди чувствуют себя более уверенно и в относительной безопасности, снова актуален вопрос, что такое человеческие потребности? Все что направлено на контакт с внешней средой для сохранения гомеостаза внутренних биологических процессов и есть потребности.

С психологической точки зрения, потребности – это субъективное состояние нужды, при возникновении которого человек предпринимает активные действия, направленные на удовлетворение нужды.

Потребности формируют цели, желания, мотивы действий и сопровождаются соответствующими ситуации чувствами и эмоциями.

Неудовлетворение жизненно важных потребностей влечет за собой угрозу здоровью и существованию вообще, негативно сказывается на психике человека.

Потребности человека по Маслоу

Американский психолог-гуманист А. Маслоу в 1954 г. в своем труде «Мотивация и личность» изложил теорию потребностей, основанную на иерархическом порядке. Теория иерархии неоднократно подвергалась критике, но продолжает пользоваться популярностью в менеджменте и в среде психологов. Базовые потребности человека по Маслоу:

  • физиологические (низший уровень) – все, что связано с выживанием, размножением, комфортными условиями;
  • потребность в безопасности – отсутствие угрозы жизни, стрессовых ситуаций, держащих человека в напряжении;
  • потребность в любви и принадлежности – принятие обществом, близкими людьми;
  • потребность в уважении и почитании – одобрение и признание обществом, профессионализм и компетентность;
  • познавательные – стремление к исследованию, получение знаний и обретение навыков;
  • эстетические – стремление к гармонии и прекрасному;
  • потребность в самоактуализации – высший уровень развития человека как высокодуховной личности, реализующей свои цели в полной мере.

Виды потребностей человека

Какие бывают потребности у человека – этому вопросу посвящено множество исследований психологов, социологов, общественных деятелей. Классифицировать виды потребностей можно следующим образом:

  • потребности, связанные со сферой деятельности (общение, труд-отдых, познание);
  • объектные потребности (материальные, социальные, биологические, духовные, морально-этические);
  • потребности по степени важности (доминантные, второстепенные);
  • функциональные (естественные, диктуемые нормами и культурой общества);
  • субъективные (индивидуальные, групповые).

Социальные потребности человека

Когда удовлетворяются основные потребности человека, его жизнь наполняется смыслом и желанием быть полезным обществу. Социальные потребности условно подразделяются:

  1. «Для себя». Базовым здесь будет являться стремление человека реализовать себя в социуме, самоидентифицироваться и занять достойное место или положение. Стремление к власти.
  2. «Для других». Служение на благо общества, страны. Потребность защищать слабых, стремление к альтруизму.
  3. «Вместе с другими». Потребность в объединении для решения важных задач направленных на защиту или процветание группы или государства.

Биологические потребности человека

Для того, чтобы понять что такое биологические потребности важно рассмотреть человека как организм, функционирующий в природе. Чтобы индивиду выжить ему нужны: еда, вода, воздух, сон, тепло – без таких простых вещей гомеостаз нарушается, что может привести к гибели организма. Первичные потребности человека делятся на важные и второстепенные:

  • безопасное существование;
  • продолжение рода;
  • пропитание;
  • поддержание организма в оптимальном, здоровом состоянии;
  • благоприятные природные условия для жизни.

Физиологические потребности человека

Параметры гомеостаза (внутренней среды ) нуждаются в стабильности показателей. Биохимические процессы, происходящие в организме определяют потребности человека в том или ином виде пищи, природных условиях, климате.

Физиологические потребности это вид биологическим потребностей в более конкретном проявлении, например оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в принимаемой пище соответствует общепринятым стандартам и подходят всем.

Недостаток белков может приводить к мышечной дистрофии.

Классификация потребностей человека исходя из физиологических параметров организма:

  • сон не менее 8 часов;
  • чистый воздух (отсутствие радиации и тяжелых металлов);
  • пища, калорийность и оптимальный состав которой обеспечивают организм всеми необходимыми полезными веществами;
  • вода (1,5 – 2 литра в сутки).

Духовные потребности человека

Что такое духовные потребности и всем ли людям они свойственны? Считается, что если у человека не удовлетворены низшие базовые потребности, то о духовном росте не приходится говорить, все силы направлены на выживание.

Но есть примеры, когда люди сознательно лишали себя комфорта, достаточного количества еды, выбирали путь аскезы, для того чтобы познать силу духа.

Есть выражение: «Сытым небо не дается!», но это не значит, что расти духовно надо из ограничений, у каждого свой индивидуальный путь.

Что такое потребности духа и как они проявляются:

  1. Потребность в познании. Стремление к знаниям философ XVI в. М. Монтень называл естественной и неотъемлемой потребностью личности.
  2. Эстетическая потребность. Творческое выражение и желание созерцать, создавать и обладать прекрасным. Освоение мира по законам красоты, развитие чувства гармонии развивает душевную тонкость восприятия.
  3. Потребность творить добро. Человек, стремящийся к духовности, руководствуется совестью, религиозными побуждениями и принятыми морально-этическими нормами общества. Испытывая потребность в добрых поступках, альтруизме, человек развивается как духовная личность.

Материальные потребности человека

Стремление человека к комфортному существованию и моральному удовлетворению, вот что такое материальные потребности, а проистекают они из биологических потребностей и социальной самореализации. Какими бывают материальные потребности:

  • жилье с достаточным уровнем комфорта;
  • разнообразное питание;
  • предметы быта (одежда, инструменты, бытовая техника);
  • средства передвижения;
  • информационный сервис (телефония, интернет, телевидение).

Экологические потребности человека

Естественные потребности человека реализуются в непосредственном контакте с природой. Свежий воздух, чистая вода, определенный географический ландшафт, климат – все это составляющие природного окружения человека.

Обществу удалось оградить себя от внешних негативных воздействий с помощью различных технических приспособлений, например, вода, проходит несколько степеней очистки, прежде чем польется из крана.

Человек очень сильно влияет на экологию как сберегающими способами, так и разрушающими.

Экологические потребности относятся к биологическим потребностям и обеспечивают жизнедеятельность человека, поэтому важно взращивать с детства экологические потребности высокого уровня:

  • стремление сохранить и приумножить природные ресурсы;
  • поддержание чистоты;
  • экологичность на уровне мышления, действиях и отношениях с людьми.

Престижные потребности человека

Что такое престижные потребности и кому они свойственны? Социальные потребности являются не менее важными, чем биологические. Человек – существо социальное и не может полноценно развиваться вне общества.

Признание и почет для личности есть результат труда и компетентности. Но для кого-то естественно быть рядовым сотрудником компании и получать грамоты и поощрения, для других высокие амбиции и стремление к престижу нужны как воздух.

Что такое престижные потребности в действительности:

  • подчеркивание статусности (дорогая одежда, машина);
  • стремление выделиться и обратить на себя внимание;
  • развитие в профессиональном плане (постоянная учеба, посещение тренингов);
  • стремление к разного рода регалиям.

Что такое ложные потребности?

Истинные и ложные потребности человека – такое разделение основано на том, что важно и является необходимым и тем, что видится важным и нужным.

Ложные потребности закладываются в детстве через родителей, которые «знают» за ребенка чем ему надо заниматься, на какие кружки или секции ходить.

Такие потребности являются бессознательными проекциями на ребенка и основаны на неудовлетворении базовых потребностей родителей. В последующем, когда человек уже взрослый он по инерции ориентируется на мнение других людей.

Нереализованные стремления и желания могут повлечь за собой стремление к удовлетворению через формирование других, пагубных потребностей:

  • нереализованные социальные потребности (стремление к власти) – домашняя тирания, насилие;
  • базовые потребности в безопасности, комфорте, признании и любви заменяются потребностью в зависимости от химических веществ, алкоголя.

Как влияют потребности человека на развитие общества?

Потребности современного человека в современном социуме ушли далеко за рамки тех, что еще были сто лет назад. Иерархически, они остались теми же самыми, но развитие прогресса повлекло за собой расширение возможностей улучшения быта, систем безопасности, общению на расстоянии. Как влияют потребности человека на общество – это обоюдный процесс:

  • потребности являются стимулом для движения и развития прогресса;
  • прогресс является стимулом для появления у людей новых потребностей (чаще материального характера).
Клиповое мышление – феномен современного мира с его новейшими цифровыми технологиями, является результатом адаптации в эпоху нескончаемого потока информации. Клиповость сознания имеет свои отрицательные и положительные аспекты. Эмоциональное выгорание – что это такое и как с ним справиться? Эмоциональное выгорание – феномен профессиональной и личностной деформации человека, возникающий по ряду причин: неудовлетворенность профессией, конфликты в коллективе, отсутствие мотивации, огромная ответственность и стрессовые факторы.
Что такое измена – в чем причины измен и предательств? Что такое измена – для каждого человека свое понятие, но чаще это ассоциируется с обманом и предательством, вызывает чувства отчаяния, злости и жалости к себе. Пережить это и остаться вместе – нелегкий душевный труд для обоих партнеров.Что такое сознание человека – этим вопросом с древности интересовались мыслители и врачеватели, отделимо ли оно от души, как зарождается и умирает. Единой концепции об этом феномене высокоорганизованной материи нет, есть разные подходы к изучению.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-potrebnosti-ih-vidy-klassifikaciya-kak-oni-vliyayut-na-razvitie-obshchestva

Социальные потребности человека — определение, особенности и виды

Потребности человека и общества

Существование социальных потребностей обусловлено жизнью человека с другими индивидами и при постоянном взаимодействии с ними. Общество оказывает влияние на формирование структуры личности, ее нужд и желаний. Гармоничное развитие личности вне общества невозможно. Потребность в общении, дружбе, любви может быть удовлетворена только в процессе взаимодействия человека и общества.

Что такое «потребность»?

Это нужда в чем-либо. Она может носить как физиологический, так и психологический характер, служит мотивом к действию и «заставляет» индивида предпринимать шаги, направленные на удовлетворение своей нужды.

Потребности выступают в виде эмоционально окрашенных желаний и, как следствие, ее удовлетворение проявляется в виде оценочных эмоций.

Когда индивид нуждается в чем-либо, он чувствует отрицательные эмоции, а по мере удовлетворения своих нужд и желаний появляются положительные эмоции.

Неудовлетворение физиологических нужд может привести в смерти живого организма, а психологических – вызвать внутренний дискомфорт и напряжение, депрессию.

Удовлетворение одной потребности влечет за собой появление другой. Их безграничность — одна из особенностей развития индивида как личности.

Потребности заставляют воспринимать окружающую действительность избирательно, через призму своей нужды. Они концентрируют внимание индивида на объектах, способствующих удовлетворению текущей нужды.

Иерархия

Многообразие человеческой природы является причиной существования различных классификаций потребностей: по объекту и субъекту, сферам деятельности, временной устойчивости, значимости, функциональной роли и т. д. Наиболее широко известна иерархия потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу.

  • Первая ступень – это физиологические нужды (жажда, голод, сон, сексуальное влечение и т. д.).
  • Вторая ступень – безопасность (отсутствие страха за свое существование, уверенность).
  • Третья ступень – социальные потребности (общение, дружба, любовь, забота о других, принадлежность к социальной группе, совместная деятельность).
  • Четвертая ступень – нужда в уважении со стороны других и себя самого (успех, признание).
  • Пятая ступень – духовные потребности (самовыражение, раскрытие внутреннего потенциала, достижение гармонии, развитие личности).

Маслоу утверждает, что удовлетворение потребностей, находящихся на нижних ступенях иерархии ведет к усилению вышележащих. Человек, испытывающий жажду, концентрирует свое внимание на поиске источника воды, а необходимость общения отходит на задний план. Важно помнить, что потребности могут существовать одновременно, вопрос стоит лишь в приоритете.

Социальные нужды

Социальные потребности человека проявляются не столь остро, как физиологические, однако они играют важнейшую роль при взаимодействии индивида и общества. Реализация социальных нужд невозможна вне общества. К социальным потребностям относятся:

  • потребность в дружбе;
  • одобрении;
  • любви;
  • общении;
  • совместной деятельности;
  • заботе о других;
  • принадлежности к социальной группе и т. д.

На заре развития человечества именно социальные потребности способствовали развитию цивилизации. Люди объединялись для защиты и охоты, борьбы со стихиями. Их удовлетворение в совместной деятельности способствовало развитию сельского хозяйства. Реализация потребности в общении подтолкнула развитие культуры.

Человек – существо социальное и он тяготеет к общению с себе подобными, поэтому удовлетворение социальных потребностей не менее важно, чем физиологических.

Виды социальных нужд

Различают социальные потребности по следующим критериям:

  1. «Для себя» (желание самоутверждения, признания со стороны других, власти).
  2. «Для других» (потребность в общении, защите других, бескорыстной помощи, отказ от своих желаний в пользу других).
  3. «Вместе с другими» (выражается в виде желания быть частью большой социальной группы для реализации масштабных идей, которые принесут пользу всей группе: объединение ради противостояния агрессору, ради смены политического режима, ради мира, свободы, безопасности).

Первый вид может быть реализован только через потребность «для других».

Классификация по Э. Фромму

Немецким социологом Эрихом Фроммом была предложения иная классификация социальных потребностей:

  • связи (желание индивида быть частью какой-либо социальной общности, группы);
  • привязанности (дружба, любовь, желание делиться теплыми чувствами и получать их взамен);
  • самоутверждение (желание ощутить себя значимым для других);
  • самосознание (желание выделится на фоне других, ощутить собственную индивидуальность);
  • ориентир (индивиду необходим некий эталон для сравнения и оценки своих действий, в качестве которого может выступать религия, культура, национальные традиции).

Классификация по Д. МакКлелланду

Американский психолог Дэвид МакКлеллад предложил свою классификацию социальных потребностей на основе типологии личности и мотивации:

  • Власть. Люди тяготеют к влиянию на других и возможности контролировать их действия. Существует два подтипа таких личностей: те, кто желает власти ради самой власти, и те, кто стремится к власти ради решения проблем других людей.
  • Успех. Эта потребность может быть удовлетворена лишь в том случае, когда начатое дело успешно доведено до конца. Она заставляет индивида брать на себя инициативу и риски. Однако в случае неудачи, человек будет избегать повторения негативного опыта.
  • Причастность. Такие люди стремятся наладить дружеские отношения со всеми и стараются избегать конфликтов.

Удовлетворение социальных нужд

Главной особенностью социальных нужд является то, что удовлетворить их можно только при взаимодействии с обществом. Само возникновение таких потребностей связано с социумом на текущем этапе культурно-исторического развития.

Деятельность — основной источник удовлетворения социальных нужд личности. Изменение содержания общественной деятельности способствует развитию социальных потребностей.

Чем разнообразнее и сложнее общественная активность, тем совершеннее становится система потребностей личности.

Значимость

Влияние социальных потребностей следует рассматривать с двух сторон: с точки зрения индивида и с точки зрения общества в целом.

Удовлетворение социальных нужд помогает человеку чувствовать себя полноценным, нужным, повышает самооценку и уверенность в собственных силах. Важнейшие социальные потребности — это общение, любовь, дружба. Они играют первостепенную роль в становлении индивида как личности.

С точки зрения общества они являются двигателем развития всех сфер жизнедеятельности. Ученый, желая признания (удовлетворение потребности «для себя») изобретает способ лечения тяжелого заболевания, которое спасает многие жизни и вносит вклад в развитие науки.

Мечтающий прославиться художник, в процессе удовлетворения своей социальной потребности, вносит вклад в культуру.

Подобных примеров можно привести множество, и все они будут подтверждать, что удовлетворение потребности отдельного индивида также важно для общества, как и для самого человека.

Человек – существо общественное и не может гармонично развиваться вне его. К главным общественным нуждам индивида относятся: потребность в общении, дружбе, любви, самореализации, признании, власти.

Многообразие социальной деятельности способствует развитию системы нужд индивида. Неудовлетворение социальных нужд вызывает апатию и агрессию.

Социальные потребности способствуют не только совершенствованию индивида как личности, но и являются двигателем развития общества в целом.

Источник: https://FB.ru/article/33441/sotsialnyie-potrebnosti-cheloveka-v-zavisimosti-ot-tipa-haraktera-po-teorii-fromma

Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Потребности человека и общества

Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и деятельность личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.

Что такое потребности

Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

  • Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
  • Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.

Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

https://www.youtube.com/watch?v=P4Szw4WO5Ds

Для потребностей характерны несколько особенностей:

  • динамичность;
  • изменчивость;
  • развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
  • зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
  • возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.

Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Виды потребностей

Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

  • К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
  • К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
  • К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.

Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Теория К. Алдерфера

Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально.

А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.

Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:

  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в  достижении;
  • при установлении  дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

Источник: https://psychologist.tips/714-chto-takoe-potrebnosti-cheloveka-vidy-i-ih-sushhnost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.