Понятие институт общества

Что такое социальный институт. Что значит

Понятие институт общества

Социальный институт или институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, гласит определение из учебника социологии. Простыми словами, институты — это принятые в обществе способы взаимодействия в типичных ситуациях.

Например, деньги — это общественный институт, который помогает проще обмениваться товарами и услугами. Суд — это институт, помогающий разрешать споры.

Институтами можно назвать почти все формы отношений обществе. Семья, брак, власть, религия — это фундаментальные институты. А институт поручительства, институт разделения властей, институт парламентаризма — более частные, конкретные.

Институты бывают формальными и неформальными. Формальные институты действуют по строго определенным правилам — например, армия, школа, государство. Неформальные институты работают без строгой регламентации: примерами могут служить дружба или клубы по интересам.

Общество как система институтов. Развитие социальных институтов

Общество — это по сути и есть система институтов, отношений между людьми и группами.

Между социальными группами и внутри них возникают определенные связи. Со временем некоторые связи отмирают, другие сохраняются и развиваются. Наиболее важные отношения общество упорядочивает, полезные образцы повторяются из поколения в поколение — это и есть социальные институты.

Через изменение институтов меняется само общество — либо путем эволюции и реформ, либо через революции, которые меняют все ключевые институты.

Так, современное общество отличается от средневекового не только технологиями, но и институтами: на смену феодальным отношениям пришли капиталистические, институт монархии сменили демократические институты и т.п. Некоторые принятые образцы с развитием общества исчезают полностью: например, институт кровной мести — на смену ему приходят полиция и суд.

Феодальные институты, разделение на сословия — основы средневекового общества. Иллюстрация из Псалтыри королевы Марии, 1310 г.

Формирование социального института называется процессом институционализации. Институционализация — это упорядочение общественных отношений, формирования стабильных образцов, правил. Институционализация науки — превращение ее из деятельности энтузиастов-одиночек в упорядоченную систему институтов, академий, ученых званий и степеней, научных изданий и т.д.

Примеры институтов по сферам общества. Ключевые общественные институты

Институты существуют во всех сферах общественной жизни. Экономические институты — обмен, деньги, торговля, банки, биржи и т.п. В социальной сфере — институт семьи, брака, материнства, наследования. Политические институты — власть, государство, партии, выборы, местное самоуправление. В духовной сфере — образование, церковь, средства массовой информации.

Жизнь общества упорядочивают десятки институтов. Среди них можно выделить ключевые: главный политический институт — власть, экономический — собственность, социальный — семья. Частные институты могут входить в более общие: например, институт президентства — это часть института власти.

Функции институтов общества

Задача общественных институтов — удовлетворять потребности людей, групп, общества в целом. У каждого института есть своя цель и конкретные функции. Потребность в безопасности удовлетворяют армия и полиция, потребность в познании мира — наука.

  • Институты организуют деятельность людей, вводят определенные статусы и роли,
  • Институты обеспечивают стандартное поведение в типичных ситуациях. Они упорядочивают индивидуальные действия, делают их предсказуемыми.
  • Кроме того, институты вводят систему санкций — поощрений и наказаний — за нарушение и соблюдение общественных норм.

Помимо явных функций у институтов могут быть скрытые функции. Если разница между ними велика, это угрожает стабильности общества. Например, когда в правительстве страны начинает преобладать скрытая функция — личное обогащение — это ведет к разгулу коррупции, падению авторитета власти, политическому кризису.

Теневые институты общества

Еще опаснее ситуация формирования теневых институтов — неофициальных форм взаимодействия, которые берут на себя важнейшие общественные функции. Примеры теневых институтов — черный рынок или мафия.

Опасность теневых институтов в том, что они подменяют собой легальные институты, тем самым подрывают основы общества изнутри.

Мафия — теневой институт, который берет на себя функции государства. Кадр из фильма «Крестный отец»

В то же время теневые институты свидетельствуют, что законные институты не справляются со своими задачами, не могут удовлетворить потребности общества. Так, в СССР в связи с тотальным дефицитом возникло теневое предпринимательство — подпольные бизнесмены-цеховики обслуживали спрос, с которым не справлялась плановая экономика.

Институты гражданского общества

Гражданское общество — это сфера отношений, которые напрямую не контролируются государством и коммерческими структурами. Развитое гражданское общество — признак демократического режима.

Институтами гражданского общества являются общественные организации, благотворительные фонды, религиозные организации и т.п. Негосударственные СМИ и частные образовательные учреждения, объединения ученых и деятелей культуры также относятся к институтам гражданского общества.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. В этом смысле гражданское общество — посредник между человеком и властью, основа правового государства.

Источник: https://www.anews.com/p/108657945-chto-takoe-socialnyj-institut-chto-znachit-instituty-grazhdanskogo-obshhestva/

ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты

Понятие институт общества

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении  высшего  учебного  заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово  латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

Социальный институт, говоря  более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

Примеры.

  1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
  2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

Институты по сферам общества.Что регулируютПримеры
Экономические институтыРегулируют производство и распределение товаров и услуг.Собственность, рынок, производство
Политические институтыРегулируют общественные отношения, используя властные полномочия.Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институтыРегулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование.Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институтыРегулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство.Церковь, школа, вуз, искусство

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

  • Цель и сфера деятельности социального института
  • Функции
  • Социальные роли и статусы
  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.

Функции социальных институтов

  • Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
  • Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
  • Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
  • Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты  —  в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-4-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%D1%8B/

15. Общество: понятие, социальные институты

Понятие институт общества

Общество— совокупность людей, историческипоколениями проживающих на определеннойтерритории и связанных, общностьюэкономической, социальной, политическойи духовной метни. единой государственнойвластью и правовой системой.

Люди,составляющие данное общество имеют,как правило, единые нравы, религию, язык.Они субъективно отличают себя от людей,вхо­дящих в другие сообщества.

Структурноразвитое общество состоит из индивидов,образующих социальные группы (семьи,страты, слои, классы) в соответствии сродовыми, профессиональными, имущественными,национальными и иными признаками. Этисубъекты реализуют свои интересы вдеятельности по отношению друг к другу,составляющей социальную жизнь.

Люди— существа общественные, они не могутжить, трудиться, не объединяясь попотребностям и интересам, целям.Социальныеи политические институтывозникают в силу биологических,социальных, политических и других причинс объективной необходимостью.

Институты

Историческипервым социальным институтом былиродовые общины.

Родпредставлял собой группу (общность)людей, объединенных кровным илипредполагаемым родством, общейсобственностью, совместным трудом иуравнительным распределением.

Данныйсоциальный институт был весьма устойчивыми жизнеспособным. Он обеспечивалвыживание людей, которые еще во многомзависели от природных сил и моглисуществовать только на базе коллективногохозяйственно-социального единства.

Родысуществовали и функционировали многиетысячелетия, они объединялись в болеекрупные социальные институты — племена.

Позднеепоявились религиозные объединения(ордена и др.), торгово-купеческие гильдиии иные социальныеинституты.

Историческипервым политическиминститутом,самым важным и крупнейшим, сталогосударство. По мере усложнения обществаи развития демократии возникают новыесоциально-производственные (кооперативы),социально-политические (профсоюзы),политические (политические партии) идругие институты.

Социальные институты

Обществоформируется из системы социальныхинститутов и представляет собой сложнуюсовокупность экономических, политических,правовых, духовных отношений, обеспечивающихего целостность как социальнойсистемы.

Социальныйинститут в широком смысле— исторически сложившиеся, устойчивыеформы организации совместной деятельностилюдей; социальныйинститутвболее узком смысле— это организованная система социальныхсвязей и норм, призванная удовлетворитьосновные потребности общества, социальныхгрупп и личности.

Основнаяцель социальныхинститутов — достижение стабильностив ходе развития общества.

Выделяютфункции социальныхинститутов:

1.Удовлетворение потребностей общества.

Потребности,которые удовлетворяются социальнымиинститутами, многообразны. Например,потребность общества в безопасностиможет поддерживаться институтом обороны,духовные потребности — церковью,потребности в познании окружающегомира — наукой.

Каждый институт можетудовлетворять несколько потребностей(церковь способна удовлетворятьсобственно религиозные, моральные,культурные потребности), а одна и та жепотребность — удовлетворяться разнымиинститутами (духовные потребности могутудовлетворяться искусством, наукой,религией и т.д.).

2.Функция закрепления и воспроизводства общественныхотношений. Любой институт закрепляет,стандартизирует поведение членовобщества за счет своих правил, нормповедения. Каждый институт располагаетнабором норм и правил поведения,закрепленных, стандартизирующихповедение своих участников и делающихэто поведение предсказуемым.

Социальныйконтроль обеспечивает порядок и рамки,в которых должна протекать деятельностькаждого члена института. Тем самыминститут обеспечивает устойчивостьструктуры общества. Кодекс институтасемьи предполагает, что члены обществаделятся на устойчивые малые группы –семьи.

Социальный контроль обеспечиваетсостояние стабильности каждой семьи,ограничивает возможность ее распада.

3.Регулятивная функция обеспечиваетрегулирование взаимоотношений междучленами общества путем выработкишаблонов поведения, регламентации ихдействий.

Она обеспечивает регулированиевзаимоотношений между членами обществапутем выработки образцов и шаблоновповедения. Вся жизнь человека протекаетпри участии разных социальных институтов,нокаждый социальный институт регламентируетдеятельность.

Следовательно, человекс помощью социальных институтовдемонстрирует предсказуемость истандартное поведение, выполняет ролевыетребования и ожидания

4.Интегративная функция включаетв себя процесс взаимозависимости ивзаимоответственности членов социальныхгрупп. Эта функция обеспечиваетсплоченность, взаимозависимость ибезответственность членов.

Это происходитпод воздействием институализированныхнорм, ценностей, правил, системы ролейи санкций.

Она упорядочивает системувзаимодействий, что приводит к повышениюустойчивости и целостности элементовсоциальной структуры.

5.Транслирующая функция (социализация).Ее содержанием является передачасоциального опыта, приобщение к ценностям,нормам, ролям данного общества. Обществоне может развиваться без передачисоциального опыта.

Каждый институт длясвоего нормального функционированиянуждается в приходе новых людей, усвоившихего правила. Это происходит путемизменения социальных границ институтаи смены поколений.

Следовательно, вкаждом институте предусмотрен механизмсоциализации к его ценностям, нормам,ролям.

6.Коммукативные функции.Информация, произведенная институтомдолжна распространяться как внутриинститута (с целью управления и контроляза соблюдением социальных норм), так иво взаимодействии между институтами.

Эта функция имеет свою специфику –формальные связи. У института средствмассовой информации – это основнаяфункция. Научные учреждения активновоспринимают информацию.

Коммутативныевозможности институтов неодинаковы:одним они присущи в большей степени,другим – в меньшей.

Структурусоциального института образуют:

  • социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

Всоответствии со сферами общественнойжизни можно выделить четыре основныегруппы институтов:

  • экономические институты — разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства — класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Источник: https://studfile.net/preview/2564561/page:18/

Основные институты общества, их функции -Обществознание

Понятие институт общества

Библиографическая запись: Основные институты общества, их функции // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – 2016-02-11 14:19:51. – URL: https://myfilology.ru//social-studies/osnovnye-instituty-obshchestva-ikh-funktsii/ (дата обращения: 28.02.2020)

Основные институты общества, их функции

Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.

Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках Джамбаттиста Вико (1668—1744) — итальянский философ и историк, предшественник современной социологии. В 1693 г. он написал несколько работ о гражданских институтах.

В социологической литературе понятие «институт» стало использоваться со времени становления социологии как науки, а свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии — Огюста Конта и Герберта Спенсера. Представляя в социальной статике общество как социальный организм, О.

Конт в качестве её важнейших органов называет такие, как семья, кооперация, церковь, право, государство. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. В своей работе «Основные начала» (1860—1863 гг.

) он особо подчеркивает, что «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры.»

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

  • Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи)
  • Потребность в безопасности и порядке (государство)
  • Потребность в добывании средств существования (производство)
  • Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования)
  • Потребности в решении духовных проблем (институт религии)

Сферы жизнедеятельности общества

Различают ряд сфер жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения:
− Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ).

Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, материальное производство, рынок и др.
− Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии.

Институты, относящиеся к социальной сфере: воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.
− Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, а также между государствами.

Институты, относящиеся к политической сфере: государство, право, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия и др.

− Духовная — отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления, а также передачи следующим поколениям. Институты, относящиеся к духовной сфере: религия, образование, наука, искусство и др.

− Институт родства (брак и семья) — связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи.

Цели и функции социальных институтов

Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

ФункцииКлючевые институтыСферы обществаОсновные ролиФизические чертыСимволичес-кие чертыДругие институты данной сферы общества
Забота, воспитание детейСемья,НаследованиеСоциальная (семейно-брачные отношения)ДомОбстановкаКольцаОбручениеКонтрактБрак, кровная месть, материнство, отцовство и др.
Добывание пищи, одежды, жильяСобственностьЭкономичес-кая сфера
  • Работодатель
  • Наемный работник
  • Покупатель
  • Продавец
ФабрикаОфисМагазинДеньги ТорговляРекламаДеньги, обмен, хозяйственные отношения и др.
Поддержание законов, правил и стандартовВластьГосударствоПолитическая сфера
  • Законодатель
  • Субъект права
Общественные здания и местаФлагХартияВласть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.
Содействие соборным отношениям и установкам,  углубление верыРелигияДуховная сфераСоборЦерковьКрест
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикамОбразованиеДуховная сфераШколаКолледжУчебникДипломСтепеньОбщественное мнение, СМИ и др.

Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты.

Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты.

В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:

  • обеспечивают возможность удовлетворить индивидам, социальным общностям и группам различные свои потребности;
  • регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, стимулируя желательное и репрессируя нежелательное поведение;
  • определяют и поддерживают общий социальный порядок системой своих социальных регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);
  • производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны.

 Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа».

Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

  • Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
  • Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
  • Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
  • Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему санкций.

Кроме решения своих специфических задач, каждый социальный институт выполняет универсальные, свойственные всем им функции. К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести следующие:

  1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.
  2. Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.
  3. Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
  4. Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.
  5. Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.

11.02.2016, 33511 просмотров.

Источник: https://myfilology.ru/social-studies/osnovnye-instituty-obshchestva-ikh-funktsii/

Институты общества

Понятие институт общества

Здравствуйте, продолжаем разбирать вводные темы.

   Начнем нашу работу с разбора текста. Это задания 21-24 теста ЕГЭ по обществознанию.

 Первые два задания (21, 22) здесь базового уровня, проверяют умение найти заданную информацию в тексте, фактически это простой контекстный поиск.

Следующие два (23, 24) – высокого уровня, здесь, как правило, необходимо не только найти информацию в тексте, но и проиллюстрировать примерами из курса.

В общем, работа с текстом позволяет набрать целых 10 первичных баллов на ЕГЭ, шестая часть всей нашей оценки. Поэтому регулярно работать с текстами крайне важно!

Образование в обществе.

   Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?…

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением не аристократических классов…участвовать в политических делах.

В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в.

Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при ании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

Важная перемена…была связана с развитием самого института образования.

Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… (К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
Н. Смелзер.

Оглавление 21 -24

21.  C какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

22. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.

23. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальные институты (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

24. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни».

Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

Итак, для начала бегло просмотрели текст.

Постарались понять, о чем он? Да, проанализировано развитие ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ. Сразу вспомним понятие

институт – важнейшие социальные группы, виды отношений или учреждения, исторически воспроизводящиеся в любом обществе и выполняющие необходимые для него функции!

Автор текста – американский социолог Нейл Смелзер. Теперь рассмотрим все четыре вопроса, попытаемся понять, о чем нас будут спрашивать.

Нейл Смелзер (род. 1930) – выдающийся американский социолог, один из создателей экономической социологии в качестве полноценной социологической дисциплины. В России в 1994 году была издана «Социология» Смелзера, которая долгое время была единственным переводным учебником по социологии и пользовалась огромной популярностью.

Теперь приступим.

21. С какими тремя ИЗМЕНЕНИЯМИ в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования? Смелзер говорит о ПЕРЕМЕНАХ В РАЗВИТИИ образования. По контексту находим:

  • демократическая революция;
  • промышленная революция;
  • развитие самого института образования.

Также облегчило поиск здесь то, что каждая новая мысль начиналась с нового абзаца. Оглавление 21 -24

22. В тексте упомянуты или охарактеризованы три ЗАДАЧИ, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.

Снова ищем синонимы:

«Реформаторов образования в США волновала проблема… повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при ании».

Казалось бы, мы видим одну проблему, однако их три:

  • повышение грамотности будущих избирателей;
  • осведомленность избирателей в социальных вопросах;
  • способность принимать разумное решение при ании.

Также в следующем абзаце видим:

«Развитие промышленности в широких масштабах ПОТРЕБОВАЛО расширения системы образования ДЛЯ… подготовки квалифицированных работников».

Следовательно, еще один ответ: 

  • подготовка квалифицированных работников.

Как видим, ответов может быть больше чем требуемых в задании, и ими не следует пренебрегать. Это своеобразная подстраховка от возможной не зачтенной при проверке неправильной формулировке. Кроме того, мы научились разделять ответы, спрятанные в одном предложении. Заметьте, если бы мы первые три ответа здесь соединили в один, нам бы не хватило требуемых. Оглавление 21 -24

23. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, 1) назовите любые четыре социальные институты (помимо института образования).

2) Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

Быстро вспомнили по одному институту из каждой сферы, а заодно повторили прошлую тему.

Допустим:

  • рынок;
  • государство;
  • семья;
  • церковь.

Далее, не теряем вторую часть вопроса. Это самая, как ни странно, распространенная ошибка в части 2.  Для удобства можно в тексте задания отмечать: 1) 2).

Здесь также применим контекстный поиск. «Какие две особенности социальных ГРУПП…

«Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют ГРУППУ, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства». Выделяем:

  • объединение общими законными интересами;
  • предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. Оглавление 21 -24

24. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни».

1) Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? 2) С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и 3) назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

Не теряем фрагменты вопроса. Здесь их три, сразу выделили их для себя в тексте задания!

1) Итак, понятие, характеризующее движение человека к «успеху в жизни». Вспоминаем, Смелзер – социолог, применяет термины из области социологии. Движение индивида по социальной лестнице в социологии – мобильность.

Она бывает вертикальной и горизонтальной. «Успех в жизни» – это, явно, вертикальное направление вверх.

Такая мобильность (например, высшее образование позволяет получить престижную работу), называется вертикальная восходящая.

2) Функция образования, позволяющая достичь «успеха в жизни», то есть повысить свой статус (положение в обществе). Этот термин – лифт (канал) мобильности. Теория социальной мобильности разработана нашим великим соотечественником Питиримом Сорокиным.

Структура каналов социальной мобильности от Питирима Сорокина.

3) Два других института, выполняющих функцию лифта? По П. Сорокину, наиболее «быстрыми» лифтами являются армия, церковь и образование. Хотя, возможны ответы – предпринимательство (бизнес), политическая партия, государственная служба и другие.

Итак, наш ответ на задание 24:

  • понятие – восходящая вертикальная социальная мобильность;
  • термин – социальный лифт (канал);
  • два других института – армия и церковь.

Обратим внимание на то, что формулировки ответа следует записывать, максимально соотнося с вопросом, не запутывая проверяющего. Оглавление 21 -24

Подробнее об основных понятиях социологии и о социальной мобильности смотри в теме «Социальная стратификация».

Таким образом, ПОДВЕДЕМ ИТОГ! Мы сегодня узнали, что социальные институты:

      1. динамично меняются ввиду потребностей общества
      2. выполняют важные социальные функции (например, лифта или канала мобильности)
      3. приводят к образованию вокруг себя социальных групп

Мы узнали некоторых классиков современной социологии (Смелзер, Сорокин) и некоторые идеи их теорий.

Мы определили правила работы с ключевым для успешной сдачи ЕГЭ блока заданий Оглавление 21 -24(работа с обществоведческим текстом):

А) применяем контекстный поиск, ищем синонимы формулировок задания в тексте

Б) ответов может быть больше чем требуемых в задании, и ими не следует пренебрегать

В) при необходимости мы разделяем ответы (ищем разные идеи), спрятанные в одном предложении

Г) новая мысль текста, как правило, начинается с нового абзаца

Д) не теряем вопросов в составных заданиях из нескольких вопросов, выделяем их для себя

Е) формулировки ответа следует записывать, максимально соотнося с вопросом, не запутывая проверяющего.

Источник: http://EgeWin.ru/ege-po-obshhestvoznaniyu/instituty_obshestva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.