Полная фактическая себестоимость

Фактическая себестоимость

Полная фактическая себестоимость

Учет готовой продукции (ГП) в производственных компаниях осуществляется по фактической себестоимости. Рассмотрим, как происходит это на практике.

Учет готовой продукции по фактической себестоимости

Фактическая себестоимость – это объединенная сумма затрат предприятия, направленных на изготовление товаров, предназначенных для продажи. Фактическая себестоимость готовой продукции на этапе производственного процесса аккумулируется на счетах производства в разрезе аналитических статей:

  • В дебете 20-го счета – расходы основных цехов с разбивкой по статьям материалов, зарплаты цеховых рабочих, износа ОС и НМА, и т.п.;
  • На 23-м – затраты вспомогательных производств с постатейной аналитикой;
  • На 29-м – затраты обслуживающих хозяйств с разграничением статей расходов, участвующих в производстве ГП.

В себестоимости ГП учитывают прямые расходы (материалы, цеховая зарплата работников, износ ОС и т.п.

) и косвенные – общепроизводственные и общехозяйственные, рассчитываемые пропорционально в процентном соотношении на объекты и участки.

Поэтому имеется методика, по которой в фактической себестоимости учитываются исключительно прямые затраты. Косвенные же добавляются общей суммой, рассчитанной в установленном проценте от базы соответствующих затрат.

Бухучет ГП ведется на сч. 43 без образования субсчетов.

ПроводкаД/тК/тОснование для приема к учету ГП
Формирование стоимости продукции из фактических затрат производств:
Основного4320Акт на выпуск ГП
Вспомогательных4323
Обслуживающих4329

Как рассчитать фактическую себестоимость готовой продукции: формула

Несмотря на простоту фиксирования в учете фактической себестоимости продукта, крупные компании редко используют этот метод.

Дело в том, что фактическая себестоимость ГП может быть подсчитана лишь по окончании отчетного месяца, когда все затраты собраны на соответствующих счетах.

Поэтому, при применении этого алгоритма трудно точно определить себестоимость выпущенного товара для передачи его на склад в течение месяца, что попросту неудобно.

Чаще для определения фактической себестоимости объектов учета применяется нормативный метод, основанный на составлении калькуляции по действующим на начало года нормам, и последующих корректировках выявленных отклонений от норм.

Плановая себестоимость – это расчетная цена единицы товара в учетных ценах, являющаяся своеобразным эталоном стоимости, но позволяющим с большей точностью определять реальную себестоимость ГП на протяжении всего отчетного периода и корректируемым по окончании месяца.

Расчет фактической себестоимости осуществляется по формуле:

Сфакт = Спл ± О, где Спл – плановая себестоимость, а О – отклонение фактической себестоимости от плановой, т.е. от установленных нормативов: (-) экономия, (+) – перерасход.

Учет готовой продукции по плановой себестоимости

Итак, плановая себестоимость продукции, а точнее плановый метод учета ГП дает возможность наиболее достоверно отразить в учете ее фактическую себестоимость, опираясь при этом на расчет себестоимости нормативной.

В этом случае фирмой устанавливаются учетные цены, по которым ГП приходуют на склад. Основой для них служат разработанные плановые калькуляции по единицам продукции.

По нормативной стоимости ГП в течение месяца принимается на склад и выбывает на реализацию.

По окончании месяца, когда определены размеры реальных затрат и величина незавершенного производства, устанавливается разница между плановой и фактической себестоимостью.

Калькуляция плановой себестоимости представляет собой таблицу расчета себестоимости единицы ГП по установленным фирмой нормативам. Базируются они на бухгалтерских данных и экономических приемах, используемых в компании, на анализе предыдущих периодов и разработанных нормах ресурсов, необходимых для выпуска каждого наименования товара. Выглядеть плановая калькуляция может так:

Учет ГП осуществляют проводками:

ПроводкаД/тК/т
Поступление на склад ГП в учетно-плановых ценах4320
Списана плановая себестоимость проданной ГП9043

В конце отчетного месяца определяется фактическая себестоимость ГП и сумма образовавшихся отклонений от плановой. Отражается она на тех же счетах записью СТОРНО, если фактическая себестоимость оказалась меньше плановой и дополнительной проводкой, если реальная себестоимость превышает нормативную. При этом производится корректировка себестоимости:

  • принятой к учету ГП – на всю сумму отклонения;
  • проданной продукции – в процентном соотношении на долю, приходящуюся на реализованный товар.

Источник: https://spmag.ru/articles/fakticheskaya-sebestoimost

Формула себестоимости реализованной продукции — расчет по формуле

Полная фактическая себестоимость

Себестоимость реализованной продукции представляет собой совокупную величину полных прямых расходов компании на всех этапах производственного процесса и прочих затрат в момент продажи.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

При ее определении рассматривают следующие затраты:

  1. Стоимость материалов, направленных на производство продукции или выполнение работ.
  2. Оплата труда работников, непосредственно занятых в производственном процессе.
  3. Внепроизводственные расходы.
  4. Коммерческие расходы.

Себестоимость выражает совокупную величину использования предприятием различных ресурсов. Благодаря ей возможно обеспечить хозяйственную деятельность ресурсами за счет определения части доли себестоимости на их возмещение. В результате производственный процесс является постоянно действующим.

Динамика себестоимости за определенные промежутки времени, а также оценка ее величины после каждой реализации продукции, позволяет подвести итоги целесообразности и рациональности закупок и расходования материальных и трудовых ресурсов. К тому же рассчитанные показатели себестоимости в разные периоды способствуют проанализировать сущность затрат предприятия и разработать маркетинговые и экономические методы по снижению их доли в прибыли.

Методики расчета

Методика расчета себестоимости напрямую зависит от этапа, на котором находится готовая продукция.

В результате рассматривают следующие методики:

  1. Расчет затрат на производство путем суммирования всех расходов по экономическим элементам и выведения общего итога.
  2. Расчет себестоимости валовой продукции путем нахождения разности между суммой всех производственных издержек и непроизводственными расходами, а также расходами будущих периодов.
  3. Расчет производственной себестоимости путем нахождения разности между себестоимостью валовой продукции и изменением остатков НЗП, в случае их прироста. При сокращении остатков, их изменение, выраженное в денежном эквиваленте, суммируется.
  4. Расчет полной себестоимости путем сложения значения производственной себестоимости и совокупного итога внепроизводственных затрат.
  5. Расчет себестоимости реализованной продукции путем сложения полной себестоимости и коммерческих расходов. Но, фактическое значение этого показателя себестоимости получается, когда из полученного итога суммирования вычитают денежное значение остатков непроданной готовой продукции.

Как рассчитать себестоимость реализованной продукции

Чтобы вычислить себестоимость реализованной продукции для начала потребуется вывести итог производственных затрат. Иными словами, потребуются данные о производственной себестоимости.

В результате придется устанавливать расходы различного характера, понесенные на каждом этапе производства и отвечающие следующим требованиям:

  • связаны с коммерческой деятельностью;
  • непосредственно относятся к деятельности рассматриваемой организации;
  • затрачены на готовую продукцию в производственном и реализационном процессах;
  • обоснованы документально;
  • соответствуют законодательству;

Сумма затрат выражается в денежном эквиваленте и учитывается по всем видам продукции. Расходы, включаемые в размер себестоимости, группируются по элементам различного экономического значения.

В результате рассматривают пять групп:

  1. Материальные расходы.
  2. Оплата труда.
  3. Социальные отчисления.
  4. Амортизация.
  5. Прочие расходы.

Далее, выводят итоги расходов, направленных не на производство, но необходимые для его поддержания, иными словами, внепроизводственные затраты.

К ним относятся затраты:

  • на упаковку;
  • на транспортировку;
  • за хранение и создание специальных условий;
  • на оплату различных комиссий;

Сумма производственных и непроизводственных затрат выражает полную себестоимость. Этот показатель необходим для дальнейшего расчета себестоимости реализованной продукции. Когда готовая продукция реализуется, могут возникнуть дополнительные как плановые, так и непредвиденные расходы. Например, оплата рекламы или маркетинговых действий. Такие расходы принято называть коммерческими.

https://www.youtube.com/watch?v=8DpAaNEqLoY

Суммирование полной себестоимости и коммерческих расходов и уменьшение итога на остаток продукции на складе выражает показатель себестоимости реализованной продукции.

Формула

В результате, чтобы вывести денежное значение себестоимости реализованной продукции придется воспользоваться формулой:

Срп = Сп + КР – Онп, где

Сп – полная себестоимость;

КР – коммерческие расходы;

Онп – остатки нереализованной продукции.

В свою очередь, значение полной себестоимости вычисляется по формуле:

Сп = ПР + ВР, где

ПР – производственные расходы,

ВР – внепроизводственные расходы.

Пример расчета

Для наглядности применения методики расчета себестоимости реализованной продукции, рассмотрим конкретный пример. Предприятие ООО «Посуда» выпускает различные разновидности посуды. Требуется рассчитать себестоимость продукции за июль, когда известно, что было выпущено 70 кастрюль и 50 чайников, а продано 52 кастрюли и 35 чайников.

Также проведена калькуляция затрат в результате получились следующие итоги:

  1. На кастрюли потрачено:
    • материалы – 148000 рублей;
    • энергия – 14000 рублей;
    • зарплата – 28000 рублей;
    • отчисления – 8380 рублей;
    • амортизация – 8700 рублей;
    • прочие расходы – 6000 рублей;
  2. На чайники потрачено:
    • материалы – 98000 рублей;
    • энергия – 8000 рублей;
    • зарплата – 22000 рублей;
    • отчисления – 6800 рублей;
    • амортизация – 7100 рублей;
    • прочие расходы – 4000 рублей;

Вычисляем общие затраты по каждому виду продукции:

  1. Итого кастрюли: 148000+14000+28000+8380+8700+6000 = 213080 рублей.
  2. Итого чайники: 98000+8000+22000+6800+7100+4000 = 145900 рублей.

Далее, нам потребуется расчет себестоимости единицы продукции:

  1. Себестоимость одной кастрюли: 213080/70 = 3044 рублей.
  2. Себестоимость одного чайника: 145900/50 = 2918 рублей.

Теперь рассчитываем себестоимость реализованной продукции:

  1. Себестоимость проданных кастрюль: 3044*52 = 158288 рублей.
  2. Себестоимость проданных чайников: 2918*35 = 102130 рублей.

Подводим итоги совокупной себестоимости реализации по предприятию в целом 158288 + 102130 = 260418 рублей.

Полная себестоимость реализованной продукции

Показатель полной себестоимости реализованной продукции выражает собой итог, полученный от прибавления или вычитания изменения себестоимости остатков продукции на складе из полной себестоимости готовой продукции. При увеличении остатков по отношению к началу периода, денежное значение прироста вычитают, а при уменьшении – разницу прибавляют.

Полная себестоимость всегда включает в себя сумму всех прямых и косвенных затрат. Первоначально на основании учетной документации выводятся производственные затраты по каждой экономическому элементу. Далее, к полученному итогу суммируются распределенные по видам продукции внепроизводственные расходы.

Для полной себестоимости продажи нужно учесть потраченные в ее процессе средства. Коммерческие расходы также калькулируются между видами выпущенной и проданной продукции. Важно помнить, что не всегда количество выпущенной продукции равно количеству проданной. Соответственно, для себестоимости реализации остатки товаров на складе во внимание не берутся.

Анализ себестоимости реализованной продукции

Основной целью анализа себестоимости реализованной продукции является выявление путей улучшения эффективности и рациональности использования всех видов ресурсов на каждом этапе производственного процесса и в момент реализации.

В результате этого анализ предполагает выполнение следующих задач:

  • оценка изменений значения себестоимости и отношение его к плановым показателям;
  • оценка обоснованности плановых значений себестоимости;
  • определение факторов, оказывающих влияние на формирование показателя и его изменения, а также отклонения итогового значения от плана;
  • определение упущенных возможностей и неиспользованных резервов;

Анализ себестоимости реализованной продукции рассматривает направления:

  1. Аналитические расчеты и выводы по составу, значению полной себестоимости и ее изменениях.
  2. Аналитические расчеты и выводы по значениям расходов, приходящихся на один рубль стоимости продукции.

Анализ полной себестоимости проводится в несколько этапов:

  1. Вычисляется полная себестоимость.
  2. Проводится структуризация себестоимости.
  3. По результатам сравнения текущего и подобного предыдущего периодов, выводят величину разницы себестоимости.
  4. При нескольких видах продукции анализ проводится в разрезе ее ассортимента.

Процесс анализа расходов, понесенных на один рубль стоимости товаров, строится по следующим пунктам:

  1. Вычисление значения произведенных затрат на один рубль стоимости продукции.
  2. Сравнение с максимальным значением. Вычисленное значение всегда должно быть ниже нормативного уровня.
  3. Сравнение изменений значения. Снижение показателя является благоприятной тенденцией.
  4. Факторный анализ.

Себестоимость реализованной продукции занимает особое значение в величине полученной прибыли. Поэтому требует постоянного расчета и анализа полученных итогов.

К тому же расчет финансового значения себестоимости реализации позволяет оценить расходование ресурсов на всех этапах производственного процесса, так как включает в себя:

  • Производственную себестоимость.
  • Общепроизводственные расходы, подлежащие калькуляции между видами продукции.
  • Производственные затраты сверх нормы.

Источник: https://corphunter.ru/ooo/otchetnost/formula-sebestoimost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.