Политическое сознание

Политическое сознание общества и его проявления

Политическое сознание

Политическое сознание как общественное явление появилось в далёкой Античности. Его возникновение стало ответом на настоящую социальную проблему, которая заключалась в понимании и осмыслении государства и государственной власти.

Политическая форма сознания

Политический настрой определяется множеством факторов, он зависит от удовлетворённости гражданами экономическим и государственным строем.

Определение

Политическое сознание – это совокупность идей, выражающая интересы классов, наций и государств.

Политическая идеология созревает, формируется и осуществляется посредством деятельности политических партий и государств. Тем временем политика и политические прения полностью пронизывают бытие и все формы сознания.

Её нельзя считать закрытой зоной для профессиональных политиков. Суть заключается в том, что жизнь любого общества, не беря в расчёт первобытное, пронизана насквозь политическими интересами и политической борьбой.

Политика – это такая сфера общественной жизни, в которой в максимальной концентрации находятся все социальные противоречия. Именно политика является ядром для объединения и разрозненной борьбы, для создания дружественных отношений и баталий.

В политическом сознании общества воссоздается разумение им того соотношения, которое воцаряется между естественной утилитарной деятельностью людей, с одной стороны, и социально-регламентированными условиями, в которых эта деятельность вынужденно происходит, — с другой.

Политическое сознание, являясь проявлением прямых интересов метафизической деятельности людей, в наиболее чёткой форме является отражением социально-экономической основы общественной жизни, которая в иных форма отражается не так явно. Специфическая особенность политического сознания заключается как раз в этой самой заинтересованности в экономике.

Логично предположить, что политическое сознание общества не однородное и таковым быть не может, поскольку оно сосредотачивает в себе зону отношений всех классов, социальных групп к государству и правительственным органам, а также взаимоотношения между социальными силами. Реальная политическая оценка мира зависит от положения, с которого носитель мнения совершает оценочные действия в данном общественном устройстве.

Уровни политического сознания

Общество характеризуется непрерывной борьбой за политическую власть. Устройство государственной власти – это ключевая проблема современного политического мышления.

Политическая борьба, в результате которой определялось политическое устройство, на протяжении всей истории мира, приобретала различные формы.

Здесь имеется в виду и общественное обсуждение социальных проблем, и дискуссии и споры в парламенте, выдвижение экономических требований, следствием которых становились реформы, а также не самые гуманные методы, где насильственные государственные перевороты и социальные революции.

Политика — это не беспорядочная путаница действий. Внешне может показаться, что она носит достаточно субъективный характер, однако исследование изнутри показывает, что она вполне имеет объективное содержание. Эволюция политических законов в итоге является отражением передового развития социально-экономической истории.

Политические интересы играют объективную роль, а значит, касаются каждого человека. При этом могут открыто и сознательно выражать интересы человека, либо скрыто и завуалировано. Призывать к благородной аполитичности могут только благополучные слоя населения, ввиду этого носят консервативный характер.

По своему содержанию общественная жизнь пронизана политическими интересами, которые концентрируют в себе самые острые социальные разногласия. Исключение составляет лишь первобытное общество. Политические интересы преобладают во всех общественно активных организациях.

Кроме того, являются источником причин для социальных столкновений. Участвуют в этой борьбе все без исключения: наука, религия, культура, философия.

Вместе с тем любая из них может стать объектом политического сознания, все без исключения задействованы в сфере идеологической дискуссии.

Стоит отметить, что духовная жизнь в равном отношении, как и социально-экономическая, находятся в зависимости от интересов политики.

Замечание

Уход от политики – это тоже политика.

Однако должно быть уразумение того, что не каждое культурное явление – это отражение политических интересов его создателей: истинные художники бескорыстны. Такое отношение и к культуре, и к политике историей отмечено непоправимым ущербом общественной жизни.

В своё время непонимание и непринятие самостоятельности культуры и духовного развития от политики, поспособствовало заторможенному развитию некоторых областей культуры, например, искусства, при этом способствовало отторжению от общества уже существующих духовных богатств.

Пример

Некоторые великие писатели русской литературы были признаны обществом не сразу, в их числе Ф. М. Достоевский, М. Л. Булгаков и др.

Могучая пробирающаяся сила политического сознания заключается не в том, что только она двигала всеми духовными влечениями человека. Человек в этой ситуации оборачивается в себялюбивую машину.  А в том, что всякое Культурное явление, поместившись в общественную жизнь, не только может быть, но обязательно будет применено иными лицами в политических целях.

История развития и становления философской мысли кишит примерами борьбы между различными видами воззрений.

Иногда такая борьба приобретала настолько серьёзный характер, что люди могли быть сожжены заживо на костре, посажены в тюрьму или сосланы на каторгу.

Поэтому говорить о том, что философы всегда находились в отдалении от политических интересов в корне неправильно. Философская деятельность – это не только защита знания ради знания, но и работа с политическими интересами людей, классов и партий.

Наука, искусство, философия, религия – все эти сферы вовлечены в политическую борьбу. Кроме того, даже технические изобретения точно также относятся к политике, как и всё остальное.

Произведения искусства могут вдохновлять людей на разные чувства и их проявления. Всё это также относится к политической сфере.

Кроме того, стоит отметить, что философия создаёт мировоззрения народа, может давать ориентир на что-то хорошее и разумное, а может и наоборот.

Философская наука политична уже с той позиции, что всякому философу не безразлично, какие интересы он защищает, например, идеи гуманизма или наоборот межнациональную борьбу. Философия политична ещё и с исторической точки зрения в выполнении своей социально-политической функции.

Прежде всего, в том, что философия становится источником социально-должного, при этом активно и объективно отражает и анализирует общественно-политическую реальность. Обращаясь к истории, можно увидеть множество примеров, когда именно философы были в эпицентре реальных событий социального значения.

История знает многих мыслителей, которые трудились над политическими учениями, а также тех, кто за основу своих философских систем взял политическую философию.

Политическая философия и политическое учение

Политическое учение в корне отличается от политической философии. Последняя обосновывает политические учения, тем самым выражая связь философии и политики. Кроме того, нельзя недооценивать политического воздействия на философскую науку.

Основателем политической философии принято считать Платона.

Политическая философия настолько гармонично вписана в платоновскую философию, что её практически невозможно отделить от общего учения о политике, государстве и праве.

Идея, выступающая в концепции Платона как миросозидающий и упорядочивающий принцип, становится организующим принципом и образцом функционирования политико-правовых общественных отношений.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/sotsialnaja-filosofija/politicheskoe-soznanie/

Политическое сознание

Политическое сознание

Политическое сознание в настоящее время чаще всего рассматривается как наиболее систематизированная форма массового сознания. Согласно Б.А.Грушина, массовое политическое сознание — «особый», вид общественного сознания.

В практике современных исследований политического сознания не так много работ, посвященных изучению его в комплексе, с учетом объединения всех его составляющих. Однако обычно политическое сознание рассматри­валось как аспект обыденного сознания и редко выделялось в качестве само­стоятельного объекта изучения в политической психологии.

Изучение электоральных предпочтений — самая интересная отрасль в изучении политического сознания. В современной России немало практиче­ских исследовательских работ в данной области политической психологии.

Работы по изучению электорального поведения и политического сознания затрагивают, в основном, проблемы точности прогноза итогов го­лосования, поэтому каждая из работ представляет собой набор факторов, на­личие которых необходимо учитывать при прогнозе электорального поведения, и констатацию фактов того, как, ко­гда, почему и каким образом эти факторы учтены не были.

Важнейшее значение в проявлении политической активности имеет мировоззрение субъектов, от характера и особенностей которого зависит направленность, политический смысл и политическая активность.

Согласно Д.В.Ольшанскому, можно рассмотреть структуру полити­ческого сознания, состоящую из трех основных компонентов: когнитив­ный, эмоциональный и оценочно-волевой.

  1. Когнитивный компонент. Представляет набор осознанных рациональ­ных знаний о себе и своем месте в политике, подразумевает наличие опреде­ленного информационного уровня, позволяющего сопоставить имеющуюся ин­формацию об устройстве окружающей социально-политической среды с пред­ставлениями о собственной роли, возможностях и способностях в данной сре­де.
  2. Эмоциональный компонент. Выражается в определенном эмоцио­нально окрашенном субъективном отношении к знанию своего объективно­го политического статуса и к социально-политической ситуации.
  3. Оценочно-волевой или поведенческий компонент. Проявляется, прежде всего, в стремлении повысить политическую самооценку, завоевать политическое уважение, обрести или укрепить влияние, авторитет, а, в ко­нечном счете — завоевать или усилить свою политическую власть. Это мо­жет проявляться в разных формах. На уровне индивидуального субъекта по­литического сознания — как борьба, например, за массовую поддержку того или иного кандидата на выборный пост. На групповом уровне — как те или иные лоббистские тенденции, связанные с продвижением к власти своих представителей. На уровне социальных технологий это может выражаться в мас­совом стремлении, например, угнетенного социального слоя к революции, ра­дикально изменяющей его положение.

Политические психологи предлагают множество теорий, объясняющих политическое поведение и политическое сознание с психологической точки зрения. Взаимосвязь личностных характеристик и политических предпочтений отмечалась психоло­гами уже давно.

В ряде психолого-политических концепций выделяется ключевая роль семейного воспитания в развитии взглядов на общественные отноше­ния. Предполагалось, что политические установки и политическое сознание человек усваивает в ходе ранней социализации, и детский опыт оказывает огромное влияние на после­дующее формирование политических убеждений и предпочтений в психологии избирателей.

В условиях повседневной социально-политической жизни политическое поведение субъекта в значительной степени зависит от социально-политических групп и организаций, участником которых он является. Сама по себе груп­па выступает в качестве особого субъекта политического поведения и политического сознания, имею­щего свои групповые цели, мотивы и мировоззрение.

В целом, к внешним факторам, воздействующим на поведение субъекта и его политическое сознание, можно отнести четыре основных группы: экономические, политические, информационные и социальные.

К социальным факторам следует относить такие явления, как уровень безработицы, криминогенная обстановка в регионе, национальные отношения, состояние сферы здравоохранения, образования, имущественная сегрегация, дающие нам представление о социальной стабильности в обществе.

Можно выделить основные группы факторов, оказывающих влияние на политическое поведение и политическое сознание:

а) индивидуально-психологические личностные факторы: потребности,
мотивы, цели, мысли, социальные установки.

б) социально-групповые феномены: характер взаимоотношений в груп­пах, членом которых человек является; групповые нормы, ценностные ори­ентиры, ролевые предписания; межгрупповые взаимодействия; влияние ре­ферентных групп.

в) социокультурные детерминанты включают: анализ индивидуальногоповедения с учетом социально-экономической среды, в которой оно осуще­ствляется; реально существующее социальное пространство, социальноевремя в рамках социальных процессов, которые включают в себя фрагментысоциального бытия; различные знаковые и идейно-психологические формы —люди придают определенные значения (символам) воздействиям внешнего
мира и реагируют в большей степени на эти символы, а не на сами взаимо­действия; элементы культуры (ценности и нормы) как регуляторы общест­венного взаимодействия.

г) геополитические детерминанты: «человек пространственный»  — предопределенный пространством, сформированном и обуслов­ленным его специфическим качеством-рельефом, ландшафтом; факторы историческо-региональной специфики влияющие на формирование опреде­ленного типа социального поведения.

Изучение наиболее влиятельных концепций политического поведения и политического сознания свидетельствуют также о том, что с поли­тическим поведением тесно связаны массовые настроения и психология толпы. Эту связь под­черкивают Г.Лебон, Б.Д.Парыгин и другие авторы.

Источник: https://polit-technolog.ru/2019/10/19/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Политическое сознание и его формы

Политическое сознание

Общая психология определяет сознание как «открывающуюся субъекту картину мира, в которую включён он сам, его действия и состояния».

Политическое же сознание — это восприятие человеком той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти, подчинения и государства с его институтами.

Оно отражает, с одной стороны, степень знакомства отдельного человека или группы людей с политикой; с другой — их рациональное отношение к воспринимаемой политике.

В науке отсутствует единая трактовка понятия «политическое сознание». Западные исследователи предпочитают использовать такие категории, как «убеждения», «вера», «установки», «менталитет», «идеология». Среди отечественных учёных политическое сознание часто рассматривается как наиболее систематизированная форма массового сознания.

Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.

В современной научной литературе политическое сознание рассматривается как совокупность рациональных, ценностных, нормативных элементов, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных — с другой. На основе этих элементов формируются политические ориентации и отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т. д.

На общественную жизнь влияют такие функции политического сознания, как когнитивная (потребность человека в познании различных сторон мира политики), идеологическая (необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоёванных властных позиций), коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти), прогностическая (способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов), воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определёнными целями, идеалами).

Многие учения и ценности, являющиеся продуктом политического сознания, имеют в современном обществе мировоззренческое значение. Они важны не только для совершенствования политической культуры людей, но и для духовного, цивилизованного развития человечества в целом.

При анализе сознания, в том числе политического, принято выделять два блока элементов: мотивационный и познавательный. Мотивационные элементы включают в себя политические потребности, ценности, установки, чувства, эмоции.

К познавательным относят знания о политике, информированность, потребность участия в политической жизни и связанный с этим интерес к политическими явлениям, убеждения. Все эти элементы тесно переплетаются между собой, оказывая друг на друга взаимное влияние.

На их основе формируется политическое поведение.

Уровни и формы политического сознания

По критерию субъекта выделяют массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.

Структура массового политического сознания включает в себя статичные и динамичные компоненты.

К статичным можно отнести, например, ценности (справедливость, равенство, стабильность, порядок и др.

), общие политические ориентации, К динамичным компонентам относятся массовые настроения (уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему).

По критерию динамики развития в качестве уровней политического сознания могут выступать

  • последовательные этапы развития политического сознания;
  • его трансформации (процессы перехода от тоталитарного к авторитарному).

В политологии существуют различные модели структурирования политического сознания по уровням.

1. Государственный уровень, на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики с помощью различных законопроектов, программ, конституций и т.д. На этом уровне наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.

2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер.

3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

4. Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим, но имеет ряд отличий. Так, эмпирический уровень характеризует практический опыт участия человека в политической жизни.

Обыденный же уровень — это идеи и взгляды, возникающие непосредственно из будничной жизни. Ему присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции.

Это придаёт ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

Утопическое сознание

Утопия — это изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Этот термин используется со времён трактата Томаса Мора «Утопия» (1516), который содержит описание идеального общества на фантастическом острове Утопия (буквальный перевод с греческого — «Нигдения» или «Благословенное место»).

А. Ф. Лосев

Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных описаний идеального общественного строя. В более широком смысле так именуют все теории и трактаты, содержащие нереальные планы социальных преобразований. Иногда утопией называют «преждевременные истины», т. е. проекты, которые могут быть реализованы в неопределённом будущем.

В Новое и Новейшее время время акцент был перенесён на проблему реализации утопических идей. Поэты, философы, историки XIX— XX веков А. Ламартин, Н. Бердяев и А Фогт указывали на принципиальную осуществимость утопии, а К. Маннгейм говорил, что подлинная утопия — это та, которая получает практическое воплощение.

Утопическое сознание возникает в те исторические периоды, когда происходит распад традиционных общественных связей, будущие перспективы кажутся зыбкими и далёкими, а окружающая действительность— удручающей. Русский философ А. Ф.

Лосев (1893—1988) в книге «Жизненный и творческий путь Платона» пишет об истоках платоновского утопизма таю мыслитель «ясно увидел, что современное ему общество идёт к гибели, что совершенно не за что ухватиться ни в общественной, ни в политической жизни, что нужно избрать какой-то другой путь».

Платону оставалось только погрузиться в мир мечтаний и утопии.

Мир утопии опирается на некий идеал, служащий основанием для критики действительности и для утверждения проекта светлого будущего.

Особенность утопического сознания состоит в том, что утопист разделяет реальность на «позитивные» и «негативные» моменты, разрушает целостную картину мира.

Потом он вытесняет всё, что связано с отрицательной стороной жизни, и заменяет положительными началами. В конце концов, появляется на свет образ искусственного мира со своими, искусственно созданными законами.

С. Л. Франк

Содержательно политические утопии устремлены в будущее, функционально они являются критикой современной политической реальности. Утопизм массового сознания всегда связан с социальными надеждами, что позволяет людям выживать в сложных жизненных ситуациях.

Обращённость к будущему уже выводит мысль за пределы реальной действительности. Но трансцендентность утопии более радикальна: это выход за границы не только действительного, но и возможного, каким оно представляется в перспективе логики развития существующего мира.

Другой русский философ С. Л.

Франк (1877—1950) к утопизму относит «не общую мечту об осуществлении совершенной жизни на земле, свободной от зла и страдания, а более специфический замысел, согласно которому совершенство жизни может —   а потому и должно быть — автоматически обеспечено неким общественным порядком или организационным устройством». Следовательно, утопическое сознание ориентировано на идеал совершенного общества.

Немецкий и британский философ К. Маннгейм акцентирует внимание на том, что именно в политической борьбе люди впервые обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые всегда определяли направление мышления.

Понятие утопического мышления, по его мнению, отражает противоположное открытие, также сделанное в ходе политической борьбы, а именно: угнетённые группы столь заинтересованы в уничтожении и преобразовании существующего общества, что видят только те элементы ситуации, которые направлены на его отрицание.

Идеал «светлого будущего» способен настолько завладеть сознанием и воображением людей, что окружающая действительность теряет значение реальности. Причём чем ужаснее выглядят прошлое и настоящее, тем желаннее покажется «светлое будущее-.

Совершенное общество как бы выпадает из времени, поскольку воплощение идеала означает завершение истории.

Совершенный строй не может перейти в иной, качественно от него отличный, поскольку совершенство и означает завершённость, достижение полной гармонии всех элементов и сторон общества, разрешение всех его претворений.

Русский религиозный философ Владимир Соловьёв (1853—1900) даже считал, что настоящий утопист не тот, кто хочет преобразовать общество, а тот, кто мечтает остановить ход истории.

«Вперед, к победе коммунизма!» Плакат 1965 г. Коммунизм как светлое будущее — одна из самых стойких идей советского времени

Утопическое сознание восприняло многие внешние признаки сознания религиозного, но их сущность, содержание и цели принципиально различны, во многом даже противоположны. Утопический вариант устремлен к тому, чтобы из несовершенных людей построить совершенное общество, а, например, христианский —   чтобы в несовершенном обществе создать совершенного человека.

Идея общества, построенного на принципах разума, присутствует в любой утопии, так как утопическая идея основывается на представлении об обществе как продукте преднамеренной, сознательной деятельности людей.

Утопическое сознание предполагает, что прежде люди руководствовались недостойными принципами и целями и строили общество на обмане и насилии.

Этому противопоставляется намерение построить совершенное общество посредством выдвижения разумных принципов и целей и осуществления тотального контроля над их реализацией.

И. Босх. Сад земных наслаждений (левая створка триптиха). 1500-1510 гг.

В любом политическом сознании содержатся элементы утопичности. В современном демократическом обществе политические утопии возникают потому, что некоторые проекты нельзя реализовать не вообще, а именно в данной ситуации. Вместе с тем утопическое сознание масс в условиях демократии может существенно деформировать политику, порождая популистские настроения.

Утопическое сознание можно в какой-то степени назвать априорным, т. е. не опирающимся на знание фактов, чисто умозрительным. Однако утопист не может полностью абстрагироваться от своего времени, хотя очень к этому стремится.

В любой утопии можно обнаружить следы того времени, в которое она создавалась, и утопии каждой исторической эпохи имеют свои специфические черты.

На этом основании их можно разделить на античные и средневековые, утопии Возрождения, Просвещения, романтизма, реализма и т. д.

Утопия обязательно содержит какой-то проект — разработанный план идеального устройства общества. В связи с этим исследователи утопий делят их на ретроспективные и проективные. Первые обнаруживают образец идеального общества в далёком прошлом, в воспоминаниях о золотом веке. Они описывают давно утраченный идеал, который надо вернуть. Проективная утопия, наоборот, направлена в будущее.

Определяющим элементом утопичности современного массового политического сознания является убеждение в том, что успеха можно добиться без политической и гражданской активности, без сознательного отношения к процессам реформ. Такие настроения, в свою очередь, приводят к безответственности власти.

Среди части исследователей преобладает мнение о том, что утопическое сознание, направленное на реализацию задуманного образа совершенного будущего, стало основой для возникновения идеологии, а также тоталитаризма как наиболее жесткой её формы.

Идеология при этом служит правящей верхушке существующего строя.

При такой точке зрения игнорируется важная характеристика утопического сознания — выявление альтернативных возможностей будущего общества и осмысление основ существующего бытия с целью преодоления хаоса реальности.

Светлана Зотова

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/obcshestvoznanie/politika/politicheskoe_soznanie_i_ego_formy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.