Политический режим и политическая система

Содержание

Типы политических режимов

Политический режим и политическая система

Согласно английскому философу Карлу Попперу существует два типа обществ: закрытое и открытое.

По мнению философа, главный признак закрытого общества заключается в том, что живущие в нем люди убеждены в предопределенности их судеб, что все решается свыше: божественной волей, сверхъестественными силами либо объективными законами развития общества, на которые человек не в силах повлиять. 

В открытых обществах люди, наоборот, уверены, что именно человек строит социальные отношения и реализует свою волю наперекор внешним обстоятельствам, не подчиняясь им. 

Однако убеждения, которых придерживаются люди как в закрытых, так и в открытых обществах формируются под воздействием политических режимов, которые установлены в этих обществах.

Типология политических режимов

Главный отличительный признак того или иного политического режима – характер отношений, складывающихся между народом и властью, личностью и обществом. На основании этого признака выделяют три основных типа политических режимов:

  • демократический,
  • тоталитарный, 
  • авторитарный.

Тоталитарный режим

Определение 1

Тоталитарный режим – это способ реализации политической власти, при котором властные структуры устанавливают тотальный (всеобъемлющий) контроль над личностью и обществом, подчиняя всё господствующей элите, государственной власти и официальной идеологии

В условиях тоталитарного режима имеет место не простое подавление экономической и политической свободы граждан, но также полная подконтрольность государству личных убеждений и частной жизни человека.

Замечание 1

«Государство поглощает всю энергию, все интересы, все надежды народа» 

(с) Бенито Муссолини о тоталитаризме

При тоталитарном режиме в стране устанавливается единая, обязательная для каждого гражданина идеология. При малейшем отклонении от этой идеологии человека наказывают как за тяжкое государственное преступление. 

Тоталитаризм навязывает унифицированные представления о жизненных ценностях, о предназначении человека и подвергает гонениям всякого, кто не просто действует, но и мыслит не в рамках строго предписанного русла. 

Характерные черты тоталитарного режима:

  • монополия на информацию;
  • острая нетерпимость к любому инакомыслию;
  • приравнивание политических оппонентов к уголовным преступникам.

При этом всячески подавляется индивидуальность, отрицаются общечеловеческие основы морали, культивируются стадные чувства, господствует принцип уравнительности, а также безусловный приоритет общества над отдельной личностью. 

Пример 1

Фашистская Италия, гитлеровская Германии, сталинский Советский Союз – примеры тоталитарных режимов XX в.

Авторитарный режим

Определение 2

Авторитарный режим – это форма политического режима, при которой государственная власть сосредоточена в руках отдельных граждан или групп граждан, которые, прежде всего, заботятся о сохранении своих руководящих позиций на как можно более долгий период времени и об устранении всякой конкурентной борьбы за власть

Несмотря на некоторое сходство авторитарного режима с тоталитарным, можно выделить ряд отличий одного режима от другого. Так, для авторитарного режима характерно следующее:

  • допускается некоторый плюрализм, но сильно ограниченный и строго контролируемый;
  • отсутствует строгий и массовый контроль над всеми производственными единицами, учебными заведениями, профсоюзами, СМИ;
  • от граждан и юридических лиц не требуется активная и постоянная демонстрация преданности существующему режиму.

Таким образом, авторитарный режим можно назвать более мягким по сравнению с тоталитарным режимом. Тем не менее, при нем имеет место ограничение прав и свобод человека. Как уже говорилось выше, плюрализм мнений в условиях авторитаризма хоть и присутствует, но строго дозирован. 

Так, в общем, не запрещено создавать иные партии, отличные от правящей, но если какая-либо из новых партий в теории может составить конкуренцию господствующей партии, то ее деятельность будет строго контролироваться и всемерно ограничиваться. 

Однако при авторитарном режиме в обществе относительную независимость сохраняют такие институты, как церковь, ассоциации или социальные движения, которые могут представлять потенциальную угрозу действующему режиму. В принципе, такие институты могут стать базисом для организации оппозиции.

По сравнению с тоталитарным режимом авторитаризм встречается гораздо чаще. 

Пример 2

Испания Франко, Португалия Салазара, Аргентина Перрона – примеры авторитарных режимов XX в.

Характерные черты авторитарного режима:

  • государство возглавляет авторитетный политический деятель, у которого наблюдаются ярко выраженные черты харизматического лидера;
  • власть реализует узкая группа правящей элиты, которая действует от имени авторитетного лидера (большая часть населения отчуждена от вопросов правления);
  • политическая элита создается через кооптацию, т.е. представители правящих кругов самостоятельно отбирают и вводят в состав партии новое пополнение;
  • граждане никаким образом не контролируют власть, которая осуществляется только на основании закона (однако этот закон используется по усмотрению действующей власти);
  • политические решения, как правило, реализуются с помощью силовых методов.

Классификация авторитарных режимов

Существует несколько разновидностей авторитарных режимов, которым свойственны все перечисленные выше черты. Тем не менее, по форме правления эти однотипные политические системы несколько отличаются друг от друга. 

Авторитарное правление встречается в следующих формах:

  • прямое военное правление (военная хунта) – для этой формы характерен захват политической власти группой высших офицеров (которые для этого используют армию). В качестве примера можно привести группу «черных полковников» в Греции середины XX в.;
  • теократическое правление – при этой форме государство возглавляет элитарное духовенство. Как правило, такое правление формируется на основе харизмы духовного лидера, который и становится главой государства (так было в Иране во времена аятоллы Хомейни);
  • монархическое самодержавие – власть в государстве концентрируется в руках монарха, который обладает всеми властными полномочиями, в том числе законодательными и исполнительными (например, режимы абсолютной монархии);
  • режим личной власти – это крайняя форма авторитаризма, предполагающая захват власти и ее удержание одним лицом (например, власть генерала Пиночета в Чили).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/obschestvoznanie/politicheskie-rezhimy/

Политические режимы в России

Политический режим и политическая система

Определение 1

Политический режим – это совокупность различных методов и средств осуществления управления государством через определенную политическую власть.

Политический режим характеризует правовые и гражданские нормы, возникающие между обществом и государственным аппаратом. Политический режим – это более широкое понятие, чем государственный политический режим, так как включает характеристику политического поведения групп населения, государственных политических партий и объединений.

Сторонники системного подхода отождествляют понятие «политический режим» и «политическая система». Данные понятия характеризуют политическую жизнь страны с разных сторон: «политический режим» обозначает методы и средства реализации взаимосвязи общества и политической власти, «политическая система» показывает характер взаимосвязей с внешней средой.

Замечание 1

Вся классификация политических режимов основана на отличительных признаках исполнительной и законодательной функциях государства.

По данному признаку выделяют: абсолютную монархию (слияние властей), президентскую республику (режим разделения властей), парламентскую республику (режим сотрудничества).

Однако, такое толкование исключает воздействие других политических институтов (групп давления, партийной системы). Формы правления более объективно представлять, как компонент политического режима.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В европейской политической науке общепризнанно определение политического режима М. Дюверже, дополненное и уточненное Ж.-Л.

Кермонном: политический режим – это определенная совокупность разных систем политических партий, различных типов принятия решения, способа ания, групп давления, включающая определенную партийную систему, структуру институтов, принцип легитимности, роль и форму государства.

История развития политических режимов в России

На протяжении всей истории развития общества России политическая власть реализовывалась различными способами. Если кратко, то в политической истории России можно выделить три периода:

  • досоветский период;
  • советский период;
  • постсоветский период.

Для этих периодов характерны особые, специфические формы политического и государственного правления в России. Не смотря на отличительные признаки, всем периодам в большей степени свойственна автократия, чем демократия.

Со времен правления Ивана III до Октябрьской революции 1917 года для наиболее эффективного функционирования общества в России, состоящего из нескольких сословий и представляющего собой на тот момент неоднородное образование как в полиэтническом, так и в мультикультурном отношении, политический режим имел вид абсолютизма.

Как форма автократии, абсолютизм в России иногда усиливал свою жесткость (времена правления Ивана IV и Петра I), иногда перетекал в умеренную авторитарную систему, обладающую элементами парламентаризма (Государственная Дума) и многопартийности (конец правления Николая II). Вся полнота власти была сосредоточена в руках монарха, опирающегося в своем царствовании как на традиции, так и на разветвленный аппарат реализации власти.

В начале XX в. в России одна форма автократии сменяется другой формой. После Октябрьской революции 1917 года в стране установился особый авторитарный политический режим – диктатура пролетариата. В. И.

Ленин определял диктатуру пролетариата, как определенный класс, включающий фабрично-заводских и городских рабочих, которые могут руководить всеми трудящимися и принять самое активное участие в построении нового общественного, социалистического строя.

В реальности в России был создан новый политический режим партийной номенклатуры. За весь период нахождения Советов у власти рабочих в составе правительства было крайне мало. В Коммунистической партии рабочих было меньше половины.

Государство возглавили профессиональные революционеры, сосредоточившие в своих руках всю законодательную, судебную и исполнительную власть, монополизировали национальную собственность.

Сформировался класс партийно-государственной номенклатуры, у которого в приоритете была олигархическая природы власти. Социальную структуру власти представляли Советы и Коммунистическая партия. У власти оказалось меньшинство, осуществляющее власть над большинством.

Властные структуры опирались на эффективный пропагандистский аппарат, средства политического террора, разветвленную карательную систему и способы борьбы с инакомыслием. Со временем политический режим стал приобретать черты тоталитарности.

Политический режим в СССР можно представить, как «диктатуру номенклатуры». Данный режим пытался реагировать и удовлетворять социально-экономические потребности населения.

На отдельных этапах исторического развития Советского Союза тоталитарный режим имел признаки авторитарности (во времена Н.С. Хрущева).

Политический режим в современной России

В конце XX века в России произошло падение режима партийной номенклатуры. В 1993 г. система Советов, формально выступающая основой всего механизма функционирования власти в государстве, была упразднена. Стали создаваться новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления.

В тоже время государственная власть в России по характеру и по существу осталась авторитарной. Был установлен политический режим личной власти президента Ельцина Б. Н. Авторитарные начала во власти можно встретить и сегодня. В руках Президента, главы РФ, сосредоточена значительная доля власти.

Потенциально авторитарный режим может обеспечить сосредоточение ресурсов на основных направлениях становления и развития общества; эффективно отвечать на проблемы, возникающие на внешнем или внутреннем секторе.

Авторитарный режим в России конца XX века имеет ряд своих особенностей:

  • чрезмерная концентрация власти в руках главы государства, Президента;
  • зависимость общества от субъективной воли главы государства;
  • политическая элита главным образом коррумпированная, заинтересованная в продвижении собственных эгоистических запросов;
  • недостаточная степень разделения политических функций и ролей, неразвитость всего политического механизма;
  • пирамидальная структура власти;
  • высокая степень субъективизма и инерционности.

Политический режим в России в период президентства Б.Н. Ельцина показал свою низкую социально-экономическую эффективность. Данный режим не мог гарантировать конституционные права и свободы граждан, быстро и объективно реагировать на возникающие у населения потребности.

В условиях значительной концентрации власти у президента и исполнительных органов возможности действенного и постоянного контроля за их деятельностью со стороны общества и со стороны законодательной власти фактически отсутствует, что создает благоприятные предпосылки для коррупции и бесконтрольного расходования федеральных средств. Инструментом контроля может выступать зрелая партийная система или объективные и независимые средства массовой информации. Формирование конкурентной партийной системы, которая способна выразить интересы всех социальных групп на данном этапе ее не завершено.

С 2000-х годов в России наблюдается трансформация политического режима, получившая свое развитие с приходом к власти президента В.В.

Путина, стремящегося осуществить реальные современные социально-экономические преобразования, способных учесть потребности самых широких слоев общества.

Но этому препятствует, если кратко, доставшееся «наследие» в виде высокой степени преступности, нищеты значительных слоев общества, продажности и коррумпированности чиновников, угрозы распада Российской Федерации.

В.В. Путин в современной России пытается выстроить новый политический режим в виде делегативной демократии или модели управляемой демократии, когда опора делается на подавляющее большинство общества.

Поддержку общества можно получить через эффективную экономическую политику, социальную защищенность населения, рост уровня жизни. При режиме управляемой демократии значительная власть сконцентрирована в руках президента.

Это позволяет легитимизировать политические решения президента в законодательных актах, получить со стороны народа поддержку политического курса.

Однако при отсутствии системной оппозиции такой режим может перерасти в авторитаризм, режим личной власти.

Во время президентства Д.А. Медведева модель управляемой демократии в политическом режиме сохранилась. Отличительная черта – Медведев пытался расширить социальную базу за счет включения в нее как сторонников Путина, так и его противников.

Отсутствие развитых политических институтов в России, финансовый кризис, конституционные изъяны, отсутствие собственной политической партии показали низкую эффективность режима управляемой демократии при Медведеве.

Правительство выполняло в большей степени не политические функции, а технические.

Замечание 2

Возвращение В.В. Путина на пост Президента России дает надежу на консолидацию общества на принципах минимизации неравенства, солидарности и справедливости. Достичь этого можно только при эффективной современной социально-экономической политике, демократизации политического режима и успешной борьбе с коррупцией.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskie_rezhimy_v_rossii/

Соотношение политической системы и политического режима в современной России (стр. 1 из 6)

Политический режим и политическая система

Введение

1. Политический режим в современной России

1.1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России

1.2. Осуществление власти в современной России

1.3. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России

1.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России

2. Политические режимы советского государства

2.1. Политический режим

2.2. Ленинско-большевистский политический режим

2.3. Сталинско-большевистский политический режим

3. Политическая власть в России: проблема легитимности

3.1. Роль политической власти в России

3.2. Легитимность и делегитимация государственной власти в России

3.3. Легитимность государственной власти в современной России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Функционирующая в России общественно-политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых — репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.[1]

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Россия получила в наследство правление коммунистической партии и ограниченную автономию в составе Советского государства. В результате сложилась ситуация, когда в государственных структурах выражаются не интересы партий, а социально-экономических групп, имеющих непосредственный доступ к политической власти.

В российском обществе происходила борьба между требованиями суверенитетов субъектами федерации, отсутствовало разделение между экономическими и политическими иерархиями. Политика осуществлялась через структурированные, хотя и неформальные взаимоотношения.

В итоге складывается ситуация, когда формальные процедуры демократии скрывают опасный для общества торг между реальными политическими и экономическими акторами.

Напряжение между государством и политическим режимом является также напряжением между формальными и неформальными политическими отношениями, между законом и политикой, между институционализированной и персонифицированной политической властью.

За формальным фасадом демократической политики, проводимой на уровне государства, режим считал себя в основном свободным от подлинно демократической отчетности и контроля со стороны общества. Систему, сложившуюся при Б.Ельцине можно назвать «режимно-государственной», при которой в центре режима находился президент с большим объемом полномочий.

[2] Результатом такой политической практики явилось ослабление государства, не способного утвердить принципы конституциональной независимости политической системы от существующего режима.

1. Политический режим в современной России

Политическая власть, осуществляемая в России, не использует методы традиционного авторитаризма, а имеющий место политический режим не может себя изолировать от некоторых черт современной либеральной демократической политики таких, как критика со стороны СМИ, парламентский надзор, а также выборов.

В то же время политика 1990-х гг.

основывалась на классических постулатах либеральной демократии и рыночной экономики, и имела двоякий характер: отсталая командное управление старого типа и бюрократическое регулирование экономики; и передовая, направленная на подлинное разделение властей, отделение политики от экономики, подчинение политики закону и свободные выборы.[3] Не препятствуя дальнейшему развитию демократии, власть воспроизводила практику прошлого, хотя и в радикально новых формах. Рождающаяся новая общественно-политическая реальность несет в себе сложный сплав частично преодоленных, а частично преобразованных традиций прошлого. Эти особенности характеризуют неизбежный переходный период, так как для становления действительного демократического режима важна не просто политизация, сопровождающаяся конфликтами, а действительная поляризация и борьба активных политических сил: только тогда стороны смогут заключить пакт, обеспечивающий дальнейшее разрешение конфликтов в обществе согласительными методами.

Политическая интеграция в постсоветской России происходит на уровне режима, а не на уровне политической системы.

Политическая система регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, а режим действует в зависимости от личных связей, покровительства и попытками сохранить свою автономию.

Политические институты создаются, но политические процессы остаются не институционализированными, так как в их основе лежат личные связи.

Чем более институционализирована политическая система, тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму.

Таким образом, кризис российского государства, помимо прочих факторов, был частично вызван возникновением постсоветского режима. Легитимность режима основывается не на том, чем режим является, а на том, что он представляет.

В России форма проведения реформ подорвала значительную часть их содержания.

Политический режим 1990-х гг. имел двоякую направленность: с одной стороны, стремление к демократии, международной интеграции, менее бюрократизированной и подлинно рыночной экономике; с другой стороны, он унаследовал, продолжил и даже развил многие черты прошлого.[4]

Корнями постсоветского политического режима являются, с точки зрения исследователей, особенности российской политической культуры – патернализм, этатизм и т. д. Особенность заключается также в том, что неформальные отношения стали новым политическим порядком.

Экономика в России развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы.

Политика лидерства в центре, воспроизводимая в различных формах в субъектах федерации, имеет в своей основе структуры старой элиты и нарождающегося социально-экономического порядка. Такой режим не является волюнтаристским правлением, он функционирует в соответствии с логикой дворцовой политики, совмещенной со сложностями современной экономической системы.

Решительным шагом на пути к демократии является переход власти от группы людей к набору правил. Р.Даль, давая характеристику демократического государства, говорит, что главное – это свободные альтернативные выборы для избрания политических представителей, основные гражданские права и ясно обозначенные «правила игры», защищающие эти основные свободы.[5]

Двойное лицо российской политики отражает напряжение, существующее между принципами функциональности и законности. В какой-то момент эти два принципа совпадут и станут взаимоподдерживающими, хотя остаточное напряжение сохраняется и это является большим достижением либерально-демократических реформ.

Сосуществование режимной системы и демократического режима является непростым.

С одной стороны, режимная система является глубоко авторитарной и стремится изолировать себя от эффективного демократического контроля; с другой стороны, для достижения законности и устойчивости режимная система использует демократические институты, такие как выборы и другие формы привлечения общественной поддержки.

Выборы сохраняют потенциал для превращения демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.

Это сосуществование режимной политики и демократического режима создает институты, которые формально являются демократическими, но несут ответственность только перед самими собой. В то же время институты демократии сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму.

Режимная политика обусловлена ограниченной политической активностью общества, что подорвало общее представление о демократизации, которая трансформирует активную гражданскую позицию в массовую демократию. Нынешние политические партии заняты тем, что осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу.

В ходе их развития коммуникативные функции возьмут на себя представители общественных объединений в нарождающемся гражданском обществе. Кроме этого, по мере развития рыночных отношений, предприниматели сами добиваются большей независимости от бюрократии для защиты своих личных и имущественных прав в рамках независимой системы законов.

Средний класс по мере своего развития также будет стремиться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в системе законов. В результате укрепления законности режимная система постепенно уступает место демократическому режиму.

Для его установления необходимо, чтобы противостояние оппонентов завершилось добровольным принятием всеми сторонами демократических норм и ценностей и согласием институализировать свои интересы в рамках новой политической системы.

Источник: https://mirznanii.com/a/182677/sootnoshenie-politicheskoy-sistemy-i-politicheskogo-rezhima-v-sovremennoy-rossii

Политический режим — это… Демократический, тоталитарный и авторитарный

Политический режим и политическая система

Политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления в определенной стране. Простыми словами, политический режим определяет, как власть взаимодействует с обществом: с помощью принуждения и контроля либо с помощью диалога и честных выборов.

Политический режим может быть демократическим либо недемократическим – тоталитарным или авторитарным.

  • Демократия основана на коллективном принятии решений, соблюдении прав и свобод человека.
  • При авторитаризме власть сосредоточена в руках узкой элиты, не допускающей в политику конкурентов.
  • При тоталитаризме государство стремится к полному контролю над всеми сторонами жизни общества и человека.

Задачи любого политического режима — обеспечивать стабильность власти, управляемость граждан, достижение политических целей, реализацию интересов правящей элиты.

Политический режим определяется:

  • Уровнем развития, интенсивностью общественно-политических процессов
  • Развитостью общественно-политических традиций, политическим сознанием и поведением граждан
  • Структурой правящей элиты
  • Состоянием отношений с бюрократией
  • Доминирующим в обществе типом легитимности: традиционным, харизматическим или легальным

Политический режим нельзя путать с формой правления: республикой или монархией. Монархия может быть и авторитарной (Саудовская Аравия), и демократической (Нидерланды). То же самое касается республик: они бывают демократическими (Франция), авторитарными (Китай) и тоталитарными (нацистская Германия).

Демократический режим и его признаки

Демократия — политическое устройство, при котором граждане принимают политические решения коллективно: лично или через избранных представителей.

Демократия основывается на признании народа единственным источником власти. Она предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, сменяемость власти.

Признаки демократического режима:

  • Назначение лидеров происходит с помощью честных и состязательных выборов.
  • Граждане равноправны.
  • Власть опирается на большинство населения, которое сознательно поддерживает ее.
  • Власть ориентируется на удовлетворение потребностей населения.
  • Правовое государство: разрешено все, что не запрещено.
  • Разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной.
  • Многопартийность. Легальная оппозиция.
  • Большой объем прав и свобод граждан гарантирован фактически.
  • Карательные органы строго подчиняются закону.
  • Смешанная экономика: доминирует частный сектор, государство вмешивается в нее лишь опосредованно.
  • Идеология политического плюрализма

Примеры стран с демократическим режимом: Австралия, Германия, Великобритания, США, Индия, Япония.

Авторитарный режим и его признаки

Авторитаризм — это режим, где власть осуществляется при минимальном участии народа. При авторитарном режиме государственная власть сосредоточена в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц — например, определенной партии, военной верхушки, олигархической группы. Участие иных сил в политической жизни строго ограничено.

Признаки авторитарного режима:

  • Централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.
  • Неподконтрольность власти народу, отсутствие реальной выборности и подотчетности власти населению.
  • Ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.
  • Нарушается принцип разделения властей. Командный стиль руководства.
  • Власти активно используют репрессии против политических противников.
  • Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но нарушаются в реальности.
  • Доминирует официальная идеология, при этом допускаются другие идейные течения.
  • Правящая партия соединяется с государством.
  • Авторитарный режим прямо опирается на полицию, военных и спецслужбы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные органы становятся важным элементом госаппарата.
  • Также авторитарный режим может опираться на другие традиционные общественные институты — бюрократию, церковь и т.п.
  • Обширный госсектор в экономике.
  • Нередко агрессивные установки во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.

Примеры стран с авторитарным режимом: Иран, Китай.

Тоталитарный режим и его признаки

Тоталитаризм — это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию, карательные структуры, люмпенизированные массовые движения.

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Признаки тоталитарного режима:

  • Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни.
  • Власть монополизирована одной политической партией, а в ней — одним лидером с неограниченными полномочиями.
  • Отсутствует разделение властей.
  • Оппозиция запрещена, многопартийности не существует.
  • Права и свободы человека декларируются, но не действуют.
  • Единая идеология обязательна для всех.
  • Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.
  • Карательные органы осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор.
  • Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства.
  • Милитаризация общественной жизни.
  • Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры стран с тоталитарным режимом: Северная Корея эпохи Ким Ир Сена, СССР времен сталинизма, нацистская Германия при Гитлере.

Политические режимы. Таблица

Тоталитарный, авторитарный и демократический режим можно отличить по ряду критериев, приведенных в таблице ниже. Источник: И.В. Борзихина. «Политология. Учебное пособие».

КритерииПолитические режимы
ТоталитарныйАвторитарныйДемократический
Законодатель­ствоСистема законов мало разработанаСистема законов минимальнаРазвитая система демократических законов
Полномочияглавы государ-­стваПрактически не ограниченыФактически не ограниченыСтрого ограничены законом
Представитель­ные органы властиМарионеточныОтсутствуют или марионеточныИмеют широкий круг полномочий
Разделение вла­стейФормально признаетсяОтвергаетсяРеализуется на практике
Полномочия местных органов властиФормально широ­киеМинимальныеМаксимальные
ПартииМассовая полити­ческая партия однаПравящая партия огосударствленаМногопартийность
ИдеологияОфициальная идеология однаГосподство одной идеологииПолитический плюрализм
Права и свободыРазрешено только то, что приказаноРазрешено то, что не имеет отношения к политикеРазрешено все, чтоне запрещено законом
Карательные органыПроводят массо­вые политическиерепрессииОсуществляют тайный политический сыскСтрого регламенти­рованы законом
ОппозицияОтрицаетсяЗапрещенаДействует легально
Характер и ме­ра осуществле­ния властиВсеобщий, не знающий границ контроль и насилиеВозникновениенеконтролируемых властью областей общественной жизниВласть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом
Отношение лю­дей к власти, их взаимодействиеСлияние общест­венного сознания с властьюОтчуждение наро­да от властиПоддержка предста­вителей власти народом
Идеалы поли­тического пове­дения: 1. власти 2. индивида1. Всемогущество2. Энтузиазм, кон­формизм1. Компетентность2. Послушание, бесправие1. Соблюдение закона2. Соблюдение законов

Укажите/выберите политический режим. Примеры заданий

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать признаки политических режимов, уметь объяснить разницу между тоталитаризмом, авторитаризмом и демократией.

Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людейБ) гарантировано равенство всех перед закономВ) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединенийГ) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человекаД) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковьЕ) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества1) демократия2) авторитаризм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Правильный ответ: 211222

Найдите в при­ве­ден­ном списке от­ли­чи­тель­ные черты то­та­ли­тар­но­го политического режима. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) взаимная от­вет­ствен­ность государства и общества
2) монополия го­су­дар­ства на сред­ства массовой информации
3) общеобязательная идеология
4) централизованная си­сте­ма управления экономикой
5) власть под­чи­не­на контролю общества

Правильный ответ: 234

В го­су­дар­стве Z при­ня­та новая конституция, с опре­де­лен­ной пе­ри­о­дич­но­стью про­во­дят­ся выборы. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что в го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет то­та­ли­тар­ный режим? Вы­бе­ри­те вер­ные от­ве­ты и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Основные выс­шие ор­га­ны вла­сти фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве выборов.2) Ветви вла­сти кон­сти­ту­ци­он­но разделены.3) Отдельные ста­тьи кон­сти­ту­ции по­свя­ще­ны пра­вам и сво­бо­дам граждан.4) Существует еди­ная обя­за­тель­ная по­ли­ти­че­ская идеология.5) Установлен пол­ный кон­троль го­су­дар­ства над всеми ас­пек­та­ми жизни об­ще­ства и человека.

6) Глава го­су­дар­ства поль­зу­ет­ся авторитетом.

Правильный ответ: 45

В очередных парламентских выборах в стране Z участвовали все зарегистрированные политические партии. По итогам ания оппозиционные партии получили места в парламенте.

Какому типу политического режима соответствует данная система?
Укажите два признака, по которым Вы это определили.

Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё один признак, характеризующий названный Вами политический режим.

Правильный ответ:1) В стране Z — демократический режим.2) В тексте упоминаются следующие признаки демократии:- многопартийность, политический плюрализм- свободные конкурентные выборы.3) Может быть назван дополнительный признак:- реальная гарантия соблюдения прав и свобод человека

— разделение властей

Суждения о политических режимах. Пример задания

Выберите вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме глас­ность яв­ля­ет­ся прин­ци­пом ор­га­ни­за­ции и де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­но­го аппарата.
2) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме власть раз­де­ле­на на законодательную, испол­ни­тель­ную и судебную.

3) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме де­я­тель­ность оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий запрещена.
4) В от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, при де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме су­ще­ству­ет право вла­сти на взи­ма­ние на­ло­гов и сборов.

5) При де­мо­кра­ти­че­ском режиме, в от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, су­ще­ству­ет право вла­сти на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

Правильный ответ: 12

Выберите вер­ные суж­де­ния об ав­то­ри­тар­ном по­ли­ти­че­ском режиме.
1) Ав­то­ри­тар­ный режим все­гда уста­нав­ли­ва­ет­ся в ре­зуль­та­те на­силь­ствен­но­го за­хва­та по­ли­ти­че­ской власти.
2) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме не со­блю­да­ют­ся или су­ще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ют­ся по­ли­ти­че­ские права и сво­бо­ды граждан.

3) Ав­то­ри­тар­ный режим может су­ще­ство­вать в го­су­дар­ствах как с монархической, так и с рес­пуб­ли­кан­ской фор­ма­ми правления.
4) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме оп­по­зи­ция под­вер­га­ет­ся огра­ни­че­ни­ям и пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны дей­ству­ю­щей власти.
5) Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы впер­вые по­яв­ля­ют­ся в XX веке.

Правильный ответ: 234

Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам политического режима относят процедуры отбора правящих элит и политических лидеров.

2) К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека.

4) Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).
5) Политическому режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.

Правильный ответ: 123

Источник: https://www.anews.com/p/111851455-politicheskij-rezhim-ehto-demokraticheskij-totalitarnyj-i-avtoritarnyj-rezhim-pravleniya/

Политическая система . Конспект, кратко. — УчительPRO

Политический режим и политическая система

Раздел ЕГЭ: 4.2. Политическая система

Проведение любой политики подразумевает наличие некоторых структурных элементов, идущих один за другим, при последовательном выполнении которых можно достичь поставленной цели.

Политическая система — совокупность всех политических институтов, чья деятельность имеет одни нормы и ценности, их взаимоотношений и действий, направленных на осуществление власти и управление обществом.

Составляющие системы

Политическая система состоит из четырёх элементов в соответствии с главными функциями, которые она несёт в себе:

  • нормативного (нормы и границы допустимого в обществе, такие как обычаи и традиции, политические, правовые, моральные нормы и ценности);
  • организационного (нормальное функционирование политических процессов, таких как государство, группы, политические партии);
  • культурного (развитие культуры и политических идей);
  • коммуникативного (устойчивые связи внутри политических участников и процессов).

Функции политической системы

Политическая система выполняет следующие функции:

  • определение целей и задач развития общества;
  • выработка политического курса;
  • распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных групп;
  • объединение общества одними ценностями, формирование его политического сознания и манипулирование ими;
  • утверждение существующего политического строя;
  • формирование, создание и утверждение законодательства;
  • обеспечение связи различным элементам политической системы между собой и обществом.

Виды политических систем

Различия между политическими системами определяются разными факторами. В зависимости от характеристик, берущихся за основу при сравнении государств, выделяют несколько видов политических систем.

⊕ По сравнению исторического опыта государства, его традиций, способов управления:

  • командная (принудительные методы управления);
  • соревновательная (соперничество различных политических сил);
  • соцпримирительная (сглаживание и ликвидация социальных конфликтов).

⊕ По характеру взаимосвязей между составляющими элементами:

⊕ По форме политического режима:

  • автократическая (народ практически не задействован в политических процессах, его волю подавляют власти);
  • демократическая (политическая деятельность производится народом и для народа).

Теократия — вид государственного устройства, при котором во главе власти находится Церковь.

Формы управления

Государство имеет следующие формы выполнения функций:

  • правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);
  • организационная (организационно-регламентирующая, организационно-идеологическая).

Действующая политическая система напрямую зависит от существующей в конкретной стране формы управления, а также политического режима. Они во многом определяют, каким образом будут проводиться меры по решению тех или иных вопросов.

Этапы государственной политики

Прежде чем принять какое-либо решение об изменении жизни в государстве, государству необходимо пройти четыре этапа.

1) Определить общественные проблемы, их причины.

Проблема: высокое потребление алкоголя на душу населения. Причина: низкий уровень культуры населения, недостаток денежных средств, отсутствие альтернативы, слабая эффективность системы здравоохранения, психологический дискомфорт.

2) Определить цели политики на основе результатов первого этапа.

Целями политики должны стать ликвидация всех причин путём повышения культурного уровня населения, обеспечение его работой с высоким уровнем заработной платы, улучшение качества работы больниц и поликлиник, предложение альтернативы отдыха населения без вреда для здоровья и высокой стоимости.

3) Реализовать поставленные цели и задачи политики государства исполнительными органами власти под контролем Правительства и Президента РФ (система мероприятий по достижению целей политики).

Федеральными министерствами принимаются директивы, федеральные службы контролируют их исполнение.

4) Проанализировать деятельность, результаты и последствия государственной политики.

В результате принятых мер количество потребления алкоголя на душу населения уменьшилось в два раза.

Виды государства

Согласно территориально-политическому устройству определяется соотношение государства и его составных частей. Государство может быть:

  • федеративное — союз крупных практически самостоятельных государств, каждое из которых имеет отдельные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, не противоречащие единой федеральной конституции (характерно для многонациональных стран (Российская Федерация, США));
  • конфедеративное — союз самостоятельных государств, которые объединились для достижения конкретных целей (СНГ);
  • унитарное — составные части государства не имеют отдельной государственности, всё население имеет одно гражданство и для него действует одна Конституция (Беларусь).

Вы смотрели конспект «Политическая система»

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.