Политические социальные институты

Содержание

Что такое социальный институт. Что значит

Политические социальные институты

Социальный институт или институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, гласит определение из учебника социологии. Простыми словами, институты — это принятые в обществе способы взаимодействия в типичных ситуациях.

Например, деньги — это общественный институт, который помогает проще обмениваться товарами и услугами. Суд — это институт, помогающий разрешать споры.

Институтами можно назвать почти все формы отношений обществе. Семья, брак, власть, религия — это фундаментальные институты. А институт поручительства, институт разделения властей, институт парламентаризма — более частные, конкретные.

Институты бывают формальными и неформальными. Формальные институты действуют по строго определенным правилам — например, армия, школа, государство. Неформальные институты работают без строгой регламентации: примерами могут служить дружба или клубы по интересам.

Общество как система институтов. Развитие социальных институтов

Общество — это по сути и есть система институтов, отношений между людьми и группами.

Между социальными группами и внутри них возникают определенные связи. Со временем некоторые связи отмирают, другие сохраняются и развиваются. Наиболее важные отношения общество упорядочивает, полезные образцы повторяются из поколения в поколение — это и есть социальные институты.

Через изменение институтов меняется само общество — либо путем эволюции и реформ, либо через революции, которые меняют все ключевые институты.

Так, современное общество отличается от средневекового не только технологиями, но и институтами: на смену феодальным отношениям пришли капиталистические, институт монархии сменили демократические институты и т.п. Некоторые принятые образцы с развитием общества исчезают полностью: например, институт кровной мести — на смену ему приходят полиция и суд.

Феодальные институты, разделение на сословия — основы средневекового общества. Иллюстрация из Псалтыри королевы Марии, 1310 г.

Формирование социального института называется процессом институционализации. Институционализация — это упорядочение общественных отношений, формирования стабильных образцов, правил. Институционализация науки — превращение ее из деятельности энтузиастов-одиночек в упорядоченную систему институтов, академий, ученых званий и степеней, научных изданий и т.д.

Примеры институтов по сферам общества. Ключевые общественные институты

Институты существуют во всех сферах общественной жизни. Экономические институты — обмен, деньги, торговля, банки, биржи и т.п. В социальной сфере — институт семьи, брака, материнства, наследования. Политические институты — власть, государство, партии, выборы, местное самоуправление. В духовной сфере — образование, церковь, средства массовой информации.

Жизнь общества упорядочивают десятки институтов. Среди них можно выделить ключевые: главный политический институт — власть, экономический — собственность, социальный — семья. Частные институты могут входить в более общие: например, институт президентства — это часть института власти.

Функции институтов общества

Задача общественных институтов — удовлетворять потребности людей, групп, общества в целом. У каждого института есть своя цель и конкретные функции. Потребность в безопасности удовлетворяют армия и полиция, потребность в познании мира — наука.

  • Институты организуют деятельность людей, вводят определенные статусы и роли,
  • Институты обеспечивают стандартное поведение в типичных ситуациях. Они упорядочивают индивидуальные действия, делают их предсказуемыми.
  • Кроме того, институты вводят систему санкций — поощрений и наказаний — за нарушение и соблюдение общественных норм.

Помимо явных функций у институтов могут быть скрытые функции. Если разница между ними велика, это угрожает стабильности общества. Например, когда в правительстве страны начинает преобладать скрытая функция — личное обогащение — это ведет к разгулу коррупции, падению авторитета власти, политическому кризису.

Теневые институты общества

Еще опаснее ситуация формирования теневых институтов — неофициальных форм взаимодействия, которые берут на себя важнейшие общественные функции. Примеры теневых институтов — черный рынок или мафия.

Опасность теневых институтов в том, что они подменяют собой легальные институты, тем самым подрывают основы общества изнутри.

Мафия — теневой институт, который берет на себя функции государства. Кадр из фильма «Крестный отец»

В то же время теневые институты свидетельствуют, что законные институты не справляются со своими задачами, не могут удовлетворить потребности общества. Так, в СССР в связи с тотальным дефицитом возникло теневое предпринимательство — подпольные бизнесмены-цеховики обслуживали спрос, с которым не справлялась плановая экономика.

Институты гражданского общества

Гражданское общество — это сфера отношений, которые напрямую не контролируются государством и коммерческими структурами. Развитое гражданское общество — признак демократического режима.

Институтами гражданского общества являются общественные организации, благотворительные фонды, религиозные организации и т.п. Негосударственные СМИ и частные образовательные учреждения, объединения ученых и деятелей культуры также относятся к институтам гражданского общества.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. В этом смысле гражданское общество — посредник между человеком и властью, основа правового государства.

Источник: https://www.anews.com/p/108657945-chto-takoe-socialnyj-institut-chto-znachit-instituty-grazhdanskogo-obshhestva/

ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты

Политические социальные институты

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении  высшего  учебного  заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово  латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

Социальный институт, говоря  более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

Примеры.

  1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
  2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

Институты по сферам общества.Что регулируютПримеры
Экономические институтыРегулируют производство и распределение товаров и услуг.Собственность, рынок, производство
Политические институтыРегулируют общественные отношения, используя властные полномочия.Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институтыРегулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование.Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институтыРегулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство.Церковь, школа, вуз, искусство

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

  • Цель и сфера деятельности социального института
  • Функции
  • Социальные роли и статусы
  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.

Функции социальных институтов

  • Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
  • Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
  • Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
  • Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты  —  в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-4-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%D1%8B/

Что такое политические институты? Виды и примеры политических институтов

Политические социальные институты

Костильен Пелих / :10.06.2019 / Последнее обновление: 10.06.2019

Рассмотрим подробно, что такое политические институты, чем характеризуются и какую роль играют в современном обществе.

Политические институты — это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни.
По книге “Основы социологии и политологии: учебное пособие” — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. Авторы: Павленок П. Д., Куканова Е. В.

Политическими институтами, в самом общем порядке, являются государство и государственные структуры, политические партии, политические организации, общественно политические движения. В свою очередь каждый политический институт имеет определенную структуру и идею, которую он реализует в социуме.

Назначение политических институтов в организации и обслуживании процесса политической власти.

Спектр политических институтов весьма широк. Условно их можно разбить на три основных группы.

Первая группа: собственно-политические. К ним причисляют организации, которые непосредственно владеют властью или напрямую воздействуют на нее. Это, прежде всего, само государство, политические партии, общественно политические движения.

Вторая группа: несобственно-политические. Это организации из неполитической области жизни общества, например, профессиональные союзы, корпоративные сообщества, церковные и другие. Они не преследуют какие-то собственные политические цели, однако, являясь частью социума, для защиты своих корпоративных интересов вынуждены, так или иначе, принимать участие в политической жизни.

Третья группа: это организации более узкой направленности с минимальным политическим аспектом, который, собственно, проявляется через воздействие на них иных политических организаций. К ним можно отнести спортивные союзы, различные клубы по интересам, театральные, музыкальные коллективы и так далее.

Функции политических институтов

Наиболее общими функциями политических институтов являются:

  • Разработка политических программ и деятельность по их реализации
  • Консолидация разных социальных слоев общества для реализации и защиты их интересов
  • Совершенствование системы социальных отношений
  • Определение курса политического процесса с целью достижения выдвинутых целей

Каждому конкретному политическому институту присущи и свои специфические функции.

Государство

Государство является центром политической системы, другими словами – главным политическим институтом. Какие факторы это предопределили?

  • Наличие в нем наивысшей концентрации законодательной власти, исполнительной и судебной
  • Государство владеет наибольшей способностью к разрешению общественных проблем и выступает в роли интегрирующего центра
  • Наличие в государстве особого аппарата управления и контроля
  • Обладание исключительного права по навязыванию своей воли с помощью аппарата насилия в виде армии, служб правопорядка
  • Владение полным арсеналом материальных и нематериальных средств для реализации своей политики

Типы государств

Типы государств могут определяться разными признаками. Например, социально-экономическими:

  • Рабовладельческие
  • Феодальные
  • Буржуазные
  • Социалистические и т. д.

Способом организации высшей власти:

  • Монархии. Они могут быть ограниченными или конституционными
  • Республики. Они могут быть парламентскими или президентскими

Национально-территориальным признаком:

  • Унитарные. В них единая система госорганов, юрисдикции и правосудия по всей территории страны
  • Федеративные. Они состоят из государственных образований (штатов, провинций, республик и т. д.), каждая из которых обладает определенной самостоятельностью и своими административными органами
  • Конфедеративные. Конфедерации представляют собой объединения ряда государств для координации какой-либо деятельности, например, военной и т. д.

Функции государства

Эти функции можно разделить исходя из следующих критериев.

По сферам деятельности:

  • Внешние. (Например, внешнеполитическое или внешнеэкономическое сотрудничество)
  • Внутренние. (Например, природоохранная деятельность или развитие культуры)

По характеру деятельности:

  • Экономическая
  • Идеологическая
  • Оборонная
  • Социальная
  • И другие

По временному критерию:

Надо подчеркнуть, что классификация функций государства имеет некоторую условность, так, как каждая из них может претерпевать изменения и трансформироваться.

Политические партии

Политические партии занимают одно из основных мест среди политических институтов. Что такое партия?

Партия – это политическое объединение наиболее активной части населения ставящей целью овладение властью и ее удержание при помощи политических средств.

Какие функции присущи партиям?

К внешним функциям относятся:

  • Борьба за власть
  • Выработка идеологии
  • Консолидация людей на платформе общезначимых целей
  • Мобилизация масс на выполнение текущих и перспективных общезначимых задач
  • Формирование политэлиты общества
  • Участие в избирательном процессе

К внутренним функциям относятся:

  • Подготовка новых кадров партии
  • Организация финансирования
  • Организация взаимодействия между различными структурами партии

Типы партий

Типы партий определяются по признакам:

  • По идеологии – левые, правые, либеральные, социалистические, консервативные и так далее
  • По территории – местные, региональные, федеральные и т. д.
  • По социальному или гендерному содержанию – крестьянские, фермерские, рабочие, женские и другие
  • По избранным способам социальных преобразований – революционные, радикальные, реформистские и т. д.
  • По отношению к власти – правящие партии и оппозиционные. Оппозиционные, в свою очередь, можно разделить на легальные, полулегальные, нелегальные.
  • По организации – массовые и кадровые. Кадровые партии отличаются малочисленностью и опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, финансовую элиту, обеспечивающую материальную основу партии. Массовые партии отличаются многочисленностью и выраженной идеологической деятельностью.

Политические движения

Эти движения возникают в результате гражданской инициативы. Они, как правило, не предусматривают фиксированного членства или уплаты взносов в отличие от партий.

Тематика, лежащая в основе создания политических движений, может быть разная.

Они могут создаваться для защиты каких-то узких или специфических интересов, например, для защиты экологии или сохранение самобытной культуры малых народностей и так далее.

Статья была Вам полезной?
Поставьте оценку — поддержите проект!

Загрузка…

Источник: https://androfon.ru/politologiya/chto-takoe-politicheskie-institutyi

Политический институт это..

Политические социальные институты

Политический институт это…

Политический институт это…

Довольно часто учащемуся необходимо получить ясное представление о том, что такое политический институт. Данная тема является смежной с темой «Институты». Собственно они бывают: социальные, правовые, политические. На своих курсах подготовки, кстати, мы детально разбираем не только эти виды, но сущность понятия. Так что рекомендую.

Понятие, типология и признаки политических институтов

Политический институт – это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления. К ним относятся:

  • государство,
  • учреждения власти (парламент, президент, муниципалитеты, мэрии, политические партии и пр.);
  • гражданское общество, включая общественные организации и движения.

Эти субъекты политической системы изучались классиками — мыслителями Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, исследователями XX ст. – знаменитым юристом М. Ориу, социологом Т. Лукманом, политологом Б. Ротстайном, философом А. Панариным и др.

С древнейших времен люди боролись за обладание материальными и нематериальными благами. С переходом к земледелию в племенах произошло расслоение: выделились непосредственно земледельцы, скотоводы и воины, жрецы.

Последние стали доминировать над хлебопашцами, используя физическую силу и моральное превосходство; начали господствовать в первых общинах-государствах.

Постепенно механизм видоизменялся, выстраивался административный аппарат.

Следовательно, институциализация оформилась еще в древности наравне с выделением прочих социальных образований: собственности, семьи, религии.

Ее ключевые функции:
 — консолидация разных социальных прослоек с различными интересами, смягчение их разногласий;
 — представление и удовлетворение потребностей совокупных слоев населения;
 — распределение материальных благ, регулирование труда и производства;
 — сохранение духовных достижений;
 — создание условий для дальнейшей эволюции системы правления.

Для перечисленного выше класса формирований характерно наличие:
 — членов – участников;
 — полномочий;
 — ресурсов, позволяющих реализовывать их миссию;
 — ролей и норм.

Государство как политический институт

Государство – главный политический институт. Такое определение дают ему большинство ученых. Феномен представляет собой специфическое образование, которое при помощи руководства и принуждения в лице правительства управляет постоянным населением на конкретной территории и контактирует с другими странами.

Государство обладает широкими полномочиями и опирается на следующие категории ресурсов:
 — экономические (земля, ископаемые, производственные мощности, деньги и т.д.);
 — социальные (образование, медицина, соцобеспечение);
 — культурно-информационные (СМИ, мнение жителей, традиции);
 — силовые (армия, полиция, суды);
 — юридические (Конституция, кодексы и др.).

Существуют разные там теории его происхождения, в них по-разному понимаются его роли: от координатора правоотношений в договорной теории до завоевателя в насильственной концепции. На самом деле его предназначение многообразно в зависимости от возложенных обязанностей.

Наиболее важны:

  • защитная функция – охрана прав и свобод личности, обеспечение безопасности, стабильности;
  • экономическая – упорядочивание процессов, протекающих в народном хозяйстве для справедливого дележа благ;
  • юридическая – установление и выполнение законных предписаний;
  • социальная – поддержание благоприятных условий для становления и развития индивидов;
  • экологическая и культурная – оберегание природы и сокровищ цивилизации,
  • политической социализации.

Нормы – правила поведения участников общественно-политической жизни. В XVIII в. сформировалась классическая модель сосуществования законодательных, исполнительных и судебных инстанций.

Сложились воззрения о видах правления (монархия или республика), устройства (унитарное или федерация) и политического режима (народоправство, тоталитаризм и т.д.).

Современный идеал — демократическая правовая республика. В ней все люди прямо или косвенно управляют общегосударственными делами, основополагающей ценностью признаны их права, а действия подчинены исключительно нормам права. Россия тоже является демократическим федеративным государством.

Органы власти и партии

Любой орган государственной власти относится к классу анализируемых институтов. Его состав и компетенции устанавливаются правителем, верховными коллегиальными учреждениями.

Яркий пример – Министерство внутренних дел РФ. Его работой соответствующий министр, назначаемый Президентом России. В свою очередь министр отбирает контингент ведомства из граждан РФ, отвечающих образовательным и квалификационным требованиям.

В обязанности МВД вменены:
 — разработка стратегии в сфере внутренних дел;
 — защита прав и свобод лиц, в частности поддержание правопорядка;
 — предотвращение, раскрытие и пресечение преступлений;
 — охрана имущества, учреждений.

В качестве финансовых источников используются средства бюджета. Основные установки, касающиеся его функционирования, содержатся в профильном законодательстве. А в целом ведомство выступает посредником между правительством и населением.

Политические партии – это союз граждан, стремящиеся направить своих членов в административные структуры и таким образом гарантировать выгоду для тех или иных групп.

Появились подобные союзы в XIX в., когда закрепилось всеобщее избирательное право. Их классификация сложна. В современном мире чаще выделяют разновидности по:
 — степени участия в управлении (провластные, оппозиционные);
 — характеру идеологии (левые – социалистические; правые – националистические; центристские – либеральные, консервативные).

Сегодня на планете почти не осталось беспартийных стран. Особо популярны многопартийные системы. В ходе выборов их делегаты при народной поддержке вливаются в ряды влиятельных особ и корректируют политику.

Кроме этого они:
 — мобилизуют массы для решения масштабных актуальных проблем;
 — вырабатывают взгляды избирателей;
 — способствуют социализации индивидов;
 — формируют командную элиту.

В них могут входить все взрослые граждане, а резервы образуются за счет членских взносов, пожертвований, частного финансирования, бизнеса. Их опора – доверие электората. Компетенции устанавливаются законами и уставом. Указанные группировки, как регулятор публичных взаимоотношений, связывают воедино правящие круги и народ.

Гражданское общество

Обществознание определяет гражданское общество как самоуправление жителей страны, свободное от вмешательства правительства. Это сотрудничество сограждан, при котором защищается частная жизнь персоны, сдерживается злоупотребление державы, партий. Его формируют общественные организации, блоки, неформальные сообщества – диаспоры, религиозные общины.

Общественные организации состоят из граждан и лиц, не имеющих гражданства, добровольно объединившихся для достижения общих целей.

Могут:
 — создавать хозяйственные единицы и подразделения;
 — учреждать СМИ, распространять информацию о себе;
 — проводить сборы, митинги;
 — финансировать благотворительные, некоммерческие проекты;
 — взаимодействовать с официальными органами, учреждениями.

Эти ассоциации — независимые представители социума. На их основе могут зарождаться общественные движения – коллективные поступки, нацеленные на устранение острых насущных затруднений. Их ресурс – это возможности общественности и чем выше уровень ее благополучия, тем влиятельнее рассматриваемые объединения, тем сильнее гражданское общество. В будущем его авторитет только возрастет.

С уважением, Андрей Пучков

Источник: https://ege59.ru/2017/04/26/politicheskij-institut-eto/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.