Политические реформы

Содержание

Перестройка в СССР 1985 1991 ее причины, этапы, итоги, политическая реформа (Таблица, схема)

Политические реформы

Перестройка в СССР — это масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни Советского общества в период 1985 — 1991х годов.

Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

1985 год — в СССР началась радикальная реформа общества, которая проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение». «Перестройка».

«Перестройка» провозглашена на апрельском (1985 года) Пленуме ЦК КПСС

Перестройка в СССР 1985 -1991 ее причины, цели, этапы и последствия

Предпосылки перестройки СССР (различные точки зрения)Противники ГорбачеваМ.С.: Заговор мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала «великой державы»Михайл Горбачев и его стронники: Обьективная необходимость, обусловленная кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.
Причины перестройкиПерестроичная реформа общества 1985 года была связана с кризисом, причины которого:— экономические (неэффективность командно-административной системы)— внешнеполитические (тенденция к изоляции от мирового сообщества)— внутриполитические (концентрация власти в руках консервативного партийного аппарата)
Цели перестройки— демонтаж командно-административной системы— обеспечение разнообразия форм собственности— создание хозяйственного саморегулирующегося механизма при сохранении направляющей роли государства— повышение экономической активности— открытость для окружающего мира
Основные этапы перестройки в СССРПервый этап перестройки 1985-1987 гг.— Курс на «ускорение» социально-экономического развития страны— Неудача преобразований традиционными командно-административными мерами— Смена модели реформирования: от «ускорения» к «перестройке»— Попытки экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством— Предоставление предприятиям самостоятельности и перевод их на хозрасчет
Второй этап перестройки 1988-1989 гг.— Начало развития частной инициативы (индивидуальная трудовая деятельность, появление кооперативов)— Начало реформы политической системы— Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов— Обострение борьбы общественно-политических сил— Перестроечные процессы приобретают автономный, неуправляемый характер— Самоподрыв и самоустранение власти— Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений— Усиление борьбы за власть между республиканскими политическими элитами и унитарным центром
Третий этап перестройки 1990-1991 гг.— Кризис и крах перестройки— Углубление реформы политической системы— Отмена монопольного права КПСС на власть— Учреждение поста Президента СССР— Выработка путей перехода к рыночной экономике— Нарастание политического противоборства— Августовский путч 1991г.— Обвальный распад общественных структур и государства
Итоги и последствия перестройки СССР краткоПоложительные итоги и результаты:— Ликвидация тоталитарной системы и и монополии КПСС на власть— Начало перехода к рыночной экономике— Создание постоянного действующего парламента— Начало демилитаризации страны— Ликвидация гонки вооружения и военного противостояния держав— Утверждение политическихсвобод, свободы совести и вероисповеданияОтрицательные итоги и результаты:— Распад СССР и образование СНГ— Обострение межнациональных противоречий— Ухудшение продовольственного обеспечения страны— Ослабление власти в центре и на местах

Перестройка в СССР ее политика гласности и политические реформы 1985-1991 гг

Политические реформы ПерестройкиМероприятия перестройки СССРРезультат
Изменения в кадровой политике27–28 января 1987г. — пленум ЦК КПСС по вопросам кадровой политики: необходимо осуществлять подбор кадров при условии поддержки целей и идей перестройки— Массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и местном уровнях (за период 1985–1990гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне – до 70%).— Усиление роли местных руководителей
Политика «гласности»С середины 1987г. — провозглашение курса на гласность — демократизацию общественной жизни страны: смягчение цензуры над СМИ (основные темы: «белые пятна» истории, критика казарменного социализма, новое прочтение Ленина и лозунгов Октября и другие), ликвидация «спецхранов» в библиотеках, публикация ранее не издававшихся произведений и другое.— Издание «независимых» (не официальных) газет и журналов.— Появление публикаций произведений учёных и литераторов, в отношении которых прежде вводились ограничения (БухаринН.И., ИльинИ.А., БердяевН.А., ЗамятинЕ.И., А. Н. и Б. Н. Стругацки, ПлатоновА.П. и другие).— Сентябрь 1987г. – образование Политбюро ЦК КПСС Комиссии по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30-40х гг. и начала 50х гг. (руководитель секретарь ЦК КПСС ЯковлевА.Н.).— Усиление спонтанного процесса формирования новых политических партий (от монархических до анархистских). —   Появление в республиках обще-ственно-политиче-ских организаций:• националистической ориентации: «народные фронты» в Латвии, Молдавии, Эстонии, литовский «Саюдис», украинский «Рух», «Свободная Грузия» и другие;• «интерфронтов», выступавших против сепаратистских тенденций, за равные избирательные права. — Август 1990г. – закон «О печати»: переход от гласности к свободе слова
Политическая реформа перестройки СССР 28 июня — 01 июля 1988г. — обсуждение на 19 Всесоюзной партконференции основных направлений реформы политической системы. 01 декабря 1988г. — принятие 12 внеочередной сессией ВС СССР Закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР»: изменение избирательной системы в СССР и принципов функционирования государственных органов. Цель: передача власти от партии Советам— Учреждение нового высшего законодательного органа власти – Съезда народных депутатов СССР и соответствующих республиканских съездов.— Выборы сроком на 5 лет народных депутатов:• март 1989г. – СССР;• март 1990г. – союзных, автономных республик и местных Советов – проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне 1/3 депутатских мест резервировалась для выдвиженцев от общественных организаций: КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и друугие)— Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик.— Запрет на совмещение должности министра и статуса депутата.— Ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками министра и статуса депутата.— Ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками
12-15 марта 1990 г. — 3-й Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР: учреждение института президентства— 14 марта 1990г. – избрание первым (и последним ) Президентом СССР ГорбачёваМ.С.— Отмена на 3-ем Съезде народных депутатов ст. 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшую руководящую и направляющую роль КПСС.— Октябрь 1990г. Закон «Об общественных организациях» – формирование многопартийной системы:• Либеральнодемократическая партия России (декабрь 1989г.),• Демократическая партия России (май 1990г.),• Конституционнодемократическая партия (сентябрь 1990г.),• Социал-демократическая партия России (май 1990г.),• Республиканская партия РФ (ноябрь 1990г.) и другие.
Реформа КПСС2-13 июля 1990г. — дискуссия на 28 сьезде КПСС по вопросу о преодолении внутрипартийного кризиса среди представителей образовавшихся накануне этого съезда внутрипартийных фракций:— Большевистская платформа;— Демократическая платформа;— Марксистская платформа;— Центристская (реформистско-обновленческая) платформа— Расхождение позиций при общем осознании неизбежности изменений и критике политического курса ГорбачёваМ.С..— Сокращение численности КПСС (с 1985г. по лето 1991г. – с 21 до 15 миллионов человек).— Из лиц, вышедших из КПСС, были сформированы:• Движение демократических реформ (ВольскийА., ШеварнадзеЭ., ЯковлевА.).• Демократическая партия коммунистов России (РуцкойА.).• Республиканская партия (ЛысенкоВ., ШостаковскийВ.).— Осень 1990г. – принятие ЦК КП РСФСР (образована в июне 1990г., руководитель ПолозковИ.К.) программного документа: подтверждение приверженности марксистсколенинским принципам, осуждение решений 28 сьезда КПСС за «несоциалистические ориентиры перестройки»

Законы принятые в период перестройки СССР

ДатаПринятый закон
июль 1988г.19-я партийная конференция. Идея конституционной реформ.
октябрь 1990г.Приняты законы СССР: «О изменениях и дополнениях в Конституцию СССР», «О выборах», «О статусе народного депутата» (восстанавливалась двухуровневая система органов; создавался Комитет конституционного надзора, обладающего правом законодательной инициативы)
март 1990г.На пост президента СССР избран ГорбачевМ.С.. Выходит ряд законов «О порядке организаций и проведения собраний, уличных шествий и демонстраций», «О прессе и СМИ», «О въезде и выезде из СССР», «Об общественных организациях»
июнь 1990г.Закон СССР «О государственном предприятии» (расширил права предприятий, перевод на хозрасчет, легализация предпринимательской деятельности)
март 1990г.Закон СССР «О собственности в СССР» (допускал различные формы собственности)
апрель 1990г.Закон СССР «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» (разграничивал полномочия Союза ССР и республик)
июнь 1990г.Закон СССР «О предприятиях в СССР» (создавал условия для обеспечения развития хозяйственной самостоятельности).
декабрь 1990г.Закон СССР «О всенародном ании (референдуме) СССР» (непосредственное участие народа в осуществлении власти); «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах»
08 декабря 1991г.На встрече руководителей трех республик — России, Беларуси и Украины был подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)

Экономические реформы перестройки СССР смотрите здесь

____________

Источник информации:

1. История России в таблицах: 6—11u0014й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

2. Отечественная история 9 -20 вв. Справочные материалы. / — СПб.: 2004.

Источник: https://infotables.ru/istoriya/86-rossiya-v-20v/1083-perestrojka-v-sssr

Реформа — это… Что такое реформы. Реформы в России

Политические реформы

Реформа — это преобразование в какой-либо сфере жизни общества. Реформа проводится одновременно, через ряд постепенных преобразований, и не затрагивает фундаментальные основы общественной жизни.

Реформы можно делить на экономические, социальные, политические, реформы в сфере образования и культуры. Например, денежная реформа — замена наличных, находящихся в обращении — относится к экономике. Повышение пенсионного возраста — это социально-экономическая реформа.

По направленности реформы могут быть прогрессивными — нацеленными на движение вперед — либо регрессивными, реакционными — то есть направленными на возвращение к прежним порядкам, к прошлому.

Например, прогрессивные реформы российского императора Александра II (отмена крепостного права, введение всесословных судов) сменились контрреформами Александра III (ограничение прав крестьян и компетенции судов присяжных).

Конечная цель реформы — усовершенствовать определенную сферу. Однако реформы не всегда ведут к улучшению положения людей, повышению уровня жизни и т.п. Реформа может провалиться, может не дать желанного результата или оказаться невыгодна населению.

Реформа и революция — в чем разница?

В определенном смысле реформа — противоположность революции, которая резко меняет все сферы общественной жизни. Революция обычно происходит «снизу», против воли государства. Реформы проводятся «сверху», их инициирует сама власть.

Иногда реформы сравнивают с профилактикой болезни. Реформы нужны, чтобы не допустить осложнений в обществе. Если продолжать сравнение, то революция — это опасная операция, на которую «больное» общество решается, когда другие меры уже не работают.

Реформы в истории России: от Петра I до Ельцина

  • Один из самых известных реформаторов в истории России — Петр I, который царствовал с 1682 по 1725 год. Петр Великий реформировал российскую армию, создал флот, отвоевал выход к Балтийскому морю и перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Он изменил систему управления страной — создал Сенат, систему коллегий, разделил страну на губернии. В его правление Россия была объявлена империей, а сам Петр стал императором.

Петр I на мозаике М.В. Ломоносова. 1754 год

  • Правление царя Александра II (1855-1881) получило название Эпохи Великих реформ. В 1861 году император отменил крепостное право, и это заставило менять все устройство российского общества. Александр II провел военную, судебную и земскую реформу, изменил образовательную систему и ослабил цензуру.

Освобождение крестьян (Чтение манифеста). Картина Бориса Кустодиева. 1907 год

  • Премьер-министр Петр Столыпин в правление Николая II стремился создать для царской власти надежную опору в деревне в виде богатых крестьян. Для этого он провел аграрную реформу — распустил крестьянскую общину, чтобы зажиточные кулаки могли активнее развивать хозяйство. Одновременно Столыпин пытался решить вопрос с нехваткой земли в центральной России — правительство раздавало крестьянам земельные участки за Уралом. В сентябре 1911 года Столыпин был убит террористом, реформа оказалась не доведена до конца и не смогла уберечь Россию от революции 1917 года.

Петр Аркадьевич Столыпин. Председатель Совета министров Российской империи в 1906-1911 годах

  • «Косыгинская реформа» 1965 года названа так по имени советского премьер-министра Алексея Косыгина. Он пытался вдохнуть новую жизнь в неэффективную командную экономику, создав для советских рабочих экономические стимулы и повысив производительность труда. Реформа дала краткосрочный результат — за время «золотой пятилетки» 1966-70 годов национальный доход вырос на 42%. Однако реформа была половинчатой: она не отменяла принципов централизованной экономики и не решала ее проблем. Кроме того, реформу не поддержала партийная верхушка. В результате косыгинские преобразования были свернуты, началась стагнация — застой в экономике.

Алексей Николаевич Косыгин. Председатель Совета министров СССР в 1964-1980 годах. РИА Новости

  • При последнем советском вожде Михаиле Горбачеве в СССР началась эпоха перестройки. Проводились экономические реформы: была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, появились кооперативы, создавались совместные предприятия с иностранцами. Горбачев также провел ряд политических реформ: на альтернативной основе был избран Съезд Народных депутатов, появился пост президента СССР, возникла многопартийность. Но эти изменения не сумели спасти Советский Союз от нарастающего кризиса — в 1991 году СССР прекратил свое существование.

Президент СССР Михаил Горбачев и президент РСФСР Борис Ельцин в Верховном Совете РСФСР. 23 августа 1991 года. Reuters

  • В 1990-е годы в России при президенте Борисе Ельцине проводились активные рыночные реформы. Серия экономических реформ в начале 1992 года получила название «шоковая терапия». Была проведена либерализация цен — государство перестало устанавливать их сверху, цены стали определяться спросом и предложением. Произошла либерализация торговли — власти разрешили частную торговлю. Началась приватизация — передача государственного имущества в частные руки. В ходе реформ резко снизился уровень жизни населения, угрожающих масштабов достигли безработица и инфляция. В то же время удалось преодолеть ряд проблем плановой экономики: например, решить проблему дефицита товаров.

И.о. премьер-министра Егор Гайдар и президент Борис Ельцин в 1992 году. РИА Новости / Александр Макаров

Источник: https://www.anews.com/p/116217955-reforma-ehto-chto-takoe-reformy-reformy-v-rossii/

Политический словарь — значение слова Реформы Политические

Политические реформы

(фр. rиforme; от лат. reformo — преобразовываю) — политическое преобразование, изменение существующих общественно-политических отношений без существенного изменения наличной системы. Реформы в политике по содержанию и форме изменений противоположны понятию революции.

Последователи Маркса и Ленина, некоторые другие радикалы считают, что политическая система обусловлена экономическим основанием. При изменении основания возникает необходимость в адекватном изменении политической формы. Реформаторы считают, что изменения необходимо осуществлять постепенно, с минимальными общественными потрясениями (не навреди!).

В отличие от них революционеры стремятся все изменить кардинально, быстро, насильственно (цель оправдывает средства!). В идеологиях, отрицающих революционный путь (консерваторы, либералы, умеренные социал-демократы), реформаторская деятельность — инновационная функция политических институтов, направленная на поддержание политической и социальной гармонии.

При оценке позитивности различных форм социально-политической коррекции возникает проблема критериев. Критерием успешности реформаторской деятельности можно считать, например, отсутствие социальных конфликтов. Развитие западной цивилизации в XX в. привело к господству реформаторских идей и политической практики.

Страны, отстающие от передовых в экономическом и политическом отношении, тяготеют к революционному способу преобразований. Это, в частности, связано с иллюзиями по поводу возможностей революции, поскольку естественным, реформаторским путем разрешить существующие в этих странах противоречия очень трудно. Демократия в развитых странах предполагает реформаторскую политику.

Например, в странах с системой всеобщего благосостояния в результате многочисленных реформ, опирающихся на реальные общественные возможности, достигнуто разрешение многих социальных противоречий. Иная судьба постигла Россию в XX в. В нашей стране сложилась система революционных преобразований.

Результатом этих революций к концу столетия стала ситуация социального и политического хаоса. Многие противоречия обострились, их осознание не выдерживает критики, а попытки политиков их разрешить приводит, как правило, к противоположному результату. Поэтому Россия долго еще будет реформироваться путем проб и ошибок.

Смотреть значение Реформы Политические в других словарях

Аграрные Реформы — — государственные преобразования системы землевладения и землепользования, направленные на передачу земли непосредственным производителям сельскохозяйственной……..
Экономический словарь

Опасности, Политические — В страховании финансовых обязательств и в международных страховых операциях: группа опасностей, предусмотренных в условиях страхования экспортных кредитов,……..

Экономический словарь

Политические Права И Свободы — — одна из основных групп конституционных прав и свобод граждан наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и другими правами. П.п. и С. дают гражданам……..
Экономический словарь

Политические Репрессии — — различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические……..
Экономический словарь

Политические Риски — — возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли организации, являющихся следствием государственной политики

Экономический словарь

Реформы Экономические — крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы……..
Экономический словарь

Системные Реформы — — преобразования, направленные на изменение основы экономической системы и замену ее качественно иной экономической системой; включают коренные изменения форм……..

Экономический словарь

Аристотель, Правовые И Политические Взгляды — (384-322 гг. до н.э.) — один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона………
Юридический словарь

Вооруженные Политические Формирования — — — иногда также называемые неправительственными формированиями либо вооруженными отрядами оппозиции — это неправительственные группы, использующие силу оружия для……..
Юридический словарь

Гражданские И Политические Права — Обычно применяется для описания различных прав, содержащихся в Международном пакте о гражданских и политических правах, 1966 г. (напр., право на самоопределение; на свободное……..
Юридический словарь

Конституционные Реформы — — совокупность политических решений и действий государственной власти, направленных на реальное воплощение в государственном и общественном строе принципов конституционализма………
Юридический словарь

Конфессиональные Политические Партии — — политические партии, объединяющие граждан по принципу общности вероисповедания. Существуют, как правило, в поликонфессиональных странах.
Юридический словарь

Политические Отношения — — отношения по управлению обществом и государством, осуществлению власти народа. П. о. частично являются государственно-правовыми (конституционно-правовыми) отношениями,……..
Юридический словарь

Политические Права И Свободы — — одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность……..
Юридический словарь

Политические Преступления — — название группы преступлений, так или иначе затрагивающих отношения власти, государственный строй, общественное устройство. Как правило, уголовное законодательство……..
Юридический словарь

Политические Репрессии — — по определению Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. «различные меры принуждения, применяемые государством по политическим……..
Юридический словарь

Политические Убийства — — См. внесудебные казни, незаконные убийства.
Юридический словарь

Политические Эмигранты — — лица, получившие политическое убежище (см. Право политического убежища). Их статус по существу равнозначен статусу лиц без гражданства, но в некоторых случаях допускается……..
Юридический словарь

Военные Реформы — 1860-70-х гг. в России — проводились под руководствомвоенного министра Д. А. Милютина. Основное содержание: замена рекрутскойповинности всесословной воинской повинностью……..
Большой энциклопедический словарь

Военные Реформы 1810-12 — проводились в российской армии под руководствомвоенного министра генерала М. Б. Барклая-де-Толли в связи с подготовкой кпредстоящей войне с наполеоновской Францией………
Большой энциклопедический словарь

Военные Реформы 1905-12 — проведены в российской армии после поражения врусско-японской войне. Основное содержание: сокращение срока службы;омоложение офицерского состава; улучшение мобилизационных……..
Большой энциклопедический словарь

Денежные Реформы — законодательные акты, направленные на укреплениеденежной системы страны. В ходе денежной реформы изымаются из обращенияобесцененные бумажные деньги, выпускаются……..
Большой энциклопедический словарь

Земельно-водные Реформы — в Ср. Азии и Казахстане в 1921-22 и 1925-29. -Осуществлены органами советской власти. Земли крупных землевладельцев исостоятельных крестьян были переданы в государственный……..
Большой энциклопедический словарь

Морские Реформы — 1850-60-х гг. в России — составная часть буржуазныхреформ. Проводились под руководством генерал-адмирала великого князяКонстантина Николаевича. Основное содержание: реорганизация……..
Большой энциклопедический словарь

Реформы — 1860-70-х ГОДОВ в России — комплекс реформ: крестьянская реформа1861, земская реформа 1864, судебная реформа 1864, цензурная реформа 1865,городская реформа 1870, военные реформы 1860-70-х……..
Большой энциклопедический словарь

Тайка Реформы — осуществлены при японском императоре Котоку (645-654;девиз правления — Тайка, буквально — великая перемена), привели к созданиюв Японии централизованного государства.
Большой энциклопедический словарь

Финансовые Реформы — 1860-х гг. в России — преобразования финансовойсистемы: сосредоточение государственных доходов в Государственномказначействе, централизация финансового контроля, публикация……..
Большой энциклопедический словарь

Штейна Гарденберга Реформы — в Пруссии в 1807-14; осуществленыправительствами во главе с Г. Штейном и К. Гарденбергом: провозглашениеличной свободы крестьян, выкупа крестьянами повинностей за уступкупомещику……..
Большой энциклопедический словарь

Аграрные Реформы — агра́рные рефо́рмысоциально-экономические преобразования в области сельского хозяйства, осуществляемые государством. Касаются прежде всего системы землевладения……..
Географическая энциклопедия

Военные Реформы 1810-12 — проводились под руководством военного министра М. Б. Барклая-де-Толли в связи с подготовкой к предстоящей войне с наполеоновской Францией. В ходе В. р. увеличена численность……..
Исторический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Реформы Политические

Источник: http://slovariki.org/politiceskij-slovar/4302

Политические реформы 90-х гг. 20 в. в россии — Школьная История

Политические реформы

05.06.2019

Создание парламентской системы в СССР

Съезд народных депутатов СССР создавался не в качестве парламента, а как прямое продолжение съездов Советов, существовавших в 1917-1936 гг. Это обстоятельство подчеркивалось особенностями формирования съезда.

1500 народных депутатов избирались: 750 — по территориальным, 750 – по национально-территориальным округам и еще 750 депутатов от общественных организаций — КПСС, комсомола, профсоюзов, Академии наук, союзов писателей, художников, филателистов и др.

Такая процедура избрания должна была, по замыслу авторов реформы, обеспечить преобладание среди депутатов сторонников КПСС.

Народные депутаты СССР должны были работать на общественных началах. Из их числа формировался двухпалатный Верховный Совет СССР численностью 542 человека, работавших на постоянной основе. Состав Верховного Совета ежегодно обновлялся на 20%.

К исключительному ведению Съезда относились:

– принятие Конституции СССР и внесение в нее изменений;

– принятие решений по вопросам национально-государственного устройства;

– установление государственной границы СССР и границ между союзными республиками;

– определение основных направлений внутренней и внешней политики;

– утверждение перспективных государственных планов.

Выборы народных депутатов СССР стали мощным фактором политизации населения страны. Впервые за многие десятилетия появилась легальная возможность излагать взгляды, отличавшиеся от официально утвержденных партийным аппаратом.

Избирательная кампания разделила кандидатов в депутаты на две большие группы.

Одну из них представляли те кандидаты в депутаты, за которыми стоял партийный аппарат, в другой были люди, боровшиеся за право быть избранными вопреки позиции партии.

Это были люди с различными политическими взглядами – сторонники социал-демократии и экономисты-рыночники, христианские демократы и популярные журналисты.

В ходе перестройки Советского общества развернулось демократическое законотворчество, были созданы новые политические общественные организации, шел процесс обновления всех структур государственного управления, накапливался новый опыт государственного и партийного строительства.

Старые способы управления – через номенклатуру, путем применения террора – оказались невозможными. Должность Генерального секретаря ЦК КПСС утратила значительную часть своего управленческого потенциала. В этих условиях М. С. Горбачев выступил инициатором введения нового для политической традиции СССР и России поста Президента СССР.

14 марта 1990 г. был принят закон «Об учреждении поста Президента СССР». На основании всех новых законов устанавливалась следующая структура органов государственной власти: Президент СССР – Съезд народных депутатов СССР – Верховный Совет СССР – Совет Федерации – Комитет Конституционного контроля. Также были установлены должности президентов союзных республик.

В марте 1990 г. Горбачев был избран на Съезде народных депутатов СССР Президентом СССР. Вице-президентом стал Янаев. Это привело к изменению системы управления в стране. Прежде всего практически перестали собираться заседания Политбюро ЦК. Вместо него был образован Президентский совет, просуществовавший до ноября 1990 г., а позже — Совет безопасности СССР.

Источник:

Социально-экономические и политические процессы в России в конце 20 – начале 21 вв

§ 1. Социально-экономические и политические реформы в Российской Федерации (1991-2008)
Политические реформы 90-х гг. ХХ в. в России.
После распада в 1991 г. СССР в России произошли перемены во всех областях жизни. Одним из наиболее важных событий последнего десятилетия XX в. стало становление новой российской государственности.

Центральное место в системе власти современной России занимает институт Президента, являющегося по Конституции 1993 г. главой государства. Глава государства возглавляет также Совет безопасности. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

От Советов к парламентаризму.

.Конституция 1993 г. завершила начатый еще в годы перестройки процесс становления нового российского парламентаризма.

Российским парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Верхняя палата назначает выборы Президента и решает в случае необходимости вопрос о его отрешении от должности; утверждает решение главы государства о введении военного или чрезвычайного положения.

Основными предметами ведения Государственной думы являются утверждение состава Правительства и принятие законов страны.
Правительство. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство России.

Обеспечивает проведение в стране единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики; определяет параметры развития культуры, науки, образования и т.д.

Судебная власть.

Судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Верховный суд является высшей судебной инстанцией по гражданским, уголовным и административным делам. Высший арбитражный суд является высшим судом по разрешению экономических споров.

Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законов страны как гражданами, так и государственными и общественными органами.

Центр и регионы.

Россия является федерацией, состоящей из 83 субъектов. Особенно тревожным было положение в Чечне, где была провозглашена «государственная независимость», а власть перешла, по сути, в руки криминальных и экстремистски настроенных групп.

Ослабленный федеральный центр, не сумев политическими средствами добиться выполнения здесь федерального законодательства, предпринял силовые действия. В ходе первой (1994 – 1996) и второй (с лета 1999 г.

) военных кампаний в Чечне удалось обеспечить контроль центральных властей .

Местное самоуправление. Важным событием стало учреждение муниципалитетами Конгресса муниципальных образований Российской Федерации для координации усилий органов местного самоуправления в отстаивании их интересов перед региональной и центральной властью.

Экономика и население России в 90-е гг. ХХ в.

Промышленность и сельское хозяйство.
В 90-е гг. в России произошла приватизация огромной государственной собственности; сложился товарный рынок; частично конвертируемой валютой стал рубль; началось формирование национального финансового рынка; появился растущий год от года рынок рабочей силы.

Результатом стало резкое падение в 90-е гг. уровня как промышленного, так и сельскохозяйственного производства по сравнению с предшествующим временем. Стартовые условия реформ оказались крайне неблагоприятными. Внешний долг СССР, перешедший к России в 1992 г., превышал по некоторым подсчетам 100 млрд долларов.

В последующие годы он значительно вырос.Уровень безработицы вырос до 10-12 млн. человек.
Социальная сфера.

В условиях резкого сокращения поступлений в бюджет расходы на науку, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение сократились почти в 20 раз!

Ниже прожиточного минимума оказались пенсии по старости и инвалидности.

Все это требовало радикального пересмотра самих основ социальной политики в целях обеспечения защиты населения в переходный период. Такой пересмотр начался с избрания главой государства в 2000 г. В.В. Путина.
Демография. С 1993 г.

Власть и гражданское общество. Избрание В.В.Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства. Были учреждены 7 федеральных округов, главами которых стали полномочные представители Президента.

Их задачей стало приведение местных законов в соответствие с Конституцией страны и федеральным законодательством. В короткий срок более 3,5 тысяч нормативных актов субъектов Федерации были приведены в соответствие с Основным Законом страны.

Изменения коснулись и российской многопартийности.

Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения.

Начавшаяся судебная реформа призвана была обеспечить независимость суда от любого давления, построение в перспективе в России правового государства. Для решения этой задачи был введен суд присяжных, институт мировых судей, предусмотрено обеспечение федерального финансирования судов (для уменьшения их зависимости от местных властей).

Для контроля за работой государственного аппарата, правоохранительных органов и спецслужб была создана Общественная палата.

В 2008 г. в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации состоялись выборы Президента страны. Третьим Президентом России был избран Д.А. Медведев.

Экономика и социальная сфера.
Заметные перемены произошли в экономике страны. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам.

Было ослаблено налоговое бремя. Введен единый 13% налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Постепенно решалась задача вывода из тени реальных доходов населения.

Источник:

Политические реформы второй половины 80-х – 90-х годов

 С приходом к власти в 1985 г. М.С.Горбачева начинается реформирование советской политической системы.

Первый этап реформ политической системы СССР (с марта 1986 г. по январь 1987 г.) проходил под лозунгом «больше  социализма».  Для  него характерны значительные изменения в руководстве КПСС,  отставка наиболее одиозных фигур из окружения Л.И.Брежнева (В.В.Гришин, Д.А.

Кунаев), борьба с коррупцией, со злоупотреблениями, смена руководителей партийных организаций на местах. К  руководству  КПСС  пришли новые люди:  М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин. А.Н.Яковлев. Е.К.Лигачев, Э.А.Шеварднадзе и др.

Началось переосмысление  реального положения всего нашего общества, переоценка исторического пути,  пройденного  страной.  КПСС взяла на себя ответственность за деформации предшествующих этапов. Началась  массовая  реабилитация репрессированных деятелей партии и Советского государства,  переоценка их роли в  истории страны.

Вместе с тем сама политическая система общества оставалась неизменной,  руководящая роль КПСС  как единственной политической партии,  авангарда всего народа  сомнению не подвергалась.

Следующий этап  (1987  –  1988 гг.) проходил под лозунгом «больше демократии».  В этот период происходят кардинальные изменения в политической системе общества. На этом этапе основную роль сыграли решения XIX   всесоюзной партийной конференции, состоявшейся в  июне  1988 г.

  Была поставлена задача – обеспечить полновластие Советов всех уровней,  четко разграничить  функции партийных и советских органов.  Высшим  органом власти в стране провозглашался Съезд народных депутатов,  избирающий из  своего состава двухпалатный Верховный Совет СССР.

  Соответственно республиканские съезды избирали Верховные Советы республик. Конференция предложила  проект нового Закона о выборах,  который был принят в декабре 1988 г.  Выборы в истории советского  общества стали альтернативными (из двух и более кандидатур).

  Отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в  депутаты  (ранее соблюдалось пропорциональное  представительство  всех классов).

Вместе с тем решения конференции носили половинчатый  характер, обеспечивали сохранение власти в руках КПСС (одна треть депутатов съезда избиралась  от общественных организаций – КПСС, профсоюзов, комсомола  и др.;  предусматривалось совмещение постов председателей Советов всех уровней и соответствующих  партийных руководителей).

Выборы в высшие органы власти открыли новый  этап  –  этап размежевания в лагере перестройки (1989 – 1990 гг.).

В ходе выборной кампании широко обсуждались вопросы экономического и политического развития  страны.

  На  выборах  потерпели поражение многие секретари областных и городских комитетов КПСС, работники партаппарата, были избраны деятели, находившиеся в оппозиции (например, А.Д.Сахаров).

В апреле 1989 г. открылся I съезд народных депутатов СССР. Съезд избрал Верховный Совет СССР. Председателем Верховного Совета был избран М.С.Горбачев.

  На съезде стала складываться оппозиционная группа депутатов,  так называемая  «межрегиональная  группа», куда входили   бывший первый секретарь Московского ГК  КПСС Б.Н.Ельцин, Т.Х.Гдлян, Г.Х.Попов, А.А.

Собчак,  С.С.Станкевич, Н.И.Травкин, Т.И.Заславская и др.

В марте – мае 1990 г.  прошли выборы  в  Верховные  Советы республик и  местные Советы.  В ходе этих выборов стали складываться политические партии и течения,  противостоящие КПСС.

Эти силы одержали победу над партийными структурами. Московский Совет возглавил Г.Х.Попов,  Ленинградский –  А.А.Собчак.  В  июне 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР избрал Верховный Совет республики.

Его председателем стал Б.Н.Ельцин.

Источник:

Социально-экономические реформы 90х гг 20 века – начала 21 века в России: между кризисом и стабилизацией

Главным и общим направлением всех преобразований в этой сфере в 90-е годы ХХ – начале ХХI в. является формирование рыночной экономики со всеми вытекающими социальными последствиями.

В постсоциалистических преобразованиях экономической жизни России можно выделить три основных этапа: а) форсированные темпы радикальных реформ с тяжелейшими социальными результатами (1992–1993 г.); б) эволюционное развитие рыночных институтов и попытки смягчения социальных противоречий (1994–1999 г.); в) начало экономической стабилизации и системных социальных реформ (2000–2002 г.

). Пришедшие в 1991г. к власти в России «демократы» не имели сколько-нибудь обоснованной программы социально-экономических преобразований. В то же время они исходили из постулата о том, что рыночные отношения сразу оздоровят экономику, что рыночная свобода универсальна и благодатна для всех.

Доминировала иллюзия, что благодать рынка может утвердиться быстро, без ухудшения положения большинства населения, которое оформится в новый «средний класс». В столкновении вариантов и моделей перехода России к рынку победили радикалы-западники и был избран жесткий вариант экономического реформирования. Официально этот курс сформулировал президент Б.

Источник: https://dmitrschool04.ru/sobytiya/politicheskie-reformy-90-h-gg-20-v-v-rossii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.