Политическая система

Содержание

Политическая система — понятие, структура, функции

Политическая система

1001student.ru > Обществознание > Политическая система — понятие, структура, функции

Одним из ключевых понятий в курсе политологии представляется политическая система.

Важно определить, каковы ее основные компоненты, задачи и классификации.

Политическая система это сочетание взаимосвязанных компонентов и подсистем.

  • Понятие политической системы
  • Основные элементы политической системы
  • Функции политической системы
  • Классификация политических систем
  • Структурные компоненты (подсистемы) политической системы
  • Средства политического влияния
  • Политическая система России

Понятие политической системы

Если суммировать все определения термина, то допустимо сделать вывод, что политическая система представляет собой комплекс норм, принципов, институтов и учреждений, а также взаимосвязь между ними.

В ходе реализации взаимодействия между государственными и некоммерческими институтами реализуется власть в социуме.

Основные элементы политической системы

К базовым элементам системы относятся:

  1. Институциональный – объединения индивидов и сообществ в разнообразные организации и подгруппы, а также взаимосотрудничества между ними.
  2. Нормативный – законы и иные акты, содержащиеся в кодексах страны и уставах партийных организаций.
  3. Функциональный – действия акторов и процессы, происходящие в государстве.
  4. Идеологический – принципы и взгляды отдельных лиц и сообществ.
  5. Коммуникативный – методики взаимного действия и развития взаимоотношений.

Функции политической системы

Ключевыми функциями системы являются:

  1. Преобразующая – конвертация заявок в решения.
  2. Приспособления – адаптация к изменениям в мире.
  3. Мобилизации ресурсов для получения целей.
  4. Защитная – охрана ценностей, принципов и строя.
  5. Производство и распределение духовных и материальных предметов.

Классификация политических систем

Рассмотрим классификацию систем, сформулированную американским политологом Габриэлем Алмондом:

  1. Англо-американская – гомогенная культура, роли и функции между акторами строго разделены.
  2. Континентально-европейская – фрагментарная культура, сочетание старых и новых культур.
  3. Доиндустриальная – смешение культур, слабая дифференциация ролей.
  4. Тоталитарного типа – принудительная активность.

Французский политолог Жан Блондель подразделяет пять групп:

  • либеральные демократии;
  • коммунистические системы;
  • традиционные общества;
  • популистские системы;
  • авторитарно-консервативная политика.

Одним из наиболее распространенных делений является группирование на демократию, авторитаризм и тоталитаризм.

Структурные компоненты (подсистемы) политической системы

Каждое государство представляет собой уникальную систему, сформированную под влиянием традиций, культурных и исторических особенностей.

Рассмотрим ключевые компоненты политической системы.

Организационно-институциональная подсистема

Базовыми понятиям в данном случае являются:

  1. Организация – совместно работающая группа людей, ориентированная на достижение конкретной задачи в политике (партии, объединения, сообщества).
  2. Институт – устойчивый вид взаимного сотрудничества между акторами политической жизни (например, парламентаризм или избирательное право).

Коммуникативная подсистема

Коммуникативный компонент – это многообразие отношений посреди политических организаций и институтов, возникающих в процессе реализации власти. Основополагающие уровни коммуникации представляют собой стержень взаимодействия между акторами.

Культурно-идеологическая подсистема

В культурно-идеологическом компоненте рассматриваются убеждения, взгляды, принципы, а также психология поведения политического.

Рассмотрим ключевые понятия:

  1. Политическая психология изучает активность индивидов, сообществ и целых социумов по поводу политики, к особым предметам изучения относятся – толпа, лидерство, массовое сознание.
  2. Политическая идеология – это сформированные и сформулированные устойчивые идеи и взгляды на определенные вопросы, связанные с управлением государством.
  3. Политическая культура представляет собой совокупность знаний о политике у определенного общества, его активность и вовлеченность в жизнь государства.

Государство

Государство – сильнейший субъект системы, который объединяет все описываемые компоненты. Государственная власть представляет собой форму награды в борьбе за власть.

Политические партии

Политическая партия – организация, объединяющая людей с одной идеологией, стремящаяся к завоеванию и удержанию власти.

В соответствии с взглядами партии, их подразделяют на:

  • монархические;
  • консервативные;
  • либерально-демократические;
  • коммунистические.

Роль партий в современности оказывает воздействие на ключевой институт – государство. В курсе обществознания есть таблица и схема, отражающая, как функционирует ядро политической власти.

Общественно-политические движения

Политические движения во многом похожи на партии, но в отличие от них:

  • не имеют строгой структуры;
  • не стремятся завоевать власть.

задача общественных движений – продвижение собственных идей и взглядов.

Группы интересов

В качестве групп давления или интересов выступают не политические акторы, например, профессиональные союзы, монополистические тресты, церковь и СМИ. Они не стремятся завоевывать власть, но активно продвигают собственные желания.

Группы интересов оказывают давление на органы власти, как правило, используя финансовые рычаги.

Средства политического влияния

То, как и кем управляется государство – механизм осуществления влияния. Государственные органы власти исполняют три базовые функции с целью осуществления политического воздействия:

  • нормотворческую – создание и систематизация законов и иных актов;
  • осуществление законов и внедрение санкций.

Политическая система России

Россия – демократическое государство, в котором существует разделение властей.

Рассмотрим базовое подразделение:

  1. Кто правит? Форма правления – республика президентская.
  2. Как правит? Политический режим – демократическая страна.
  3. Где правит? Государственно-территориальное устройство – ассиметричная федерация.

Что касается высших властных органов, то они следующие:

  • законодательная ветвь – Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
  • исполнительная ветвь – Правительство;
  • судебная ветвь.

В представительную власть также входит институт президентства. Основные учреждения и признаки носят демократический характер.

Внутренняя структура российской политической системы похожа на большинство демократических стран. Место государства в данном случае центральное, то есть общество подчинено высшим органам власти.



Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/politicheskaya-sistema.html

Политическая система: понятие, структура, функции

Политическая система

Определение 1

Политическая система — это упорядоченная совокупность институтов, норм, идей, организаций, отношений, взаимодействий между политическими институтами и организациями, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система представляет собой комплекс государственных и негосударственных институтов, которые осуществляют политические функции — деятельность, связанную с работой государственной власти.

Понятие политическая система является более емким, чем понятие «государственное управление», так как охватывает все институты и лица, принимающие участие в политическом процессе, неправительственные и неформальные явления и факторы, оказывающие влияние на механизм определения и постановки проблемы, на выработку и реализацию решений поставленных вопросов в сфере государственно — властных отношений.

В наиболее широком смысле в понятие «политическая система» входит все, что имеет отношение к политике.

Любую политическую систему характеризуют:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • политическая идеология;
  • политическая культура;
  • политические нормы, обычаи и традиции.

Политическая система общества (политическая организация общества) является организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупностью отношений различных политических субъектов, которые непосредственно связаны с осуществлением власти и управлением обществом.

Политическая система объединяет различные взаимоотношения и действия властвующих групп, подвластных, господствующих, подчинённых, управляющих и управляемых.

Она обобщает взаимосвязи и деятельность организованных форм властных отношений – государственных, а также иных политических институтов и учреждений, политических и идеологических норм и ценностей, которые регулируют политическую жизнь членов этого общества.

Замечание 1

Политическая система обуславливает характерные для конкретного общества типы политического процесса, структуру отношений и политической деятельности.

Функционирование политических систем происходит в соответствии со способом принятия властными органами решений и с ограничением границ вмешательства органов власти в процесс регулирования властных отношений.

В зависимости от способа принятия решений органами власти, среди политических систем можно выделить авторитарные и демократические политические системы. По границам вмешательства органов власти в контроль и регулирование общественных отношений выделяют тоталитарные и либеральные политические режимы.

По социально-эконмическому критерию такие режимы подразделяют на: тоталитарно-распределительные (экономика огосударствленная, государство распределяет материальные блага); либерально-демократические (в основе хозяйствования лежит рыночная экономика); конвергенционные и мобилизационные (основаны на сочетаниях государственного вмешательства в рыночную экономику).

Структура политической системы

Для каждого общества характерна собственная политическая система. В разных обществах составляющие политическую систему элементы будут отличаться друг от друга.

При этом политика представляет собой открытую систему, которая свободно взаимодействует разными сферами общественной жизни – социальной, экономической, культурной, духовной, оказывая на них влияние и испытывая ответное воздействие.

Структура является важнейшим свойством политической системы, так как раскрывает способ организации и соотношение ее компонентов.

Основные компоненты политической системы:

  • организационно-институциональный – включает институты (партии, парламентаризм, судопроизводство, государственная служба, президентство, гражданство и др.), организации и объединения (социальные группы, трудовые коллективы, политические движения, средства массовой информации, группы давления и др.);
  • нормативно-регулятивный – представлен правовыми, политическими и моральными нормами, традициями и обычаями, регулирующими осуществление политической власти, политическую жизнь общества;
  • коммуникативный – включает политические отношения, формы и информационные связи взаимодействия всех участников политического процесса, взаимодействия между обществом и политической системой в целом;
  • культурно-идеологический – включает идеологию, политические идеи, политическую культуру и психологию;
  • функциональный – особая политическая практика, включающая направления и формы политической деятельности и методы реализации властных полномочий.

Политическая система включает следующие институты: политические партии, государство и государственные органы, общественно-политические движения, группы интересов или группы давления.

Функции политической системы

Политическая система общества выполняет определенные функции:

  • обеспечение политической власти для конкретной социальной группы, или большей части какого-либо общества, установление и реализация конкретных методов и форм властвования;
  • управление разными сферами жизнедеятельности в интересах отдельных групп и большей части населения (постановка целей, задач, программ, путей развития общества в работе политических институтов);
  • преобразование требований общества в политические решения (конверсии);
  • приспособление к изменяющимся условиям общественной жизни (адаптации);
  • мобилизация материальных и людских ресурсов (финансирование, избиратели и т.д.) для достижения определенных целей в политике;
  • защита политического строя, его основных ценностей, идеологии, принципов (защитная);
  • установление и дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений с иными государствами (внешнеполитическая);
  • согласование коллективных требований и интересов разных социальных групп (консолидирующая);
  • создание и дальнейшее распределение ценностей, как материальных, так и духовных в соответствии с идеалами общества (распределительная), удовлетворение интересов разных субъектов;
  • интеграция общества, формирование условий для взаимодействия разных компонентов его структуры, объединение различных политических сил позволяет сглаживать, устранять возникающие в социуме противоречия, устранять коллизии, преодолевать конфликты.

К социальным функциям политической системы относятся: оптимизация и мотивация движения общества к его целям; определение наиболее перспективных направлений общественного развития; распределение ресурсов; разработка правил и норм поведения членов общества; приобщение населения к активному участию в политической жизни; согласование интересов разных субъектов; обеспечение безопасности и стабильности в обществе; контроль за выполнением законов, правил и норм.

https://www.youtube.com/watch?v=ozGG8seJeus

Замечание 2

Политическая социализация – это процесс, в результате которого формируется политическое сознание, и индивид становится частью конкретного политического механизма. Благодаря этому наблюдается воспроизводство политической системы, что происходит вследствие обучения новых членов общества, их приобщения к политической деятельности.

Политическая система благоприятствует легитимации политической власти, достижение определенного уровня соответствия политической жизни в реальности официальным правовым и политическим нормам.

Для сохранения политической системы выделяются следующие функции (Габриэль Алмонд): политическая социализация, реагирование на идущие изнутри и извне системы сигналы, адаптация к внутренней и внешней среде (реализуется посредством отбора и подготовки субъектов власти), экстракционная функция (ресурсы берутся из внешней и внутренней среды), регулирующая функция (осуществление управленческих действий), дистрибутивная функция (согласование интересов разных групп общества), избирательная функция.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_sistema_ponyatie_struktura_funkcii/

Политическая система

Политическая система

Кон­сти­ту­ция РФ со­дер­жит нор­мы, ре­гу­ли­рую­щие осн.

эле­мен­ты по­ли­ти­че­ской сис­те­мы: го­су­дар­ст­во, по­ли­ти­че­ские пар­тии, де­мо­кра­ти­че­ский по­ли­ти­че­ский ре­жим, плюрализм по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии (за­пре­ща­ет­ся разжигание социаль­ной, расовой, нац. и религиозной розни). В ст. 1–4, 7 и др.

Кон­сти­ту­ции да­ёт­ся ха­рак­те­ри­сти­ка рос. го­су­дар­ст­ва: су­ве­рен­ное, де­мо­кра­ти­че­ское, фе­де­ра­тив­ное, пра­во­вое, со­ци­аль­ное и свет­ское го­су­дар­ст­во с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой прав­ле­ния.

Су­ве­рен­ное го­су­дар­ст­во оз­на­ча­ет вер­хо­вен­ст­во рос. гос. вла­сти на всей тер­ри­то­рии РФ и её не­за­ви­си­мость от лю­бой дру­гой вла­сти; про­стран­ст­вен­ный пре­дел гос. су­ве­ре­ни­те­та очер­чен гос. гра­ни­цей.

Юрис­дик­ция РФ рас­про­стра­ня­ет­ся так­же на мор­ские и воз­душ­ные су­да под фла­гом РФ, рос. спут­ни­ки Зем­ли. Как су­ве­рен­ное го­су­дар­ст­во, Рос­сия име­ет свои воо­ру­жён­ные си­лы. Гос. су­ве­ре­ни­тет на­хо­дит своё вы­ра­же­ние в сим­во­лах го­су­дар­ст­ва: сто­ли­це (г. Мо­ск­ва), гос.

фла­ге, гер­бе и гим­не. Кон­сти­ту­ция пре­ду­смат­ри­ва­ет так­же гос. язык РФ – рус­ский с на­пи­са­ни­ем на ки­рил­ли­це (за­кон об этом при­нят в 2002); в субъ­ек­тах РФ – рес­пуб­ли­ках в со­ста­ве РФ – в до­пол­не­ние к об­ще­фе­де­раль­но­му гос. язы­ку мо­гут быть пре­ду­смот­ре­ны свои гос. язы­ки.

Субъекты РФ (в т. ч. республики в составе РФ) гос. суверенитетом не обладают.

По­ня­тие «де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ст­во» оз­на­ча­ет су­ве­ре­ни­тет на­ро­да: власть при­над­ле­жит на­ро­ду, ис­хо­дит от на­ро­да и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на­ро­дом ли­бо не­по­сред­ст­вен­но, ли­бо че­рез ор­га­ны гос. вла­сти и ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния.

Пред­ста­ви­тель­ная де­мо­кра­тия реа­ли­зу­ет­ся сис­те­мой пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов от Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния до пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов ни­зо­вых му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний.

В ка­че­ст­ве форм не­по­сред­ст­вен­ной де­мо­кра­тии в Рос­сии ис­поль­зу­ют­ся ре­фе­рен­дум (об­ще­рос­сий­ский, в субъ­ек­тах РФ и в му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях) и сво­бод­ные вы­бо­ры гра­ж­да­на­ми Пре­зи­ден­та РФ, пре­зи­ден­тов и глав ад­мини­ст­ра­ции субъ­ек­тов РФ, их пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов, а так­же ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния (пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов и глав му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), дос­роч­ный от­зыв де­пу­татов (кро­ме де­пу­та­тов Гос. ду­мы) и вы­бор­ных долж­но­ст­ных лиц, на­род­ная пра­во­твор­че­ская ини­циа­ти­ва в субъ­ек­тах РФ и в му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях.

Прин­цип пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва оз­на­ча­ет на­ли­чие еди­но­го пра­во­во­го и эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва, вер­хо­вен­ст­во Кон­сти­ту­ции и фе­де­раль­ных за­ко­нов на всей тер­ри­то­рии РФ, гос­под­ст­во пра­ва.

В ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва пре­ва­ли­ру­ют прин­ци­пы пра­ва, т. е. го­су­дар­ст­во свя­за­но пра­вом, ис­хо­дит из при­зна­ния не­зыб­ле­мо­сти не­от­чу­ж­дае­мых (вро­ж­дён­ных) прав че­ло­ве­ка, а также прав гра­ж­да­ни­на.

Прин­цип пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва на­хо­дит вы­ра­же­ние в нор­мах о сво­бо­дах и пра­вах че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, в нор­мах об идео­ло­ги­че­ском и по­ли­ти­че­ском плю­ра­лиз­ме, в дру­гих де­мо­кра­ти­че­ских ин­сти­ту­тах (раз­де­ле­ние ­властей, ме­ст­ное са­мо­управ­ле­ние, ре­фе­рен­дум и др.).

Россия яв­ля­ет­ся свет­ским го­су­дар­ст­вом, т. е. го­су­дар­ст­вом, где по­сле­до­ва­тель­но про­ве­де­но от­де­ле­ние церк­ви от го­су­дар­ст­ва, не су­ще­ст­ву­ет к.-л. го­с. или обя­за­тель­ной ре­ли­гии, при­зна­ёт­ся сво­бо­да ре­ли­гии и ате­из­ма, ре­ли­гиоз­ных и ан­ти­ре­ли­ги­оз­ных взгля­дов.

Ре­ли­ги­оз­ные объ­е­ди­не­ния от­де­ле­ны от го­су­дар­ст­ва и рав­ны пе­ред за­ко­ном. Ст.

 28 Кон­сти­ту­ции РФ га­ран­ти­ру­ет ка­ж­до­му сво­бо­ду со­вес­ти, сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния, вклю­чая пра­во ис­по­ве­до­вать ин­ди­ви­ду­аль­но или со­вме­ст­но с дру­ги­ми лю­бую ре­ли­гию или не ис­по­ве­до­вать ни­ка­кой, сво­бод­но рас­про­стра­нять ре­ли­ги­оз­ные и иные убе­ж­де­ния и дей­ст­во­вать в со­от­вет­ст­вии с ни­ми.

Со­глас­но ст. 7 Кон­сти­ту­ции РФ, Рос­сия – со­ци­аль­ное го­су­дар­ст­во, по­ли­тика ко­то­ро­го на­прав­ле­на на соз­да­ние ус­ло­вий, обес­пе­чи­ваю­щих дос­той­ную жизнь и сво­бод­ное раз­ви­тие че­ло­ве­ка.

Од­ним из важ­ней­ших на­прав­ле­ний дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ная сфе­ра: ох­ра­на тру­да и здо­ро­вья лю­дей, ус­та­нов­ле­ние га­ран­ти­ро­ван­но­го ми­ни­му­ма оп­ла­ты тру­да, гос.

под­держ­ка се­мьи, ма­те­рин­ст­ва, от­цов­ст­ва, дет­ства, ин­ва­ли­дов и по­жи­лых гра­ж­дан, раз­ви­тие сис­те­мы со­ци­аль­ных служб, по­со­бий, пен­сий и иных га­ран­тий со­ци­аль­ной за­щи­ты. Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские и куль­тур­ные пра­ва гра­ж­дан, в т. ч.

на ох­ра­ну здо­ро­вья и ме­ди­цин­скую по­мощь, на об­ра­зо­ва­ние и др., за­ни­ма­ют важ­ное ме­сто в ка­та­ло­ге прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, со­дер­жа­щих­ся в Кон­сти­ту­ции РФ.

Ре­гу­ли­руя ос­но­вы эко­но­ми­че­ской сис­те­мы, Кон­сти­ту­ция РФ ис­хо­дит из прин­ци­па со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ной ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет со­че­та­ние са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния об­ще­ст­ва (сво­бо­да пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, кон­ку­рен­ция и др.) с не­об­хо­ди­мой сте­пе­нью гос.

ре­гу­ли­ро­ва­ния (за­ко­но­да­тель­ст­во о при­ва­ти­за­ции и на­цио­на­ли­за­ции, о зем­ле, де­неж­ном об­ра­ще­нии и т. д.). Один из важ­ней­ших кон­сти­ту­ци­он­ных прин­ци­пов в сфе­ре эко­но­ми­ки – сво­бо­да эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти в рам­ках за­ко­на.

Она свя­за­на с раз­но­об­ра­зи­ем форм соб­ст­вен­ности, вклю­чая ча­ст­ную соб­ст­вен­ность, со сво­бо­дой пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, сво­бод­ным пе­ре­ме­ще­ни­ем то­ва­ров, ус­луг и фи­нан­со­вых средств (сво­бо­да тор­гов­ли), сво­бо­дой тру­да и др.

Сво­бо­да эконо­ми­че­ской дея­тель­но­сти со­че­та­ет­ся с един­ст­вом эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва, что ис­клю­ча­ет та­мо­жен­ные барь­е­ры и иные пре­гра­ды для эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва разл. ре­гио­нов.

Общественные объединения

В Рос­сии на­счи­ты­ва­ют­ся сот­ни ты­сяч объ­е­ди­не­ний раз­но­го ро­да (проф­сою­зы, сою­зы ра­бо­то­да­те­лей, об­ще­ст­ва ху­дож­ни­ков и т. п.). Не­ко­то­рые из них дей­ст­ву­ют в мас­шта­бах РФ, дру­гие – на уров­не её субъ­ек­тов, тре­тьи – в от­дель­ных го­ро­дах и да­же сё­лах.

Кон­сти­ту­ция РФ за­кре­п­ля­ет пра­во гра­ж­дан на объ­е­ди­нение.

По­ря­док ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний ре­гу­ли­ру­ет­ся Фе­де­раль­ным за­ко­ном «Об об­ще­ст­вен­ных объ­еди­не­ни­ях» (1995), су­ще­ст­ву­ют так­же за­ко­ны о проф­сою­зах (1996), по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях (2001) и др.

За­кон оп­ре­де­ля­ет об­ще­ст­вен­ные объ­е­ди­не­ния как доб­ро­воль­ные са­мо­управ­ляемые не­ком­мер­че­ские фор­ми­ро­ва­ния, соз­дан­ные по ини­циа­ти­ве гра­ж­дан, объ­е­ди­нив­ших­ся на ос­но­ве об­щих ин­те­ре­сов для реа­ли­за­ции це­лей, ука­зан­ных в ус­та­вах объ­е­ди­не­ний.

Об­ще­ст­вен­ные объ­е­ди­не­ния соз­да­ют­ся явоч­ным по­ряд­ком по ини­циа­ти­ве трёх и более­ лиц. Для при­об­ре­те­ния прав юри­ди­че­ско­го ли­ца об­ще­ст­вен­ное объ­е­ди­нение долж­но быть за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но в со­от­вет­ст­вую­щем гос. ор­га­не (обыч­но в Мин-ве юс­ти­ции, Мин-ве финансов или их мест­ных ор­га­нах).

Национальная политика. Самоуправление

Кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние со­ци­аль­ной сис­те­мы рос. об­ще­ст­ва рас­про­стра­ня­ет­ся на об­шир­ную сфе­ру на­цио­наль­ных (эт­ни­че­ских) от­но­ше­ний. На­цио­наль­ные (эт­ни­че­ские) эле­мен­ты учи­ты­ва­ют­ся в фе­де­ра­тив­ной струк­ту­ре РФ – есть субъ­ек­ты РФ, соз­дан­ные с учё­том эт­ни­че­ско­го при­зна­ка.

Рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве РФ, ав­то­ном­ные ок­ру­га, ав­то­ном­ная об­ласть име­ют эт­ни­че­ские на­зва­ния. Кон­сти­ту­ция РФ за­кре­п­ля­ет рав­ное пра­во всех на­ро­дов на са­мо­оп­ре­де­ле­ние внут­ри РФ, т. е.

на сво­бод­ный вы­бор ор­га­ни­за­ци­он­ных форм сво­ей жиз­ни в Рос­сии, а так­же рав­но­пра­вие че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на не­за­ви­си­мо от его ра­сы и на­цио­наль­но­сти.

В со­от­вет­ст­вии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О на­ци­о­наль­но-куль­тур­ной ав­то­но­мии» (1996) соз­да­ны на­цио­наль­но-куль­тур­ные ав­то­но­мии как осо­бые об­ще­ст­вен­ные объ­е­ди­не­ния рос. гра­ж­дан, от­но­ся­щих се­бя к оп­ре­де­лён­ным эт­ни­че­ским общ­но­стям, на­хо­дя­щим­ся в си­ту­а­ции на­цио­наль­но­го мень­шин­ст­ва.

Та­кие обще­ственные ор­га­ни­за­ции соз­да­ют­ся на доб­ро­воль­ной ос­но­ве в це­лях ре­ше­ния во­про­сов со­хра­не­ния са­мо­быт­но­сти эт­но­са, раз­ви­тия язы­ка, об­ра­зо­ва­ния, на­цио­наль­ной куль­ту­ры. Они не мо­гут за­ни­мать­ся по­ли­ти­че­ской дея­тель­но­стью, но впра­ве об­ра­щать­ся в раз­лич­ные гос.

ор­га­ны, пред­став­ляя свои на­цио­наль­ные ин­те­ре­сы, соз­да­вать об­ра­зо­ва­тель­ные и куль­тур­ные уч­ре­ж­де­ния. Од­ной из сто­рон на­цио­наль­ной по­ли­ти­ки яв­ля­ет­ся за­щи­та ин­те­ре­сов ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов. За­кон «О га­ран­ти­ях прав ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов РФ» (1999) ус­та­нав­ли­ва­ет их пра­во за­ни­мать­ся тра­ди­ци­он­ны­ми про­мыс­ла­ми, вес­ти тра­ди­ци­он­ный об­раз жиз­ни.

Са­мо­оп­ре­де­ле­ние на­ро­дов в РФ оз­на­ча­ет, что на­ро­ды, на­се­ляю­щие Рос­сию, мо­гут са­мо­стоя­тель­но из­ме­нять фор­мы сво­его по­ли­ти­че­ско­го уст­рой­ст­ва (в рам­ках Кон­сти­ту­ции РФ). Пра­во вы­хо­да (се­цес­сии) субъ­ек­тов РФ из со­ста­ва Рос­сии Кон­сти­ту­ци­ей не пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся.

Вернуться к началу

Источник: https://bigenc.ru/text/5032951

Политическая система . Конспект, кратко. — УчительPRO

Политическая система

Раздел ЕГЭ: 4.2. Политическая система

Проведение любой политики подразумевает наличие некоторых структурных элементов, идущих один за другим, при последовательном выполнении которых можно достичь поставленной цели.

Политическая система — совокупность всех политических институтов, чья деятельность имеет одни нормы и ценности, их взаимоотношений и действий, направленных на осуществление власти и управление обществом.

Составляющие системы

Политическая система состоит из четырёх элементов в соответствии с главными функциями, которые она несёт в себе:

  • нормативного (нормы и границы допустимого в обществе, такие как обычаи и традиции, политические, правовые, моральные нормы и ценности);
  • организационного (нормальное функционирование политических процессов, таких как государство, группы, политические партии);
  • культурного (развитие культуры и политических идей);
  • коммуникативного (устойчивые связи внутри политических участников и процессов).

Виды политических систем

Различия между политическими системами определяются разными факторами. В зависимости от характеристик, берущихся за основу при сравнении государств, выделяют несколько видов политических систем.

⊕ По сравнению исторического опыта государства, его традиций, способов управления:

  • командная (принудительные методы управления);
  • соревновательная (соперничество различных политических сил);
  • соцпримирительная (сглаживание и ликвидация социальных конфликтов).

⊕ По характеру взаимосвязей между составляющими элементами:

⊕ По форме политического режима:

  • автократическая (народ практически не задействован в политических процессах, его волю подавляют власти);
  • демократическая (политическая деятельность производится народом и для народа).

Теократия — вид государственного устройства, при котором во главе власти находится Церковь.

Формы управления

Государство имеет следующие формы выполнения функций:

  • правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);
  • организационная (организационно-регламентирующая, организационно-идеологическая).

Действующая политическая система напрямую зависит от существующей в конкретной стране формы управления, а также политического режима. Они во многом определяют, каким образом будут проводиться меры по решению тех или иных вопросов.

Этапы государственной политики

Прежде чем принять какое-либо решение об изменении жизни в государстве, государству необходимо пройти четыре этапа.

1) Определить общественные проблемы, их причины.

Проблема: высокое потребление алкоголя на душу населения. Причина: низкий уровень культуры населения, недостаток денежных средств, отсутствие альтернативы, слабая эффективность системы здравоохранения, психологический дискомфорт.

2) Определить цели политики на основе результатов первого этапа.

Целями политики должны стать ликвидация всех причин путём повышения культурного уровня населения, обеспечение его работой с высоким уровнем заработной платы, улучшение качества работы больниц и поликлиник, предложение альтернативы отдыха населения без вреда для здоровья и высокой стоимости.

3) Реализовать поставленные цели и задачи политики государства исполнительными органами власти под контролем Правительства и Президента РФ (система мероприятий по достижению целей политики).

Федеральными министерствами принимаются директивы, федеральные службы контролируют их исполнение.

4) Проанализировать деятельность, результаты и последствия государственной политики.

В результате принятых мер количество потребления алкоголя на душу населения уменьшилось в два раза.

Виды государства

Согласно территориально-политическому устройству определяется соотношение государства и его составных частей. Государство может быть:

  • федеративное — союз крупных практически самостоятельных государств, каждое из которых имеет отдельные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, не противоречащие единой федеральной конституции (характерно для многонациональных стран (Российская Федерация, США));
  • конфедеративное — союз самостоятельных государств, которые объединились для достижения конкретных целей (СНГ);
  • унитарное — составные части государства не имеют отдельной государственности, всё население имеет одно гражданство и для него действует одна Конституция (Беларусь).

Вы смотрели конспект «Политическая система»

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0/

Политическая система общества: понятие и структура

Политическая система
Определение 1

Политические системы общества – это системы связанных и взаимодействующих объединений людей.

В их основу заложены разнообразные формы собственности, подразделяющиеся по интересам и воле социальных классов, слоёв, групп, наций, реализующие политическую власть либо борющиеся за её выполнение в рамках закона посредством государственного управления.

Структура политической системы

Определение 2

Политическая система включает следующие компоненты:

  1. Группу политических объединений (государство, партии, общественные организации и течения).
  2. Политические взаимоотношения, образующиеся между структурными звеньями системы.
  3. Политические обычаи и нормы, организующие политическую жизнь государства.
  4. Политическое сознание, в котором отражается идеология и психология общества.
  5. Политическая деятельность, включающая действия и решения конкретных представителей партий, членов политобъединений.

Можно сказать, что все 5 компонентов – это характеристика политической системы.

При определении политсистемы важное значение имеет человеческий фактор. Люди – материальные и одухотворённые существа, наделённые разумом. Они как раз и творят политику, порождают политические идеи, создают политические нормы и традиции, устанавливают отношения и т.д.

Однако конкретные индивиды сами по себе не выступают в качестве структурных элементов политсистемы. Человек рождается социально-биологическим, но не политическим существом.

В данном понимании он является тем “сырьем”, из которого в определенных условиях возникают элементы и система в целостности.

Исходя из материалистического понимания истории, можно сделать заключение.

Вывод 1

В реальной жизни “политическое” требует закономерного организационного оформления. В своём развитии политическое становится реальностью, осязаемой лишь в специфических материализованных формах, организациях, институтах (государство, течения, политические партии). Индивид может быть гражданином, депутатом, членом партии или общественной организации.

Политическая власть

Выступает сущностным фактором и реализуется через несколько уровней:

  • Власть конкретных политобъединений (партий, общественных и политических организаций и течений). Реализуется посредством организационных руководящих структур. Это институциональный уровень, наиболее зримый и реальный.
  • Следующий уровень – коалиционный, отражает властные устремления либо несколько социально-однородных политорганизаций, либо блок политорганизаций, либо блок партий и объединений с интересами разных социальных общественностей. Здесь власть выполняется посредством временных или постоянных органов наподобие “круглого стола”, совета парламентских фракций.
  • Общеполитический уровень, на котором сосредотачиваются результаты политического консенсуса, достигаемого в соперничестве и сотрудничестве разнообразных политических сил. При отражении данных результатов в правовых актах политвласть совпадает с государственной и реализуется государством. В остальных ситуациях она осуществляется посредством политических органов, обычно обладающих равномерным характером (конференции народного согласия, отечественные фронты и т.д.).

Понятие и структура политической системы предполагает использование следующих критериев (зависимо от сферы жизнедеятельности общества):

  • Политические (реальность общественного самоуправления, классовое разделение политвласти).
  • Правовые (демократические права и свободы граждан, гарантии, легитимность политвласти, уровень правопорядка и законности).
  • Социально-экономические (форма и типы собственности на орудия и средства производства, характер осуществления труда, ключевые принципы ведения хозяйства).
  • Социально-структурные (наличие/отсутствие определённых классов, слоёв).
  • Социально-культурные (степень образованности общества, реальность совокупного развития личности).

Вывод 2

Политическая структурность реального общества обусловлена многообразием определенных критериев. А политические события в целом складываются в систему, характеризующуюся постоянным движением комплексного и диалектического назначения.

Классификации политической системы общества

Любая политическая система “живет”, функционирует во времени и пространстве, поскольку является одной из главных форм движения социально-классовой материи. Классификация проводится по разным основаниям.

В зависимости от политического режима политическая система может быть демократической или тоталитарной.

В соответствии с марксистской теорией по основанию общественно-экономической формации, политсистемы бывают рабовладельческими, феодальными, буржуазными, и социалистическими.

Согласно географическому и территориальному фактору можно выделить европейские, азиатские, североамериканские и прочие региональные системы. По национальным, религиозным, языковым, общим и особенным чертам предопределяется принадлежность к арабским, индуистским, мусульманским и прочим политсистемам.

Внутри системы конкретной общественности в виде специфических политических образований выступают также и её структурные звенья: государство, политпартии, общественные группы и объединения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/ponjatie-politicheskoj-sistemy-obschestva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.