Первооснова мира в философии

Содержание

Тесты по философии (стр. 1 из 5)

Первооснова мира в философии

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Пифагор

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

10.Направление, отрицающее существование Бога, называется:

атеизм

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

Религии

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

карма

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

Будда

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

нирвана

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

Янь

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

Инь

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

Ли

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии — общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

Карма

42.Китайский философ, основатель даосизма

Лао-цзы

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.

45.Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей — вода»

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

Воздух

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

Парменид

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

элеаты

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Элейской

55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

61.«Я знаю, что ничего не знаю…». Автор афоризма:

Сократ

62.Знание по Сократу тождественно:

добродетели

63.Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

Платоном

65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

Платону

66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

Платону

69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

Платон

70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71.Философ, ученик Платона:

Аристотель

72.Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»

Аристотель

Минеральная душа

74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

Цицерон

76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

стоиков

77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

Сенека

78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79.Характерной чертой средневековой философии является:

теоцентризм

80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

Авторитаризм

81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

Бога

82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

85.Эсхатология – это

Учение о конечных судьбах мира и человека

86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

Мессия

87.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

Источник: https://mirznanii.com/a/233032/testy-po-filosofii

Особенности зарождения античной философии

Первооснова мира в философии

Философия – наука, которая исследует природу вещей. А философ – исследователь, так писал Гераклит (ок. 544–480 до н.э.). Буквальный смысл философия носила такой: любовь к мудрости. А первыми, кто стал использовать эти термины в значении близкому к современному стали Платон и Аристотель.

К. Ясперс писал: «Произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью». Политическое положение в древних государствах были схожими. Они взаимодействовали между собой, однако внутренний порыв был подхвачен только небольшой частью населения. И только в Древней Греции синтез разума и творческого начала получил своё продолжение и оформился в прообраз философской науки. 

Античная философия приобретает свои очертания благодаря Гераклиту, Платону и Аристотелю. Делится она на эллинскую философию классической Древней Греции (IV в. до н.э.) и эллинско-римскую философию с III в. до н.э. до VI в. н.э.

Начальный период – философия физиса. Аристотель включал в определение три связанных, но при этом самостоятельных значения природы. Физис означает:

  • Становление, бытие или сущность всех вещей, которые есть и как таковые содержат в себе источник движения. Не только царство жизни, но и область химических, физических и атомных процессов на земле, а также в дальних пределах космоса. Эти процессы сами по себе являют космос и определены как самодвижущиеся.
  • Недифференцированную материальную основу всего становящегося, которая присутствует во всём многообразии вещей, возникающих из неё. Для Аристотеля сущность природы всегда кроется в физическом субстрате, который отождествляется с костной материей. А материальная основа, из которой берёт своё начало физис, дополняется пониманием идеи-образа и формы. Древние греки представляли самодвижение природы как упорядоченное целенаправленное действие.

В VII и VI вв. до н.э. культурным центром Греции считается Иония. В Милете в это время возникает ионийская натурфилософия.

Она представляет собой совокупность философских толкований относительно природы, которые основывались на синтезе чувств к окружающему миру и знаний из области естественных наук.

Ионийские философы считаются основоположниками натурфилософии. Главными проблемами, которые они изучали были:

  • Материя и её анатомическая структура.
  • Гармония Вселенной.
  • Соотношение вещества и силы, неорганического и органического.

Милетская школа

Первая философская школа в Ионии – милетская. Её философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Занимались исследованием знаний мифологических предфилософских взглядов Гомера, Гесиода и других. Основными вопросами приверженцев милетской школы были первоначало и первооснова всего сущего.

Мир, по мнению милетцев, возник из единого первоначала. Фалес считал, что это была вода, Гераклит предполагал, что это мог быть огонь, Анаксимен, в свою очередь, считал воздух этой сущностью. Первоначало воспринималось по-разному, а сверхъестественные силы игнорировались. Боги считались модификацией первоначального вещества, которые имели возможность думать разумно.

Милетские философы были монистами. Их главной проблемой было нахождение ответа, что же всё-таки является первоосновой всего сущего. Из чего всё возникает и как возвращается назад в состояние первоначала. Следует отметить, что мир они воспринимают как единое материальное целое.

Определение 1

Монизм – учение в философии, согласно которому основой всего сущего является одно первоначало.

Пифагорийцы

В Ионии, как личность, относящаяся к философской науке, сформировался и Пифагор. Именно он является создателем древнегреческой религиозно-философской школы, которая чуть позже стала называться пифагореизма.

В противовес ионийским философам, которые строили предположения, что первооснова – это отдельные вещества: вода, воздух огонь и т.д. Пифагор говорил о том, что первооснова заключается в числах. На них же и строиться всё вокруг, и именно поэтому образуется порядок во Вселенной и в обществе в целом.

Пифагор утверждал, что познание мира заключается в познании чисел, потому что они управляют этим миром. Огромный вклад Пифагора в дальнейшее развитие науки в целом состоит в том, что он первым заговорил о значении количественной стороны окружающего мира.

Естественно, многие достижения Пифагора в области геометрии нельзя оставить незамеченными. Также он и его сторонники большое внимание уделяли вопросам этики.

Элеаты

Определение 2

Элеаты – школа греческой философии, основанная Ксенофаном ок. 540 лет до н.э.

Один из самых известных представителей этой школы стал Парменид. Его учение  — первая попытка древнегреческой философии объяснить метафизическую составляющую окружающего мира и природы. Он высказывал мнение о том, что бытие неподвижно и неизменно, не обладает навыками рождения и уничтожения.

В этом вопросе Парменид полностью противоречит мнению Гераклида. Ценность философского учения Парменида заключается в разделении чувств и рационального познания. Кроме того, он понимал отличия между достоверным и вероятным знанием.

Идеи его учения были настолько фундаментальны, что оказали огромное влияние в развитие различных философских школ, даже современных.

В свою очередь, учение элеатов предполагало истинное содержание мышления противопоставлять иллюзорности чувств. Мыслители были приверженцами отождествлять бытие и сознание и отрицать истинное существование какого-либо движения, изменения и множества.

Всё это для них определялось как обман чувств. Они высказывались о существовании лишь единственного и неподвижного вечного бытие. Материалистическими тенденциями были пропитаны их утверждения о вечности.

И тем не менее именно элеаты как никто другой содействовали формированию и развитию идеалистической философии.

Атомистика

Отдельным философским учением Древней Греции можно выделить атомистику.

Определение 3

Атомистика – философское учение, которое опирается на знание, что мир состоит из атомов и пустоты.

Ключевыми фигурами этого направления являлись Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций. Левкипп и Демокрит считали, что все перемены в живом мире случаются посредством движения атомов.

Разнообразие вещей они толковали различной формой атомов, которые всё образуют, а также их разрозненным движением, которое зависело от наличия пустого пространства. В свою очередь существование пустого пространства атомисты не подвергали сомнению, также как и существование самих атомов.

Первоначалом мирообразования был вихрь, который являлся следствием столкновения атомов. Философы атомистики считали даже мышление результатом движения атомов.

Досократики

Досократики направляют все силы на изучение явлений природы. Они вовсе не интересуются социально-политическими, психологическими и антропологическими проблемами.

Всё это возьмёт в разработку Сократ и софисты. А пока досократики активно исследуют природу. Это движение охватывает сразу несколько школ.

Самыми ярко выраженными становятся ионийские натурфилософы, пифагорейц, элеаты, атомисты и софисты.

Логично предположить, что знание об их философской ориентации подкрепляется произведениями и трудами, созданными в ту эпоху. В основном они были посвящены созерцанию изысканий первоначала вещей и всеобщего стройного порядка космоса. Отсюда и их прозвище – натурфилософы.

По сложившейся традиции его получили все, кто был «созерцателям природы» от Фалеса до Демокрита. Однако в общекультурном контексте такая точка зрения не обосновалась безоговорочно. Продолжался бесконечный поиск того, из чего состоит всё сущее, если оно бессметное и вечное, то, что может служить конечным фундаментом человеческой жизни.

Досократики объясняли это с поиском места человека и смыслом его деятельности.

Говоря о природе, досократики отождествляли человека и его образ с социальными и этическими  представлениями о мире. Физики представляли человека неотделимо от природы и включали антропологические и этико-правовые суждения в свои учения.

Анализируя единственный сохранившийся фрагмент трудов Анаксимандра, можно говорить о том, философ размышляет о процессах природы и миропорядка по примеру правовых и нравственных законов, царивших в полисе.

Анаксимандр говорит о мире универсальной справедливости, подразумевая, что космические стихии, из которых всё появляется и куда всё исчезает «воздают друг другу справедливое возмездие за несправедливость в установленное время».

О стройном космическом порядке вещей также высказывается и Гераклит Эфесский. Он анализирует мировую справедливость как всеобщий гармоничный результат битвы контрастов, которые заложены в природе вещей и мировом устройстве. Космос первостепенный и исток всего, но не может из чего-то возникнуть или куда-то исчезнуть, он как пламя огня, которое не потухнет никогда. Космос – всеобщий логос.

Определение 4

Всеобщий логос – категория, которая выражает разумную, упорядоченную гармонично выстроенную систему вещей, на которую всем людям необходимо ориентироваться в своих делах и словах, мыслях и поступках.

Пример 1

Говорилось: «мудрость правит всем через всё».

Досократики строили свою философию на принципах единства человека и природы. Но совершенно точно можно утверждать, что философы не отождествляли человека и естество, тело и душу, вещественное и совершенное, также как и не выделяли человека из окружающего мира. В своих трудах Гераклит предполагал, что человеческий мир различим с миром природы.

Софисты

Софисты работали над разработкой теории и практической части риторики как ораторской науки. Она выступала как соперница философии.

Определение 5

Софисты – выделенная группа древнегреческих философов середины V – первой половины IV в. до н.э. Мыслители, мудрецы, а чуть позднее учителя красноречия.

Софисты оттачивали ораторское мастерство в спорах, в итоге превратив его в хитроумную, пустую мудрость. А в середине V в.

софистами стали называть тех, кто мог обучить, с уверенностью защищать любую точку зрения, даже если она была заведомо ложной, если это было необходимо для достижения конкретных целей.

Здесь уже понятие «софист» может истолковываться как, лицо, которое основывает свои умозаключения на неверных суждениях, с целью получения собственной выгоды.

Общаясь с софистами, Сократ пытался обосновать им, что истина рождается в споре и за неё необходимо бороться, потому что она является наивысшим благом. Именно такая позиция Сократа становится для его деятельности путеводной звездой. И это не просто черта его характера, а базируется на ясных принципах. Сократ занял положительную позицию в философии. Этим он отличился от других.

Определение 6

Релятивизм – мыслительная установка, при которой все познания рассматриваются как относительные.

Сторонники этого процесса выдвигали теорию о том, что всё в мире относительно. Можно взглянуть на проблему с разных сторон и мнения разойдутся, ибо истина может быть лишь относительно правильной.

Пример 2

Если человек с утра мрачен, перед ним одни откровения. А если он здоров и погода отличная, многое может показаться ему совсем в ином свете.

Всё видится намного проще, если говорить о метафизической истине, и совсем наоборот, когда речь идёт, например, о критериях добра и зла. Одному человеку кажется, что другой поступил подло и аморально, в свою очередь, последний считает, что его поступок не приступает законы нравственности и он определённо совершенный человек. Здесь речь идёт о разных точках зрения.

В дальнейшем развитии философии культуры и истории релятивизм прибегал к исповедям довольно часто, а понятие софист стало нарицательным именем. А вот имя Сократа, наоборот, по сей день носит звание этического идеала.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/istorija-filosofii/antichnaja-filosofija/

Античная философия: этапы развития, представители и особенности

Первооснова мира в философии

В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли.

В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.).

Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов.

Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека.

Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

К натурфилософам относят:

ШколаГлавные представителиОсновные идеиЧто является первоосновой мира
Ранние натурфилософы
Милетская школаФалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) – основатель школыПрирода отождествляется с БогомВода
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.)Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезаютАпейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.)Основал учение о небе и звездах (античную астрономию)Воздух
Эфесская школаГераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.)Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды»Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии
Элейская школа (элеаты)Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.)Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям«Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог.
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?)Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумомВечное бытие без начала и конца
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.)Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха)
Поздние натурфилософы
Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцевПифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.)Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и обществаЧисло-символ мировой гармонии
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.)Движущие силы мира – противостояние Любви и ВраждыЧетыре стихии: вода, воздух, земля и огонь.
Стихийное материалистическое направлениеАнаксагор (500-428 гг. до н.э.)Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи«Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек
Атомистический материализмЛевкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.)Все тела образуются в результате многообразных соединений атомовАтомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы

Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:

  • появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы);
  • переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;

Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).

Особенности философии софистов:

  • поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности;
  • отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии;
  • признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;

Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

Главные идеи Сократа:

  • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
  • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
  • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

  • мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;
  • мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии.

После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э.

основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.

Основные положения философии Аристотеля:

  • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);
  • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;
  • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;
  • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;
  • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей.

Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов).

Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.

ШколаГлавные представителиОсновные идеи
Киники (циники)Антисфен из Афин (ок. 444–368 гг. до н.э.) – основатель школы, ученик Сократа;Диоген Синопский (ок. 400–325 гг. до н.э.).Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь к счастью и достижению внутренней свободы.Идеалом жизни является аскетизм, пренебрежение к общественным нормам и условностям.
ЭпикурейцыЭпикур (341–270 гг. до н.э.) – основатель школы;Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);Гораций.Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью.
СтоикиРанние стоики:Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.Поздние стоики:Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);Сенека;Марк Аврелий.Счастье есть главная цель человеческой жизни.Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.
СкептикиПиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.);Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.).Вследствие своего несовершенства человек не в силах познать истину.Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие.
ЭклектизмФилон (150-79 гг. до н.э.);Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).Соединение прогрессивных философских мыслей и идей греческих мыслителей классического периода.Ценность разума, морали, разумное отношения к жизни.

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.
  • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
  • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.

Полезные источники

  1. «Философия. Курс лекций» / Б.Н. Бессонов. – М.-ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
  2. «Философия. Краткий курс» / Моисеева Н.А., Сороковикова В.И – СПб-Питер, 2004 г.
  3. «Философия: учебник для вузов» / В.Ф Титов, И.Н. Смирнов – М. Высшая школа, 2003 г.
  4. «Философия: учебник для студентов высших учебных заведений» / Ю.М. Хрусталев – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
  5. «Философия: учебник для высших учебных заведений» / ответственный редактор д.ф.н. В.П. Кохановский – Ростов н/Д: «Феникс», 1998 г.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/antichnaja-filosofija/

Субстанция в философии: проблемы, понятие и определение

Первооснова мира в философии

Понимание субстанции – ключевой вопрос философии. Субстанция в философии рассматривается как материя, из которой создано все во Вселенной. Она неизменна, и существует сама по себе. Она определяет себя, и не нуждается в воздействии внешней силы. Это – объективная реальность, принимающая конкретные формы и олицетворяющая ее единство.

Проблемы определения

Четкое определение субстанции – неразрешенная проблема в философии. Найти одно определение для этого понятия невозможно. Поскольку она – единое первичное начало всего мироздания, то ее невозможно разделить на отдельные элементы. Из нее состоят все предметы, включающие материальные (физические тела) и нематериальные (душа, чувства, мысли).

Чтобы определить субстанцию, необходимо выделить общие черты предметов и прийти к атрибуту – принципу работы субстанции. Один из философских подходов предлагает рассматривать атрибуты, как иерархичную систему, каждый из элементов которой влияет на субстанцию независимо друг от друга.

История возникновения понятия

Субстанция – одно из первых определений, возникших в философии. Оно обозначает сущность – то, что лежит в основе мироздания.

  1. Античная философия: субстанцию понимают как субстрат. Он – первооснова, из которой состоят предметы материального и нематериального мира.
  2. Патристика: Бог – отдельный вид субстрата, отличающийся от других сущностей. Они были созданы Богом, поэтому обладают сходными с Ним качествами, но не могут ему уподобиться.
  3. Схоластика: под сущностью в первую очередь рассматривают возможность (потенциал). Он противопоставляется действительности (актуальности).
  4. Средние века: в эпоху Средневековья основное внимание уделяется не самой материи, а ее формам: номинализму и рационализму.
  5. Новое время: выделяется несколько отдельных взглядов. В онтологическом понимании, она воспринимается как предельное основание бытия. Также она рассматривается как центральная категория метафизики: она отождествляется с Богом и Природой. Субстанция едина или приобретает атрибут множественности.
  6. Романтизм: субстанция сливается с понятием сущности, и почти исключается из гносеологического поля деятельности.

В современной философии субстанция – универсальное определение.

Разные периоды развития философской мысли

В переводе с латинского термин «субстанция» буквально обозначает: основа, сущность. В философии она – ключевая категория мышления. Ее используют как обозначение всего сущего, единого начала.

Субстрат в философии – близкое к субстанции понятие. Оно обозначает материал – то, из чего все сделано.

Оно одновременно означает первооснову всего, единство и однообразие всех предметов, явлений и процессов.

Согласно конкретной концепции, уже в античной философии выделяли несколько классификаций первоосновы.

Фалес, Гераклит и Демокрит под первоосновой понимают материю, как стихию: огонь, воду, землю и воздух, а также атомы. Пифагор и Платон в качестве субстанции называют нематериальные определения: дух, мысли.

По Декарту, в основе всего лежит дуализм: мыслящая и материальная. Лейбниц и Поппер допускают плюрализм – множественность.

Представители милетской школы, Анаксимандр и Анаксимен, были основоположниками становления философского подхода к поиску ответов на вопросы бытия. Анаксимандру принадлежит идея о бесконечности миров.

Вещество, из которого состоит Вселенная, он называл айпероном. Согласно Анаксимандру, целое изменяться не может, но его отдельные части изменяются.

Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух – бесконечная легкая материя, влияющая на процессы, происходящие с вещами.

Аристотель, создатель научного подхода в философии, называл субстанцию основой, неотделимой от каждой вещи. Он разработал концепцию строения мира, в которой были отдельные категории, подчиняющиеся иерархии.

В упрощенном виде в концепции было три категории:

  • субстанция;
  • состояние;
  • отношение.

По Аристотелю, форма предмета определяет его сущность. Впоследствии из этой идеи развилась потребность разделить первоначало на телесное и духовное.

Фома Аквинский разделял все сущее на субстанцию и акциденцию. Под акциденцией он понимал физические признаки: вес, размер, форму. Они определяют субстанцию – внутреннюю сущность предмета.

В философии понятие субстанции рассматривали с двух точек зрения. Бэкон считал, что субстанция связана с формой конкретный вещей, она – основа бытия. Декарт трактовал ее как исключительно метафизическое явление. Отдельный вид– душа, ей наделен только человек, и он, в отличие от животных, приближен к Богу. Бог – основная субстанция (духовная), а все остальное – материальное, созданное им.

Спиноза объяснял взаимоотношение частей вещества на основе пантеистического монизма. Мышление и протяженность в его представлении являются не отдельными видами субстанции, а двумя атрибутами единой субстанции. Лейбниц продолжил его идею, но он рассматривал Бога не как часть телесного мира, а как отдельную, возвышающуюся над ним, категорию.

Кант рассматривал субстанцию через гносеологический анализ. Он полагал, что она – нечто, способное внутренне изменятся.

Философии необходимо понятие субстанции для объяснения явлений, поэтому ее нельзя удалить из научно-теоретического подхода.

Западная философия относится к этому понятию в философии негативно: оно рассматривается как лишний элемент, который проник в науку как ненужный способ удвоения мира.

Материя в философии

Наблюдая за окружающим миром, философы с удивлением отмечали некоторые закономерности во всех без исключения процессах. Они обнаружили, что некоторые свойства вещей не изменяются, а процессы постоянно повторяются.

Возможность вещей сохранять свою основу философы назвали первоматерией. У представителей разных школ были свои взгляды на природу, но они сходились во мнении, что все вещества состоят из неоднородной материи. Уже в V веке до н. э.

появилась теория, предполагающая существование атомов.

В XIX веке теория об атомах находила все больше подтверждений. Благодаря развитию физики стало возможным наглядное доказательство существования микрочастиц. Было выяснено, что атом имеет свое собственной строение: электроны. Изучение атомов подтолкнуло философию к поиску новых путей познания структуры материи.

Мнения философов разделились. Одни считали, что к материальному можно отнести то, что осязаемо. Но некоторые явления невозможно воспринимать через органы чувств. Появилось новое определение материи, как вещества без физических свойств. Кто-то представлял ее как совокупность электронов, кто-то – как комплекс ощущений или энергию.

Неуничтожаемость – главный атрибут материи. Материя изменяется, но она не исчезает бесследно и не уменьшается. Когда она приходит в движение, энергия накапливается, и переходит в другое состояние. Любой объект существует только во взаимосвязи с другими объектами. Каждый элемент материи оказывает влияние на другие. Он имеет свои причины действия и приводит к следствию.

Разные взгляды на материю послужили разделению философов на идеалистов и материалистов. Первые полагают, что мир происходит из духовного начала, вторые опираются на материальное, как единственное проявление окружающего мира.

Структура материи

Строение материи прерывистое и неоднородное. Ее частицы имеют разную величину и структуру. В состав материи входят:

  • атомы;
  • молекулы;
  • радикалы;
  • коллоидные частицы;
  • макромолекулы;
  • комплексы.

В строении материи есть противостояние. Все ее частицы обладают волновыми свойствами. Каждое волновое поле – совокупность частиц.

Структурные уровни материи:

  • субмикроэлементарный;
  • микроэлементарный;
  • ядерный;
  • атомный;
  • молекулярный;
  • макроскопический;
  • космический;
  • органический;
  • биологический;
  • социальный;
  • метасоциальный.

Помимо материи, из которой состоят космические тела, существует диффузная материя. Она состоит из разобщенных атомов и облаков газа. Космические тела, обладающие большей плотностью, свободно перемещаются в диффузной материи.

Зарождение жизни в Космосе произошло в результате усложнения материи. Постепенно вещества, находящиеся на молекулярном уровне развития, привели к образованию простейших органических соединений.

Они усложнялись, пока не перешли на биологический уровень – доклеточную форму существования белка. Из белка сформировались клетки, которые распространились по всей поверхности Земли.

Одноклеточные организмы эволюционировали, преобразовывались в многоклеточных животных. Вершиной эволюции является человек – высший примат.

Ученые допускают существование еще одного уровня развития материи – космической цивилизации. Интеллектуально, она равна человеческой или превосходит ее. Поиск возможности для контактов с внеземными цивилизациями – задача современной науки.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/substantsiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.