Педагогические формы и методы

Классификация форм и методов обучения — PIkafedrakto

Педагогические формы и методы

Формы обучения

·  Общеклассные формы организации занятий: урок,конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация,лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

·   Групповые формы обучения: групповая работана уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

·   Индивидуальные формы работы в классе и дома:работа с литературой или электронными источниками информации, письменныеупражнения, выполнение индивидуальных задания по программированию илиинформационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами закомпьютером.

Методы обучения

Словесные:лекция, рассказ, беседа.

Наглядные:иллюстрации, демоне фации как обычные так и компьютерные.

Практические:выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа сосправочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменныеупражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Выборлогического характера применения методов обучения: обеспечение индуктивногохарактера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечениедедуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; выборгностического характера учебно-познавательной деятельности школьников;обеспечение репродуктивного характера учебно-познавательной деятельностишкольников; обеспечение деятельного характера учебно-познавательнойдеятельности школьников; обеспечение репродуктивно-поискового характераучебно-познавательной деятельности школьников.

Выбор методовстимулирования учебно-познавательной деятельности: методы формирования интересак учению; методы формирования долга и ответственности в учении.

Выбор методовконтроля и самоконтроля в ходе обучения

Методы устногоконтроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;

Методыписьменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовыхзаданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты поинформатике.

Методылабораторно-практического контроля: контрольные лабораторно-практическиеработы; работа с контролирующими программами.

Методысамоконтроля: самоконтроль путем устного воспроизведения изученного;самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного; самоконтроль путемработы с обучающими программами; самоконтроль с компьютерных тестов.

Избираемый темпобучения: быстрый; средний; замедленный. Большинство форм обучения и методов вовзаимодействии педагога с учениками не предстают в так называемом чистом виде.

Методы всегда jcok бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторонодно и тоже взаимодействие педагогов и учащихся.

Если говорить о применении вданный момент определенного метода, то это означает, что он детерминирует наданном этапе, внося большой вклад в решении основной дидактической задачи.

Организационныеформы обучения

Можно выделитьтрадиционно сложившиеся формы классно-урочные учебные занятия: урок,конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, практическая работа,программированное обучение, зачет.

Урок

Урок выполняетследующие характерные дидактические функции: сообщение знаний в объеме,определяемом учебными программами; выработка базовых умений выделенных учебнойпрограммой.

Урок являетсяосновной формой организации учебных занятий в школе с постоянным составомучащихся и определенным расписанием.

Эта форма организации учебных занятийпозволяет сочетать работу класса в целом и отдельных групп учащихся синдивидуальной работой каждого ученика.

При всем разнообразии форм работы науроке руководящая роль остается за учителем. Учитель планирует и организуетвесь учебный процесс по предмету.

Обычно передуроком учитель ставит не одну, а несколько задач: сообщение учащимся новыхзнаний, развитие их мышления и познавательных способностей, формированиенаучного мировоззрения, привитие практических умений и навыков, повторениеранее пройденного материала, проверка успеваемости (их знаний, навыков,умений). Задачи воспитательного характера.

При всеммногообразии решаемых на уроке задач в большинстве случаев на каждом урокеможно выделить основную дидактическую, которая обуславливает содержание урока иметоды работы учителя с учащимися.

В соответствии с основной задачей урокаразличают следующие виды: урок усвоения новых знаний, урок овладения умениями инавыками, урок применения знаний, умений и навыков, урок обобщения исистематизации знаний, урок проверки и самопроверки знаний, умений и навыков,комбинированный урок по комплексу его основных задач. Конференция

Конференцияхарактеризуется следующими функциями: расширение и углубление знаний поизученным вопросам; развитие умений работать с источниками информации;выступать с докладом, сообщением, уметь оформлять реферат, доклад, сообщение;воспитание интереса к самостоятельной работе с различными источникамиинформации (обычной и электронной).

Учебные конференции,как и уроки, проводятся со всем классом в часы, отведенные для предмета порасписанию. Руководящая роль сохраняется за учителем. На конференции, как и науроке, работа класса в целом сочетается с индивидуальной работой учащихся.Конференции готовят школьников к проведению более сложных форм учебных занятий- лекций и семинаров.

Отличаютсяконференции от уроков тем, что новые знания школьники приобретают из литературы(из обычной и электронной), с которыми работали в процессе подготовки кконференции, и из докладов, с которыми выступают другие учащиеся. Руководящаяроль учителя на конференции заключается в том, что он организует выступлениеучащихся с докладами и их обсуждение, вносит

дополнения иисправления к докладам, если это не сделано во время обсуждения докладовучащимися. Он обобщает результаты конференции, оценивает работу класса в целоми отдельных учеников, выступавших с докладами и дополнениями к ним.

Образовательноезначение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним школьникиприобретают навыки самостоятельной работы с литературой электроннымиисточниками информацией, применение полученных знаний и навыков для решенияконкретных

задач,поставленных перед ними.

Проведениеконференций способствует выявлению склонностей и способностей учащихся,развитию у них интересов к научным и техническим знаниям.

На конференцииможно выносить вопросы, связанные историей, применением изучаемоготеоретического материала, обобщением и систематизации знаний, с принципамиустройства и работы компьютеров и др.

При подготовкек конференции учитель:

• Определяет еезадачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения.

• Подбираетлитературу для учащихся.

• Распределяеттемы докладов между учениками, инструктирует их о главных этапах работы.

• Консультируетучеников по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность.

Планконференции и список литературы объявляется заранее.

Семинар

Семинарвыполняет следующие функции: систематизация и обобщение знаний по изученномувопросу, теме, разделу (в том числе в нескольких учебных курсах);совершенствование умений работать с дополнительными источниками, сопоставлятьизложение одних и тех же вопросов в различных источников информации; уменийвысказывать свою точку зрения, обосновывать ее; писать рефераты, тезисы, ипланы докладов и сообщений, конспектировать прочитанное.

Семинарыорганизуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний,развития умения применять знания при решении задач.

Руководящая роль учителя вэтом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара,выдаче индивидуальных заданий и проведению консультации в связи с подготовкойучащимися рефератов, сообщений; всем ученикам указывается минимум литературы ивопросы, на которые они должны ответить. В плане семинара обычно указывают:

• Основныевопросы, подлежащие рассмотрению.

• Литературу,рекомендуемую всем и отдельным докладчикам.

• Формы работына занятии.

При подготовкесеминара первостепенное значение приобретает дифференцированный подход кучащимся, а при его проведении -обеспечение активного участия всех в обсуждениивынесенных на семинар вопросов.

По способупроведения различаются следующие семинары: собеседование, обсуждение рефератови докладов, решение задач, семинары смешанного и комплексного характера, цельпоследних -обобщение и систематизация знаний учащихся по смежным предметам(математика, физика).

 Лекция

Лекцияхарактеризуется следующими функциями: создание представления обзорногохарактера по какой-то теме или проблеме; систематизация и обобщение знаний потеме или разделу; выработка умения конспектировать лекцию.

Учащиеся,слушая лекции, воспринимают и осмысливают информацию сообщаемую педагогом. Прилекционном изложении материала школьники не имеют возможности проявитьинициативу. В этом заключается один из существенных недостатков данной формыобучения.

К недостаткам относится и то, что в процессе изложения преподаватель,в некоторой мере, лишен возможности судить, насколько правильно и хорошопонимают школьники. Только закончив изложение, учитель путем ряда контрольныхвопросов может уточнить, как понято изложенное.

Лекционное изложение материала,как правило длится часть урока и только в некоторых случаях целый урок. Иногдаизложение материала может быть прервано для ответа на возникшие у школьниковвопросы, а затем продолжить изложение.

Школьная лекция всегда заканчиваетсявыяснением, кому и что в лекционном материале непонятно, и ответами учителя илиучащихся на все возникшие вопросы.

Собеседование

Собеседование:выяснение того, что усвоено из основного материала, выявление пробелов взнаниях и внесение корректив в знания; стимулирование систематической исамостоятельной работы.

Консультация

Консультация:устранение пробелов в знаниях и умениях; уточнение усвоенного; ответы на вопросы,возникшие в процессе учебной работы и оказание помощи в овладении разнымивидами учебной и практической деятельности.

Лабораторно-практическая работа

Лабораторно-практическаяработа: формирование у школьников умений обращаться с компьютером и внешними устройствами,умений пользоваться с прикладными программами, умений составлять программы.Особенность практической работы является ограничение во времени работы учащихсяво времени определенным в СанПиН 2. 2. 2. 542-96.

Приведемпримерный план составления практической работы:

• Определениетемы практической работы.

• Цели,поставленные перед практической работой.

• Умения инавыки, которые предполагаются привить учащимся в ходе выполнения практическойработы.

• Теоретическаячасть предшествующая практической работе.

• Примервыполнения работы.

• Практическиезадания к работе.

• Форма отчетапрактической работы.

• Критерииоценки практической работы.

• Подведениеитогов практической работы.

Основныммоментом выполнения практических работ является не полученные знания, а уменияи навыки самостоятельной практической работе с компьютером, внешнимиустройствами, прикладными программами, вводу, редактированию и отладкупрограмм.

Программированное обучение

Подпрограммированным обучением понимается управляемое усвоение программируемогоучебного материала с помощью компьютера и обучающих программ.

Программируемыйучебный материал представляет собой серию небольших порции учебной информации,подаваемых в определенной логической последовательности.

При программированномобучении прежде всего определяют цели и задачи, четко выделяют то, что учащийсядолжен знать, понимать, уметь: анализируют логическую систему курса, исключаютвсе аналогичное, второстепенное.

Затем выделяют основные темы, разделы иподразделы, которые дробят на дозы — кванты информации, уменьшение которыхневозможно без ущерба смысловому содержанию. каждого последующегокванта информации базируется на информации, содержащийся в предыдущих квантах.Размер кванта информации определяется характером материала, уровнем развитияучащихся.

Благодарянемедленной обратной связи удается устранить лишние затраты и более быстрымитемпами добиваться усвоения материала. Информация о правильности ответа, послеусвоения каждого кванта, имеет большое психологическое значение. Это создает уучащихся уверенность в своих силах и повышает интерес к предмету.

Темп подачиинформации согласуется с индивидуальными способностями каждого учащегося. Каждыйучащийся в зависимости от индивидуальных способностей расходует на усвоениематериала столько времени, сколько ему необходимо, то есть процесс обученияудается максимально индивидуализировать.

Однако программированное обучениеимеет серьезные недостатки.

Дроблениеучебного материала на кванты и невозможность продвижения вперед при условии,когда какой-то квант не усвоен, лишает ученика видеть перспективу в развитииизучаемого материала, его многочисленные связи и отношения. Весьмазатруднительным является также обеспечение целостности восприятия учащимисявсего материала.

Зачет

Зачетный урокпредназначен не только для контроля знаний и умений учащихся, а прежде всегодля обучения, развития и воспитания учащихся посредством индивидуальной работыс каждым школьником непосредственно на зачете.

Зачетпроводится по целой теме или разделу. Он призван проверить уяснениетеоретических основ изучаемой темы, проверить умения и навыки использованиязнаний теории. В зачет включается тот материал, которым должны владеть всеученики.

Существенно, чтобы в ходе зачета можно было установить наличие знаний,умений и навыков, которые необходимы школьникам для изучения последующих тем.

Кроме того, целесообразно включать такой материал, который входит в программувыпускных и вступительных экзаменов, так как одна из целей принятия зачета -подготовка школьников к таким экзаменам.

Методы, формы и средства обучения

Педагогические формы и методы

Методы обучения отображают взаимосвязь между способами обучающей деятельности учителя и способами учебной деятельности учеников.

Методы обучения — это способы совместной работы учителя и учащихся, которые направлены на решение дидактических задач.

Они реализуются в педагогической деятельности в разных формах: в определенных, конкретных приемах, действиях, организационных формах и т.д. При этом одни и те же виды обучающей деятельности могут относится к различным дидактическим категориям.

Методы обучения в педагогической действительности осуществляются разными средствами обучения (учебная, трудовая, игровая деятельность, предметы, речь, произведения духовной и материальной культуры и т.д.), включающими материальные и идеальные объекты, находящиеся между преподавателем и учеником и применяемые для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности.

Каждый метод имеет строго определенную логическую структуру, зависящую от построения содержания учебного материала.

На данном этапе развития образовательной системы не существует единственно признанной классификации методов обучения. Одна из первых классификаций основана на подразделении методов обучения на: методы работы преподавателя (беседа, объяснение, рассказ) и методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Классификация методов обучения в зависимости от источника получения знаний:

  1. Словесные методы, источник знаний — печатное или устное слово. Подразделяются на виды: объяснение, рассказ, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой.
  2. Наглядные методы, источник знаний — наблюдаемые явления, предметы, наглядные пособия.
  3. Практические методы, при которых учащиеся получают знания, вырабатывают умения, оттачивают навыки, выполняя практические действия. Включают лабораторные и практические работы, различного рода упражнения.

Со второй половины XX века широкое распространение получили методы дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой активную коллективную учебную деятельность, включающую имитационное моделирование изучаемых явлений, систем, процессов. Команда и каждый участник в отдельности объединены решением основной задачи и ориентированы на выигрыш.

Основываясь на методологии целостного подхода к учебно-воспитательному процессу можно выделить следующие группы методов: методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (словесные, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые и репродуктивные, методы работы под руководством учителя, самостоятельной работы); методы стимулирования и мотивации (интереса к учению, ответственности и долга в учении); методы контроля и самоконтроля в обучении (письменный, устный, лабораторно-практический).

Формы обучения

Методы обучения взаимно обусловлены и органически связаны с формами организации учебной деятельности обучающихся. Форма обучения – это специальная структура процесса обучения. Характер этой структуры предопределен содержанием процесса обучения, приемами, методами, видами и средствами деятельности учащихся.

Замечание 1

Форма обучения – это определенная конструкция части процесса обучения, которая реализуются вследствие взаимосвязи между управляющей деятельностью преподавателя-учителя и управляемой учебной работой учащихся по обеспечению усвоения содержания определенного учебного материала, а также освоению способов деятельности.

В основу классификации форм обучения легли определенные критерии: состав учащихся и их количество, продолжительность учебной деятельности, место учебы.

Формы организации обучения:

  • индивидуальные;
  • коллективные;
  • индивидуально-групповые;
  • классные;
  • внеклассные.

Основной структурной единицей классно-урочной системы обучения является урок.

К общим формам организации обучения относятся: лекция, лабораторные и практические занятия, семинарские занятия, конференция, диспут, экзамен, зачет, консультации и факультативные занятия.

К формам внеклассной внеаудиторной работы относятся различные предметные кружки, научные общества, студии, конкурсы, олимпиады и т.д.

Средства обучения

Замечание 2

Средства обучения – это материальные или духовные ценности, служащие для реализации учебно-воспитательных целей. Традиционными средствами обучения являются: учебные пособия, учебники, речь, таблицы, рисунки, оборудование мастерских, лабораторий, кабинетов, компьютерные и информационно-коммуникативные средства, средства организации и управления процессом обучения.

Педагогические средства обучения являются инструментами для достижения педагогических целей.

В настоящее время существуют разные подходы к классификации средств обучения:

  1. По трем основным признакам: по отношению средств обучения к использующему их субъекту и объема охвата, выполняемых ими функций; по видам опосредуемых деятельностей; по природе объектов, которые непосредственно используются в качестве средств (Т.В. Габай).
  2. Отождествление средств обучения и средств учебной деятельности. Средства учебной деятельности необходимо рассматривать как: интеллектуальные действия, лежащие в основе исследовательской и познавательной функции учебной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.); языковые, знаковые, вербальные средства, позволяющие усваивать знание, рефлексировать и производить личный опыт; фоновые знания, позволяющие структурировать индивидуальный опыт (И.А. Зимняя).
  3. С учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности: вещественные средства познания (машины, приборы); функциональные внешние средства, характерные для субъекта; вещественные средства воздействия, используемые в социальных, технических и природных системах; внутренние функциональные средства труда (словесно-логические и несловесные) (Е.А. Климов).
  4. Определяя средства обучения как идеальные и материальные объекты, можно выделить следующие основания: по отношению к учебной информации; по субъектам учебной деятельности; по составу объектов их функций в процессе обучения (А.Ф. Меняев).

Традиционно в процессе обучения используют такие средства обучения, как идеальные: языковые системы знаков; произведения искусства, достижения культуры (литература, музыка, живопись); средства наглядности (чертежи, схемы, диаграммы, рисунки, фото и др.), учебные компьютерные программы; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, задачи; технические средства обучения и т.д.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/sredstva_obucheniya_i_ih_klassifikaciya/metody_formy_i_sredstva_obucheniya/

Методы, формы и средства обучения и воспитания: виды и классификации

Педагогические формы и методы

Под формой обучения принято понимать механизм, способ организации учебного процесса. По сути, это не только форма урока, но и процесс организации всей педагогической деятельности — по отношению к упорядочиванию отдельных субъектов, целей обучения, функций и отдельных циклов.

Классификация форм обучения

В методике образования существует несколько классификаций форм обучения, которые учитывают разные аспекты.

1. По способу получения образования: очное, заочное, самообразование.

Подавляющее большинство школ в России — очные. Но сейчас все чаще старшеклассники выбирают после 9 класса вечерние, или, как их называют — открытые школы, которые позволяют получить законченное среднее образование, совмещая обучение с работой. Система открытого образования весьма популярна за рубежом. И в России у этой системы большие перспективы.

Еще одна форма обучения, которую можно отнести к этой классификации — экстернат. Обучение экстерном у нас никогда не поощрялось, хотя и не запрещено, в Законе «Об образовании» предусмотрена такая форма обучения. Просто на практике эта форма образования не отработана и рассматривается для каждого случая отдельно.

2. По количеству образовательных учреждений:

  • Простая форма — наиболее привычная, действующая по схеме: одна школа — одна программа.
  • Смешанная форма предполагает участие нескольких учреждений в образовании одного ребенка. Сюда можно отнести межшкольные учебно-производственные комплексы, на которых ученики старших классов проходят практику. Сейчас на смену привычным УПК приходят ресурсные центры, университетские комплексы, научно-исследовательские центры, где учащиеся проходят практику на дорогостоящем оборудовании.
  • Второй вариант смешанного обучения — профильное образование для старшеклассников. То есть, 10 и 11 классы формируются по принципу углубленного изучения одного или нескольких предметов.

3. По степени участия педагога в обучении:

  • Самообразование — одна из сложных форм обучения. Цель всего современного образования — научить ребенка учиться самостоятельно.
  • Самостоятельное обучение — это получение знаний в ходе самостоятельной работы, но по заданию учителя. То есть направление обучения задает педагог. К видам самостоятельной работы относят работу с учебником, выполнение письменных работ, написание рефератов, сочинений, изложений и пр.
  • Обучение с помощью педагога. Этот вид в свою очередь делится на:
    • Индивидуальные формы работы: обучение на дому, Дальтон-план, Батавия-план, план Келлера, бригадно-проектная форма.
    • Коллективные: классно-урочная система, лекционно-семинарская система.

4. По количеству педагогов:

  • Обычный вариант — 1 педагог-1 класс.
  • Бинарный — для освещения темы приглашается еще один педагог. Это всем известные бинарные (интегрированные) уроки.

5. По способу организации отдельного урока. Здесь учитываются выбранные учителем формы урока: игровые, выездные, конкурсы, семинары, диспуты, тренинги, мастер-классы и пр.

Если формы обучения и воспитания по 1-ой и 2-ой классификации диктуются вышестоящими органами, то в 3-5 классификации учитель волен сам выбирать наиболее оптимальную и эффективную форму для организации обучения по своему предмету.

Что такое метод обучения. Классификация методов

Метод обучения — это способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка.

Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

I. Методы организации урока и процесса обучения

  1. По источнику материала: словесные, наглядные, практические, мультимедийные.
  2. По характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.
  3. По логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.
  4. По степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

II. Методы контроля: самопроверки, устные и письменные работы, взаимопроверки.

III. Методы организации рефлексии.

В методике образования существуют и такие методы, которые объединяют несколько принципов и являются индивидуальными методами обучения и воспитания, предназначенными для достижения определенных целей или разработанных для отдельных школьных дисциплин.

Например, метод Шехтера предлагает новый подход в обучении иностранному языку, метод Колба предназначен для поэтапного накопления ЗУН, метод ван Хиле разработан для обучения геометрии, метод Блума широко используется в технологии развития критического мышления.

Выбор того или иного метода, формы и средств обучения зависит от целей, которые ставит себе педагог, от возрастных особенностей детей и от степени подготовленности класса. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/metodika/6054_metody_i_formy_obuchenia

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.