Охрана сельскохозяйственных земель

Содержание

Охрана земель сельскохозяйственного назначения

Охрана сельскохозяйственных земель

Охраной земель называется комплекс мер, который применяется для предотвращения и ликвидации действия негативных и разрушительных для почвы факторов.

Так как земля — важнейший компонент окружающей среды и незаменимый природный ресурс, то целью охраны земель является его сохранение (ч.1 ст.13  ЗК РФ).

Основной ценностью земель сельскохозяйственного назначения являются их плодородные почвенные слои.

А потому все мероприятия охраны данных земель будут направлены на то, чтобы предотвратить и ликвидировать истощение, загрязнение, деградацию почвы.

Еще одной целью является способствование восстановлению и улучшению плодородия почвы и ее рациональному использованию (ст.12 ЗК РФ).

В данной деятельности задействованы как государственные органы власти различных уровней, так и юридические и физические лица.

охраны земель

Закон обязывает лиц, пользующихся земельными участками на правах собственности или аренды, предпринимать действия, которые будут:

  • благотворно влиять на воспроизводство плодородных свойств земель сельхозназначения;
  • укреплять защиту территории от эрозии (ветровая и водная), подтоплений, иссушений, заболачиваний, загрязнений (в том чисел отходами производства);
  • сохранять уровень мелиорации и препятствовать зарастанию участков деревьями, кустарными и сорными растениями (ч.2 ст.13  ЗК РФ).

Если на земельном объекте производятся строительные работы или деятельность по использованию недр, и по этой причине нарушается плодородный слой почвы, то его снимают и используют для добавления в менее эффективную землю для повышения ее плодородия. Бывают случаи, когда вследствие стечения обстоятельств или недобросовестного отношения собственника, качество земли ухудшается. И тогда на него возлагается обязанность произвести рекультивацию этих земель.

Рекультивация сельскохозяйственных земель

Рекультивация предназначена для того, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию земельных участков и восстановить их плодородные свойства. Для этого земли должны быть приведены в то состояние, в котором они будут пригодны для использования в соответствии со своим целевым предназначением. В число самых распространенных целей рекультивации входят:

  1. Восстановление плодородных слоев почвы.
  2. Работы по созданию лесных защитных насаждений.
  3. Ликвидация последствий загрязнения сельхоз земель (ч.5 ст.13  ЗК РФ).

Отличительной особенностью рекультивации сельскохозяйственных земель, при условии, что требуется восстановить плодородный слой почвы, является ее проведения в два этапа — технический и биологический (I.Общие положения ч.4 Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.

1995 — далее N 525, N 67). Первый этап — технический — включает в себя проведение работ по планировке земельного участка, устройству гидротехнических и мелиоративных сооружений, снятию негодного слоя почвы и нанесения нового.

Окончательной целью работ первого этапа является подготовка к проведению биологических работ.

Биологический этап направлен на улучшение свойств почвы — биохимических, агрохимических, агрофизических и др.

Данные работы проводятся в соответствии с проектом рекультивации, который должен быть одобрен государственной экологической экспертизой.

Разрешение на осуществление этого проекта, а также на условия его проведения, дают органы, которые предоставили эти земли в пользование (I.Общие положения ч.6 N 525, N 67).

Какие мероприятия проводятся при рекультивации

Условно можно разделить все действия, проводимые на объекте рекультивации, на несколько направлений — исследовательские, подготовительные и, непосредственно, работы по улучшению земель. В зависимости от ситуации на земельном участке, перечень действий может меняться, но в основном он следующий:

  • проводятся картографирование, лабораторные обследования и проектно-изыскательные работы;
  • осуществляется государственная экологическая экспертиза нарушенного земельного объекта;
  • снимается, транспортируется и складируется (если нужно) плодородный слой почвы;
  • выравнивается и подготавливается поверхность объекта рекультивации;
  • токсичные породы проходят химическую мелиорацию;
  • если существует необходимость, то приобретается плодородный слой почвы;
  • на подготовленную поверхность наносится плодородный слой земли;
  • если появились послеусадочные признаки, то они ликвидируются;
  • все объекты предыдущей деятельности пользователя земли, при ненадобности, убираются с территории;
  • с территории удаляются строительный мусор и производственные отходы, которые впоследствии складируются или захороняются;
  • размещение сети водоотвода и дренажа;
  • засаживание участка земли саженцами;
  • если планируется создание на рекультивируемой территории водоемов, то подготавливаются соответствующие места;
  • восстанавливается плодородие земли;
  • осуществляется прием-передача участка земли соответствующими комиссиями (I.Общие положения ч.7 N 525, N 67).

Плодородие сельскохозяйственных земель

Для того, чтобы почва принесла урожай сельскохозяйственных культурных растений, она должна быть способной обеспечить их потребности в тепле, воздухе, воде, а также питательных веществах, физико-химической и биологической среде. Такая способность почвенного слоя называется плодородием. Государство активно старается обеспечить поддержание и улучшение уровня плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Для реализации федеральных программ по повышению плодородия, необходимо обеспечить для этих целей законодательную базу.

Именно этим занимаются органы государственной власти субъектов РФ, которые разрабатывают и принимают соответствующие законы и нормативно-правовые акты.

А обязанность по разработке, утверждению и реализации федеральных программ возложена на соответствующие государственные органы власти РФ.

Органы местного самоуправления могут выполнять лишь те полномочия по повышению плодородия сельскохозяйственных земель, которые были им делегированы, с последующим материальным и финансовым обеспечением для реализации этих целей (гл.II N 101-ФЗ). Собственники и пользователи сельскохозяйственных участков имеют как права, так и обязанности при пользовании землей.

Права:

  1. Проводить на участках мероприятия технической, химической, санитарной направленности, которые будут способствовать улучшению плодородия.
  2. Быть информированными о состоянии плодородия почвы и динамике его изменения.

Обязанности:

  1. Осуществлять производство сельскохозяйственной продукции так, чтобы оно способствовало улучшению плодородия почвенного слоя и не влияло негативно на окружающую среду.
  2. Соблюдать правила и нормы в сфере улучшения плодородия. При использовании агрохимикатов информировать об этом органы исполнительной власти.
  3. Оказывать содействие в обследовании сельскохозяйственных земель.
  4. В случае загрязнения или деградации земельного участка, уведомлять об этом соответствующие органы власти (гл.III N 101-ФЗ).

Для обеспечения плодородия осуществляется деятельность по следующим направлениям:

  • разрабатываются и реализуются федеральные и региональные целевые программы;
  • проводится мониторинг и учет показателей плодородия земель и создаются соответствующие банки данных;
  • осуществляется государственное нормирование плодородия данных земельных участков;
  • разрабатываются планы проведения мероприятий технической, химической, санитарной направленности для улучшения показателей плодородия, а также для реабилитации загрязненных земель;
  • осуществляется финансирование программ;
  • производится контроль за качеством и безопасностью применения используемых агрохимикатов (ст.11 N 101-ФЗ).

Государственная поддержка в данной сфере выражается в утверждении тех государственных заказчиков, которые осуществляют закупки в сфере:

  • поставки, производства агрохимикатов для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • добычи торфа и производства продуктов его переработки;
  • производства оборудования для осуществления мероприятий технической, химической, санитарной направленности для улучшения показателей плодородия.

Мелиорация сельскохозяйственных земель

Очень эффективным методом при повышении плодородия земель является мелиорация. Она применяется для того, чтобы коренным образом улучшить состояние земель, используя для этого ряд мелиоративных мероприятий. Они бывают:

  1. Гидротехнические.
  2. Культуротехнические.
  3. Химические.
  4. Противоэрозионные.
  5. Агролесомелиоративные.
  6. Агротехнические и др. (ст.2 N 4-ФЗ).

В рамках мелиорации проектируются, строятся и вводятся в эксплуатацию мелиоративные системы, гидротехнические сооружения. Обводняются пастбища, создаются защитные лесные насаждения, проводятся работы по улучшению свойств почв.

Проведение мелиорации планируется федеральным органом исполнительной власти, который управляет государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса.

Причиной для проведения мелиорации являются либо заказы собственников участков, либо соответствующие федеральные или региональные программы (ст.24 N 4-ФЗ).

Сам процесс мелиорации должен соответствовать всем экологическим, строительным и санитарным нормам.

Проект по проведению этого мероприятия разрабатывается органом исполнительной власти, который отвечает за нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса (ст.25 N 4-ФЗ).

Для того, чтобы поддерживать состояние земель сельскохозяйственного назначения на должном уровне, а также улучшать его, государство финансирует сельское хозяйство средствами из федерального бюджета, часть их которых направляется на проведение мелиорации.

Инвентаризация нарушенных сельскохозяйственных земель

Инвентаризация нарушенных земель — выявление, учет и картографирование нарушенных земель с определением их площадей и качественного состояния.

Снятие и использование плодородных слоев почвы, а также наблюдение за нарушенными землями производится под бдительными контролем органов Роскомзема.

Все организации, деятельность которых связаны с нарушением почвенного слоя, обязаны составлять отчет по состоянию на 1-е января и согласовывать данные с местными органами Минприроды РФ.

До 5-го числа того же месяца общая статическая информация отправляется органам Роскомзема и Госкомстата РФ.

В свою очередь, органы Роскомзема направляют сводную статическую информацию об административных территориальных образованиях и по России в органы Госкомстата и Минприроды РФ.

Физические лица предоставляют информацию о нарушении почвенного покрова сельскохозяйственных земель в порядке, утвержденном Роскомземом и Минприроды РФ. Минимум раз в десять лет проводится инвентаризация нарушенных земель.

Она инициируется Роскомземом и Минприроды РФ по согласию органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Целью инвентаризации является сверка и уточнение учетных данных.

Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/selhoz-zemli/ohrana-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya.htm

Правовая охрана земель: понятие, цели и задачи. Земельный кодекс Российской Федерации

Охрана сельскохозяйственных земель

Охрана и использование земель в России осуществляются в порядке, определенном в соответствующих нормативных актах. К ним относят ЗК, ГК и другие законодательные документы.

Источники правового регулирования использования и охраны земель устанавливают правила, которые направлены на предотвращение негативного влияния на ресурсы, обеспечение сохранности экологических систем и их способности быть средством производства.

Цели защиты

Правовая охрана земель в РФ направлена:

  1. На предупреждение отрицательного воздействия на состояние экосистем. В частности, имеется в виду загрязнение, захламление, деградация земель. Это негативное влияние обусловливается непосредственной деятельностью человека.
  2. Обеспечение восстановления нарушенного почвенного покрова.

Ключевые мероприятия

Деградация земель – это комплекс изменений, приводящих к существенному нарушению нормального состояния почвенного покрова. Данное явление – следствие неправильных действий субъектов, эксплуатирующих ресурсы.

Ухудшение состояния почвенного покрова возникает при непроведении необходимых восстановительных мероприятий.

Правовая охрана сельскохозяйственных земель предполагает установление определенных требований к собственникам, арендаторам и иным субъектам, осуществляющим эксплуатацию ресурсов. В частности, они обязаны выполнять мероприятия:

  1. По защите почвенного покрова от ветровой и водной эрозии, подтопления, селей, вторичного засоления, заболачивания, уплотнения, иссушения, загрязнения химическими и радиоактивными соединениями, захламления отходами потребления и производства, прочих отрицательных воздействий, приводящих к ухудшению его состояния.
  2. По сохранению плодородия.
  3. По защите угодий от зарастания кустарниками и деревьями, сорными растениями.
  4. По ликвидации последствий негативного влияния на состояние почв, в том числе захламления и биогенного загрязнения.
  5. По защите культур и урожая от вредителей. В частности, должны проводиться мероприятия по уничтожению болезнетворных организмов, животных и растений, способных причинить им вред.
  6. По обеспечению сохранения достигнутой степени мелиорации.
  7. По своевременному включению территорий в оборот.

В перечень мероприятий также включена и рекультивация земель. Это комплекс процедур, направленных на восстановление плодородия.

Реализация указанных мероприятий осуществляется в соответствии с региональными, местными и федеральными программами.

Правовая охрана земель предполагает возможность применения мер ответственности за невыполнение обязательных мероприятий, перечень которых определяется с учетом специфики с/х деятельности, климатических и прочих условий.

Правовая охрана земель реализуется посредством установления санитарно-гигиенических требований и норм. Оценка состояния почв и эффективности выполняемых мероприятий осуществляется с учетом результатов экологической экспертизы.

Нормативными актами устанавливаются предельно допустимые концентрации вредных веществ в окружающей среде. Для предупреждения деградации земель, а также с целью восстановления разрешена их консервация.

Для повышения заинтересованности собственников, арендаторов и прочих субъектов, осуществляющих эксплуатацию ресурсов, допускается экономическое их стимулирование в порядке, предусмотренном в БК и НК.

Возмещение потерь с/х производства

Правовая охрана земель включает в себя возможность компенсации убытков при переводе территорий в другую категорию. Возмещение потерь осуществляется в течение 3 мес. после принятия соответствующего решения. Убытки компенсируются субъектами:

  1. По ходатайству которых было принято решение о переводе земли сельхозназначения в другую категорию.
  2. Для которых создаются санитарно-защитные и иные зоны со специальным режимом.

Потери компенсируются в случае предоставления участков в бессрочную эксплуатацию или безвозмездно в собственность. При продаже наделов либо передаче их в аренду убытки подлежат включению в цену или плату за эксплуатацию.

Расчет потерь осуществляется в соответствии с нормативами стоимости освоения территорий взамен изымаемых угодий, а также с учетом качества с/х продукции. Средства, которые поступают от компенсации убытков, направляются в соответствующий бюджет (местный).

Они могут расходоваться на проведение мероприятий по защите почв, повышению их плодородия. При положительном заключении экологической экспертизы средства допускается расходовать на освоение новых территорий.

Лес

Нормативными актами допускается перевод участков, включенных в лесное хозяйство, в иную категорию или эксплуатация территорий в целях, не связанных с лесопользованием. В этом случае также должны возмещаться потери.

Компенсация осуществляется субъектами, которым предоставляются территории, входящие в лесной фонд. Порядок возмещения убытков устанавливается правительственными постановлениями.

Потери компенсируются за счет взимания оплаты за непосредственный перевод земель из одной категории в другую для последующей их эксплуатации в целях, не относящихся к ведению лесного хозяйства. Величина выплат устанавливается в соответствии с базовыми нормами.

В расчетах применяются коэффициенты, в которых учитывается экологическая составляющая оценки территорий лесного фонда, социально-экономические факторы в отдельных МО региона.

Способы правовой охраны земель

В качестве методов защиты выступают юридические процедуры. Правовая охрана земель включает в себя:

  1. Восстановление положения, которое существовало до допущения нарушений.
  2. Признание прав на участок.
  3. Пресечение действий, направленных на нарушение интересов собственника или иного субъекта, эксплуатирующего ресурсы.

Судебные процедуры

В рамках производства осуществляется признание прав на участок. Принятое по делу решение выступает в качестве основания, в соответствии с которым уполномоченные органы должны провести госрегистрацию объекта.

Рассмотрение дела осуществляется по заявлению заинтересованного лица. В судебном порядке осуществляется также восстановление положения, которое имело место до нарушения прав.

Производство возбуждается в случаях, установленных законодательством. К ним относят:

  1. Признание судом недействительности акта исполнительной структуры власти регионального или местного уровня, принятие которого повлекло нарушение интересов заявителя.
  2. Самовольное занятие участка, принадлежащего другому лицу.

Нормами могут предусматриваться и другие основания для восстановления прежнего состояния.

Пресечение незаконных действий

Действия, посягающие на право собственности, владения и пр. либо создающие угрозу его ущемления, должны быть остановлены. Пресечение нарушений осуществляется посредством:

  1. Признания недействительности актов, принятых исполнительными структурами регионального/местного уровня, не соответствующих законодательству. Данная процедура осуществляется судом.
  2. Приостановления реализации актов исполнительных структур власти, не соответствующих нормам.
  3. Восстановления положения, которое имело место до ущемления интересов, пресечения действий, которыми создается опасность нарушения прав.
  4. Приостановления гражданско-жилищного, промышленного и иного строительства, эксплуатации объектов, разработки месторождений торфа и полезных ископаемых, выполнения лесомелиоративных, агрохимических, поисковых, геолого-разведочных, геодезических и других работ.

Акт исполнительной структуры регионального/местного уровня ненормативного характера, а также правовой документ, не соответствующий законодательству, может признаваться судом недействительным. Потери, которые юридическое лицо либо гражданин понесли в результате его принятия, должны быть возмещены.

Компенсация осуществляется тем органом, который принял признанный недействительным акт. Убытки, нанесенные вследствие нарушения прав собственника участка, землепользователя, владельца или арендатора, возмещаются в полном объеме. Порядок компенсации устанавливается ГК. Возмещению в том числе подлежит и упущенная выгода.

В соответствии с решением суда к субъекту, признанному виновным в нарушении интересов собственника или иного лица, осуществляющего эксплуатацию природных ресурсов на законных основаниях, могут применяться меры принуждения.

В частности, лицу может вменяться исполнение обязанности в натуре – восстановление плодородия, возврат границ надела в прежнее состояние и так далее.

Нарушения

Виды правовой охраны земель, установленные в нормативных актах, включают в себя разные меры ответственности. Они применяются в соответствии с серьезностью допущенного нарушения.

В качестве него выступает противоправное, виновное, опасное деяние субъекта, причиняющее вред интересам личности, государства и общества.

Земельным правонарушением называют поведение лица, нарушающее нормы ЗК, наносящее ущерб природным ресурсам, здоровью окружающих людей и состоянию среды обитания.

Специфика возмещения

Закон устанавливает обязанность граждан и юрлиц компенсировать причиненный ими вред в полном объеме.

Возмещение осуществляется по судебному решению в установленном размере вреда или по фактическим расходам, понесенным в связи с восстановлением нарушенного состояния.

При этом учитываются убытки и упущенная выгода. Компенсация вреда может также осуществляться виновными и в добровольном порядке.

Важный момент

Сумма ущерба компенсируется потерпевшим субъектам для принятия ими мер по восстановлению убытков. Компенсация в натуре предполагает возложение на виновных обязанности провести необходимые мероприятия по приведению территорий в надлежащее состояние. В их числе, например, может быть рекультивация земель.

Это мероприятие предполагает, в частности, специальные процедуры экономического и экологического характера. Выполнение обязательств в натуре вменяется виновному с согласия сторон.

Следует учесть, что самовольно занятые территории возвращаются собственникам и иным субъектам, осуществлявшим их эксплуатацию на законных основаниях, без возмещения расходов, понесенных лицами, которые были признаны виновными в нарушении ЗК, за весь период незаконного использования земель.

Принудительное изъятие

В виды правовой охраны земель включены:

  1. Отчуждение территории, которая в соответствии с законом не может принадлежать субъекту.
  2. Реквизиция. Она представляет собой изъятие участка, согласно решению госоргана на условиях и в порядке, предусмотренных нормами, с выплатой его стоимости. Закон допускает оспаривание оценки надела в суде.
  3. Конфискация. Она предполагает безвозмездное изъятие участка в соответствии с судебным решением либо в административном порядке за совершенное правонарушение. Такая мера применяется в случаях, строго установленных в законодательстве.

Дополнительно

В законодательстве предусмотрена возможность предъявить требования об ограничении, прекращении, приостановлении деятельности граждан и предприятий, нарушающей нормы земельного права.

Субъекты, нанесшие ущерб природным ресурсам в результате их загрязнения, уничтожения, порчи, истощения, нерациональной эксплуатации, разрушения естественных экосистем, комплексов, ландшафтов, возмещают его полностью или выполняют восстановительные мероприятия за свой счет.

Источник: https://FB.ru/article/284236/pravovaya-ohrana-zemel-ponyatie-tseli-i-zadachi-zemelnyiy-kodeks-rossiyskoy-federatsii

Охрана земель

Охрана сельскохозяйственных земель
Перейти к следующей статье

В наследство от двадцатого столетия двадцать первому веку достался огромный багаж экологических проблем. Охрана природы Земли, единственной обитаемой планеты Солнечной системы, превратилась в главную задачу, решаемую человечеством. Добиться прежних основных целей, включая рост благосостояния населения, в условиях экологического неблагополучия невозможно.

Весомой частью работы, направленной на сохранение окружающей среды, является максимально бережное расходование ресурсов ─ ресурсосбережение.

В отличие от других ресурсов, которые могут быть восполняемыми или, будучи не восполняемыми, по мере развития технологий имеют тенденцию к увеличению запасов (например, запасы ряда видов минерального сырья растут на фоне роста возможностей геологоразведки и обогащения полезных ископаемых), земельные ресурсы остаются величиной постоянной, сколь бы стремительно не наращивала свои возможности наука. Эпоха великих географических открытий, сопровождавшаяся появлением новых территорий, уже не повторится, а увеличивать площадь суши, осушая морское дно, безумно дорого. Поэтому сегодня земельные ресурсы и охрана земель неразрывно связаны между собой.

Охрана земель и охрана окружающей среды

Как будет «расшифровано» понятие «охрана земель» зависит от того, каким значением наделить слово «земля». Если истолковывать его узко, как синоним существительного «почва», тогда под охраной земель понимается охрана поверхности земли.

Более широкий взгляд на землю, как в «ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84) — Государственный стандарт Союза ССР. Земли. Термины и определения» ─ нормативном документе, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор не отмененном, ─ делает методы и формы охраны земель более универсальными.

Если, подобно этому стандарту, рассматривать землю как важнейшую часть окружающей природной среды, характеризующуюся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющуюся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства, задачи охраны земель становятся значительно масштабнее. Для их решения уже недостаточно проводить только мероприятия по охране поверхности земли, требуется осуществлять планирование использования и охраны земель, куда войдут охрана недр земли, подземных вод, растительности (например, лесов, если речь идет о лесных участках) и т. д. Т. е. в данном случае имеет место не просто охрана земель, а и окружающей среды в целом.

Использование и охрана недр земли, лесов, водных объектов, животного мира, атмосферного воздуха и иных природных ресурсов регулируют соответственно законодательства о недрах, лесное, водное, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании других природных ресурсов. К земельным отношениям нормы этих отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Правовое регулирование охраны земель

Земля как природный объект и природный ресурс и земельные участки как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю одновременно являются объектами земельных отношений.

Действия, направленные на охрану земель, должны опираться не только на достижения науки и технологий, но и на четко структурированную и продуманную совокупность законодательных мер, устанавливающих права и обязанности по отношению к земле всех участников земельных отношений.

В противном случае любые меры по охране земель, не сформированные в единую систему, останутся разрозненными и в силу этого не приносящими реальной пользы.

Для обозначения правовых основ охраны земель иногда применяют не совсем официальный с точки зрения нормативной документации термин ─ «правовая охрана земель».

Земельное право и охрана земель конечно не одно и то же, но понятия в значительной степени пересекающиеся. Законодательство в области охраны земель ─ составная часть земельного законодательства.

Важнейшим нормативным правовым актом, лежащим в его основе, является Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ).

Учитывая, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» (статья 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» ЗК РФ), можно говорить, что главный предмет регулирования земельных отношений ─ рациональное использование и охрана земель и все, что с этим связано.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится:

  • управление использованием и охраной земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • государственное управление в области осуществления мониторинга земель;
  • осуществление государственного земельного надзора.

Разработка и реализация соответствующих региональных программ, использование и охрана земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации, ─ это часть полномочий субъектов РФ в области земельных отношений. А в перечень полномочий органов местного самоуправления входят разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также решение вопросов местного значения в данной области.

Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, только если это не наносит ущерб окружающей среде. Осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов ─ одна из обязанностей по использованию земельных участков их собственников и лиц, не являющихся собственниками.

Ненадлежащее использование земельного участка, а именно невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по их улучшению и охране почв, может послужить основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Цели и содержание охраны земель

В ЗК РФ цели охраны земель формулируются следующим образом:

  • предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на них;
  • обеспечение рационального использования земель, в т. ч. для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В Статье 13 « охраны земель» ЗК РФ установлено, что все участники земельных отношений обязаны проводить мероприятия по охране земель. В перечень этих мероприятий входят:

  • сохранение плодородия почв;
  • защита земель от различных видов эрозии (водной, ветровой), а также иных деструктивных явлений, вызывающих деградацию земель, ─ селей, подтоплений, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, отходами производства и потребления и проч.;
  • охрана земель сельскохозяйственного назначения;
  • ликвидация последствий загрязнений;
  • сохранение достигнутого уровня мелиорации;
  • рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременное вовлечение в оборот;
  • сохранение плодородия почв при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота. А для повышения заинтересованности участников земельных отношений в сохранении и восстановлении плодородия почв и защите земель ─ экономическое стимулирование охраны земель.

Охрана сельскохозяйственных земель и охрана земель лесного фонда

Огромное значение для развития экономики и обеспечения продовольственной безопасности страны имеет охрана сельскохозяйственных земель. Сельскохозяйственные угодья ─ пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями ─ имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Источник: https://zakadom.ru/ohrana_zemel

Рациональное использование и охрана земельных ресурсов

Охрана сельскохозяйственных земель

Здоровье человека зависит от состояния окружающей среды. Возникающие экологические проблемы инициируют внедрение государственных программ по охране земельных ресурсов. Регулирование осуществляется на законодательном уровне, но личный вклад каждого человека в защиту природы неоценимо высок.

Охрана земель и окружающей среды

«Земельный ресурс» – понятие, более широкое, чем «почва». Он характеризует как рельеф, так и климатические условия, особенности животного, растительного мира, водные объектами. В ходе жизнедеятельности человек строит предприятия, выращивает скот, занимается земледелием, создает лесные хозяйства, заповедники.

Это ухудшает состояние окружающей среды. Нерациональное обращение с отходами, их накопление загрязняет поверхностный слой грунта, водоносные горизонты. Неконтролируемая добыча полезных ископаемых ведет к истощению слоев земной коры, изменению рельефа.

Уничтожение растительности сдвигает природное равновесие в биоценозах.

Задача мероприятий по охране окружающей среды – предупредить такие последствия. Правомерность использования природных ресурсов регулирует законодательство. Нормативным регулирующим документом является ГОСТ 26640-85. Существуют профильные регламенты по рациональному использованию природы:

  • Водных ресурсов,
  • Атмосферного воздуха,
  • Недр земли,
  • Животного, растительного миров.

Законодательное регулирование охраны земель

Земельный кодекс РФ – документ, регулирующий узаконивание пользования ресурсами. Он регламентирует процессы рационального использования и защиты всего, что связано с землей.

Во избежание неправомерного использования природных объектов и недопущения ухудшения состояния окружающей среды, функционирует государственное управление земельными ресурсами. Оно устанавливает четкие нормативные регламенты, инструкции, определяет механизмы их исполнения.

Для каждого участвующего в земельных отношениях юридического или физического лица существуют обязанности и права, а между контролирующими инстанциями распределены их полномочия. Так обеспечивается «правовая охрана земельного ресурса».

Задачами государственного управления отношениями являются:

  • разработка комплексных программ, включающих меры по минимизации негативного влияния на окружающую среду;
  • четкий контроль, надзор за использованием ресурсов;
  • проведение мониторинга состояния почвы.

Построение земельных отношений на местном уровне базируется на особенностях каждого региона, учитывает характеристику промышленности, образ жизни людей.

Не исключаются из системы охраны земельных ресурсов индивидуальные собственники земли и те, кто ею пользуется.

Охрана земель и государственный контроль

Государство активно занимается сохранением благополучия экологии и охраной земель. При нарушении норм государственные инспекторы вправе принимать административные меры, а также направлять дела в суд. Наказание за такие нарушения предусмотрены в «Кодексе РФ об административных правонарушениях».

Существует муниципальный земельный контроль. Осуществляют его органы местного самоуправления городов, районов. Предметом контроля являются объекты, расположенные на соответствующей территории.

Крайне важен общественный контроль пользования землей. Небезразличные к судьбе природы граждане объединяются в некоммерческие, негосударственные организации.

Они ставят перед собой задачу своевременно выявлять, доводить до сведения официальных органов земельные нарушения.

Объективным источником информации являются результаты земельного мониторинга, включающего:

  • лабораторные исследования качества, безопасности земельного ресурса;
  • результаты научного прогнозирования;
  • выявление «сигнальных моментов».

Охрана сельскохозяйственных земель и лесного фонда

Земли, используемые для сельского хозяйства или занимаемые лесным фондом, составляют предмет контроля государства. Забота о недопущении потери ими плодородия, поддержание экологического равновесия, необходимость охраны от незаконного использования – вот далеко неполный перечень задач соответствующей политики государства. Пути сохранения, улучшения земельных ресурсов:

  • Мелиорация,
  • Рекультивация,
  • Выявление эрозии, опустынивания, засоления почв, движения песков.

Аналогичные разделы работы определены для лесного фонда.

В РФ сегодня есть факторы, негативно влияющие на состояние окружающей среды. Это дегидратация почвы, очаги возгорания, добыча полезных ископаемых.

Негативно влияют расширение транспортной инфраструктуры, сложности с финансированием очистительных конструкций, урбанизация территорий.

Только совместными усилиями восстанавливается природное благополучие, избежать глобальных экологических проблем.

Источник: https://bezotxodov.ru/jekologija/ohrana-zemelnyh-resursov

Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

Охрана сельскохозяйственных земель

Рациональное использование земель – неотъемлемая часть законодательства на сегодняшний день, включающий в себя требования как по охране природы, так и по максимальной нагрузке производства в сельском хозяйстве.

При этом такие требования законодательства не имеют краткосрочного характера и направлены на получение эффекта в течение десятков лет.

Потому текущим распорядителям земельных участков они могут показаться слишком иррациональными, но, тем не менее, их неукоснительное соблюдение очень важно для общего состояния земель и природы.

Рациональное использование земли: понятие и цели

Многие авторы, определяя рациональность в землепользовании, отмечают, что данное понятие включает в себя как экономическую рентабельность, так и охрану эксплуатируемой земли и прилегающих природных объектов в целом. Таким образом, можно выделить две составляющие данного понятия:

  • экономическая;
  • экологическая.

К сожалению, правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве, направленные на регулирование указанных составляющих, представляют их как нечто взаимно не связанное. Это вызывает сложности в применении права в указанной сфере. Между тем обеспечение обеих составляющих на практике также не представляется возможным полностью.

Использование земли, как и любого другого природного ресурса, сопряжено с нагрузками на природу и с причинением ей вреда. Полностью безвредное производство на сегодняшний день считается невозможным.

Из-за этого определены цели, которые устанавливают рациональность землепользования. К таким целям относятся:

  1. Учёт природных условий и экономических показателей на соответствующей территории.
  2. Обеспечение интересов общества в целом.
  3. Эффективность производственного процесса.
  4. Охрана качественных характеристик земель и их воспроизводство.

Указанные цели всегда неизменны и их обеспечение зависит от технологической развитости производства, экономического уровня, потребностей общества.

Мероприятия по обеспечению рациональности в землепользовании

Для обеспечения рационального землепользования владельцы земельных наделов либо предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством, осуществляют определенные мероприятия. Такие мероприятия условно принято подразделять на следующие виды:

  1. Мероприятия по землеустройству. Они направлены на специализацию земельных наделов в зависимости от их экономических возможностей.
  2. Агротехнические приёмы ведения хозяйства. К ним относятся применение удобрений и прогрессивных технологий в культивировании растений.
  3. Инженерно-технические приёмы. Примером таких мер могут послужить осушение или разведение лесополос.

Такие мероприятия подлежат оценке согласно нормам местного и федерального законодательства, а также плана землеустройства, который разрабатывается местными администрациями на определённый период времени.

Однако улучшение качества сельскохозяйственного производства не является достаточной мерой для обеспечения рационального использование земель сельскохозяйственного назначения.

Для разгрузки имеющихся в использовании земельных наделов регулярно осуществляется восстановление запущенных и ставших непригодными к сельскому хозяйству угодий, а также осваивание нетронутых земельных участков.

Вместе с тем расширение ресурсной базы для сельского хозяйства не является основанием для предельных нагрузок уже имеющихся земель. Причиной, по которой могут быть расширены земли под сельхозпроизводство, является лишь потребность населения.

Освоение новых земельных угодий

Помимо потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах, сельхозугодья подлежат расширению за счёт целинных земель различных неиспользуемых фондов лишь при наличии следующих условий:

  1. Расширение вызвано необходимостью восполнения фонда сельхозугодий вследствие отбора их части для иных нужд (расширение границ городов, создание могильников и т. д.).
  2. Развитие промышленного производства, требующего большего количества сельскохозяйственной продукции.
  3. При консервации земель сельхозугодий вследствие истощения почвы, создание лесных угодий в пределах населённых пунктов.

Освоение новых земель под нужды сельского хозяйства не может являться спланированным или разовым мероприятием. Это происходит постепенно и неравномерно по территории России. Основным критерием являются нужды отдельных хозяйствующих субъектов.

Чем быстрее происходит технологическое обновление производства, тем больше природных ресурсов оно начинает потреблять. Именно в этой ситуации необходимо применение норм экологического контроля, которые направлены на недопущение ухудшения экологического состояния, что в дальнейшем ведёт к снижению экономической рентабельности земли.

Мониторинг и охрана земель

Для предварительной, текущей или же итоговой оценки состояния земельных угодий сельского хозяйства проводиться мониторинг. Помимо самого наблюдения и оценки, сущность мониторинга заключается в прогнозировании состояния земли в будущем при текущей нагрузке.

Целью мониторинга является выявление данных для снижения нагрузки на земельный ресурс или наоборот, смещения действующего стандарта в пользу большей эксплуатации. Обычно такой мониторинг проводится специальными государственными службами в составе местных администраций.

Мониторинг за состоянием земель является неотъемлемой частью охраны земель. Охрана земель представляет собой целый комплекс мероприятий агротехнического, экономического и правового характера, без которых осуществление рационального землепользования представляется невозможным.

Основными признаками, по которым определяется нерациональное землепользование, являются:

  • различные виды эрозии;
  • засоление;
  • засорение промышленным мусором;
  • иссушение;
  • затопление;
  • засорение горной почвой.

В зависимости от наличия тех или иных признаков усталости земельных угодий и применяются меры по охране земель.  Оценка эффективности таких мер производится исходя из непосредственного улучшения состояния почвы, повышения урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.

Методы охраны земель

По своему характеру методы охраны земель подразделяются на следующие виды:

  1. Методы правовой охраны, которые заключаются в разработке и внедрении законодательства, в том числе экологических стандартов, обязательных для всех владельцев земельных угодий.
  2. Методы экономического воздействия на распорядителей земель, которые заключаются в компенсировании нанесённого земле ущерба в денежном выражении.
  3. Методы по устройству землепользования направлены на определение режима эксплуатации ресурсов, разработку программ и стандартов предельно допустимых норм нагрузки на те или иные земельные участки.
  4. Разработка инженерных решений в качестве метода охраны земель заключается в создании гидротехнических сооружений, методов экономии воды и улучшения состояния почвы.
  5. Биологические методы стали интегрироваться и применяться сравнительно недавно. Они направлены на улучшение качества почвы путём внедрения в её состав различных биоэлементов, восстанавливающий естественное плодородие земли.

Однако наличие подобных мер не считается достаточным. Главным условием обеспечения охраны земель является непрерывный контроль над деятельностью как отдельных граждан, так и производственных предприятий.

Контроль над рациональным землепользованием

Подобный контроль осуществляется на многоуровневой основе, и первым звеном является сам субъект хозяйственной деятельности. Ведь будь то человек или юридическое лицо, главным для него при эксплуатации земельных ресурсов является экономическая целесообразность. Но контрольные функции государства всё-таки остаются неотъемлемым и обязательным условием такого контроля.

На данный момент в Российской Федерации функцию по осуществлению учёта и мониторинга за состоянием земельных угодий осуществляет служба кадастра. Именно на это учреждение возложены полномочия по осуществлению контроля над соблюдением субъектами использования земельных ресурсов законодательства.

Однако их полномочия ограничены лишь административными методами, когда как в законодательстве имеются положения об имущественной и уголовной ответственности виновных лиц. В подобных случаях в качестве контролирующих органов выступают учреждения юстиции и прокуратура.

В основном деятельность таких органов направлена на пресечение и предупреждение нарушений в сфере рационального использования земель путём проведения периодических проверок, привлечения виновных лиц к ответственности.

Помимо контрольных полномочий, кадастровая служба ответственна за периодические проверки качества почвы. Главным образом проводятся геоботанические обследования, целью которых является оценка экономической выгодности использования того или иного земельного участка. Таким образом определяется, обеспечивается ли должное рациональное землепользование в том или ином конкретном случае.

Значение рационального землепользования

Меры по охране земель дают возможность обеспечить наиболее экономически выгодную эксплуатацию при минимальных нагрузках на природу.

Вместе с тем они  позволяют повысить продуктивность земель, тем самым обеспечить удовлетворение большего количества потребностей населения.

Такие меры способствуют повышению эффективности не только землепользования в сельском хозяйстве, но и в сфере добычи полезных ископаемых.

В целом, рациональное землепользование дает обществу:

  • эффективное экономическое производство;
  • оптимальный расход природных ресурсов;
  • охрану земель от негативного воздействия производственного процесса;
  • постепенное освоение новых ресурсных баз;
  • интенсивное землепользование.

Указанные цели достигаются путем мероприятий охраны земель и обеспечения рационального землепользования. Однако применение таких методов и осуществление мероприятий должно быть исключительно правовым, то есть соответствовать требованиям законодательства.

Требования законодательства в сфере рационального землепользования

Основным законодательным актом в сфере обеспечения рациональности эксплуатации земельных ресурсов является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

Данный закон устанавливает обязательный характер рационального пользования природными ресурсами, в том числе и земельными участками.

Так, согласно статье 3 указанного закона все субъекты производственного процесса обязаны соблюдать принцип рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Таким образом, законодатель выделяет данный процесс в категорию самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов.

Кроме того, установленная уголовная ответственность, административные санкции и имущественные обязательства хозяйствующих субъектов, определённые в законодательстве, также подчеркивают важность и значимость обеспечения рациональности расхода ресурсов для хозяйствующих субъектов.

В законодательстве не содержится конкретного определения понятия рационального пользования. Имеются лишь цели, методы обеспечения, которые и воспринимаются на практике как обязанность хозяйствующих субъектов. Указанные цели и методы представляют собой лишь практическое выражение обязанностей лиц. То есть конкретно установить, обеспечивает ли тот или иной комплекс мер необходимый результат.

По этой причине оценку можно дать лишь по следующим характеристикам:

  • экономическая прибыльность;
  • сохранение земельного фонда.

К сожалению иных характеристик оценки деятельности хозяйствующих субъектов на данный момент не разработано.

Источник: https://ZhiloePravo.com/zemlya/ratsionalnoe-ispolzovanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.