Ответственность за нарушение гуманитарного права

Ответственность за нарушения МГП

Ответственность за нарушение гуманитарного права

Международный Комитет Красного Креста Российское общество Красного Креста

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений

Ответственность

за

нарушения

Чтобы обеспечить выполнение обязательств по международному гу­манитарному праву в случае вооруженного конфликта, государствам-участникам Женевских конвенций 1949 г.

и Дополнительных протоколов к ним необходимо еще в мирное время предпринять ряд мер, в частности: как можно более широко ознакомить с текстами Конвенций и Протоколов как военнослужащих, так и все население в целом; ввести в действие уголовное законодательство, предусматривающее наказания за военные преступления; предотвратить неправомерное использование эмблем красного креста и красного полумесяца, других знаков и эмблем, защита которых предусматривается Конвенциями и Протоколами; осуществить меры, содействующие опознаванию, определению местонахождения и защите лиц и объектов, находящихся под покровительством Конвенций и Протоколов.

С самого начала вооруженного конфликта обязанностью сторон является назначение держав-покровительниц (нейтральных государств, которым поручается с согласия другой стороны в конфликте защищать гуманитарные интересы сторон). Одной из важнейших функций держав-покровительниц является посещение лагерей для военнопленных и интернированных гражданских лиц.

Правом посещать места, где находятся пользующиеся покровительством лица, обладает также МККК.

Это делается для того, чтобы представители держав-покровительниц или МККК могли проконтролировать, как на практике стороны в конфликте соблюдают положения Женевских конвенций, предотвратить негуманное обращение с покровительствуемыми лицами и, если необходимо, содействовать улучшению условий их содержания.

Сторона в конфликте не может отказаться выполнять обязанности, вытекающие из гуманитарных конвенций, на том основании, что другая сторона нарушила свои обязательства, так как они не обуславливаются взаимностью и должны выполняться каждой стороной в конфликте при всяких обстоятельствах и без каких-либо условий.

За нарушение норм международного гуманитарного права наступает ответственность как на на международном, так и на национальном уровнях.

Международная ответственность государств и отдельных лиц

Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.

Лицо, нарушающее международное гуманитарное право, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции, официальных властей. Со времени Нюрнбергского процесса лица, совершившие правонарушения, могут быть судимы непосредственно на основе международного права, В 90-х гг.

были учреждены два международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и по Руанде. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, местопребыванием которого является Гаага, был учрежден в феврале 1993 г.

согласно резолюции 808 Совета Безопасности ООН, Его юрисдикция ограничена рассмотрением деяний, совершенных на территории бывшей Югославии, и охватывает 4 категории преступлений: серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., нарушения законов и обычаев войны, геноцид, преступления против человечности.

Трибунал вынес обвинительные заключения и официально предъявил обвинение значительному числу лиц. Международный уголовный трибунал по Руанде, местопребыванием которого является Аруша (Танзания), был учрежден в ноябре 1994 г. в соответствии с резолюцией 955 Совета безопасности ООН.

Его юрисдикция ограничена деяниями, совершенными в Руанде или гражданами Руанды в соседних государствах в течение 1994 г. Она охватывает 3 категории преступлений: геноцид, преступления против человечности, нарушения статьи 3, общей для Женевских конвенций 1949 г., и нарушения Дополнительного протокола II.

В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Статут (устав) постоянного Международного уголовного суда. Статут Международного уголовного суда предусматривает четыре категории военных преступлений:

1)   серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.;

2)          другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, совершенные в период международного вооруженного конфликта; к ним относятся отдельные серьезные нарушения, предусмотренные Дополнительным протоколом I, и некоторые другие деяния, отражающие реалии современных конфликтов;

3)          серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 г.;

4)          другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, применяемые к вооруженным конфликтам немеждународного характера, большинство из которых уже запрещены Дополнительным протоколом II.

Ответственность на национальном уровне

Согласно четырем Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительным протоколам I и II от 1977 г.

государства-участники взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить серьезные нарушения этих договоров.

В Дополнительном протоколе I серьезные нарушения определены как «военные преступления» (статья 85). Серьезными нарушениями являются:

1)   перечисленные ниже деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и направленные незаконным действием или бездействием против лиц, которые не принимают участия в военных действиях и не обладают средствами для защиты, а также против раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, против медицинского и духовного персонала, санитарных формирований или санитарных транспортных средств, против военнопленных, отдельных гражданских лиц и гражданского населения, находящегося на оккупированной территории или в зоне военных действий, против беженцев и лиц без гражданства, против других лиц, пользующихся международной защитой в связи с вооруженным конфликтом:

—  преднамеренное убийство:

—  пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

—  преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью;

—  принуждение военнопленного или иного покровительствуемого лица к службе в вооруженных силах державы противника;

—  лишение военнопленного или иного покровительствуемого лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство;

—  незаконная депортация, перемещение или арест покровительствуемых лиц;

—  взятие заложников;

—  произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не оправданное военной необходимостью:

2)   перечисленные ниже серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта и ставшие причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью:

—  совершение нападения на гражданское население пли на отдельных гражданских лиц;

—   совершение нападения, носящего неизбирательный характер, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты таким образом, что потери жизни, ранения среди гражданских .лиц или ущерб гражданским объектам чрезмерны по отношению к конкретном}» и прямому военному преимуществу, которое предполагается в итоге нападения получить;

— совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, таким образом, что потери жизни, ранения среди гражданских лиц или ущерб гражданским объектам чрезмерны по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается в итоге нападения получить;

— превращение не обороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;

— совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях;

— вероломное использование отличительного знака красного креста, красного полумесяца и других защитных знаков, признанных международным гуманитарным правом;

3) ниже перечисленные деяния, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта:

— перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию или депор­тация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы;

— неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц;

— применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации;

—  превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным, например, в рамках компетентной международной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании этих объектов противной стороной для поддержки военных усилий и когда такие исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов;

4) ниже перечисленные деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и нанесшие ущерб, незаконным действием или бездействием, физическому или психическому здоровью любого лица:

—  применение к лицам, находящимся во власти противной стороны, задержанным или каким-либо иным образом лишенным свободы в связи с вооруженным конфликтом, какой бы то ни было медицинской процедуры, которая не требуется по состоянию здоровья указанных лиц и не соответствует общепринятым медицинским нормам, применяемым при аналогичных, с медицинской точки зрения, обстоятельствах к гражданам стороны, производящей эту процедуру, которые не лишены свободы в какой бы то ни было форме, в частности, применение к таким лицам даже с их согласия: а) действий, влекущих физические увечья; б) медицинских или научных экспериментов; в) операций по удалению тканей или органов для пересадки.

Статьи 49, 50, 129 и 146 четырех Женевских конвенций соответственно предусматривают принцип универсальной юрисдикции национальных судов в отношении серьезных нарушений (см. также статью 85, часть 1 Дополнительного протокола I).

Согласно этому принципу государства должны разыскивать лиц, подозреваемых в совершении или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения, и привлекать их к собственному суду независимо от их гражданской принадлежности, гражданской принадлежности жертвы и независимо от места совершения преступления.

Государства могут также выдавать подозреваемых другим государствам при условии, что последние располагают достаточными основаниями для предъявления обвинения этим .лицам.

Уголовный кодекс Российской Федерации включает главу 34 (раздел XII) «Преступления против мира и безопасности человечества». Эта глава включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права.

Согласно данной статье уголовная ответственность предусмотрена за совершение следующих деяний: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, оружия массового поражения, запрещенных международным договором Российской Федерации.

Версия для печати

Источник: http://mgp.web-box.ru/info/otvetstvennost-za-narushenija-mgp/

Международно-правовая ответственность государств за нарушение норм международного гуманитарного права

Ответственность за нарушение гуманитарного права

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ФАКУЛЬТЕТ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»

КАФЕДРА «——»

Реферат

на тему:

Международно-правовая ответственность государств за нарушение норм международного гуманитарного права

Выполнила: студентка группы 1-3а-09,

Ташкент 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Разрушительный характер военных действий всегда поражал воображение людей. Применение оружия приводит не только к поражению вооруженных сил противника, от него страдает и гражданское население.

Грабежи, взятие и расстрел заложников, депортация населения, другие жестокие действия в отношении гражданского населения — все это неотъемлемая часть любых вооруженных конфликтов, происходящих во многих районах земного шара.

Когда в результате научно-технического прогресса было создано атомное, водородное и иное оружие массового уничтожения, способное погубить человечество, возросло значение правового регулирования вооруженных конфликтов.

Нарушение государствами норм международного гуманитарного права влечет за собой ответственность. Проблема ответственности государств заключается в том, что решения о совершении международных преступлений принимают конкретные лица из числа военно-политического руководства государства, а тяжесть ответственности по компенсации ущерба ложится на государство в целом.

Нарушение международного гуманитарного права военнослужащими вооруженных сил государства, в том числе и за проявление геноцида в период вооруженного конфликта, влечет за собой ответственность этого государства по международному праву.

Международным преступлением признается международное противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, конвенции.

К сожалению, только после Второй мировой войны мировое сообщество дало определение понятиям «геноцид», «апартеид», «агрессия», то есть ввело основы правовой базы при квалификации данных преступлений. Объектами международного преступления могут быть мир и безопасность народов, законы и обычаи ведения войны, геноцид.

Современное международное право запрещает не только агрессивные войны, но и применение силы и угрозу силой в международных отношениях, обязывая государства разрешать свои споры исключительно мирными средствами.

Назначение любой правовой нормы заключается в воздействии на поведение людей. Международное гуманитарное право предписывает, что нужно и что нельзя делать в условиях вооруженного конфликта, то есть определяет нормы поведения участников военных действий.

Чтобы соблюдать эти нормы, их прежде всего надо знать. Поэтому государства-участники Женевских конвенций 1949 г.

и Дополнительных протоколов к ним обязались как можно более широко ознакомить с текстами этих соглашений как военнослужащих, так все население в целом.

Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.

Государство обязано принять законодательные меры, предусматривающие уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права.

К серьёзным нарушениям международного гуманитарного права относятся: преднамеренное убийство, пытки и т. д.

Принцип ответственности государств

Принцип ответственности государств за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств за причинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций I — IV и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.1

Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер.

Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права.

Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов.

Ответственность наступает, если нарушение может быть вменено государству. Это означает, что государство несет ответственность за действия, совершаемые лицами, входящими в состав его вооруженных сил.

Государство несет ответственность за нарушения МГП, когда их совершают иные лица и образования, если они принимают полномочия по осуществлению государственной власти или фактически действуют от имени государства, под его руководствам или контролем.

В этом случае может оказаться недостаточно финансовой, материальной помощи и даже осуществления подготовки. Необходимо доказать, что эти силы находились под «эффективным контролем» государства.

Ответственность государства за действия частных лиц или группы лиц может возникнуть в результате последующего признания и принятия этих действий. Государство несет ответственность за бездействие, если не предпринимает мер в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения МГП.

Государству не будет разрешено освобождать себя или какое-либо другое государство от ответственности, по крайней мере в случае серьезных нарушений. Состояние необходимости, за некоторыми исключениями, не может служить основанием для освобождения от ответственности.

Вооруженные конфликты приводят к причинению значительного ущерба физическим лицам. Поэтому реализация ответственности связана с возмещением ущерба не только государству.

Вопросы компенсации за ущерб юридическим и физическим лицам решаются на межгосударственном уровне путем заключения мирных договоров и иных соглашений.

Возмещение также может осуществляться на основе законов о реституции имущества жертвам, принятых ответственными государствами, или путем заявления требования в судах такого государства.

С учетом сказанного дадим следующее определение: принцип ответственности государства установлен международными обычаями и договорами: сторона, находящаяся в конфликте, которая нарушает положения ЖК или Протокола, должна возместить причиненные убытки, если к тому есть основание (ст.

91 ДП I). Положения, касающиеся индивидуальной уголовной ответственности, не влияют на ответственность государства по международному праву. За нарушение норм МГП государство несет как политическую в форме сатисфакции, так и материальную ответственность в форме реституции и компенсации.

Основание для возникновения международно-правовой ответственности

Нарушение правовых норм влечет за собой ответственность. К сожалению, решения о совершении международных преступлений принимаются военно-политическим руководством государства, а бремя ответственности ложится на государство в целом, его население.

Поэтому так важно установить ответственность руководителей и должностных лиц государства за совершение преступлений против мира и безопасности человечества.

С этой целью были учреждены Нюрнбергский и Токийский международные военные трибуналы, международные уголовные трибуналы для Югославии и Руанды. Подобные нормы существуют издавна. Еще по римскому праву пираты считались врагами человеческого рода. В 1998 г.

на международной конференции в Риме был принят Статут (устав) постоянного международного уголовного суда, к компетенции которого отнесено преследование и наказание лиц, совершивших военные преступления.2

Основанием для возникновения международно-правовой ответственности является совершение государством международного правонарушения (международно-противоправного деяния).

Международное правонарушение — это действие или бездействие субъекта международного права, нарушающее нормы международного права и наносящее другому субъекту или всему международному сообществу в целом вред материального или нематериального характера (например, агрессия, посягательство на территориальную целостность и политическую независимость, нарушение договорных обязательств).

Ответственность возникает при наличии причинной связи между противоправным поведением государства и причиненным ущербом. Как правило, это преднамеренные противоправные (виновные) действия (например, агрессия Ирака против Кувейта (1990 г.).

Каждое государство должно принять все законодательные, административные и иные меры к тому, чтобы нормы международного права, закрепленные в конвенциях и соглашениях, выполнялись всеми органами государства и конкретными лицами (например, военнослужащими).

Ответственность несет государство в целом, хотя противоправные действия могут совершаться государственными органами (например, воинскими частями) либо должностными лицами государства, выступающими от его имени.

Бездействие органов власти может иметь место, когда своевременное вмешательство могло бы предотвратить неправомерные действия, в том числе своих граждан либо иностранцев (например, при нападении на дипломатические или консульские представительства ответственность будут нести органы, которые обязаны были предотвратить такие посягательства).

Под вредными последствиями правомерной деятельности понимается нанесение материального ущерба источником повышенной опасности, использование или применение которого не запрещено международным правом (космические объекты, военные самолеты, суда с ядерными энергетическими установками). Ответственность наступает в силу самого факта причинения ущерба, так как государства в договорном порядке согласились признавать обязательность возмещения материального ущерба.3

Виды международно-правовой ответственности

Существуют следующие виды международно-правовой ответственности:

    • политическая;
    • материальная;
    • моральная 4

Политическая форма ответственности государств за нарушение норм международного гуманитарного права может выражаться различными способами. В частности, государство может быть привлечено к политической ответственности в виде ограничения суверенитета.

Примером такого ограничения может служить изъятие из судебной юрисдикции этого государства его граждан, виновных в. нарушении норм международного гуманитарного права и совершивших международные преступления.

Такие лица могут быть отданы под суд государства, на территории которого совершено международное преступление, или же такие лица могут предстать перед специально созданным международным трибуналом, как это было после окончания второй мировой войны.

Политическая ответственность может наступать в форме санкций либо сатисфакций.

Санкции — это принудительные действия в отношении государств-нарушителей, применяемые Советом Безопасности ООН в соответствии со ст. 39, 41, 42 Устава ООН.

Принудительные действия включают меры военного (демонстрации, блокада) и невоенного характера (полный или частичный разрыв экономических отношений (ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст.

6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН).

Сатисфакции состоят в выражении сожаления, удовлетворения, сочувствия, взятии обязательства привлечь виновных к ответственности. Они применяются в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства.

Материальная ответственность может наступать в форме репараций либо реституций.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, в виде товаров, услуг. Они применяются, как правило, на основе международных договоров, причем сумма, подлежащая возмещению, обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного вооруженным конфликтом.

Реституции представляют собой возвращение в натуре неправомерно изъятых у государства, его организаций и граждан материальных ценностей (либо их замена предметами того же рода и примерно равноценными).

Понятие моральной ответственности вызывает обоснованные сомнения, все же отметим, что сатисфакция может применяться в том случае, если нарушения гуманитарных норм имели место как результат эксцессов в поведении военнослужащих. Такие примеры имели место в истории войн.

Установление политической, материальной и моральной ответственности за нарушение норм МГП является одной из гарантий укрепления международного правопорядка, важной превентивной мерой, направленной на предотвращение вооруженных конфликтов.

Более того, важным средством укрепления института ответственности в международном гуманитарном праве служит предусмотренная в ст. 90 Дополнительного протокола I Международная комиссия по установлению фактов.

В ее функции входит расследовать любые факты, которые могут представлять собой серьезное нарушение, как оно определяется конвенциями и данным протоколом, или любое другое серьезное нарушение конвенций или протокола.

Комиссия будет содействовать восстановлению уважительного отношения к конвенциям и данному протоколу.

Никак нельзя согласиться с утверждением, что признание обязательной юрисдикции комиссии будет противоречить принципам уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела, потому что борьба с международными преступлениями не противоречит указанным принципам, а, наоборот, служит их всемерному упрочению 5.

Источник: https://www.referat911.ru/Mejdunarodnoe-pravo/mezhdunarodnopravovaya-otvetstvennost-gosudarstv-za-narushenie/261324-2560030-place1.html

Нарушения международного права

Ответственность за нарушение гуманитарного права

Международное право – рассматривает взаимодействие государств и регулирует их взаимоотношения на основе принятых национальных и международных правовых норм.

Предметом международного права является рассмотрение взаимодействия государств и международных организаций, его объектом — отношения между странами и международными организациями, которые взаимодействуют по вопросам, касающимся их интересов.

Метод международного права состоит в принуждении или в угрозе силового принуждения для соблюдения тех или иных международных договорённостей заключенных странами.

Замечание 1

Социальная сущность международного права состоит в том, что поддерживает мирные отношения между странами, тем самым способствуя общему развитию государств, их экономике, культуре, разоружению, снижению количеству военных конфликтов.

Международно-правовая ответственность

За нарушение международного права следует международно — правовая ответственность.

Замечание 2

Международно-правовая ответственность означает, что совершивший противоправные действия и нарушивший тем самым принятые договорённости должен компенсировать нанесённый им вред.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Наиболее ярким и показательным примером являются нарушения международного гуманитарного права.

Определение 1

Международное гуманитарное право – это защита населения в ходе боевых действий и возникших вооруженных конфликтов при помощи определённой группы юридических правовых норм, разработанных и принятых мировым сообществом.

Основными источниками международно — гуманитарного права, в которых указывается ответственность стран за свои действия можно считать принятые в различные годы Женевские Конвенции, в которых оговаривались условия обращения с получившими ранения, военнопленными и с гражданским населением.

Пример 1

Одним из последних документов такого рода является доклад, принятый в 2001 году Комиссией международного права на 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Согласно данному международному документу под названием «Тексты проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния» приводились в порядок правовые нормы, в которых говорилось про ответственность каждой из стран за свои деяния.

Международно-правовая ответственность регулируется подотраслью международного права – правом международной ответственности.

Стоит сказать, что государства несут ответственность за свои действия согласно предписанию принципу, означающему, что принятые сторонами соглашения должно соблюдать без обмана со стороны какого либо государства.

За нарушения норм международного гуманитарного права любая страна несёт ответственность перед своими соседями и международным сообществом. К таким нарушениям относятся:

  • Противоправные действия, которые совершили органы государства, используя при этом и военные силы.
  • Нарушения, которые совершили лица или некие образования выполнявшие работу некоторых элементов государственной власти по заданию другого государства.
  • Противоправные действия совершенные как некими лицами так и организованными группами, которые работали под прямым началом руководства своего государства.
  • Противоправные действия, которые совершено определёнными лицами или организациями и о которых государство знает и рассматривает их деяния как свои собственные.
  • Кроме того страна может нести ответственность если оно не предприняло надлежащих действий по предотвращению принятых норм международного права и не приняло меры по наказанию лиц и организаций причастных к совершённым преступлениям.

Международно-правовая ответственность физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права

Одним из главных принципов международного гуманитарного права является личная ответственность за его нарушение. Данное положение впервые было сформулировано в Уставе Нюрнбергского трибунала.

Нюрнбергский трибунал был создан в 1945 году по Соглашению между союзниками во Второй Мировой войне – СССР, США, Великобританией и Францией.

На Нюрнбергском трибунале были сформулированы следующие принципы, касающиеся индивидуальной ответственности за нарушения международного гуманитарного права:

  1. Преступления против мира. Это означает нести ответственность за планирование, подготовку и начало военных действий, или участие в таких действиях, нарушая тем самым международные соглашения и договорённости.
  2. Военные преступления, нарушающие международное гуманитарное право. К данным злодеяниям относятся преступления, которые носят характер насильственных и издевательских действий по отношению к мирному населению. Примером служит увод в рабство, издевательство над военнопленными и гражданским населением. Также к таким преступлениям относятся и целенаправленное и бессмысленное разрушение населённых пунктов, городов, деревень.
  3. Преступления против человечества. К таким преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие зверства, которые были совершены в отношении мирного населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам.

    Замечание 3

    К таким преступлениям также относят геноцид – как целенаправленное истребление определённой группы населения согласно неким расовым, национальным и религиозным представлениям.

Подобные преступления могут происходить как в мирное, так и в военное время. Участники и организаторы подобных деяний «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» принятой в 1948 году не имеют права убежища и должны выдаваться для судебных разбирательств и вынесения приговора.

Международный терроризм также является одним из распространенных видов международного преступления.

Это преступление обладает следующими специфическими чертами — подготавливается теракт на территории одной страны, а само преступление совершается уже в другом государстве. При этом преступник скрывается во владениях иной страны, в связи, с чем возникает вопрос о выдаче.

Торговля и распространение наркотических и психотропных препаратов также является международным преступлением и карается соответственно с принятыми международными и национальными правовыми нормами.

Согласно принятым международным документам, в частности Конвенции о психотропных веществах подписанной в 1971 г., государства самостоятельно определяли законодательные нормы, наказывающие за нарушение провозглашённых правил.

К международным преступлениям также относится:

  • торговля людьми — продажа в рабство мужчин, женщин, детей преследуется международными органами. С 1999 года ведется мировая программа по борьбе с работорговлей.
  • подделка денежных знаков – согласно принятым постановлениям, государства берут на себя обязанности по искоренению и пресечению преступной деятельности связанной с подделкой денежных средств.
  • пиратство – как незаконный захват любых транспортных средств на море и в воздухе с целью извлечения незаконной прибыли также преследуется международным и национальными законодательствами и считается одним из видов международного преступления.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mezhdunarodnoe_pravo/narusheniya_mezhdunarodnogo_prava/

Понятие международного гуманитарного права и его основные функции

Ответственность за нарушение гуманитарного права

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов существует как самостоятельная отрасль международного права. Его функции — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения.

Возникновение современного международного гуманитарного права внесло существенные изменения в законы и обычаи войны. Уже к середине XIX в.

в отношениях между государствами складывается система правил, в соответствии с которыми военное насилие может применяться только к комбатантам; военнопленные рассматриваются в качестве временно задерживаемых лиц; государства должны заботиться о раненых и больных неприятеля, оказывать покровительство его военно-медицинскому персоналу.

Устанавливается норма, запрещающая применение вооруженной силы против мирного населения. Военная оккупация определяется как временное занятие территории противника; оккупирующее государство не приобретает суверенных прав на захваченную территорию; оно обязано уважать местные законы, традиции и обычаи.

Считается, что МГП возникло в 1864 г. после первой Женевской конференции, в ходе которой была принята «Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны».

С помощью МГП регулируются отношения между сторонами — участниками вооруженного конфликта, как международного, так и немеждународного; во-вторых, упорядочиваются отношения воюющих с нейтральными государствами; в-третьих, ограничивается возможность сторон выбирать средства и методы ведения военных действий; в-четвертых, закрепляются меры, направленные на защиту лиц, которые не принимают или прекратили принимать непосредственное участие в военных действиях, а также гражданских объектов и объектов, имеющих важное значение для выживания гражданского населения.

Международное гуманитарное право имеет двойной объект своего воздействия: с одной стороны, оно призвано облегчать людские страдания, порожденные военными действиями, а с другой — оказывать реальную помощь лицам, пострадавшим от военных действий: раненным, пленным, а также гражданскому населению.

Субъект международного права — это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Виды субъектов МГП:

  • Государства.
  • Союзы государств.
  • Международные организации.
  • Коалиции государств.

Представителями субъектов МП являются:

Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, министры в пределах своих полномочий, главы представительств международных организаций, делегации, уполномоченные на ведение переговоров.

Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления.

Порядок представительства государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенции являются внутренним делом государства и регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их уставами.

Существует система принципов, разработанная швейцарским профессором Ж. Пикте, который предложил свести принципы МГП в три группы: основополагающие принципы, общие принципы и принципы, которыми должны руководствоваться воюющие стороны в вооруженных конфликтах.

Основополагающие принципы:

  1. МГП имеет всеобщее действие и должно соблюдаться безусловно и при любых обстоятельствах.
  2. Применение МГП не означает вмешательства во внутренние дела или в конфликт и не затрагивает суверенитета или правового статуса конфликтующих сторон.
  3. Медицинский персонал, транспорт и учреждения, имеющие надлежащие опознавательные знаки, неприкосновенны и нейтральны.
  4. Необходимо строго соблюдать различие между комбатантами и гражданским населением, с тем, чтобы выполнять нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий.
  5. Государство обязано как на национальном, так и на международном уровне обеспечить гуманное обращение с лицами, оказавшимися в его власти.
  6. Запрещается дискриминация по любому признаку.
  7. Серьезное нарушение норм МГП — уголовное преступление, подлежащее наказанию.

Общие принципы. Общие принципы тесно связаны с основными правами человека.

  1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.
  2. Каждый имеет право на признание его прав перед законом, на общепринятые юридические гарантии. Никто не может отказаться от прав, предоставленных ему гуманитарными конвенциями.
  3. Запрещаются пытки, унизительное или бесчеловечное наказание. Запрещаются репрессалии, коллективные наказания, захват заложников. Запрещается нападение на гражданское население, на обозначенные МГП гражданские объекты.
  4. Никто не может быть лишен собственности незаконным путем. Оккупанты не являются владельцами гражданских объектов, а лишь могут распоряжаться захваченным имуществом. Оккупационные власти обязаны принимать меры по сохранности этого имущества.

Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных конфликтов и ведения военных действий:

  1. Запрещаются недозволенные виды оружия и методы ведения войны. Не должны разрабатываться новые виды, если они нарушают нормы и принципы МГП или иные международные соглашения.
  2. Воюющая сторона не должна наносить противнику ущерб, несоизмеримый с целью войны, т.е. с уничтожением или ослаблением военной мощи противника.
  3. Запрещаются вероломство, т.е. симуляция стремления к переговорам, использование военной формы противника, знаков ООН, Красного Креста и другие аналогичные методы.
  4. При ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды.

Примеры нарушений МГП

  1. Разрушение талибами гигантских статуй Будды в центральной афганской провинции Бамиан в 2001 году. Уничтожение памятников доисламской эпохи (буддийских, зороастрийских, индуистских), начавшееся в Афганистане после указа лидера талибов муллы Мохаммеда Омара 26 февраля 2001.

    Несмотря на то, что в 1954 году Ирак и Сирия ратифицировали Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, она не исполняется.

  2. С июня 2014 по 13 февраля 2015 ИГИЛ разграбило и уничтожило не менее 28 религиозных зданий, представляющих историческую ценность.

    «Послужной список» террористов включает множество актов вандализма: от уничтожения шиитских мечетей до подрыва центральной библиотеки и варварского разгрома музея в Мосуле, где погибли тысячи редких старинных книг и бесценных экспонатов.

    В марте этого года экстремисты бульдозерами сровняли с землей исторические руины двух древних городов Хатры и Нимруда, входивших в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  3. И российскими, и грузинскими войсками применялось кассетное оружие, в результате чего гибли гражданские лица, и возникла угроза для значительного числа жителей, поскольку после этого остались неразорвавшиеся боевые элементы.

  4. Во время войны во Вьетнаме вьетнамцы устанавливали ловушки на лесных тропах, около американских баз, и будучи замаскированной под тонким слоем травы, листьев, грунта или воды, была трудно обнаруживаема. Размер ловушки был рассчитан точно под ногу в ботинке. Колья всегда смазывались нехорошими веществами.

    Попадание ногой в такую ловушку, пробитие кольями подошвы и ранение почти наверняка вызывало заражение крови.

  5. Война в Ливии. Когда город был сдан оппозиции, охранники бросили три гранаты в помещение, где содержались заключенные, и затем открыли огонь.

    Международная комиссия по расследованию, учрежденная Советом по правам человека, установила причастность антиправительственных сил к совершению военных преступлений и преступлений против человечности, в частности, она упомянула внесудебные казни, пытки, насильственные исчезновения, беспорядочные атаки и мародерство, Комиссия отметила, что власти не проводили расследование ни по одному из нарушений, совершенных антиправительственными силами, и «нарушения международного права в области прав человека продолжают происходить в условиях безнаказанности»

  6. В посёлке Мадайя в провинции Дамаск террористические группировки открыли огонь по автомобилям делегации Международного комитета Красного Креста и сирийского общества Красного полумесяца.
  7. Террористы из ИГИЛ стали прибегать к использованию химического оружия. Экспертами Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) было установлено, что еще в августе в городе Мареа к северу от Алеппо ​был применен иприт.

Заключение

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов существует как самостоятельная отрасль международного права. Международное гуманитарное право имеет свой, отличный от других отраслей, специальный метод правового регулирования, реализующийся в период вооруженного конфликта, состоящий:

  • во-первых, из установления факта начала, ведения, окончания войны, вооруженного конфликта;
  • во-вторых, определения круга субъектов вооруженного конфликта;
  • в-третьих, установления правового статуса комбатантов, гражданского населения и всех других участников правоотношений;
  • в-четвертых, принятия международных договоров, порождающих права и обязанности сторон;
  • в-пятых, процесса функционирования международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов; шестых, гарантии реализации норм международного гуманитарного права;
  • в-седьмых, ответственности государств и физических лиц за нарушение норм МГП.

Функции международного гуманитарного права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения. Определяются сущностью и социальным назначением права в жизни мирового сообщества, по регулированию правоотношений в период войны, вооруженного конфликта международного и немеждународного характера, борьбы с международным терроризмом.

Источник: https://novainfo.ru/article/8363

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.