Ответственность педагогических работников

Ответственность педагогических работников в РФ

Ответственность педагогических работников

За несоблюдение рассмотренных в предыдущем материале «Обязанности педагогических работников в РФ» обязанностей действующее в настоящее время законодательство предусматривает для педагогических работников ответственность, причем виды ответственности могут быть различными.

В частности, может наступать юридическая ответственность, которая требует некоторого пояснения.

В соответствии с ч. 4 статьи 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

  • педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками их обязанностей также учитывается при прохождении ими аттестации.

Таким образом, законодательство об образовании непосредственно не предусматривает юридической ответственности педагогических работников, а содержит отсылочную норму к другому законодательству.

В частности, к работникам образовательных учреждений (педагогическим работникам) применимы меры ответственности, предусмотренные:

  • Трудовом кодексом РФ,
  • Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и
  • Уголовным кодексом РФ.

Перед своим работодателем работники образовательных учреждений (педагогические работники) несут следующие виды ответственности:

  • дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (должностных обязанностей);
  • замечание, выговор, увольнение по соответствующей статье Трудового кодекса;
  • материальную ответственность за причинение по вине педагогического работника ущерба имуществу работодателя или третьих лиц, за имущество которых отвечает работодатель.

Работники образовательных учреждений (педагогические работники) несут также административную ответственность:

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) содержит две статьи об административной ответственности в сфере образования:
    • статью 5.57 «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций и
    • статью 19.30 «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса».

Большинство видов нарушений, предусмотренных данными статьями, могут быть совершены административными работниками образовательных учреждений (должностными лицами), однако за отдельные нарушения могут понести наказание и педагогические работники. Например, за нарушения в процессе проведения государственной итоговой аттестации частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность педагогических работников.

Вопрос о том, в каких ситуациях педагогический работник может быть признан должностным лицом, требует отдельного рассмотрения применительно к каждой конкретной ситуации, и исходя из определения должностного лица, которое дано в статье 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» КоАП РФ.

Представляется, что в ряде случаев педагогический работник может быть наделен полномочиями, которые бы позволяли отнести его к должностным лицам образовательного учреждения.

Например, если от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся:

  • педагогический работник принимает решения в отношении приема лиц на обучение и др.,
  • соответственно, педагогический работник может быть признан должностным лицом и стать субъектом административной ответственности.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда педагогический работник является членом государственной экзаменационной комиссии или ее уполномоченным представителем:

  • участники ЕГЭ в данном примере не находятся в служебной зависимости от организаторов ЕГЭ, поскольку между ними нет трудовых отношений;
  • вместе с тем, последние уполномочены удалить лиц, нарушающих запреты, то есть осуществить функцию представителя власти.

Система образования

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/681-otvetstvennost-pedagogicheskikh-rabotnikov-v-rf

Дисциплинарная ответственность работников образовательных учреждений

Ответственность педагогических работников

В уставе может быть прямо предусмотрен перечень грубых нарушений устава. Если перечень отсутствует, грубым нарушением устава могут быть признаны систематическое неисполнение (или ненадлежащее исполнение) педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом, а также нарушение положений устава, запрещающих педагогическому работнику совершение определенных действий.

Однако в случае обращения работника в суд с иском о восстановлении на работе работодателю потребуется обосновать свою субъективную оценку двух нарушений устава в качестве грубых. Поэтому перечень грубых нарушений желательно предусмотреть в уставе.

Увольнение по данному основанию возможно за совершение педагогическим работником указанных виновных действий не на работе. Важно установить вину педагога: если он защищался от нападения малолетних хулиганов и применил физическую силу, это не может стать основанием его увольнения.

8.3. правовая ответственность педагогических работников

Тест «проверьте себя» (8 практических ситуаций) Ситуация 1: В конце июля директор школы связался по телефону с учителем и потребовал, чтобы он вышел на работу и подготовил закрепленный за ним кабинет к приемке в течение недели. Учитель объяснил, что находится в отпуске и сможет выйти на работу только через три недели, то есть в середине августа.

Дисциплинарное взыскание педагогическому работнику

Уставы федеральных государственных образовательных учреждений утверждаются непосредственно Правительством РФ . Например: Устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.

Ломоносова», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2008 N 223. Устав образовательного учреждения, как правило, называет обязанность педагогического соблюдать нормы различных локальных нормативных актов образовательного учреждения, например правил внутреннего распорядка.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него должностных обязанностей, работодатель вправе применить к работнику одно из дисциплинарных взысканий, установленных законодательством. Какие виды дисциплинарных взысканий вправе применить работодатель?

Перечень дисциплинарных проступков законодательно не определен, однако установлен перечень оснований для увольнения работников в качестве меры дисциплинарного взыскания (ч. 3 ст. 192 ТК РФ): — неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п.

5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ); появление на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника;

— принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п.

Дисциплинарное взыскание может считаться снятым в том случае, если после его получения сотрудник в течение года не совершал нарушений, и если за это время у него не появилось еще одного дисциплинарного взыскания.

• При принятии необоснованного решения руководителем организации, которое повлекло за собой нарушение сохранности имущества или его неправомерное использование, или другой ущерб имуществу организации.

По отношению к отдельным недобросовестным работникам применяются в необходимых случаях меры дисциплинарного и общественного воздействия (ст.

За особые трудовые заслуги работники представляются в вышестоящие органы к поощрению, к награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными значками и к присвоению почетных званий. Работодатель самостоятельно определяет какое дисциплинарное взыскание применить к работнику, исходя из тяжести проступка.

Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт (ст.

193 ТК РФ).

Дисциплинарные увольнения педагогических работников в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки» Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Дацко Наталья Петровна Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Дацко Наталья Петровна, Текст научной работы на тему «Дисциплинарные увольнения педагогических работников в Российской Федерации» Проблемы и вопросы гражданского права УДК 349.227 37.011.31-51:349.227 DOI: 10.

Челябинск Ключевые слова: дисциплинарные увольнения, педагогические работники, конфликт интересов, аморальный проступок.

В Трудовом кодексе РФ не дано легального определения понятия дисциплинарной ответственности.

В ст. 192 ТК РФ лишь указывается на то, что за совершение дисципли- нарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.

1 ст. 336 ТК РФ к данным взысканиям, однако п. 2 ст. 336 он обошел стороной. Дисциплинарные увольнения педагогических работников в Российской Федерации Дополнительные основания увольнения, предусмотренные ст.

336 ТК РФ, применяются исключительно в отношении педагогических работников соответствующих образовательных и иных учреждений, то есть круг субъектов, увольнение которых допускается, еще уже. Ранее действовавший КЗоТ РФ содержал в п.

3 ст. 254 аналогичную формулировку основания увольнения работников, выполняющих воспитательные функции, что также порождало трудности в судебной практике. нормам ТК РФ (п. 5 ст. 81 ТК РФ) увольнение будет дисциплинарным.

Дисциплинарные увольнения педагогических работников в Российской Федерации Дацко Наталья Петровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и социального права, Южно-Уральский государственный университет, г.

disciplinary discharge, teaching employees, conflict of interest, amoral offence. Nataliya Petrovna Datsko — Candidate of Science (Law), Associate Professor of Labour and Social Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: Received 17 December 2015.

Дацко, Н. П. Дисциплинарные увольнения педагогических работников в Российской Федерации / Н.

П. Дацко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». -2016. — Т. 16, № 1. — С. 67-72.

Ш1: 10.14529/160111. Datsko N. P. Disciplinary discharge of teaching employees in the Russian Federation.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2019, vol. 16, no. 1, pp.

Дисциплинарная ответственность работников образовательного учреждения

На что, с учетом сложившейся судебной практики, необходимо обратить внимание при использовании таких оснований привлечения работника к дисциплинарной ответственности? Грубое нарушение устава образовательного учреждения Педагогические работники образовательного учреждения могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение устава образовательного учреждения (далее — нарушение устава).

Устав образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующего типового положения {amp}lt;1 и утверждается учредителем. Уставы федеральных государственных образовательных учреждений утверждаются непосредственно Правительством РФ {amp}lt;2.

Из протокола судебного заседания следует, что указанные материалы судом не исследовались, в решении им не дана оценка. Аналогичное решение вынесла и судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда (Определение от 11.04.

2006 по делу N 33-1038). Истица обратилась в суд с названным иском, указывая, что 18.10.2005 она была незаконно уволена с должности учителя начальных классов по п. 2 ст. 336 ТК РФ из-за применения методов воспитания, связанных с физическим насилием над личностью обучающегося.

Источник: https://active-body.info/distsiplinarnaya-otvetstvennost-rabotnikov-obrazovatelnykh-uchrezhdeniy/

Слово учителю — закон: можно ли заставить родителей детей-хулиганов раскошелиться за хамство

Ответственность педагогических работников

Общероссийский профсоюз педагогов предложил штрафовать за оскорбление учителей. Родители за неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка должны будут заплатить от 500 до 3 тыс. рублей, а в случае нападения на учителя штраф увеличится до 5 тыс. рублей.

В профсоюзе разработали законопроект, призванный ввести ответственность за неуважительное отношение к педагогам. Для этого предлагается внести поправки в Федеральный закон «Об образовании» и Кодекс об административных правонарушениях.

Действительно ли уважать учителей можно заставить при помощи штрафов и почему не работают другие меры — разбирались «Известия».

Плата за унижение

Поправки, разработанные Общероссийским профсоюзом учителей, вводят ответственность не только для родителей, но и для должностных и юридических лиц. Для последних штраф за унижение чести и достоинства педагогического работника составит от 100 до 150 тыс. рублей.

Помимо этого, предлагается ввести уголовную ответственность за нанесение побоев и применение насилия в отношении учителей по аналогии с тем, как это уже предлагали ввести в отношении медработников.

За нанесение побоев учителю во время исполнения им профессиональных обязанностей предлагают лишать свободы на срок до трех лет, а за те же деяния, совершенные группой лиц, — до шести лет.

Разработку документа связали с участившимися случаями нападения на учителей в школах.

— В связи с регулярно продолжающимися случаями неуважительного отношения и даже насилия в отношении педагогических работников, предлагается введение ответственности для участников образовательных учреждений, проявляющих неуважительное отношение, выразившееся в оскорблении и (или) проявлении насилия к педагогическим работникам, при осуществлении ими своей профессиональной деятельности, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. В случае принятия законопроекта учительские профсоюзы получат право обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних для защиты своих прав.

Нет рычагов

В Комитете Госдумы по образованию и науке приступили к рассмотрению законопроекта «О статусе педагога», об этом «Известиям» рассказала заместитель председателя комитета Лариса Тутова.

— Я и мои коллеги планируем обсудить предложения по законопроекту, которые уже поступают со всей страны. В разработке документа принимают участие педагоги, родители и эксперты.

В комплексных поправках депутаты собираются предложить не только санкции, но и инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей.

Но главное, депутаты хотят определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов, — сообщила Тутова.

Законодательные инициативы, предложенные Общероссийским профсоюзом образования, по ее словам, нужны как дополнительный правовой механизм.

— Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию. А законодатель примет оптимальное решение, — добавила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке.

Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ, порядка 70% российских учителей сталкивались с травлей со стороны родителей, учеников или коллег. Чаще всего опрошенные называли причиной травли желание школьников самоутвердиться перед одноклассниками.

Исследователи связывают травлю учителей с низким уровнем оплаты их труда и как следствие падением авторитета профессии.

Возраст учителя, его профессиональный стаж и квалификация никак не влияют на шансы преподавателя стать объектом насмешек среди школьников.

Необходимость защищать педагогов самоочевидна, однако на сегодняшний день реально работающих механизмов для этого не существует, отметил в беседе с «Известиями» доктор психологических наук, профессор Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования Илья Слободчиков.

— На сегодняшний день никаких реально работающих механизмов нет. Возможна ли разработка такого механизма? Думаю да, но это дело не одного месяца, а главное — это должна быть государственная системная деятельность. По поводу штрафов — это безусловно вариант, и он может быть использован как мера условной регуляции, — пояснил Слободчиков.

Однако в случае введения такой меры возникают сразу несколько вопросов по ее реализации: кто будет выносить решение о штрафе и куда пойдут собранные деньги.

— К тому же, в ряде случаев причиной конфликта в классе, а то и в школе является непрофессиональность педагога, прежде всего, как воспитателя.

Тут, разумеется, меня можно уколоть — школа на сегодняшний день воспитательную функцию реализовывать не обязана.

Может быть и не обязана, да только человеческую и профессиональную культуру, включая культуру отношений, в том числе и с подопечными, никто не отменял, — добавил доктор психологических наук.

Еще одна проблема связана с тем, как именно будет доказываться оскорбление учителя и в чьи обязанности будет входить контроль над этим процессом, считает учитель года, директор школы № 1060 Москвы Михаил Случ.

— Этот законопроект идет в духе, что за поведение несовершеннолетнего нести ответственность должны его родители. Сейчас пока не понятно, как оскорбление будет вылавливаться и доказываться, — считает Случ.

Повсюду камеры

Зачастую скандалы в школах становятся предметом публичного обсуждения.

Камеры, которые по идее должны помогать учителю, на деле могут сработать и против него: не сдержал эмоций, не уследил за всеми или не разрешил конфликт между учениками — и педагог внезапно обнаруживает себя героем очередного скандального видео в Сети. Родители в спорных ситуациях склонны винить учителя как единственного взрослого в классном кабинете.

В настоящий момент единственный существующий способ защиты педагога от агрессивного поведения учеников — увольнение, подчеркнула председатель Единой независимой ассоциации педагогов Екатерина Морозова.

— В последнее время участились случаи оскорбления учителей. И защититься у учителя нет никаких ресурсов. Всё, что может сделать педагог — уволиться.

Почему прилюдное оскорбление учителя должно оставаться безнаказанным? Всем прекрасно известно, что всё идет от семьи. Да, порой дети совсем от рук отбиваются, на них сильное влияние оказывает и социум, компьютерные игры, насильственные фильмы, передачи.

Поэтому если родители не проводят воспитательных бесед, то будут лишать копеечки за это, — считает Морозова.

Ответственность за поведение учащихся в стенах школы несут в равной степени как учителя, так и родители. Поэтому перекладывание воспитательной функции на одну из сторон лишь усугубляет конфликт, считает директор московской школы № 1412 Александр Глозман.

— Считаю, что ответственность за порядок в школе, классе в равной мере несут и само учебное заведение, и педагоги, и родители. Если школа и родители будут стоять на одинаковых позициях в плане воспитания детей, их духовно-нравственного развития, тогда и конфликтных ситуаций будет меньше, — уточнил Глозман.

Борьба со следствием

Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец назвала предлагаемую инициативу скорее губительной, чем созидательной, потому что закон борется не с причинами, а со следствием.

— Жестокость наших детей, их агрессия не только по отношению к учителям, но и к ровесникам, животным — всё это следствие повышенного градуса агрессии в обществе. Родители также являются жертвами окружающего мира.

Поэтому это ответственность государства и общества за морально-нравственный облик своих граждан. Введение штрафов и тем более уголовного наказания привет к большему увеличению пропасти между родителями и педагогами.

И так всё больше конфликтов возникает на почве личностной неприязни. Учитель с этим законопроектом приобретет статус некого стукача, виновника того, что семья может понести финансовый урон.

Семья, в которой растет агрессивный ребенок, как правило является неблагополучной, – заявила Волынец, добавив, что данный регламент является избыточным, потому что ответственность для детей наступает с 14 лет.

Введение штрафов для родителей даст почву для различных манипуляций. Дети со сложностями в поведении смогут использовать это обстоятельство, чтобы добиваться желаемого от своих родителей или мстить им, объясняет психолог-консультант по детской и подростковой психологии Андрей Касян.

— Если ребенок обижен на маму или папу, зная об этом законе, он может приходя в школу действовать им назло и искусственно создавать ситуацию, чтобы отомстить родителям. Через такой закон подростки получат инструмент для манипуляции и вымещения обиды.

Вопрос и в том, насколько эффективно это в качестве воспитательной меры. Потому что проводить работу нужно и с школьником, и его родителями в равной мере, чтобы сблизить их и решить ситуацию.

Вместо этого ребенок может в открытую требовать для себя каких-то благ, чтобы родителей не оштрафовали, — рассказал Касян.

Эта ситуация показывает, что нужно внимательнее относиться к кадровому составу в школах, возможно обратить внимание на то, укомплектована ли она психологами.

Вместо того, чтобы ввозить штрафы, можно более широко применять методы медиации и включать родителей и детей в решение конфликтных ситуаций.

Например, вводить обязательное совместное посещение школьных психологов в качестве одной из мер налаживания учебного процесса. Причем количество таких сессий назначалось бы в зависимости от тяжести проступка.

— Есть случаи, когда педагог в школе предвзят или неквалифицирован, а есть — когда родители готовы идти открытый на конфликт с учителем.

Но если бы были программы, которые поддерживают взаимодействие между сторонами, то в таком случае можно было бы создать базу для решения споров. В противном случае, это может привести к еще большему разобщению родителя с ребенком.

Такой закон нужно очень глубоко просматривать, — добавил специалист по детской и подростковой психологии.

Источник: https://iz.ru/980029/anastasiia-chepovskaia-elena-sidorenko/slovo-uchiteliu-zakon-mozhno-li-zastavit-roditelei-detei-khuliganov-raskoshelitsia-za-khamstvo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.