Отрасли современной психологии

Содержание

Отрасли психологии как научной дисциплины

Отрасли современной психологии

Психология в течение XX в. накопила такое большое количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно представляют себе, как много они знают. Поэтому преподавание психологии является важным средством систематизации психологических знаний.

Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:

1) предмет, с которым они связаны;

2) связи с другими отраслями знания;

3) общие или частные проблемы, которые они изучают;

4) методы, которые они используют.

Некоторые отрасли психологии или области исследований выделяются на основании более чем одного из перечисленных критериев.

В зависимости от предмета исследования выделяется огромное количество разделов психологического знания, например психология познавательных процессов, психология эмоций, психология личности, дифференциальная психология, зоопсихология, психология развития и т. д.

Нередко в качестве самостоятельных разделов психологии выделяются и более частные проблемы, например психология творчества, психология посттравматического стресса и т. п.

На основе связей психологии с другими науками выделяются такие научные дисциплины, как психофизиология, нейропсихология, социальная психология, математическая психология.

Не всегда можно сказать однозначно, являются ли данные дисциплины отраслью психологии или соответствующей смежной науки. В течение всего XX в.

психологические знания накапливались не только в рамках психологической науки, но и во многих других науках, которые посвящены изучению человека. И психологи не вправе претендовать на исключительный монополизм в изучении психического мира.

В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяются две сферы научно-психологических знаний: фундаментальная и прикладная психология. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом.

Отрасли фундаментальной психологии

К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:

общая психология;

психология личности;

дифференциальная психология;

психофизиология;

нейропсихология;

социальная психология;

психология развития;

психология аномального развития (или специальная психология);

сравнительная психология и зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. В рамках общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов и процессов регуляции деятельности, а также психические состояния человека.
Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.
Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различим изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.
Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в рамках психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, качества человека.
Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.
Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.
Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и личностных качеств человека, В рамках психологии развития выделяется детская психология, подростковая психология, психология юношеского возраста, психология взрослого человека, геронтопсихология (психология старости).
В качестве отдельной отрасли научной психологии выделяется психология аномального развития (или специальная психология), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов.
Олигофрено-психология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.
Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.

Отрасли прикладной психологии

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

педагогическая психология;

медицинская психология;

психология искусства;

психология религии;

психология семьи и др.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В рамках педагогической психологии изучаются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выявляются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирование мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней, роль психики в возникновении и протекании болезней, в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.
Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики. Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология (психология деятельности человека-оператора за пультом управления машиной), авиационная психология, космическая психология, транспортная психология, психология торговли, военная психология и др.
Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. Наиболее важные разделы этой отрасли психологии — психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.
Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного процесса тренировок, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.
Психология искусства исследует закономерности творческой деятельности писателей, поэтов, художников, музыкантов, актеров и режиссеров, психологические механизмы создания ими произведений искусства. Изучаются также особенности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, разрабатываются психологические вопросы эстетического воспитания.

Психология религии — направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений и чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.

Психология семьи занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных, интимных, экономических, хозяйственно-бытовых отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.

Отрасли современной психологии

Определенное представление об основных сферах современной психологии может дать также библиотечно-библиографическая классификация, знание которой может быть полезно психологам для работы с литературой по какой-либо проблеме в каталогах библиотек.

В зависимости от метода исследования или психологической практики выделяются такие отрасли психологии, как научная и практическая психология, экспериментальная психология, математическая психология, психодиагностика, психотерапия, консультационная психология.

Естественно предполагать, что перечисленные отрасли психологии, области психологических исследований и психологической практики должны быть в той или иной мере отражены в учебных планах психологического образования.

Какие из перечисленных выше отраслей психологической науки и практики должны быть включены в число учебных дисциплин в рамках конкретной образовательной программы? Это зависит от следующих факторов:

1. Авторитет соответствующей отрасли знания в научном мире. Чем большим авторитетом пользуется наука, область научных исследований или практики, тем

более вероятно, что она войдет в учебный план образовательной программы.

2. Цели образовательной программы и понимание значимости каждой дисциплины для психологического образования. Чем в большей степени осознается значимость данной науки или отрасли знаний для реализации целей данной образовательной программы, тем более вероятно, что она будет включена в число учебных дисциплин.

3. Преподаватели, которые могут вести курсы по соответствующим дисциплинам. Учебная дисциплина вводится в учебный план только при наличии преподавательских кадров, имеющих соответствующую квалификацию; профессиональная специализация преподавателя, работающего в университете, и область его научных интересов способствуют включению в учебный план соответствующей учебной дисциплины.

4. Реальные ресурсы учебного времени в рамках данной образовательной программы. При ограничениях времени, отводимых на любую образовательную программу, принцип «чем больше, тем лучше» нецелесообразен, поскольку приводит к перегрузке. Поэтому, несмотря на значимость отдельных учебных предметов, они не включаются в учебный план.

5. Методическая оснащенность соответствующей дисциплины. Научную дисциплину или отрасль знаний целесообразно включать в учебный план в том случае, если существуют определенные методические пособия, хотя имеется целый ряд случаев, когда включение дисциплины в учебный план стало стимулом для разработки соответствующих учебных пособий.

Традиционно в учебный план высших учебных заведений включаются те дисциплины, которые имеют определенные традиции преподавания и демонстрируют высокий уровень научности.

Этот набор дисциплин является довольно типичным, поэтому содержание основных психологических курсов во многих странах достаточно сходно.

Конкретные психологические дисциплины, изучаемые студентами в рамках разных образовательных программ в России, Европе и Америке, будут рассмотрены в следующих разделах книги.

Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=265

Основные отрасли психологии: полноценная система фундаментальных знаний

Отрасли современной психологии

В последнее время психологическая наука развивается бурными темпами, обусловленными большим количеством теоретических и практических задач.

Основные отрасли психологии — это одни из самых прогрессирующих научных направлений, объединенных единым предметом исследования, психикой.

Поэтому их классифицируют в зависимости от того, чью именно психику исследуют, какие аспекты рассматривают и в каких условиях это происходит.

Основные отрасли психологии и разделы

Современная психология включает в себя несколько десятков самостоятельных отраслей. Причем новые появляются довольно часто. Это связано с огромной востребованностью психологической науки всеми сферами человеческой деятельности.

Базисом можно назвать фундаментальные отрасли современной психологии, которые объединены едиными теоретическими принципами, понятиями и методами. Проблемы, которые решает прикладная психология, актуальны для всех научных направлений.

Знания, полученные путем исследований, применяют в конкретных областях — спортивной, космической и многих других. Специальными отраслями изучаются отдельные вопросы, которые имеют большое значение для всей науки.

Практическая психология нацелена на решение психологических проблем конкретных клиентов, ее специалисты проводят профилактическую и коррекционную работу.

Дифференциация психологии определяет ее разветвленность. Однако, несмотря на различие ее отраслей, их объединяет единый для всех предмет изучения — механизмы психики и их закономерности.

Схема отраслей психологии:

К теоретической психологии относят: общую психологию, генетическую, сравнительную, дифференциальную, историю психологии, моделирование психики, психофизиологию, экспериментальную.

Общая психология

Основной отраслью психологии считают общую психологию. Основные ее понятия — это психические состояния, процессы и свойства, которые характеризуют особенности отдельной личности.

Кроме психологий эмоций, мышления, женской психологии, к общей психологии относят и психофизику. В общей психологии проводят работу по систематизации полученных в результате экспериментов данных.

Ведут разработку теоретических проблем, формулируют основные понятия, принципы и закономерности. Служит фундаментом для развития остальных отраслей науки.

Социальной психологией изучаются различные психические явления, которые появляются во время взаимодействия людей в группах.

В сферу интересов данного направления психологической науки входят:

  • вопросы формирования межличностных отношений;
  • психологической совместимости;
  • внутрисемейные отношения;
  • распространение слухов и вкусов.

Психологией личности человек рассматривается в целом. Выделяют определенную систему психических свойств, их структуру, взаимосвязи со средой.

Интерес для генетической психологии представляет изучение закономерностей человеческой психики и психики животных в течение всей эволюции.

История психологии рассматривает различные подходы и закономерности формирования взглядов на психику, изучает историю психологических исследований в различные эпохи.  Ею используются для исследований такие методы как историко-генетический метод или генетическая реконструкция.

Для психофизиологии большое значение имеют процессы и механизмы высшей нервной системы и деятельность мозга, которые связаны с психикой.

Научно-прикладная психология

Целью этого направления психологической науки является не только проведение исследований, но и практическое применение полученных знаний.

Различают несколько ее разделов, ориентированных на:

  • вид деятельности человека и его поведение;
  • психологические аспекты человеческого развития;
  • определение критериев психических норм и патологий.

К этой же группе относят и юридическую психологию, занятую изучением проблем, связанных с реализацией правового поведения индивидов.

Практическая психология

Особое место в классификации отраслей психологии отводится практической психологии — системе служб, направленных на оказание населению психологической помощи. Основной целью данного направления является создание во всех сферах жизни подходящих для человека психологических и социальных условий.

В ее структуру входят следующие направления и службы:

  • семьи и социальной защиты;
  • системы здравоохранения;
  • системы образования;
  • управления, политической деятельности;
  • практической юридической психологии и социологии;
  • социально-психологической службы армии;
  • практической психологии труда и профориентации;
  • практической психологии и социологии экономики и бизнеса;
  • психологии и педагогике спорта.

Так как задачи основных отраслей психологии часто пересекаются, а методы оказания помощи нередко совпадают, между ними существуют довольно тесные связи, которые обуславливают более полное изучение предмета исследования в тех или иных условиях.

Отрасли современной психологии — видео

Источник: https://mind-control.ru/osnovnye-otrasli-psikhologii/

Отрасли психологии: основные разделы и современная структура

Отрасли современной психологии

Психология имеет обширную сферу деятельности, объединяя отдельные дисциплины, направленные на изучение психики. Основные отрасли психологии, развиваемые исследователями, изучают: процесс развития психики в онтогенезе, особенности личности, методы коррекции и профилактики психологических заболеваний. Психология — важная часть науки, влияющая на становление других отраслей.

В чем заключаются задачи современной психологии?

Психология как наука выделяет своей задачей интеграцию человека в общество, облегчение социальной адаптации. В 21 веке приоритетно рассмотрение группы вопросов:

  • индивидуальных особенностей личности;
  • познавательных процессов;
  • психологических патологий;
  • взаимодействия индивида и общества;
  • взаимовлияния в формате межличностного общения;
  • способы коррекции патологий;
  • профилактики и психологического просвещения.

Отдельные сферы науки направлены на выявление и решение личностных конфликтов, устранение влияния стресса, перспективы развития общества.

Как психология взаимосвязана с другими науками?

Современная психология объединяет отдельные дисциплины, поэтому ее следует восприниматься не как отдельную науку, а как комплекс наук. Они развиваются самостоятельно, но используют общие наработки и результаты исследований, поскольку все отрасли направлены на решение одной задачи.

По характеру развития и сфере деятельности отрасли разделяют на фундаментальные и прикладные. К фундаментальным относятся дисциплины, занимающиеся изучением базовых вопросов, необходимых для понимания сути психологии.

Они обязательны к изучению, независимо от специализации психолога, поскольку дают общее представление об устройстве психики и личности человека. Прикладные отрасли объединяют область знаний, необходимых для практического применения.

Общие отрасли изучают проблематику, единую для всех научных направлений. Специальные — узкоспециализированную, подходящую для отдельной группы явлений.

Комплекс психологических наук тесно связан с гуманитарными и социальными дисциплинами: философией, социологией, политологией. В комплексе эти науки дают картину развития общества, влияние социальной группы на индивида, перспективы развития.

Достижения и перспективы развития, особенности классификации

Актуальные достижения психологии помогают человеку находить возможности для личностного роста, избавляться от внутриличностных конфликтов, развивать индивидуальные качества, успешно социализироваться. В классификации отраслей современной психологии выделяют дисциплины, направленные на изучение всех аспектов жизни человека: от личностных до профессиональных.

В перспективе развития общества психология будущего будет изучать:

  1. Скрытые новообразования психики, возможности активации внутренних резервов.
  2. Приспособляемость человека к изменяющимся внешним условиям.
  3. Актуальные методы стабилизации психики.

Предположительно, главными отраслями в будущем станут клиническая, социальная и когнитивная.

Основные признаки аномальных процессов и образований

Аномалия — особенность развития, приводящая к появлению различных патологий. В науке аномалия рассматривается как абсолютный недостаток, мешающий полноценной реализации и, требующий устранения или компенсации.

Психологические аномалии развития снижают скорость развития психических процессов, способность к адаптации, уровень умственных способностей. В отдельных случаях наличие аномалии становится причиной полной изоляции от общества.

Задача отрасли — изучать аномалии, факторы, приводящие к их появлению, методы профилактики и коррекции последствий аномалии.

Основные качества поведенческой психологии

задача отрасли — сравнительный анализ форм поведения индивидов. Линия поведения определяет положение человека в обществе, его способность выстраивать отношения. В научном понимании поведение — ответ индивида на условия среды.

Поведенческая психология изучает: нестандартные поведенческие особенности, влияние социальной среды на выбор линии поведения, соотношение личностных и социальных факторов, влияющих на основу поведенческих стандартов.

Также рассматривается динамика поведения как реакция конкретного индивида на поведение социальной группы.

Биопсихология и здоровье человека

Биологические факторы тесно связаны с психическими. Нарушения в области физиологии влияют на ментальное здоровье, снижают общее качество жизни индивида. Биопсихология объединяет проблематику клинической и индивидуальной отрасли, рассматривая человека в комплексе.

Изучение биологических процессов направленно на разработку стимулирующих психотропных препаратов, влияющих на патологии, появившиеся в результате биологических нарушений.

Достижения биопсихологии позволяют облегчить влияние физических патологий, подобрать индивидуальную схему лечения.

Когнитивная отрасль: создание и самопознание личности

Под когнитивными процессами понимают способность человека изучать, воспринимать окружающий мир посредством органов чувств. Когнитивная психология изучает интеллектуальные особенности, индивидуальные возможности человека.

На основе результатов исследований создаются методики, направленные на формирование основных типов интеллекта. Также приоритетны методики, развивающие внимание, память, мышление.

Назначение отрасли — создать универсальные виды упражнений, помогающие повысить интеллектуальный уровень как отдельного человека, так и социальной группы.

Основные факторы сравнительной психологии

Сравнительная психология изучает сходство человека и животного: процесс развития, способности к обучению, межличностные отношения индивидов.

Рассмотрение поведения животных позволяет оценить мотивацию человеческих поступков, найти подтверждения теоретическим предположениям о процесс эволюции.

Сравнение животных с людьми помогает лучше изучить психологические способности животных, определить перспективы эволюции животных с наибольшим уровнем интеллекта.

Кросс-культурная сфера: взаимообмен и единение

Отрасль занимается принципами формирования человека в контексте нахождения внутри определенной культуры. Она рассматривает культурное наследие народа, уникальные традиции и обычаи, возникновение специфического мировоззрения.

Культура рассматривается как среда воспитания, формирующая взгляды индивида, его мораль, чувство принадлежности к определенной культурной традиции.

Исследование культуры помогает охарактеризовать особенности характера, сформированные средой, отделить их от биологических, уникальных особенностей личности.

Исследование потенциальных возможностей: психология развития

Изучает изменение психических процессов с течением времени. Рассматривает появление качественных и количественных преобразований структуры психики. Развитие — динамический процесс, имеющий тенденцию к совершенствованию.

Исследование его особенностей позволяет определить значение внешних и внутренних факторов, подобрать оптимальную форму обучения и воспитания ребенка в период становления когнитивных процессов, выработать методики, направленные на максимальное раскрытие способностей.

Сравнение результатов экспериментов показывает, какие области психики развиваются наиболее стремительно.

Педагогическое направление: создание и внедрение новых методик обучения

Раздел науки, занимающийся сопоставлением закономерностей, сопутствующих процессу обучения личности. Рассматривает влияние методик обучения на человека, позитивное и негативное влияние отдельных методик на группу учащихся и отдельного индивида.

На основании результатов исследований разрабатываются новые способы воспитания и обучения, способствующие нормальному формированию личности.

Исследование проблем педагогики направлено на создание методов, учитывающих индивидуальные потребности ребенка, врожденные склонности.

Экспериментальная психология: прикладное изучение психики

Раздел, объединяющий все методики, использующиеся в изучении других отраслей. Ее главная задача — разработать валидные методики, позволяющие проверить гипотезы, получить достоверные результаты, сопоставить результаты отдельных исследований.

Психологические исследования, применяемые в других отраслях, возможны только благодаря наработкам экспериментальной психологии.

Ее развитие улучшает качество исследований, позволяет уточнить результаты экспериментов, проведенных в условиях, отличных от лабораторных.

Область применения судебной психологии

Судебная психология занимается изучением проблем судопроизводства и сопутствующих областей, изучает различные закономерности психики преступника: состояние аффекта, вменяемость, адекватность поведения, мораль, склонность к немотивированной агрессии.

Необходимость изучения судебного процесса с точки зрения психофизиологии продиктована актуальными потребностями общества.

Закон объективной морали требует не только беспристрастного отношения судьи к деталям дела, но и учета типа личности подсудимого для вынесения объективного приговора.

Изучение факторов, влияющих на здоровье: связь физического и психического

Изучает связь факторов, влияющих на общее здоровье человека. Цель отрасли — разработка специальных методик, способных повлиять на процесс лечения, ускорить выздоровление человека, усилить защитные функции организма.

Задача психологии здоровья состоит в подборе подходящих методов исследования, изучающих влияние внешних и внутренних черт комплексно.

Также рассматривается влияние изменения психологического состояния на протекание биологических процессов.

Личность: изучение индивидуальных особенностей

задача — изучение индивида, совокупности психических процессов, отдельных фрагментов структуры личности. Цель проведения исследований — составить подробную картину личности, определить взаимосвязь человека и общества. Относится к фундаментальным направлениям. На основе ее исследований создаются способы формирования личности, соответствующие запросам индивида и социума.

Социальная психология: способы развития социума

Изучает индивида как часть группы. Рассматривает особенности поведения человека внутри группы, процесс межличностного общения, влияние общения на создание внутригрупповых отношений.

Социальная психология тесно переплетена с социологией и применяет ее научные методы.

Задача сферы науки — создание среды, в которой потребности индивида будут учитываться группой, а потребности группы включены в список приоритетов индивида.

Возрастные изменения: физическое и психическое формирование человека

Область изучения отрасли — изменения психики в процессе становления личности. Долгое время предметом изучения было изучение закономерностей развития ребенка, но постепенно раздел науки охватил психологию всех возрастных групп.

Он изучает динамику психических процессов, влияние на индивидуальный путь становления в культурно-историческом контексте. Основной тип исследований строится на сравнении свойств отдельных возрастных групп, их различий, появившихся новообразований.

Изучение возрастных изменений позволяет создавать прогностические модели взросления, облегчить момент проживания возрастных кризисов.

Из видео Вы узнаете о том, какие отрасли психологии существуют и как выбрать какую-то отрасль для себя, если Вы планируете становиться психологом.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/otrasli.html

Краткая информация про отрасли психологии — Психологическая помощь

Отрасли современной психологии

11.07.

2019

Описание: Психология изучает закономерности возникновения развития и функционирования психических процессов состояний свойств личности занимающейся той или иной деятельностью закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Особенности психологии: психология представляет собой науку о самом сложном понятии что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной…

  • Дата добавления: 2014-06-21
  • Размер файла: 309.34 KB
  • Работу скачали: 302 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

red54;;;Оглавление

Введение 3

1. Предмет, объект, задачи психологии. Место психологии в системе наук 4

  1. 2. Основные отрасли психологии 6
  2. Заключение 11
  3. Список используемой литературы 12
  4. Приложение 13

Введение

  • Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
  • Особенности психологии:
  • — психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

— психология является сравнительно молодой наукой.

 Условно ее научное оформление связывают с 1879 г.

, когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов.

 Все это обеспечило возможность формирования структуры психологической науки;

  1. — психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров. 
  2. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин, научных направлений, отраслей, разделов.
  3. Цель данной работы: изучить основные отрасли психологии.

1. Предмет, объект, задачи психологии. Место психологии в системе наук 

Психология –наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

  • Рисунок 1 –Предмет изучения психологии
  • В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.
  • Основные задачи психологии:
  • –изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
  • –изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
  • –использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

  1. Философия –в течении столетий явления, которые в данный момент изучает психология, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в ХVI веке психологией.
  2. Педагогика –вместе с психологией изучают проблемы воспитания и обучения.
  3. Медицина, физиология –поставляют психологии научные знания о психике, точнее о ее материальном субстрате: органах чувств и высших нервных центрах.

Нейрофизиология и биология –привели к развитию научного аппарата психологии, которая благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Так, например, было оказано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.

2. Основные отрасли психологии

  • Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено: 
  • — во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, 
  • — во-вторых, появлением новых психологических знаний. 

Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

1) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология –отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

Общая психология –изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.

  1. Основными понятиями общей психологии являются:
  2. — психические процессы;
  3. — психические свойства;
  4. — психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

2) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления.

  • Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.
  • Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). 
  • Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.
  • Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).
  • Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
  • Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
  • Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. 
  • Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. 
  • В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
  • Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология –индивидуальные различия в психике людей.
  • Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).
  • Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.

  1. Психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом.
  2. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.
  3. Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.
  4. Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.
  5. Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.
  6. Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.
  7. Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.
  8. Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах раз­вития животного мира.
  9. Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
  10. Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология, изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами. 

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования.

 Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни.

 Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. 

Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

Источник: https://lugovskayashkola.ru/filosofiya/kratkaya-informatsiya-pro-otrasli-psihologii.html

Современная психология и ее отрасли

Отрасли современной психологии

С 60-х годов появляется когнитивная психология. В ее основе лежит информационный подход к психологическим аспектам деятельности, в которой рассматриваются вопросы:

  • закономерные особенности познавательной деятельности;
  • ее характеристики;
  • приобретение знаний о закономерных особенностях психологического восприятия, мышления, распознавания образов, внимания, запоминания, хранения информации, воображения, формирования целей и подцелей деятельности;
  • их применение.

Знания, которые касаются когнитивных процессов и механизмов формирования личности, помогают специалистам разных отраслей в правильном:

  • распределении функций между человеком и компьютером;
  • решении проблем формирования систем искусственного интеллекта и робототехники.

Также, стоит отметить, что данная проблематика касается и педагогики. Например, при изучении и разработке современных систем компьютерного образования появляются вопросы о правильности, адекватности соответствия характеристикам личностного восприятия данных и формирования структуры учебного материала.

Классификация основных областей психологии

В структуру когнитивной психологии входят следующие области:

  1. Взрослая психология;
  2. Зоопсихология;
  3. Дифференциальная;
  4. Психогенетика;
  5. Общая психология;
  6. Психология труда;
  7. Космическая;
  8. Патопсихология;
  9. Психотерапия;
  10. Социальная;
  11. Психология менеджмента;
  12. Творчества;
  13. Педагогическая;
  14. Психологическая.

Рисунок 1. Основные области психологии

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.