Отношения в первобытном обществе

Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Отношения в первобытном обществе

Человечество на пути своего развития проходило ряд эпох истории, каждая из них была определена характером и уровнем отношений в обществе:

  1. Экономических;
  2. Социальных;
  3. Культурных;
  4. Политических;
  5. Религиозных.

Наиболее продолжительной эпохой истории человечества представляется первобытная общественная организация, для нее характерно отсутствие политической организации и норм права, которые являются инструментом управления государственного типа.

Родоплеменную общественную организацию характеризовали следующие основные признаки:

  • Существование потестарной власти, которая не имеет политического характера;
  • Наличие специфических норм первобытного общества, которые именуются в теории права «мононормами».

Потестарная власть находилась в руках вождей, предводителей либо совета старейшин, она опиралась на личностный авторитет. Данная власть распространилась на эгалитарное сообщество, члены которого являлись равными.

Первобытное общество, которое основывалось на присваивающей экономике, то есть на охоте, рыболовстве, собирательстве, не представляло политического разделения на управляющих и управляемых, не имело нужды в нем, так как социальные нормы первобытного общества исполнялись на основе добровольности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В родовом обществе происходило половозрастное деление, которое необходимо для занятия разными видами хозяйственной деятельности, перераспределения пищи и вступления в брачно-семейные отношения.

Социальные нормы в первобытном обществе обеспечивали наличие присваивающей экономики и продолжение родовых отношений. Данные нормы урегулировали конкретные способы добычи пищи и брачно-семейные отношения.

Замечание 1

Мононормы не отделяли права от обязанностей, т. е. права человека были соединены с его обязанностями. Формами выражения этих норм были традиции, обычаи, обряды, ритуалы, мифы, которые закрепили правила поведения членов рода в разнообразных ситуациях.

мононорм составляли разного рода табу — запреты совершения определенных действий, тотемы — обязанности сохранения определенных видов животных, регламенты — некоторые дозволения. К нарушителям обычно были применимы потестарные санкции, наиболее суровой из которых являлась изгнание из общины.

Замечание 2

Важно отметить, что представители отечественной юриспруденции отрицают существование права в обществе родоплеменного типа. Западные антропологи же оценивают первобытную нормативную систему в форме права либо протоправа, то есть как ступеньку к праву.

Власть и социальные нормы первобытного общества представляются различными формами властных институтов и общеобязательных норм поведения, которые сформировались на первобытной стадии общественного развития.

Для данного периода существования человечества характерным является отсутствие политической власти и институтов государства. Социальные нормы в данный период обладали характером традиций, обычаев, табу и обрядов.

В науке вопрос о том, можно ли понимать эти социальные нормы как право или протоправо, представляется дискуссионным.

Власть в первобытном обществе

Члены первобытного общества являлись равными, они не подразделялись на управляющих и управляемых, в связи с этим политическая власть как таковая в этом обществе отсутствовала.

Но институты власти все-таки имели место быть: члены первобытного общества были подчинены вождям, старейшинам, предводителям, но данная подчиненность основывалась на авторитетности таких людей, подкреплённой возможностями силового действия на тех, кто отказался подчиняться. Такой вид власти именуется потестарной (от латинского «potestas» — «мощь», «сила»).

Социальные нормы в первобытном обществе

Жизнь первобытного общества не представлялась хаотичной, она была подчинена конкретным традициям и обычаям, в которых были закреплены обряды, ритуалы, табу и иные людские правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Данные нормы обычно исполнялись добровольно: по чувству привычки, для подражания иным членам общества или в силу их пользы. Тем не менее, преступление данных норм могло нести за собой наказание, вплоть до изгнания из общины, которое практическим образом вело к смерти изгоняемого.

Учёные российского происхождения не считают, что данные правила и традиции формируют какую-то правовую систему; учёные иных государств изучают данную нормативную систему в форме права или протоправа.

Необходимо отметить главнейшие элементы, из которых формируется понятие общества:

  • общность индивидов, которые обладают сознанием и волей;
  • общий интерес, который имеет объективный и постоянный характер;
  • сотрудничество и взаимодействие на базе общих интересов;
  • урегулирование интересов общества посредством общеобязательных правил поведения;
  • существование организованной властной силы, которая способна обеспечит внешнюю безопасность и внутренний порядок;
  • возможность и способность самостоятельного усовершенствования и обновления общества;
  • присутствие территории для проживания.

Экономика первобытного общества обладала присваивающим характером. Все то, что первобытные люди добыли, они складывалив общий «котел», а потом разделялось на равные меж всеми членами рода.

Общество являлось эгалитарным, то есть все его члены были равны между собой. Основа социальной структуры представлялась родовой общиной, слишком медленно, но непрерывно усовершенствовались организация и орудия труда.

В период первобытного общества развитие человечества шло по следующим направлениям:

  1. формирование человека как биосоциального существа;
  2. утверждение брачно-семейных отношений;
  3. отказ от присваивающей экономики, переход к производящей, то есть от присвоения готовых природных продуктов к их воспроизводству (земледелию, ремеслу, скотоводству).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/vlast_i_socialnye_normy_v_pervobytnom_obschestve/

Первобытное общество — кратко

Отношения в первобытном обществе
Около пятнадцати тысяч лет назад климат планеты начал меняться. Вода, образовавшаяся вследствие таяния ледников, вернула жизнь на планету. Одной из самых подходящих для обитания стала территория на ближнем востоке от Израиля до Ирака. На холмах росло много цветущих деревьев. Погода продолжала улучшаться.

В редких лесах росли съедобные растения. На плоскогорьях и равнинах расплодились животные. Местность была настоящим раем для охотников — собирателей. Именно в этой местности люди то, что изменило историю человечества. Люди обнаружили лекарственные травы и зерно. Это стало искрой для развития человечества.

В эпоху первобытного общества случилось много знаменательных событий.Первым из них было появление здравомыслящего человека, создания способного мыслить, изготавливать средства труда и использовать их. Затем собирательство перешло к производственному хозяйству. Данный процесс приобрел наименование неолитическая революция.

Приблизительно десять — двенадцать тысяч лет назад человек начал изменять природу, и эти трансформации происходят по сей день.Появление огня в жизни человека внесло существенные изменения. Теперь активность не ограничивалась световым днем. На огне стали готовить пищу и это улучшило питание.

Яркий свет огня и исходящий от него дым остерегались животные, что повысило безопасность человека.Самым важным стало появление у человека речи. Она позволила более — менее связно рассказать о своих мыслях.Следом за этим возникли религия и искусство. Дальше происходит зарождение раздела общества, появились государства.

Существуют разнообразные системы периодизации древнего общества. Тем не менее все они несовершенны.

1. Палеолит (2, 4 миллиона — 10 000 лет до н. э).

В свой черед разделяется: ранний, средний, поздний период. В этом периоде жили охотники и собиратели. Появились первые средства труда из кремня.

2. Мезолит (10 000 — 5 000 до начала нашей эры).

Люди создавали костяные и каменные орудия, а кроме того использовали лук во время охоты.
3. Неолит (5 000 — 2 000 до начала нашей эры).

Начало времени связано с неолитической революцией. Появляется керамика и новые способы ведения хозяйства.

4. Медный век (5 000 — 3 500 лет до н. э).

Переходный этап от каменного к бронзовому веку. В этот период были наряду с каменными распространены медные орудия.

5. Бронзовый век (3 500 — 800 лет до н. э).

Ведущую роль занимают изделия из бронзы.

6. Железный век (800 лет до начала н.э).

Повсеместно начинают изготавливать железные орудия.Исследователи считают, что во времена палеолита и неолита положение в социуме у мужчин и женщин было равным, следовательно, существовало равноправие полов. Позже происходит возникновение парной семьи, а затем матриархальной семьи.

Появление духовной стороны культуры относят к эпохе палеолита. Самые старые свидетельства тому — захоронения. Есть также находки изобразительной деятельности человека.Для первобытного общества характерны довольно медленные темпы изменений.

Существенной чертой этого времени является тесная связь с материальной стороной жизни. Речь людей связана с конкретными вещами и событиями.Связь людей с природой была очень сильной. Сознание и деятельность человека связана со всем, что видели вокруг себя.Письменность еще отсутствовала.

Вследствие чего информация накапливалась очень медленно, социальное и культурное развитие тормозилось.В период своего возникновения человек руководствовался инстинктами и мало чем отличался от животного.С течением времени сознание росло, инстинкты постепенно превратились в социальные нормы.

Социальные нормы — общие правила регулирующие поведение людей в обществе.

Разновидности социальных норм древнего общества:

— обычаи;- моральные нормы;- нормы религии.Обычаи — правила поведения сложившиеся при многократном повторении и вошедшие в привычку.Моральные нормы — правила поведения, основанные на первобытном представлении о добре и зле.Религиозные нормы — основаны на религиозных представлениях.Искусство было создано гораздо раньше, чем письменность. В эпоху позднего палеолита люди выбивали на скалах абстрактные знаки. На стенах пещер изображали животных и человеческие руки. Кроме того, уже в этот период создавали скульптуры с помощью камня и костей.Считается, что помимо дошедших до нас скульптур и наскальных рисунков, искусство также представлялось музыкой, песнями и обрядами, танцами. Люди рисовали на земле и коре деревьев. Шкуры животных использовали, в том числе для творчества. Женщины делали украшения из природных материалов, прокрашивая их цветными пигментами. Наличие желания украшать свое жилище, и тело свидетельствует о появлении способности к абстрактному мышлению.В эпоху палеолита художники изображали в основном травоядных животных. Гораздо более редко хищных животных, представляющих опасность для людей.Обрабатывали люди бивни животного.В период неолита появились каменные постройки. В это же время изображения начали предавать не только конкретные, но и отвлеченные понятия. Появились многие виды декоративно — прикладного искусства.Власть основывалась в основном на социальных нормах и поддерживались авторитетом вождей и старших. Нормы регулировали все сферы жизни.Подчинение для людей не было чем — то удивительным, интересы рода были прежде всего. Соответственно нарушение правил вело к жесткому наказанию.Самый главный орган власти — собрание рода. На собрании решались все дела включая выбор старейшины и военачальника. В большинстве случаев эти должности занимали мужчины.В основе всего лежал принцип родства. Характерной чертой власти является ее общественный характер.В условиях ведения хозяйства того времени, собственность была совместной и распределялись между всеми членами общества. Размер доли зависел от объема проделанной работы.После того как человек начал трудится осознанно начал вести учет продуктов. Для этого даже выделялись специальные члены общины. Подобные действия повышали шансы выжить и поддерживать порядок.Учет предполагал ведение записей. Так как писать люди еще не умели вместо этого пользовали зарубками и насечками.Примитивное искусство охватывало все континенты, кроме Антарктиды. Но самое большое количество находок древней живописи найдено на территории Европы.Причинами появления творчества стали:тяга к прекрасному, первые верования, вера в магию.

Развитие семейных отношений

Формирование семьи можно разделить на три периода:1. древнее стадо;2. матриархат;3. патриархат, разделяющийся на два этапа:- отцовский род;- соседская община (этап распада первобытного строя).

Первобытное стадо — условное название непостоянного человеческого сообщества. Выживать поодиночке в суровых условиях дикой природы было трудно и почти невозможно. Охотится, собирать еду и отбиваться от диких животных, было гораздо легче вместе.

По этой причине люди объединялись в группы, и это стало первой общественной формой объединения людей.

От животного стада сообщество отличалось тем, что члены стада друг другу помогали, строили жилища, совместно воспитывали детей, делились жизненным опытом. Жизнь в коллективе побудило людей начать общаться. Охота способствовала улучшению орудий труда, а это в свою очередь развитию человека и общества.

Матриархат — этап, характеризующийся доминирующим положением в обществе женщин. Имущество наследовалось только по материнской линии. Брак носил групповую форму, позже парный брак, но с раздельным проживанием мужа и жены. На поздних этапах проживали совместно, только муж переходил жить в общину жены.

В истории это явление называлось «Матрилокальность» — это первая форма совместного проживания пары.

Патриархат. Этот период стал последним в первобытном строе. Характеризовался ведущей ролью мужчин во всех сферах жизни общины. Соответственно женщина после брака переходила в общину мужа. На позднем этапе патриархата появилась моногамная семья.

Первобытное общество охватывает эпоху от появления человека до образования государства.

Основные черты первобытного общества:

— низкий уровень развития производства;- коллективная работа;- общие орудия и средства труда;- равное распределение продуктов;- большая зависимость человека от природы.Со временем появились предпосылки для распада первобытного общества и образования государства.

Образования государства обусловили три основные причины:

— общественный раздел труда;- появление частной собственности;- классовое разделение общества.После того как первобытное общество перешло к рабовладельчеству произошло изменение типа власти.Можно сделать общий вывод про то, что производственное хозяйство привело к трудовому разделению и неравенству в обществе, а также классовой дифференциации. Все эти события привели к переходу от первобытного к рабовладельческому обществу.Разложение родового строя за первое тысячелетие привело к образованию феодального общества.Каждое отдельное государство имело свои отличительные черты и специфику формирования.Существенное влияние на образование государства оказывала религия. В первобытном обществе каждый отдельный род поклонялся своему богу. Когда рода объединялись именно это обстоятельство укрепляло власть правящей верхушки.Власть все еще связывалась с богами однако срок правление » царя» продлевался и постепенно стал сроком на всю жизнь. В результате из выборной власти она превратилась в наследственную, передаваемую от отца к сыну.Еще причинами образования государства являлись: наука, влияние религии, укрепление государственной власти. : Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-pervobytnoe-obschestvo/16551-pervobytnoe-obschestvo-kratko.html

Основы и признаки первобытного общества

Отношения в первобытном обществе

Первым обществом в истории человечества принято считать первобытное, или догосударственное. Оно пришло на смену человекообразным обезьянам. Чем же отличалась новая организация? Каковы признаки первобытного общества? Есть ли в нем предпосылки государства? Постараемся ответить.

Признаки

Признаки первобытного общества:

  • родоплеменная организация;
  • коллективный труд;
  • общая собственность;
  • примитивные орудия труда;
  • уравнительное распределение.

Приведенные признаки первобытного общества затрагивают экономическую жизнь, так как культура еще только начала формироваться. Единственное, что можно выделить, — фетишизм, обожествление природы. Но последний пункт, грубо говоря, условный.

Наши предки, древние славяне, также поклонялись природе – солнцу (Ярило), молнии (Перуну), Ветру (Стрибогу). Однако это не дает повода говорить о них, как о первобытных.

Поэтому в качестве признаков первобытного общества выделяются именно экономические аспекты (труд, орудия, распределение и т. д.).

Основу рода в первобытном обществе составляла полигамная семья. Предполагалось, что члены общества входили в половую связь для продолжения рода только внутри своей общины.

Та образовывала племя по мере роста, а племя — союз племен. То есть фактически все были друг другу родственники. Отсюда понятие «род» в значении «свой». «Чужаков» в такие семьи не пускали.

Союз племен – прообраз первых наций с отличительными чертами.

Если проанализировать вышеперечисленные признаки, то мы увидим, что с такой системой экономической модели невозможно появление социального неравенства. Орудия были примитивны, все занимались одним трудом, чтобы сохранить свой род, происходило распределение продуктов, так как работали все коллективно.

Что мы не будем относить в признаки первобытного общества? Наличие аппарата принуждения. Это и понятно. Наличие аппарата принуждения связано с появлением имущественного неравенства, которое появилось позже, во времена разделения труда в период «военной демократии». Об этом скажем чуть позже.

Признаки первобытного общества и государства

К признакам зарождающего государства из первобытного общества относятся:

  • Моногамная семья.
  • Разделение труда.
  • Появление частной собственности.

Общественное разделение труда

Со временем труд начинает усложняться. Многие историки связывают эти изменения с ухудшением климата. Жизнь стала суровее. Поэтому от традиционной охоты и собирательства пришлось отойти в сторону обрабатывания земли. Человек теперь сам начал создавать продукты питания. Именно это, по мнению ученых, является началом социального расслоения.

Однако человек не мог одновременно делать несколько операций. В результате произошло:

  • Первое крупное разделение труда. Земледелие отделилось от скотоводства.

Со временем люди начинают усовершенствовать свои сельскохозяйственные орудия. От примитивных мотыг, камней общество переходит к новым орудиям, которые уже невозможно сделать самому без специальных знаний и навыков. Появляется категория, которая лучше других стала делать сельскохозяйственные орудия. Постепенно эта прослойка обособлялась и привела ко второму крупному разделению труда.

  • Отделение ремесла от земледелия.

Два разделения труда привели к тому, что производители изготавливали различные товары, которые необходимы каждому классу. Земледелец нуждался в орудиях труда, животных, ремесленник – в хлебе и т. д. Однако обмен затрудняла занятость.

Если крестьянин потратит время на то, чтобы обменять свою продукцию, то он понесет больше убытков. Всем необходим был посредник. Вспомним, как наше общество боролось со спекулянтами. Однако они помогали развиваться обществу.

Появилась отдельная категория, которая упростила жизнь всем. Произошло третье разделение труда.

Появление торговцев

Все это привело к социальному неравенству, расслоению. У одного – плохой урожай, другой – нашел товар по более выгодной цене и т. д.

Естественно, при расслоении начинается столкновение интересов. Старая родовая община уже не могла все это контролировать. На ее месте появилась соседская, где люди были чужими друг другу. Необходима была новая организация.

В качестве таковой выступила политическая власть. Начали сформировываться протогосударственные отношения. Этот период получил название «военной демократии». Именно с созданием полноценных элит начинается настоящее государство, то есть цивилизация.

Именно об этом подробнее далее.

Признаки первобытного общества и цивилизации

Период «военной демократии» — это время, когда все члены общества еще равны. Никто не выделяется роскошью или нищетой. Это время, где от личных достоинств зависело будущее не только свое, но и своих потомков.

При имущественном расслоении начались постоянные войны за богатства. Одно племя постоянно нападало на другое. Общество не могло жить по-другому. Нападения приводили к обогащению наиболее удачливых воинов. Естественно, тот, кто находился дома, оставался ни с чем.

Так начала формироваться знать. У всех народов политические элиты формировались именно из воинов. Добыв денег и славы в боях, люди начали искать способ закрепить такое положение дел. Передать свое привилегированное положение наследникам.

Именно так формировались государства с иерархической кастовой структурой закрытого типа. Это время считается началом цивилизации.

Источник: https://FB.ru/article/276163/osnovyi-i-priznaki-pervobyitnogo-obschestva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.