Особенности поведения человека

Содержание

Поведение в психологии: это что такое, как наука возникла, кратко и понятно

Особенности поведения человека

Люди по-разному реагируют на воздействие раздражителей. Один человек в определенной ситуации поведет себя по спланированному сценарию, другой по спонтанному. Чтобы предугадывать действия людей, нужно понять, что такое поведение в психологии, уметь замечать закономерности.

Понятие

Поведение — образ взаимодействия с окружающей средой, который индивидуален для каждого человека. Благодаря особенностям поведения индивид может менять действия под влиянием различных раздражителей, внешних факторов.

С помощью поведения животные избегают негативное воздействия изменяющихся факторов окружающей среды. Для многоклеточных организмов характерно управление поведением через нервную систему.

История и последователи учения

Психология, как наука о поведении, возникла сотни лет назад. О ней начали говорить еще античные исследователи. Отдельным направлением психологической науки, которое начало заниматься изучение поведения, является бихевиоризм. Это наука, цель которой — изучение особенностей поведения животных, людей. Его последователи уверены, что поведение строится на рефлексах.

Основные последователи бихевиоризма:

  • Б. Ф. Скиннер;
  • Джон Уотсон;
  • Фред Келлер;
  • Сидней Бижу.
  • Владимир Бехтерев;
  • Кларк Халл;
  • Дональд Байер;
  • Нил Миллер;
  • Жак Фреско;
  • Эдвард Торндайк.

Главный недостаток бихевиоризма в том, что его последователи не признавали высших эмоций, влияния области бессознательного на изменение реакции на различные раздражители.

Классификация

Поведение можно разделить на две больших группы:

  • врожденное — к нему относятся основные инстинкты, действия, которые малыш смог выучить в первые часы после рождения;
  • выученное — развивается на протяжении жизни, формируется благодаря различным методика обучения, воспитания.

Симонов выделял отдельную классификацию врожденного поведения:

  • рефлексы саморазвития;
  • ролевые — проявляются при взаимодействии с другими людьми;
  • витальные — рефлекс экономии сил, регуляции сна.

Изучение индивида при первом знакомстве

Чтобы понять, как будет меняться поведение индивида, нужно обратить внимание на разные факторы. Первое знакомство может предоставить много правдивой информации об индивиде.

Внешний вид

Сначала нужно посмотреть на одежду индивида. По ней можно определить вкусы, настроение, достаток. Особенности:

  1. Если мужчина надел дорогую одежду, но она неопрятная, скорее всего он материалист, который ищет красивую спутницу.
  2. Женщина с яркой косметикой, большим количеством драгоценных украшений пытается привлечь внимание. Для нее в приоритете не чувства, а материальные ценности.
  3. Люди, которые одеваются скромно, но их одежда выглажена, чиста — пунктуальные личности, которые любят работать, ценят заботу, любовь.

Также нужно уделить внимание обуви. Для умного, образованного, пунктуального человека характерна чистая, ухоженная обувь.

Поступки

Поступки — это главный фактор, по которому нужно судить об индивиде. Индивид может говорить что угодно, но то как он поступает, особенно в мелочах, говорит о его натуре.

Например, девушке будет приятно видеть, как парень распахивает перед ней двери, помогает нести сумку или пакеты, подает руку выходя из транспорта или машины.

Чтобы произвести впечатление на девушку при первой встрече, парню нужно подобрать интересное место для свидания, подарить ей цветы, сделать несколько комплиментов. Для первой встречи этих манипуляций достаточно, чтобы произвести положительное впечатление.

Движения рук и рукопожатия

Узнать личность поможет рукопожатие. Этот жест имеет множество расшифровок, зависимо от положения, движения рук. Расшифровка:

  1. Если при рукопожатии собеседник удерживает руку под прямым углом, а локоть плотно прижимает к корпусу, он считает, что уже слишком многое сделал для Вас, просто встретившись. У него бесполезно что-то просить.
  2. Если при приветствии собеседник прижимает руку к телу, тем самым вынуждая тянутся к нему — собеседник ценит только свое мнение, будет говорить больше о себе.
  3. Собеседник далеко вытягивает руку, чтобы поздороваться. Этого говорит о том, что ему нужна поддержка. Такими людьми можно манипулировать, они поступают аналогично своим кумирам. Стараются постоянно кому-то подражать.
  4. Индивид сразу протягивает руку. Этого может говорить о том, что человек экстраверт, старается не задерживать собеседника без повода.
  5. При рукопожатии индивид протягивает только кончики пальцев. Это значит, что перед вами весьма скользкий тип, который будет расхваливать себя на словах, но на деле все окажется враньем.

Крепкие рукопожатия, которые заставляют вас пытаться избавиться от захвата, исходят от людей, которые хотят навредить окружающим, ищут конфликтные ситуации или желают их создать.

Люди, которые выполняют рукопожатия двумя руками одновременно, пытаются показать свою дружелюбность, но это вранье.

Поза и мимика

Также внимание нужно уделить позе, мимике индивида. Расшифровка:

  • руки за спиной, голова поднята вверх — высокомерие, гордость;
  • руки на бедрах, корпус вытянут вперед – уверенность в своих силах;
  • индивид опирается руками о стол — собеседник не может наладить контакт с партнером;
  • голова наклонена в сторону — проявление интереса.
  • голова наклонена вниз — собеседник отрицательно относится к высказываниям;
  • субъект сидит на кончике стула — опасение;
  • руки скрещены на груди – скептическая защита.

Расшифровка мимики:

  • частая улыбка — собеседник хочет одобрения;
  • при улыбке нижние веки не поднимаются — отсутствие искренности;
  • улыбка с поднятыми бровями — субъект готов подчиняться;
  • кривая улыбка — собеседник испытывает повышенную нервозность, которую не может скрыть;
  • сморщен нос, выдвинута нижняя губа — отвращение к чему-либо.

По мимике, позе можно узнать о собеседнике много подробностей.

Интонация и слова

Слова и интонация могут многое сказать о воспитании человека, его поведении в обществе. При любом проявлении грубости, повышении тона нужно перестать общаться с собеседником, поскольку это может привести к развитию конфликтной ситуации.

Как по жестам определить, что человек лжет?

Психологи выделяют ряд движений, жестов, которые могут сказать о том, что собеседник лжет:

  1. Субъект делает шаг назад. Такое движение указывает на то, что при ответе собеседник ощущает повышенный дискомфорт. Поэтому он пытается увеличить дистанцию.
  2. Скрещенный руки. Этот жест нельзя однозначно приравнивать к тому, что индивид лжет. Он может указывать на обман или возрастающий дискомфорт, защитную стойку.
  3. Поворот в какую-либо сторону. Это движение символизирует то же самое, что и шаг назад. Смысл заключается в увеличении дистанции.
  4. Если при ответе собеседник прячет руки в карманы, значит он отвечает не искренне.
  5. Субъект закрывает лицо. Это один из признаков обмана.
  6. Любые оговорки указывают на то, что индивид не верит в то что он говорит.
  7. Длительная пауза. Если собеседник может ответить правду, он сделает это быстро. Любое промедление говорит о том, что субъекту нужно время для придумывания ответа.
  8. После вопроса начинает бегать взгляд.
  9. Взгляд длительный уставленный в одну точку.
  10. Сжатые губы.

Чаще подобные факторы проявляются комплексно.

Психологи изучают особенности поведения несколько сотен лет. Полученные данные позволяют предугадывать действия человека в какой-либо ситуации, отличать правдивые ответы от лжи.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/povedenie.html

Поведение человека

Особенности поведения человека

Поведение человека представляет собой личностно направленные или социально значимые действия, источником которых и является он сам. Психология поведения – отрасль психологической науки, изучающая поведение, его детерминанты, факторы на него влияющие и т.д.

Поведение классифицируется по многим параметрам, в том числе классификации различаются у разных исследователей. Так, выделяют:

  • внутреннее и внешнее;
  • врожденное и приобретенное;
  • намеренное и непреднамеренное;
  • осознанное и неосознанное и др.

Наибольшее количество видов выделяют в социальном поведении.

Социальное поведение человека

Оно представляет собой действие или их сочетание среди людей и относительно них. При этом такие действия должны быть социально значимыми – иметь значение для окружающих.

Социальное поведение может быть девиантным (отклоняющимся) и делинквентным (наносящим вред окружающим), адекватным или неадекватным ситуации и сложившимся обстоятельствам, конфликтным и конформным и т.д.

В повседневном общении и взаимодействии имеет большое значение преднамеренное и непреднамеренное поведение. Если человек совершил определенный поступок без злого умысла, это не освобождает от ответственности, однако несколько смягчает наказание. А в том случае, если поведение послужило ответной реакцией (например, провокация на конфликт), ответственность несколько снижается.

Другими не менее важными разновидностями являются осознанное и неосознанное поведение. Несмотря на то, что их легко спутать с преднамеренным и непреднамеренным, это иные понятия. Неосознанное поведение представляет собой действия, мотив и совершение которых не осознается человеком. Как правило, оно остается незамеченным для самого действующего, но отлично трактуется окружающими.

Поведение человека по большей части представляет социальный аспект, однако имеет место и индивидуальное – оно осуществляется в парадигме «я и предметы». Оно также классифицируется на ошибочное и верное, адекватное и неадекватное и т.д.

Другие классификации

Согласно другим параметрам поведение разделяют на:

  • врожденное;
  • приобретенное;
  • творческое.

В первом случае считаются поведением действия, запрограммированные генетически. Также к ним относят выученные в первые часы жизни.

Во втором случае поведение формируется в результате научения, воспитания. Здесь возникает множество споров, поскольку детальный анализ многих действий наглядно демонстрирует, что они также запрограммированы генетически, а обучение выступает лишь своеобразным катализатором созревания готовности к их совершению.

Частью приобретенного поведения выступают также речь, лексические нормы, правила поведения, устои, установки и проч. Отдельной категорией выступает заученное поведение – сформированная на примере других значимых взрослых модель поведения. В ряде случаев им считают также и фобические реакции, например, в случаях, когда ребенок не сталкивался с высотой, но у него сформирована акрофобия.

Творческое поведение – действия, созданные самим человеком. Оно представляет собой конструктивное, созидательное действие.

Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на поведение человека, однако этот вопрос является наиболее спорным в психологии поведения. В настоящее время выделяют несколько основных концепций, объясняющих человеческое поведение.

1. Теория личностных черт. Согласно этому направлению, поведение человека детерминируется (предопределяется) индивидуальными чертами. Согласно некоторым исследователям, человек может иметь от 2 до 10 основных черт характера, которые и определяют общий «курс» его действий.

2. Бихевиористская теория. Она определяет поведенческий акт как реакцию на стимул. Поведение представляет собой совокупность эмоциональных, двигательных, речевых реакций, формирующихся в ответ на влияние внешней среды.

При рождении у человека уже имеется определенный репертуар генетических реакций. В ходе жизнедеятельности воздействие стимула провоцирует создание новых реакций на базе этого репертуара, безусловные стимулы соединяются с условными, образуя сложные системы.

3. Вторая теория дала начало для создания теории социального научения. Согласно ей, поведение человека определяется ролями и паттернами. Они, в свою очередь, формируются в процессе наблюдения за социальными моделями.

Личность представляет собой продукт взаимодействия «Я» и окружающей среды, поэтому на поведение оказывают влияние окружение человека, значимые взрослые, герои фильмов, педагоги, товарищи и т.д.

Эта теория хорошо объясняет вариативность поведенческих актов в зависимости от обстоятельств, но мало внимания уделяет личностным качествам как фактору определения моделей поведения.

4. Психоаналитическая теория. Она представляет собой наибольшую противоположность бихевиоризму и гласит: поведение есть результат разрешения внутриличностного конфликта.

Он возникает между тремя структурами психики: Ид (Оно – подсознательное, инстинкт), Эго (Я, личность) и СуперЭго (общественность, совесть, нормы, устои). Ведущая роль принадлежит Ид, именно оно побуждает к действию, а поведение определяется как совокупность поведенческих актов в ответ на импульсы Ид.

Противоречивые стремления неосознанны, поэтому должны распознаваться как внутренние конфликты и анализироваться соответствующим образом.

5. Когнитивная теория. Поведение согласно ей представляет собой не механический ответ на стимул, а результат интерпретации конкретной ситуации, которая реализуется за счет уже имеющихся знаний и опыта.

Поведенческие действия зависят, прежде всего, от собственной оценки обстоятельств человеком, поэтому предметами изучения должны быть: получение информации, ее объяснение, создание и распознавание образа, воображение, речь и т.

д.

6. Гештальт. Согласно этой теории, личность воспринимает мир в виде целостных образов, при этом взаимодействуя с окружающей действительностью, он выделяет наиболее актуальные здесь и сейчас целостности. Поведение же – это проявление бытия в виде единого образа. Именно поэтому характеристика «здесь и теперь» является первичной в трактовке тех или иных действий человека.

7. Теория групповой динамики. Поведение человека напрямую зависит от коллективной деятельности, поскольку он является не только участием группы, но и ее продуктом. Это предположение «работает» только в отношении поведения именно в группе, чаще в рабочем коллективе.

Отдельной категорией теорий выступают социологические, поскольку выделяют достаточно большое их количество. К тому же они рассматривают поведение индивида исключительно в группе или социуме.

Социологические теории

Теория типичности. Поведение определено наличием типичных свойств, которые, в свою очередь, формируются за счет принадлежности к категории (культурной, национальной, профессиональной и др.)

Теория социального действия. Поведение есть следствие действий с учетом интересов, потребностей, восприятия других участников.

Институциональная. Поведение есть усвоенная индивидом роль, а именно соответствие действий в ее рамках нормам.

Функциональная. Поведение есть выполнение определенной функции, установленных с целью нормальной работы группы.

Интеракционизм. Поведение есть взаимодействие между участниками структурных подразделений, малых групп внутри большой.

Теория социального конфликта. Поведение есть следствие столкновения интересов участников группы, а также общественных позиций и мнений.

Теория социального обмена. В основе поведения лежит рациональный, взаимовыгодный обмен благами, деятельностями, вознаграждениями за них.

Феноменологический подход. Основным аспектом этой теории является понятие мира повседневности. Он разделяем многими людьми в процессе жизнедеятельности, тем не менее не исключает частные, биографические моменты. В мире существуют отношения лицом к лицу или безличные, и этим определяется поведение человека.

Мы описали лишь основные общепризнанные теории, каждая из которых детерминирует поведение человека определенным образом. Следует понимать, что факторы, оказывающие влияние на поведение человека в каждый конкретный момент и при определенных обстоятельствах разнообразны, и каждый из них требует учета.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Источник: https://stanzdorovei.ru/zdorove/povedenie-cheloveka.html

Типы характеров людей и особенности их поведения

Особенности поведения человека

То что «встречают по одёжке, а провожают по уму» знают все. И это говорит о важности правильной оценки именно поступков людей. Но поведенческие реакции разных людей в разных ситуациях отличаются: в толпе индивид ведет себя иначе чем дома. Читайте дальше, чтобы узнать нюансы.

Психология поведения: определение понятия

Психология поведения – это область знаний, которая связывает поступки человека с его психологическими характеристиками. Можно сказать, что видимые окружающим действия и реакции индивида отражают его внутренний мир.

Знакомство с этой сферой знаний психологии дает возможность по действиям и поступкам индивида составить его психологический портрет, сделать выводы о его чертах характера или намерениях. Зная, что собой представляет конкретная личность, можно предвидеть и ее поступки в определенных ситуациях.

Важно понимать, что в понятие «поведение» вкладываются абсолютно все проявления и характеристики деятельности человека. В это понятие включают действия по отношению:

  • к другим людям;
  • к вещам;
  • к себе;
  • к животным и природе;
  • к ситуациям;

При оценке поведенческих особенностей индивида обращают внимание на:

  • жесты: скорость и направленность движений рук и ног, положение тела, наклоны и повороты головы, походка, осанка;
  • мимику: движения мимических мышц лица, включая улыбку, взгляд, движение бровей и лобных мышц;
  • эмоции: скорость появления, уместность реакции, сила и способы проявления;
  • голос: скорость речи, тембр и высота, тон, внезапная осиплость и т.д.

Зная язык жестов и мимики, их можно воспринимать как сообщения о внутренних мотивах собеседника. На основании такой оценки разных поведенческих проявлений можно сделать выводы о следующих вещах:

  • правду говорит собеседник или врет;
  • серьезные ли у него намерения;
  • хорошо ли ему здесь и сейчас;
  • отношение к теме разговора и говорящему;
  • настроение;
  • уверен в себе индивид или стеснителен и т.д.

Чтобы сделать правильные выводы о личности, анализировать ее действия нужно в комплексе.

Смысл такого анализа базируется на сложности человеческой личности: она является симбиозом физического и психического. Эти части нераздельны. И то, что человек чувствует или думает, бессознательно отразится на его действиях: больше или меньше в зависимости от уровня самоконтроля.

А так как физиологически люди все-таки очень похожи между собой, то их реакции на похожие раздражители тоже во многом будут схожи.

Есть много психологических школ и направлений и они по-разному обосновывают такую взаимосвязь.

Некоторые говорят, что на человеческие поступки в различный ситуациях влияют биологические факторы: генетически обусловленные врожденные физиологические характеристики (скорость реакции, ее качество). Другие считают, что поведение – это просто элемент в цепочке «стимул – реакция».

А большинство таких связок у взрослого человека не врожденные, а приобретенные.

Нужно понимать, что каждый человек индивидуален и проще всего по поступкам оценивать мотивы хорошо знакомых людей.

Индивидуальные особенности поведения человека

Оценить индивидуальность незнакомого человека и сделать правильные выводы о его характере по поступкам сможет далеко не каждый. Наверное, даже профессионалу это не доступно на 100%. Так как несмотря на какую-то общность физиологических характеристик, у всех людей жизненный опыт разный.

Так, внезапная настороженность при разговоре не всегда означает, что причина – в обсуждаемой теме и реакция собеседника сознательна. Это может быть совершенно другой сторонний фактор.

Если опыт каждого индивида уникален и сделать выводы о его картине мира не так просто, то с биологической составляющей все немного проще. Многочисленные исследования позволяют классифицировать людей по различным критериям на группы. Это упрощает задачу оценки.

Темперамент человека

Самая популярная в данной области классификация по темпераментам. Критериями группировки выступают следующие физиологические характеристики человека:

  • скорость, сила, темп психических процессов и реакций;
  • уровень возбудимости и торможения нервной системы.

Можно выделить три области проявления темперамента:

  • Общая активность: определена интенсивностью взаимодействия человека с социальной и природной средой. Варьируется от явной вялости и пассивности до активности и быстроты действий.
  • Двигательная и моторная активность: отражает быстроту и резкость движений, темп речи. Ее описывают также через говорливость или молчаливость, подвижность или медлительность.
  • Эмоциональность выражается тем, как быстро меняется эмоциональное состояние и уровнем восприимчивости к эмоциональным раздражителям.

В зависимости от комбинации этих характеристик у конкретного человека выделяют 4 типа темперамента:

  1. Холерик – страстный, быстрый, порывистый, но с неуравновешенными нервными процессами, быстрыми и резкими перепадами настроения.
  2. Сангвиник – подвижный, с активной мимикой, живой и горячий, с частой сменой настроений, но с уравновешенной нервной системой в отличие от холерика. Продуктивен, если ему нравится работа и жизнерадостен.
  3. Флегматик – скуп на проявление эмоций и чувств, невозмутим и неспешен, упорный в работе, но спокоен и уравновешен.
  4. Меланхолик – легко ранимый, постоянно переживает из-за разных событий и не контролирует свои чувства.

На действия индивида также сильное влияние оказывают его характер, мотивы и отношение к людям, что является также результатом воспитания и влияния социума.

Поведение человека в опасной ситуации

То как человек поступает, очень сильно обусловлено обстоятельствами определенной ситуации. Если индивид находится в привычной обстановке, то в его действиях будут преобладать сознательные стимулы. В то время как опасность и чрезвычайные обстоятельства пробуждают первобытные инстинкты и реакции.

Люди в такие моменты часто мало способны сознательно контролировать свои действия.

Нарушения психической деятельности и поведение людей, оказавшихся в зоне чрезвычайного события (ЧС) обусловлены двумя группами факторов:

  • Факторы прямой угрозы физическому здоровью и жизни: взрывы, обрушение зданий, радиоактивное загрязнение, пожары и другие последствия катастроф и стихийных бедствий. Комбинация физических повреждений, болевого шока и страха провоцируют нарушения психики.
  • Условия нехватки информации: незнание масштабов катастрофы и отсутствие сообщений о судьбе родных и близких. Здесь нарушения психического состояние не связаны с физиологическими повреждениями, но могут их обуславливать.

В зависимости от стадии чрезвычайной ситуации у человека могут наблюдаться нарушения поведения разного характера.

Нарушения по стадиям ЧС

В первые 5 часов стихийного бедствия, люди в результате полученного стресса могут сначала испытывать страх, панику, растерянность, оцепенения разной степени, непонимание смысла происходящего. У человека отключаются сознание, моральные нормы и ограничения, им руководят инстинкты: в первую очередь самосохранения.

Характерными проявлениями стресса являются нарушения:

  • Речи. Увеличение темпа, силы и звонкости, присутствуют запинки наблюдается при нормальном типе реакции страха, а отрывочность, бессмысленность фраз или полное отсутствие речи – при сложном.
  • Памяти. Пострадавший как бы неосознанно защищается от всего ужаса ситуации и потом едва может вспомнить, что и как происходило;
  • Восприятие времени: считанные минуты кажутся вечностью;
  • Двигательные. При простой реакции страха движения сконцентрированы, силы мобилизуются по максимуму, а при патологических сложных реакциях – от панического бегства до полного оцепенения.

Характерно также сужение сознания и самоустранение от ужасной реальности, присутствует избирательность поведения и нарушения способности самостоятельно рационально принимать решения.

На стадии проведения спасательных работ люди часто уже испытывают усталость и повышенную утомляемость, переходящие в депрессию. Здесь часто присутствуют психозы и неврозы.

У пострадавших можно наблюдать следующие психозы:

  1. Острые шоковые: оцепенение или бегство, спутанность речи и сознания.
  2. Реактивные подострые:
  • психогенная депрессия – состояние подавленности переходит в депрессию;
  • истерическая депрессия – истерика сменяется депрессивным синдромом;
  • параноидальный психоз – тревожность, беспокойство, бред;
  • параноидогалюцинативный синдром – тревога и беспокойство усиливаются галлюцинациями;
  • синдром пуэрилизма – стресс проявляется в форме обострения детскости поведения.

В период после эвакуации в поведении людей возникают следующие нарушения:

  • симптомы избегания – желание отстраниться мысленно и физически от воспоминаний о произошедшем стихийном или другом бедствии, включая избегание людей, мест, разговоров и деятельности связанной с этим;
  • психологический дискомфорт от атакующего потока воспоминаний, эмоций и образов, связанных с чрезвычайной ситуацией;
  • заторможенность эмоций и нежелание заниматься любимыми видами деятельности;
  • чувство отчужденности от людей или наоборот зависимости;
  • повышение бессознательных рефлексов: сверх бдительность, готовность обороняться (усиление реакции «Бей и беги»)
  • нарушение сна, раздражительность, вспышки гнева;
  • нарушение памяти и подавленность.

При общении с такими людьми следует учитывать, что эти отклонения будут отражаться на поведении. Но это нормальная реакция нормальных людей. Поэтому по возможности не нужно относиться к ним как к больным. и нужно проявлять максимум понимания, чтобы вернуть пострадавших в социум.

Психологические свойства толпы

В данном случае под толпой имеется в виду не просто скопление большого количества людей, а людей объединенных общим центром внимания, интересами и эмоциональным состоянием.

Это может быть толпа футбольных болельщиков, участники митингов и демонстраций, фанаты и посетители концертов любимых исполнителей и т.д.

В зависимости от вида толпе могут быть присущи разные типы эмоций: агрессия, фанатизм, героизм, самоотверженность.

Изначально толпе не свойственно наличие общих целей, это большей частью стихийное образование, которым руководят инстинкты и лидер.

Психологические особенности поведения любого человека в толпе чем-то схожи с поведением в опасной ситуации. Оно управляется в первую очередь инстинктами, а не сознанием. Только причины отличаются.

В опасной ситуации инстинкт индивидуален и обусловлен скорее потребностями конкретного человека. Пребывая же в толпе, индивид становится как бы частью одного огромного биологического организма – «толпы».

По данным исследований этого феномена в разных странах, любой подвержен влиянию толпы, как только становится ее частью. И это не зависит от изначального культурного или образовательного уровня участника, его типа характера или страны проживания. Все подобные скопления людей имеют общие черты.

Основными особенностями поведения «человека толпы» являются:

  • повышенная импульсивность действий;
  • уменьшение вербального межличностного общения;
  • склонность бессознательно подражать поведению лидеров и быстрый отклик на их команды и призывы;
  • крайняя категоричность суждений и мнений;
  • эмоциональная неустойчивость, зависимость настроения от окружающих: быстрое появление эмоций и переход между крайними их проявлениями (от гнева до восторга по команде);
  • высокое эмоциональное возбуждение, что узнается по нервности движений, рассеянному взгляду, частых выкриках каких-то кличей или девизов;
  • отсутствие способности созидать: толпа склонна в основном разрушать;
  • возможно появление слуховых или зрительных галлюцинаций;
  • склонность сбиваться в более плотные группы;
  • повышенное эмоциональное и психическое напряжение провоцирует у нервнобольных членов толп припадки судороги или эпилепсии;
  • хаотичная физическая активность, психомоторное возбуждение, слабый контроль координации движений, склонность выполнять однотипные движения, повышенная агрессивность;
  • склонность понимать и принимать исключительно простые и примитивные решения: к сложной умственной работе и рациональным выводам «человек толпы» просто не способен.

При всем этом, когда человек пребывает в толпе, его индивидуальные черты характера стираются, он по факту сливается с толпой. Процессом руководит толпа, а ее элемент только бессознательно подчиняется, он лишается на время собственных взглядов и ценностей. Он легко и не принимая сознательного решения переходит черту своих же моральных ценностей.

Интеллектуальные способности каждого отдельного человека в толпе заведомо ниже, чем такого человека в обычной жизни.

Что по этому поводу говорят психологи

Психологические особенности поведения человека вызывают глубокий интерес специалистов. И на эту тему проводятся разнообразные исследования. Вот несколько интересных фактов о поведении:

  1. В опасной ситуации мобилизация физических сил человека часто достигает такого уровня, что он может поднимать и передвигать рекордного веса тяжести. В обычной жизни такое повторить не удается.
  2. Находясь в толпе индивид практически не управляет собой: им управляют общие эмоции и инстинкты. Он может совершать как героические поступки, так и крайне преступные. Потом такой участник событий даже не в силах понять, как так получилось.
  3. Для современного члена общества одной из очень «опасных» ситуаций выступает потеря мобильного телефона. Это может вызвать такое чувство паники, которое сравнимо с эффектом клинической смерти.
  4. Поведение людей становится намного более открытым и честным, если они устали.
  5. На поступки индивида могут влиять также разные патологические отклонения развития психики и нервной системы. Сюда включают разные нарушения связанные с зависимостями. На сегодня одним из видом расстройств во многих странах официально признана зависимость от соцсетей.
  6. Когда человек разговаривает на неродном языке, его речь, также как и мысли, становится более структурированной и логичной.
  7. Поведенческие алгоритмы мужчин и женщин тоже отличаются. Если женщины больше нацелены на эмоциональное удовлетворение процессом, то мужчины в своих поступках ориентируются на конечный результат. Их подсознательные мотивы: победить, завоевать, раздобыть. И не стоит этого забывать.

В заключение можно сказать, что несмотря на многочисленные исследования, человек еще до сих пор не изучен. И это касается и физиологической стороны человека и психологических его особенностей.

Источник: https://ilady.ru/psihologiya/339-tipy-kharakterov-liudei-i-osobennosti-ikh-povedeni.html

Основные черты личности

Особенности поведения человека

Личность обладает неповторимым набором качеств, приобретенных в течение жизни. Эти свойства называют чертами характера. Они указывают на тип и структуру личности, обуславливают ее поведение и поступки. Черты характера изменяются под влиянием внешних условий, в т. ч. обучения и воспитания.

Что такое характер

Характер — критерий оценки человека. В психологии данный термин представляет собой комплекс индивидуальных и относительно устойчивых психических качеств, которые оказывают влияние на все проявления и действия.

Характер еще называют поведенческим синдромом. Это система стойких, типичных для человека мотивов и способов поведения, сформированная под влиянием социальных условий. При этом под влиянием обстоятельств качества могут изменяться, иногда — на кардинально противоположные, если в сложившейся ситуации это будет оптимальным решением.

Характер — понятие, охватывающее социально важные и динамические особенности поведения человека. Первые позволяют ему эффективно адаптироваться в имеющейся социальной среде. Вторые обусловлены его природными качествами.

Еще один важный термин в психологии — склад характера (стабильные качества, сложившийся способ взаимодействия с действительностью).

Знание черт характера человека позволяет прогнозировать его поведение в различных ситуациях. Для оценки психологии индивида рассматривают те качества, которые отличают его от других и имеют целостную структуру.

Классификация черт характера

Существует 4,5 тыс. черт характера. Все они подразделяются на 2 класса — первичные и вторичные, каждый из которых состоит из нескольких групп. В каждую категорию могут входить как отрицательные, так и позитивные черты.

Первичные качества формируются на базе психических процессов и состояний, регулируют активность и поведение человека. Они связаны с его функциями и основываются на свойствах темперамента. К 1-му классу относятся следующие группы черт:

  • Познавательные (интеллектуальные) — характеризуют отношение индивида к познанию и творчеству. Это любознательность, наблюдательность, инициативность.
  • Эмоциональные — выражают уровень принятия или непринятия внешнего или внутреннего воздействия какого-либо объекта, другого человека или самого себя. В эту группу входят тревожность, апатичность, агрессивность, вспыльчивость, а также жизнерадостность, оптимистичность, добродушие, любвеобильность.
  • Волевые — характеризуют отношение индивида к сложностям, способность преодолевать препятствия и завершать начатое дело.Черты, обеспечивающие силу действия и преодоление препятствий — смелость, мужественность, решительность, целеустремленность. Волевые свойства, обуславливающие регулирование поведения: организованность, пунктуальность и дисциплинированность.
  • Коммуникативные — выражают способность к межличностному взаимодействию. Это коммуникабельность, открытость и внимательность, с одной стороны, и замкнутость, застенчивость, равнодушие — с другой.
  • Психомоторные — определяют особенности двигательной активности человека. Положительные качества из этой группы: энергичность, ловкость и сила. Отрицательные: неловкость, неуклюжесть, слабость и медлительность.

Вторичные характеристики имеют нравственно-смысловую нагрузку и отражают отношение индивида:

  • К другим людям. Это общительность, уважительность, тактичность, вежливость, чуткость, равнодушие, неуважение, черствость, грубость и надменность.
  • К себе. В этот список входят скромность, самокритичность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, эгоцентричность, хвастливость, гордость, наглость и тщеславие.
  • К деятельности. Это трудолюбие и даже трудоголизм, инициативность, усидчивость, усердность, настойчивость, исполнительность, добросовестность, ответственность и безответственность, суетливость, безалаберность и лень.
  • К природе. Это заботливость, ответственность, рачительность, доброта и осторожность.
  • К предметам как к результату деятельности. Это аккуратность и неаккуратность, бережливость и небрежность, щедрость и скупость.

Градация по Олпорту

Американский психолог Гордон Олпорт разделил типы характера на 3 диспозиции в зависимости от степени развитости отдельных черт характера:

  • Кардинальные качества, доминирующие на протяжении всей жизни человека и часто являющиеся его отличительными чертами. Они достаточно редки и проявляются в зрелом возрасте.
  • Центральные черты, формирующие основные личностные устои. Они достаточно устойчивы и определяют поведение и поступки индивида в различных ситуациях. Это общие характеристики, которые используют для описания человека: честный, воздержанный, умный, спокойный и др.
  • Вторичные свойства, связанные с отношением к чему-либо. Чаще всего они проявляются в ряде ситуаций: боязнь выступать перед аудиторией, нетерпеливость при длительном ожидании и др.

Структура характера

Структура характера — это закономерное взаимодействие и взаимозависимость отдельных его черт. Знание структурности позволяет прогнозировать поведение человека и наличие у него других взаимосвязанных качеств.

В результате закономерного взаимодействия образуется цельная структура.

По отношению к структурности свойства характера делят на 3 группы:

  • Определяющие поступки человека в выборе цели деятельности: рациональность, расчетливость и др., а также противоположные им качества.
  • Направленные на достижение поставленной цели: настойчивость, целеустремленность, последовательность. Кроме того, пассивность, непоследовательность и др.
  • Инструментальные, связанные со свойствами темперамента: интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-вспыльчивость, пластичность-ригидность, активность-пассивность и др.

В психологии принято выделять в структуре характера форму и содержание. включает качества, выражающие направленность (устойчивые потребности человека, установки, принципы, интересы, цели) и систему взаимоотношений индивидуума с окружающей действительностью.

На содержание оказывает влияние жизненный уклад, социальное окружение, воспитание, образование, обстоятельства. Форма характера — это способ выражения отношений, устойчивые эмоциональные и волевые особенности поведения и темперамента.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА

Виды темперамента формируются на основе 4 типов высшей нервной деятельности, 3 сильных (холерик — безудержный, сангвиник — живой, флегматик — спокойный) и 1 слабого (меланхолик):

  • Сангвиник. Для типа свойственны такие черты, как экстраверсия, активность, открытость, живость, дружелюбие, жизнерадостность, любознательность, коммуникабельность, эмоциональная стабильность, находчивость, высокая работоспособность при низкой утомляемости. Сангвиники не проявляют чувствительность по мелочам. Они оптимисты, хорошо адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, умеренно реагируют на раздражители, отлично усваивают информацию. Возможные недостатки: легкомыслие, переоценка своих возможностей, поверхностность.
  • Холерик. Типу свойственны экстраверсия, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, нетерпеливость, импульсивность, раздражительность, эмоциональность, высокая активность и реактивность, работоспособность, оптимистичность, энергичность, инициативность, харизматичность. Вероятные недостатки: грубость, агрессивность, несдержанность, неуравновешенность.
  • Флегматик. Характерные качества: интроверсия, эмоциональная стабильность, спокойствие, замедленная реактивность, высокая активность и работоспособность при низкой утомляемости, высокая степень контроля эмоций, действий и мыслей, самообладание, сдержанность, терпение, невозмутимость, педантичность, упорство, уравновешенность.Возможны вялость, лень, пассивность, безразличие, заторможенность.
  • Меланхолик. Для типа характерны интроверсия, высокая чувствительность и эмоциональная возбудимость, мягкость, отзывчивость, рассудительность, инертность, пассивность, сентиментальность, робость, обидчивость, ранимость, нерешительность, боязливость, замкнутость, неуверенность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, невнимательность, склонность к творчеству. Возможны депрессивность, подавленность, тревожность, мрачность, скрытность, пессимистичность, низкая стрессоустойчивость.

Отрицательные качества

Негативные качества характера обусловлены ошибками воспитания, психологическими травмами, социальным окружением. Примеры качеств, имеющих отрицательное значение:

  • Агрессивность — стремление к конфликтам. Для ребенка эта черта является обязательной, поскольку он только учится защищать свои интересы. Агрессивный взрослый может провоцировать конфликт самостоятельно, используя оскорбления, клевету, крик или физическое воздействие.
  • Безразличие — сознательное или бессознательное отсутствие интереса к обозначенному предмету, человеку, событию, обязанностям. Причиной может быть как врожденная холодность, так и недостаток нравственности, что в свою очередь является проблемой воспитания.
  • Болтливость — болезненная потребность быть участником диалога, независимо от содержания и уместности беседы, степени увлеченности ее предметом остальными участниками. Целью в этом случае является не обмен информацией, а удовлетворение желания поговорить.
  • Глупость — отсутствие умения или желания делать логически верные выводы даже из самых простых житейских задач, неспособность к критическому анализу, признание ценными сомнительные источники информации.
  • Гордыня — убеждение в своем социальном, моральном и интеллектуальном превосходстве над окружающими, отрицание возможности наличия достоинств у других людей. Причиной могут стать промахи в воспитании, деградация индивидуума по причине болезни, незрелость характера и недостаток нравственности на фоне высокого социального статуса.

Положительные качества

Положительные качества характера приносят пользу, материальные блага, удовольствие, радость и другие позитивные эмоции. Определение, какие черты являются положительными, а какие отрицательными, происходит в соответствие с законами морали и нравственности.

Кроме того, у каждого человека имеются свои внутренние ориентиры, позволяющие определить, какие свойства являются позитивными для него самого и способствуют его успеху и благополучию.

Примером положительных качеств можно назвать деликатность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать и сочувствовать, а также целеустремленность, работоспособность, активность.

Взаимосвязь характера и темперамента

Основные отличия характера от темперамента:

  • Темперамент влияет на динамику, манеру и стиль деятельности, характер — на ее содержание.
  • характера обусловлено двумя сторонами жизни человека: активностью (деятельностью) и пассивностью (бездеятельностью). Коррелируя в различных соотношениях, они стимулируют формирование различных качеств характера, совокупность которых может отличаться у лиц с одинаковым типом темперамента.
  • Условия, которые влияют на формирование характера (воспитание, окружение и др.) не воздействуют на темперамент.
  • Все типы темперамента являются вариантами нормы и не могут быть плохими или хорошими. Качества характера могут быть положительными или негативными (щедрость-скупость, уравновешенность-вспыльчивость).

Склад характера формируется на основе свойств темперамента, которые, в свою очередь, обусловлены типом нервной системы и закладываются при рождении. Качества характера могут формироваться в противовес темпераменту, корректируя его недостатки и проявления.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ НАША СТАТЬЯ: СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ba3bb65c071d300ab51b3ae/5bf545d677663700aaa64c1c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.