Основа гражданского общества

Содержание

Государство и гражданское общество в России

Основа гражданского общества

Специфика российской государственности. В отечественной и зарубежной научной литературе обычно выделяют следующие факторы российской самобытности.

1. Природно-климатический. Чрезвычайно короткий цикл сельскохозяйственных работ (125-130 рабочих дней), неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства оказали прямое воздействие на тип русской государственности.

При относительно низком объеме совокупного продукта господствующий класс создавал жесткие рычаги государственного механизма, позволяющие изъять ту долю совокупного прибавочного продукта, которая шла на удовлетворение потребностей самого государства и господствующего класса.

Этим якобы обусловлена многовековая традиция деспотической власти российских самодержцев, в этом истоки крепостного права.

2. Геополитический. Обычно отмечают следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории:

  • обширные земельные резервы, которые обеспечивали благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при усилении его эксплуатации. Это вынуждало государство ужесточать контроль за личностью земледельца, чтобы не лишиться источников дохода;
  • естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока. Это требовало от русского народа колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, людских ресурсов (при малочисленности и малой плотности населения);
  • оторванность от морской торговли вынуждала Россию продукты своего экспорта продавать задешево посредникам, а продукты импорта покупать у тех же посредников по завышенной цене. Чтобы пробиться к морям, Россия столетиями вела напряженные кровопролитные войны, вследствие чего роль государства и армии в обществе значительно возрастала;
  • уникальная в своем роде речная сеть Восточно-Европейской равнины сплачивала страну и политически, и хозяйственно, так как при огромных расстояниях и резком сезонном перепаде температур строительство и ремонт дорог были практически невозможны, а водные пути долго были единственным способом передвижения;
  • через территорию России проходила значительная часть Великого шелкового пути из Китая в Европу. Это обстоятельство создавало объективную заинтересованность многих стран в поддержании политической стабильности на территориях, расположенных вдоль этой великой магистрали.

3. Религиозный. И Запад, и Россия — страны христианские, однако христианство попало сюда через различных посредников: на Запад — через Рим, в Россию — через Византию.

Одним из центральных понятий государственной идеологии Византии было понятие таксиса, сущность которого заключалась в сближении, соединении земного и небесного порядков.

Соединяющей силой была власть императора, нормальное функционирование которой во многом снимало противоречие между сущим и должным. Тем самым в православии власть царя становилась гарантом как настоящего, так и будущего спасения.

4. Фактор социальной организации:

  • первичная хозяйственно-социальная ячейка — корпорация (община, артель, колхоз, кооператив и т. д.), а не частнособственническое образование, как на Западе;
  • государство не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а его становой хребет;
  • сакральный характер государственности;
  • взаимопроницаемость, целостность, соборность государства, общества, личности, а не разделенность их, как на Западе;
  • главная опора государственности — корпорация служилой знати (дворянство, номенклатура).

Такая социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью, воссоздавалась после каждого исторического потрясения, обеспечивая жизнеспособность русского общества, внутреннее единство его исторического бытия.

Понятие гражданского общества

Гражданское общество — это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т. д.) во всех сферах жизнедеятельности общества, а также совокупностью негосударственных отношений (экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и др.).

Гражданское общество возникает как выражение демократических отношений. Оно опирается на хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Объединения предпринимателей, т. е.

организации гражданского общества, призваны решить реальные экономические задачи.

Исключительное многообразие интересов граждан можно удовлетворить с наибольшим эффектом посредством организации и объединения граждан.

Условия функционирования гражданского общества:

  • социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин — основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе;
  • гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их разрешению;
  • наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его существования.

Основная функция гражданского общества — наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей общества.

Становление гражданского общества в Российской Федерации

Развитие частной собственности и рыночных отношений делает необходимым возникновение гражданского общества. Проведение в России экономических реформ, направленных на создание свободной рыночной экономики, подтверждает это положение.

На протяжении нескольких лет в нашей стране возникли десятки объединений предпринимателей, в их числе Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов, Союз предпринимателей и арендаторов, Союз акционерных обществ и многие другие.

Однако спектр общественных интересов, в связи с которыми возникают организации гражданского общества, выходит далеко за рамки хозяйственной сферы и охватывает политические, культурные, правовые, научные и многие другие интересы.

Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции.

В ней провозглашается, что Россия является демократическим правовым государством (ст. 1).

В стране гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности.

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет и развивает гражданские права и свободы, провозглашенные в Конституции РФ.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1.1).

Становление российского гражданского общества означает не только обеспечение прав и свобод, но и гражданскую ответственность, опирается на всеобщее прямое и равное избирательное право, независимые суд и прокуратуру, совершенное законодательство. Крайне важным условием для развития гражданского общества в России является экономическая и политическая стабильность.

Рассмотрение вопроса о становлении гражданского общества в России позволяет сделать два вывода:

  1. гражданское общество в нашей стране делает хотя и существенные, но первые шаги;
  2. становление гражданского общества в России имеет свою специфику, но в целом процесс развивается в направлении, по которому прошли демократические страны Запада.

Источник: https://psyera.ru/gosudarstvo-i-grazhdanskoe-obshchestvo-v-rossii_8341.htm

Идеи гражданского общества: возникновение и развитие

Основа гражданского общества

Гражданское общество представляет собой свободное демократическое общество, основанное на праве.

Такое общество ориентируется на определенного гражданина, и организует атмосферу уважения по отношению к традициям и законам права и межнациональным гуманистическим идеалам.

Гражданское общество обеспечивает возможности к достижению благополучия и осуществления прав личности и гражданина, в то же время естественным образом создающее инструменты для ограничения власти и регулирования активности органов правительства.

Происхождение гражданского общества отражается в истории развития цивилизаций, которую можно описать как стремление мыслящих личностей каждой эпохи организовать модель идеального общественного строя, где основополагающими факторами были бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Создание такого общества всегда было привязано к вопросам улучшения государства и преобладание роли права и закона.

Гражданское общество сквозь время

К примеру, в Древнем мире эта идея выражалась в теории эйдоса Платона. К тому же, стоит принять во внимание выражение Аристотеля о том, что государство представляет собой самодостаточную единицу, состоящую из граждан, что, другими словами, и представляет собой гражданское общество.

Цицерон, поддерживая идею равноправие людей, упоминал, что закон является связующим звеном гражданского общества, а право, созданное законом, едино для каждого.

Во время ранних стадий развития человечества, такое общество полностью ассоциировалось с государством, что было вызвано текущим экономическим развитием человечества и развитием социально-политических отношений.

Замечание 1

В такие отношения входят принципы разделения труда, зачатки в развитии товарно-денежных отношений, связывание общественной жизни с государством, и социальная структура, базирующаяся на кастах.

Дальнейшее развитие отношений в обществе определило дальнейшее изменение во взглядах ученых в гражданском обществе. В 16-17 веках в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж.

Руссо четко прослеживалась позиция различения форм государственного устройства и гражданского общества.

Гражданское общество являлось таковым только если оно было основано на естественно-правовых и договорных началах.

Пример 1

Локк полагал, что абсолютная монархия никак не может быть примером гражданского общества, и вообще не представляет собой форму гражданского правления. Макиавелли же утверждал, что лучшим государством является то, где присутствуют и монархия, и аристократия, и демократия – каждая из этих форм несет в себе роль ограничения влияния двух других.

Вклад Канта в формирование гражданского общества

Основы гражданского общества можно найти и у И. Канта, который считал, что:

  1. Индивид обязан создавать все своими силами и нести ответственность за созданное.
  2. Причинами для самосовершенствования у человека являются столкновение человеческих интересов и необходимость эти интересы защищать.
  3. Гражданская свобода, которая подкреплена правом на законодательном уровне, является основным условием для самосовершенствования, гарантией сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Основы, обозначенные Кантом, определенно можно заложить в основу теории гражданского общества. После того, как Кант перенес идею антагонизма между индивидами как стимула для саморазвития на межгосударственные отношения, он приходит к выводу о том, что основным вопросом перед человечеством, созданным для него природой, является создание всеобщего правового гражданского общества.

В. Гумбольдт, поддерживая философское учение Канта, стремился продемонстрировать противоречия и различия между гражданским обществом и государством на конкретных примеров.

К гражданскому обществу Гумбольдт относил систему национальных и общественных учреждений, которые создаются гражданами, а также естественное и общее право человека.

С другой стороны, государство состоит, по предположению Гумбольдта, из системы государственных институтов, позитивного права, которое создается этим же государством, и гражданина.

Немаловажную роль в создании четких представлений о гражданском обществе сыграл Г. В. Гегель, который описал его как сферу действия частного интереса.

К такому обществу Гегель причислял семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и юридические отношения, являющиеся результатом взаимодействия.

Особая роль в этой идее отводилась гражданам, которые противостоят друг другу.

Различия гражданского общества и государства

К. Маркс и Ф. Энгельс представили миру материалистическую характеристику этому явлению и категории, которая его отражает. Авторы утверждали, что гражданское общество являет собой все материальное общение людей в рамках конкретной стадии развития производительных сил.

Такое общество включает в себя полную торгово-промышленную жизнь этой стадии и выходит за государственные и национальные рамки. Однако, с другой стороны, гражданскому обществу необходимо представлять себя во внешней среде как национальность, а во внутренней – как государство.

Замечание 2

Исторический анализ идей и суждений показывает, что формирование гражданского общества – сложный и противоречивый процесс, который охватывает сотни лет, начиная с зачатков формирования элементов гражданского общество в античном мире (Афины и Рим). Этот процесс проявился и в Средневековых городах, таких как Любек и Новгород, а в настоящее время может наблюдаться в развитых странах Европы и Америки.

Формирование гражданского общества зависит от стадий, на которых находятся экономические и правовые отношения, личностные и экономические свободы граждан, и актуальности инструментов для ограничения власти государственных структур.

Определенные характеристики гражданского общества заложены в каждой системе общества, но они могут находиться на разных стадиях развития. К примеру, в один отрезок времени эти качества находятся в своем начальном состоянии, а при тоталитарном государстве эти качества вообще подавлены.

Характеристики гражданского общества могут быть в состоянии готовности к прорыву, или, при отчетливых признаках классового общественного строя, они лишь дозируются.

Исключительно при достижении социального равенства при демократическом государстве эти характеристики несут в себе преобладающий характер.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/idei-grazhdanskogo-obschestva/

Принципы, условия и конституционные основы формирования и жизнедеятельности гражданского общества в России

Основа гражданского общества

Гражданское общество — такая общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной.

Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей, а основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.

При этом государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе, создает необходимые условия для беспрепятственной реализации индивидами их прав и свобод.

Наличие частной собственности способствует созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства.

Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми.

Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества.

Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Принципы формирования гражданского общества:

    • Верховенство основного закона. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.
    • Реальность прав и свобод граждан, причем предполагается, что они не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения, т. е. неотчуждаемы.
    • Взаимная ответственность государства и личности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Но соответственно и личность несет ответственность перед обществом и государством.
    • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Власть не должна быть монополизирована одним лицом, органом или социальным слоем, а вся система публичной власти должна соответствовать требованиям права и последовательно его соблюдать.
    • Наличие эффективных органов контроля и надзора за осуществлением законов. В правовом государстве суд, прокурорский надзор, арбитраж должны обеспечивать исполнение законов.

Условия формирования гражданского общества:

    1. наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
    2. наличие развитой структуры различных объединений, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
    3. высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;
    4. функционирование правового государства.

Конституционные основы гражданского общества

Нормы Российской Конституции создают основу для формирования политических отношений в обществе. Этому способствует провозглашение в ст. 1 Конституции России как демократического, федеративного государства с республиканской формой правления.

Закрепляя демократический характер государства, ст.3 Конституции признает единственным источником власти и носителем суверенитета ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации.

Впервые в России на конституционном уровне закрепляется принцип разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), органы которых являются самостоятельными.

Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции РФ демократические принципы функционирования политической системы.

Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно выбирать и следовать выбранной им системе взглядов и представлений.

Запрещается существование в обществе государственной или иной обязательной идеологии.

В этой же ст. 13 содержится и другой важный для политической жизни страны принцип — принцип политического многообразия.

На его основе возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений.

Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч.5 ст.

13 Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм, представляя свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе, лично или с помощью независимых объединений и движений.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-usloviya-i-konstitutsionnie-osnovi-formirovaniya-i-zhiznedeyatelnosti-grazhdanskogo-obschestva-v-rossii

Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство – SOOCIETY

Основа гражданского общества
ОГЭ 2018 по обществознанию — Сфера политики и социального управления

Гражданское общество и государство

Гражданское общество — та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан защищены законами от прямого вмешательства органов государственной власти.

Функции гражданского общества

• Является главным каналом связи граждан с государством.

• Осуществляет социальный контроль по отношению к своим членам → располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать социальные нормы, обеспечить воспитание граждан.
• Создаёт прочные структуры, на которых держится всё общество.

Развитие гражданского общества предполагает наличие правового государства.

Образец задания

«…Исторический опыт развития либерально»демократических и авторитарно-тоталитарных систем XX века показывает, что именно от потенциала гражданского общества зависят коренные характеристики экономической системы государства. Гражданское общество, в свою очередь, влияет на политическую систему.

Полноценное гражданское общество по определению функционирует только в демократическом пространстве как широкая модель общественных и личностных связей преимущественно горизонтального (неиерархического) уровня. Явно просматривается и такая зависимость: чем глубже и разностороннее негосударственные

общественные структуры и связи, тем меньше опасность установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов.

Конечно же, гражданское общество — не изолированное явление социальной жизни. Его качественные характеристики тесно связаны с типом и формой данного государства.

Более того, формирование гражданских объединений, ассоциаций и союзов всегда идёт параллельно и одновременно с формированием государственных институтов.

Можно смело сказать, что каково общество, таково и государство, которое оно имеет.

В современной политологии структура гражданского общества предполагает учёт следующих показателей. Основу взаимосвязей составляют отдельные люди (индивиды), которые вступают в общественные отношения в процессе производственной деятельности. На производственные отношения как бы накладываются межличностные отношения.

Неотъемлемую составную часть отношений этого уровня являют этнические, культурные и религиозные связи.

Наконец, «верхний слой» отношений внутри гражданского общества составляют объединения по интересам, отражающие стремление различных групп граждан добиться решения как индивидуальных и групповых, так и общезначимых целей» (Адаптировано по книге: Филатова М. Н., Светенко А. С. Политология).

1. (П) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ: пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) потенциал гражданского общества; 2) сущность гражданского общества; 3) соотношение государства и гражданского общества;

4) структура гражданского общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

2. (Б) В чём, согласно тексту, состоит потенциал гражданского общества? Какова зависимость между негосударственными общественными структурами и связями и опасностью установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов?

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) раскрыт потенциал гражданского общества: обусловливает коренные характеристики экономической системы государства; влияет на политическую систему;
2) раскрыта зависимость между негосударственными общественными структурами и связями и опасностью установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов: чем глубже и разностороннее негосударственные общественные структуры и связи, тем меньше опасность установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов.

3. (П) Какие уровни общественных отношений составляют структуру гражданского общества? Какие отношения являются его фундаментом? Объясните почему.

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) перечень уровней общественных отношений, составляющих структуру гражданского общества: производственные; межличностные, этнические, культурные, религиозные связи; объединения по интересам; 2) наименование отношений, являющихся фундаментом гражданского общества: производственные;

3) объяснение: производственные отношения являются фундаментом гражданского общества, поскольку они удовлетворяют базовые человеческие потребности (в пище, одежде, жилье и т. д.), обеспечивают жизнедеятельность индивидов.

Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке.

4. (В) Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните графы таблицы.

Ответ должен содержать заполненные графы таблицы:

Могут быть даны в графах таблицы иные, близкие по смыслу формулировки.

5.

(П) В одном телевизионном ток»шоу, посвящённом тенденциям развития современного общества, была высказана точка зрения, согласно которой отделение гражданского общества от государства является естественным: государство и гражданское общество мешают друг другу. Как соотносятся между собой гражданское общество и государство? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: гражданское общество является условием существования демократического государства; политически развитое государство будет всегда стремиться поддержать гражданское общество и обеспечить все необходимые условия для его существования.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:
«…гражданское общество — не изолированное явление социальной жизни. Его качественные характеристики тесно связаны с типом и формой данного государства.

Более того, формирование гражданских объединений, ассоциаций и союзов всегда идёт параллельно и одновременно с формированием государственных институтов.

Можно смело сказать, что каково общество, таково и государство, которое оно имеет».

6. (В) Авторы утверждают, что «полноценное гражданское общество функционирует только в демократическом пространстве». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите по одному аргументу (объяснению) в защиту и опровержение этой точки зрения.

Ответ должен содержать следующие аргументы (объяснения):

1) в защиту этой точки зрения, например: только демократия обеспечивает подлинную свободу граждан в хозяйственной, религиозной, нравственной и других сферах общественной жизни, что раскрепощает индивидов, превращая их из подданных государства в свободных граждан, которые и составляют основу гражданского общества;

2) в опровержение этой точки зрения, например: гражданское общество охватывает все сферы человеческой деятельности, которые находятся вне непосредственного влияния государства.

Отсюда следует, что гражданское общество в той или иной мере всегда существовало (отношения в крестьянской общине, в семье, между друзьями, религиозные отношения и др.

), принимая на каждом этапе развития общества конкретную форму.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Источник: https://soociety.ru/ogje-2018-po-obshhestvoznaniju/tema-5-10-grazhdanskoe-obshhestvo-i-pravovoe-gosudarstvo.html

ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО

Основа гражданского общества

Авторы: А. Ю. Мордовцев

ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО, тип со­ци­аль­но­го уст­рой­ст­ва, ос­нов­ным вы­ра­же­ни­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся мно­же­ст­во са­мо­ор­га­ни­зую­щих­ся вне гос. вме­ша­тель­ст­ва ас­со­циа­ций, кор­по­ра­ций, со­ци­аль­ных дви­же­ний и отд.

ини­циа­тив; доб­ро­воль­ное уча­стие в их соз­да­нии и дея­тель­но­сти при­ни­ма­ют ин­ди­ви­ды и груп­пы, по­сред­ст­вом вы­ра­бот­ки об­щих це­лей и кол­лек­тив­ных дей­ст­вий реа­ли­зую­щие свои ча­ст­ные и груп­по­вые ин­те­ре­сы; со­ци­аль­ная ак­тив­ность чле­нов та­ких ор­га­ни­за­ций ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­от­не­се­ни­ем ча­ст­ных ин­те­ре­сов с об­щим бла­гом, об­ще­при­знан­ны­ми цен­но­стя­ми и мо­ра­лью и ус­та­нов­лен­ны­ми пра­во­вы­ми нор­ма­ми.

История понятия «гражданское общество»

 Пер­вые ис­то­рич. фор­мы Г. о. от­но­сят­ся к го­ро­дам-го­су­дар­ст­вам Древ­ней Гре­ции.

Ари­сто­тель опи­сы­вал уст­рой­ст­во по­ли­са как общ­ность сво­бод­ных и рав­ных гра­ж­дан (всех жи­те­лей го­ро­дов), объ­е­ди­нив­ших­ся для за­щи­ты от внеш­них вра­гов и ре­гу­ли­рую­щих свои взаи­мо­дей­ст­вия и об­ще­ние в пре­де­лах го­ро­да че­рез ус­та­нов­лен­ные ими са­ми­ми струк­ту­ры и про­це­ду­ры – po­li­tike koi­nonia, по­ли­тич.

со­об­ще­ст­во, или не­де­ли­мая сис­те­ма вла­сти. Гражд. и по­ли­тич. об­ще­ст­во бы­ли не­раз­ли­чи­мы, по­ли­тич. об­ще­ст­во про­ти­во­пос­тав­ля­лось при­род­но­му ми­ру и внеш­не­му дру­го­му об­ще­ст­ву. Рим. по­ня­тие societas civilis так­же пред­по­ла­га­ло то­ж­де­ст­во гражд. и по­ли­тич. сфер.

Раз­ви­тие со­слов­но­го об­ще­ст­ва, осо­бен­но на ста­дии аб­со­лю­тиз­ма, да­ло при­ме­ры со­ци­аль­ной са­мо­ор­га­ни­за­ции, пре­ж­де все­го мо­на­ше­ские ор­де­на, ку­пе­че­ские и ре­мес­лен­ные гиль­дии. Од­на­ко фак­ти­че­ски это бы­ло не раз­де­ле­ние об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва, а внутр. диф­фе­рен­циа­ция по­ли­тич. уст­рой­ст­ва.

Эпо­ха Про­све­ще­ния ак­туа­ли­зи­ро­ва­ла во­прос о прин­ци­пи­аль­ном раз­ли­чии со­ци­аль­ной и по­ли­тич. сфер, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва. Аб­со­лют­ная власть мо­нар­ха ос­та­ви­ла за со­бой ста­тус един­ст­вен­но­го субъ­ек­та гос. прав­ле­ния, от­стра­нив от не­го все со­сло­вия и кор­по­ра­ции, а в об­ществ.

сфе­ре на­ча­лась ре­ор­га­ни­за­ция на ос­но­ве но­вых эга­ли­тар­ных прин­ци­пов, прин­ци­пов не­за­ви­си­мо­сти, сво­бо­ды вы­бо­ра и мо­раль­но­го дол­га. То­гда же в по­ли­тич.

мыс­ли поя­ви­лись идеи о ес­те­ст­вен­ных пра­вах че­ло­ве­ка, на­ча­лось осо­зна­ние ра­вен­ст­ва гра­ж­дан пе­ред го­су­дар­ст­вом (за­ко­ном) вне за­ви­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти к ка­ко­му-то со­сло­вию и кон­фес­сии. Прак­ти­ки ав­то­ном­ной дея­тель­но­сти со­сло­вий, ре­лиг. рас­ко­ла, эко­но­мич.

пред­при­ни­ма­тель­ст­ва бы­ли опи­са­ны в тер­ми­нах об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра – ко­гда го­су­дар­ст­во (мо­нарх) бра­ло на се­бя функ­ции за­щи­ты лю­дей от них са­мих и от внеш­ней уг­ро­зы (Т.

 Гоббс) или об­ще­ст­во ста­ви­ло над со­бой го­су­дар­ст­во, на­де­ля­ло его пол­но­мо­чия­ми по управ­ле­нию при ус­ло­вии со­блю­де­ния сво­ей ав­то­ном­но­сти (Дж. Локк).

В это вре­мя на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся пра­во­вая сис­те­ма, за­кре­п­ляю­щая за­ко­ном от­но­ше­ния ме­ж­ду го­су­дарст­вом и об­ще­ст­вом, га­ран­ти­рую­щая со­блю­де­ние прав гра­ж­дан, в пер­вую оче­редь прав соб­ст­вен­но­сти, и ус­та­нов­лен­ных норм в дея­тель­но­сти об­ще­ст­ва. Ес­те­ст­вен­но, кон­цеп­туа­ли­за­ция но­вых от­но­ше­ний от­ра­жа­ла не ре­аль­ные дос­ти­же­ния, но по­пыт­ки вы­де­лить чер­ты но­вой мо­де­ли со­ци­аль­но­го уст­рой­ст­ва (по­лу­чив­шей впо­след­ст­вии наз­ва­ния ин­ду­ст­ри­аль­ной, бур­жу­аз­ной, ка­пи­та­ли­сти­че­ской).

Шотл. мо­ра­ли­сты (А. Фер­гю­сон, ко­то­ро­му при­над­ле­жит пер­вен­ст­во в при­ме­не­нии са­мо­го тер­ми­на «гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во», civil society) и по­лит­эко­но­мы (А.

 Смит) от­ме­ти­ли са­мый ак­тив­ный ком­по­нент со­вре­мен­но­го им об­ще­ст­ва – хо­зяй­ст­вую­щих на ос­но­ве прав соб­ст­вен­но­сти и сво­бо­ды не­за­ви­си­мых субъ­ек­тов – и оп­ре­де­ля­ли Г. о. как тру­до­вой и ме­но­вой со­юз, на­це­лен­ный на дос­ти­же­ние соб­ств. ин­те­ре­сов, но в ко­неч­ном ито­ге спо­соб­ст­вую­щий при­рас­та­нию об­ществ. бо­гат­ст­ва.

Осо­бую роль в со­ци­аль­ных про­цес­сах они от­во­ди­ли об­ществ. раз­де­ле­нию тру­да, ко­гда чле­ны Г. о., за­ня­тые в про­из­вод­ст­ве, пе­ре­до­ве­ря­ли свои пра­ва на за­щи­ту в мо­но­по­лию го­су­дар­ст­ва, спе­циа­ли­стам по за­щи­те (про­фес­сио­на­лам во­ен­ным и юри­стам).

Но Фер­гю­сон ви­дел в та­ком от­чу­ж­де­нии прав и пре­об­ла­да­нии ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей в об­ще­ст­ве по­тен­ци­аль­ную уг­ро­зу ус­та­нов­ле­ния на­силь­ст­вен­но­го прав­ле­ния. До­го­вор­ные от­ноше­ния ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и Г. о. из­на­чаль­но мыс­ли­лись как не­ус­той­чи­вые, тре­бую­щие со сто­ро­ны Г. о.

ак­тив­но­го от­стаи­ва­ния сво­их прав, оп­ре­де­лён­но­го кон­тро­ля над го­су­дар­ст­вом. Франц. эн­цик­ло­пе­ди­сты по­ни­ма­ли Г. о. как об­ще­ст­во рав­ных пе­ред вер­хов­ной вла­стью и за­ко­ном гра­ж­дан, объ­е­ди­нён­ных в на­цию, – не­кую ан­ти­те­зу со­слов­но­му (по су­ти сред­не­ве­ко­во­му) об­ще­ст­ву.

Наи­бо­лее чёт­кая ха­рак­те­ри­сти­ка Г. о. от­но­сит­ся к 19 в., ко­гда от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва при­об­ре­ли ус­то­яв­шие­ся фор­мы, и при­над­ле­жит Г. В. Ф. Ге­ге­лю (bürgerliche Gesellschaft).

Вме­сто ди­хо­то­мии «го­су­дар­ст­во – гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во» он пред­ло­жил триа­ду «се­мья – гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во – го­су­дар­ст­во», в ко­то­рой объ­е­ди­нил сво­бо­ду лич­но­сти, мо­но­лит­ность по­ли­тич. уст­рой­ст­ва и мно­же­ст­вен­ность и ав­то­ном­ность со­ци­аль­ных объ­е­ди­не­ний. Г. о. не сво­ди­лось к эко­но­мич.

сфе­ре, бо­лее то­го, ему от­во­ди­лась роль по­сред­ни­ка ме­ж­ду ча­ст­ной лич­ной жиз­нью ин­ди­ви­да и без­лич­ным го­су­дар­ст­вом. Ге­гель пре­об­ра­зо­вал по­сто­ян­ное на­пря­же­ние и про­ти­во­стоя­ние, при­сут­ст­вую­щие в клас­сич. по­ни­ма­нии от­но­ше­ний го­су­дар­ст­ва и Г. о., во взаи­мо­про­ник­но­ве­ние.

Диа­лек­ти­ка та­ко­го ро­да взаи­мо­от­но­ше­ний оз­на­ча­ла ко­ле­ба­ния Г. о. ме­ж­ду ин­те­гра­ци­ей и от­чу­ж­де­ни­ем, а го­су­дар­ст­ва – ме­ж­ду уси­ле­ни­ем сво­их по­зи­ций и ус­туп­ка­ми.

К. Маркс ин­тер­пре­ти­ро­вал Г. о. 19 в. в клю­че эко­но­мич. де­тер­ми­низ­ма и клас­со­вой при­ро­ды бур­жу­аз­но­го об­ще­ст­ва. Он ото­жде­ст­в­лял Г. о. с эко­но­мич. сфе­рой (т. е.

с ин­ду­ст­ри­аль­ны­ми от­но­ше­ния­ми), ко­то­рая чре­ва­та ан­та­го­низ­мом ин­те­ре­сов её уча­ст­ни­ков и пре­об­ла­да­нием ин­те­ре­сов бур­жуа­зии, что ве­ло к даль­ней­ше­му ото­жде­ст­в­ле­нию Г. о. с бур­жу­аз­ным (тем бо­лее, что в нем. яз. эти по­ня­тия не­раз­ли­чи­мы).

Го­су­дар­ст­во в та­ких ус­ло­ви­ях не мо­жет быть ней­траль­ным ин­ст­ру­мен­том ре­гу­ли­ро­ва­ния жиз­ни об­ще­ст­ва (по его мне­нию, про­воз­гла­ше­ние фор­маль­но­го ра­вен­ст­ва не­рав­ных гра­ж­дан яв­ля­ет­ся об­ма­ном), гра­ж­дан­ское (оно же бур­жу­аз­ное) об­ще­ст­во гла­вен­ст­ву­ет над го­су­дар­ст­вом и ис­поль­зу­ет его для об­слу­жи­ва­ния сво­их ин­те­ре­сов. Позд­нее А. Грам­ши рас­ши­рил мар­кси­ст­скую трак­тов­ку Г. о. По его мыс­ли, го­су­дар­ст­во – ин­сти­тут по­ли­тич. при­ну­ж­де­ния, а Г. о. – это сфе­ра куль­тур­ных и идео­ло­гич. прак­тик, где фор­ми­ру­ет­ся об­ществ. мне­ние, влияю­щее на го­су­дар­ст­во. Совр. мар­ксис­ты гл. роль Г. о. ви­дят в ро­ли по­сред­ни­ка ме­ж­ду эко­но­мич. сфе­рой и го­су­дар­ст­вом.

В ис­то­рии 20 в. со­дер­жат­ся по­пыт­ки пре­одо­ле­ния дуа­лиз­ма го­су­дар­ст­ва и Г. о., в ви­де то­та­ли­та­риз­ма и го­су­дар­ст­ва все­об­ще­го бла­го­ден­ст­вия в поль­зу го­су­дар­ст­ва-дик­та­то­ра и унич­то­же­ния Г. о. (сво­бо­ды лич­но­сти) – в пер­вом слу­чае, го­су­дар­ст­ва-бла­го­де­те­ля и гра­ж­да­ни­на-иж­ди­вен­ца – во вто­ром.

Современные представления о гражданском обществе

Ис­сле­до­ва­те­ли кон. 20 – нач. 21 вв. под­чёр­ки­ва­ют, что ме­ж­ду по­ня­ти­ем «Г. о.» и од­но­по­ряд­ко­вым ему по­ня­ти­ем «об­ще­ст­во» есть не толь­ко оче­вид­ная взаи­мо­связь, но и весь­ма су­ще­ст­вен­ные раз­ли­чия.

Об­ще­ст­во как со­во­куп­ность от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми ста­но­вит­ся гра­ж­дан­ским лишь на оп­ре­де­лён­ной ста­дии сво­его раз­ви­тия. По­это­му ка­те­го­рия Г. о.

 от­ра­жа­ет но­вое ка­че­ст­вен­ное со­стоя­ние об­ще­ст­ва, ос­но­ван­ное на раз­ви­тых фор­мах его са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­ре­гу­ля­ции, на оп­ти­маль­ном со­че­та­нии пуб­лич­ных (го­су­дар­ст­вен­но-об­ще­ст­вен­ных) и ча­ст­ных (ин­ди­ви­ду­аль­ных) ин­те­ре­сов при оп­ре­де­ляю­щем зна­че­нии по­след­них.

Гра­ж­дан­ско­му об­ще­ст­ву про­ти­во­сто­ит не про­сто «не гра­ж­дан­ское» об­ще­ст­во, т. е. об­ще­ст­во, не об­ла­даю­щее ка­че­ст­ва­ми гра­ж­дан­ско­го, а об­ще­ст­во на­си­лия, по­дав­ле­ния лич­но­сти и гос. кон­тро­ля над об­ществ. и лич­ной жиз­нью его чле­нов.

Г. о. по сво­им внутр. свой­ст­вам долж­но быть пра­во­вым. В ус­ло­ви­ях Г. о.

сво­бо­да и спра­вед­ли­вость вы­сту­па­ют фак­то­ра­ми, упо­ря­до­чи­ваю­щи­ми дея­тель­ность лю­дей, кол­лек­ти­вов и ор­га­ни­за­ций. Од­на­ко отд. че­ло­век как член Г. о.

 об­ре­та­ет сво­бо­ду в ре­зуль­та­те сво­ей спо­соб­но­сти под­чи­нять­ся при­ня­тым в нём нор­ма­тив­ным тре­бо­ва­ни­ям и при­зна­ния рав­ной сво­бо­ды др. лю­дей.

Дру­гая осо­бен­ность Г. о. свя­за­на с тем, что ос­но­вой функ­цио­ни­ро­ва­ния та­ко­го об­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся не про­сто соз­да­ние оп­ре­де­лён­но­го по­ля (про­стран­ст­ва) реа­ли­за­ции ча­ст­ных ин­те­ре­сов, юри­ди­че­ски не­за­ви­си­мо­го от гос.

вла­сти, но дос­ти­же­ние вы­со­ко­го уров­ня са­мо­реа­ли­за­ции, са­мо­ре­гу­ля­ции об­ще­ст­ва. Осн. функ­ции по на­ла­жи­ва­нию со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти чле­нов Г. о. в отд. сфе­рах (пред­при­ни­ма­тель­ст­ве и др. ви­дах дея­тель­но­сти, се­мей­ных от­но­ше­ни­ях, лич­ной жиз­ни и т. п.

) долж­ны осу­ще­ст­в­лять­ся в этом слу­чае не с по­мо­щью ору­дий и средств стоя­щей над об­ще­ст­вом гос. вла­сти как «осо­бой пуб­лич­ной вла­сти», а са­мим об­ще­ст­вом на прин­ци­пах ак­тив­но­го уча­стия, са­мо­ог­ра­ни­че­ния и са­мо­управ­ле­ния. Функ­цио­наль­ная ха­рак­те­ри­сти­ка об­ществ совр.

ти­па за­клю­ча­ет­ся не толь­ко в том, что го­су­дар­ст­во «ус­ту­па­ет» оп­ре­де­лён­ную сфе­ру ча­ст­ных ин­те­ре­сов са­мо­му об­ще­ст­ву, «от­да­ёт» ему на от­куп ре­ше­ние тех или иных про­блем.

На­про­тив, са­мо об­ще­ст­во, дос­ти­гая но­во­го уров­ня сво­его раз­ви­тия, при­об­ре­та­ет спо­соб­ность са­мо­стоя­тель­но, без вме­ша­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва, осу­ще­ст­в­лять со­от­вет­ст­вую­щие функ­ции. Бо­лее то­го, раз­ви­тое Г. о. спо­соб­но вли­ять на оп­ре­де­лён­ные по­ли­тич. ре­ше­ния; на­ря­ду с де­мо­кра­тич.

про­це­ду­ра­ми, дей­ст­вен­ной пра­во­вой сис­те­мой и об­ществ. мне­ни­ем яв­ля­ет­ся од­ним из элементов сдер­жи­ва­ния воз­мож­но­го про­из­во­ла вла­стей, со­став­ля­ет не­об­хо­ди­мый для ста­биль­но­го, ус­той­чи­во­го раз­ви­тия про­ти­во­вес го­су­дар­ст­ву.

В от­ли­чие от пред­став­ле­ний о Г. о., аб­со­лю­ти­зи­рую­щих ча­ст­ные ин­те­ре­сы (их гл. но­си­те­ли – ча­ст­ные соб­ст­вен­ники), пред­став­ле­ния о Г. о.

по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го пе­рио­да ос­но­вы­ва­ют­ся на при­зна­нии не­об­хо­ди­мо­сти обес­пе­че­ния оп­ти­маль­но­го, гар­мо­нич. со­че­та­ния ча­ст­ных и об­ществ. ин­те­ре­сов.

Осо­бое зна­че­ние это име­ет для пост­со­циа­ли­сти­че­ских и эко­но­ми­че­ски сла­бо­раз­ви­тых стран, всту­пив­ших на путь мо­дер­ни­за­ции.

Структурные компоненты гражданского общества

Пре­ж­де все­го Г. о. – это об­ще­ст­во ци­ви­ли­зо­ван­ных ры­ноч­ных от­но­ше­ний. В ры­ноч­ных ус­ло­ви­ях со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция Г. о. име­ет слож­ный со­став, она от­ра­жа­ет раз­ли­чия отд. со­ци­аль­ных групп (или страт) в сис­теме от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти, про­из­вод­ст­ва и, со­от­вет­ст­вен­но, рас­пре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных благ.

В со­от­вет­ст­вии с этим кри­те­ри­ем мож­но вы­де­лить три осн. груп­пы, со­став­ляю­щие Г. о., – на­ём­ных ра­бот­ни­ков, пред­при­ни­ма­те­лей и не­тру­до­спо­соб­ных гра­ж­дан. Дос­ти­же­ние взве­шен­но­го ба­лан­са эко­но­мич. ин­те­ре­сов и ма­те­ри­аль­ных воз­мож­но­стей этих групп обес­пе­чи­ва­ет ус­той­чи­вость раз­ви­тия и по­ли­тич.

ста­биль­ность кон­крет­ных об­ществ. Об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ция Г. о. от­ли­ча­ет­ся от го­су­дар­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции, от гос. управ­ле­ния об­ще­ст­вом. Ре­аль­ный де­мо­кра­тизм Г. о.

как ос­но­ва обес­пе­че­ния дей­ст­ви­тель­ной сво­бо­ды лич­но­сти ста­но­вит­ся воз­мож­ным имен­но то­гда, ко­гда об­ще­ст­во, при­об­ре­тая ка­че­ст­ва гра­ж­дан­ско­го, пра­во­во­го, вы­ра­ба­ты­ва­ет соб­ст­вен­ные, не­го­су­дарств. об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ме­ха­низ­мы са­мо­ре­гу­ля­ции и са­мо­ор­га­ни­за­ции. Про­ис­хо­дит т. н. по­ли­тич.

ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ция Г. о., т. е. об­ще­ст­во са­мо­ор­га­ни­зу­ет­ся с по­мо­щью та­ких ин­сти­ту­тов, как по­ли­тич. пар­тии, мас­со­вые дви­же­ния, проф. сою­зы, жен­ские, ве­те­ран­ские, мо­ло­дёж­ные, ре­лиг. ор­га­ни­за­ции, творч. сою­зы, зем­ля­че­ст­ва, фон­ды, ас­со­циа­ции и др. доб­ро­воль­ные объ­е­ди­не­ния гра­ж­дан, соз­да­вае­мые на ос­но­ве их по­ли­тич.

, проф., куль­тур­ных и иных ин­те­ре­сов. Важ­ной кон­сти­ту­ци­он­ной ос­но­вой по­ли­тич. ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ции Г. о. яв­ля­ет­ся прин­цип по­ли­тич. и идео­ло­гич. плю­ра­лиз­ма (мно­го­об­ра­зия), мно­го­пар­тий­ность.

Источник: https://bigenc.ru/sociology/text/2375501

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.