Организация бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях

Содержание

Бухгалтерский и налоговый учет на малых предприятиях при общем режиме налогообложения

Организация бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях

Учет на предприятиях малого бизнеса существенно отличается от учета на крупных предприятиях. Как правило, в бухгалтериях малых предприятий либо вообще отсутствует разделение труда, либо оно очень слабое.

Бухгалтерский учет может вести один или двое бухгалтеров, а возможно, и сам директор фирмы.

Ведь у маленькой организации гораздо меньше хозяйственных операций, а значит, с отражением их в бухгалтерском учете может справиться минимальное количество человек.

Типовые рекомендации для субъектов малого предпринимательства разработаны в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с типовыми рекомендациями малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий. Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

—создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемоеглавным бухгалтером;

—ввести в штат должность бухгалтера;

—передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированнойорганизации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру — специалисту;

—вести бухгалтерский учет лично.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

—рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические ианалитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета всоответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

—формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственныхопераций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетныхдокументов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

—порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

—правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Еслипредприниматель не останавливается на какой-либо схеме налогообложения, то кнему применяется общий режим, так сказать «по умолчанию». Пожалуй, самаясложная из всех систем налогов для малого бизнеса.

Любой предприниматель,открыв ИП или ООО, автоматически попадает именно на налог ОСНО. И как минимумдолжен сдавать единую упрощенную декларацию. Даже если не вел бизнес.

На этомналоге очень серьёзная налоговая нагрузка.

Какправило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые покаким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения(например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступныепределы размера дохода).

Причины применения общего режима налогообложения малыми предприятиями

Применять общий налоговый режим можно по целому ряду причин, например:

—налогоплательщик не может применять «упрощенку», ЕНВД или иной налоговыйспецрежим, потому что не соответствует необходимым для этого требованиям;

—налоговый спецрежим применялся, но налогоплательщик превысил допустимыеограничения или нарушил требования (например, по числу работников или уровнюдоходов), и в результате автоматически перешел на ОСНО;

—общий режим налогообложения выгоден для организации, потому что она ведетдеятельность, для которой по налогу на прибыль предусмотрены льготы (например,является участником центра «Сколково»);

—фирме или ИП выгодно быть плательщиком НДС, поскольку большая частьконтрагентов работает на ОСНО и заинтересована во входном налоге.

https://www.youtube.com/watch?v=DEElwndhmGE

Общаяналоговая система может применяться для всех видов деятельности без ограниченийпо количеству сотрудников, размеру дохода и т.п.

Если вновь созданный налогоплательщик не заявил в установленном порядке о своем переходе на спецрежим, то ОСНО будет применяться к его деятельности по умолчанию – специально уведомлять ИФНС не нужно. Перейти добровольно на ОСНО со спецрежима можно с нового года, уведомив налоговую в срок до 15 января.

Вто же время, общая форма налогообложения может сочетаться с некоторыми другиминалоговыми режимами:

—юрлица на ОСНО вправе совмещать его с ЕНВД по некоторым видам деятельности,

—ИП могут совмещать ОСНО с ЕНВД и патентом по разным видам предпринимательства.

Обязательноеусловие совмещения – ведение раздельного учета доходов и расходов по каждомувиду своей деятельности. Нельзя совмещать ОСНО с «упрощенкой» и единымсельхозналогом (ЕСХН).

Упрощенные формы отчетности для субъектов малого предпринимательства при ОСНО

Система налогообложения допускает, что субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, включающую лишь две формы: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Предприятия, не являющиеся малыми, обязаны вести полноценный бухучет и сдают полный комплект отчетных форм:

—баланс и отчет о финансовых результатах;

—отчет об изменениях капитала,

—отчет о движении денежных средств,

—пояснения к балансу и отчетам.

ИП на общей системе налогообложения НК РФ позволяет не вести бухгалтерию, но только если все доходы и расходы предприниматель отражает в книге учета доходов и расходов (КУДИР) (п. 2 ст. 54 НК РФ).

Организация налогового учета в субъектах малого предпринимательства при общем режиме налогообложения

Традиционная (общая) система налогообложения предусматривает уплату всех налогов и взносов, декларируемых налоговым законодательством. Это, прежде всего:

—налог на прибыль – для предприятий;

—НДФЛ – налог на доходы физлиц для индивидуальных предпринимателей;

—НДС – налог на добавленную стоимость;

—налог на имущество организаций – для юридических лиц;

—страховые отчисления в социальные фонды – ПФ, ФСС, ФОМС.

Малоепредприятие при общем режиме налогообложения должно вести налоговый учет,руководствуясь Налоговым кодексом РФ.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с разработанной им учетной политикой для целей налогообложения. Порядок её формирования регулируется гл.

25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Правильное исчисление прибыли для целей налогообложения предполагает соблюдение законодательных основ квалификации доходов и группировки расходов субъекта малого предпринимательства.

Доходы определяются организацией (предпринимателем) на основании первичных документов и документов налогового учета. Они состоят из:

—доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

—внереализационных доходов.

Одиниз главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу наприбыль. В документе следует отразить:

—порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или методначисления),

—порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты приамортизации, амортизационная премия, для каких объектов,

—методы оценки материалов, сырья и товаров,

—формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года(отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),

—учет операций с ценными бумагами,

—в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежипо нему,

—применяемые налоговые регистры и т.д.

Особенностиучета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налогаосвобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% — это касаетсяпорядка распределения «входящего» НДС.

Организацииежеквартально и по итогам отчетного года представляют в ИФНС декларацию поналогу на прибыль. Срок подачи – 28 число месяца, следующего за отчетнымпериодом, а годовая декларация подается до 28 марта. При уплате авансовыхплатежей, отчетность подается до 28 числа каждого месяца.

ИП, получив первый доход на общем режиме налогообложения, обязан представить декларацию 4-НДФЛ о предполагаемом доходе, а за прошедший налоговый период подает декларацию о доходах 3-НДФЛ. Она представляется ежегодно до 30 апреля.

Декларацияпо НДС подается ежеквартально в электронном виде до 25 числа месяца, следующегоза отчетным кварталом. Плательщики НДС должны вести налоговые регистры – книгипокупок и продаж, журнал учета счетов-фактур.

Поналогу на имущество декларация представляется только организациями, ИПотчитываться не нужно. Срок подачи годовой декларации – 30 марта следующегогода. Кроме того, ежеквартально необходимо сдавать расчеты по авансовымплатежам до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налогообложение ОСНО предполагает уплату и других налогов, в том числе местных, а также страховых взносов, отчитываться по которым следует в сроки и по формам, установленным федеральным и местным законодательством.

Таким образом, общий налоговый режим – это базовая система, на которой строится налогообложение всех предприятий на территории России. Это самый сложный и многогранный вид учета и налогообложения, применение которого требует специальных знаний и квалификации от сотрудников бухгалтерии, финансового, планового отдела.

Применение ОСНО возможно как для крупных предприятий и холдингов, так и для ООО и ИП. Это базовая структура налогообложения, не имеющая никаких ограничений и особых требований к бизнесу. Как правило, на добровольных началах применяют ОСНО в основном крупные компании, имеющие большой штат и разветвленную структуру.

В остальных случаях предприятия стремятся уйти от сложностей и переплат, подобрав подходящий специальный налоговый режим.

Вчасти ведения бухгалтерского учета и отчетности к ИП и ООО на общей системепредъявляются идентичные требования – любая операция должна бытьсоответствующим образом задокументирована и отражена в отчетности. Это вполнеобъяснимо – так как налоги на ОСНО напрямую зависит от характера и объемаопераций купли и продажи, налоговой инспекции необходимо иметь возможностьотследить их.

Источник: https://schetuchet.ru/buxgalterskij-i-nalogovyj-uchet-na-malyx-predpriyatiyax-pri-obshhem-rezhime-nalogooblozheniya/

Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях

Организация бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях

Замечание 1

Развитие малого предпринимательства в России предопределяет уровень демократии и открытости экономики государства.

Посредством поддержки этого сегмента предпринимательства правительство имеет возможность решать проблемы повышения благосостояния населения и увеличения процента граждан со средним уровнем доходов.

Развитие малого бизнеса в РФ способствует пополнению бюджета за счет поступлений налоговых платежей.

На сегодняшний день рыночные отношения находятся в стадии развития и требуют своевременных управленческих решений. Для этого нужна достоверная и полная информация, получаемая за счет отлаженного бухгалтерского учета.

Для успешного функционирования малых предприятий важно сформировать эффективную систему учета.

Ограниченность в финансовых и трудовых ресурсах определяет методику построения и работы бухгалтерской службы малых компаний, а также форму ведения учета, зависящей от применяемой системы налогообложения.

Субъекты малого предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, имеющие:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • суммарную долю участия субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных компаний и иностранных граждан, общественных объединений, религиозных организаций, благотворительных фондов, предприятий, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале до 49%
  • среднюю численность сотрудников за предыдущий год до 100 человек;
  • выручку от реализации без учета НДС за предшествующий год до 800 млн. рублей.

Федеральный закон № 209ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, соответственно, чтобы им являться необходимо соблюдение законодательно определенных критериев. Соответствие данным критериям будет проверяться каждый раз, когда организация или предприниматель обратится за поддержкой государства в данном качестве.

Льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства — приоритетное направление государственной поддержки. Специальные налоговые режимы позволяют снизить налоговую нагрузку на компании.

В законодательстве Российской Федерации определено два основных вида режимов налогообложения:

К специальным режимам относятся:

  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
  • УСН — упрощенная система;
  • Патент;
  • ЕНВД — единый налог на вмененный доход.

Классификация всех субъектов по режимам налогообложения позволяет определить состав отчетности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Малые предприятия для постановки бухгалтерского учета обязаны самостоятельно создавать учетную политику, основываясь на своей структуре, отраслевой принадлежности и иных особенностей деятельности. Специфика деятельности малых организаций требуют особого подхода к формированию учетной политики.

Индивидуальные предприниматели на ОСНО платят все установленные налоги со своих доходов, а также налог с выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, выполняющих работу на основании договоров ГПХ, взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование, государственные таможенные пошлины, лицензионные, регистрационные сборы и другие требуемые налоги, сборы, платежи.

Патентная система налогообложения для малого бизнеса является наиболее привлекательной. Стоимость патента рассчитывается по ставке 6 % от предполагаемого годового дохода. Владельцы патента не уплачивают НДС, за исключением определенных законом случаев.

Сохраняется уплата НДС: при ввозе товаров из-за границы, при осуществлении деятельности по договорам простого, инвестиционного товариществ, по договорам доверительного управления. Порядок уплаты стоимости патента отличается от схемы налогообложения субъектов малого предпринимательства на иных режимах.

Если патент приобретается на срок менее шести месяцев, то полную стоимость необходимо перечислить не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента.

Если патент получен на срок от шести месяцев до одного календарного года, то треть суммы уплачивается не позднее двадцати пяти календарных дней после момента начала действия патента, а две трети, соответственно, не позднее тридцати календарных дней до момента окончания действия патента.

Замечание 2

Следует отметить, что все 100 % оплаты патентов направляются в бюджет муниципальных образований.

Система налогообложения

Система налогообложения в виде ЕНВД для определенных видов деятельности предполагает определение размера базовой доходности для тех видов хозяйственной деятельности, в которых затруднен контроль. Применение ЕНВД не является обязательным. Плательщики ЕНВД освобождаются от следующих налогов:

  • налог на прибыль организации или налог на доходы физических лиц;
  • НДС, за исключением НДС при ввозе товаров;
  • налог на имущество организации или физических лиц.

Отмена перечисленных налогов распространяется только на операции, прибыль, имущество, которые связаны с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД.

При применении упрощенной системы налогообложения предприятия малого бизнеса ограничиваются уплатой единого налога по УСН. Для предпринимателей данный налог заменяет уплату НДС, НДФЛ, налога на имущество физических лиц, используемого в предпринимательской деятельности.

Предприниматели, применяющие УСН, продолжают уплачивать: страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и другое страхование, а также иные федеральные, региональные и местные налоги.

Налогоплательщики УСН должны обеспечивать полноту, непрерывность, достоверность учета данных хозяйственной деятельности, необходимых для определения налоговой базы и суммы самого единого налога.

Для этого они обязаны вести Книгу учёта доходов и расходов, где в хронологическом порядке на основе первичных документов отражают все хозяйственные операции отчетного периода.

Для перехода на УСН необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года. Вновь зарегистрированные компании могут применять УСН с даты государственной регистрации, при условии подачи соответствующего заявления в установленный срок. Если уведомление не будет представлено в обозначенные сроки, то налогоплательщик лишается права применения УСН.

Выбор системы налогообложения не всегда зависит от желаний налогоплательщика и в первую очередь определяется законодательством.

Грамотный подход к выбору системы налогообложения является залогом успешного развития компании и оптимизации налогообложения.

Соответственно предприятие впоследствии сможет сократить размер отчислений в бюджет, сохранить средства и направить их на развитие предприятия.

Законодательством РФ предусмотрено, что бухгалтерская отчетность малыми предприятиями представляется в утвержденном порядке, предусматривающем упрощение форм и процедуры отчетности. Для организации учета в упрощенной форме малым компаниям рекомендуется основываться на типовом плане счетов.

«Упрощенцами» по большей части являются представители малых, а также микропредприятий и именно для них предусмотрено послабление в виде, того, что бухгалтерский учет они имеют право вести в более упрощенном режиме.

Под упрощенной системой бухучета субъектов малого предпринимательства понимается информационное единство систем финансового, налогового учета, основанных на упрощении содержания составляющих элементов в зависимости от вида малого предприятия.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии в упрощенной форме обязательно следует закрепить в учетной политике организации. Необходимо также отразить особые правила, отличающие упрощенный бухгалтерский учёт от стандартного.

Рабочий план счетов можно упростить за счет объединения некоторых счетов. Доходы и расходы допускается признавать кассовым методом, т.е. по мере поступления и расходования денежных средств.

В налоговом учете организации, применяющие УСН, также признают доходы и расходы кассовым методом, что помогает приблизить налоговый учет к бухгалтерскому учету.

Замечание 3

Допускается применение упрощенной системы регистров учета для компаний, не занимающихся производством. При количестве операций до 30 в месяц возможно ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В учетной политике следует отразить, используемые формы бухгалтерской отчетности.

Приказом Минфина РФ утверждены упрощенные формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса. В них отражаются показатели только по группам статей без детализации. Данные не могут отсутствовать в отчетности, просто они включаются в соответствующую группу активов или пассивов.

При переходе на сокращенный план счетов малым компаниям следует внести изменения в общепринятый алгоритм учета производственных затрат и финансовых результатов.

Правильный подход к организации бухучета на предприятиях, являющихся субъектами малого предпринимательства, обеспечивает снижение трудоемкости процесса учета, повышение точности, оперативности обработки информации и, как следствие, повышение качества управленческих решений.

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/finansovyy_uchet/osobennosti_vedeniya_buhgalterskogo_ucheta_na_malyh_predpriyatiyah/

Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий в 2019 году

Организация бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях

Организации, относящиеся к представителям малого бизнеса, могут пользоваться некоторыми «поблажками» в части ведения бухгалтерского учета. Наиболее актуален этот вопрос для тех юрлиц, которые используют налоговые спецрежимы. Что представляет собой понятие «упрощенный бухгалтерский учет»?

Сильно облегчить ведение бухгалтерского учета на УСН, а так же налогового и кадрового учета может этот сервис, попробуйте, что бы минимизировать риски и экономить время.

Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий

Начнем с того, что бухучет должны вести все организации, эта обязанность никак не связана с тем, какой налоговый режим они применяют. Упрощенным вариантом бухучета могут воспользоваться только те юрлица, которые соответствуют параметрам малого бизнеса. О критериях, по которым представители бизнеса классифицируются на малое, среднее и крупное предпринимательство, мы уже писали ранее.

Напомним о некоторых изменениях, а именно: с июля 2015 года предельные размеры выручки по каждой группе были увеличены ровно в 2 раза, а в 2016 году понятие «выручка» заменена понятием «доход от предпринимательской деятельности. Также прочитайте о критериях малого и среднего предпринимательства.

Поэтому у небольших юрлиц по-прежнему есть смысл проанализировать показатели деятельности своей компании и определить, к какому типу бизнеса она относится. С увеличением предельных объемов выручки для малых фирм с 400 до 800 млн. рублей ваша организация вполне может попасть именно в эту группу.

Возможность вести упрощенный вариант бухучета закреплена за малым бизнесом законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. и другими нормами законодательства, утверждающими изменения к нему.

Описаний конкретных моментов, которыми могут воспользоваться малые организации, закон не содержит.

Чтобы понять, что могут не делать представители малого бизнеса, следует изучить прочие нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет.

Сначала, надо отметить, что малый бизнес может не применять ряд ПБУ или отдельные их положения.

Например, субъекты малого предпринимательства (СМП) могут не применять такие стандарты как ПБУ 18/02 (о налоге на прибыль) и ПБУ 8/2010 (об условных активах/обязательствах, оценочных обязательствах).

СМП вправе списывать проценты по кредитам в прочие доходы, независимо от статьи расходования заменых денег, остальные представители бизнеса согласно ПБУ 15/2008 (о расходах по кредитам) должны отдельно учитывать кредитные средства, потраченные на приобретение инвестиционных активов.

Для СМП согласно ПБУ 22/2010 (об обнаружении и исправлении ошибок) разрешено исправлять все обнаруженные ошибки в текущем периоде, при этом не имеет значения то, какой характер носит ошибка – существенна она или нет. Необходимости в ретроспективном пересчете показателей также нет.

Что означает сам упрощенный бухгалтерский учет? СМП могут применять не все счета существующего плана счетов – проще говоря, укрупнить некоторые счета, отбросив лишние.

Самый простой пример: для тех, кто занимается производством, учет затрат можно вести на счете 20, а при необходимости предусмотреть к нему субсчета – если в целях управления компанией есть смысл в получении более детальной информации.

Остальные счета этой группы – 23, 25, 26, 28 и 29 – для СМП просто лишние, поэтому их можно убрать. Аналогично можно пересмотреть счета бухучета, используемые для учета других операций.

Для некоторых СМП будет достаточно вести только Книгу учета фактов хозяйственной деятельности – это самый простой вариант, пригодный в случаях, когда операций у компании совсем немного.

Если операций много или если деятельность компании связана серьезными затратами материальных ресурсов, то к Книге следует дополнительно предусмотреть специальные учетные регистры на каждую группу имущества.

При ведении бухучета представителям СМП следует всегда помнить два момента:

  1. Бухучет должен вестись в объеме, который будет позволять выводить остатки по счетам и составлять бухгалтерскую отчетность, плюс обеспечивать руководство необходимым объемом информации.
  2. Любой объект СМП может вырасти в более крупную организацию – жизнь не стоит на месте, а цель любого бизнеса – расширение деятельности и наращивание объемов прибыли. Чтобы в будущем вас не коснулись сложности с составлением настоящей бухгалтерской отчетности и обеспечением сравнимости текущих показателей с цифрами предшествующих периодов, запускать бухучет нельзя – вести его следует качественно.

Для СМП есть еще один важнейший момент в возможности ведения упрощенного бухучета: такие юрлица могут применять кассовый метод, то есть признавать доходы / расходы по факту их оплаты. В чем здесь плюс? Это очень удобно для тех, кто использует упрощенку. В этом случае СМП будет использовать один и тот же метод и для ведения бухгалтерии, и для исчисления суммы налога.

СМП могут формировать отчетные бухгалтерские формы как по стандартным правилам (баланс + все приложения + пояснения к нему), так и по «упрощенным» — предоставлять лишь две формы — баланс и отчет о финансовых результатах.

При выборе последнего из двух вариантов, значения показателей в таблицах отчетных форм разрешается показывать укрупненно, а приложения заполнять только тогда, когда, по вашему мнению, они являются очень существенными.

Пояснения не обязательны – они также требуются только в исключительных случаях, когда вам есть что пояснять.

Для СМП есть специальные упрощенные формы отчетности: специальные бланки предусмотрены для баланса и отчета о прибылях и убытках.

Их различие со стандартными формами выражается в том, что показатели в них укрупнены еще больше. Например, баланс состоит из двух коротких разделов: актив имеет 5 показателей, а пассив – 6.

Формы унифицированы, их можно увидеть среди приложений к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010 г.

Для микропредприятий есть особая поблажка: такие фирмы могут вести учет в регистрах без использования стандартной для бухучета двойной записи. Но здесь есть пара важных ограничений. Во-первых, двойная запись неразрывно связана с кассовым методом учета.

То есть, если вы делаете выбор в пользу кассового метода, то вы в любом случае ведете бухучет двойной записью – другого варианта быть не может. Если вы хотите отказаться от двойной записи, то учет придется вести методом начисления.

Во-вторых, льготу в виде неприменения двойной записи следует использовать с очень большой осторожностью: предприятие может вырасти, а вот восстановить бухучет за предшествующие годы будет очень сложно и плане финансовых затрат, и в плане трудовых ресурсов.

На что обратить внимание малым компаниям в учете 2019 года

В 2016 году Минфин России выпустил Приказ № 64н от 16.05.2016 г., которым внес изменения в отдельные нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета. О каких из них нужно помнить малому бизнесу? Вот основные моменты:

  • Приобретенные МПЗ можно учитывать по цене поставщика (раньше только по фактической себестоимости), а остальные затраты – вознаграждение посреднику, затраты на доставку, оплата консультационных услуг и прочее – разрешено принимать в состав расходов в полной сумме в текущем периоде (то есть, когда эти расходы были понесены);
  • Микропредприятия могут включать стоимость материалов / сырья, товаров и других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов / осуществления затрат (раньше до фактического расходования эти категории должны были учитываться в составе МПЗ);
  • Аналогично списываются и расходы на МПЗ, предназначенные для управленческих нужд;
  • Малые предприятия могут не создавать резервы под снижение стоимости МПЗ (раньше создание резерва было обязательным);
  • Приобретенные основные средства можно принимать к учету по цене поставщика, а сооруженные / изготовленные по заказу – по цене подрядчика. Все остальные затраты, связанные с покупкой / сооружением / изготовлением основного средства можно списывать в расходы в полной сумме в том периоде, когда были понесены (раньше основные средства необходимо было принимать к учету по полной стоимости);
  • Малые предприятия могут начислять годовую сумму амортизации один раз в год на 31 декабря или периодами в течение года – периоды можно определить самостоятельно (раньше начисление должно было быть ежемесячным в размере 1/12 от суммы за год);
  • Амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно начислять единовременно в размере 100% от их стоимости, по которой они были приняты к учету;
  • Расходы на НИОКР также можно списывать в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления этих расходов (раньше они отражались в течение ожидаемого срока использования результатов таких работ);
  • Малое предприятие может признавать расходы на приобретение / создание НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (раньше такие расходы можно было учитывать только в соответствии с общими правилами учета НМА).

Дополнительно отметим, что использование или неиспользование упрощенных способов бухгалтерского учета – выбор только самой организации. Обязательность их использования не установлена.

Если организация считает, что может использовать такие упрощенные способы, не нанося ущерб полноте и достоверности своего бухучета, то она вносит изменения в учетную политику и ведет бухучет в «облегченном» варианте.

Если организация не хочет использовать такие способы или предполагает, что их применение не рационально, то она их просто не использует.

Источник: https://kakzarabativat.ru/buxgalteriya-i-nalogi/uproshhennyj-buxgalterskij-uchet-dlya-malogo-biznesa/

Особенности бухгалтерского учета и аудита в субъектах малого предпринимательства

Организация бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

Академический Международный институт

Специальность «Экономика и бухгалтерский учет»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Особенности бухгалтерского учета и аудита в субъектах малого предпринимательства»

Выполнила студентка 6 курса  заочной  формы обучения

Нилова И.В.                                                                           __________

                    (ФИО)                                                                                                                       (подпись)

Научный руководитель:                                         

Секидин Н.Д.                                                                       __________                   

          (ученая степень, звание, ФИО)                                                                                 (подпись )     

Рецензент:                                                        

________________________                                                 __________               

                 (ученая степень, звание, ФИО)                                                                                 (подпись )     

Допустить к защите

Директор по обучению П. В. Теплов                             ___________

(ученая степень, звание, ФИО)                                                                                       (подпись )

Москва 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. основы бухгалтерского учета и аудита в субъектах малого предпринимательства.. 5

1.1 Понятие субъектов малого предпринимательства и предусмотренные для них в сфере учета льготы.. 5

1.2 Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета для СМП.. 10

1.3 Методические основы аудита в СМП.. 19

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «ВЕСТА»  33

2.1 Характеристика предприятия. 33

2.2 Организация бухгалтерского учета на малом предприятии ООО «Веста». 35

2.3 Регистры бухгалтерского учета, применяемые предприятием и отражение операций на счетах. 40

2.4 Особенности упрощенной бухгалтерской отчетности ООО «Веста». 61

  1. АУДИТ В ООО «ВЕСТА» И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 63

3.1 Проведение аудиторской проверки в ООО «Веста». 63

3.2 Направления совершенствования учетной деятельности малых предприятий России  71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 82

Приложение 1. 86

Приложение 2. 87

ВВЕДЕНИЕ

Предприятия малого бизнеса отличаются малой численностью занятого персонала. Их служба бухгалтерии порой представлена одним главным бухгалтером, исполняющим, помимо собственно бухгалтерских обязанностей, функции плановой службы, отдела кадров, юридического отдела, внутреннего аудита и др.

В этой связи актуальным является исследование особенностей постановки и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Проведение аудиторской проверки также имеет свои характерные для малых предприятий черты.

Взаимосвязь и взаимопроникновение бухгалтерского и налогового видов учёта обуславливает необходимость знания их особенностей главным бухгалтером малого предприятия.

Кроме того, осуществляя предпринимательскую деятельность, субъекты малого бизнеса могут применять либо общий режим налогообложения, либо специальные налоговые режимы, что также может оказывать влияние на постановку учета. Кроме того, малое предприятие имеет возможность использовать различные налоговые режимы одновременно.

От того, как именно решён этот вопрос, зависит организация налогового учёта, а также порядок формирования и представления малым предприятием соответствующих форм отчётности. Следует учесть, что в соответствии с законодательством к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели.

Малое предпринимательство за последние годы стало занимать важный сектор экономики, который способен оказывать влияние на улучшение социально-экономической ситуации в Российской Федерации. В таких условиях также значительно возрастает роль и значение правильной организации бухгалтерского учета и аудита малых экономических субъектов.

Цель работы – исследовать особенности бухгалтерского учета и аудита в субъектах малого предпринимательства (СМП).

Объект – малое предприятие ООО «Веста».

Предмет – процесс ведения бухгалтерского учета и проведения аудиторской проверки в отношении СМП.

В соответствии с поставленной целью в работе можно сформулированы следующие задачи:

  1. Дать определение субъектов малого предпринимательства.
  2. Рассмотреть особенности упрощенного ведения бухгалтерского учета в СМП.
  3. Привести методологию проведения аудита в СМП.
  4. Дать характеристику ООО «Веста»
  5. Изучить процесс постановки и ведения бухгалтерского учета в ООО «Веста».
  6. Исследовать регистры бухгалтерского учета, применяемые предприятием и состав его упрощенной отчетности.
  7. Описать цели и задачи проведенной во время практики аудиторской проверки, представить составленный план, расчет уровня существенности и рекомендации ООО «Веста» по итогам составления аудиторского отчета.
  8. Привести направления совершенствования учетной деятельности малых предприятий России.

Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы выступали нормативно-правовые источники, книги и статьи, отчетность и внутренняя документация предприятия, он-лайн ресурсы.

Глава 1. основы бухгалтерского учета и аудита в субъектах малого предпринимательства

Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства (СМП) установлены в ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ.

К СМП относятся внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) и потребительские кооперативы, внесенные в ЕГРИП индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям о структуре капитала, средней численности работников и сумме выручки или балансовой стоимости активов.

  1. Ограничение по структуре капитала.

Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) СМП не должна превышать 25%. Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, также не должна превышать 25%.

  1. Ограничение по средней численности работников за предшествующий календарный год.

Этот показатель не должен превышать 100 человек. Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ учитываются все сотрудники компании, включая работающих по гражданско-правовым договорам, по совместительству с учетом реально отработанного времени, сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений организации.

  1. Ограничение по сумме выручки.

В силу ч. 7 и 8 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС (определяемая по правилам НК РФ) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб.

Среди СМП выделяются микропредприятия: средняя численность их работников за предшествующий календарный год — не более 14 человек, а сумма выручки — не более 60 млн руб.

Итак, к СМП может быть отнесена любая организация, если она отвечает всем критериям, указанным в таблице 1 (основание — п. 1, пп. «б» п. 2, п. 3 ч. 1, ч. 2, 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101).

Таблица 1. — Критерии отнесения к СМП

N

Критерий

Предельное значение

Микропредприятие

Малое предприятие

1

Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных, общественных, религиозных организаций, фондов

25%

2

Суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

25%

3

Средняя численность работников за предшествующий календарный год

14 человек

100 человек

4

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год

60 млн руб.

400 млн руб.

Для субъектов среднего предпринимательства критерии 1 и 2 установлены такие же, как для малых и микропредприятий, при этом средняя численность работников не должна превышать 250 человек, а выручка от реализации — 1 млрд руб.

Вновь созданные организации признаются СМП, если все критерии не превышают предельных значений за период, прошедший со дня государственной регистрации организации[1].

Для использования льгот, установленных законодательством для СМП, не нужно:

1) получать специальный документ, подтверждающий статус СМП. Соответствие критериям малого или микропредприятия можно подтвердить, в частности, выпиской из ЕГРЮЛ, бухгалтерской и статистической отчетностью;

2) вносить сведения об организации в реестры СМП — получателей поддержки, которые ведут федеральные и региональные органы власти и местного самоуправления.

В эти реестры включаются сведения только о тех предприятиях, которые получают от этих органов финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников[2].

Организация утратит статус СМП, если будет превышено предельное значение:

— критерия 1 или 2 — с даты, когда изменение долей в уставном капитале будет зарегистрировано в ЕГРЮЛ;

— критерия 3 или 4 в течение двух календарных лет подряд — по истечении этих двух лет, т.е. на третий год[3].

Приведем кратко в таблице 2 состав льгот субъектов СМП в сфере бухгалтерского учета и отчётности.

Организации — субъекты малого предпринимательства могут воспользоваться льготами, указанными в таблице, если они не являются организацией, поименованной в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ (например, АО, ЖК или ЖСК)[4].

Таблица 2. – Льготы в сфере учета для субъектов СМП

Кто может пользоваться льготой

Что разрешено

Все малые и микропредприятия

Не применять ПБУ 18/02, ПБУ 12/2010 (п. п. 14, 19.2 Информации Минфина N ПЗ-3/2012)

Использовать сокращенный рабочий план счетов (п. 3 Информации Минфина N ПЗ-3/2012)

Руководитель может сам вести бухучет, издав об этом приказ (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ)

Составлять отчетность в сокращенном объеме — баланс и отчет о финансовых результатах, причем по упрощенной форме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

Источник: https://privetstudent.com/diplomnyye/diplomnye-raboty-buxgalterskij-uchet/3982-osobennosti-buhgalterskogo-ucheta-i-audita-v-subektah-malogo-predprinimatelstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.