Оценочная деятельность 2018

Содержание

Разбор: новый законопроект про экзамен | НП АРМО — СРО оценщиков

Оценочная деятельность 2018

Депутаты Государственной думы Российской Федерации Николай Николаев, Александр Василенко и Дмитрий Сазонов внесли на рассмотрение новый Законопроект 381390-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект касается вопросов проведения квалификационного экзамена и будущего СРОО – предлагается механизм объединения и слияния компенсационных фондов. Также вносятся поправки в Закон о банкротстве. НП «АРМО» подготовило разбор предлагаемых депутатами поправок.

А что там с законопроектом про перенос сроков?

Действительно, в последнее время депутаты были очень активны с внесением поправок в Закон об оценочной деятельности. В ноябре 2017 г. в Госдуму был внесен законопроект №323212-7, предлагавший перенести дату 01 апреля 2018 г. на 01 января 2019 г. Законопроект позиционировался как «подарок депутатов ко Дню оценщика».

Однако на данный законопроект было получено отрицательное заключение Правового управления из-за наличия ошибок. В результате 06.02.2018 г. было принято решение перенести рассмотрение законопроекта. Очевидно, начался бюрократический «слив» законопроекта.

Переноса квалификационного экзамена не будет, а, следовательно, надо готовиться и сдавать экзамен в срок до 01 апреля 2018 г.

Понятно, а новый законопроект о чем?

Новый законопроект состоит из 5 тематических статей, объединенных следующими тематиками:

  • вопросы квалификационного экзамена и реорганизация СРОО;
  • уточнение порядка внесения арбитражным управляющим сведений об отчете об оценке и экспертном заключении;
  • уточнение порядка проведения государственной кадастровой оценки.

Предполагается, что законопроект должен вступить в силу с 01 июня 2018 г.

Расскажите про экзамен?

Законопроект предлагает, что к повторной сдаче квалификационного экзамена претендент допускается не ранее чем через тридцать дней. Сейчас этот срок составляет девяносто дней.

Законопроект предлагает исключить требование о том, что не менее года из последних трех лет стажа (опыта) работы должно приходиться на работу в должности помощника оценщика или оценщика.

Для лиц, являющихся членами СРОО по состоянию на 01 июня 2018 г. не применяется требование о наличии на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата стажа (опыт) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, не менее трех лет.

С 01 июня 2018 г. до 01 сентября 2018 г. членами экспертного совета, дисциплинарного комитета, департамента контроля могут быть как лица, сдавшие «старый» экзамен экспертов, так и лица, сдавшие квалификационный экзамен.

С 01 июня 2018 г. по 01 сентября 2018 г. экспертизу отчетов об оценке могут осуществлять действующие эксперты без наличия квалификационного аттестата.

А что такое реорганизация сроо?

На сегодняшний день СРОО по закону не могут быть реорганизованы. Но уже очевидно, что не во всех СРОО к 01 апреля 2018 г. будет необходимое количество оценщиков. В текущей редакции закона такие СРОО подлежат исключению из реестра и последующей ликвидации.

Законопроект предлагает, что СРОО смогут объединяться. При этом члены одной СРОО становятся членами другой СРОО. Компенсационный фонд переходит к новой СРОО, вносить новый взнос не нужно.

Решение о присоединении одной СРОО к другой принимается общим собранием членов СРОО.

Такой механизм ранее был реализован в сфере аудиторской деятельности. В результате, к концу 2017 г. на рынке осталось только две СРО.

Непонятно, а что будет в период между апрелем и июнем?

Действительно, этот вопрос остается непонятным. Законопроект вступает в силу 01 июня 2018 г. При этом все оценщики должны сдать квалификационный экзамен до 01 апреля 2018 г.

Наличие квалификационного аттестата является условием членства в СРОО. Таким образом, не до конца понятен предлагаемый законопроектом механизм «легализации» лиц, являющихся членами СРОО на 01 июня 2018 г., но не сдавших к этой дате квалификационного экзамена.

Фактически, лица, которые не сдали квалификационный экзамен к 01 апреля 2018 г. не смогут осуществлять оценочную деятельность, они не удовлетворяют требованиям к членству. Но после 01 июня 2018 г. вплоть до 01 сентября 2018 г. они смогут осуществлять экспертизу отчетов об оценке.

Также не понятно, почему требование о наличие трёхлетнего стажа не применяется только после 01 июня 2018 г. Что мешает законодателям сразу отменить это требование? Не понятно, чем обусловлен это двухмесячный переходный период.

Таким образом, несмотря на некоторые положительные моменты, законопроект вызывает большое количество вопросов.

НП «АРМО» продолжит следить за развитием ситуации и информировать сообщество. А пока продолжаем сдавать квалификационный экзамен, наполнять базу вопросов и получать квалификационный аттестаты. До 01 апреля осталось менее двух месяцев!

  • Ознакомиться полностью с текстом законопроекта

Источник: https://sroarmo.ru/blog/razbor-novyy-zakonoproekt-pro-ekzamen

Оценочная деятельность. Перезагрузка. Изменения в 135-ФЗ

Оценочная деятельность 2018

9 июня 2016

Федеральный закон № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписан Президентом России, несмотря на многочисленные обращения оценочного сообщества к Владимиру Путину с просьбой отклонить подписание законопроекта. Документом вносятся существенные изменения в  закон N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Изменения, внесенные в закон об оценочной деятельности:

  • введен обязательный квалификационный экзамен;
  • отменена обязательная экспертиза СРО отчетов об оценке;
  • введена ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки;
  • изменены полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.

Принятие закона прокомментировала Ирина Вишневская, генеральный директор Berkshire Advisory Group, эксперт Рабочего органа по методическому обеспечению и экспертизе при Совете по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ, эксперт Рабочего органа по защите прав и законных интересов оценщиков и СРОО Совета по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ:

«Это закон, который уже подписал президент РФ, и для его выполнения всем придется начать работать по-новому. Началась новая эпоха работы в отрасли. Перезагрузка».

Обязательный квалификационный экзамен. Для всех

Законопроектом для всех оценщиков устанавливается обязательный квалификационный экзамен.

К сдаче экзамена допускается оценщик, имеющий высшее образование и/или прошедший профессиональную переподготовку по направлению оценки. Периодичность сдачи экзамена – раз в три года.

После успешного прохождения испытаний оценщик сможет работать только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате. 

Изменения комментирует Олейников Владимир, Партнер, руководитель направления «Финансовый консалтинг» группы компаний SRG:

«В соответствии с новым законом оценщик может осуществлять оценочную деятельность только по направлениям, указанным в его квалификационном аттестате. Таким образом, в оценочной деятельности будет выделено несколько направлений — оценка движимого имущества, оценка недвижимого имущества, оценка бизнеса и т.д.

Раньше, к примеру, оценщик оборудования, который ни разу не оценивал бизнес, мог подписать отчет об оценке пакетов акций, не обладая необходимым уровнем компетенций.

С введением меры сертификации по направлениям оценщик вначале должен будет подтвердить свой экспертный уровень по оценке имущества определенного типа, после чего получит право подписывать отчеты об оценке».

Пересдать экзамен можно не раньше, чем через 90 дней. Пока у оценщика нет квалификационного аттестата, он не может стать членом СРОО, осуществлять оценочную деятельность и составлять отчеты об оценке.  

«Обязательный экзамен означает, что государство предприняло меры по зачистке рынка, в результате которого ожидается сокращение числа оценщиков в стране с 20 тысяч до примерно 4 тысяч. Сдача экзамена превратится в многомесячный «бич», аналогично тому, как проходят экзамены у аудиторов», – комментирует Ирина Вишневская.

Квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал экзамен, а также имеет стаж (опыт) работы в сфере оценки не менее трех лет. Причем из них минимум год — в должности помощника оценщика или оценщика.

Олейников Владимир оценивает введение требований к опыту работы оценщика положительно:

«Введение данной меры абсолютно оправданно и является показателем повышения статуса профессии.

Ранее выпускник Вуза, получивший диплом об оценочном образовании, не имеющий ни года практики в оценочной деятельности, мог получить членство в СРО и статус оценщика.

Ничего не мешало такому оценщику подписывать отчеты об оценке самого сложного имущества рыночной стоимостью свыше нескольких миллиардов рублей».

Какой именно орган будет проводить экзамен, как будет проходить оценка квалификации и по каким направлениям – в Федеральном законе не указано. Стоит отметить, что отсутствие указания конкретных направлений создает предпосылки для дробления профессии на узкие специализации.

Специалисты, практикующие оценку нескольких видов собственности, очевидно, будут вынуждены либо сдавать экзамены по всем направлениям, либо сузить поле своей профессиональной деятельности.

Следствием принятия данного законопроекта неизбежно станет увеличение финансовой нагрузки на оценщиков.

«К росту стоимости услуг это вряд ли приведет, – отмечает Ирина Вишневская, – скорее это означает предел рынка: фирмы из 1-2 человек, существующие как «витрины» в интернете, будут объединяться. Укрупнение коснется и компаний с именем. Скорее всего, в следующем рейтинге «Эксперт РА» мы увидим совершенно других игроков рынка оценки».

Введение обязательного квалификационного экзамена для оценщиков поддержала Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», муниципальный депутат Москвы:

«Я считаю, что государство как заинтересованная сторона имеет право предъявлять чёткие требования к людям, осуществляющим оценку. Обязательный экзамен позволит не только определить уровень квалификации, но и простимулирует получение соответствующего уровня знаний.

Сопротивление и возмущение экспертного сообщества в данном случае мне непонятно. Хотя бы даже потому, что недобросовестные участники рынка — как ложка дегтя в бочке с мёдом наносят ущерб имиджу оценщиков в целом.

Хотя я разделяю озабоченность некоторых специалистов, которые считают, что на квалификационный аттестат можно будет сдать «за деньги».

Напомним, что вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков последнее время активно обсуждались в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка,  действующего в целях выполнения поручений Президента России о создании системы независимой оценки квалификаций.  Разработан профстандарт «Специалист в оценочной деятельности». В настоящий момент идет апробация профстандарта, а также разработка оценочных средств центрами оценки квалификаций.

Независимая оценка квалификации будет регулироваться  специальным Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» (проект федерального закона № 1029618-6). В части 3 статьи 1 законопроекта указано:

В случае, если федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок оценки квалификации, чем установлен настоящим Федеральным законом, то оценка квалификации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такая редакция противоречит позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в постановлении от 29 июня 2004 года №13-П и устанавливающей, что приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. Кроме того, эта норма проекта закона допускает приоритет иных нормативных правовых актов РФ перед законом, что не соответствует конституционному принципу верховенства федеральных законов.

Пока сложно сказать, в каком виде будут сосуществовать две системы оценки квалификации оценщиков: обязательная (предусмотренная новой редакцией 135-ФЗ) и добровольная (в рамках системы независимой оценки квалификаций).

Отмена обязательной экспертизы СРО отчетов об оценке

Решение отменить обязательную экспертизу СРО выглядит непоследовательным: в течение последних нескольких лет вводились изменения, направленные именно на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке.

2011-2013 гг. — разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, введен единый квалификационный экзамен для подтверждения их профессионализма;

2014 г. — ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями увеличена до 5 000 000 руб.;

2015 г. — изменен предмет экспертизы:  обязанностью эксперта стало  проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки. 

Ирина Вишневская полагает, что отмена обязательной экспертизы неизбежно приведет к снижению качества отчетов об оценке:

«Из-за отмены обязательной экспертизы оценочных СРО я ожидаю ухудшения качества услуг, в силу теперь уже бесконтрольности оценщиков, особенно региональных, где качество экспертизы и ранее существенно отставало от стандартов лидеров рынка — крупных московских и питерских компаний.

Как следствие – мы увидим рост количества жалоб со стороны потребителей услуг и наложенных дисциплинарных взысканий, особенно в связи с ужесточение требований по линии дисциплинарного кодекса СРОО.
С учетом масштабного плана приватизации на 2016 год, возникает новая угроза.

Экспертиза СРО, которая ранее была обязательной, более не требуется, и как следствие, давление госзаказчика на оценщиков, которое всегда было существенным, но ограничивалось аргументом, что СРОО не пропустят отчет, исчезнет.

Также система саморегулирования, помимо контрольных функций, обеспечивала обмен знаниями, обучение оценщиков. Теперь этого не будет».

Ольга Косец напротив, уверена в полезности отмены обязательной экспертизы:

«Моё мнение — институт СРО на сегодняшний день у нас не прижился, его создание является преждевременным. Мы не готовы объединяться в профессиональные сообщества ради достижения государственных целей.

Чаще всего СРО являются дополнительной прокладкой, в результате существования которой предприниматели несут дополнительные расходы.

Обязательная экспертиза хоть и является бесплатной, но имеет явные коррупционные признаки, поэтому её отмена будет положительным фактором».

Государство давно выражало неудовлетворение работой экспертов СРО, однако планомерно решало эту проблему, усиливая ответственность экспертов. Теперь обязательной экспертизы нет вообще. Кому это понадобилось? Действительно сложно игнорировать факт, на который указала Ирина Вишневская: отмена обязательной экспертизы совпала с предстоящей масштабной приватизацией государственного имущества.

Ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки

Законопроект содержит и позитивные изменения, в частности, вводит ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки.

 Ранее за объективность оценки отвечал оценщик и саморегулируемая организация, выполнявшая экспертизу.

Однако на объективность оценки, без сомнения, существенно влияет полнота и достоверность исходной информации, которую в ряде случаев было весьма проблематично поучить от заказчика.  

«Любая сделка предполагает ответственность двух сторон — заказчика и исполнителя, именно этот пункт теперь закреплен законодательно.

Ранее вся ответственность за объективность оценки была возложена на оценщика и СРО, выполнявшую экспертизу отчета.

Для создания прозрачной процедуры сделок с имуществом, особенно когда речь идет о государственном и муниципальном имуществе, исходные данные для оценки, полученные от заказчика, являются необходимым пунктом», – отмечает Ольга Косец.  

Изменения, касающиеся ответственности заказчика, без сомнения, являются позитивными. Алина Тухватуллина, юрист «Конструктор документов FreshDoc.ru» считает, что абсолютно новой эту норму назвать нельзя:

«Поправки в закон об оценочной деятельности в основном затрагивают вопросы ответственности оценщиков. Но предусмотрено кое-что и про заказчика оценки, ему наконец-то будет посвящена отдельная статья в законе (15.2). Оговариваются права и обязанности заказчика; выделяется, например, обязанность заказчика давать оценщику всю необходимую информацию и документацию.

Теперь оценщик сможет прямо апеллировать к обязанности заказчика всемерно содействовать проведению оценки. Абсолютно новой эту норму, скорее всего, назвать нельзя, речь идет об уточнении имевшихся ранее обязанностей. Ведь и сейчас оценщики направляют заказчику требование о предоставлении информации по объекту оценки, ссылаясь статью 14 закона об оценочной деятельности.

Но если сейчас предоставление доступа к информации, являющейся коммерческой тайной, зависит от доброй воли заказчика, то в новом законе установлена прямая обязанность заказчика давать доступ к документам, хранящим коммерческую тайну.

Сейчас на практике наши клиенты прописывают доступ к коммерческой тайне в договоре об оказании оценочных услуг или в отдельном соглашении о конфиденциальности».

По мнению Ирины Вишневской,  изменения, касающиеся ответственности заказчика, вряд ли смогут применяться  в полной мере:

«Что касается попыток возложить ответственность на заказчика — я не верю в работоспособность данного механизма. Если это декларируется как способ снять с оценщиков возложенную на них ответственность за необходимость перепроверки фактов и данных, мы продолжим это делать».  

Полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России

Из полномочий Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России исключается полномочие по рассмотрению проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и представлению рекомендации по их утверждению.

«Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России — теперь факультативный орган, – объясняет Ирина Вишневская. – Пока непонятны дальнейшие действия, вероятно СРОО предпримут попытку его сохранения и легитимизации материалов, которые там разрабатываются».

Оценочное сообщество опасается, что такие изменения могут привести к переходу от саморегулирования оценочной деятельности (принятия нормативных актов с учетом позиции как профессионального оценочного сообщества, так и мнения потребителей оценочных услуг) к государственному регулированию данной области.

Важно!

Большинство норм Закона вступает в силу с 01 июля 2017 года. Однако в документе имеется оговорка: для членов  СРОО (для лиц, являющихся членами по состоянию на 01.01.2017 года):

  • норма о том, что «оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате» будет применяться с 01 апреля 2018 года;
  • норма, устанавливающая обязательное условие членства в СРОО, помимо ныне действующих требований, а именно «наличие квалификационного аттестата», применяется с 01 апреля 2018 года.

10 июня НП СРО «СВОД» проведет бесплатный открытый вебинар, посвященный изменениям в 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Зарегистрироваться на вебинар

Источник: http://www.estimatica.info/assessment/standards-and-methods/198-otsenochnaya-deyatelnost-perezagruzka-izmeneniya-v-135-fz

Рэнкинги оценочных компаний России, 2018

Оценочная деятельность 2018
Рэнкинг делового потенциала российских оценочных групп по итогам 2018 года Рэнкинг крупнейших оценочных организаций по итогам 2018 года Рэнкинг крупнейших оценочных групп по итогам 2018 года Оценка недвижимого имущества Оценка бизнеса и ценных бумаг Оценка оборудования и транспортных средств Переоценка основных средств / оценка в целях МСФО Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности Оценка инвестиционных проектов

Рынок оценки в нашей стране продолжает стагнировать — об этом говорят результаты ежегодного рэнкинга оценочных компаний России, составленного рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика) по итогам 2018 года. Застарелая проблема демпинга так и не разрешена. На плаву игроков рынка поддерживают оценка недвижимости и бизнеса, а перспективы развития связывают с набирающей оборот оценкой интеллектуальной собственности и оспариванием кадастровой оценки.

Вартан Ханферян

Нынешний, 15-й на счёту для команды агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика), рэнкинг крупнейших оценочных компаний был построен на обновленных методологических подходах (см. методику и архив рэнкингов с 2004 года).

Принципы скорректированы по итогам открытых экспертных обсуждений, организованных агентством RAEX в январе 2019 года, при непосредственном участии руководителей крупнейших оценочных организаций и крупнейших саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО).

Среди ключевых изменений — анализ предоставляемой участниками официальной информации путем дополнительной сверки сведений о выручке в системах анализа контрагентов, а также сверки данных о численности оценщиков, работающих в компаниях, по реестрам и предоставляемым справкам СРОО.

«Цель новой методики — повышение достоверности информации для заказчиков оценочных услуг, оценочных компаний и оценщиков. Мы всецело поддержали инициативы представителей крупнейших компаний и СРО для ужесточения условий участия и методики и как всегда готовы  и дальше совершенствовать линейку рэнкингов оценочных компаний», — говорит Дмитрий Гришанков, генеральный директор RAEX (РАЭКС-Аналитика).

Работы больше, денег меньше

Суммарная выручка крупнейших российских оценочных организаций — участниц нынешнего рэнкинга, составила по итогам 2018 года 5,7 млрд рублей, увеличившись за год на 6%. С поправкой на инфляцию (5,3% в 2018 году по данным Росстата) сектор оценочных услуг второй год подряд близок к упадку: по итогам 2017 года совокупная выручка за год увеличилась на 2,4% при инфляции в 2,5%.

Общее количество отчётов об оценке у участников рэнкинга в 2018 году составило 137,8 тысяч, увеличившись, по сопоставимым данным, на 8%. Похожая картина наблюдалась и в прошлом рэнкинге — по итогам 2017 года прирост суммарного числа отчётов составил 10%. Эта статистика свидетельствует о том, что объёмы выполненной работы у оценщиков растут быстрее, чем её оплата.

Попросту говоря, стоимость их услуг падает. Поэтому неудивительно, что далеко не все участники нынешнего списка завершили год с плюсом — чуть более чем у трети из них наблюдается падение доходов.

Такие неутешительные результаты характерны не только для аутсайдеров списка, но и для его лидеров: в первой двадцатке рэнкинга рост доходов продемонстрировала лишь половина игроков.

Среди факторов, продолжающих давить на рынок оценки — неистребимый ценовой демпинг в услугах оценщиков, порождаемый конкуренцией. К причинам стагнации можно отнести и внутренние преобразования отрасли. Так, время и усилия у оценщиков отнимает необходимость сдавать квалификационные экзамены в связи с законодательной нормой, введённой в 2016 году.

Основная часть экзаменов для получения трёх (или любой из них) квалификаций, — по оценке бизнеса, недвижимого и движимого имущества, — пришлась на 2018 год.

Суммарно в течение прошлого года оценщиками было получено 14 472 квалификаций против 1 858 в течение 5 месяцев 2017 года и 1 022 квалификации в течение первых шести месяцев 2019 года (по данным реестра квалификационных аттестатов на 26.06.2019).

«Регулятор преследовал благую цель, вводя квалификационные экзамены. Это должен был быть фильтр для входа в профессию, который очистил бы рынок от непрофессионалов и, возможно, помог бы в борьбе с демпингом.

Однако на практике оценщики оказались в трудных условиях: база вопросов была «закрытой», оценщики из дальних регионов оказались в неравных условиях с московскими оценщиками, ведь сначала экзамен принимали только в Москве. Потом были выездные экзамены и в других городах.

Но, в любом случае, для многих оценщиков участие в экзамене потребовало значительных затрат на проезд и проживание.

К сожалению, можно констатировать, что даже с учетом сокращения количества оценщиков после введения обязательного экзамена, проблему демпинга это не решило», — рассказывает Ирина Комар, управляющий партнёр ООО «Профессиональная Группа Оценки».

Не способствует бурному росту рынка и общий инвестиционно-экономический фон — рост ВВП в 2018 году составил 2%. Впрочем, ряд игроков рынка сумели использовать и этот фактор. «Текущая экономическая ситуация влияет и на бизнес в целом, и на рынок оценочных услуг.

Кризисные явления приводят к необходимости оптимизировать издержки, многие компании активно реализуют избыточные и непрофильные активы, сворачивают малорентабельные бизнес-направления.

Для определения корректной продажной стоимости бизнеса, свободных площадей, а вместе с ними и другими видами имущества компании обращаются к оценщикам», — комментирует Юлия Белогорцева, партнёр практики оценки компании «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».

Мозговой штурм

Ускоренными темпами у участников рэнкинга в 2018 году росла выручка от оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности (НМА и ИС) — по сопоставимым данным за год доходы подросли на 18%.

Правда, на общую картину из-за сравнительно небольшой доли от общей выручки (188,5 млн рублей по итогам 2018 года или 4% в структуре доходов участников рэнкинга — см.

графики 1 и 2) этот вид оценки оказать большое влияние пока не в состоянии.

Значительным образом развитию сектора оценки НМА способствует финансовая сфера и зарождающаяся тенденция спроса на оценку ИС при кредитовании. «В связи с развитием кредитования под залог ИС, сейчас активно изменяется законодательство в этой сфере.

Так, при участии оценщиков в Роспатенте разрабатываются методологические рекомендации по оценке прав на ИС для целей залога. Ведущие специалисты нашей компании также принимают участие в этом процессе.

Методические рекомендации обобщают современные наработки по оценке прав на ИС и разрабатываются в целях реализации Паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Проект утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам и постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение расходов, связанных с получением кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность», — делится опытом Ирина Комар.

Подстёгивает интерес к НМА и налоговое законодательство. «Драйвер здесь — налоговая льгота по ст. 251 НК РФ, предоставленная на 2018 и 2019 годы на принятие к бухгалтерскому учету объектов ИС, выявленных при инвентаризации. Такие объекты принимаются на баланс по рыночной стоимости, которую, согласно закону об оценочной деятельности в РФ, определяют оценщики.

Участились и обращения, связанные с определением стоимости в сделках лицензирования и отчуждения объектов интеллектуальной собственности — во избежание сложностей с налоговыми инстанциями и аудиторами, компании хотят быть уверены в своих действиях и иметь независимое обоснование», — уточняет Ксения Третьякова, генеральный директор «Вэлью АРКА консалтинг».

В краткосрочной перспективе интерес к оценке исключительных прав на объекты, определению размера лицензионных платежей, оценке стоимости лицензий и т.д., должен быть разогрет развитием цифровой экономики и коммерциализацией диджитал-решений.

Недвижимая ценность

Номинально положительные темпы роста по итогам 2018 года наблюдались и в трёх основных направлениях деятельности участников рэкнинга — оценка недвижимости, оценка бизнеса, оценка транспорта и оборудования.

«Существенная доля запросов приходится на оценку бизнеса и ценных бумаг, и оценку недвижимого имущества — направления, которые всегда были лидерами в оценочной деятельности. Именно эти объекты составляют основную часть активов юридических и физических лиц, как в денежном, так и в количественном выражении.

Поэтому большая часть сделок и различных бизнес-процессов происходит с их участием.

Основными целями стоимостной оценки при этом являются оспаривание кадастровой стоимости, купля-продажа и аренда государственного имущества, изъятие активов, внесение неденежного взноса в уставный капитал, дополнительная эмиссия акций», — поясняет Кирилл Кулаков, первый заместитель генерального директора ЦНЭС.

Наиболее консервативный и крупный по размерам сектор имущества,— оценка недвижимого имущества, — по итогам 2018 года увеличился на 6% и составил 2 млрд руб. Среди факторов спроса — востребованность оценки недвижимости в качестве залогового обеспечения, реализация проблемных активов, а также интерес заказчиков к оспариванию кадастровой оценки объектов и оценка при ипотеке.

Причем в ближайшей перспективе спрос на оспаривание кадастровых цен должен повыситься.

Результаты кадастровой оценки в Москве и Московской проведенной в 2018 году действовать в 2019 году, что побуждает собственников обращаться к оценщикам для определения рыночной цены их объектов для оспаривания с целью снижения налога на недвижимое имущество (подробнее см. «Кадастровый подогрев»).

Более того, в нынешнем году в целях обновления данных запланировано проведение государственной кадастровой оценки недвижимости в 65 российских регионах.

«Если собственники не согласны с полученными результатами, они могут обратиться к оценщикам за независимой экспертизой и использовать полученные данные в судебных разбирательствах. По данным Росреестра, за первые шесть месяцев 2019 года больше 63% решений комиссий по пересмотру кадастровой стоимости были вынесены в пользу граждан», — уточняет Даниил Слуцкий, генеральный директор компании «Оценка Бизнеса и Консалтинг» (ОБИКС).

На увеличение числа заказов по оценке недвижимости влияет и рост выдачи ипотечных кредитов. В Москве в первом полугодии нынешнего года физлица оформили 50 387 ипотечных сделок (по данным Росреестра) — на 8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, а всего за первые шесть месяцев россияне взяли ипотечных кредитов на 7 трлн рублей.

Если после уменьшения ключевой ставки ЦБ банки продолжат снижать ставки по ипотечным кредитам, то ипотекой может воспользоваться больше людей. При получении кредита они будут обращаться за оценкой будущего предмета залога в оценочные компании.

Снижение ставки может привести и к увеличению объемов рефинансирования уже имеющихся кредитов, а при смене кредитора заемщикам, опять же, понадобится повторная оценка ипотечной квартиры.

Стимулировать спрос на оценку недвижимости будут и другие представители финансового сектора — участники рэкнинга отмечают рост обращений на оценку имущества ПИфов.

«По данным ЦБ за первый квартал 2019 года чистый приток средств в ПИФы оказался почти в два раза больше, чем годом ранее. Фонды недвижимости занимают второе место после комбинированных фондов по стоимости чистых активов.

В структуре ПИФов доля недвижимости остается максимальной (24,4%). По нашему мнению, количество заказов на оценку от ПИФов продолжит увеличиваться из-за роста этого рынка.

В условиях снижения ставок по депозитам паевые инвестиционные фонды остаются интересным и выгодным инструментом вложений средств. Кроме того, для пайщиков участие в ПИФах недвижимости является одним из способов оптимизации налогов» – резюмирует Даниил Слуцкий.

В секторах оценки бизнеса и ценных бумаг и оценки транспорта и оборудования роста выручки у участников рэнкинга в 2018 году здесь составили 2% и 5% соответственно, а суммарный объём выручки –— 1,41 млрд рублей и 416 млн рублей.

Среди главных заказчиков — крупные государственные компании и бизнес, а основные цели оценки — сделки с собственностью и непрофильным имуществом, кредитование, приватизация.

«Государство продолжает как интеграционные процессы в ряде отраслей посредством создания или укрупнения холдинговых структур, так и приватизационные процессы по реализации пакетов акций обществ, в управлении которыми уже не заинтересовано.

Все это сопровождается оценкой пакетов акций и имущества, находящегося на балансе соответствующих АО», — добавляет Кирилл Кулаков.

Участники списка рэнкинга также отмечают, что в последнее время значительно подросло число связанных с банкротством или ухудшением финансового положения компаний-должников.

Востребованы оценка имущества должника, прав требований по просроченным кредитам, дебиторский задолженности, проблемных активов банка.

По словам, Александра Жигло, президента компании «Русская Служба Оценки», спросом пользуется оценка проблемной задолженности — банки активно расчищают свои балансы, передавая плохие долги в специализированные компании.

Менее ощутимыми темпами в 2018 росла выручка оценщиков по таким направлениям как переоценка основных средств (в целях отражения результатов в отчетности) и оценка инвестиционных проектов.

На переоценке участники рэнкинга заработали 267,4 млн рублей (прирост 17% с минусом), а на оценке инвест-проектов и того меньше — 102,85 млн рублей (прирост 18% с минусом). «Наиболее острая проблема оценки — общее торможение инвестиционных процессов. Это подрывает и услуги для целей МСФО, и сделки M&A, и оценку для кредитования.

Впрочем, недоинвестирование рано или поздно приведёт к инвестиционному буму и рынок оценочных компаний должен быть к этому готов», — считает Александр Жигло.

 

Источник: https://raex-a.ru/ratings/appraising_potential/2018

Системный кризис оценочной деятельности «может очень печально закончиться для профессии, вплоть до её упразднения»

Оценочная деятельность 2018

Первый заместитель гендиректора ООО «Центр независимой экспертизы собственности» (ЦНЭС), вице-президент СРО РАО, председатель комитета по кадастровой оценке и оспариванию кадастровой стоимости Национального объединения СРО оценщиков, д.э.н.

, профессор НИУ МГСУ, FRICS Кирилл Юрьевич Кулаков рассказал в интервью «Российской газете» о проблемах на рынке оценки, способах их решения, роли национального объединения оценщиков и системном кризисе, который может печально закончиться для профессии.

О проблемах в отрасли оценки

Проблемы можно условно разделить на две группы.

1. Сокращение рынка оценочных услуг. Проблема «относительно объективная и связана с текущей экономической ситуацией».

2. Низкий уровень доверия к институту оценки и оценщикам у государства, бизнеса и общества в целом. Субъективная проблема, но «влияющая сегодня на оценочную деятельность посильнее экономических».

О причинах проблем

С одной стороны, их породило само оценочное сообщество (и рядовые оценщики, и оценочные фирмы, и СРО оценщиков): часто встречающееся низкое качество услуг, демпинг (особенно при госзаказах), «заказные» оценки, отсутствие реального контроля и мер воздействия и т. д.

С другой стороны, имеет место общая тенденция в экономике на «огосударствление» и ужесточение контроля за различными процессами и целыми отраслями.

Вполне естественно, что эти два вектора вылились для оценочной деятельности в системный кризис, который может очень печально закончиться для профессии, вплоть до её упразднения.

О способах решения этих проблем?

Со стороны государства. «Государство старается по-своему, весьма жёстко и далеко не всегда эффективно и последовательно, навести порядок в оценке, вводя обязательные квалификационные экзамены и провозгласив весьма карательную Концепцию развития оценочной деятельности в РФ, учредив апелляционный орган Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития РФ и т. д.»

Со стороны профессионального сообщества. «Оценочному же сообществу необходимо срочно самому, с учётом, пока, действующего в отрасли саморегулирования, предпринять конкретные, адекватные шаги по спасению отрасли и восстановлению доверия к ней».

Первым таким шагом явилось создание Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков (Союз СОО) на базе ранее существовавшего Национального Совета по оценочной деятельности (НСОД).

В Союзе СОО уже создан апелляционный орган по рассмотрению жалоб на СРО оценщиков. На последнем ВОСЧ сформировали профильные комитеты и их составы по самым актуальным направлениям оценочной деятельности.

Оценочное общество начало напрямую общаться с Минэкономразвитием РФ, благодаря регулярным рабочим встречам.

Помимо этого, одной из главных задач сообщества будет выработка предложений по замене обязательной пересдачи квалификационных экзаменов каждые три года на иной порядок, учитывающий как специфику оценочной деятельности и лучший опыт смежных отраслей, так и требования 238-ФЗ по независимой оценке квалификаций.

О роли Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков

Сейчас оценочное сообщество в лице СРО вправе на федеральном уровне вырабатывать отраслевую политику, законодательное обеспечение и стандарты деятельности, защиту прав и законных интересов оценщиков и многое другое. Это право законодательно закреплено в статье 24.10 135-ФЗ, посвящённой Национальному объединению СРО оценщиков. В этой же статье перечислены основные функции объединения, порядок его формирования и функционирования.

О качестве оценки

Качество оценки, − а под этим надо понимать не только содержание самих отчётов, но и весь комплекс оценочных услуг, − безусловно, выросло. Особенно по сравнению с 10-  и даже 5-летней давностью.

Это результат «естественной эволюции профессии и обслуживаемых ею бизнес-процессов и IT технологий», а также «упорядочивания нормативно-методического обеспечения в виде Федеральных стандартов оценки по видам объектов оценки и видам стоимости и др.»

О квалификационном экзамене

Квалификационный же экзамен был нужен, прежде всего, для самого государства как инструмент быстрого и весьма карательного фильтра количественного состава оценщиков и СРО для дальнейшего прямого и более простого контроля над отраслью.

Вечный принцип «разделяй и властвуй» (в плане разделения единой профессии на три направления) здесь дополнился современным принципом «проверяй и властвуй».

Увы, но при внедрении этих экзаменов Минэкономразвития РФ вообще не советовалось с оценочным сообществом.

Не созывался даже Совет по оценочной деятельности при данном ведомстве, а база вопросов к экзаменам до сих пор является закрытой, экзамены на постоянной основе проводятся только в Москве.

О критериях качества оценочных услуг

Критерии должны отражать весь цикл взаимоотношений «оценщик-заказчик»:

  • преддоговорная стадия по идентификации объекта и целей оценки;
  • сбор и анализ исходной документации;
  • подготовка договора и задания на оценку;
  • общий проектный менеджмент организации, производства и выходного контроля качества отчёта об оценке, который позволит выдерживать сроки оказания услуг;
  • умение в случае необходимости отстоять результаты оценки.

Распространённые критерии качества работы оценщика и оценочной фирмы

  • общий срок работы оценочной фирмы,
  • наличие аккредитаций и отраслевых наград,
  • место в рейтингах,
  • размер страхового полиса фирмы и оценщиков,
  • выручка от услуг по оценке,
  • количество оценщиков в штате,
  • стаж работы оценщиков,
  • количество квалификационных аттестатов по соответствующему направлению,
  • наличие международной сертификации оценщиков,
  • опыт работы фирмы по оценке соответствующих объектов с приложением перечня выполненных проектов за последние годы.

О демпинге при госзакупках

Ситуация, к сожалению, практически не меняется и остаётся крайне негативной. Ценовой критерий остаётся главенствующим при госзакупках, особенно на региональном и муниципальном уровне, что является основной причиной демпинга и возможной последующей коррупции.

Исключениями из этой печальной картины служат примеры ряда госкорпораций и акционерных обществ с контрольным участием государства, которые на первом этапе проводят отбор оценочных фирм по качественным критериям, а на втором этапе среди отобранных фирм по отдельным запросам отбираются исполнители на конкретные оценки.

О востребованных направлениях оценки

В прошлом году и в первом полугодии нынешнего года наибольший спрос на услуги по оценке, по-прежнему, формируется по заказу государственных органов и корпораций, а также естественных монополий для целей приватизации, купли-продажи, аренды, внесения в уставный капитал, дополнительной эмиссии акции. Отдельно стоит выделить услуги по оценке для целей изъятия недвижимости в пользу государства при реализации крупных инфраструктурных объектов (ЦКАД, Новая Москва, строительство новых транспортных магистралей Москвы и др.).

Помимо этого, новый всплеск, после проведения новой ГКО по 237-ФЗ, пришёлся на оценку объектов недвижимости с целью оспаривания их кадастровой стоимости и, соответственно, снижения величины имущественных налогов.

Из отраслей, лидирующих по заказам услуг по оценке можно, как всегда, выделить нефтегазовый сектор, а также девелопмент и, пожалуй, сельское хозяйство, которое с учётом международных санкций на поставку импортной продукции, продолжает претерпевать достаточно ощутимый экономический рост.

Источник фото: сайт «Российской газеты».

По теме

Оценка недвижимости: всё, что о ней нужно знать

02.09.2019

Источник: https://Ceur.ru/news/ocenka/item358776/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.