Общество и государство

Содержание

Гражданское общество и государство

Общество и государство

Гражданское общество – система взаимоотношений, характеризующаяся экономическими, неполитическими, конфессиональными, социальными и культурными формами. Гражданское общество представлено простором, где население воспроизводит частную жизнь на основе невмешательства государства.

Гражданское общество приставлено всеми структурами в социуме. Это представлено факторами социальной и экономической основы, а также правом в государственных отношениях с индивидом.

Эволюция понятия «гражданское общество»

В либеральной трактовке, согласно Т. Гоббсу и Дж. Локку, гражданское общество отражает хронологическое развитие государства от природного уровня, к цивилизационному началу.

В позитивно-либеральном контексте, согласно Г. Гегелю, гражданское общество представлено собственностью, которая развивает человечество и обеспечивает справедливость и защиту населения.

Согласно марксисткой теории (К. Маркс и Ф. Энгельс), гражданское общество выступает основой общественного бытия, а жизнедеятельность людей – хронологическим развитием.

Социал-демократическая традиция – государство оказывает формирующее влияние на деятельность общественных институтов, которые регулируют экономическо-политические взаимоотношения и обеспечивают условия для жизнедеятельности индивида.

Гражданское общество – взаимодействия между индивидами, куда входят сформировавшиеся общности в различных сферах: конфессия, фонды, СМИ, политические партии и т.д.

Признаки гражданского общества:

  • Обеспечение свободности частной собственности в экономических отношениях;
  • Стабильность во взаимоотношениях индивидов и государства;
  • Защита прав человека и личной свободы;
  • Разнообразие мнений в политической сфере;
  • Конкуренция;
  • Терпимость и открытость общества;
  • Легитимная власть;
  • Наличие правового аппарата.

Предпосылки становления гражданского общества

Действующее законодательство, закрепляющее равные права всем индивидам в обществе, наделяя их правами и свободой.

Юридическая свобода представлена имущественными благами, предпринимательством и собственностью.

Действие механизма саморегуляции, который формирует невластные отношения между индивидами, наделяя их способностью осуществления естественных прав.

Гражданское общество наделено вертикальными и горизонтальными связями.

Структурные элементы гражданского общества

  1. В экономической сфере – осуществление негосударственных отношений на предприятии; создание товариществ и кооперативов; объединение людей в организации, ассоциации по собственной воле.

  2. В социально-политической сфере – деление населения на стратификационные классы и группы; семья, представленная воспроизводством населения; общественные и политические движения; плюрализм различных групп; наличие органов местного самоуправления; формирование и проявление общественного мнения; СМИ.

  3. В духовной сфере – формирование идеологических и национальных ценностей, свободы; высказывание личного мнения; независимость свободных объединений и организаций от государства.
  4. Политико-правовая сфера – плюрализм; наличие оппозиции и действующее законодательство.

Гражданское общество ставит в приоритет права и свободу индивида, для улучшения его жизнедеятельности: право на жизнь; свободное предпринимательство; право на счастье; равенство всех индивидов; наличие правового государства; формирование одинаковых шансов для продвижения в экономической и политической сфере.

Функции гражданского общества

  1. Соблюдение индивидом принятых норм в обществе, социализация и приобщение населения к государственной жизни.
  2. Защита индивидов и организаций от вмешательства.
  3. Создание демократических органов.

Политический режим определяет отношения между населением и правительством: при тоталитаризме государство берёт под контроль абсолютно все сферы жизнедеятельности, где нет места простору гражданского общества; при авторитарном режиме – гражданское общество предстаёт непросвещённым и сжатым; демократический режим – конституция формирует условия функционирования гражданского и правового общества.

Правовое общество не создаётся без гражданского, т.к. только зрелые индивиды формируют рациональные формы жизнедеятельности.

Правовое государство – вид политической власти, где верховенство принадлежит законности, правам человека и свободе. Право – мера свободы индивида, если интересы человека служат государству и их реализация предстаёт справедливой.

Признаки правового государства

  1. Правовой закон безраздельный в государственной и общественной жизни:
    • Правовой закон вступает в силу после принятия его правительственными органами или волеизъявлением населения, формируя базу системы права.
    • Приоритет права распространён на сферы жизнедеятельности, которые формируют социальную жизнь. В случае нарушения невыполнения накладываются санкции.
    • Правовому закону должны быть подчинены в равной мере государство и индивиды. Он ограничивает власть правительства и должностных лиц.
    • Правовой закон выступает регулятором политико-общественных отношений, где нет места групповым интересам. Конституция страны отражает главенство над всем законом.
  2. Индивид имеет личностные права и свободу, которые представлены неприкосновенным правом; ответственность государства перед индивидом.

  3. Государственная власть функционирует на методе разделения власти. Функции государственных органов представляют систему ограничения, препятствующих владению всей властью.

  4. Равенство населения перед законом.

  5. Защита прав и свободы индивида.

  6. Права и свобода индивида представлены ценностью.

  7. Наличие плюрализма во всех сферах.

  8. Обеспечение правопорядка и действия закона в обществе.

Базовые принципы функционирования правового государства

  1. Приоритетность права: все вопросы, затрагивающие жизнедеятельность людей, рассматриваются с позиции права; совокупность ценностей права с территориальным делением населения с легитимной власти; правовое обоснование принятых решений правительства.

  2. Правовая защита индивида представлена равенством и взаимной ответственностью между государством и гражданином; деятельность, направленная на регулирование правоотношений; наличие у индивида правового статуса.
  3. Деятельность права на основании законодательства.
  4. Органы государственной власти разграничены в деятельности.
  5. Главенство закона перед всеми.

  6. Осуществление контроля на основе конституции.
  7. Наличие свободного высказывания мнений.

Правовое государство наличествует в социуме с демократическим режимом правления. Уровень культурного развития и права формирует гражданское общество.

Для правового государство необходимо владеть экономической основой, высоким уровнем жизнедеятельности и главенством среднего класса; развитые нормы поведения. Предпосылкой для формирования правового государства представлено наличие социальных институтов в социуме.

Источник: https://bingoschool.ru/manual/46/

Соотношение государства и общества. Теория государства и права

Общество и государство

После того как научная мысль начала различать такие понятия, как общество и государство, возникла проблема их соотношения. Эта проблема довольно сложна и весьма актуальна. К примеру, В.М.

Корельский даже считает, что это основной вопрос в теории государства и права. В данной статье мы попробуем разобраться в этой проблеме.

Вы узнаете, каково соотношение государства и общества в различные исторические периоды, а также в современном мире.

Понятия «общество» и «государство»

Общество — это взаимодействие людей, которые преследуют частные интересы. Данные интересы весьма многообразны, порой противоположны, поэтому они нередко сталкиваются друг с другом. Общество как сложная система неизбежно приводит к созданию государства.

Дело в том, что существует необходимость согласования групповых и частных интересов и выражения на их основе интереса всеобщего. Характеристика государства следующая: это политическая организация общества, которая не совпадает непосредственно с населением.

Оно состоит из административного аппарата (то есть чиновников), системы различных учреждений государственной власти, а также принудительных учреждений (суд, полиция, вооруженные силы, карательные органы). Следовательно, государство — это политическая форма существования того или иного общества.

А содержание данной формы определяет непосредственно социум. Однако на протяжении человеческой истории характер взаимодействия между ними был непростым. Предлагаем подробно рассмотреть соотношение государства и общества. Начнем с древних времен.

Государство для всеобщего блага

Государство в древности создавалось людьми с целью всеобщего блага. Оно было необходимо для обуздания животного страха и эгоизма, защиты от различных внешних врагов, организации производственной деятельности, обеспечения личной безопасности и порядка.

Таким образом, соотношение государства и общества отмечено в этот период главенством последнего. Однако постепенно чиновничий аппарат начинает использовать власть для удовлетворения не общественных, а групповых интересов. Из-за этого соотношение государства и общества меняется.

Появляются новые тенденции, о которых мы сейчас расскажем.

Особенности традиционного общества, полицейское государство

Все изменилось с развитием кастового или сословного традиционного общества. Оно могло быть упорядочено и организовано с помощью системы насилия, которую разрабатывает государство.

Последнее отождествляется в это время с организованным меньшинством управляющих (на Востоке) или собственников (на Западе), подавляющим бесправное большинство. При этом узкоклассовый интерес чиновников выдавался за всеобщий, а целью развития общества провозглашалось благо государства.

В это время существовали различные его разновидности. Однако самым устойчивым являлось государство полицейское. Этот его тип является исторически первым. Долгое время оно существовало в государствах Западной Европы и в странах Востока.

Восточные деспотии и европейские монархии являются классическими его образцами. Какова же характеристика государства полицейского? Давайте разберемся.

Роль монарха в полицейском государстве

В данном случае государство в лице императора, монарха было господином, который дарует гражданам некоторые свободы и права. Всесилие его власти опиралось на якобы божественное ее происхождение.

Управление обществом обеспечивал развитый бюрократический аппарат. Он обеспечивал контроль над людьми. Система карательных органов могла подавлять любое неповиновение власти.

Таким было устройство государства полицейского.

Государство как общественный договор

Покрывало святости с монарха было снято в период с 17 по 18 век, когда наблюдался переход сознания от религиозного к светскому. В это время на государство перестали смотреть как на результат божественного промысла.

Его начали понимать как заключенный свободными гражданами договор для удовлетворения своих общезначимых потребностей. Устройство государства теперь должно было быть таким, чтобы оно могло служить обществу. Основной его целью декларируется теперь уже совсем другая задача.

Человеку должны быть предоставлены естественные права: на жизнь, собственность, свободу, стремление к счастью. Все эти права принадлежат каждому индивиду просто в силу его рождения. Роль государства в жизни общества заключается в их обеспечении.

Осознание этого привело к новым изменениям в общественном устройстве.

Переход к правовому государству

Совершившиеся в 17-18 веках буржуазные революции во Франции, США, Англии привели к воплощению в жизнь этой идеи. Результатом данных изменений стал переход к правовому государству (второго типа) от отжившего себя абсолютистского.

Было провозглашено верховенство закона в различных сферах общественной жизни. Граждане и государство подчинены в равной степени конституции. Способом взаимосвязи индивида, общества и государства является право.

К этому времени относится учреждение разделения властей, а также гарантии прав личности, неотчуждаемых от нее, и условия свободного развития каждого индивида.

Провозглашается теперь взаимная ответственность перед законом личности и государства за свои действия.

Появление гражданского общества

Однако только появление зрелого гражданского общества (то есть сообщества личностей, которые способны самостоятельно, без государственного вмешательства, придерживаться разумных форм общежития, не ущемляющих индивидуальности) способно сделать государство на практике средством удовлетворения интересов общества в целом. Социальный прогресс в настоящее время зависит именно от его создания. Должно существовать развитое гражданское общество, охраняющее и расширяющее свободу каждой личности. Только оно сможет не допустить чрезмерного увеличения государственной власти. Следует сделать так, чтобы правительство было слугой, а не хозяином народа. А для этого нужно переосмыслить роль государства в жизни общества. Кроме того, люди должны осознать необходимость уважения каждой отдельной личности. Только после этого можно говорить о существовании гражданского общества.

Соотношение гражданского общества и государства

Прежде всего, первое является основой последнего.

Одним из проявлений вторичности государства и первичности общества является приоритет ценностей и интересов населения по отношению к ценностям и интересам государства.

Это отражено в Конституции (в нашей стране, например, в ст. 2 Конституции РФ), где сказано, что человек, его свободы и права являются высшей ценностью. А государство обязано соблюдать и защищать их.

Во-вторых, это соотношение также проявляется в единстве правового государства и гражданского общества как «социального целого». В основе этого целого лежат преследуемые ими общие цели (политические, экономические и другие).

Данное единство основывается на тезисе о немыслимости государства и общества друг без друга. При этом отношения между ними являются социально-политическими. Это значит, что государство обусловлено социально, а общество носит политический характер.

Таким образом, они не могут развиваться и даже просто существовать друг без друга. Государство и общество непременно должны взаимодействовать между собой. Следовательно, между ними существует обоюдная зависимость в виде взаимной обусловленности.

Теснейшим образом оказываются переплетены результаты их функционирования и сказываются непосредственно на каждом из них. Таким образом, и правовое государство, и гражданское общество являются необходимыми сторонами социума.

С другой стороны, несмотря на наличие общих целей, конфликты и противоречия между ними неизбежны. Но не только между ними, а даже внутри самого гражданского общества.

Это связано с несовпадением публичных и частных интересов. Государство, к примеру, не всегда в своих действиях руководствуется приоритетом ценностей и интересов общества.

Иногда оно отдает предпочтение собственным геополитическим.

А порой его действиями могут руководить и интересы надгосударственные.

Например, присоединение государств Европы к политическим и экономическим ограничительным мерам в отношении РФ привело впоследствии к сокращению производства, разорению фермерских хозяйств и увеличению количества безработных в самой Европе. Приведем еще один пример.

Коррумпированный государственный аппарат порой пренебрегает интересами общества. Он может использовать свою власть для удовлетворения корпоративных или личных интересов или же интересов каких-то отдельных социальных групп.

Кроме того, правовое государство и гражданское общество являются сдерживающими факторами друг для друга. Отсутствие взаимного контроля, а также юридической ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия создают большую опасность.

Поэтому в государстве правовом осуществляется контроль за гражданским обществом в формах, предусмотренных законом. Тем самым обеспечивается правопорядок и законность.

Также в соответствующих формах гражданское общество контролирует деятельность государства.

Почему правовое государство не оправдало связанных с ним надежд?

Провозглашение принципов равенства перед законом, индивидуальной свободы в правовых государствах не оправдало надежд.

Оно не остановило роста конфликтности и нищеты в обществе, и до всеобщего благоденствия по-прежнему далеко.

Не сбылись надежды на то, что в условиях рыночного хозяйства данные принципы автоматически приведут человечество к процветанию. Почему же до сих пор актуальны проблемы соотношения общества и государства?

Прежде всего, потому, что правовое государство стало исполнять функции «ночного сторожа», то есть взяло на себя обеспечение правопорядка, физической безопасности и индивидуальной свободы, а в социальную и экономическую сферу не вмешивалось. Однако рынок, на котором установилась свободная конкуренция, привел к тому, что богатства и ресурсы стали сосредоточены у имущих классов. А для большей части общества не были созданы достойные условия существования.

Это вызвало необходимость сглаживания неравенства с помощью проведения активной социальной политики. Вновь было переосмыслено соотношение государства, общества и права. За ним последовали новые изменения. Появилось государство социальное.

Особенности социального государства

Оно означало переход от декларативности свобод и прав к их практической гарантированности.

Особенность социального государства заключается в том, что оно нацелено на предоставление каждому индивиду достойных условий жизни с помощью перераспределения различных благ. При этом распределении соблюдаются принципы социальной справедливости.

Государство в данном случае берет на себя ответственность за развитие общества и заботу о нем. Оно поощряет индивидуальную ответственность, повышение эффективности производства, конкуренцию, частную собственность.

В заключение отметим, что достойные условия существования человека, а также равные для всех возможности участия в управлении производством только в 60-е годы 20 века могло реально гарантировать государство, да и то лишь в развитых странах.

Актуальность проблемы

Общество как сложная система и государство как его политическая организация представляют большой интерес для многих исследователей. А их соотношение — это важная проблема, от решения которой зависит будущее каждого из нас.

Поэтому многие исследователи изучают вопрос о том, в какой взаимосвязи должны находиться государство и общество. Характер соотношения их — тема, которая имеет не только большое теоретическое значение, но и практическое.

Этим и другими смежными вопросами занимается теория государства и права.

Источник: https://FB.ru/article/215277/sootnoshenie-gosudarstva-i-obschestva-teoriya-gosudarstva-i-prava

5. Гражданское общество и государство

Общество и государство

§ 5. Гражданское общество и государство

Краткие ответы на вопросы к § 5. Гражданское общество и государство.

Вспомним В чём заключаются особенности различных сфер жизни общества?

  • Политическая сфера отражает устройство государства, форму правления.
  • Духовная сфера отражает культурную связь общества с историей и современностью.
  • Социальная сфера затрагивает межличностные взаимоотношения, конфликты, взаимосвязи и взаимозависимости людей в процессе общения.
  • Экономическая сфера затрагивает сферу производства, распределения, обмена и потребления.

Какие права и обязанности имеет гражданин?

Все права и обязанности гражданина закреплены в главе 2 Конституции РФ. Это личные, экономические, политические и социальные права. Все они соответствуют сферам общественной жизни.

Подумаем Может ли существовать общество без государства?

Общество не может существовать без государства. Дело в том, что государство появилось именно потому, что обществу было необходимо регулирование.

Государство своими властными полномочиями создает законы и регулирует деятельность граждан, пресекая противоправные деяния.

Должно ли государство отвечать за всё, что делается в обществе?

Чаще всего государство отвечает за все, что происходит в обществе. Ведь если повышен уровень преступности — необходимо вносить изменения в законодательстве и ужесточать ответственность, если произошел народный мятеж – значит необходимо корректировать свою политику по отношению к гражданам.

Вопросы «?» О чём свидетельствуют приведённые данные?

Речь идет о том, что молодому поколению удобнее выражать свое мнение через такую форму взаимодействия. Цель участия в таких организациях представляет собой предметный мотив, который побуждает организацию или отдельных ее членов к действию ради миссии организации.

Вступление в политические партии — сложный и ответственный процесс, к которому молодежь не всегда готова. А вот молодежные организации, которые действуют на благо общества, взаимодействуя с основными политическими институтами, самое лучшее решение проблемы.

Вопросы «?» А каков твой ответ на поставленный социологами вопрос?

Я считаю, что необходима активная позиция самих граждан. К сожалению, зачастую это не так. Например, не все граждане идут на выборы, считая, что их голос ничего не решает. Но это не так. Они отказываются от своего политического права, тем самым, не участвуют в политической жизни общества.

Необходимо уделить внимание политическому просвещению, ведь зачастую люди даже не знают структуру органов государственной власти, не могут защитить свои законные права.
Только активная позиция граждан и борьба за свои права поможет обществу стать по-настоящему гражданским.

Вопросы «?» Какая из задач Общественной палаты представляется тебе особенно важной? Почему?

Я считаю, что самой важной задачей Общественной палаты является задача привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики.

Это очень важно, ведь зачастую граждане не знаю как и когда можно реализовать свои политические права. Аналогичный вывод можно сделать и об организациях. Поэтому самой главной задачей является привлечение к реализации государственной политики.

Проверим себя 1. В чём состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»?

Общество – это широкое понятие. Это все люди на определенных этапах развития. Это социальная категория.

Гражданское общество – это политическая категория.
В демократии общество именуется «гражданским». Гражданское общество это общество, в котором на политическую власть можно воздействовать добровольческими организациям.

2. Каковы основные признаки гражданского общества?

  • В гражданском обществе права и законные интересы гражданина — на первом месте.
  • В гражданском обществе граждане имеют активную позицию, стремятся реализовывать свои политические права, а так же защищать нарушенные права в любой сфере.
  • В гражданском обществе граждане политически просвещены. Они знают свои права, интересуются политическими новостями, изменениями, которые внесены в законодательство.
  • Явка на выборы в гражданском обществе -максимальна. Каждый считает, что его голос решающий.

3. В чём заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?

Гражданское общество- это особая категория. Это то, к чему на данный момент стремится Российская Федерация.

Гражданское общество наделено следующими функциями:

  • Во-первых, оно осуществляет контроль за соблюдением Конституции и принципа разделения властей.
  • Во-вторых, стабилизирует отношения между обществом и государством.
  • В-третьих, обеспечивает защиту общественных интересов.
  • В-четвертых, стабилизирует баланс между частной и государственной собственностью.

4. Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства? Аргументируй свой ответ

  • Гражданское общество напрямую связано с правовым государством.
  • В гражданском обществе права и законные интересы гражданина – на первом месте.
  • В гражданском обществе граждане имеют активную позицию, стремятся реализовывать свои политические права, а так же защищать нарушенные права в любой сфере.
  • В гражданском обществе граждане политически просвещены. Они знают свои права, интересуются политическими новостями, изменениями, которые внесены в законодательство.
  • В свою очередь, государство обеспечивает реализацию прав и защиту нарушенных законных интересов граждан, оказывает помощь в политической просвещении.

5. Какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества?

  • В политической сфере общества возникают политические партии, политические клубы.
  • В духовной сфере возникают религиозные организации, объединения любителей (…) в зависимости от интересов.
  • В социальной сфере возникают некоммерческие организации . Например, благотворительные фонды.
  • В экономической сфере могут возникать потребительские кооперативы.
  • В гражданском обществе могут возникать различные общественные организации.

6. Почему гражданское общество в развитых странах сформировалось лишь в последние два столетия?

Я считаю, что процесс формирования гражданского общества сложный. Именно поэтому, в развитых странах оно сформировалось в последние два столетия. А некоторые страны лишь стремятся к развитию гражданского общества.

Для того, чтобы появилось гражданское общество, необходимо приложить немало усилий. Эти усилия должны быть не только государственными, но и со стороны самих граждан. Ведь жизнь в гражданском обществе будет наиболее рациональной и прогрессивной.

7. В чём различие между государственным управлением и местным самоуправлением?

Государственное управление осуществляется на уровне федерации. Местное самоуправление осуществляется на уровне субъектов.
Государство обеспечивает единый механизм, соблюдение законодательных актов федерального уровня, в то время как местное самоуправление на уровне субъектов имеет право создавать собственные законодательные акты, которые будут исполняться только на их территории.

8. Какие вопросы решает местное самоуправление?

Суть местного самоуправления – решение вопросов местного значения. ОМСУ ( органы местного самоуправления) имеют право на самостоятельное управление муниципальной собственностью.

Необходимо упомянуть и о местном бюджете, который формируют и утверждают, а также исполняют органы местного самоуправления.
В муниципальном образовании могут быть установлены местные налоги и сборы.

9. Назови формы осуществления местного самоуправления

Это могут быть формы прямого волеизъявления: местный референдум, выборы органов местного самоуправления, общие собрания (сходы) граждан. Также одной из форм является создание представительных органов самоуправления. Например, думы, муниципальные комитеты, советы.

Избираются главы местной администрации, мэры городов, старосты в сёлах и другие должностные лица. Для решения вопросов бытового и социально-культурного характера могут создаваться органы территориального общественного самоуправления: избираемые на собраниях граждан квартальные, уличные и домовые комитеты.

10. В чём заключается суть местного самоуправления?

Суть местного самоуправления — решение вопросов местного значения. ОМСУ (органы местного самоуправления) имеют право на самостоятельное управление муниципальной собственностью. Необходимо упомянуть и о местном бюджете, который формируют и утверждают, а также исполняют органы местного самоуправления.

В муниципальном образовании могут быть установлены местные налоги и сборы.

В классе и дома

1. На семинарском занятии студентами были высказаны две точки зрения. Первая: «Правовое государство возможно лишь после того, как сформируется гражданское общество».

Вторая: «Формирование гражданского общества возможно лишь после построения правового государства». Выскажи, какая из этих точек зрения представляется тебе правильной.

Или у тебя имеется ещё одна, другая точка зрения? Свой ответ аргументируй.

Естественно, что сначала сформировалось гражданское общество, а потом уже, правовое государство. Правовое государство не может существовать без гражданского общества. Только в таком обществе граждане и государство будут нести взаимную ответственность.
Сначала возникает общество, а уже потом, совместно формируется гражданское общество и правовое государство.

2. Вспомни курс истории: 1 января 1864 г. было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

Согласно этому документу, в ведении земств находились: заведование земским имуществом, устройство и содержание местных путей сообщения, попечение о развитии местной промышленности и торговли, о народном образовании и здравоохранении, участие в доставке почты по деревням и другие вопросы, а также выборы исполнительных органов земств. Однако губернатор имел право приостанавливать постановления земских учреждений. Объясни эти факты с точки зрения положений, изложенных в параграфе.

Это модель местного самоуправления того времени.
Губернатор выступал современной главой МО (муниципального образования). Земства — это современные департаменты. Каждый департамент осуществляет свою функцию, как и земства в 1864 году.

Можно сделать вывод о том, что модели местного самоуправления 1864 года и современного времени схожи. На современном этапе модель местного самоуправления более усовершенствована и законодательно оформлена.

3. В Европейской хартии местного самоуправления, подписанной государствами—членами Совета Европы, говорится: «Защита и укрепление местного самоуправления… представляет собой значительный вклад в построение Европы, основанный на принципах демократии и децентрализации власти». Как ты понимаешь это положение? Приведи аргументы, подкрепляющие его.

Учитывая то, что данный вопрос регулируется на международном уровне, можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления играют значительную роль на мировой арене для каждого из государств. Государство делает упор на глубокие проблемы и задачи страны, а муниципалитеты решают вопросы внутри субъекта.

То, что ОМСУ развиваются, свидетельствует о закреплении принципа демократии, что важно не только для РФ, но и для всех государств-членов Совета Европы. Укрепление местного самоуправления вносит вклад в построение Европы, закрепляя принципы демократии и децентрализации власти.

4*. Подготовьте (совместно) проект «Как улучшить условия жизни в нашем микрорайоне». Подумайте, что нужно сделать в вашем доме (квартале, микрорайоне), чтобы улучшить условия жизни его жителей. Запишите ваши предложения, адресованные домовому (квартальному) комитету, районной управе или иному органу местного самоуправления.

  • 1. Обеспечивать безопасность
  • 2. Обеспечивать своевременное опустошение мусорных баков
  • 3. Регулярно очищать дороги от домов до школ и детских садов
  • 4. Закрыть не территории квартала все ларьки, распространяющие никотиновую и алкогольную продукцию

Февраль 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829

Источник: https://regobraz.ru/grazhdanskoe-obshhestvo-gosudarstvo

Гражданское общество и государство — УчительPRO

Общество и государство

Раздел ЕГЭ: 4.6. Гражданское общество и государство

Для каждого государства необходимым условием существования является наличие суверенитета — независимости.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Правовое государство — государство, в котором есть разделение властей, чья деятельность ограничивается правом. Его гражданам гарантируется свобода личности, а также возможность контролировать власть.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических форм правления.

В авторитарных и тоталитарных режимах лишь провозглашаются права и свободы человека.

Поэтому принципом правового государства должно являться верховенство права в обществе, что предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц.

Формы правления

Правовое государство не имеет единого стандарта существования, государства различаются между собой в зависимости от политического режима, а также формы правления.

Монархия. Глава государства управляет им пожизненно и передаёт власть по наследству. Народ не является источником власти и не принимает участия в определении того, кто будет монархом. Выделяют следующие виды:

  • абсолютная монархия (властью обладает исключительно монарх);
  • конституционная монархия (власть монарха ограничена представительными органами).

Республика. Властью на ограниченный срок наделяются государственные органы, представителей которых выбрал сам народ. Республика может быть:

  • парламентская — верховная власть принадлежит парламенту, им же формируется правительство; главу государства избирает население или парламент, он наделён формальными полномочиями;
  • президентская — население выбирает главу государства и парламент на ограниченный срок, правительство подответственно президенту;
  • полупрезидентская — президент и парламент избираются народом, после чего президент назначает правительство.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Только при условии существования правового государства имеет смысл говорить о наличии гражданского общества.

Гражданское общество — все негосударственные общественные отношения и объединения, выражающие разнообразные интересы и потребности членов общества. людьми. При этом гражданское общество может выступать в двух значениях.

  • Реальное. Общество, которое существует независимо от нашего сознания. Появилось раньше государства вместе с первобытными
  • Идеальное. Вершина развития общества, созданного при правовом государстве. До сих пор не достигнуто.

Предпосылки возникновения гражданского общества

Социальные:

  • большой удельный вес в обществе среднего класса.

Культурные:

  • обеспечение прав человека на информацию;
  • высокий образовательный уровень населения;
  • свобода совести.

Политико-правовые:

  • юридическое равенство граждан;
  • полное обеспечение прав и их защита;
  • демократизация власти;
  • политический плюрализм.

 Экономические:

  • частная собственность;
  • многоукладная экономика;
  • свободный рынок и конкуренция.

Структура гражданского общества

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:

  • ассоциации потребителей;
  • благотворительные фонды;
  • политические партии;
  • спортивные общества;
  • общественно-политические движения и организации;
  • органы местного самоуправления;
  • церковь;
  • кооперативы;
  • семью;
  • союзы предпринимателей;
  • независимые СМИ.

Признаки гражданского общества

  • Общество влияет на своих граждан без помощи государства. Оно воспитывает, социализирует граждан, применяет к ним санкции при несоблюдении общественных норм.
  • Общество защищает от государства своих граждан, их интересы, права и свободы.
  • Общество ограничивает действия политической власти, препятствует незаконному вмешательству в частную жизнь граждан государства.
  • Общество содействует развитию политической системы в духе демократии и гуманизма.

Теории гражданского общества

В настоящее время существуют четыре теории, которые объясняют, что такое гражданское общество.

  • Противопоставление анархии. Гражданское общество систематизирует и упорядочивает общественные отношения, не даёт им превратиться в хаос.
  • Противоположность церкви. Гражданское общество ставится в противовес церковному, которое ориентируется на законы церкви, а не государства.
  • Противоположность государству. В отличие от государства, в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи.
  • Феномен западной цивилизации. Гражданское общество появилось с развитием демократии и действует согласно её принципам.

Вы смотрели конспект «Гражданское общество и государство»

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B8-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Общество и государство

Гражданское общество – это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.
Назначение гражданского общества состоит в достижении оптимального и гармонического сочетания частных и общественных интересов.
Условия существования гражданского общества: – верховенство закона; – частная собственность как экономическая основа гражданского общества; – создание условий для самодеятельности граждан в различных сферах общественной жизни; – деятельность политических организаций во благо всех членов общества в рамках закона; – доступность и многообразие образования;

– наличие сильной «четвёртой власти» – независимых СМИ.

Правовое государство – демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.

Признаки правового государства

1. Верховенство закона – закону подчиняются не только граждане и их объединения, но и само государство. Закон – нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. 2.

Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, установление и реализация принципа взаимной ответственности личности и государства. 3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей, действие системы сдержек и противовесов, препятствующих утверждению авторитаризма. 4.

Независимая судебная власть. 5. Ответственность власти перед населением и её подчинение интересам общества. 6. Наличие развитого гражданского общества и местного самоуправления.

Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объём политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоёв общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Характерные черты:

– небольшая, но достаточно самостоятельная социальная группа; – высокий социальный статус; – значительный объём государственной и информационной власти; – непосредственное участие в осуществлении власти;

– организаторские способности и талант.

Условия эффективной деятельности элиты:

– широкая гласность (свобода слова, наличие независимых средств массовой информации); – политический плюрализм (свободная конкуренция, соперничество политических элит); – разделение властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил); – открытость элит для социальной мобильности (установления сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц);

– строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса.

Критерии эффективности деятельности:

– достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа; – политическая стабильность общества; – национальная безопасность;

– оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Функции политической элиты:

– изучение и анализ интересов различных социальных групп; субординация этих интересов; – отражение интересов в политических установках; – выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);

– создание механизма воплощения политических идей: кадры для аппарата управления; обновление политической системы; выдвижение политических лидеров.

Средства массовой информации – совокупность всех каналов передачи информации: печать; радио; телевидение; кинематограф; Интернет.
Характеристики: оперативность, динамичность, универсальность, образность.

СМИ влияют на чувства, социальные установки, ценностные ориентации, что проявляется в в поведении масс. СМИ – «четвёртая власть».

СМИ – основной агент производства и распространения массовой культуры, формируют вкусы и общественное мнение.

Функции СМИ:

– коммуникативная; – непосредственно организаторская; – идеологическая (социально-ориентирующая); – контрольная (через СМИ гражданское общество осуществляет контроль за деятельностью государства); – культурно-образовательная; – рекламно-справочная;

– рекреативная.

Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.
Компоненты избирательной системы:
1) избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.

В узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранными (пассивное избирательное право);
2) избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:
– подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);

Источник: https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/gragadnskoe_obshestvo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.