Общественные отношения регулируемые правом

Содержание

Общественные отношения, регулируемые административным правом. Их характеристика и особенности

Общественные отношения регулируемые правом

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере организации и осуществления госуправления. Их именуют также управленческими.

Они выделяются из всех общественных отношений рядом признаков. Ключевым является основание возникновения. Все прочие характеристики являются производными от него.

Юридическая зависимость

В общественных отношениях, регулируемых административным правом, стороны неравноправны. Один из участников всегда обладает приоритетом в принятии решений.

Из этого следует, что общественные отношения, регулируемые административным правом, являются властными в том плане, что одна сторона наделена полномочиями принимать решения по отношению к другой.

Соответственно, не любые взаимодействия можно называть управленческими, хотя они и могут возникать в сфере управления.

В этой области стороны могут вступать в трудовые, финансовые, гражданские, земельные и прочие правоотношения.

Взаимодействия, регламентируемые гражданскими нормами, тоже могут основываться на властном подчинении. К примеру, речь о хозяйственных товариществах, обществах и их дочерних компаниях.

Однако, в отличие от общественных отношений, регулируемых административным правом, их участники являются субъектами гражданского права, они преследуют гражданско-правовой интерес, связанный с участием в обороте.

Организационный характер

Управленческие отношения – вид организационных взаимодействий. В сфере госуправления возникают отношения, связанные с реализацией гражданской правоспособности юрлиц (при совершении сделок), трудовой деятельностью (при найме работников, заключении коллективных договоров и пр.), самоорганизацией представительных, судебных и иных органов.

Организационный характер общественных отношений, регулируемых административным правом, определяет их сущность. Они могут возникать по поводу какого-либо имущества. При этом на практике они, как правило, являются именно имущественно-управленческими.

К примеру, административное право регулирует общественные отношения, связанные с созданием унитарных предприятий, передачей объектов госсобственности одним владельцем другому субъекту и пр. Вместе с тем, в отличие от гражданских, они не обладают эквивалентно-возмездным характером.

У них нет денежного выражения.

В некоторых случаях предусматривается плата за действия, совершаемые структурами власти. Однако она не является результатом гражданско-правовых сделок. Эта плата – последствие односторонних решений.

Она является своего рода компенсацией за расходы госорганов и выражается в виде сборов, пошлин и пр. Например, законодательство устанавливает пошлину за госрегистрацию юрлиц, транспорта и так далее.

Цели деятельности субъектов и способы их достижения

Характер общественных отношений, регулируемых нормами административного права, зависит от различных факторов. В их числе цели деятельности участников, а также способы, выбранные для их достижения.

Наиболее показательным примером данного утверждения являются взаимодействия, в которых участвуют судебные приставы. В их задачи входит обеспечение охраны множества объектов, режимных в том числе. При необходимости они вступают во взаимодействие и с другими субъектами.

Еще одна категория должностных лиц – приставы-исполнители. Их деятельность связана с непосредственной реализацией судебных постановлений по правилам, установленным законодательством. В отношениях, в которые они вступают, зачастую используются меры принуждения к лицам, не исполняющим решения добровольно.

Классификация

В зависимости от сферы возникновения выделяют такие виды общественных отношений, регулируемых административным правом, как:

  • Внутренние. Они возникают внутри каждого управленческого органа.
  • Внешние. Они связаны со взаимодействием госструктур с другими объектами и субъектами.

Внешним отношениям свойственна множественность видов их участников. Каждый из них имеет свою специфическую природу, правовой статус, назначение. По этим критериям можно выделить подвиды субъектов. К примеру, в сфере общественных отношений, регулируемых административным правом, в качестве субъектов могут выступать правительство и федеральные ведомства.

Субъектный состав

В совокупность общественных отношений, регулируемых административным правом, входят в первую очередь взаимодействия между госорганами и:

  • Физлицами. Речь идет прежде всего о гражданах РФ. При этом в отношениях могут участвовать и иностранные лица, а также субъекты, не имеющие гражданства.
  • Негосударственными и государственными организациями разной формы собственности.
  • Прочими органами управления. При этом в совокупность общественных отношений, регулируемых нормами административного права, включены как вертикальные, так и горизонтальные взаимодействия.
  • Госслужащими.
  • Муниципальными учреждениями, предприятиями, организациями.
  • Исполнительными структурами МО.
  • Муниципальными служащими.

В круг общественных отношений, регулируемых административным правом, включены взаимодействия служащих друг с другом.

Система территориальной власти

Определяя, какие общественные отношения регулирует административное право, зачастую исследователи игнорируют наличие относительно обособленной категории взаимодействий. Ими являются отношения, связанные с функционированием исполнительной власти на местах.

В муниципалитетах возникают взаимодействия, аналогичные государственно-управленческим, но обладающие рядом особенностей, присущих системе территориального самоуправления. Сферы, характер, основания формирования в ней круга общественных отношений, регулируемых административным правом, определяются в ФЗ № 131.

В соответствии с нормативным актом, на этом уровне могут возникать отношения местных структур власти с:

  • Физлицами.
  • Муниципальными организациями, учреждениями, предприятиями.
  • Муниципальными служащими.

Важный момент

Следует отметить, что на муниципальном уровне административное право регулирует общественные отношения, в которых участвуют местные исполнительные органы и их служащие, а также физлица, предприятия, организации, учреждения, находящиеся в границах МО.

Самоорганизация системы территориального самоуправления не охватывается административными нормами. Она регламентируется муниципальным правом.

Особая категория

Административное право регулирует общественные отношения, в которых участвуют с одной стороны предприятия, учреждения, их должностные лица, обладающие властными полномочиями, и физлица и организации, созданные ими, с другой. В юридической литературе данный круг взаимодействий обычно не выделяется специально.

Между тем большое количество функций и задач, реализуемых в сфере управления, смещаются именно на уровень учреждений и предприятий. В процессе их функционирования реализуется правосубъектность граждан и организаций, образованных ими.

Речь, в частности, о таможенных, надзорных, регистрирующих, пограничных и прочих структурах.

Деятельность многих учреждений и предприятий связана с обеспечением порядка и использованием особо опасных объектов.

В этой связи их служащие получают полномочия по непосредственному применению административных мер принуждения в порядке и случаях, определенных нормативными актами.

К таким должностным лицам, в частности, можно отнести капитанов и командиров воздушных, морских, речных судов и пр.

Указанными полномочиями достаточно часто наделяются работники предприятий и учреждений вне зависимости от формы собственности последних.

Это связано с тем, что они имеют общее назначение, состоящее в обеспечении порядка и безопасности в обществе.

При этом основания реализации полномочий и характер мер принуждения определяются с учетом содержания основного направления деятельности конкретного предприятия или учреждения.

Автономная группа отношений

В состав предмета рассматриваемой отрасли включены взаимодействия, обладающие управленческим характером и возникающие в системе прокурорского надзора, судебной и законодательной власти.

Они появляются главным образом вследствие формирования управленческого аппарата в соответствующих органах.

В некоторых случаях их возникновение связано непосредственно с формированием конкретной структуры власти (прокуратуры, к примеру) или реализацией мер ответственности/поощрения к госслужащим и прочим работникам.

Эти отношения составляют автономную группу и не включаются в структуру управленческих взаимодействий, отражающих характер управления как самостоятельного вида государственной деятельности.

Наличие этого обстоятельства позволяет определять узкий и широкий смысл этой деятельности. В первом случае в качестве субъектов выступают структуры местного и госуправления.

В широком смысле управленческая деятельность рассматривается в смысле, свойственном всем муниципальным и госорганам.

Сфера действия отрасли

Необходимо сказать, что в юридической литературе в последнее время распространено утверждение, что в предмет регулирования входят не только управленческие отношения, но и управляемая деятельность. Примерами, подтверждающими этот вывод, являются ПДД, правила поведения граждан в публичных местах, порядок торговли, преподавания в образовательных учреждениях, санитарные нормы и пр.

Структуры управления осуществляют контроль соблюдения указанных правил, применяют при необходимости меры принуждения к нарушителям.

Возможность отделения управляемой деятельности в качестве предмета регулирования вытекает из сути публичного управления. Ее участники не персонифицируются, в отличие от субъектов управленческих отношений, возникающих в ходе правоисполнительной или правоприменительной деятельности.

Следует также заметить, что зачастую фактическая деятельность граждан, направленная на реализацию предписаний, осуществляется за рамками управленческих отношений.

Это, в частности, касается сферы, регулируемой технико-юридическими положениями, к примеру, в строительном проекте отражаются санитарные, противопожарные и другие требования.

Особенности регулирования управляемой деятельности

Административно-правовые нормы являются элементом публичного правопорядка. Соответственно, они имеют прямое отношение к регулированию управляемой деятельности. Его, в свою очередь, можно рассматривать как управленческие отношения с объективной точки зрения, поскольку оно сопровождается определением обязанностей и прав потенциальных участников взаимодействий.

К управляемым видам деятельности можно отнести регистрацию физлиц по адресу пребывания и постоянного проживания. В качестве непосредственного субъекта, регулирующего эти отношения, выступает правительство.

Нюансы

С административно-правовой точки зрения вряд ли можно считать управляемыми все виды деятельности.

Нельзя не принимать во внимание особенности гражданского общества, в котором возникающие отношения не допускают публичную власть в некоторые сферы жизнедеятельности.

Здесь взаимодействия регулируются не только правовыми предписаниями. В этой сфере действуют разнообразные, но и социальные нормы.

Существует довольно много административных норм, регламентирующих отношения, не связанные с управлением. К ним, в частности, относят дефиниции, положения, устанавливающие круг лиц, на которых распространяют свое действие правовые акты, закрепляющие требования к фактической деятельности определенных работников, и пр.

Понятие административного права

Административное право включает в себя, а порой и обеспечивает действие норм экологического и земельного права. Нормы законодательства об охране окружающей среды, санитарного законодательства используют многие административно-правовые институты для управления в соответствующих сферах государственной деятельности (например, экологический контроль, санитарно-эпидемиологический надзор).

При этом для применения норм экологического или земельного права часто требуется административно-процессуальное обеспечение, т. е. нормы административного права позволяют на практике реализовывать потенциал норм указанных отраслей права (например, применение административной ответственности за нарушения экологического законодательства, при совершении нарушений санитарного законодательства).

Предмет административного права

Таким образом, в регулируемых административным правом общественных отношениях всегда предполагается не только участие того или иного исполнительного органа, но и прежде всего его функционирование в качестве выступающего от имени государства субъекта исполнительной ветви государственной власти.

Административное право регулирует отношения между

В них превалируют воля и интересы членов данных объеди­нений, выражаемые не в юридических нормах (например, в устав­ных нормах).

Но это не означает, что административное право без­различно к организации и деятельности негосударственных фор­мирований.

Его нормы оказывают определенное регулирующее воз­действие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривает­ся действующим законодательством.

Источник: https://pozakonu.site/administrativnoe-pravo/obshhestvennye-otnosheniya-reguliruemye-administrativnym-pravom-ih-harakteristika-i-osobennosti.html

Эффективность правового регулирования общественных отношений

Общественные отношения регулируемые правом

Для регулирования общественных отношений необходимо понятие права, а также принципы права. Для механизма правового регулирования и воздействие на отношения в обществе требуются не только права, но и определенные юридические средства.

Существует более объемное понятие, в основу которого входит не только данные средства воздействия, но также средства правового влияния на поведения человека (организационные, воспитательные, профилактические и т.д.) – это правовое воздействие на общественные отношения.

Наше общество не может существовать без правового регулирования, так как оно является одним из важнейших видов социального регулирования. Сама идея свободы и справедливости лежит в его основе, делая его особым социальным явлением.

Замечание 1

Но не все общественные отношения подвергаются правовому регулированию. К таким отношениям относятся: любовь, товарищество, отношения с участием душевнобольных, признанными недееспособными или невменяемыми.

К этому списку так же можно добавить обычаи и другие социальные предписания, которыми в принципе управляют нормы морали.

Остальные же отношения, попавшие под его влияние, называются предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве РФ.

Появление новых юридических норм в законодательстве, а также их исчезновение из него весьма характерны для предмета правового регулирования. Это напрямую зависит от формирования новых общественных отношений, которые требуют правового вмешательства.

Для того, чтобы регулировать общественные отношения, существуют определенные методы правового регулирования. Благодаря многим факторам, положительно повлиявшим и на развитие экономики, и на стабилизацию общественного порядка и государственных структур – методы правового регулирования заменили жесткие «дедовские» на более мягкие.

Совокупность юридических средств, входящих в механизм правового регулирования, также осуществляет правовое регулирование общественных отношений.

Из большого числа элементов правовой системы выделяют несколько основных, которыми являются:

  • юридические нормы;
  • правоотношения;
  • акты реализации права (индивидуальные правовые акты);
  • принципы права;
  • правовая культура.

Процесс правового регулирования

Правовая культура и принципы права пронизывают весь механизм правового регулирования общественных отношений, затрагивая и другие элементы правовой системы. Этот процесс включает в себя регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.

Первое регулирует определенные сферы и области общественных отношений с помощью права. А второе – результат первой стадии правового регулирования общественных отношений и главный элемент механизма правового регулирования.

Замечание 2

Основная суть правовой регламентации заключается в том, чтобы издавать юридические нормы, которые охватывают определенную группу общественных отношений. Для возможности регулирования общественных отношений нужен инструмент, таким инструментом и являются эти нормы.

Установление ответственности за нарушение юридических предписаний, а также определение и закрепление в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом и определение субъектов права, их прав, свобод и обязанностей – в этом и заключается сама правовая регламентация общественных отношений. В то время как действие юридических норм говорит о реальном поведении людей. Это основной элемент механизма правового регулирования, который является результатом первой стадии регулирования общественных отношений.

В совокупности с правоотношениями, действие юридических норм является основным элементом механизма правового регулирования. Права и обязанности, возникающие в процессе действия юр норм, создают предмет правового регулирования, обеспечивающий правопорядок. Для реализации этих норм необходимо соблюдение, исполнение, использование и применение – это и есть формы их действия.

Так же существует и третий элемент механизма, который непосредственно и осуществляет реализацию правовых норм, а также прав и обязанностей субъектов – акты реализации норм права.

У юридических норм имеются и определенные пути действия, которым они следуют. К этим путям относится следующее:

  • наделение субъектов права правоспособностью и дееспособностью, благодаря чему они свободно включаться в процесс правового регулирования, создав тем самым условия для действия права;
  • наделение субъектов права юридическими правами и обязанностями;
  • получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами;
  • применения государственного принуждения за неисполнение нормы права.

Но не все юридические нормы можно отнести к реально действующим. К примеру, устаревшие нормы не попадают под реализацию, что вполне естественно, так как они больше не отвечают новым условиям. Еще одна причина, по которой норма не реализуется – это отсутствие ее детализации и порядка ее действия.

Эта проблема решается с помощью издания дополнительных, конкретизирующих актов в крупных законодательных. Данная теория хорошо прослеживается в ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.

2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: «Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона».

Эффективность правового регулирования

Результативность и действенность определенных мер поведения юридического предписания неразрывно связаны с эффективностью правового регулирования. Она является результатом какого-либо действия, степенью достижения поставленной цели. Из этого следует выделить два обстоятельства эффективности правового регулирования – это поставленная цель и достигнутый результат.

Поставленные цели можно разбить на ближайшие цели, промежуточные и конечные, а также на прямые и косвенные. Относительно же достигнутого результата следует подчеркнуть направленность правовых норм. В этом случае правовое регулирование направляется на:

  • закрепление сложившихся отношений в обществе при помощи юридических средств;
  • повышение уровня развития уже существующих отношений;
  • избавление от опасных и социально негативных отношений.

От достижения поставленных целей и будет зависеть эффективность той или иной нормы. Делать какие-либо выводы по этому поводу можно на основании результатов действия юридических норм и поставленных при их издании целей.

Замечание 3

Таким образом, эффективность нормы правового регулирования определяет степень достижения поставленной цели.

От эффективности юридической нормы будет зависеть и ее социальная ценность. С другой стороны она не может гарантировать эффективности в силу определенных причин. Но неэффективность нормы не означает того, что норма не нужна.

Существует большое количество определенных условий, которые говорят об эффективности юридических норм. Из этого числа можно выделить три основных.

Соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны

Эффективность нормы в этом случае зависит от правильно расставленных приоритетов. Все внимание законодательства должно быть направлено на развитие отечественного производства и товарооборота. Что касается законодательства РФ, то в данном случае оно не всегда соответствует состоянию экономики.

Совершенное законодательство

Подобное законодательство дает нам адекватную оценку общественным отношениям, а также предлагает самую оптимальную реакцию (как положительную, так и отрицательную) государства на поведение субъектов права.

Совершенное законодательство – это научно обоснованное, непротиворечивое, прогрессивное законодательство. К сожалению, о законодательстве РФ невозможно говорить как о совершенном. Чему свидетельствует его противоречивость и наличие «белых пятен». Существует ряд причин, который на это указывает.

Первой из них является отсутствие четкого представления о путях развития российского общества и плана законотворческих работ. Вторая причина – это лоббирование законопроектов, которые отвечают узко групповым интересам.

К третьей причине можно отнести наличие дублирующих федеральных государственных структур, влияющих на правотворчество (Правительство РФ и Администрация Президента РФ) и др.

Слишком завышенные обязанности либо санкции, не соответствующие содеянному, так же считаются малоэффективными нормами. Следует заметить, что и законодательство, занижающее ответственность правонарушения, будет неэффективным.

Пример 1

За пример в этой ситуации можно взять налоговое законодательство РФ. Его несовершенство толкает субъектов правоотношений на сокрытие доходов, тогда как должно быть направлено на развитие производства.

Высокий уровень правовой культуры

Смысл правовой культуры заключается в знание права и в выполнение требований юридических норм. В этом случае необходимо не только знание правовых предписаний, но и обязательное их выполнение. Эффективность правового регулирования напрямую зависит от уровня развития правовой культуры – чем выше уровень, тем надежнее выполнение правовых предписаний.

В настоящем российском государстве, к сожалению, процветает правовой нигилизм. Большой процент общества отрицательно относится как к праву, так и к выполнению его требований.

Но не только вышеперечисленное оказывает влияние на эффективность правового регулирования, так же есть многие другие факторы. К ним относится и состояние нравственности в обществе, и качественная работа правоохранительных органов и многое другое. Таким образом, для того чтобы правовое регулирование общественных отношений было эффективным, необходима совокупность всех условий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/effektivnost-pravovogo-regulirovanija/

Общие сведения

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере организации и осуществления госуправления. Их именуют также управленческими.

Они выделяются из всех общественных отношений рядом признаков. Ключевым является основание возникновения. Все прочие характеристики являются производными от него.

В заключение

Предмет административного права составляют в первую очередь общественные отношения, формирующиеся в ходе позитивной деятельности субъектов, участвующих в процессе управления. Вместе с тем его нормы регламентируют административную, а в рамках, установленных законодательством, материальную и дисциплинарную ответственность.

Отношения, которые формируются в этих и некоторых иных случаях, наделены особым характером. Они относятся к юрисдикции органов госуправления и обладают правоохранительной направленностью.

Соответственно, к предмету регулирования относят разные общественные взаимодействия, наделенные как общими, так и специфическими чертами. Объединяющим их признаком является то, что в качестве участников таких отношений выступают субъекты власти, реализующие административно-правовые полномочия.

Для управления всегда характерно подчинение воли субъектов совместной деятельности одной управляющей воле. С одной стороны имеет место господствующее волеизъявление, с другой – подчинение ему воли остальных участников.

Именно таким является соотношение сторон в управленческих связях, регулируемых административным правом. Из этого вытекает и властный характер взаимодействий.

При этом власть выступает в качестве средства волевого регулирования процессов управления и поведения субъектов, в них участвующих.

Источник: https://FB.ru/article/349831/obschestvennyie-otnosheniya-reguliruemyie-administrativnyim-pravom-ih-harakteristika-i-osobennosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.