Общественные блага

Содержание

Общественные блага в современной экономике России

Общественные блага

• наличие конкуренции между потребителями, т.к. благо достанется только тому, кто будет готов платить за него рыночную цену;

• исключаемость из потребления, т.к. частные блага потребляются только теми, кто за них заплатил.

Из специфичных свойств общественного товара возникла такая проблема, как проблема безбилетника, суть которой сводится к тому, что появляется возможность пользоваться неким благом, которое требует затрат на его производство, ничего не оплачивая за его использование.

«Проблема безбилетника» обусловлена очень важным положением: так как невозможно точно поделить потребителей на неоплативших и оплативших использование данным общественным товаром, показателя рыночного спроса на общественное благо или совсем не существует, или он сильно занижен.

Поэтому при предоставлении такого вида товара через рынок достаточного дохода на покрытие издержек на его производство получено не будет.

Причины возникновения проблемы «безбилетника» возможно поделить на субъективные и объективные. К субъективным относят: непорядочность граждан. Объективные в свою очередь делят на связанные с налогоплательщиком и связанные с государством.

К субъективным причинам возникновения проблемы «безбилетника» относятся сокрытие истинных предпочтений граждан в общественных благах. Участникам финансирования общественных благ выгоднее занижать объявленную потребность в некотором благе для того, чтобы меньшую цену платить за него.

Если число потребителей не очень большое, то ситуация стимулирует людей к честному отражению собственных предпочтений, т. к. ложная информация может привести к недопроизводству блага.

Это работает и в обратную сторону, увеличение числа потребителей ведет к повышению числа «зайцев», которые надеются, что они воспользуются общественным благом вне зависимости от своего взноса.

Объективными причинами возникновения проблемы «безбилетника» считается отсутствие у населения полной информации, высокие затраты на сбор оплаты за информацию о любом отдельном общественном благе по сравнению с унифицированной формой налогообложения и ряда иных причин, вызывающих высокие транзакционные издержки.

Информация об общественном благе может сама являться общественным благом. Если же государство не предоставляет данную информацию, то индивид сам предпочитает остаться в рациональном неведении. Как правило, спрос на общественные блага часто завышен. Это связано с несколькими причинами:

— несовпадение между потребителями общественных благ и налогоплательщиками, которые финансируют их производство;

— переоценка краткосрочных общественных благ;

— излишнее вмешательство государства в исправление недостатков рыночного механизма.

Особенностями предложения общественных благ являются:

— трудность в определении оптимального качества и объема общественных благ;

— монополия производителя;

— отсутствие у производителей механизма банкротства.

Проблема «безбилетника» — это такое явление, возникшее далеко не вчера, а ее изучением занимаются экономисты уже не одно десятилетие. Длительное время она находилась «в тени», и лишь во второй половине 20 века ей начали уделять большое внимание.

Данная проблема ставит перед экономикой 2 основные проблемы: как достичь эффективного (с экономической точки зрения) объема производства общественных благ и как наладить их производство при наличии «безбилетников». Экономическая теория предлагает множество моделей, в которых делаются попытки использования механизма для решения данной проблемы.

Одна из попыток носит название налога Кларка, которую разработали экономисты Дж. М. Кларк, Гровс и У. Викри. Суть данной модели заключалась в том, что каждому плательщику задают вопрос, сколько бы он готов был заплатить за сооружение какого-либо объекта.

На базе суммы «готовности платить» выбор делают между объектами, определяют величину налога Кларка, которая для конкретного плательщика равняется изменению благосостояния прочих субъектов, которое произошло бы в случае не принятия индивидом участия в ании.

Кроме налога Кларка все плательщики оплачивают налог, который равен стоимости общественного блага, разделенной на количество жителей и он совершенно не зависит от поведения индивида. Еще налог Кларка называют налогом, который стимулирует честность, т. е. при утаивании своих предпочтений индивид рискует проектом, в котором тот заинтересован, что он будет осуществлен.

К основным недостаткам текущей модели можно отнести еще и то, что в ходе ания индивиды могут формировать коалиции. Личные выгоды от участия в ании несопоставимы с издержками на участие в нем, решения, связанные с потреблением частных и общественных благ не являются независимыми, также нет никаких гарантий, что индивиды будут иметь материальную возможность платить налог Кларка и, наконец, налог Кларка нельзя согласовать с уровнем налоговых изъятий.

Таким образом, поиск решения проблемы «безбилетника» продолжатся уже довольно длительное время, однако однозначный ответ разработанные экономистами модели дать не могут, так как во многом они являются теоретическими абстракциями.

Проблему «безбилетника» более эффективно можно решить не усилением контроля со стороны государства, а путем создания соответствующей институциональной среды, когда не одно лишь государство заинтересованно в контроле неплательщика, но также и ближайшее его окружение проявляет заинтересованность в восстановлении и обеспечении порядочности уклоняющегося.

Говорить о спросе на общественные блага не менее резонно, потому что, как и рыночный спрос на частные блага, коллективный (совокупный, общий) спрос на общественные блага можно определить, просуммировав спрос индивидуальных потребителей.

Рис.1. Индивидуальный и рыночный спрос на общественное благо1

Необходимо отметить, что спрос на каждую конкретную единицу общественного блага каждого индивидуального потребителя зависит от предельной выгоды (MB), которую можно получить от дополнительной единицы общественного товара. Придерживаясь закона убывающей предельной полезности, предельная выгода — величина убывающая, т. е.

каждая следующая единица общественного товара потребителем оценивается ниже, чем предыдущая. Для получения кривой коллективного спроса и в общественный товар, необходимо сложить кривые индивидуального спроса всех его потребителей, либо сложить графики предельных выгод (MB), получаемых ими.

Кривая коллективного спроса на общественные блага имеет некоторое сходство с кривой рыночного спроса на частные блага, но только то, что у них  обеих нисходящий отрицательный наклон. В случае, если  определяется рыночный спрос на частные блага, необходимо суммировать графики по горизонтали.

Когда определяется совокупный спрос на общественные блага производится суммирование по вертикали.

Предложение общественных товаров можно определить с помощью альтернативных издержек их производства, связанных с привлечением ресурсов, которые необходимы для производства данных благ из альтернативных сфер применения.

Другими словами, в момент отвлечения таких ресурсов из частного сектора экономики, где производят частные блага. Таким образом, данную ситуацию может показать кривая производственных возможностей (КПВ), так как общество самостоятельно выбирает между общественными и частными благами (рис. 2).

На рисунке мы видим, что точка А отражает определенную комбинацию производства общественных и частных благ.

При повышении количества производимых общественных товаров выбор граждан будет смещаться по кривой производственных возможностей вниз, допустим, что до точки В, сокращая при этом объемы выпуска частных благ, а ресурсы, высвободившиеся при этом, будут направляться на производство благ общественных.

Рис.2. Выбор общества между частными и общественными благами

Закон возрастающих альтернативных затрат обусловлен ростом альтернативных затрат производства общественных товаров по мере их смещения по КПВ вниз. Так, при расширении масштабов выпуск их будет сопровождаться все большими снижениями в объеме выпуска частных благ.

Данное явление дает право утверждать, что прямая предложения общественных товаров станет восходящей линией, так как для производства каждой последующей единицы общественного блага придется потратить больше ресурсов и, значит, обществу они будут обходиться все дороже.

График предложения в краткосрочном периоде частного блага отчасти совпадает с кривой предельных издержек его производства.

Точно также, предложение общественных благ можно определить с помощью предельных издержек, но особого рода — предельными общественными издержками (MSC), представляющими собой дополнительные затраты общества, которые связаны с производством каждой следующей единицы общественного товара.

Возрастание предельных общественных издержек происходит по мере повышения объемов производства общественного товара, что можно объяснить упомянутым ранее законом возрастающих альтернативных затрат. Также как предельные затраты лежат в основе предложения благ частных, предложение общественных товаров и услуг определяется предельными общественными издержками.

Общество, по средствам государственных институтов, принимает решение о производстве общественного товара, сопоставляет предельные общественные выгоды, которые лежат в основе коллективного спроса на него, а также предельные общественные затраты, лежащие в основе предложения благ общественных (рис.3).

Рис.3. Оптимальное количество общественных благ

В случае если MSB > MSC, тогда объем производства общественных благ будет повышен, а если MSB < MSC, тогда объем производства общественных благ необходимо будет понизить. Если MSB = MSC, тогда будет достигнут оптимальный объем производства общественных благ, и величина коллективного спроса на него будет соответствовать объемам его предложения.

Таким образом, независимо от того, что оптимальный объем производства общественных товаров предполагает равенство между спросом на него с его предложением, также как и в случае с благами частными, данное равенство определяется не на рыночных основах.

Можно предположить, что государством рассматривается некоторый проект по производству общественных благ, однако основная суть проблемы заключается в том, что любое решение ввести ресурсы в общественные блага повлечет за собой не только выгоды, но и затраты. Выгоды будут заключаться в дополнительном удовлетворении ни потребностей общества, т. к.

увеличится выпуск общественных благ, а издержек в том, что удовлетворение данных потребностей будет уменьшаться в связи с сокращением производства товаров для индивидуального потребления граждан.

2.1. Виды общественных благ в России

В отечественной экономике существует достаточно широкий круг различных видов благ. В зависимости от видовой их принадлежности можно определить их сущностные характеристики.

По характеру потребления экономистами выделяются следующие виды благ:

1) общественные, которые не могут быть использованы индивидуально одним человеком и находятся в свободном потреблении всеми членами общества;

2) частные (индивидуальные блага), которые могут использоваться лишь одним членом общества и направленные на то, чтобы удовлетворить именно его потребности.

В числе общественных благ можно выделить как, собственно, общественные, так еще и блага коллективные, которые отличаются от общественных благ тем, что могут использоваться всеми членами общества, но лишь ограниченно.

Общественные блага представляют собой совокупность товаров и услуг, которые даются людям за счет финансовых средств государства на безвозмездной основе1.

К общественным благам можно отнести, к примеру, состояние дорог, сферу здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляют государственные и муниципальные органы власти.

Производство, а также распределение общественных благ можно причислить к главным функциям государства, первоочередным его задачам. Здесь происходит проявление направленности государства на отражение, реализацию интересов населения всей страны. Форма, в которой сегодня государство берет на себя обязанности, связанные с общественными благами,

была сформирована лишь в двадцатом веке.

В настоящее время нормальное функционирование национальной экономики нельзя представить без некоторых общепринятых благ, таких как внешняя и внутренняя безопасность государства, бесплатная сфера образования,  здравоохранения, социальное обеспечение и страхование.

К общественным благам также можно отнести работу служб гражданской обороны, ликвидацию различных чрезвычайных ситуаций. Роль и значение общественных благ состоит, прежде всего, в существовании потребностей в них у населения всей страны.

Что касается механизмов производства и распределения общественных благ, то законы национальной экономики в данном случае бессильны, потому что они не в состоянии эффективно функционировать в данной области рынка. Следовательно, совершенно объективно, что данную задачу возлагает на себя государство вместе со всем административно-управленческим аппаратом в целом. Экономисты отмечают, что у общественных благ имеются следующие специфические черты: 1) нет конкуренции в области потребления общественных благ, которое обусловлено тем, что использование благ одним человеком вовсе не сокращает его ценности и значения.

От количества лиц, пользующихся общественными благами, его ценностные характеристики существенным образом не изменяются. К примеру, цветами, которые были высажены в клумбе, могут наслаждаться сколько угодно людей, не вызывая при этом потери их ценности;

2) неделимость блага обусловлена тем, что человек не может самостоятельно определить характеристики блага, объемы его производства. На пример, освещение на улице не может по просьбе только лишь определенного человека включаться и выключаться в определенное время. Он может или использовать, либо же не использовать данное благо;

3) нерыночный характер стоимости блага, связанный с бездействием на него законов свободного рынка, конкуренции;

4) тотальный и неисключаемый характер благ, связанный с невозможностью ограничения его потребления для определенной группы населения, либо с нецелесообразностью данного решения. На пример, газонами, как и уличным освещением пользуются все граждане, так как невозможно локализовать определенными рамками данный процесс.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_72/obshhestvennye-blaga-v-sovremennoj-jekonomike/557110.3441998.page2.html

Общественные блага: примеры. Чистые и смешанные общественные блага

Общественные блага

Общественные блага, примеры которых будут приведены далее, представляют собой ценности, потребляемые всеми гражданами коллективно. Использование их не зависит от того, платит за них население или нет. Далее рассмотрим подробнее общественные блага: виды и особенности этих ценностей.

Общие сведения

Частные и общественные блага имеют существенные отличия. Как выше было сказано, вторыми пользуются все граждане коллективно. Первые же доступны для потребления и приносят пользу непосредственному их владельцу.

Частные и общественные блага отличаются и в вопросе совершения с ними сделок. Вторые практически невозможно продать. Общественные блага и услуги используются гражданами с достаточно большим удовольствием.

При этом многие индивиды отказываются оплачивать их пользу.

Чистые и смешанные общественные блага

Существуют определенные признаки, в соответствии с которыми осуществляется классификация ценностей. Так, существует разделение на чистые и смешанные общественные блага. Первыми называют те, которые обладают признаками неисключаемости и неизбирательности.

Характеристики, которые применяются в классификации, могут иметь разный уровень проявления. Так, к примеру, двум благам могут быть свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости, но при этом у одного из них эти характеристики проявляются в меньшей или в большей степени.

Кроме того, имеет место и сочетание свойств для той или иной ценности.

Предоставление чистых общественных благ одному индивиду невозможно без участия остальных граждан. В результате имеет место коллективное потребление. Каждое отдельное лицо использует выгоды блага. При этом полезность, которая извлекается из него остальными гражданами, не уменьшается.

Никто не может исключаться из числа людей, которые используют эти общественные блага. Примеры этого можно привести следующие: каждый гражданин пользуется выгодой от прогноза погоды, при этом не уменьшая полезности, которая извлекается другими.

Это же касается посещения библиотек, проезда по автотрассам.

Общие категории

Различают следующие типы благ:

  • Информационные. К ним относят «непрерывные» общественные блага. Примеры: телевидение, радио.
  • Ограниченного пользования. Такие блага доступны определенному количеству потребителей в одно время. К ним относят автомобильный мост во время часа «пик».
  • Локальные. Это доступные для представителей отдельной социальной группы или региона общественные блага. Примеры: областные библиотеки, парки, скверы.
  • Дискретные (музейные экспонаты, картины в галереях), бесплатные (деятельность опорных пунктов охраны порядка), с отрицательной (высшее образование, курсы) и положительной (общественный транспорт) ценой.

Для обеспечения населения общественными благами необходимо привлечение частных. Объемы последних ограничены суммарными государственными доходами, которые формируются, в частности, за счет поступления разнообразных сборов и налогов.

В этой категории достаточно много подтипов. Как сказано было выше, признаки, свойственные благам, могут быть представлены в той или другой комбинации. Так, неизбирательность может сочетаться с исключаемостью и наоборот. В связи с этим можно назвать еще и другие примеры общественных благ. Существуют ценности, которые отличаются низким уровнем неисключаемости и высоким – избирательности.

Они называются общими (для совместного потребления) благами. К ним относят места на бесплатном пляже. Они доступны для всех граждан. Но при этом если один человек займет место на пляже, то им не сможет воспользоваться другое лицо. В связи с этим оно получает признаки избирательности.

В качестве особенности общих благ выступает тот факт, что ограничение пользования ими сопряжено с существенными издержками. Чаще всего они предоставляются на местном (региональном) уровне. К этой категории относят такие примеры общественных благ: места общего пользования, парки, парковки и прочие. В связи с этим их именуют еще «коммунальными».

Совместное потребление в данном случае определяет высокий уровень конкуренции в отношении их использования. Речь идет о принципе «кто пришел первым, тот и воспользовался».

Коллективные ценности

Не все четко понимают существующее разделение. Поэтому многие потребители просят более компетентных в этом вопросе граждан: «Приведите примеры общественных благ коллективного пользования».

Для начала следует сказать, что такие ценности отличаются низкой степенью избирательности и высоким уровнем неисключаемости. В качестве одного из ярких примеров можно привести получение сведений в Интернете. Одновременно данной возможностью могут пользоваться многие люди.

Предельные издержки от увеличения количества потребителей при этом остаются нулевыми. Это, в свою очередь, означает, что конкурентность (избирательность) при потреблении этого блага имеет низкую степень. Однако придание ему признака исключаемости труда не составляет.

Это достигается посредством введения платы за подключение к Интернету. В качестве особенности таких благ выступает возможность ограничения доступа к ним со сравнительно небольшими издержками.

Государственное обеспечение

Число общественных благ значительно меньше количества правительственных. Многие государственные блага считаются исключаемыми либо конкурентными в пользовании, а в ряде случаев обладают обоими этими признаками. Здесь можно сказать о предоставлении среднего образования.

При увеличении количества учеников издержки носят положительный характер. Это связано с тем, что остальные школьники в таком случае будут получать меньше внимания из-за большего своего количества. При этом признак исключаемости такое благо приобретает при введении платы за учебу.

Если некоторые из школьников не смогут внести ее, то будут исключены из процесса образования в данном классе.

Специфика спроса

Необходимость в том или другом благе складывается на основании принципа снижающейся предельной полезности. В связи с тем, что данная выгода от пользования дополнительной единицей является убывающей, линия индивидуального спроса отличается нисходящим наклоном.

Аналогичным образом идет кривая спроса частного чистого блага. Однако за данным внешним сходством скрыты большие отличия. В первую очередь это то, продажа чистых общественных благ «поштучно» невозможна. Это обусловлено тем, что они считаются неотделимыми и используются совместно всеми людьми.

Их потребление – это не исключительное право индивидов. Эти блага могут использоваться даже теми, кто решает за них не платить. За единицу в данном случае стоимость не назначается, а потребители могут пользоваться объемом выпуска целиком.

Другими словами, в конкретный промежуток времени они потребляют единое количество блага.

Рыночный механизм

В ряде случаев с его использованием можно исключать принудительное финансирование выпуска общественных благ. В таких ситуациях они поставляются индивидуальными хозяйствами. Финансирование же осуществляется с помощью рыночного механизма.

Он позволяет реализовывать такие методы обеспечения, как исключение «безбилетников», а также взаимообусловленное субсидирование и финансирование. В первом случае используются ограничительные меры, перекрывающие доступ к потреблению.

За счет низких издержек в данном случае благо, даже обладающее избирательностью, можно продать так же, как и частное.

Роль государства

Правительство принимает на себя расходы, которые связаны с предоставлением благ обществу в том случае, когда внешние положительные эффекты, возникающие при их использовании, не поддаются интернализации либо это обусловлено очень большими расходами.

Так, государство может быть непосредственно производителем. К примеру, это может быть борьба с ЧП или обеспечение внутренней безопасности. Также власть может финансировать выпуск благ частным сектором, участвуя в строительстве школ, больниц и прочего.

Во всех случаях при этом поступление средств от государства осуществляется за счет отчисляемых гражданами налогов. Решение же об оптимальном объеме производства базируется на коллективных действиях. При предоставлении государством общественных благ не всегда достигается эффективный объем их производства.

Применение налогового механизма требует решения комплекса проблем, которые связаны с достижением необходимого объема выпуска.

Источник: https://FB.ru/article/173100/obschestvennyie-blaga-primeryi-chistyie-i-smeshannyie-obschestvennyie-blaga

Общественные блага: понятие, виды, примеры

Общественные блага

Общественные блага: понятие, виды, примеры

Общественные блага: понятие, виды, примеры

Есть такие темы в обществоведении, которые относятся к разным сферам жизни общества. Одна из таких тем — общественные блага.

Материал по данной теме можно использовать как для аргументации в заданиях на тему «политика», так и «экономика». И, кстати, именно такого уровня аргументации и требует ЕГЭ.

Остальные классные аргументы вы можете подсмотреть в моем авторском видеокурсе по обществознанию.

Понятие общественного блага

Как-то недавно мы говорили про нематериальные блага. Также блага бывают частными и общественными. Собственно все они расположены на своеобразном спектре от «частного» полюса к «общественным». 

Общественными благами называют те товары, услуги и продукты, которыми могут пользоваться неограниченно все индивиды, и производятся обществом или государством. Эти вещи совсем не то, что частные блага: хотя производитель и несет затраты производство таких благ, ими могут пользоваться все люди.

Рассмотрим интересные признаки таких благ. Первый из них — признак «неисключаемость» потребителей — то есть невозможно кому-то ограничить доступ к этой вещи. Например, парк. Его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно: от респектабельного бизнесмена до бомжика.

Отсутствие соперников. В самом деле — при потреблении общественных благ отсутствует конкуренция за их обладанием. К примеру, едете вы на велосипеде по дороге. Дорога при этом и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты. Конечно есть водятлы, которым мало дороги, но их, я искренне надеюсь, меньшинство.

Неделимость общественного блага означает, что потребитель не может как-то регулировать объем потребленных вещей. К примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов, которые спят и видят, как бы нашу страну раскромсать на полузависимые государства.

Так вот все россияне пользуются этим благом.

При этом невозможно определить его объем: какие армии конкретно сейчас задействованы для обороны России, в каком количестве? Сколько установок «Искандер» хранят спокойный сон наших вечно чем-то недовольных граждан? Вот кто бы знал?

Территориальная ограниченность потребления общественных благ. Это означает, что его потребителями могут быть представители данного сообщества граждан, которое занимает некую территорию. Хотя производить такие блага может вообще другое сообщество.

К примеру, существует международное сообщество, которое обязало развитые государства внедрять экологически очистительные сооружения. Понятно, что, к примеру, жители Германии пользуются данным благом: дышат чистым воздухом, пьют чистую воду, гуляют на чистых улицах, живут в домах из экологически чистых материалов. Лепота!

Про Россию, я, понятно, молчу — у нас только, к сожалению все на бумаге, а не в реале.

В итоге, можно сказать, что существование общественных благ — пример несовершенного рынка, когда для их реализации требуется вмешательство государства.

Виды

Чистые общественные блага — существуют только в теории, они обладают всеми вышеназванными признаками этой категории вещей. Собственно, поэтому примеров нет.

Почему не существуют эти блага в реальности? Ну смотрите: вы видите, как в парке люди гуляют, пользуются общественным благом, вы видите, что они реально наслаждаются погодой и парком.

Но при этом  — все лавочки в парке как назло заняты, а вам приспичило посидеть. Поняли?

Смешанные блага — представляют собой основную массу реально существующих общественных благ. Смешанные блага в свою очередь подразделяются на перегружаемые и переполняемые. Думаю, понятно, что те же парки и общественные места могут переполниться.

Также для реальности характерно ограничение правила исключаемости потребителей. Например, все могут смотреть телевизор, но существует кабельное телевидение за дополнительную плату. То же самое как существуют платные дороги и пр.

Также среди общественных благ выделяют такой интересный вид, как достойные и недостойные блага. Достойные — это такие, которые обществом предоставляются, но индивиды в силу так называемого суверенитета потребителя — не слишком их используют. Поэтому общество должно способствовать усиленному потреблению этих благ.

К таким достойным благам можно отнести: бесплатное образование, театры, оперы и пр. Ну кто реально в школе учится? Да единицы. Остальные отсиживают свое бесплатное школьное образование.

В свою очередь недостойные блага — те, потребление которых надо ограничивать. Например, потребление алкогольной продукции и пр.

Примеры общественных благ

Из всего вышесказанного может показаться, что общественными благами являются только государственные услуги. Действительно — само государство — нормальная такая услуга, которая дает нам: «бесплатное» школьное образование, дороги, освещает улицы, защищает нас от внешних вражин… И чем больше таких социальных благ, тем вернее такое государство мы может назвать социальным. 

К примеру, я знаю, что во многих высокоразвитых государствах каждое утро можно бесплатно затарится продуктами. И те, кому действительно тупо нечего есть — с голода точно не умрут. В Венгрии, Чехии в городах оборудованы точки тепла, где любой бомжик (или обычный гражданин) может согреться и поесть жаркого бесплатно. 

Во многих государствах пособие по безработице такое, что можно вообще не работать. К примеру, в Канаде оно составляет без малого 500 долларов в месяц (или в неделю — не помню). Словом — захочешь — не помрешь.

Между тем общественными благами называются не только какие-то государственные услуги. Социальные сети, , бесплатные сервисы в Интернете: бесплатная почта, виртуальный диск на 30 гигабайт, бесплатные онлайн редакторы документов…, всего и неперечесть. Такие общественные блага предоставляют такие корпорации как Google Inc., ООО «Яндекс» и другие.

А о социальных сетях я вообще молчу. Через скайп можно вообще бесплатно звонить в любую точку мира и устраивать целые телефонные или видеоконференции… Не сказка ли? Выходит, что не только государство предоставляет нам общественные блага, но и крупные корпорации.

Источник: https://ege59.ru/2016/05/23/obshhestvennye-blaga-ponyatie-vidy-primery/

ЕГЭ. Экономика. Тема 3. Экономические и общественные блага Экономические потребности

Общественные блага

Блага – это всё, что удовлетворяет потребности человека, приносит пользу людям.

Виды благ:

  • Экономические (нефть, газ и пр.

    , их запасы ограничены)

  • Неэкономические (к ним имеется  свободный доступ всех людей — воздух, солнце)
  • Общественные (они предоставляются населению на безвозмездной основе, за счёт средств государства, например, образование, здравоохранение, дороги, мосты, уличное освещение и пр.)

Признаки общественных благ:

  1. Отсутствие конкуренции в их потреблении, то есть ими могут пользоваться все, от этого они не теряют своих качеств и свойств (например, любой может любоваться городским фонтаном)
  2. Неделимость, то есть человек не может ими пользоваться по своему усмотрению, делить благо на части ( например включать или выключать уличное освещение).
  3. Нерыночный характер стоимости благ, за них платит государство.
  4. Всеобщий и неисключаемый характер благ (то есть их нельзя запретить использовать какой- то группе населения, ими пользуются все, например, газоны, фонтаны, парки).

Виды общественных благ по масштабу распространения:

  • Общегосударственные – они распространяются по всей территории государства: ФСБ, деятельность федеральных органов власти и т.д.
  • Местные – они доступны только части населения страны: городские парки. Городское освещение и др.

Виды общественных благ по степени доступности:

  • Исключаемые — этими благами можно пользоваться лишь при определённых условиях. Например, в театр могут пойти любые люди, но для этого нужно заплатить за билет.

  • Неисключаемые – их использование ничем не ограничено, например те же городские парки.

Таким образом, за основную часть общественных благ платит государство, а для этого оно взимает налоги с населения.

Виды общественных благ на основании территориальных границ:

  • Международные – они доступны всем людям, независимо от того, в каком государстве они живут, например, мероприятия на улучшение экологической обстановки, международная валютная система и др.

  • Национальные – они производятся и используются в рамках конкретного государства, например, армия, флот, деятельность правоохранительных органов.

  • Местные – уровень их производства и использования — местный, например, уборка мусора, концерты, театры и др.

Виды  благ по характеру потребления

  • Общественные — доступны любому человеку , ими пользуются все члены общества.
  • Индивидуальные – направлены на удовлетворение потребностей конкретного человека.

Экономические блага

Экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, способные удовлетворять экономические  потребности человека.

Виды экономических благ по времени использования:

  • долговременные— предназначены для  использования длительное время, не один раз (автомобиль, книги, различного рода кухонная техника  и т.д.)
  • недолговременные– они предназначены  для разового потребления (хлеб, молоко, рыба, спички и т.п.).

Виды экономических благ по периоду использования

  • настоящие (используются в данный период времени)
  • будущие (будут использоваться в будущем, например, строящийся дом)

Виды экономических благ по характеру  их использования

  • Прямые — могут прямо и непосредственно удовлетворить человеческие потребности – это  предметы  потребления.

  • Косвенные — используются для производства будущих предметов потребления – это средствами производства.

В обществе люди испытывают, прежде всего, потребность в продуктах первой необходимости.

Блага служат для удовлетворения экономических потребностей.

Экономическиепотребности — то мотивы, то, что побуждает  к экономической (производственной) деятельности.

Виды экономических потребностей:

  • первичные (то есть в первую очередь необходимые для жизни человека) — потребности в пище, одежде, жилье и т.д. Данные потребности не могут быть заменены одна другой, нельзя потребность в пище заменить потребностью в одежде.

  • вторичные (это потребности, которые удовлетворяются после первичных, в принципе, без них человек сможет жить ),  например, потребности досуга (занятия музыкой, рисованием, спортом , искусством, различные путешествия, хобби и т.д.

    ) Данные потребности можно заменить одну другой (например, вместо цирка пойти в театр)

По закону Эрнеста Энгеля ( это прусский статистик 19 века)- с ростом дохода постепенно уменьшаются расходы  на покупку продуктов питания и увеличиваются   на приобретение других товаров и услуг.

Таким образом, вся экономическая деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, а удовлетворяют эти потребности — общественные и экономические блага.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-3-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BE/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.