Образование отходов

Содержание

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Образование отходов

Работа предприятий тесно связана с образованием отходов. В соответствии с правовыми нормами, крупные предприятия обязаны оформлять ПНООЛР. Это отчетный документ, в котором определяют объем получаемого мусора, который отправляется на полигон. Отсутствие ПНООЛР либо неправильное оформление такого документа – грубое нарушение, за которое руководству грозит административное наказание.

Что такое образование отходов?

Правила обращения с мусором разной степени опасности рассматриваются в ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления». Нормы, прописанные в этом законе, направлены на предотвращение вредного воздействия на окружающую среду, снижение объемов загрязнений окружающей среды, увеличение доли сырья для вторичной переработки.

Под формированием ТБО понимают получение остаточного сырья во время технологических процессов производства. Сырьевые остатки – неиспользованные материалы, сырье, применяющееся в главном либо второстепенных производственных циклах.

Отходами называются материалы и вещества, утратившие изначальные качества и свойства. На больших предприятиях существуют энергетические выбросы – остаточные продукты конкретных видов энергетических ресурсов.

Остаточное сырье – естественное побочное явление, возникающее при работе с материалам, зданиями, техническим оборудованием. Для утилизации требуется грамотная отчетность об образовании мусора, так как определяет степень опасности остатков и способ обращения с ними. Мусор устраняют путем захоронения, переработки, утилизации, ликвидации опасных элементов.

Разработка проекта ПНООЛР

Необходимость отчета об образовании отходов регламентируется несколькими правовыми актами. В отчетной документации отражается лимит на размещение отходов, который определяется путем инвентаризации источников. Процедуры реализуются в строгом соответствии с установленным порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, расшифровка ПНООЛР следующая: проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение.

Приказом Минприроды РФ №34446 (от 24 октября 2014), проект подлежит разработке на каждом предприятии крупного бизнеса. Главным нормативным документом выступает и ФЗ № 89.

В соответствии с этим законом, предприниматели обязаны разрабатывать ПНООЛР для снижения объема образующегося мусора.

ПНООЛР содержит:

  • Общие сведения о предприятии
  • Информация о проводимых на предприятии работах
  • Среднегодовые нормативы формирования остаточного сырья (расчеты и обоснования)
  • Сведения о местах, на которых размещают ТБО
  • Информация об применяемых методах хранения, уничтожения и средствах переработки остатков

Проект дополняется приложениями, схемами и вспомогательными документами по усмотрению руководства. Оформление документации рекомендуют начинать за 6-8 месяцев до даты предполагаемой проверки. Это снижает риск штрафов за несвоевременную подготовку ПНООЛР.

Схема разработки пноолр на 5 лет

Расчет норматива образования осуществляется для определения того, сколько мусора получится за отдельный период времени в процессе работы предприятия.

Производят расчет норматива среднедневного или месячного. В остальных случаях определяется годовой норматив образования отходов.

Показатель рассчитывают с учетом материально-сырьевой базы, объемов ТБО с одной единицы товара.

Главный документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – приказ Минприроды №50 (от 25.02.2010). В нем устанавливаются требования к подготовке и предоставлению материалов и документов для утверждения предельного допустимого объема ТБО конкретного вида.

Проект разрабатывается для остаточного сырья незначительного класса опасности. Обращение с радиоактивными, биологическими, фармакохимическими веществами не регулируется представленным нормативным актом.

Инвентаризация источников образования отходов

Представленная операция предусматривает ряд процедур, которые направлены на оценку количества образующихся отходов. Поставленная цель реализуется путем выявления каждого источника остаточного сырья и составления соответствующей отчетности.

Предусмотрен следующий порядок инвентаризации источников образования отходов:

  • Изучение структуры организации
  • Выявление отходообразующих видов деятельности
  • Определение материалов, веществ, изделий, которые, из-за технологических процессов, утрачивают свойства и превращаются в мусор
  • Идентификация остаточного сырья на основе действующей системы классификации
  • Оформление инвентаризационной ведомости

В соответствии с правилами эксплуатации предприятий, которые описываются в ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», инвентаризация отходов проводится систематически – 1 раз в 3 года. В установленных законом случаях (изменение технологического процесса, сырья, оборудования) возможно перенесение сроков.

По результатам инвентаризации определяют годовой норматив. Он рассчитывается для каждого вида ТБО вне зависимости от класса опасности.

Способы расчета нормативов образования отходов

Методика расчета объемов образования отходов зависит от специфики конкретного предприятия. Рекомендуют рассчитать 2 норматива: среднегодовой, и на 1 единицу готового товара либо услуги.

Советуем почитать:  Всемирный день вторичной переработки

Способы расчета нормативов образования отходов:

  • По материально-сырьевому балансу
  • По удельному показателю образования отходов (с применением отраслевых справочников и сборников удельных значений)
  • Пор расчетно-аналитическому методу на основе конструкторско-технологической документации
  • По фактическим объемам формирования остаточного сырья
  • На основе опытных измерений, которые проводятся в производственных условиях

Способ расчета подбирается индивидуально для каждого предприятия, учитывая технологические процессы, характер применяемого сырья. Обычно применяется методика расчета по материально-сырьевому балансу, так как этим способом определяют нормативы в случае, если на производстве одновременно задействуют несколько видов сырья.

После расчета оформляется заявление об утверждении рассчитанных в ПНООЛР нормативов. Если документ оформлен правильно, руководство должно оплатить государственную пошлину. Затем предприятие получит сертификат об утверждении нормативов. Проверка занимает до 30 рабочих дней с момента подачи заявления и ПНООЛР.Штраф за отсутствие проекта – от 190 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

Оформление ПНООЛР обязательно для каждого предприятия. Отчетный документ составляется на 5 лет и необходим для уменьшения объемов мусора, образующегося в результате производственных и хозяйственных процессов.

В проекте отражаются лимиты на образование, размещение остаточного сырья, которые утверждаются Росприроднадзором.

За отсутствие проектной документации руководству грозит административная ответственность в виде крупного штрафа.

Источник: https://bezotxodov.ru/jekologija/obrazovanie-othodov

Пошаговая инструкция расчёта норматива образования отходов и лимитов на их размещение на предприятии

Образование отходов

Многие компании образуют отходы, имеющие статус опасных для окружающей среды. В целях экономии многие не выполняют требования законодательства, предусмотревшего особые условия утилизации, транспортировки, сбора и хранения мусора.

Для установления контроля за оборотом отходов, полученных в результате производства, закон предусмотрел обязанность субъектов предпринимательской деятельности вести разработку плана будущих нормативов отходов.

На его основе определяют лимиты (определение нормы отходов, которые могут образовываться при том или ином производстве).

Результаты плановой деятельности оформляются ПНООЛР – документом, который проходит процедуру согласования в отделениях Росприроднадзора и содержит данные о предполагаемом объеме отходов и лимитов на их размещение. определение нормы отходов, которые могут образовываться при том или ином производстве.

Нормативное регулирование с изменениями 2019 года

До 1 января 2019 года оформление документа о запланированном нормативе образования опасных отходов, необходимых лимитов для их размещения на полигонах и других местах утилизации было обязанностью крупных предприятий.

Исключение было сделано для субъектов, которых закон относил к категории малого и среднего бизнеса. Если субъекты, попадающие в исключительную категорию, вели деятельность с образованием опасного мусора, на них возлагалась обязанность по составлению отчетности.

1 января 2019 года вступил в силу ФЗ N 219-ФЗ от 21.07.2014 года, который внес изменения в основополагающие акты, принятые в сфере защиты окружающей среды.

Акт изменяет состав обязанных субъектов, включая в этот круг субъекты малого и среднего бизнеса.

По обновленному тексту закона, обязанность по планированию норматива отходов, определения лимитов, возлагается на организации, располагающие мощности на объектах 1 или 2 категории.

Малые и средние предприниматели с этого момента освобождены от сдачи прежней отчетности, в последний раз ее придется представить за 2018 год.

Категории предприятий, обязанных разрабатывать НООЛР

Отдельно Роспотребнадзор выпустил Письмо от 20.06.2018 года N АА-10-02-32/12525 с пояснениями:

  • для объектов 1 и 2 категорий установлена обязанность создания проекта с запланированным нормативом образования отходов ПНООЛР). Он должен быть утвержден и на его основе получена разрешительная документация, одобрен лимит утилизации;
  • 3 категория – выполнение процедуры проектирования нормативов не требуется, возлагается обязанность по представлению периодической отчетности об обращении, транспортировке, переработке мусора;
  • для субъектов 4 категории не требуется ни утверждение нормативов, ни предоставление отчетности.

Если объекты не отнесены ни к одной из указанных категорий, у руководства отсутствует обязанность предоставления особой отчетности.

Порядок их разработки и утверждения

Составление ПНООЛР, учитывающего мощности предприятия и план будущих объемов потенциально опасных отходов, лимитов, требуемых для размещения, может выполняться: работником предприятия, сторонней фирмой на возмездной основе. В организациях и на предприятиях такую функцию выполняет инженер-эколог или лицо, на которое штатным расписание возложена такая обязанность.

Этапы создания:

  1. Сбор данных о деятельности предприятия: технологические карты, статистические данные о выбросах и других воздействиях.
  2. Оформление образуемых отходов по спискам, содержащимся в предметном каталоге, инвентаризация всех источников загрязнения.
  3. Создание проекта: на основе обобщенных данных рассчитывают совокупный объем образуемых вредных отходов. На этом ж этапе определяют класс опасности, к которому относится каждый вид, организуют места для хранения образуемых отходов, оформляют паспорта. Необходимо и получение разрешений, лицензий на сбор, перевозку и размещение.
  4. Процедура утверждения в Росприроднадзоре. Проект представляют в двух экземплярах, один из которых остаётся в согласующем органе: на рассмотрение уходит до 30 дней. Перед подачей субъект должен оплатить госпошлину. На заметку: перечисление выполняют с расчетного счета заявителя.

Поскольку срок рассмотрения проектной документации составляет почти месяц, подготовкой начинают заниматься заранее. Это позволит избежать проблем: остановки работы производства, оплаты денежного штрафа, материальных потерь в связи с остановкой мощности.

Обязательные пункты норматива

ПНООЛР должен содержать пункты:

  • общая информация о заявителе – название, организационно- правовая форма, адрес, ИНН, коды экономической деятельности, копии уставных документов, данные руководителя и др.;
  • детальное описание всех видов экономической деятельности, которые приводят к образованию опасного для окружающей среды мусора;
  • расчет предполагаемого совокупного объема опасного мусора, представленный на год. Расчет выполняют по каждому виду деятельности отдельно;
  • таблица с уточненными цифрами по нормативам на каждую структурную единицу организации;
  • данные о местах, в которых отходы складируются и хранятся;
  • сводка о планируемом объеме опасного мусора, который будет передан третьим лицам. Указывают и цель такой передачи: утилизация, дальнейшее использование и др. Оформляют в виде таблицы, детально указывая информацию о таких партнерах;
  • информация о планируемом использовании или утилизации отходов. План ежегодный, обязателен для организаций, если один из видов деятельности – переработка и утилизация.

Разрабатываемый проект должен содержать все необходимые пункты, иначе орган, осуществляющий согласование, откажет и вернет документ для внесения изменений. Составление ПНООЛР ведется на основе рекомендаций, выпускаемых Министерством природных ресурсов и экологии.

Отказ в утверждении ПНООЛР возможен по основаниям:

  • ошибки, допущенные при составлении и приведшие к недостоверности представленной информации;
  • отсутствие объекта для будущего размещения опасного мусора в реестре Росприроднадзора;
  • объем заявленных нормативов отходов превышает возможности полигона для размещения.

Используемые методики

Существует пять основных методов расчета норматива образования отходов при составлении проекта. Они близки, отличие состоит в таблицах-основах, последовательности этапов, информационных источниках и т. д.

Экспериментальный метод

Данный метод расчета основан на проведении опытных измерений непосредственно в условиях производства. К нему прибегают редко. Эффективен, когда сырьевые составы технологических процессов имеют небольшой диапазон отличий. Связан с трудоемкими аналитическими расчетами.

Расчётно-аналитический метод

Подходит для выполнения расчетов, если на предприятии есть детальные конструкторско-технологические документы. Расчеты производят по формулам, определяя нужный норматив как разницу между количеством материала, подлежащего затрате на единицу продукта, и чистым выходом. Подлежат учету потери, избежать которых невозможно.

Метод расчёта по материально-сырьевому балансу

За основу расчетов нормативов образования отходов берут показатель фактического расхода материалов на производство. Эколог запрашивает внутренние документы по предприятию, в которых отражены фактически затраты сырья и полученные отходы. Это самый простой и часто используемый способ.

Метод расчёта по удельным отраслевым нормативам

Расчеты производят на основе специализированных справочников, содержащих информацию по удельным показателям образования отходов. Справочные материалы выбираются по конкретной области деятельности.

Метод расчёта по фактическим объемам

Расчет ведут, беря за основу статистические данные образования отходов за последние три года. Собираются все данные по образованию мусора за этот период, полученная сумма делится на 3. Экологом моет быть принято решение о проведении расчетов за более длительный период в целях получения более точных данных.

Лица, занимающиеся расчетом на предприятии

Если организация или предприятие не обращается за возмездной услугой разработки ПНООЛР в профильную компанию, в штате должна быть предусмотрена единица, ответственная за составление такого документа.

Чаще всего такие обязанности возлагаются на инженеров-экологов, которые должны обладать целым рядом знаний:

  • отслеживать изменения в законодательных актах;
  • знать правила расчетов в зависимости от применяемого метода;
  • знать тонкости производственного процесса;
  • разбираться в технической документации.

Специалисты выполняют все вычисления и составляют проект вручную. Существуют специализированные программы, но они рассчитаны на небольшие организации. Такая программа не может учесть всего многообразия производственных процессов и образования отходов.

Утверждение НООЛР

После составления проекта, происходит его согласование в Росприроднадзоре. После отправки заявления и проектной документации в территориальный орган Министерства, остается только ожидать принятого решения.

В течение 30 дней Министерство даст ответ:

  • одобрение расчета норматива опасных отходов, необходимых для размещения лимитов;
  • отказ. ПНООЛР возвращается заявителю в течение 3 дней после принятия решения. В ответе указываются причины отказа. По возможности, заявитель может исправить недочеты и обратиться за согласованием вновь.

ПНООЛР имеет ограниченный срок действия – 5 лет или равен сроку лицензии организации, занимающейся размещением отходов. В течение этих 5 лет, организация обязана предоставлять письменную отчётность с подтверждением сохранения условий проекта. Форма – ежегодный технический отчет.

Подается отчет в местное отделение Росприроднадзора: почтовым отправлением или лично. Периодичность: в течение 10 дней после даты окончания очередного года. Начало течения года для такой отчетности – дата утверждения ПНООЛР.

Ответственность за отсутствие документа

Отсутствие ПНООЛР – правонарушение в сфере экологического права. Предусмотрена административная ответственность:

  • юридическое лицо, ведущее деятельность без составления ПНООЛР, наказывается денежным штрафом до 250 тысяч рублей или остановкой работы предприятия на срок до 90 суток;
  • для ИП – штраф до 50 тысяч (не менее 30), остановка деятельности на любой срок (не более чем на 3 месяца);
  • должностные лица, на которых возложена обязанность по составлению ПНООЛР – штраф на сумму от 10 до 30 тысяч.

Наказание, наложенное на виновного, не освобождает от обязанности составления и согласования документа. Его все равно придется представить, но с большими материальными потерями.

Превышение нормативов и возможные последствия

Проект действителен 5 лет – этот период требует строгого соблюдения заявленных в нем нормативов и лимитов размещения на полигоне или другом отведенном месте.

Из анализа текста закона можно сделать вывод, что с первого дня 2019 года наказание может быть назначено только за превышение лимита размещения отходов, но не за превышение их образования. Наказание в этом случае может применяться в ходе контрольных мероприятий за 2018 год.

Административное законодательство не содержит пункта о предупредительных мерах за это правонарушение. При выявлении превышения заявленного норматива или лимита, назначается наказание в виде денежного штрафа.

Проект, отражающий размер будущих отходов, образуемых на предприятии, и лимитов для их размещения – обязателен к составлению для всех субъектов предпринимательства.

Главное условие – производство продукции ведется на объектах, относимых законом к 1 и 2 категории негативного воздействия. Проект подлежит согласованию в структурном отделении Росприроднадзора.

За отсутствие документа или превышение данных, предусмотрена административная ответственность. Санкции накладываются без предварительного предупреждения. Выполнение возложенных мер административного взыскания не избавляет от обязанности составления и согласования ПНООЛР.

Источник: https://cleanbin.ru/law/pnoolr

Отходы производства и потребления

Образование отходов

Решение проблемы загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления представляет собой комплекс серьезных проблем, требующих системного и безотлагательного решения. В данном направлении в 2017 г. поручениями Президента Российской Федерации В.В.

Путина по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» была подчеркнута необходимость принятия мер по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами (I и II класс опасности), а также внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления.

Образование отходов производства и потребления

В 2017 г. на территории Российской Федерации, по данным Росприроднадзора, образовалось 6 220,6 млн т отходов. Удельный показатель общего объема образования отходов на единицу ВВП в 2017 г. составил 98,3 тонн на 1 млн рублей.

За период с 2010 по 2017 г. количество ежегодно образующихся отходов увеличилось с 3 735 млн т до 6 221 млн т, или на 66,5 %. Общий прирост удельного показателя общего объема образования отходов на единицу ВВП с 2011 по 2017 г. составил 30,3 т на 1 млн руб., или 44,6 %.

Динамика показателей объема образования отходов производства и потребления в Российской Федерации и удельного образования отходов на единицу ВВП (в ценах 2011 г.), 2010-2017 гг.

По левой оси – количество образованных отходов (млн т), по правой оси – общий объем образования отходов на единицу ВВП (т/1 млн руб.).

Источник: данные Росприроднадзора, Росстата.

Основной вклад в общее количество отходов вносят отходы V и IV классов опасности (практически неопасные и малоопасные). За период 2010-2017 гг. соотношение объемов отходов по классам опасности оставалось практически неизменным.Динамика образования отходов производства и потребления по классам опасности в 2010-2017 гг., млн т

Годы / Класс опасности 2010 г 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Всего, млн т 3734,7 4303,4 5007,91 5152,8 5168,3 5060,2 5441,3 6220,7
в том числе: I класс опасности 0,17 0,14 0,05 0,06 0,06 0,08 0,03 0,02
II класс опасности 0,71 0,66 0,46 0,36 0,30 0,27 0,30 0,22
III класс опасности 16,7 15,8 11,6 19,1 19,7 21,6 19,3 17,1
IV класс опасности 96,8 103,6 101,5 97,1 104,3 88,2 78,6 90,4
V класс опасности 3620,4 4183,2 4894,3 5036,2 5044,0 4950,2 5343,1 6112,9

Источник: данные Росприроднадзора.

В разрезе видов экономической деятельности наибольший объем образования отходов производства и потребления в 2017 г. приходился на вид экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» — 5 786,2 млн т, или 93% от общего количества образованных отходов.

Образование отходов производства и потребления по видам экономической деятельности, 2010-2017 гг., млн т

Годы / Виды деятельности 2010 г 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Всего, млн т 3734,7 4303,3 5007,9 5152,8 5168,3 5060,2 5441,3 6220,6
в том числе: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 24,1* 27,5* 26,1* 40,3* 43,1* 45,8* 49,2 41,5
добыча полезных ископаемых 3334,6 3818,7 4629,3 4701,2 4807,3 4653,0 4723,8 5786,2
обрабатывающие производства 280,1 280,2 291,0 253,7 243,1 282,9 549,3 274,8
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений** 68,0 58 28,4 24,1 28,3 26,4 27,7 30,5
строительство 11,1 14,1 14,6 16,7 17,6 17,1 21,1
транспортировка и хранение*** 4,9 3,7 3,1 4,5 3,9 2,9 3,0
предоставление прочих видов услуг**** 2,3 69,6 3,2 6,0 7,6 5,0 0,6 0,2

Примечание:

*За исключением рыболовства и рыбоводства

**Названия даны в соответствии с действующим в настоящее время Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). До 2016 г. данный вид экономической деятельности имел название производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Данные за 2016 г. и 2017 г. не вполне сопоставимы со сведениями за предыдущий период.

***До 2016 г. — транспорт и связь.

****До 2016 г. — предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Источник: данные Росприроднадзора.

Обращение с отходами производства и потребления, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», рассмотрено в части их утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения.

Утилизация отходов производства и потребления

Количество утилизированных отходов производства и потребления, по данным Росприроднадзора, в 2017 г. составило 3 248,9 млн т, или 52,2 % общего количества образованных отходов. Наибольшим показателем утилизации характеризуются отходы V класса опасности, который составил в 2017 г.

3 191,2 млн т, или 98,2 % от общего объема утилизированных отходов.

Относительно отходов других классов опасности данный показатель составил: по IV классу опасности 46,1 млн т, или 1,4 %, по III классу опасности — 11,4 млн т, или 0,3 %, в сумме по I и II классам опасности — 0,238 млн т, или 0,007 %.

В разрезе видов экономической деятельности в 2017 г. наибольшее количество отходов было утилизировано по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» и составило 3 017,7 млн т, или 93 % от общего количества утилизированных отходов.

Количество утилизированных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г.

Источник: данные Росприроднадзора.

Доля утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г.

Источник: данные Росприроднадзора.

Доля утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов по классам опасности в 2017 г. в процентах

Источник: данные Росприроднадзора.

Количество обезвреженных отходов в 2017 г. составило 15,7 млн т. Отношение количества обезвреженных отходов к общему количеству образованных отходов составило 0,3 %.

По классам опасности в 2017 г. в общем объеме обезвреженных отходов наибольшую долю (41,6 %) составили отходы IV класса опасности (6,529 млн т); количество обезвреженных отходов III класса опасности составило 29,5 % (4,623 млн т); отходов V класса опасности 28,5 % (4,471 млн т); I и II классов опасности суммарно — 0,5 % (0,073 млн т).

В разрезе видов экономической деятельности наибольшее количество обезвреженных отходов принадлежало предприятиям по виду деятельности «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» и составило 5,5 млн т, или 35 % от общего количества обезвреженных отходов.

Количество обезвреженных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г.

Источник: данные Росприроднадзора.

Доля обезвреженных отходов в общем количестве образованных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г. в процентах

Источник: данные Росприроднадзора.

Доля обезвреженных отходов в общем количестве образованных отходов по классам опасности в 2017 г. в процентах

Источник: данные Росприроднадзора.

В целом по Российской Федерации количество утилизированных и обезвреженных отходов выросло с 1 738 млн т в 2010 г. до 3 265 млн т в 2017 г. Необходимо отметить положительную динамику увеличения объемов утилизации и обезвреживания отходов в 2017 г. по сравнению с 2010 г.

Динамика утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления в Российской Федерации, 2010-2017 гг., млн т

Источник: данные Росприроднадзора.

Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления по классам опасности, млн т

Класс опасности 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
I 0,10 0,04 0,04 0,03 0,02 0,01
II 0,43 0,44 0,37 0,35 0,35 0,29
III 11,9 17,1 17,4 19,5 18,5 16,0
IV 71,1 84,5 86,0 73,9 67,6 52,6
V 1654,6 1941,5 2253,4 2591,3 3157,2 3195,6

Источник: данные Росприроднадзора.

Количество хранящихся отходов в 2017 г., по данным Росприроднадзора, составляло 2 378,5 млн т. За период 2010-2017 гг. данный показатель увеличился с 1 634,5 млн т до 2 378,5 млн т, или на 45,5 %.

Динамика количества хранящихся отходов, 2010-2017 гг.

Источник: данные Росприроднадзора.

По классам опасности в 2017 г. в общем объеме хранения отходов доминировали отходы V и IV классов опасности; их соответствующие объемы составляли 2 373,246 млн т, или 99,7 %, и 4,766 млн т, или 0,2 %.

Объемы хранения отходов иных классов опасности отмечены на относительно низком уровне: III класса опасности — 0,17 млн т, или 7,1 %; I и II классов опасности — 0,000017 млн т и 0,281 млн т соответственно, или 0,01 % в суммарно.

В разрезе видов экономической деятельности в 2017 г. наибольшее количество отходов находилось на хранении на объектах, принадлежащих предприятиям по добыче полезных ископаемых – 2 254 млн т, или 95 % от общего количества хранящихся отходов.

Количество отходов, находящихся на хранении, по видам экономической деятельности в 2017 г.

Источник: данные Росприроднадзора.

Количество отходов, направленных на захоронение, в 2017 г. составило 826 млн т. За период 2010-2017 гг. данный показатель увеличился с 593,0 млн т до 826,0 млн т, или на 39 %. С 2013 по 2017 г. отмечено существенное падение объемов захоронения отходов — с минимальным значением в 354,6 млн т в 2015 г. и последующим ростом к 2017 г.

Динамика захоронения отходов, 2010-2017 гг.

Источник: данные Росприроднадзора.

В разрезе видов экономической деятельности наибольший показатель захоронения отходов отмечен по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» — 773,4 млн т, или 94 % от показателя общего объема захоронения отходов.

Количество захороненных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г.

Источник: данные Росприроднадзора.

По данным Росприроднадзора, объемы вывоза опасных отходов в 2017 г. составили 112,1 тыс. т, а объемы ввоза опасных отходов — 11,0 тыс. т. За период 2010-2017 гг.

объемы ввоза отходов ежегодно сокращались. Объемы вывоза отходов за рассматриваемый период, при общей тенденции к снижению (с 1 492 тыс. т в 2010 г. до 112,1 тыс. т в 2017 г.), в 2014 г.

существенно возросли до уровня 2 723,9 тыс. т.

Динамика трансграничного перемещения опасных отходов, тыс. т

Перемещение опасных отходов 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Ввоз 882,2 660,0 450,0 308,0 615,9 11,0
Вывоз 1492 597,5 746,0 2723,9 475,4 476,3 112,1
Транзит

Источник: данные Росприроднадзора.

Раздел доклада в формате PDF

Источник: https://gosdoklad-ecology.ru/2017/obrashchenie-s-otkhodami-proizvodstva-i-potrebleniya/otkhody-proizvodstva-i-potrebleniya/

Медицинские отходы класса Б: утилизация, сбор и хранение

Образование отходов

Отходы  | 25 Окт 2016  |  50142

Медицинские отходы, согласно ФЗ №323 «Основы охраны здоровья граждан РФ»  – это отходы, которые появляются в результате взаимодействия медицинских расходных материалов с биологическими жидкостями человека.

Еще к ним относят патологоанатомические, операционные отходы, отходы появившиеся в результате разработки и производства вакцин и прививок, а также пищевые отходы инфекционных отделений.          

Отходы класса «Б» представляют эпидемиологическую опасность.

Места образования медицинских отходов

К местам образования медицинских отходов класса Б можно отнести:

  • Патологоанатомические отделения
  • Операционные
  • Перевязочные и процедурные пункты
  • Отделения кожвенерологии и инфекции
  • Лабораторные организации (3-4 группа патогенности бактерий)

Сбор, перемещение и временное хранение отходов класса «Б»

СанПиН п.3.6. 2.1.7.2790-10 регламентирует способы перемещения и хранения медицинских отходов в организациях, которые являются местами образования таких отходов.

Важно, чтобы весь персонал, каким либо образом контактирующий с отходами класса «Б», был привит от гепатита В.

Руководитель предприятия в обязательном порядке должен составить и утвердить инструкцию, в который прописаны указания по обращению с отходами на всех этапах соприкосновения с ними. В данной инструкции также необходимо указать ответственных за сбор хранение и транспортировку опасных отходов.

Собираются отходы в специально промаркированные желтые пакеты, на которых указывается наименование организации, ее отделение и которые подписываются ответственным за утилизацию сотрудником.

   Острые отходы, такие как медицинские инструменты, шприцы и т.п. собираются в одноразовые непрокалываемые емкости. Они также маркируются.

Органические отходы необходимо помещать в герметичную упаковку с крышкой.

При сборе отходов класса Б важно учесть следующее:

  • На отходы запрещено производить физическое воздействие перед обезвреживанием
  • Запрещено закрывать использованные шприцы колпачками
  • Недопустимо перемещение отходов пересыпать их из одного контейнера в другой
  • Утрамбовка отходов также запрещена
  • Перед любым взаимодействием с отходами необходимо использовать средства защиты (специальные костюмы, респираторы, перчатки)
  • Недопустимо хранить отходы в непосредственной близости от отопительных приспособлений

В течение одной рабочей смены, необходимо собрать все отходы и оправить для дальнейшего прохождения процедуры утилизации.  Контейнеры одноразового использования позволяется заполнять в течение 3-х суток, в отличие от пакетов. Пакеты необходимо менять каждую смену, учитывая, что максимальный уровень заполнения не должен превышать три четверти их объема.

После того, как емкости и пакеты заполнены, ответственный по сбору отходов плотно закрывает крышки контейнеров и завязывает пакеты с помощью специальных стяжек.

На подготовленных емкостях и пакетах проставляется маркировка с указанием даты, названия организации и инициалами ответственного конкретной смены. Также необходимо указать, что это отходы класса «Б».

Перемещать отходы на место хранения или дальнейшего обращения с ними производится путем помещения их в специальные контейнеры.  Далее их перевозят либо на место дальнейшего обращения или на места временного хранения пред вывозом специализированным автотранспортом.

Важно учесть материал, термо и теплоустойчивость контейнеров для перемещения. Они должны быть устойчивыми и не открываться самопроизвольно.

В помещениях временного хранения не должны находиться посторонние люди. Доступ должен быть ограничен лицами ответственными за утилизацию.  

Удаленные структурные медицинские организации имеют основание временно хранить на своей территории отходы класса «Б». Размещать их можно на территории подсобных помещений, но в дальнейшем их необходимо отправлять в мед. организацию с целью обеззараживания.

При необходимости хранения более суток, подготовленные отходы класса «Б» необходимо помещать в холодильники, которые не могут использоваться не для каких других целей.

Способы утилизации

Отходы органического характера (из операционных и патологоанатомических отделений), относящиеся к классу «Б», кремируют или подвергают захоронению.  Для этого существуют специальные участки-кладбища. Предварительного обеззараживания эта категория отходов не требует.

Что же касается остальных медицинских отходов? Их в обязательном порядке подвергают процедуре обеззараживания и только после этого сжигают.

На территории некоторых медицинских учреждений установлено специально оборудования, предназначенное для обезвреживания отходов Учреждения поменьше пользуются услугами сторонних компаний, специализирующихся на обезвреживании отходов.

Исходя из вышесказанного, можно выделить два способа обезвреживания отходов класса «Б». Это децентрализованный и централизованный способы.  

Децентрализованным способом называют — обеззараживание на территории медицинских учреждений. Соответственно централизованный способ подразумевает обеззараживание на участке, который находится за пределами территории мед. учреждения и подразумевает транспортировку отходов к месту утилизации.

Транспортировка отходов к месту обеззараживания

Транспортировку отходов к местам обеззараживания производят специализированные организации. Автомобили, с помощью которых производят транспортировку отходов класса «Б», спользуются исключительно для этой цели. Перевозить в них отходы других классов или любой другой груз – запрещается.

 Примечательно, что отходы класса «Б»  прошедшие процедуру обеззараживания (обязательна маркировка о прохождении процедуры обеззараживания), могут транспортироваться к месту захоронения вместе с отходами класса «А».

Контейнеры для перевозки отходов – многоразовые. Их моют и подвергают дезинфекции для дальнейшей эксплуатации.

Учет отходов в журнале

СапПиН обязывает вести журналы на все виды отходов подлежащих утилизации. Для каждого класса опасности предусмотрена своя форма этого журнала.

Документы, необходимые для ведения такого журнала:

  • Технологический журнал учета организации, в котором указываются все заполненные контейнеры с отходами, их количество.
  • Технологический журнал учета количества отходов, которые вывозятся из организации для дальнейшего обращения и утилизации. В нем же указываются данные договоров с организациями, осуществляющими перевозку этих отходов.
  • Справка, указывающая на прохождения процедуры обеззараживания. Также данные организации проводящей эту процедуру и договор с ней.
  • Технологический журнал конкретного отделения организации, в котором ведется отчет об обращении с отходами. 

Обеззараживание отходов класса «Б»

Для обезвреживания отходов используют химический или аппаратный способы. В первом случае на отходы оказывается воздействие мощными дезинфицирующими средствами, во втором отходы обрабатывают высокотемпературным паром, а также они подвергаются радиационному облучению и электромагнитному излучению.

После обеззараживания отходов, проводятся тесты для того, чтобы убедиться в их безопасности.

Далее обеззараживания отходы подлежат захоронению.

Также, твердое утильсырье, оставшееся после процедуры обеззараживания, разрешается помещать на полигоны к ТБО.

Вторичное сырье, даже уже обеззараженных отходов, производить невозможно. 

Источник: https://xn--80ajpfhbgomfh1b.xn--p1ai/blog/othody/medicinskie-othody-klassa-b/

Куда и как сдавать отчет об образовании отходов

Образование отходов

Лица, деятельность которых связана со сферой пользования мусором, обязаны составлять документы, утвержденные Росприроднадзором. К таковым относится отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Его формируют организации, включенные в категорию малого и среднего предпринимательства (сокращенно МСП).

Куда сдается отчет МСП

Контроль в области природопользования осуществляет Росприроднадзор. Этот федеральный орган действует самостоятельно или через местные инстанции, которые есть во всех субъектах страны.

Росприроднадзор регламентирует такие задачи:

  • функционирование охраняемых природных объектов;
  • использование животной среды;
  • эксплуатацию всех водных ресурсов;
  • состояние и охрану лесов.

Предприниматели должны отчитываться перед данной структурой в целях исполнения законодательства. В случае неблагоприятного влияния на природу, в отчетности указана сумма штрафа. Росприроднадзор вправе проводить внеплановые проверки.

К категории среднего и малого бизнеса относятся компании с годовой выручкой менее 2 миллиардов рублей и количеством работников до 250 человек. Крупные предприятия предоставляют “Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение” — ПНООЛР и ежегодный технический отчет.

Сроки подачи документов в Росстат составляют до 15 января. Если фирма работает не с начала года, отчетный период отсчитывают от даты, когда компания была сформирована.

Период сбора информации, составления отчета и сдачи в соответствующий орган составляет от 5 до 7 рабочих дней. Поэтому с учетом новогодних праздников, оформлением документации нужно было заняться в 2018 году.

Проект НООЛР

Лимиты на отходы для малого и среднего бизнеса представляют собой потенциальные объемы мусора, разрешенные для размещения в специальных объектах. Таким организациям не нужно составлять проект НООЛР, но они все равно обязаны платить экологические налоги за неблагоприятное влияние на природу.

Некоторым компаниям подходит упрощенная форма создания ПНООЛР, если они работают по следующим принципам:

  • отсутствие выбросов 1 и 2 класса опасности;
  • доля отходов 3 класса менее 5% от объема мусора;
  • масса отработок не выше 150 тонн ежегодно.

В люминесцентных лампах содержится ртуть — вещество с низким уровнем опасности. Но все фирмы обязаны в соответствии с законом учитывать и утилизировать эти отработанные предметы.

Состав экологической отчетности

Сдача документов в Росприроднадзор возможна в электронном формате. Их составляют в бумажном варианте в двух копиях, одна из которых остается у предпринимателя, а вторую с электронным экземпляром сдают в контролирующий орган.

Отчет по отходам для малого и среднего бизнеса включает в себя:

  • реквизиты и сведения об организации (месторасположение, область деятельности);
  • информацию об образовании, передвижении и утилизации;
  • копия договора о передаче мусора другим юридическим лицам и их данные.

В документе прописывают баланс масс отбросов за период, в котором берут в учет отработки 1–5 классов опасности. В таблицах указывают наименования и коды отходов.

Если передача мусора осуществлялась лицу, который проводит только транспортировку, то в отчете МСП указывают итогового получателя.

Обязательна сдача приложений к документации. Они представляют собой договоры на передачу отбросов с лицензией. Накопление отходов позволительно только до 11 месяцев.

Превышение этого срока относится к категории хранения остатков, и попадает уже под лицензируемую деятельность.

Кому не нужно сдавать отчеты

Не каждая компания обязана состоять на учете в надзорной инстанции и платить за загрязнение природы. К таким субъектам относятся:

  • фирмы с переносными источниками мусора;
  • офисные предприятия, в которых происходит образование только бытовых отбросов.

Платежом за засорение экологии выступает специальный сбор, не являющийся налогом. Если отходы вывозит другая фирма, то денежные средства за образование вносит организация, которая его произвела. Другие компании, чья деятельность наносит вред экологии, должны вовремя сдавать отчеты и платить за выброс мусора.

Санкции за неисполнение закона

Предприниматель, вовремя не предоставивший документы, привлекается к административной ответственности. Несоблюдение сроков карается штрафами. За незаконную эксплуатацию отходов должностное лицо обязано заплатить до 30 000 рублей, а юридическое лицо — до 250 000 рублей.

Работа организаций может быть заморожена на разные периоды времени. Штраф за несвоевременно предоставленный отчет об образовании отходов для предприятий составляет 10 000 рублей, а должностные лица должны заплатить 2000 рублей.

Фирмы, нарушившие сроки сдачи в 2019 году, будут наказаны соответствующими штрафами. Образец заполнения отчетов представлен на официальном сайте службы контроля в сфере природопользования.

Источник: https://musorish.ru/otchet-ob-obrazovanii-othodov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.