Нравственные ценности и моральные нормы

Содержание

Моральные ценности: для чего они нужны, как формируются; психологические мотивы соблюдения моральных норм

Нравственные ценности и моральные нормы

Что мы имеем в виду, говоря о моральных ценностях?  С этого вопроса я часто начинаю свои профессиональные консультации.

Моральные ценности можно сравнить с системой координат, которая принята в обществе или отдельным индивидуумом для оценки происходящего с точки зрения «добро-зло», «хорошо-плохо», «правильно-неправильно».

С ней можно сверять действия, мысли и поступки свои и других людей, чтобы соответствовать принятым в данном обществе выработанным социальным ценностям и правилам. Моральные ценности служат благу любого человека и не зависят от его религии, социального статуса, профессии или национальности.

Записаться на консультацию психолога
Полная конфиденциальность
Профессионализм
Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций
Выбор места проведения консультации

Человек — существо социальное, он постоянно взаимодействует с окружающими его людьми. При этом предполагается соблюдение общепринятых неписаных правил, регулирующих это взаимодействие для общего блага и формирующие нравственность. Можно сказать, что фактически мораль — и есть эти правила.

Наличие такой системы нравственных координат позволяет человеку не только оценивать свои поступки с точки зрения общепринятой морали, но и заниматься своим собственным воспитанием и личностным самосовершенствованием.

Исходя из общетеоретических знаний и собственной практики, я выделяю несколько уровней моральных ценостей:

  • Ценности, выработанные и принятые в обществе и служащие для взаимодействия людей между собой. К ним можно отнести такие категории как дружба, любовь, уважение, ответственность, справедливость, свобода и другие.
  • Внутренние, личностные установки человека, которые вырабатываются в течении жизни, это сознательно принятые им моральные ценности: достоинство, честь, долг, совесть, порядочность. Эти установки сугубо индивидуальны.
  • В идеале — вся шкала ценностей – от самого нижнего значения, назовем его «порок», до самого высшего, назовем ее «добродетель» — на основе этой абстрактной шкалы проходит моральное развитие человека.

Вам также может быть интересно:

Цели личностного роста

Если вы недовольны собой

На пути к повышению социального статуса

Как происходит установка моральных ценностей 

Психологами и социологами выделяется достаточно большое количество этапов, через которые проходит человек, чтобы выстроить свою нравственность. Рассмотрим основные.

  • Начало выработки моральных установок приходится на раннее детство, когда родители дают ребенку понять, «что такое хорошо, и что такое плохо», в том числе с помощью поощрений или наоборот. Ребенок узнает, что на каждое его действие к нему вернется реакция окружающих. На данном этапе свободный выбор ребенка ограничен, нравственность «устанавливается» в несколько «принудительном» порядке: в сознание ребенка закладываются определенные правила или рамки, за которые крайне нежелательно выходить, для его же блага.

В этот период нравственное поведение ребенка определяется или послушанием, которое обеспечивается той или иной формой наказания, либо он уже начинает понимать – что «правильное» поведение в его же интересах.

  • На следующем уровне нравственного развития у человека уже возникает желание помогать другим, опять же по разным причинам: кто-то из эгоистических побуждений – пытаясь получить одобрение окружающих, другому нравятся те положительные эмоции и чувства, которые вызывают его действия.
  • На последнем этапе человек сам выбирает модель поведения и мыслей, соответствующую его осознанным нравственным ценностям, которым он следует. Эти действия основаны на хорошо осознанных принципах личности, которые человек накопил на протяжении всей своей жизни. Поначалу это глубокое понимание социальной взаимности и искреннее желание помочь другим, на более высоком уровне – это становится требованием его совести. Надо отметить, что такой уровень нравственности доступен далеко не всем.

Моральные ценности сегодня

Можно сказать, что они у нас есть. Но скорее это то, что мы ожидаем от других, чем собственный способ действий. Простые примеры: замечательное свойство искренность. Быть искренним это красиво, хорошо и не подлежит сомнению.

Тем не менее в повседневной жизни мы гораздо более часто практикуем манипуляции и лицемерие.

Или доброта: мы ждем доброты от окружающих лиц, но так ли добры мы сами? Отсюда и разочарования, но мы лишь пожинаем то, что посеяли, потому что мы ждем и требуем от других того, что не делаем мы сами.

Другая ловушка и причина разочарований – мы почему-то уверены, что моральные ценности — это некие универсальные истины. Это не так. Невозможно дать точного конкретного определения и описания для всех без исключения, безотносительно страны, культуры религии, национальности и так далее. Например, вежливость — даже в рамках одной культуры она понимается по-разному разными людьми.

Психологические мотивы соблюдения моральных ценностей

Нравственные ценности позволяют человеку ориентироваться в мире и могут быть мотивами и целью его деятельности, а также обусловливают выбор средств достижения целей; позволяют оценивать происходящие события с морально-этической точки зрения.

Общепринятые ценности позволяют человеку осуществлять собственную самооценку, а следование им воспринимается человеком как долг. С этой точки зрения, выполнение долга приносит чувство удовлетворения и повышает самооценку. Тогда как пренебрежение моральными нормами и ценностями вызывает чувство вины, неудовлетворенности и даже муки совести.

Источник: https://nataliaprahova.ru/soveti-psihologa/psixologiya-moralnyx-cennostej/

Влияние социальных норм и нравственных ценностей на жизнь общества

Нравственные ценности и моральные нормы

Жизнь современного общества урегулирована множеством социальных норм. Некоторые из них соблюдают в обязательном порядке, другие — по мере необходимости в том или ином сообществе.

Возникновение и виды социальных норм

Процесс их возникновения был постепенным и связан с тем, что разум взял верх над инстинктами. Уже в первобытном обществе появились первые табу – запреты.

Наиболее известные из них: запрет на убийство соплеменника или заключение брака между сородичами. Подобные нормы имели религиозный подтекст. Как правило, табу преподносились людям старейшинами, вождями или жрецами как воля богов.

В реальности же существование табу объяснялось негативным опытом предшествующих поколений.

По мере развития и совершенствования трудовой деятельности зародились обычаи. Так называют привычные правила поведения, сложившиеся в результате многократного повторения, соблюдение которых направлено на благо общества.

Обычай имеет более широкое значение: это не только запреты, но и правила, сопровождавшие различные события в жизни племени и общины. Например, правила создания семьи, взаимоотношений между представителями разного пола и возраста.

Данные нормы также имели религиозную окраску.

Один из древнейших обычаев, дошедших до современности, – празднование Масленицы. Праздник подразумевает проводы зимы и встречу весны, которые сопровождаются массовыми гуляньями, песнопениями и состязаниями, а также дружным поеданием блинов. Несмотря на то, что праздник является отголоском языческой веры, он по-прежнему актуален.

Обычаи считаются также самым древним источником права. Правовые нормы в форме законов и подзаконных актов начали внедряться в жизнь людей с зарождением государственности.

В современном социуме действует разветвленная система права, включающая в себя несколько различных отраслей и институтов. Каждая отрасль регулирует конкретный вид общественных отношений.

Правовые нормы отличаются от других правил тем, что носят общеобязательный характер и издаются государством в письменной форме, а за их нарушение предусмотрена юридическая ответственность.

Для установления и поддержания определенного порядка существуют и другие социальные нормы:

  • политические;
  • экономические;
  • религиозные;
  • нормы этикета;
  • моральные.

Влияние морали на жизнь людей. Понятие нравственности

Особой формой общественного сознания является мораль. Зарождение моральных норм свидетельствовало о принципиально новом этапе развития общества. Первоначально слово «мораль» выступало синонимом к понятию «этика».

Позднее произошло разграничение терминов. Сегодня под этикой понимают науку, изучающую мораль.

Последняя трактуется как система социальных норм, основанных на представлениях общества о том, что хорошо или плохо, справедливо или несправедливо.

Мораль тесно связана с нормами права, поскольку нарушение закона – это одновременно пренебрежение моральными принципами.

Однако есть существенные отличия:

  • форма: письменная в праве и устная в морали;
  • требования: четкие и размытые соответственно;
  • источник создания: государство для права и общество для морали;
  • ответственность: юридическая – для нарушителей закона, и общественное осуждение, угрызения совести – для преступающих границы морали.

Опорой для моральных норм являются эмоции и чувства людей, хотя обосновываются эти правила с позиции разума.

Каждый человек в процессе социализации знакомится с основными нравственными ценностями и категориями, прочное усвоение которых определяет внутренний мир и поведение личности. Людей, пренебрегающих нормами морали, называют безнравственными.

А само понятие «нравственность» подразумевает индивидуальный набор моральных принципов, на которые ориентируется человек в своей жизни.

Еще в древности, благодаря известному греческому мыслителю Аристотелю, появилось слово «добродетели». В философских трудах ученый призывал всех людей быть добродетельными, то есть проявлять такие качества как милосердие и сострадание, мужество и честность, доброту и скромность.

В современной этике выделяют две группы нравственных категорий:

  • негативные (отражающие безнравственное поведение);
  • позитивные (показатель высокого уровня нравственности человека).

Основой для формирования моральных норм являются обычаи и традиции отдельных народов, философские учения, поэтому правила весьма переменчивы и действуют в разных социальных группах. Однако известны и наиболее значимые моральные принципы, общепринятые и действующие во всем мире.

Самые распространенные из них:

  • принцип гуманизма (человеколюбия);
  • принцип справедливости;
  • принцип «золотой середины» (умеренности во всем);
  • принцип альтруизма (бескорыстного служения людям, отказа от собственных интересов во благо других);
  • принцип коллективизма;
  • «золотое правило» нравственности («Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой»).

Последний принцип упоминался еще в древности китайским мудрецом Конфуцием, а также звучал в религиозных писаниях. Затем был перефразирован и более ясно донесен до общества другими мыслителями.

В трудах немецкого ученого Иммануила Канта «золотое правило морали» звучит в форме «категорического императива»: «Не делай другому того, чего себе не желаешь».

Данный принцип актуален во все времена и отражает главный принцип добрых отношений между людьми.

Стоит отметить, что для утверждения принципа гуманизма в морали ушло несколько тысячелетий. В разные исторические периоды нравственные ценности менялись. Так, в древнейших сообществах первостепенной ценностью являлся род, его безопасность и сохранность.

Поэтому все, что представляло угрозу, считалось злом и, наоборот, добро несли в себе традиции и обряды, способствовавшие сплочению рода. В первых государствах ценностью провозглашались правители, их жизнь и безопасность. Знатные люди также пользовались привилегиями в обществе.

Жизнь простого человека, бедняка или раба, не представляла собой ценности.

Спустя сотни лет, люди пришли к осознанию того, что именно человеческая жизнь является наивысшей ценностью. Человек, независимо от его происхождения и каких-либо отличий, вправе рассчитывать на уважение со стороны окружающих, милосердие, сострадание, неприкосновенность жизни.

Каково же значение моральных норм? Каждый человек по-разному представляет добро и зло, а ведь именно от этих категорий и их правильного понимания зависит мир и благополучие общества.

Благодаря накопленному опыту, человечество сформировало базовые нравственные ценности, признаваемые большинством.

Не все индивиды соблюдают нормы морали, но жизнь в социуме и общечеловеческие моральные принципы чаще всего заставляют нарушителя переосмыслить собственное поведение и поступки.

Многие люди стараются соответствовать признанным нормам, потому что опасаются общественного осуждения. Но есть и те, кто сознательно анализирует свои действия с позиции морали. Человек обращается к совести, которая выступает внутренним регулятором поведения. И чем чаще личность ведет диалог с совестью, тем более высокую планку себе задает.

Таким образом, прочные моральные устои и принципы, утвердившиеся за долгие годы, не утрачивают своей актуальности. Они защищают общество от беспорядка, устанавливая конкретные правила поведения в соответствии с мировоззрением людей. Охрана нравственных ценностей и передача их последующим поколениям – залог благополучного существования социума.

Источник: http://rrepetitor.ru/person/vliyanie-sotsialnyh-norm-i-nravstvennyh-tsennostej-na-zhizn-obshhestva/

Моральные ценности человека

Нравственные ценности и моральные нормы
Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности.

Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными.

Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.

Что входит в понятие

Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций.

Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали.

Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.

Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности.

Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности.

Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению:

  • человеческих суждений о сущности жизни;
  • обязательств перед социумом;
  • потребности уважения других людей.

Нравственная сознательность оценивает поведение и поступки с позиции согласования с моралью: одобрительные, осуждающие, благосклонные, сочувственные мнения. Отличительной чертой моральных ценностей является то, что они контролируют сознание и образ действий человека в различных областях жизнедеятельности:

  1. бытовой;
  2. семейной;
  3. коммуникативной;
  4. рабочей.

Люди сталкиваются с этим повсеместно и ежедневно. Моральные представления укрепляют фундамент цивилизованных отношений, которые создаются при становлении общества.

Зачем они нужны

Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными.

Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения.

Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации.

Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному.

Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно.

Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.

Моральные принципы позволяют личности:

  • комфортно существовать в окружении;
  • гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.

Как их выбирают

На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:

  • низость;
  • неблагородство;
  • вероломство;
  • коварство;
  • нечестность;
  • злословие.

Нормой и правильным поведением всегда были:

  • порядочность;
  • благородство;
  • верность;
  • чистосердечие;
  • сдержанность;
  • человечность;
  • отзывчивость.

Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:

  • трудолюбием;
  • коллективизмом;
  • патриотизмом;
  • человеколюбием;
  • добросовестностью.

Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки.

Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию.

Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.

Система нравственных принципов

Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности.

Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии.

Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике.

В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.

Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным.

Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками.

Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/tsennosti-lichnosti.html

Нравственные ценности – это проблема современного общества. Виды, уровни, развитие ценностей

Нравственные ценности и моральные нормы

Нравственные ценности – это не проблема. Проблемой было и остается построение и усвоение нравственных ценностей. Нравственное развитие личности – вот одна из важнейших проблем психологии. Об этом и о том, что такое нравственные ценности, мы сегодня и поговорим.

Что такое нравственные ценности

Нравственные ценности – это значимые и важные, наделенные субъективным смыслом материальные и нематериальные объекты. Ежедневно мы сталкиваемся с ситуацией нравственного выбора, наши поступки основаны на внутренних ценностях и убеждениях.

Сами по себе ценности объективны. Они уже существуют в мире, люди только принимают или отвергают их. А вот личная система и иерархия ценностей всегда субъективна.

Человек выбирает и ранжирует ценности согласно своим потребностям, знаниям, опыту, мотивации и восприятию.

Ценности – это жизненные ориентиры, которые объединяют или разъединяют людей, определяют специфику и характер межличностных взаимоотношений.

Нравственные ценности помогают отличить добро от зла, определить, что хорошо, а что плохо. К общечеловеческим нравственным ценностям относится:

  • мудрость,
  • счастье,
  • свобода,
  • любовь,
  • семья,
  • милосердие,
  • честность,
  • искренность,
  • исполнительность,
  • верность,
  • правдивость,
  • доброжелательность,
  • надежность,
  • порядочность,
  • ответственность,
  • труд,
  • истина,
  • человек,
  • знания,
  • культура и т. д.

Ценится уважение прав и свобод человека, сам факт человеческой жизни. Можно назвать еще много общечеловеческих нравственных ценностей (самая большая классификация насчитывает 46 позиций). Но не для всех людей общечеловеческие ценности являются внутренними ценностями. Формирование системы ценностей зависит о среды, в которой растет и воспитывается человек.

В свою очередь ценности влияют на направленность деятельности и личности, поступки и действия, социальную активность и позицию, отношение к себе и миру, поведение, цели и выбор средств их достижения.

Ценности нужны человеку для поддержания смысла жизни, понимания траектории жизненного пути. Если система ценностей рушится, то человек оказывается в трудной, кризисной ситуации, состоянии растерянности и неопределенности.

Он не знает, чего хочет от жизни, сомневается при принятии решений.

Виды и уровни ценностей

Психолог и социолог С. В. Капиканов делит ценности на две группы: социально-деструктивные и социально-конструктивные. К первым автор относит деньги, известность, комфорт, телесное наслаждение.

Ко вторым – семью, любовь, веру, родину. Первая группа ценностей превращает людей в вещи, разрушает отношения, учит воспринимать других как средство достижения цели или как препятствие.

Вторая группа учит взаимопомощи, поддержке и сплочению.

Но стоит упомянуть об относительности отдельных ценностей. Не все люди готовы идти по головам других ради личного успеха. А другие ради семьи готовы пойти даже на обман и мошенничество. Любую ценность нужно оценивать исключительно в системе ценностей отдельного человека.

Это далеко не единственная классификация. Обобщенно можно выделить следующие критерии и виды ценностей:

  • по объекту: материальные, духовные (моральные);
  • по содержанию и предмету: социально-политические, экономические, моральные;
  • по субъекту: общественные, классовые, групповые;
  • по цели: эгоистичные, альтруистичные;
  • по уровню обобщенности: конкретные, абстрактные;
  • по способу проявления: стойкие, ситуативные;
  • по роли в человеческой деятельности: терминальные (цель), инструментальные (способ);
  • по содержанию деятельности: познавательные, предметно-преобразующие;
  • по принадлежности: личностные, групповые, коллективные, общественные, национальные, общечеловеческие;
  • по отношению группы и общества: позитивные, негативные.

Существует еще немало классификаций ценностей, но в широком смысле их можно поделить на две группы: материальные и моральные (духовные). Формируются ценности в ходе специально организованного (семья, школа) и случайного (улица, СМИ, друзья) воспитания.

Нравственное развитие личности

Система ценностей отражает индивидуальность человека, но вначале жизненного пути (первые годы после рождения) человек усваивает чью-то систему ценностей (родители, педагоги). Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:

  • активное (полное принятие и поддержание);
  • противодействующее (внутреннее и внешнее противоречие предложенной системе);
  • конформное (условное внешнее принятие с внутренним отрицанием);
  • полностью равнодушное;
  • отрицающее (критика системы, отрицание, попытки изменить ее).

Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится на подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. Однако его формирование начинается еще раньше.

Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию морального развития личности. Автор выделил три стадии развития нравственного сознания. Каждая из стадий имеет два подэтапа:

  1. Доконвенциональный. Первый этап – ориентация на наказание и послушание (как мне избежать наказания?). Второй этап – гедонистическая ориентация (какая мне от этого польза?).
  2. Конвенциональный. Первый этап – ориентация на ценности значимой группы (модель хорошего ребенка, послушного гражданина). Второй этап – установка на поддержание установленного порядка, правил, справедливости (следование правилам и законам).
  3. Постконвенциональный. Первый этап – представление о морали как о продукте социального договора. Второй этап – собственные этические принципы, жизнь по совести. Законы воспринимаются как гибкий механизм, но жизнь, свобода и справедливость ценится больше.

Согласно теории Кольберга, большинство людей достигают второго этапа второй стадии и останавливаются на этом. В целом же уровень развития нравственного сознания зависит от уровня интеллекта и общего развития личности.

Переход на новый уровень или этап происходит за счет развития эмпатии и когнитивных навыков. Новый этап сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо этап, но задержаться на одном из этапов или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.

Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания.

Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д. Так же происходит и во взрослой жизни.

Изменить систему ценностей, развить нравственное сознание можно в любом возрасте.

Современное состояние ценностей

В современном мире происходит модернизация нравственных ценностей, что вызвано изменениями, которые происходят в людях.

Большинство людей сейчас ориентировано на достижение успеха и инновации, то есть перемены в обществе. В психологии это назвали социальной эволюцией – реакцией человеческого вида на изменившиеся условия жизни.

Современные люди стараются сами определять цели и задачи в жизни, а не поддерживать устоявшиеся традиции и нормы.

Многие современные исследователи отмечают, что Россия находится в состоянии нравственного кризиса: материальные ценности преобладают над духовными, у людей появилась тяга к поиску телесных удовольствий и наслаждений, четко выражена направленность на индивидуализм и эгоизм, пропало четкое представление о целях человеческой жизни.

Но это не значит, что все люди утратили нравственность, и что будущее человечества обречено. В приоритете саморазвитие, а развитие каждого человека обеспечивает развитие всего общества. Система ценностей стала другой, но это не значит, что она стала хуже или лучше. А асоциальные и безнравственные личности были во все времена. И система ценностей тоже неизменно менялась.

«Мораль никогда не падает и не рушится, она просто меняется», – А. Никонов, российский публицист и журналист.

В заключение рекомендуем прочитать статью «Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека».

Источник: https://psychologist.tips/4797-nravstvennye-tsennosti-eto-problema-sovremennogo-obshhestva-vidy-urovni-razvitie-tsennostej.html

Нравственные ценности и регулятивы — психология

Нравственные ценности и моральные нормы

Важной составляющей каждой личности являются нравственные ценности. Именно они определяют, каким будет общество, безопасно ли и приятно будет в нем жить. Проблемы в обществе начинаются тогда, когда нравственные ценности исчезают в сознании людей с первого места и замещаются материальными ценностями.

Здоровым можно назвать лишь то общество, которое уделяет достаточное внимание нравственным ценностям человека и прививает их подрастающему поколению.

Иногда можно встретить людей, которые считают моральные и нравственные ценности – пережитком прошлого. Существует даже мнение, что ради достижения цели все средства хороши.

Однако в жизни людей с такими взглядами наступает момент инсайта, прозрения, когда становится ясно, что именно нравственные ценности могут принести душе умиротворение и счастье.

Богачи и политики, звезды сцены и влиятельные люди однажды приходят к пониманию того, что власть и деньги не могут заменить мира в душе, родственных душ и здоровья.

Высшие нравственные ценности

Нравственные ценности являются исторически и социально обусловленными. Каждая эпоха и культура имела свои ценности. Древние греки называли нравственные ценности «этическими добродетелями». В число добродетелей входили такие:

  • благоразумие;
  • доброжелательность;
  • справедливость;
  • мужество.

Иудаизм, христианство и ислам говорят о таких высших нравственных ценностях, как вера в Бога, послушание и почитание.

Наиболее распространенными нравственными ценностями являются такие:

  • честность;
  • верность;
  • альтруизм;
  • трудолюбие;
  • уважение к старшим.

Хотя в жизни людей эти качества не всегда проявляются, но они всегда высоко ценятся, а людей, которые ими обладают, уважают. Ценности в их безупречном и совершенном выражении называют этическими идеалами. К примеру, этическим идеалом христианства является Иисус Христос.

Нравственные ценности поддерживаются нравственными регулятивами — правилами поведения, которые исходят из нравственных ценностей и отличаются в зависимости от культуры общества и царящих в ней ценностей.

Каждая более-менее стабильная культура обладает определенной системой общепризнанных нравственных регулятивов, или норм морали. Эти правила считаются обязательными в данном обществе. В христианском обществе такими нормами являются 10 заповедей, описанные в Ветхом Завете.

Духовно нравственные ценности человека тесно пересекаются с поиском смысла жизни, когда человек пытается найти более важный смысл своего существования, нежели просто прожить эту жизнь и вырастить потомство. Нравственные ценности направляют человека в этом направлении, подсказывая, что жизнь дана для того, чтобы люди помогали друг другу, что помогает совершенствовать характер.

Формирование нравственных ценностей

Нравственные ценности формируются у человека почти с его рождения. Малыш впитывает нормы морали той семьи, в которой он живет, а со временем учится воплощатьих в жизнь. Иногда ребенок сталкивается с внутренним конфликтом, вызванным различиями в ценностях в обществе и в своей семье.

В это время ребенок учится делать выбор в пользу каких-то конкретных ценностей. К примеру, малыша с детства учили не лгать. Но, пойдя в школу, он сталкивается с ситуацией, когда одноклассники вынуждают его сказать неправду. Этот момент нравственного выбора всегда тяжел. Однако важно при этом оставаться честным перед самим собой.

Если же человек поступает вопреки своим представлениям о нравственности, то его ожидают терзания совести.

Конечно, взрослый ребенок может переоценить ценности, которые воспитывали в нем его родители и выбрать другие. Однако нередко именно те ценности, которые прививались в детстве, остаются в человеке на всю жизнь.
Каким должен быть настоящий мужчина?Употребляя сочетание слов «настоящий мужчина», скорее всего, каждый вкладывает в то понятие что-то свое. В этой статье мы расскажем об основных качествах характера настоящего мужчины и его жизненных принципах.
Что должен уметь делать настоящий мужчина?

Для того чтобы называться настоящим мужчиной, необходимо обладать целым рядом необходимых качеств, знаний и навыков, о которых расскажет наша статья.

Настоящий мужчина, какой он?Настоящий мужчина должен обладать качествами, которые ценятся не только женщинами. О таких качествах расскажет наша статья, а также о том, что нужно настоящему мужчине, какие у него жизненные приоритеты и ценности.Как выработать силу воли?Сила воли — качество, которое требует немало приложенных усилий, к его развитию. В этой статье мы расскажем о способах развить и укрепить силу воли.

Источник:

Нравственные ценности личности

Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его.

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.

Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны.

Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех.

Такие регулятивы являются нормами морали. Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения.

А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Быть честным». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Быть честным», то для него честность есть нравственная ценность.

Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение.

Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным.

Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны.

То есть на вопросы, например: «Для чего нужны нравственные ценности?», «Зачем стремиться к нравственным ценностям?», «Почему человек должен соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой человек следует нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им.

Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам — это самоцель, т.е. высшая, финальная цель и нет никаких других целей, которые хотелось бы достичь, следуя нравственным принципам. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

Смысл человеческого бытия

Философские представления о смысле человеческого бытия весьма разнообразны. В самом общем плане можно разделить их на две ветви. Одни философы ищут смысл жизни внутри нее самой, в каких-либо видимых формах и проявлениях жизни: в любви и добре, в наслаждении, в достижении власти над миром, в совершенствовании разума и т.п.

В этом случае жизнь обладает абсолютной самоценностью. Другие выходят в поисках смысла за собственные пределы жизни и видят ее предназначение в служении какому-либо высшему, идеальному началу — человечеству, Природе или Богу. В этом случае жизнь рассматривается как средство приобретения других ценностей, например, достижение счастья.

Кроме того, некоторые философы доказывают, что жизнь вовсе лишена смысла, поскольку она конечна. Если в бытии существует смерть, то жизнь абсурдна и превращается в ожидание своей естественной участи. В этом случае философские дискуссии переключаются от темы смысла жизни к проблеме смысла смерти, например, у экзистенциалистов (Кьеркегор, Камю, Сартр).

В этом же ключе развивается представление о жизни как средстве достижения бессмертия в различных формах — символической (социальной) или, напротив, буквальной (физической).

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/nravstvennye-tsennosti-i-regulyativy-psihologiya.html

Мораль. Функции, требования и принципы морали

Нравственные ценности и моральные нормы

Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.

Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

  1. Традиции, обычаи и нравы – культурные особенности того или иного этноса (народа). С помощью социализации проходит усвоение обычаев и норм данного общества, которые становятся привычкой, формирующей личностную сторону человека. В следствии все действа будут носить характер «так принято» или «так не принято».
  2. Общественное мнение – регуляция норм поведения через одобрение или осуждение других индивидов в обществе. В качестве награды за соблюдение моральных норм – честь, уважение, признание, а за нарушения – стыд, изоляция.
  3. Сознательность личности – согласованность личностных и общественных интересов. Совесть – главный регулятор поведения. Мораль представляется формой саморегуляции, являясь бескорыстной и личностной. Выбор поступков характеризуется добровольностью.

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.

  • Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
  • Характеристика поступков личности;
  • Достоинства индивида, коллектива, общества;
  • Характеристика общественных институтов;
  • Ценностные понятия
  • Категории морали – добро и зло, справедливость.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Функции морали

  1. Мировоззренческая – мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе.
  2. Познавательная – даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества.
  3. Регулятивная – мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения.

    Силой выступает общественное мнение.

  4. Оценочная – явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д.
  5. Воспитательная – обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение.

  6. Мотивационная – человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать.
  7. Контролирующая – контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести.
  8. Координационная – взаимодействие людей в различных обстоятельствах.
  9. Интегрирующая – единстве общества и целостности внутреннего мира человека.

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.

    )

  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства.

Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Отличие морали от правовых норм

  1. Правовые нормы обязуют беспрекословное подчинение правилам, а мораль – свободный и осмысленный выбор.
  2. Ценности различны для каждого народа, эпохи, социальных групп, но мораль общая – задаёт правила поведения всему миру.
  3. Исполнение правовых норм основано на страхе и привычке, а мораль базируется на совести и чувстве долга.

Моральные принципы

  1. Принцип Талиона – находит проявление в Библии – «око за око, зуб за зуб, вендетта». В древние времена принцип осуществлялся в виде кровавого наказания, соответствующее причинённому вреду.
  2. Принцип нравственности – заповеди древних мудрецов (Конфуций, Мухаммед, Христос)
  3. Принцип золотой середины – следует избегать крайностей и знать меру.

    Все нравственные добродетели – среднее между крайностями.

  4. Принцип наибольшего счастья – индивид должен вести себя таким образом, чтобы предоставить счастье наибольшему числу людей.
  5. Принцип справедливости – каждый индивид имеет равные права в обществе.
  6. Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.

Источник: https://bingoschool.ru/manual/59/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.