Нормы права и правовая норма

Норма права и нормативные правовые акты: понятия, признаки, свойства

Нормы права и правовая норма

В жизни любого человека могут возникнуть ситуации, в которых необходимо выбрать линию поведения. Это может быть работа, дом, семья, общественное место и др. Ответ на вопрос о желаемом, допустимом или должном поведении в большинстве случаев человек получает посредством социальных норм. которые сложились в определенном обществе.

Система социальных норм представляет собой элемент системы нормативного регулирования. В обществе чаще всего действуют два вида норм: технические и социальные.

Замечание 1

Норма права и нормативно-правовые акты (НПА) формируют границы, в рамках которых происходит сохранение сущности определенного явления или объекта.

Использование технических норм характерно для регулирования человеческого поведения в его отношениях с техникой и природой.

Они способны указывать на то, каким образом люди должны обращаться с трудовыми орудиями, машинами, проявлять реакцию на воздействующие природные силы.

Технические нормы напрямую связаны с уровнем развития производительных сил, а пренебрежение к ним часто приводит к необратимым последствиям.

Современная система технических норм представлена технологическими правилами, правилами техники безопасности, использования современных приборов и машин, правилами санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. В любой сфере деятельности человека, в области создания им материальных и духовных благ, он должен знать и творчески использовать предназначенные для этого технические правила.

Даже имея в распоряжении современную технику, человек, скорее всего, не сможет получить ожидаемый результат. Помимо этого, высокой является вероятность, что такие люди смогут испортить сложный прибор, а несоблюдение техники безопасности часто оборачивается производственными травмами и прочими тяжелыми последствиями для нарушителей и даже для окружающих людей.

С соблюдением технических норм связано и последующий рост ответственности человека перед обществом. Об этом свидетельствуют события, которые связаны с катастрофой на Чернобыльской атомной станции. Очевидно, что технические нормы представляют собой правила работы с природными и техническими объектами, которые разработаны на основе знания законов техники и технологии.

Большое значение здесь имеет и соблюдение социальных норм, регулирующих отношения, которые проявляются при осуществлении социальных, экономических, политических, культурных задач. Они стоят перед обществом, страной или отдельным человеком.

Замечание 2

Социальные нормы являются регуляторами, которые могут устанавливать точные границы поведения членов общественных отношений. Они включают одинаковую меру (масштаб) поведения в виде нормы и характеризуются неперсонифицированностью адресата («относятся к тому, кого это касается»), обязательным исполнением и повторяемостью действий, наличием наказания за нарушение.

Меры общественного воздействия направлены на достижение требуемого состояния отношений в обществе. По необходимости для этого используется механизм социального принуждения.

Социальные нормы характеризуются уровнем общественного развития, а сфера их действия представлены общественными отношениями. В процессе определения требуемого или возможного поведения человека, коллективы людей формируют нормы.

Таким образом, социальные нормы представляют собой правила, которые регулируют поведение человека и деятельность создаваемых им организаций в процессе взаимоотношения друг с другом.

Социальные нормы представляют собой:

  • правила поведения людей (указывают на то, какими должны быть поступки);
  • правила общего характера (отличаются от индивидуальных правил);
  • правила поведения человека (не только общие, но и обязательные правила поведения в обществе, обеспечиваемые мерами принуждения).

Благодаря рассмотренным свойствам любая социальная норма оказывает регулирующее воздействие на любого члена общества и общественные отношения в целом.

Рассмотрим классификацию социальных норм в современном обществе. Она производится в соответствии со способом создания (формирования), способом защиты (обеспечения, охраны).

В зависимости от этих критериев принято различать виды социальных норм:

  1. правовые нормы (правила поведения, которые подлежат установлению и охране государством).
  2. Нравственные нормы (нормы морали, этики) — правила поведения, устанавливаемые в обществе в зависимости от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и долге, достоинстве. Их охрана происходит с помощью силы общественного мнения или внутренних убеждений.
  3. Нормы обычаев включают правила поведения, которые вкладываются в обществе в процессе многократного повторения в течение длительного периода времени (в ходе истории). Они входят в привычку человека, охраняются от нарушений с помощью естественной внутренней потребности человека и силы общественного мнения.
  4. Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) включают правила поведения, устанавливаемые самими общественными организациями. Их охрана происходит посредством мер общественного воздействия, которые предусматривают уставы этих организаций.
  5. Религиозные нормы, формируемые различными вероучениями. Их используют в ходе совершения религиозных обрядов, а охраняют с помощью мер общественного воздействия, которые предусмотрены канонами этих религий.

Особенности норм права

Отличительные черты права в качестве социального регулятора заключаются в его формальном характере, то есть внешнем выражении в нормативных правовых актах, системности или четкой взаимосвязи правовых норм, общеобязательности предписаний, обеспеченности принуждением со стороны государства при посягательстве на них.

Замечание 3

Правовая норма представляет собой исходный элемент, который требуется для построения права. Правовую норму и объективное право можно соотнести в качестве целого и его части, но более точно необходимо рассматривать их в качестве системы (право) и ее элементов (нормы права).

В связи с вышесказанным знак равенства между свойствами права в целом и свойствами его элемента — правовой нормы ставить нельзя. Тем не менее, любая правовая норма способна обретать свои полные юридические свойства только при включении ее в право как систему.

Для правовой нормы характерно несколько свойств (качеств, признаков):

  1. Принадлежность к социальным нормам.
  2. Правовая природа.

Первое свойство ведет к проявлению следующих качеств правовой нормы как правила поведения людей в обществе, свободы волеизъявления и поведения, мер возможного и должного поведения человека:

  • нормативность, которая представляет собой эталон поведения;
  • неперсонифицированность (определение круга адресатов с помощью типовых признаков);
  • непрерывность во времени, которая способна оказывать регулирующее воздействие;
  • многократное использование, (норма начинает действовать периодически при возникновении ситуации, предусмотренной в гипотезе);
  • неисчерпаемость, то есть расчет на неограниченное количество однотипных случаев;
  • обязательность для всех (выступает как веления, требование, которое обращается от общества или его объединения к конкретному лицу);
  • принудительность (обеспечивается с помощью мер воздействия со стороны общества, объединений).

Благодаря перечисленным свойствам правовая норма в качестве разновидности социального регулятора может воздействовать на общественные отношения и сознание людей.

Признаки и свойства правовых норм

Юридическая природа правовой нормы предопределяет следующие специфические признаки:

  1. непосредственный источник — государство, включая санкционирование (является государственно-властным велением);
  2. охрана силами государства, возможностью реализации с помощью его принуждения, что придает надежность и реальную осуществимость;
  3. безусловность (обязательность для всех тех лиц-адресатов, вне зависимости от их общественного положения, субъективного отношения к любому юридическому предписанию и др.);
  4. особая формальная определенность:
    1. в соответствии с внутренней организацией (внутренней формой) она должна являться конкретным и точным предписанием;
    2. в соответствии с внешней формой она должна быть включена в официальные источники (формы выражения) права (например, нормативно-правовые акты);
  5. действие в качестве интеллектуально-волевого регулятора поведения.

Этот пункт необходимо рассматривать с позиции двух аспектов. Первый из них относится к самому механизму действия правовых норм.

Так, они способны регулировать человеческое поведение только в случае осознания (интеллектуальный аспект) и с помощью воздействия на их волю посредством властного содержания (волевой аспект).

Вторая особенность правовой нормы заключается в том, что она, как и право в целом, способна выражать волю государства. По этой причине особую роль начинает играть легитимность органов государства, которые формируют нормы права.

Наряду с этим правовая норма обладает естественно-историческими истоками, является социально обусловленной и представляет собой продукт человеческой деятельности. Она способна отражать соответствие меры свободы индивида и свободы общества, выступая как модель и регулятор общественных отношений.

  1. действие в качестве формы определения и закрепления прав и обязанностей, которые устанавливают диапазон свободных действий субъектов права. С правами всегда корреспондируют обязанности, которые им соответствуют и относятся как к определенному субъекту или к не определенным лицам. Права не существуют без обязанностей, что является важнейшим принципом построения и работы любой системы права.

Регулятивные нормы права, которых большинство, обладают предоставительно-обязывающим характером, действуя с помощью предоставления субъектам юридических прав и возложения на них юридических обязанностей;

  1. системность, проявляющаяся в структурном построении нормы, кооперации норм институтов и отраслей права.

Определение 1

Таким образом, норма права представляет правило поведения, которое установлено или санкционировано государством. Оно общеобязательно и формально-определено, обеспечено с помощью силы государственного принуждения для регулирования отношений в обществе и воздействия на сознание его членов.

Воля государства выражается в качестве правовых норм (правил поведения). Она излагается с целью обеспечения возможности ознакомления с правовыми нормами самых широких слоев общества. В правовой науке формы, посредством которых государственная воля может быть возведена в общеобязательный ранг, становясь правовой нормой, обозначаются понятием «источники права».

Сегодня более используемыми являются несколько источников права:

  • правовой обычай;
  • нормативный акт права;
  • судебный прецедент;
  • доктрина и идея;
  • договор нормативного содержания;
  • религиозный текст.

В сегодняшних условиях самый распространенный способ доведения содержания правовых норм до сведения всего населения государства представлен нормативным правовым актом. Он оформлен в виде официального письменного документа (акта правотворчества), который исходит от компетентных органов и содержит решение об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм.

Нормативный правовой акт в качестве источника права имеет преимущества и недостатки.

В число первых из них входят: возможность активного влияния на отношения в обществе (государство имеет специальный аппарат для реализации всех правовых норм, обеспечивая процесс с помощью мер принуждения); оперативность (быстрое воздействие на процессы ликвидации или развитие определенных отношений в обществе с помощью мер принуждения); удобство для лиц, которые используют право (содержание правовых норм отражено в текстах); единообразное понимание и действие правовых предписаний в рамках государства (единство режима законности, равная защита гражданских прав). По разным субъективным и объективным причинам регулирование невозможно считать до конца адекватным и всеобъемлющим.

Замечание 4

Включенные в состав нормативно-правовых актов правовые нормы подлежат воспроизводству, конкретизации, дополнению, а часто и отмене с помощью правовых норм, которые содержатся в других источниках права.

Сегодняшние нормы права и нормативно-правовые акты можно считать порождением романо-германской правовой семьи. Тенденция законодательно оформлять права окончательно была выявлена в XIX в. Именно в то время в большей части европейских стран принимались различные кодексы и писаные конституции. Уже в XX в.

закон в качестве источника (формы выражения) права постепенно начинает преобладать и в прочих правовых системах, включая англо-саксонскую и мусульманскую, где раньше ведущими являлись другие юридические источники.

В государствах, в которых нормативный правовой акт представляет собой классический и первостепенный источник права (например, Россия, Германия, Франция и др.), на высшей ступени его иерархической системы располагаются конституции и законы.

Также сегодня намечена тенденция к росту ценности конституционных норм, включая усиление их главенства над другими нормативными актами, в первую очередь, над актами исполнительной власти (декреты, ордонансы, указы, постановления, инструкции).

Нормативный правовой акт современности должен:

  • издаваться компетентными органами государства, непосредственно народом в соответствующем процедурном порядке;
  • обладать государственно-властным характером;
  • охраняться государством (иногда принудительно);
  • обладать юридической силой (способность реально действовать, порождая юридические последствия);
  • существовать в определенной документальной форме, включать реквизиты;
  • являться элементом строгой иерархии и системы права.

В нашей стране нормативный правовой акт является письменным официальным документом, который принят в установленном порядке органами государства, местными органами самоуправления или населением. Он заключается в решении об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм во времени, в пространстве и по лицам.

Нормативно-правовые акты характеризуются четко выраженной структурой. Они включают указаниями о времени, месте принятия, подписи должностных лиц. Акты разбиваются на элементы в форме частей, разделов, глав, параграфов, статей. Они должны содержать четкие положения о территории или круге лиц, на которые распространяется действие, включая время вступления в силу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/norma-prava-i-normativnye-pravovye-akty/

ЕГЭ. Обществознание. Право. Тема 5.1. Норма права. Источники права

Нормы права и правовая норма

Право выражается в правовой норме, которая представляет собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом.

Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определённых предписаниях, охраняемое органами государства путём контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

 Виды правовых норм

Все правовые нормы в зависимости от назначения делятся на регулятивные и охранительные.

  • Регулятивные- содержат предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.
  • Охранительные — устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты прав.

Виды регулятивных правовых норм

По характеру предписываемых правил

  • Обязывающие — предписывают лицам совершать определенные положительные действия ( обязанность палить налоги, охранять природу и т.д)
  • Запрещающие – нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от того или иного действия ( это те же запрещающие знаки дорожного движения)
  • Управомачивающие – содержат права на совершение тех или иных действий по желанию человека ( например. право на труд, на участие в выборах и др.)

Поформе предписания

  • императивные (от правил которых отступать нельзя) .Это обязывающие и запрещающие нормы.
  • диспозитивные (которые могут быть изменены по усмотрению сторон).Это управомочивающие нормы.

Нормы бывают

  • Факультативные – позволяют при определённых условиях отступать от основного варианта, избирая запасной.
  • Рекомендательные— они рекомендуют из ряда вариантов поведения выбрать предпочтительный.
  • Абсолютно-определённые – нормы, формулирующие  правило, условия его действия и сан­кцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вари­антов или дальнейшей конкретизации
  • относительно определенныенормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом кон­кретных обстоятельств

 Взависимости от отрасли права

  • административно-правовые
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • нормы трудового права
  • нормы экологического
  • нормы конституционного и пр.

По юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права

  • Законы. Закон – это норма, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Закон обладает высшей юридической силой.
  • Подзаконные акты — это правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты – ниже по юридической силе, чем закон. На Федеральном уровне к ним относят: указы президента, постановления и распоряжения Правительства, акты Центробанка, министерств и других органов исполнительной власти, постановления палат Федерального Собрания, решения судов
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Другие виды правовых норм:

  • постоянного и временного действия,
  • общего действия (распространяющиеся на всех) и акты ограниченного действия (например, на должностных лиц),
  • акты исключительного действия (в исключительных ситуациях – военное, чрезвычайное положение).

Структура нормы права

  • диспозиции, т. е. само правило поведения
  • гипотезы — указания на условия применения норм
  • санкции — установления угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий неисполнения или нарушения правовой нормы.

Пример:

Если человек переходит дорогу на красный свет светофора ( гипотеза), то нарушает правила для пешеходов ( диспозиция), в результате чего на него может быть наложен штраф ( санкция).

Источники права

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

  • Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент — решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт — властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор — правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой  зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет( например, брачный договор).

Таким образом, основой права являются нормы права. Они все различны по назначению, юридической силе, относятся к самым различным отраслям права.

Соблюдение норм права — обязанность каждого человека, это показатель его правовой культуры.

Чем выше правовая культура общества, тем более цивилизованным и развитым является государство, тем свободнее и защищённее чувствуют себя в  нём люди.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/norma-prava/

Нормы права

Нормы права и правовая норма

Определение 1

Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое гарантируется государством, отражает уровень свободы граждан и организаций и выступает регулятором общественных отношений.

Нормы права выступают регулятором общественных отношений, устанавливают границы дозволенного поведения субъектом права и являются мерой свободы человека в обществе.

Нормы права имеют социальную ценность, которая заключается в стабилизации общественных отношений и предсказуемости поведения всех участников. Таким образом, норма права представляет собой санкционированное государством правило поведения, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и является обязательным для каждого в условиях предусмотренной ситуации.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие нормы представляют определенный круг отношений, который является отраслью права.

Внутри отраслей нормы права группируются по институтам и субинститутам. Нормативность означает общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц.

Формальная определенность представляет собой закрепление правовой нормы в официальном документе.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные признаки и структура нормы права

Правовые нормы характеризуются следующими признаками:

  • общий характер;
  • общеобязательность;
  • конкретность содержания;
  • формальная определенность;
  • микросистемность.

Общий характер правовых норм говорит о том, что они рассчитаны на многократное применение, поскольку регулируют типичные отношения.

Суть общеобязательности состоит в том, что нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

Конкретность содержания обеспечивается простотой изложения текста нормы и широким использованием общеизвестных юридических терминов.

Формальная определенность говорит о том, что нормы права в основном фиксируются в правовых актах государства и четко закрепляют права и обязанности.

Микросистемность – свидетельство того, что нормы права не противоречат друг другу.

Классическую, идеальную норму права составляют три структурных элемента (рис. 1):

  • гипотеза;
  • диспозиция;
  • санкция.

Рисунок 1. Структура нормы права

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма права.

В гипотезе не только содержатся желаемые государством правила поведения субъектов права, но и описываются обстоятельства. В зависимости от этих обстоятельств гипотеза может быть простой и сложной.

Простая гипотеза содержит одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза содержит два и более условия. Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза, связывающая действие нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Определение 2

Диспозиция представляет собой ту часть нормы, которая формулирует правило правомерного поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения.

Диспозиция может быть:

  • простой;
  • описательной;
  • отсылочной;
  • бланкетной.

В простой диспозиции содержится указание на совершенное деяние без описания его признаков, поскольку они очевидны.

Описательная диспозиция содержит признаки правомерного или неправомерного поведения.

В отсылочной диспозиции вместо описания признаков деяния имеется ссылка на другую норму того же нормативного акта.

Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий, отсылая, таким образом, субъекта реализации к соответствующему закону.

Определение 3

Санкция – это элемент юридической нормы, указывающий неблагоприятные правовые последствия, которые возникают в результате несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы.

По степени определенности санкции могут быть:

  • абсолютно определенные (в них точно указан размер штрафа);
  • относительно определенные (различные варианты в пределах санкций, например, лишение свободы на срок от 3 до 10 лет);
  • альтернативные (правоприменительный орган по своему усмотрению определяет наиболее целесообразный вид ответственности: штраф, исправительные работы либо лишение свободы).

В реальной жизни правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Структура юридической нормы является результатом отражения в норме определенного общественного отношения. И можно утверждать, что в правовой норме содержится столько структурных элементов, сколько этого требует данное общественное отношение.

Виды правовых норм

Многогранность отношений в обществе, часто повторяющиеся разнообразные жизненные ситуации и разумная реакция человека на всё происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы очень разнообразны. Они классифицируются по самым различным способам.

По субъектам правотворчества нормы делятся на: исходящие от государства и непосредственно от государственного общества.

По социальной роли в правовой системе нормы могут быть учредительными (нормы-принципы), регулятивными (нормы – правила поведения), охранительными (нормы – стражи порядка), обеспечительными (нормы – гарантии), декларативными (нормы – объявления), дефинитивными (нормы – определения), коллизионными (нормы – арбитры), оперативными (нормы – инструменты):

  • учредительные нормы служат исходным началом правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека и пределов действия государства;
  • регулятивные нормы призваны регулировать фактические отношения, которые возникают между различными субъектами, предоставляя им права и возлагая на них обязанности;
  • охранительные нормы направлены на осуществление охранительной функции права, фиксируя меры государственного принуждения;
  • обеспечительные нормы содержат предписания, которые гарантируют осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования;
  • декларативные нормы содержат в себе положения программного характера, определяя задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений и нормативные объявления;
  • дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий;
  • коллизионные нормы устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
  • оперативные нормы служат для установления даты вступления нормативного акта в силу, а также прекращения его действия и т.д.

По предмету правового регулирования нормы делятся на: конституционные, гражданские, уголовные, административные, трудовые и др.

По методу правового регулирования нормы могут быть: императивные, диспозитивные, рекомендательные:

  • императивные нормы носят сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении;
  • диспозитивные нормы характеризуются автономным характером, который позволяет сторонам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило;
  • рекомендательные нормы адресуются негосударственным предприятиям, устанавливая варианты поведения, желательного для государства.

По сфере действия нормы делятся на: нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы:

  • нормы общего действия оказывают свое влияние на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
  • для норм ограниченного действия устанавливаются пределы в зависимости от территорий, времени и субъектных факторов;
  • локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Также нормы права могут классифицироваться по времени (постоянные и временные) и по кругу лиц.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/normy_prava/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.