Нормы гражданского законодательства

Система гражданского законодательства

Нормы гражданского законодательства

Гражданско-правовые нормативные акты составляют определен­ную систему, построенную по иерархическому принципу. этой системы предопределено нормами Конституции, которая име­ет высшую юридическую силу и возглавляет всю систему действую­щего законодательства.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК граж­данское законодательство составляет предмет исключительной феде­ральной компетенции.

Никакие нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов РФ, ни органы местного самоуправления.

Любые со­держащиеся в нормах ГК отсылки к «закону» (или к «законодательст­ву») означают отсылки только к федеральному закону.

Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права мо­гут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодатель­ства, отнесенных к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

К их числу относит­ся, например, жилищное законодательство, которое состоит из ком­плексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный ко­декс РФ).

Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами РФ, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Например, в сфере жилищного права субъ­екты РФ могут принимать общеобязательные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ибо они относятся к сфере административного права), но не вправе принимать норма­тивные акты, определяющие (в том числе «конкретизирующие») ус­ловия договоров жилищного найма (ибо они относятся к сфере гра­жданского права).

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распреде­ляются на три группы:

  1. федеральные законы (обладающие высшей юридической силой);
  2. указы Президента РФ и постанов­ления Правительства РФ (носящие подзаконный характер);
  3. нормативные правовые акты иных федеральных органов исполни­тельной власти (министерств и ведомств РФ).

Составляющие первую группу актов законы возглавляются Граж­данским кодексом и охватываются понятием гражданское законода­тельство (п. 2 ст. 3 ГК — «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов»).

Ведущая роль в гражданском законодательстве  Гражданского кодекса подчеркивается следующими положениями ст. 3 ГК РФ:

  1. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
  2. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Таким образом, действующий закон придает термину «гражданское законодательство» довольно узкое значение:

  • акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законода­тельства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодатель­ствовать;
  • президентские указы и постановления Правительства РФ охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конститу­ции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК);
  • акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие «нормативные правовые акты феде­ральных органов исполнительной власти».

Использование данной терминологии направлено на ограничение подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права.

Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения «законодатель­ством» (либо «законом»), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполни­тельной власти.

Если же ГК предусматривает возможность установ­ления отличных от его правил предписаний «иными правовыми акта­ми» (например, ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.

https://www.youtube.com/watch?v=QKF1VVwgu58

При отсутствии таких указаний нормы ГК или иного федераль­ного гражданско-правового закона вообще не подлежат конкрети­зации и тем более изменениям любыми подзаконными актами, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпываю­щей. Ведь согласно п. 4 ст.

3 ГК даже постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или пре­зидентских указов, т.е. основываться на актах более высокого уров­ня.

Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулиро­ванным федеральными законами, но лишь при отсутствии специ­альных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК).

Гражданский кодекс

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс.

Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержа­щие нормы гражданского права, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст.

3 ГК). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами ГК.

Формально ГК является обычным федеральным законом. От других законов он отличается не своей юридической силой, а своим содержани­ем, которое придает ему системообразующее значение для гражданского законодательства. Оно заключается в том, что:

  1. ГК в систе­матизированном виде содержит все основополагающие правила граж­данского права;
  2. именно в ГК предусмотрено принятие ряда конкретизирующих его правила федеральных законов, т.е. система гра­жданского законодательства.

Разумеется, правило п. 2 ст. 3 ГК не следует воспринимать как за­прет на внесение в Кодекс каких-либо изменений и тем самым как запрет на развитие гражданского законодательства.

Речь в нем идет о необходимости согласования содержания законов, при котором принятие новых правил должно сопровождаться обязательным из­менением ранее действовавших предписаний (находящихся в ГК), а главное — об обоснованности этих изменений с учетом того, что они лишь развивают и детализируют принципиальные положения, закрепленные в Кодексе.

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детали­зации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объем­ным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его прави­ла и институты.

Иные правовые акты

Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее при наличии прямого указания в ГК (или в ином федераль­ном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают указы Президента РФ. В сфере, прямо не урегулирован­ной нормами закона, правила указов по сути имеют такое же значение, что и закон, разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему (п. 3 и 5 ст. 3 ГК).

Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, могут применяться лишь в части, соответствующей предпи­саниям Кодекса.

Президентские указы, изданные по вопросам, кото­рые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохра­няют действие до принятия соответствующих законов.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным за­конам и президентским указам, но и приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат примене­нию (п. 5 ст. 3 ГК).

Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение. Ряд правительственных постановлений был принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами.

В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответству­ющего закона и в части, не противоречащей Кодексу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической си­лой.

Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня — законе либо президентском указе или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нор­мотворчества.

Это связано с постоянными, не прекращающимися по­пытками отдельных министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.

Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающие правовой статус ор­ганизаций, а также акты межведомственного характера подлежат обя­зательной государственной регистрации в Федеральной регистрацион­ной службе Министерства юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания) и последующему официаль­ному опубликованию в «Российской газете» и «Бюллетене норматив­ных актов федеральных органов исполнительной власти».

Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не всту­пившие в силу и не могут регулировать соответствующие отношения; на них также нельзя ссылаться при разрешении споров.

Кроме того, ведомственные нормативные акты могут издаваться только в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инст­рукций и положений, но не в виде писем и телеграмм (как это, напри­мер, до недавнего времени практиковал Центральный банк России).

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убыт­ков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результа­те издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содей­ствовать установлению должного порядка в ведомственном нор­мотворчестве.

В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые норматив­ные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности, Госбанка СССР, транспортных министерств и др.).

Их действие ог­раничено теми же пределами и условиями, что и действие иных обще­союзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и соответствие действующему законодательству и иным право­вым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sistema-grazhdanskogo-zakonodatelstva

Гражданское законодательство

Нормы гражданского законодательства

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов.

Выделяют три основные категории гражданско-правовых нормативных актов:

  1. Гражданский кодекс и иные федеральные законы;
  2. указы Президента России и постановления Правительства РФ;
  3. нормативные правовые акты федеральных министерств, ведомств и иных органов исполнительной власти.

Из этого следует, что гражданское законодательство принимается на федеральном уровне и действует единообразно на всей территории Российской Федерации.

Конституционные нормы гражданского законодательства

Конституция РФ, хотя и не относится к гражданскому законодательству, тем не менее, содержит нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения. Глава 1 «Основы конституционного строя» устанавливает важнейшие принципы экономической системы Российской Федерации.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основной закон государства гарантирует:

  1. единство экономического пространства;
  2. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств внутри страны;
  3. поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

Часть 2 статьи 8 Конституции РФ устанавливает равенство всех форм собственности: частной, государственной или муниципальной.

В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» также содержатся нормы гражданско-правового характера.

Часть 1 статьи 34 Конституции гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Статья 35 Конституции РФ содержит основы имущественного права:

  1. право частной собственности охраняется законом;
  2. каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами;
  3. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения;
  4. право наследования гарантируется.Конституционные нормы определяют содержание гражданского законодательства.

Рисунок 1.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Основой гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ. Это кодифицированный нормативный акт, имеющий статус федерального закона. Гражданский кодекс состоит из двух частей.

Первая его часть содержит основные положения гражданского права, регламентирует субъекты и объекты гражданских правоотношений, право собственности и иные вещные права, сделки и представительство, сроки и исковую давность, общие положения об обязательствах и общие положения о договоре.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ регламентирует условия возникновения, изменения и прекращения конкретных видов гражданско-правовых обязательств, а также наследственные правоотношения и гражданские правоотношения с иностранным элементом (международное частное право).

В настоящий момент сохраняют действие не противоречащие Гражданскому кодексу и иным российским законам нормы Гражданского кодекса РСФСР 1964 года и Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1991 года, регулирующие исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Замечание 1

Гражданский кодекс является правовой основой всей системы гражданского законодательства, и иные федеральные законы, будучи равны кодексу по статусу, не могут содержать нормы, противоречащие нормам Гражданского кодекса. Данные законы лишь детализируют различные нормы Гражданского кодекса.

Указы Президента России и постановления Правительства РФ

Гражданские правоотношения могут быть также урегулированы указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и иным федеральным законам. На основании и во исполнение Гражданского кодекса, иных федеральных законов и указов Президента Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Федеральные министерства и государственные комитеты могут издавать акты, регулирующие нормы гражданского права, если на это есть прямое указание Гражданского кодекса, иного федерального закона, указа Президента или постановления Правительства.

Законодательство субъектов Федерации

Современное законодательство субъектов Федерации носит системный характер. Оно представляет собой не простую совокупность нормативных правовых актов, а упорядоченную и согласованную систему законодательства, которая конкретизирует, дополняет федеральное законодательство, составляя с ним единое целое.

Важно подчеркнуть, что федеральная и региональная подсистемы российского законодательства должны находиться в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. При этом главенствующую роль играет Конституция РФ, которая определяет связи между составляющими данную систему нормативными правовыми актами.

Общественные отношения, которые требуют единообразного регулирования на территории всего государства, должны быть, безусловно, утверждены на федеральном уровне. Субъекты РФ не могут устанавливать в своих актах гражданско-правовые нормы, которые по своему характеру относятся к правовым основам единого рынка. Это исключительная прерогатива центральной власти.

Замечание 2

Региональные нормы гражданского права не должны препятствовать функционированию единого экономического пространства, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности. Следует отметить, что субъектам Федерации не может быть предоставлено право устанавливать в своих регионах различные экономические правопорядки, препятствующие образованию единого экономического пространства.

Региональная подсистема гражданского законодательства состоит из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Современное законодательство регионов содержит гражданско-правовые нормы, регулирующие определенные имущественные отношения. Например, в части поддержки малого предпринимательства, земельных отношений, общих вопросов образования, науки и культуры.

Особенно заметна специфика правового регулирования имущественных отношений на уровне субъектов Федерации в сфере природопользования, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов.

Замечание 3

В настоящий момент рано говорить о том, что система гражданского законодательства субъектов РФ сложилась в полной мере. Следует надеяться, что в обозримой перспективе региональное законодательство будет развиваться с учетом потребностей современного общества.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/grazhdanskoe_zakonodatelstvo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.