Нормы финансового права

Понятие и виды финансово-правовых норм, структура, особенности

Нормы финансового права

В данной статье будут рассмотрены понятие и виды финансово-правовых норм. Нормой является правило поведения, установленное государством, которое обеспечено и мерами принуждения.

Каждая из этих норм строго определена в финансовых общественных отношениях, которые случаются в процессе государственной и муниципальной финансовой деятельности, поскольку каждая норма закрепляет юридические обязанности и права участвующих.

Всё это классифицировано и законодательно утверждено, что и констатируют понятие и виды финансово-правовых норм.

О понятии

Финансовое право — это часть общего права, а первичные исходные элементы его — нормы финансовых общественных отношений, которые обладают всеми общими чертами правовой нормы, однако имеют некие особенности, характеризующие именно данную отрасль права.

Как уже было сказано выше, государство установило и охраняет правила поведения участвующих в общественных отношениях через строго определённые юридические обязанности и права. Таково понятие, и виды финансово-правовых норм исходят из него и соответствуют ему.

Особенностью такой нормы является то, что ею регулируются отношения, которые непременно возникают при работе с финансовыми ресурсами в процессе их плановых образований, распределений и использования либо местным самоуправлением, либо государством при осуществлении собственных планов.

Понятие и виды финансово-правовых норм существенно отличаются от общих правовых.

Во-первых, иное содержание, во-вторых — иной характер предписаний, установленных в них, в-третьих — иная мера ответственности, если нарушаются предусмотренные правила, в-четвёртых — иные способы правовой защиты участников таких отношений.

Для правил поведения в процессе общественных отношений, что и является содержанием норм финансовых отношений, характерно предоставление всем участникам особых юридических прав и возложение на них особых юридических обязанностей, чтобы их осуществление обеспечивало планомерное образование и правильное использование всех централизованных и децентрализованных доходов (денежных фондов), государственных и принадлежащих местному самоуправлению, в соответствии с теми задачами, которые актуальны в данное время и вытекают из политики социально-экономического развития всей страны.

Общее содержание финансово-правовых норм — понятие, виды, структура — безусловно должно иметь разное конкретное выражение, поскольку финансовые отношения разнообразны, а в финансовой системе огромное количество звеньев.

Есть отдельные правила для сбора налогов, для любых других платежей, обязательные для предприятий и отдельных граждан, для аккумуляции бюджетных средств и их расходования, для создания кредитных ресурсов и их распределения, для страховых фондов и так далее.

Именно такая конкретика отличает особенности финансово-правовых норм.

Характеристика

м финансово-правовых норм — понятием, видами, структурой — обусловлен их повелительный (императивный) характер, поскольку в них содержатся категоричные требования, которые не позволяется произвольно изменять, они самым точным образом определяют объёмы прав и диктуют ряд обязанностей для всех участвующих в финансовых отношениях.

Права и обязанности должны обеспечить интересы не только муниципальной власти и государства, но также и всех участвующих, в том числе граждан и предприятий (независимо от формы собственности).

Примеры финансово-правовых норм можно обнаружить повсюду: предприятия и граждане обязаны вносить налоги в местный или госбюджет до истечения предусмотренных сроков, должны представлять отчёты и многие другие документы на контроль компетентным органам.

Государство и плательщики

Многие действия таким же образом совершаются для того, чтобы обеспечить аккумуляцию денежных средств в распоряжение местного самоуправления или государства по утверждённым планам. С другой стороны, государственные органы с целью соблюдения прав плательщиков возвращают излишки взысканных платежей.

В понятие финансово-правовых норм входит обязательный закреплённый порядок формировании бюджета, использование бюджетных и внебюджетных фондов с чётким определением обязанностей и прав каждого из участвующих в этой деятельности.

Обязанности и права

У юридических обязанностей и прав тоже имеются некоторые особенности, которые устанавливает финансово-правовая норма: понятие, виды, содержание её связаны целиком и полностью с участниками, компетенции которых определены уставами, положениями и законами.

Это различные учреждения, организации, предприятия, местное самоуправление, государственные органы — для всех в точности прописаны правила поведения в финансовых отношениях. Причём очень часто обязанности сливаются с правами, превращаясь в единое полномочие.

Например, нормы, закрепляющие обязанности и права в области финансов местной и государственной власти. Бюджетные средства должны использоваться на социальные и экономические программы только для данной территории, именно это является одновременно и правом, и обязанностью.

Однако финансово-правовые нормы — понятие, признаки, виды их — содержат в обязательном порядке и обособленные обязанности и права.

В первую очередь это относится к предприятиям, предпринимателям, гражданам, основываясь на праве собственности, охраняемом Конституцией, а также на праве свободно использовать имущество, если экономическая деятельность не запрещена законом.

Виды финансово-правовых норм

Роль норм в финансовых отношениях и их особенности лучше всего проясняет классификация, которую проводят по определённым основаниям. Первое — способ воздействия.

В зависимости от того, как оказывается воздействие на участвующих в финансовых отношениях, от характера их юридических обязанностей и прав, правовые нормы подразделяют на три вида: уполномочивающие, запрещающие и обязывающие.

Последние требуют от предприятий, граждан, любых органов и прочих участвующих в финансовых отношениях совершить те или иные действия, устанавливая их обязанности.

Например, налоговым органам предписано извещать налогоплательщиков о сроках и суммах платежей заблаговременно, а для граждан и предприятий есть предписание платежи произвести своевременно.

Местное самоуправление и власти в субъектах РФ обязаны использовать субвенции из вышестоящего бюджета только по целевому назначению.

По большей части само понятие, особенности, виды финансово-правовых норм носят именно обязывающий характер, здесь норма пользуется только властными предписаниями.

Запрещающие нормы

Здесь устанавливается обязанность всем участникам финансовых отношений не совершать определённых действий, на которые наложен запрет. Например, нельзя ухудшать положение налогоплательщиков посредством придания обратной силы законодательным актам, то есть запрещено в субъектах РФ, а также местному самоуправлению вводить налоги, которые не предусмотрело федеральное законодательство.

Запрещено на всей территории РФ вводить денежные знаки, выпускать денежные суррогаты. Повсеместно на всей территории РФ действующим должен быть только рубль. Банк России (Центральный банк) не имеет права снабжать кредитами правительство для того, чтобы финансировать бюджетный дефицит (исключениями являются только случаи, предусмотренные законом).

Особенности

Нужно отметить сравнительно небольшое число именно запрещающих видов финансово-правовых норм. Особенности понятия объясняются тем, что финансовые отношения регулируются в основном нормами обязывающими. Поскольку строго определённые действия чаще всего не могут включать в себя какие-либо импровизации, специальные запреты можно и не устанавливать.

Это делается для усиления гарантий соблюдения прав каждого участвующего в финансовых отношениях, а также чтобы подчеркнуть особую важность финансовой дисциплины. Запрещающие нормы чётко обрисовывают границы дозволенного. Например, это касается определения и порядка при предоставлении льгот по налогообложению, которые всегда распределяются индивидуально.

Уполномочивающие нормы

Такими нормами даётся право на самостоятельные действия участникам финансовых отношений, однако для их продолжения всегда предусмотрены определённые рамки и строго установлены границы.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы тоже обладают императивными свойствами.

Например, предприятие как угодно может распорядиться собственной прибылью, но только после того, как выполнит все обязанности по отчислениям в бюджет.

Ещё пример: субъекты Российской Федерации, вводя региональные налоги, могут самостоятельно решать круг вопросов, определённых законодательством: о сроках уплаты, о ставках налогов, о налоговых льготах и тому подобном.

Целью введения уполномочивающих правовых норм финансовых отношений является развитие инициативы в хозяйственной деятельности при решении региональных и общегосударственных задач.

При переходе к рыночным отношениям создались условия, когда самостоятельность стала необходима, в то время как усиливаются экономические рычаги в регулировании народного хозяйства.

Нормы материальные и процессуальные

Правовые нормы финансовых отношений в зависимости от содержания бывают процессуальными и материальными.

Последние укрепляют финансовую систему, её состав, объём и виды денежных обязательств граждан и предприятий в отношении муниципального и государственного бюджета, формируют банковские кредитные ресурсы, все виды расходов, которые включены в бюджеты и фонды вне бюджета.

Также материальные нормы финансового права определяют и многое другое, что касается денежного (материального) содержания юридических обязанностей и прав всех участвующих в финансовых отношениях.

Процедурные (или процессуальные) финансово-правовые нормы определяют порядок деятельности при формировании, распределении и использовании доходов государства и муниципальных образований. Самое важное здесь — соблюдение процедур, которые предусмотрены для этой деятельности.

Многие другие отрасли права не концентрируют процессуальные и материальные нормы в единой совокупности, этой особенностью обладает более всего финансовое право (за исключением бюджетного раздела, где материальные нормы обособляются от регулирующих ход бюджетного процесса).

Гипотезы, диспозиции, санкции

По логической структуре правовая норма финансовых отношений состоит из трёх главных элементов. Это санкция, диспозиция, гипотеза. Каждая из них отражает особенности именно этой области права. Гипотезой определяются условия, при которых работает правовая норма. Форма у неё сложная, с целым рядом чётко сформулированных условий.

Диспозицией устанавливается содержание определённого правила поведения, ею даются конкретные предписания, где выражено содержание обязанностей и прав участвующих в финансовых отношениях.

Отклонения от требований диспозиции недопустимы. Санкции — это последствия при нарушениях правовой нормы, именно ими определены вид и мера юридической ответственности.

Так осуществляют государственное принуждение к соблюдению финансово-правовых норм.

Правоотношения

Финансовыми правоотношениями называют общественные отношения, которые урегулированы финансовым правом, участники снабжены юридическими обязанностями и правами, которые реализуют предписания, содержащиеся в нормах финансового права, и касаются образования, распределения и использования муниципальных и государственных доходов и денежных фондов.

Процесс государственной финансовой деятельности содержит и такие отношения, при которых нет правовой регламентации, когда государство осуществляет организационную, подготовительную, информационную и любую другую деятельность.

Но только правовые отношения могут выражать основное содержание такой деятельности, так как придают ей чёткую организованность и целенаправленность. Вне правовых отношений никакая финансовая деятельность осуществляться не может.

Структура финансовой деятельности

Финансовые правоотношения наиболее полно раскрываются при классификации по структуре финансовой системы, в зависимости от функций того или иного звена, по их юридическому содержанию.

Финансовые правоотношения в зависимости от структуры могут быть простыми или сложными.

У простых — только одно право и только одна обязанность, а у сложных — несколько субъективных, связанных друг с другом прав и несколько обязанностей.

Простые финансово-правовые нормы по понятиям, особенностям, видам, структуре довольно редки в любых отраслях права. Например, установление налогов — простое финансовое правоотношение.

Преобладают правоотношения сложные: межбюджетные, налоговые, правоотношения по внебюджетному и бюджетному процессу, и всегда кроме основного финансового правоотношения можно выделить производные.

Основное создаёт конструкцию, на ней располагаются производные.

Источник: https://FB.ru/article/357396/ponyatie-i-vidyi-finansovo-pravovyih-norm-struktura-osobennosti

Классификация и структура финансово-правовых норм

Нормы финансового права

Введение

Финансово-правовые нормы представляют собой исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.

Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства. 

Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они, в отличие от норм других отраслей права, регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

1 Общая характеристика финансово-правовых норм

    1. Понятие и содержание финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы (нормы финансового права) – «установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которые закрепляют юридические права и юридические обязанности их участников», т. е. это те первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.

Общие признаки финансово-правовой нормы таковы:

• нормы устанавливаются государством и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

• норма носит общий характер и относится ко всем участникам финансово-правовых отношений;

• норма возлагает на участников правоотношений обязанности и предоставляет им субъективные права;

• норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содержание финансово-правовых норм имеет разнообразное конкретное выражение, вытекающее из разнообразия финансовых отношений, например, правила взимания налогов с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т. д.

финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.

Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан.

1.2 Специфические особенности финансово-правовой нормы

Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования.1

Финансово-правовые нормы отличаются от иных норм по предмету регулирования, а именно: финансово-правовые отношения в процессе формирования и использования денежных ресурсов государства.

Финансовая деятельность государства, несмотря на многообразие форм ее проявления, есть деятельность, связанная с аккумуляцией денежных средств, их распределением и перераспределением, использованием, а также контролем.

Все участники возникающих при этом общественных отношений наделены определенными правами и обязанностями. Одновременно они являются субъектами других отраслей права и также наделены соответствующим объемом юридических прав и обязанностей.

Финансово-правовые нормы закрепляют их полномочия как участников финансового планирования, налогоплательщиков, кредиторов, заемщиков, контролеров, получателей и распорядителей государственных ассигнований и т.д.

В законах, уставах, положениях об органах государственной власти и управления, хозяйствующих субъектах обязательно выделяются их права и обязанности по участию в финансовой деятельности. В частности, это касается выполнения обязательств перед бюджетом. Будь это обязанности в части составления, рассмотрения, утверждения, исполнения соответствующих бюджетов или уплаты причитающихся бюджетной системе налогов, сборов,

пошлин, санкций, финансово-правовые нормы закрепляют эти обязанности, а также права и меры ответственности.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены в специфике: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил; г) порядка защиты прав участников финансовых отношений.

Особенность финансовых норм заключается еще и в том, что они являются средством реализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлежностью финансового права к праву публичному, а не к частному.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, будучи объективно обусловлена экономическим строем общества, производственными отношениями и т.д., детерминирована насущными потребностями и интересами больших масс людей — классов, социальных групп, общества в целом.

Это интерес к оптимальному регулированию экономической жизни, к оказанию помощи социально незащищенным гражданам, к наличию боеспособной армии, сильной милиции и т.д.

При этом интерес к финансовому обеспечению государства, к получению от него финансовой помощи, существующий на уровне больших социальных общностей, сочетается с интересом самого государства к поддержанию своего собственного существования.

Это естественно, так как финансовые ресурсы необходимы государству не только для того, чтобы реализовать социальные интересы, воплощающиеся в его задачах и функциях, но и для того, чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных интересов.

Таким образом, государство мобилизует денежные средства, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприятия. В связи с этим финансово-правовые нормы являются средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализации интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др. Поэтому, несмотря на разбросанность финансово-правовых норм по различным источникам, они всегда четко выделяются, так как регулируют только определенный круг общественных отношений.

2. Классификация и структура финансово-правовых норм

2.1 Виды финансово правовых норм

Финансово-правовые нормы, как и все прочие правовые нормы, можно классифицировать по ряду признаков:

1) В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы направлены непосредственно на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.

Основная масса финансово-правовых норм является регулятивной, так как финансовое право, по существу, не является охранительной отраслью права, а призвано, прежде всего, отрегулировать определенную группу отношений, т.е.

закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д.

К охранительным финансово-правовым нормам относятся нормы, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения.

2) В зависимости от юридического содержания и по способу воздействия на участников финансовых отношений, финансово-правовые нормы, подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие).

Обязывающие финансово-правовые нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных положительных действий.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер, так как государство проводит свою финансовую политику, используя метод властных предписаний.

В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирования — метод властных предписаний.

Запрещающие финансово-правовые нормы налагают запрет на совершение каких-либо действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Число запрещающих финансово-правовых норм сравнительно невелико.

Это объясняется тем, что при регулировании финансовых отношений преобладают нормы обязывающего характера. Предписывая совершение строго определенных действий, они обычно исключают необходимость специального установления связанных с этими действиями запретов.

Но в некоторых случаях в целях усиления гарантий прав участников финансовых отношений, подчеркивания особой важности соблюдения финансовой дисциплины в какой-то области предусматриваются запреты. В других случаях запрещающие нормы определяют пределы дозволенных действий.

Например, закон запрещает определять условия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.

Управомочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах.

Существует два вида управомочивающих финансово-правовых норм. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или не реализации) зависит исключительно от воли субъектов финансового права.

Главным образом к таким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в последние годы круг таких субъектов расширяется.

Для второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную свободу в выборе средств, времени и т.д.

Управомочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач.

Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования народного хозяйства.

Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

3) В зависимости от особенностей предмета финансового регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов, установленной юридической формы принимаемых решений и т. п.

В отличие от некоторых других отраслей права финансовое право концентрирует в единой совокупности материальные и процессуальные нормы. Его разделы и институты, как правило, также в единстве представляют материальные и процессуальные нормы.

4) В зависимости от того, какую операцию они выполняют в процессе правового регулирования, т.е. на чем они специализируются, среди финансово-правовых норм в науке выделяются так называемые специализированные нормы.

Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам.

Существуют следующие виды специализированных норм в финансовом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; коллизионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы.

Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых отношений. К ним относится норма ст.2 Налогового кодекса РФ, определяющая общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются признаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в Налоговом кодексе РФ.

В нормах-принципах сформулированы основные начала бюджетного, налогового и другого законодательства, финансовой деятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_60/klassifikaciya-i-struktura-finansovopravovyh-norm/601282.3536294.page1.html

Финансово-правовые нормы: понятие, виды

Нормы финансового права

В функции государства входит обеспечение планомерности аккумуляции финансовых средств и направление их в соответствии с планами и программами в экономику, социальную сферу и на прочие общественные потребности. Организация данной деятельности должна проходить согласно правилам и требованиям правовых норм.

Понятие и виды финансово-правовых норм

Нормы финансового права закрепляют общие принципы и формы финансовой деятельности страны и органов местного управления, способы аккумуляции средств в денежные фонды государственного и муниципального уровня, типы применяемых для образования данных фондов платежей и порядок их взимания. Также они участвуют в регулировании порядка получения и применения государственных и муниципальных финансовых средств, источников формирования денежных ресурсов муниципальных и гос предприятий, организаций, учреждений и т.д.

В процессе регулирования этих отношений финансово правовые нормы закрепляют права и обязанности госорганов, органов местного управления, предприятий, учреждений, гражданских лиц.

Финансово правовые нормы представляют собой первоначальные элементы, составляющие финансовое право, как отрасль права. Для них характерны все общие свойства правовой нормы, но также и особенности именно этой отрасли права.

Определение 1

Норма финансового права – это определенное и охраняемое государственными органами правило поведения участников в обществе, которое выражается в их юридических правах и обязанностях.

Особенностью финансово правовой нормы является то, что она (в сравнении с нормами других отраслей права) регулирует взаимоотношения, образующиеся в процессе планового формирования, распределения и применения государством и органами местного управления денежных ресурсов с целью удовлетворения стоящих перед ними задач.

Определение 2

Итак, норма финансового права – это определённое и охраняемое государственными органами (путём применения различных санкций к правонарушителям) строгое правило поведения в общественно-финансовых отношениях, образующихся при плановом образовании, распределении и использовании государственных/муниципальных финансовых фондов и доходов с закреплением юридических прав и обязанностей их участников.

Классификация норм финансового права

Классификация финансово правовых норм проводится по нескольким основаниям. Зависимо от способа воздействия на участников финансовых правоотношений, устанавливающего категорию их юридических прав и обязанностей, нормы финансового права делятся на 3 вида:

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • уполномочивающие/управомочивающие.

Определение 3

Обязывающие нормы финансового права требуют от сторон, участвующих в экономических отношениях, а именно госорганов, органов местного управления, предприятий, гражданских лиц и других, определённых действий, закрепляют их обязанности в этой сфере.

Большинство финансово правовых норм носит как раз подобный характер. Здесь прослеживается главный императивный способ финансово правового регулирования, то есть метод властных предписаний.

Определение 4

В запрещающих нормах финансового права содержится запрет на совершение определённых действий, то есть они устанавливают обязанность сторон финансовых взаимоотношений воздержаться от них.

Определение 5

В уполномочивающих финансово правовых нормах определены права сторон финансовых отношений на осуществление конкретных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Таким образом, они предоставляют возможность принять самостоятельные решения в финансовой области, но в строгих границах.

Зависимо от содержания финансово правовые нормы бывают материальные и процессуальные.

Определение 6

В материальных финансово правовых нормах закрепляется состав системы финансов, виды и объём экономических обязательств предприятий и гражданских лиц перед государством и муниципальными структурами, источники образования кредитных ресурсов банковских организаций, типы расходов, входящих в бюджеты и внебюджетные госфонды и пр., то есть материально-денежное содержание юр прав и обязанностей участников финансовых взаимоотношений.

Определение 7

Процессуальные/процедурные финансово правовые нормы определяют порядок деятельности при формировании, распределении и использовании государственных/муниципальных денежных фондов/доходов, требуют соблюдать предусмотренные процедурные правила в этой сфере: сроки, участие определённых органов и т.д.

Основные элементы финансово правовой нормы

Финансово правовая норма по своей логической структуре включает три основных элемента:

  • гипотезу;
  • диспозицию;
  • санкции.

Определение 8

Гипотеза определяет условия действия финансово правовой нормы, обычно имея сложную форму, включает ряд чётко обозначенных условий, при наличии которых дается право на совершение определённых действий в финансовой сфере государства и муниципальных органов.

Пример 1

Обязанность юридического лица уплатить в госбюджет налог на прибыль осуществляется при условии, в случае если оно имеет расчётный счёт в банке и самостоятельный баланс, а также к нему поступает подлежащая налогообложению прибыль.

Определение 9

Диспозиция определяет содержание самого этого правила поведения, то есть указывает на совершение конкретных действий в процессе формирования, распределения или использования финансовых муниципальных или гос ресурсов, обозначает содержание прав и обязанностей сторон-участников финансовых отношений.

Диспозиция требует определённого поведения от сторон финансовых взаимоотношений и не допускает отклонения от данных требований.

Определение 10

Финансово правовые санкции определяют последствия от нарушений правовой нормы, устанавливают виды и степень юридической (в этом случае финансово правовой) ответственности правонарушителей норм финансового права. Через санкции государством осуществляется принуждение к выполнению финансово правовых норм.

Для финансово правовых санкций (по сравнению с санкциями норм в других отраслях права) свойственны особенности, носящие чаще всего финансовый характер и содержащие меры принудительного действия для нарушителя посредством его денежных фондов и средств (прямым либо косвенным путём). К таким относятся:

  • штрафы;
  • пеня;
  • принудительное изъятие бюджетных средств;
  • приостановка операций по банковским счетам;
  • запрет на проведение банковскими органами отдельных банковских операций.

Учитывая то, что нарушение предписания финансово правовой нормы влечёт за собой материальный вред для государства, применение норм финансового права содержит некоторые особенности.

Самой распространенной санкцией в области финансового права признана пеня, которая взимается в случае нарушения срока платежа (налагается финансовыми органами автоматически, без установления при этом вины за нарушение).

Но в дальнейшем нарушившая сторона имеет право на обжалование решения финансового органа в порядке суда.

Меры финансово правовой ответственности применяют государственные органы и их должностные лица. А именно данные меры воплощаются через:

  • Федеральное казначейство;
  • Федеральную таможенную службу РФ;
  • ЦБ РФ;
  • Федеральную налоговую службу РФ со своими структурными подразделениями.

Данные органы применяют санкции в административном порядке, не устраивая судебное разбирательство.

Данный порядок наиболее распространён вследствие направленности финансово правовых санкций на обеспечение общих государственных интересов в финансовой области и необходимости моментального реагирования на финансовые нарушения.

Но в некоторых случаях не исключается необходимость принятия решений судебного органа (арбитражного суда либо суда общей юрисдикции) по использованию финансово правовых санкций (например, в случае со спором, взысканием штрафов и пени с физических лиц).

Также к финансово правовым санкциям относятся меры дисциплинарного взыскания, которые применяет руководство предприятий и организаций разных форм собственности, и меры уголовно правового воздействия, назначаемые судебным органом. В качестве основания для использования подобных санкций служат нарушения соответствующего характера.

Санкции финансового права объединяют в себе правовосстановительные и штрафные/карательные элементы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/finansovo-pravovye-normy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.