Норма конституционного права

Содержание

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

Норма конституционного права

Конституционно-правовые нормы, вопреки расхожему мнению, содержатся не только в Конституции. Разберемся, что это за нормы, как отличить их от других категорий норм, что они регулируют, где их найти (все на конкретных примерах).

Нормы конституционного права — что это?

Где содержатся конституционные нормы

Особенности конституционно-правовых норм

Виды конституционно-правовых норм

Структура конституционно-правовых норм

Конституционно-правовые нормы и институты

Нормы конституционного права – что это?

Начнем с определений:

  • конституционное право — это отрасль права, которая регламентирует основы госустройства, порядок формирования органов госвласти и принципы их деятельности, цель которой — обеспечение соблюдения прав человека;
  • норма права — общеобязательное правило поведения, которое установлено государством и находится под его охраной, предоставляющее юридические права или возлагающее юридические обязанности и исполнение которого обеспечивается государством (на эту тему у нас есть отдельная статья «Что такое правовая норма», в ней все подробно расписано).

Конституционно-правовые нормы — это введенные и обеспечиваемые государством обязательные для всех правила поведения, регламентирующие конституционные правоотношения.

Конституционные нормы считаются исходными и служат основой для норм других отраслей права (см. ст. «Критерии деления системы права на отрасли»).

Где содержатся конституционные нормы

Нормы этой отрасли права можно найти не только в Конституции, но и в других юридических актах (они называются источниками права).

Обратите внимание! Источник конституционного права — совокупность официальных документов или их отдельных положений, включающих юридические нормы, которые регламентируют главные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования госвласти в стране, закрепляют основные права и свободы личности в нашем государстве.

Источниками конституционного права выступают:

  • Конституция РФ;
  • конституции субъектов РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • международные акты;
  • внутригосударственные договоры;
  • законы бывших СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • акты Конституционного суда РФ;
  • акты Верховного суда РФ.

Особенности конституционно-правовых норм

Нормы этого вида имеют специфические особенности, отличающие их от других категорий норм. К таким признакам можно отнести следующее:

  1. Нормы конституционного права регулируют наиболее общие и существенные стороны жизни общества: закрепляют политическую, экономическую, социальную и культурную основу устройства общества.
  2. Большая их часть содержится в таких первичных юридических актах, как Конституция РФ и уставы субъектов РФ.
  3. Обладают своеобразным составом субъектов: народ, государство, народности, госорганы различного уровня.
  4. Чаще всего не обладают классической для правовой нормы структурой (т. е. гипотеза, диспозиция, санкция). Обычно конституционная норма состоит из гипотезы и диспозиции, очень редко присутствует санкция (подробнее на этом остановимся далее).
  5. В процессе использования на практике подавляющее большинство таких норм не порождают конкретное правоотношение, а служат для определения или установления правового состояния или статуса субъектов права (например, состояние в российском гражданстве, наличие безусловного права на жизнь и др.).

Обратите внимание! Конституционные нормы определяют прежде всего базовые принципы, которые должны быть использованы при реализации норм иных отраслей права. Они определяют госустройство РФ, ее экономический и социальный строй, положение гражданина, систему органов власти и т. д.

Виды конституционно-правовых норм

Классификацию конституционно-правовых норм можно провести, например, по нижеперечисленным критериям (возьмем наиболее распространенные).

По действию в пространстве

По этому критерию нормы можно подразделить:

  • на обладающие силой на всей территории РФ (нормы Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов);
  • обладающие силой на территории субъектов РФ (нормы конституций (уставов) субъектов РФ);
  • обладающие силой на территории муниципальных образований (устав городского округа, например).

По степени определенности предписаний

В зависимости от определенности нормы могут быть:

  • Императивными. Не могут меняться по воле субъектов правоотношений, подлежат неукоснительному исполнению. Например, ч. 2 ст. 4 Конституции РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
  • Диспозитивными. Дают субъектам правоотношений возможность в определенных пределах действовать по своему усмотрению. Например, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).
  • Рамочными. Наделены характеристиками и императивных, и диспозитивных, т. е. позволяют субъектам правоотношений действовать по своему усмотрению, но до установленных законом четких пределов. Например, ст. 8 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» определяет, что кандидат на должность судьи КС РФ обязательно не должен быть моложе 40 лет (одно из требований). Таким образом, с одной стороны, законом установлены некие рамки, но, с другой стороны, внутри них субъект правоотношений волен в своем выборе.

По социальному назначению

Нормы конституционного права могут иметь разное значение для общества:

  • Учредительные устанавливают основы общественных устоев (например, нормы ч. 1 Конституции РФ).
  • Регулятивные закрепляют и конкретизируют права и обязанности граждан, полномочия государственных органов, должностных лиц (например, нормы ФКЗ «О референдуме РФ»).
  • Охранительные регламентируют порядок применения принудительных мер (нормы ФКЗ и ФЗ о судопроизводстве).
  • Обеспечительные (гарантийные) служат для обеспечения прав граждан, деятельности органов власти. Например, согласно ч. 2 ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируется бесплатное и общедоступное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных учебных заведениях.
  • Дефинитивные вводят и закрепляют правовые термины (например, ст. 4 ФКЗ «О референдуме РФ»).
  • Коллизионные содержат правила определения права, применимого для регулирования отношений. Например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорит о том, что нормы международных законов имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства. Это вопрос мы разбирали в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Оперативные определяют порядок вступления в силу, изменения или отмены тех или иных норм (например, заключительные и переходные в законе).

По характеру содержащихся в нормах предписаний

По характеру предписаний нормы классифицируют:

  • На управомочивающие. Закрепляют правомочия и права субъектов правоотношений (например, право на свободу и личную неприкосновенность, ст. 22 Конституции РФ).
  • Обязывающие. Регламентируют обязанности субъектов правоотношений исполнять определенные действия (каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, ст. 58 Конституции РФ).
  • Запрещающие. Устанавливают обязанность субъектов правоотношений воздерживаться от некоторых действий (запрещено принуждение к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них, ст. 29 Конституции РФ).

По предмету правового регулирования

Как и во многих других отраслях, конституционные нормы разделяются по предмету правового регулирования:

  • На материальные. Закрепляют права и обязанности субъектов, регламентируют содержание правоотношений. Например, ст. 119 Конституции РФ устанавливает требования к лицам, которые могут стать судьями.
  • Процессуальные. Предусматривают порядок разрешения юридических вопросов. Например, ст. 82 регламентирует процесс принесения присяги Президентом, ст. 129 Конституции РФ определяет порядок назначения и освобождения от должности прокуроров.

По субъектам правотворчества

Конституционно-правовые нормы классифицируются также в зависимости от принявшего их органа:

  • принимаемые федеральными органами власти;
  • принимаемые органами власти субъектов РФ;
  • принимаемые органами власти муниципальных образований;
  • принимаемые международными организациями и объединениями;
  • принимаемые гражданами (например, на референдумах).

Структура конституционно-правовых норм

Выше мы уже обсуждали, что конституционные нормы обычно состоят из гипотезы и диспозиции. Структура норм конституционного права редко предусматривает санкцию.

Это связано с тем, что конституционное право направлено прежде всего на установление и определение общественного строя и правового статуса субъектов права. Тем не менее санкции в нормах конституционного права все же встречаются.

Их условно можно определить скорее не как наказание, а как последствие. Иногда санкции являются отсылочными (в основном к неконкретизированному федеральному закону).

Примеры для наглядности мы приводим в таблице ниже.

НормаГипотезаДиспозицияСанкция
Ч. 4 ст. 3 Конституции РФНикто не может присваивать власть в РФЗахват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону
Ч. 1 ст. 49 Конституции РФПока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором судаКаждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным
Ст. 111 Конституции РФПредложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФГосдума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуреПосле трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы

Обратите внимание! Среди конституционных норм очень много норм-дефиниций (содержащих юридические определения), норм-деклараций (объясняющих цели юридического акта) и норм-принципов (объясняющих основные идеи юридического акта). В таких нормах не выделяют 3 стандартных элемента структуры правовых норм.

Конституционно-правовые нормы и институты

Группа взаимосвязанных правовых норм внутри отрасли права, регламентирующих конкретную разновидность качественно однородных общественных отношений, называется правовым институтом.

Внутри такой отрасли, как конституционное право, также выделяются свои институты, среди которых:

  • институт основ правового статуса человека и гражданина;
  • институт народовластия;
  • институт основ конституционного строя;
  • институт главы государства;
  • институт правительства;
  • институт судебной власти;
  • институт местного самоуправления;
  • институт федеративного устройства РФ и др.

Внутри института права нередко можно выделить подинституты (субъинституты) — меньшие по объему комплексы норм, регламентирующие более узкую группу правоотношений.

Например, институт основ правового статуса личности можно подразделить на такие подинституты, как гражданства, личных прав и обязанностей и т. д. Другой пример — институт главы государства, внутри которого выделяются подинституты президентского вето, инаугурации и др.

***

Итак, нормы конституционного права выражены в Конституции и прочих юридических актах. Это общеобязательные правила должного или возможного поведения, защищенные принудительной силой государства.

Существенной особенностью норм конституционного права является основополагающий, базовый характер: конституционно-правовые нормы закрепляют главные принципы для всех норм иных отраслей права.

Структура большинства таких норм не предусматривает санкцию.

Аедоницкая Екатерина Борисовна

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/chto-takoe-konstitucionno-pravovye-normy-i-ih-vidy/

Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, виды

Норма конституционного права

Большая часть норм конституционного права включена не только в конституции, но и содержится в национальном законодательстве и прочих актах.

Определение 1

Конституционно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливает или санкционирует государство. Они регулируют общественные отношения и составляют однородную группу.

Конституционные нормы отличаются от обычных норм тем, что они определяют формы и методы осуществления власти государства. Такие нормы могут являться фундаментальными с политической точки зрения.

Конституционно-правовые нормы наделены следующими признаками:

  • регулирование особой области общественных отношений, которая представляет собой предмет конституционно-правового регулирования;
  • общерегулятивный характер (нормы в виде принципов, деклараций, определений, целей, программ и др.);
  • наличие специфических источников, в которые эти нормы включены (конституции и др.);
  • учредительный характер предписаний, которые в них содержатся;
  • регулирование поведения широкого круга лиц;
  • большая часть норм, включенных в конституции, представляет собой нормы-принципы, нормы-дефиниции и нормы-цели;
  • особенности структуры (гипотеза обладает условным характером, санкция, как правило, не содержится).

Классификация конституционных норм

Наука конституционного права рассматривает классификацию конституционно-правовых норм:

  1. В зависимости от определенности предписании:
    1. диспозитивные нормы (предлагают возможность выбора альтернатив поведения субъекта права, которые изложены в самой правовой норме);
    2. императивные нормы (субъект права должен осуществлять определенное поведение, которое закрепляет конкретная норма).
  2. В соответствии с ролью в механизме правового регулирования:
    1. материальные нормы (определяют состав действий);
    2. процессуальные нормы (определяют формы их реализации).
  3. В зависимости от юридической силы принято различать нормы из нескольких источников:
    1. конституции;
    2. законы;
    3. подзаконные акты.
  4. В зависимости от территориальных признаков нормы могут действовать на территории:
    1. страны;
    2. отдельных ее регионов;
    3. государственных муниципальных образований.
  5. По времени действия нормы могут быть:
    1. постоянными (без определенного срока);
    2. временные (содержатся во временных актах, в переходных положениях конституции и т.д.).

Виды конституционных норм

Основная масса конституционно-правовых норм представлена нормами-правилами. С их помощью происходит регулирование конкретных отношений в обществе. Они формируют перечень прав и обязанностей участников этих правоотношений, включая их правомерную деятельность.

В число норм-правил можно включить нормы, устанавливающие права и обязанности граждан. Они могут определять правовой статус государственных органов. В соответствии с характером регулируемых отношений нормы-правила классифицируются на материальные (например, 11 статья Конституции Польши 1997 г.

, которая призвана устанавливать статус политических партий) и процессуальные (например, 122 статья Конституции Конго, которая формирует процесс принятия Национальным собранием резолюции о недоверии правительству). В состав материальных норм входят организационные или институционные нормы,.

Их учреждением занимаются органы государства, которые определяют их структуру и организацию (например, 24 статья Конституции Франции определяет структуру парламента).

С помощью норм-целей могут формироваться базовые направления общественного и государственного развития. Они способны ориентировать законодательную работу (например, 3 статья Конституции КНР 1982 г., включающая поправки и изменения 1993 г., формулирует цель страны в виде строительства социализма модернизированного вида).

Нормы-принципы нормативно определяют принципы организации строя общества и страны (примером может быть специальный раздел «Принципы политики государства» в конституционных положениях Пакистана, Ирландии и Индии).

В состав норм-определений входит качественная характеристика конституционных институтов, отдельных государственных органов (например, характеристика страны в качестве правовой и социальной структуры в Основном законе ФРГ).

Конституционно-правовые институты представлены совокупностью норм, которые призваны регулировать определенную область отношений в обществе (местное самоуправление, институт главы страны и др.). Институты различаются в зависимости от объема регулируемых отношений, количества норм и их юридической силы. Принято рассматривать комплексные (генеральные) институты, включающие подинституты.

Пример 1

Например, народное представительство может быть представлено на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание). Права и свободы человека и гражданина включают институты гражданских, политических, социальных и экономических прав.

В разных государствах институты, которые близки по содержанию, могут иметь существенные отличия. Помимо этого, институтов, которые есть в одних странах, может не быть в других (например, институт омбудсмена).

Самые крупные институты конституционного права характеризуются как подотрасли (например избирательное и парламентское право).

Классификация конституционного права на отдельные институты формирует систему курса «Конституционное право зарубежных стран», которая строится по системе основных государственно-правовых институтов, рассматриваемых в плане сравнительного государствоведения.

Данный курс не предполагает изучения всех институтов национального государственного права. Он может только устанавливать общие черты и свойства разных государственно-правовых систем. Это дает возможность избежать повторения и предусматривает более глубокий анализ характерных и специфических особенностей.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/konstitutsionno-pravovye-normy-i-instituty/

Конституционно-правовые нормы: особенности, понятие, виды

Норма конституционного права

В данной статье мы поговорим о главных особенностях конституционно-правовых норм. На сегодняшний день Конституция Российской Федерации состоит из девяти глав и двух разделов. В них подробно указаны права и обязанности гражданина и действующей власти.

Главной особенностью является то, что 12 декабря 1993 г. Конституция была принята всенародным анием и 25 декабря того же года вступила в законную силу.

Каждый житель страны знает, что она является основным законом и обладает высшей юридической силой, поэтому закрепляет основы конституционного строя.

Предыстория

Пятый Всероссийский съезд Советов РСФСР принял первую для страны Конституцию 10 июля 1918 года.

В ней было шесть разделов, которые затрагивали права трудящегося, конструкцию советской власти, бюджетные права, пассивное и активное избирательное право и т.д.

В январе 1924 года сразу после объединения республик в (нынешние страны СНГ) единое государство СССР, на втором съезде был принят новый Основной закон. Состоял он из двух разделов. В них присутствовали декларации и договора об образовании.

Этапы Конституции с 1936 по 1993 год

Спустя 12 лет Конституция подверглась изменениям (1936 год).

На этот раз граждане получили право на труд и отдых, обеспечение в старости, свободу слова, неприкосновенность личности и право на тайну переписки.

Документ, обладающий высшей юридической силой, 7 октября 1977 году официально закрепил однопартийную политическую систему. Действовала данная Конституция вплоть до распада Советского Союза.

Нормами конституционного права считаются принятые на государственном уровне правила поведения, которые непосредственно регулируют общественные отношения. Они и составляют предмет конституционного права. Правовые нормы объединяют в себе сферы регулирования и образуют правовой институт.

Любая отрасль не имеет уяснения особенностей без правовых норм. К КПН относятся общие признаки. Если сравнивать с другими нормами права, то они отличаются: содержанием, источниками, особым механизмом, специфическим характером субъектов и особенностью структуры. В правовом институте объединяются различные нормы. Такими институтами являются:

  • личные права и свободы граждан России;
  • избирательное право;
  • парламент и т. д.

Примером конституционно-правовой нормы могут послужить статьи 57-59, в которых указывается, что физическое и юридическое лицо в обязательном порядке должны платить налоги и сборы, а также сохранять и оберегать окружающую среду, при этом у гражданина есть обязанность и долг служить Отечеству. Поэтому дать четкое понятие правовому институту нельзя, так как границы плавно переходят друг в друга. Например, одна норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Поэтому никто не способен дать конкретное определение данному термину.

Для того чтобы понять особенности конституционно-правовой нормы, необходимо сперва изучить ее структуру и специфику.

Так особенности непосредственно связаны с составом. Специфика:

  1. Значительная часть основных конституционно-правовых норм содержится в Конституции, а также в уставах субъектов. Другими словами, во всех первичных учредительных актах.
  2. Нормы закрепляют принципиальное духовно-культурное, социально-экономическое и политическое устройство общества.
  3. Правовые нормы Конституции определяют устройство народовластия (выборы, референдум, судебные органы, президент, СМИ и т. д.), то есть то, что выражает исходный интерес общества, программируя его на дальнейшее развитие.
  4. Конституционно-правовые нормы в большинстве случаев выступают в качестве стандарта для других отраслей права. Не одна из норм уголовного, административного, гражданского или иного права не должна противоречить им. Но наполнять собственным отраслевым содержанием никто не запрещает.

Примеры

Особенностью норм является то, что в самой структуре отсутствуют санкции. Но конституционное законодательство имеет конституционно-правовые санкции. Например:

  • отрешение от должности президента;
  • отставка правительства;
  • ликвидация политической партии по решению суда;
  • роспуск парламента;
  • отзыв депутатов.

А также аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты.

Особенности

Изучив структуру конституционно-правовых норм, можно выделить главные особенности, которые обладают общими признаками. Они присущи всем правовым нормам. Но в Конституции они выделяются из всей правовой системы. Отличаются:

  • содержанием (специфика общественных отношений, на которые направлены нормы регулирования);
  • источниками;
  • особенностью видов, которые регулируются нормами;
  • учредительным и специфическим характером.

Государственное устройство определяет конституционное право, а также закрепляет принципы, которыми обязательно должны руководиться все отрасли юриспруденции.

Управомочивающие нормы

Что это такое? УН – это такие постановления, которые предоставляют определенному субъекту право на совершение какого угодно действия, но они не должны противоречить Основному закону. Делятся данные нормы на:

  1. Запрещающие (нормы права накладывают на субъект обязанность воздержаться от принятия того или иного поступка).
  2. Обязывающие (возложение на субъект тех или иных обязанностей, которые необходимо выполнить).

Нормативный акт управомочивающей нормы может начинаться со слов «имеет право», «разрешается» и т. д. Примерами могут послужить такие ситуации, как: налогоплательщики имеют право пользоваться льготами, но только при наличии оснований, которые указаны в пп. 3 п. 1 статьи 21 НК РФ (Налоговый кодекс Российской Федерации).

Виды

Конституционно-правовые нормы РФ (Российской Федерации) делятся по социальному назначению в правовой системе на несколько категорий:

  1. Учредительные (устанавливают социально-экономические и публично-властные устои общества).
  2. Регулятивные (закрепляют права граждан, а также полномочия органов и должностных лиц).
  3. Обеспечительные (гарантия на обеспечение гражданских прав).
  4. Охранительные (устанавливают меры правонарушений конституционно-правового принуждения).
  5. Оперативные (изменяют содержание других норм).
  6. Дефинитивные (вводят определение исходных терминов права).
  7. Управомочивающие.
  8. Коллизионные нормы (определение компетенции органов).
  9. Запрещающие.
  10. Обязывающие.

Правовое регулирование содержит в себе процессуальные и материальные нормы. Также в особенностях конституционно-правовой нормы можно выделить рамочные, диспозитивные и императивные аналоги.

По субъектам правотворчества они также выделяются, но они исходят от федеральных органов власти или субъектов и т. д.

С юридической точки зрения нормы различаются только актами, в которых они обязательно указываются.

Гражданин и закон

Конституционные обязанности граждан РФ прописаны в Основном законе. Права человека и гражданина напрямую связаны с обязанностями. Поэтому в документе, который имеет высшую юридическую силу указаны некоторые моменты, которые граждане России должен соблюдать. Конституционные обязанности делятся на два признака:

  1. Направление на защиту и охрану социально важных ценностей.
  2. Реализация не только личных, но и общественных интересов.

К общим обязанностям относится:

  • уважать права и свободы других (часть 2 статья 15);
  • сохранять и оберегать природу (статья 58);
  • сохранить историческое наследие (статья 44).

Также конкретные конституционные обязанности граждан РФ включают в себя:

  • Родительские обязанности (статья 38).
  • Воинскую повинность (статья 59).
  • Уплату налогов и сборов (статья 57).

Это и есть в некотором роде особенность конституционно-правовых норм.

Конституция Российской Федерации защищает права и свободы всех граждан любыми способами, которые не запрещены настоящим законом. Существуют три варианта:

  1. Обращение гражданина России в государственные органы.
  2. Также можно обратиться в органы местного самоуправления для обжалования действий, а также бездействия должностных лиц, которые нарушают права граждан.
  3. Третий способ заключается в обращении в СМИ или правозащитные организации, которые объединяются для помощи и защиты человека.

В любом правовом государстве имеется способ защиты прав – судебное разбирательство. Человек, права которого нарушены, может спокойно обратиться в необходимые органы и получить поддержку.

В Конституции Российской Федерации такой метод прописан.

Конституционное право гражданина включает в себя два вида правомочий судебной защиты: материальное содержание (возмещение ущерба) и процессуальное содержание (судебный иск).

Общественные отношения

Конституционные нормы реализуются через правовые отношения. Это тот случай, когда между сторонами возникают обязанности и права после наступления юридических фактов. Предметом регулирования являются данные отношения:

  • общественные, на которых основывается устройство государства и общества, форма правления, суверенитет и т. д.;
  • основы правового статуса граждан Российской Федерации;
  • принцип функционирования систем органов госвласти и системы органов местного самоуправления.

Определение конституционно-правового отношения подразумевает урегулирование конституционного права, а также осуществление юридической связи между субъектами. Но подразумеваются также и то, что существует форма взаимных отношений (прав и обязанностей). Исходя из всего вышеперечисленного, можно смело утверждать, что конституционно-правовые нормы регулируют общественные отношения.

Итоги

Данная статья раскрыла понятие, особенности и виды конституционно-правовых норм, также затронула историю Конституции, как человек связан с правовыми нормами и т. д. Классифицировать данные категории можно по самым различным основаниям. Например, по характеру действия, содержанию или форме.

Но не стоит забывать тот факт, что по юридической силе данные нормы неодинаковые. У Конституции они являются главными, чему устав субъектов Российской Федерации не должен никак противоречить. Иначе закон или какое-либо решение будет недействующим. Этот четко и ясно прописано в части второй, статье шестнадцатой.

А приоритет в главе первой (об основах конституционного строя).

Конституционные формы различаются по характеру основного назначения и содержания своих же предписаний. Классифицируются на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. Но стоит также учитывать и роль в конституционном механизме. Выделяются процессуальные и материальные нормы. Первые – это процедуры и формы, где реализуются вторые. Материальная регламентирует содержание отношений.

Источник: https://FB.ru/article/460106/konstitutsionno-pravovyie-normyi-osobennosti-ponyatie-vidyi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.